Платон в медицине кратко

Обновлено: 02.07.2024

Онтологизация современного знания связана с обращением к субстратности и субстанциональности, особенно в антропологии и в медицинском познании. Философская антропология как наиболее общая система знаний о человеке в этом процессе выполняет функцию рефлексивной теории, обобщающей данные конкретно-антропологических дисциплин, и в силу этого становится по отношению к ним методологической основой наиболее общего уровня. Для неё остаётся свой собственный аспект человекознания, сыгравший гносеологическую роль в развитии психофизиологических представлений. Понимание психофизиологической проблемы в истории философии науки и естествознании с момента постановки тяготело к теоретико-методологическому единству в исследовании рефлекторного аппарата и аппарата проявления психических способностей. Это объясняет объективные проявления жизни, способствуя оформлению целостной модели человека, в которой нуждается медицинская наука.

Антропофилософское представление о языческом типе человека связано с греко-античной идеей. В мифологических формах познания человек не рассматривается как самостоятельная сущность; в примитивных формах антропологии он суть часть Вселенной и подражание ей как первообразу. В античное время модель человека определяет тип сознания, его специфичность как способность отражать и интерпретировать факты, исходя из существующих знаний. Человеческое мировоззрение здесь непосредственно связано с психологическими особенностями языческого типа человека: высокой степенью слияния с окружающей природой, интеграцией с общинным коллективом, сильной эмоциональной чувствительностью. Человек соизмеряет свой путь с природными явлениями, созерцая. Созерцательность не является бездеятельностью в античное время; постепенно она начинает носить все более рационалистический характер, отражая внутреннюю позицию индивида. В мире языческого человека взаимодействуют божественная и животная природа.

Диалектическое мышление Платона, отраженное в его работах о природных феноменах и процессах их возникновения [5, c. 421], позволило ему усмотреть как внутреннюю противоречивость каждой вещи, так и цельность любого феномена на его идеальном уровне. Поэтому в исследовании природы болезни он исходит из роли системоорганизующей первичности идеального как в природе организма, так любого описываемого им феномена вообще. Следовательно, у Платона как создателя первого идеалистического учения основа методологии всех лечебных воздействий сводится к зависимости частей организма от организма как целого и лечению души путем обрядности и религиозных песнопений.

Данная группа методов, о которой говорится у Платона, классифицируется в современной теории общего и медицинского познания как ритуальная. Именно она является исторически основополагающей в религиозной медицине, которая оформляется при пересечении античного стиля мышления с религиозным на базе мифологической картины мира. В платонизме терапевтический потенциал методов данной группы активно реализуется через мировоззрение.

Так, в его выводах и рассуждениях об основе различных лечебных воздействий можно найти сходство с терапией Древней Месопотамии. Она изначально представляла собой смесь магических и мистических действий с рациональными приёмами. Например, для отпугивания демона, вызвавшего болезнь, широко использовали амулеты, талисманы, идолы добрых духов, дощечки с молитвами и заклинаниями у дверей жилища больного. Помимо молитв и заклинаний применялись также и ритуальные действия. Так, лечение (прием лекарственного средства и т. п.) нередко сопровождалось такими ритуальными действиями, как разматывание клубка шерсти, рассыпание и сбор в кучку зерен, сковывание больного и освобождение его от оков [3].

Анализируя стиль мышления античного периода развития медико- философского знания, следует особое внимание уделить на то, что вопросы терапевтического потенциала в методологии лечения в это время четкой постановки не имеет, но в рамках постановленной впервые психофизической проблемы вопрос о потенциале метода в ритуальных методах имплицитно связан с человеческими возможностями.

Поэтому, под терапевтическим потенциалом метода в широком смысле, на наш взгляд, следует понимать возможности данного метода (когнитивные (познавательные), инструментальные и др.), исторически сложившиеся и существующие относительно восстановления психофизиологического ресурса организма и используемые конкретной медицинской школой. Психофизиологические возможности, понимаемые в медицинской практике как адаптивный потенциал (ресурс), переводятся в действительность посредством метода, т. е. при наличии соответствующих условий – у Платона основными условиями были названы условия для реализации способностей души.

Взаимодействие духовного и телесного начал – проблема, которая в античности решается противоречиво, на основе метафизических принципов. Душа рассматривается метафизически как первая актуализация естественного тела. Платоновское её понимание как вечно существующего бестелесного начала, организованного из разума, желаний, чувственности существует долго, и структура телесности как органического понимается из конечных причин, а не из материальных.

Современная наука приобрела возможность расшифровывать основу эффектов духовной деятельности, информационную по своей природе. Детерминистические представления о проявлении взаимоотношения духовного и телесного всегда предполагали выяснение причинных связей в рамках нейродинамики мозга как саморегулирующейся системы. Вопрос о влиянии психического, идеального на физиологическое, материальное сводится к тому, что психическое, являясь информационным содержанием мозговых нейродинамических кодов, управляет в том же смысле, в каком управляет информация как таковая. Производящим началом информационной причины выступает специфическая структура кода, в которой воплощена информация. "Воздействие души на тело" означает перенос информации с помощью нейродинамического сигнала. Как реальности чисто духовного характера собственные мысли и чувства воспринимаются человеком изнутри. Эта интроспекция – причина дуалистического разделения души и тела. Носителем процессов, протекающих в иерархической структуре мозга, является слово, соответствующее значение которого фиксируется субъективным опытом. В организме это значение связано с рефлекторным актом. Современное научное понимание воздействия духовного на телесное в человеке исходит из понимания того, что рефлекторная деятельность представляет собой физиологическую и психическую деятельность одновременно. Идеальный субстрат высших психических функций человека (типы и системы интеллекта) составляют система физиологических органов мозга. Посредством информационного обмена производится рефлекторная взаимосвязь коры мозга и системы внутренних органов. Социальное поведение и саморегуляция процессов в организме, таким образом, осуществляются благодаря механизму передачи и преобразовании информации по принципу обратной связи [4, с. 47].

Таким образом, медико-философское значение древнего периода сводится к платонизму. Учения Платона занимают важное место в истории науки и медицинского познания. Так, религия без знания основ философии Платона интеллектуально бессильна. Православное богословие основано на платонической топике, без знания Платона христианство остается приблизительным, для обычных христиан это необязательно, и они могут впитывать элементы платонизма через святоотеческое предание, то есть опосредованно и фрагментарно, но для священников, и в первую очередь, богословов знакомство с платоновской топикой является обязательным.

На современном междисциплинарном этапе развития медицины и практической сформированности антропоцентрического стиля мышления сохраняет актуальность утверждение Платона о том, что организм не может функционировать нормально, если поврежден в своей системной целостности хотя бы один его элемент.

1.Врачи – философы. Монография / Чикин С. Я. – Москва: Медицина, 1990. - 384 с.

2. История медицины: учебник / М.П. Мультановский. – 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Медицина,1967. – 272 с.: ил.

3. История медицины 4-е издание. / Сорокина Т. С. – Москва: Изд-во Academia, 2005. - 560 с.

4.Песоцкая Е.Н. Эволюция методологии социального анализа человека в истории науки (антропофилософский аспект): монография. /Песоцкая Е.Н. – Саранск: Изд-во Мордовского университета, 2015. - 112 с.

Физиология:

Популярные разделы сайта:

Солидарная концепция организма. Платон и Аристотель в медицине

В этот же период времени параллельно формировалось иное направление в медицине, согласно ему причиной болезни считали нарушение плотных структур и составных частей организма — солидарная (от латинского solidus — твердый) концепция. Мотивом для формирования этой гипотезы послужило созданное в этот период времени Демокритом (460 г. до н.э.) первое атомистическое учение.

Он считал, что все природные тела, в том числе и человек, состоят из мельчайших материальных частиц — атомов. Атомы неизменны, вечны, непроницаемы и неделимы, однако имеют разный объём и форму, что и обуславливает различие явлений.

Гуморальная и солидарная концепции были для древнего периода прогрессивны, поскольку возникновение и развитие болезни связывали с конкретным материальным субстратом.

концепции организма

Платон (428 г. до н.э.) — наиболее яркий представитель идеалистического направления в науке. Согласно его учению, идеи (и высшая среди них — идея блага) — вечные и неизменные умопостигаемые проблемы всего преходящего и изменчивого бытия. Вещи рассматривали как подобия и отражения идей. Платон считал, что душа представляет собой бессмертную нематериальную субстанцию, независимую от тела, и допускал существование смертных душ, которые осуществляют управление отдельными функциями организма.

Аристотель (384 г. до н.э.) воспринимал человека как микрокосм, представляющего собой элемент прекрасно организованного гармоничного тела, именуемого Космосом. Человек и его жизнь олицетворяют собой единство материи и формы, причём материей является тело, а формой — душа, которую Аристотель назвал энтелехией. Признавая вечность и неизменность формы, он, тем не менее, утверждал, что в существующей действительности форма и материя едины, и что человека необходимо рассматривать как единство этих двух реалий.

Платон – древнегреческий философ, ученик Сократа и учитель Аристотеля. Платон является первым философом, чьи труды сохранились не в кратких отрывках, цитируемых другими, а в полном объеме.

В биографии Платона найдется немало интересных фактов, связанных с его личной жизнью и философскими взглядами.

Итак, перед вами краткая биография Платона.

platon

Биография Платона

Точная дата рождения Платона до сих пор остается неизвестной. Считается, что он появился на свет на рубеже 429 и 427 до н. э. в Афинах, а возможно и на острове Эгине.

Между биографами Платона по-прежнему не утихают споры относительно имени философа. Согласно одному мнению, в действительности его звали Аристоклом, тогда как Платон – его прозвище.

Детство и юность

Платон рос и воспитывался в аристократической семье.

Согласно преданию отец философа, Аристон, происходил из рода Кодра – последнего правителя Аттики. Мать Платона, Периктиона, была потомком знаменитого афинского политика и поэта Солона.

У родителей философа также родилась девочка Потона и 2 мальчика – Главкон и Адимант.

Все четверо детей Аристона и Периктионы получали общее образование. Стоит отметить, что наставником Платона был досократик Кратил, последователь учений Гераклита Эфесского.

В ходе своего обучения, Платон лучше всего усваивал литературу и изобразительное искусство. Позже, он серьезно увлекся борьбой и даже принимал участие в Олимпийских играх.

platon

Отец Платона являлся политическим деятелем, который стремился к благополучию своей страны и ее граждан.

По этой причине Аристон хотел, чтобы его сын стал политиком. Однако Платону не очень нравилась эта идея. Вместо этого, он с большим удовольствием занимался написанием стихов и пьес.

Как-то раз, Платон повстречал зрелого мужчину, с которым у него завязался диалог. Он был настолько впечатлен рассуждением собеседника, что пришел в неописуемый восторг. Этим незнакомцем был Сократ.

Философия и взгляды

Идеи Сократа разительно отличались от взглядов того времени. В его учениях основной акцент делался на познании природы человека.

Платон внимательно слушал речи философа пытаясь, как можно глубже проникнуть в их суть. О своих впечатлениях он неоднократно упоминал в собственных произведениях.

В 399 г. до н.э. Сократа приговорили к смертной казни, обвинив его в не почитании богов и пропаганде новой веры, которая развращала молодежь. Философу позволили произнести защитную речь, перед смертным приговором в виде испития яда.

sokrat-i-platon

Сократ и Платон

Казнь наставника серьезно повлияла на Платона, который возненавидел демократию.

В скором времени мыслитель отправился в путешествие по разным городам и странам. В данный период биографии он успел пообщаться со многими последователями Сократа, включая Эвклида и Феодора.

Кроме этого Платон общался с мистиками и халдеями, которые побудили его увлечься восточной философией.

После долгих путешествий, мужчина приехал в Сицилию. Он совместно с местным военачальником Дионисием Старшим, задался целью основать новое государство, в котором верховная власть должна была принадлежать философам.

Возвратившись в родные Афины, Платон сделал некоторые поправки в отношении создания идеального государственного устройства.

Результатом данных размышлений стало открытие Академии, в которой Платон начал обучать своих последователей. Таким образом было образовано новое религиозно-философское объединение.

Платон давал знания ученикам посредством диалогов, которые по его мнению позволяли человеку лучше всего познать истину.

Преподаватели и ученики Академии жили вместе. Интересен факт, что выходцем Академии был и знаменитый Аристотель.

Идеи и открытия

Философия Платона строится на теории Сократа, согласно которой истинное познание возможно только в отношении не субъективных понятий, которые составляют самостоятельный бестелесный мир, сосуществующий миру чувственному.

platon-i-aristotel

Платон и Аристотель

Бытие – это абсолютные сущности, эйдосы (идеи), на которые не оказывают влияние пространство и время. Эйдосы автономны, а, следовательно, только их можно познать.

С Платоном неоднократно вступал в жаркие споры Диоген Синопский, который являлся последователем школы киников. Впрочем, Диоген спорил и со многими другими мыслителями.

Чтобы ученики своевременно приходили на занятия, Платон изобрел приспособление, на основе водяных часов, которое подавало сигнал в заданное время. Так был придуман первый будильник.

Личная жизнь

Платон пропагандировал отказ от частной собственности. Также, он проповедовал общность жен, мужей и детей.

Вследствие этого, все женщины и дети становились общими. Поэтому нельзя выделить одну жену у Платона, как и нельзя точно определить его биологических детей.

platon

Смерть

Философ умер естественным образом, прожив долгую и насыщенную жизнь. Платон скончался в 348 (или 347) году до н.э., прожив около 80 лет.

Платон

Имя Платона – философа, жившего в древней Греции, известно не только студентам исторических и философских факультетов. Его учение и труды знамениты во всем мире благодаря усилиям, которые приложили сторонники и ученики платоновской школы сразу еще при его жизни. В результате чего, идеи Платона получили распространение стали быстро распространяться по Греции, а потом и по Древнему Риму, а оттуда и в его многочисленные колонии.

Жизнь и деятельность философа была разнообразной, что связано с особенностями греческого общества 5-4 вв. до н.э.

Формирование мировоззрения Платона

На учение философа большое влияние оказали происхождение, семья, образование, политическая система Эллады. Биографы Платона считают, что родился он либо в 428, либо в 427 г. до нашей эры, а умер в 348 или 347 году до н.э.

В момент появления на свет Платона в Греции шла война между Афинами и Спартой, которая получила название Пелопоннесской. Причиной междоусобной борьбы было установление влияния над всей Элладой и колониями.

Аристокл появился на свет в Афинах. Его семья считалась довольно знатной и аристократической, ведущей родство от царя Кодра. Об отце мальчика практически ничего неизвестно, скорей всего, его звали Аристон. Мать – Периктиона – принимала активное участие в жизни Афин. Среди родственников будущего философа числился выдающийся политический деятель Солон, древнегреческий драматург Критий, оратор Андокид.

У Платона была одна сестра и три брата – два родных и один сводный, и ни один из них не увлекались политикой. Да и сам Аристокл предпочитал читать книги, сочинять стихи, беседовать с философами. Этим занимались и его братья.

Мальчик получил очень хорошее на то время образование, которое состояло из посещения уроков музыки, гимнастики, грамоты, рисования, литературы. В юношеские годы он стал сочинять собственные трагедии, эпиграммы, которые посвящались богам. Увлечения литературой не мешало Платону принимать участие в различных играх, соревнованиях, турнирах по борьбе.

На философию Платона огромное влияние оказали:

  • Сократ, который перевернул жизнь и мировоззрение юноши. Именно Сократ подарил Платону уверенность в том, что есть истина и высокие ценности в жизни, которые могут подарить блага, красоту. Получить эти привилегии можно только через тяжелый труд, самопознание и совершенствование.
  • Учение софистов, утверждавшие, что существует социальное неравенство, а мораль – это выдумка слабых, и для Греции лучше всего подходит аристократическая форма правления.
  • Евклид, вокруг которого собирались ученики Сократа. Некоторое время они вспоминали учителя, переживали его смерть. Именно после переезда в Мегару у Платона возникла идея путешествия по миру, который верил, как и его учитель, что мудрость передается от других людей. А для этого нужно ездить и общаться.

Путешествие

Историки не до конца установили, куда сначала отправился Платон. Возможно, что это был Вавилон или Ассирия. Мудрецы из этих стран дали ему знания о магии и астрономии. Куда последовал странствующий грек, биографы только могут предполагать. Среди версий – Финикия, Иудея, Египет, несколько городов Северной Африки, где он встретился с величайшими математиками того времени – Феодором и Аристиппом. У первого философ брал уроки математики, стал постепенно сближаться с пифагорейцами. О их влиянии на платоновскую философию говорит то, что Платон изучал различные символы Космоса и человеческого бытия. Пифагорейцы помогли сделать учение философа более четким, строгим, стройным, последовательным и всесторонним. Эти принципы он потом использовал для рассмотрения каждого предмета и создании собственных теорий.

Компанию Платону в путешествии составил Эвдокс, который прославил Элладу в области астрономии и географии. Вместе они посетили указанные выше страны, а потом длительное время остановились на Сицилии. Отсюда он последовал на Сиракузы, где познакомился с тираном Дионисием. Поездка продлилась до 387 года до нашей эре.

Из Сиракуз Платон вынужден был бежать, опасаясь преследования тирана. Но домой грек не добрался. Его продали в рабство на острове Эгина, где его купил один из местных жителей. Платона сразу отпустили на свободу.

После долгих странствий философ снова оказался в Афинах, где купил дом с садом. Ранее тут находилось языческое святилище, посвященное богине Афине. По легенде, местность была подарена Тесеем герою Академу за особые заслуги. Он приказал высадить тут оливы и обустроить святилище.

Платоновская Академия

Жители Афин довольно быстро стали называть место, где проживал Платон, Академией. Это название охватывало и сады, и гимнасий, и рощи. В 385 году до нашей эры сформировалась философская школа, которая существовала до 5 в. н.э., т.е. до времени окончания античности.

Академия по форме представляла объединение мудрецов, которые служили Аполлону и различным музам.

Академию еще называли мусейоном, а ее основателя – схолархом. Интересно, что еще при жизни был назначен преемник Платона, которым он сделал своего родного племянника.

Главными предметами в школе были астрономия и математика, занятия происходили по общей и индивидуальной системе. Первый тип занятий подходил для широкой публики, а второй – только для довольно узкого круга людей, которые хотели изучать философию.

Ученики Академии и жили в гимнасии, поэтому должны были следовать строгому распорядку дня, установленного самим Платоном. По утрам учеников будил звон будильника, который сделал философ самостоятельно. Учащиеся жили довольно аскетично, как проповедовали пифагорейцы, питались все вместе, много времени проводили в тишине, думали, очищали собственные помыслы.

Занятия в Академии вели и Платон, и его ученики, и выпусники философской школы, которые успешно завершали курс обучения. Беседы проходили в саду или роще, доме, где была оборудована специальная экседра.

Ученики платоновской Академии особое внимание уделяли изучению следующих наук:

  • Философию;
  • Математику;
  • Астрономию;
  • Литературу;
  • Ботанику;
  • Право (в том числе, и законодательство, устройство государств);
  • Естествознанию.

Среди учеников Платона были Аристотель, Ликург, Гиперил, Филипп Опунтский, Демосфен.

Последние годы жизни

Когда Платону было больше 60 лет, его снова пригласили в Сиракузы, где правил Дионисий-младший. По заверениям Диона правитель стремился получать новые знания. Платону удалось переубедить тирана о том, что тирания является неэффективной формой правлений. Это Дионисий-младший признал довольно быстро.

Из-за сплетен и махинаций недругов Дион был выслан своим правителем из Сиракуз, поэтому и перебрался жить в Афины, в Академию Платона. Следом за своим другом домой вернулся и пожилой философ.

Еще один раз Платон посещал Сиракузы, но разочаровался окончательно в Дионисии, увидев его вероломство по отношению к другим. На Сицилии остался Дион, погибший в 353 г. до н.э. Новость о смерти друга сильно подкосила философа, он стал постоянно болеть и пребывать в одиночестве. Год и день смерти Платона точно не установлены. Считается, что умер он в день своего рождения. Перед кончиной он дал свободу своей рабыне, приказал составить завещание, по которому небольшое имущество философа было роздано друзьям.

Великого грека похоронили в Академии, где жители Афин поставили Платону памятник.

Работы Платона

  • 13 писем;
  • Апологию Сократа;
  • 34 диалога.

Именно из-за диалогов исследователи и спорят постоянно. Самыми лучшими и известными творениями в диалоговой форме считаются:

  • Федон;
  • Парменид;
  • Софист;
  • Тимей;
  • Государство;
  • Федр;
  • Пир;
  • Парменид.

Один из пифагорейцев, которого звали Трасилл, служивший астрологом при дворе римского императора Тиберия, собрал и издал сочинения Платона. Философ решил разбить все творения на тетралогии, в результате чего появились Алкивиад Первый и Второй, Соперники, Протагор, Горгий, Лисид, Кратил, Апология, Критон, Минос, Законы, Послезакония, Письма, Государство и другие.

Известны диалоги, которые были изданы под именем Платона.

Большинство произведений Платона написаны в форме диалога, в котором проводились судебные заседания и разбирательства в Древней Греции. Подобная форма, как верили греки, помогала адекватно и правильно отразить эмоции, живую речь человека. Диалоги лучше всего соответствовали принципам объективного идеализма, концепцию которого разработал Платон. Идеализм основывался на таких принципах, как:

  • Примат сознания.
  • Преобладание идей над бытием.

Особенности учения Платона

Таким образом, онтология Платона строится на соединении трех идеальных субстанциях, существующих объективно. Они вообще не связаны с тем, что думает и делает человек.

Познание занимало особое место в философии ученого. Платон считал, что нужно познавать мир через собственное познание, любить идею, поэтому он отвергал чувства. Источником настоящего, т.е. истинного познания могут стать познания, а чувства стимулируют процесс. Познать идеи можно только через разум, ум.

Диалектическая концепция Платона постоянно менялась, что зависело от окружения и взглядов, которые исповедовал грек. Диалектику ученый считал отдельной наукой, на которой основываются другие научные области и методы. Если рассматривать диалектику как метод, то будет происходить разделение единого на отдельные части, которые потом можно свести в целое. Такое понимание единого еще раз доказывает противоречивость онтологического знания Платона.

Путешествие по разным странам оказало особое влияние на формирование социальной философии Платона, который впервые во всей Греции систематически изложил знания о человеческом обществе и государстве. Исследователи считают, что эти понятия философ отождествлял.

Среди основных идей, которые выдвигал Платон касательно государства, стоит отметить такие, как:

  • Люди создавали страны, поскольку это была естественная потребность объединяться. Целью такой формы организации общества было облегчение условий жизни, существования, хозяйственной деятельности.
  • Люди стремились полностью удовлетворить собственные потребности, поэтому и стали привлекать других к решению собственных проблем.
  • Желание избавиться от нужды – один из основных инструментов того, почему люди стали создавать государства.
  • Между душой человека, государством и космосом есть невидимая связь, поскольку у них есть единые начала. В государстве можно найти три начала, которые соответствуют началам в человеческой душе. Это разумное, вожделеющее, яростное, которые соотносились с совещательным, деловым и защитным. Из делового начала возникали три сословия – философы, которые были правителями, воины, становившиеся защитниками, ремесленники и земледельцы, которые выполняли роль производителей.
  • Если каждое из сословий будет правильно выполнять свои функции, тогда государство можно трактовать, как справедливое.

Платон признавал существование только трех форм правления – демократии, аристократии и монархии. Первую он отбросил, поскольку демократический режим Афин убил Сократа, который был учителем философа.

Одновременно с этим философ пытался найти образ справедливого человека, который из-за демократии будет иметь извращенные идеи и ум. Избавиться от демократии можно только с помощью философов, которых ученый считал истинными и правильно мыслящими людьми. Поэтому он считал, что философы обязаны занимать только самые высокие должности в государстве, управлять другими.

Но особое внимание заслуживает космологическое учение Платона, который понимал Космос и Вселенную, как шар. Его сотворили, поэтому он является конечным. Создал Космос демиург, который и навел в мире порядок. Мир имеет собственную душу, т.к. является живым существом. Интересно расположение души. Она находится не внутри мира, а обволакивает его. Мировая душа состоит из таких важных элементов, как воздух, земля, вода и огонь. Эти стихии Платон считал главными в создании мира, в котором присутствуют и гармония, и отношения, выраженные числами. Такая душа имеет собственное познание. Мир, сотворенный создателем, способствует появлению множества кругов – звезд (они не являются неподвижными) и планет.

Платон мыслил структуру мира так:

  • На самом верху находился ум, т.е. демиург.
  • Под ним располагалась мировая душа и мировое тело, которое принято называть Космосом.

Все живое – это творение Бога, который создает людей с душами. Последние, после смерти своих владельцев, переселяются в новые тела. Душа – нематериальна, бессмертна, а поэтому будет существовать вечно. Каждая душа создает демиургом только один раз. Как только она покидает тело, то попадает в так называемый мир идей, куда душу переносит колесница с конями. Один из них – это символ зла, а второй – чистоты и незамутненности. Из-за того, что зло тянет колесницу вниз, она падает, и душа снова попадает в физическое тело.

Душа у Платона, как и все, имеет определенную структуру. В частности, на состоит из вожделения, рассудительности и пыла. Это позволяет человеку мыслить, особенно в процессе постижения и познания истины. Следствием этого становится то, что человек постепенно, через внутренние диалоги, решает собственные проблемы, противоречия, находит истину. Без такой логической связи найти объективность невозможно. Философия Платона говорит о том, что человеческое мышление имеет собственную диалектику, которая позволяет постичь суть вещей.

Идеи древнегреческого философа смогли развить дальше только мыслители 19 в., которые вывели диалектику на новый уровень. Но ее основы были заложены в античной Греции.

Идеи и философия Платона развивались и после его смерти, проникнув в средневековую и мусульманскую философские мысли.

Платон (др. греч. Πλάτων 428/427 до н.э.— 348/347 до н.э.)— великий античный философ, родоначальник объективного идеализма, первый из плеяды известных философов, чьи произведения дошли до наших дней в полном объеме. Они включают в себя 36 работ, поделенных на 9 тетралогий. Платон разработал учение об идеальном государстве, концепцию трех частей души, развивал идею всемирного блага. Создал Академию, в которой проходили обучение лучшие умы своего времени.

Детство и юность

Платон

Около восьми лет молодой философ ни на шаг не отходил от Сократа, внимая всему, что он говорил. Позже огромный авторитет наставника выразится в присутствии его образа в знаменитых платоновских диалогах.

Сократ наглядно показал ученику трагизм современного общества и его стремительный путь к гибели. Эти глубокие размышления навели Платона на мысль о попытках спасти разрушающуюся ойкумену посредством обращения к рационализированному мифу и утопии.

Период путешествий

В 399 году до н.э. против Сократа состоялся суд, на котором его обвиняли в развращении молодого поколения и почитании других богов. Несмотря на яркую защиту, текст одной из которых написал сам Платон, великого философа приговорили к смертной казни методом принятия яда. Долгое время считалось, что причиной смерти была цикута, сейчас выдвигаются иные версии.

Разочаровавшись в афинской демократии, Платон покидает родной город, отправляется в Мегары и успел поучаствовать в Коринфской войне. Затем его путь лежал в Египет, где он активно общался с местными жрецами. Побывал философ и в Кирене, встретившись с математиком Феодором, после чего переезжает в Италию, где он знакомится с пифагорейцами и представителями эпеатизма Зеноном и Парменидом.

Платон

Академия Платона

Интересно, что открытие школы Платоном приходится на жизненный период акмэ, когда мужчина, достигший 40 лет, мог заниматься политикой. Среди платоновских академиков будут не только выходцы из античного мира, но и много восточных ученых. Среди них был астроном Евдох, появление которого ознаменовало заметный акцент Академии на Восток. Также здесь обучался знаменитый философ Аристотель. Как и Сократ, Платон был сторонником женского образования, поэтому в Академии учились представительницы прекрасного пола, самая известная из которых Аксиопея сумела добиться больших успехов в натурфилософии и физике. Своему детищу Платон посвятил около 40 лет своей жизни, лично занимаясь преподаванием. За это время он только пару раз покидал Афины.

Платон

Одна из таких поездок состоялась на Сицилию, где в 367 году до н.э. скончался Дионисий Старший. Платон надеялся вразумить его преемника Дионисия Младшего и мечтал добиться появления на троне философа, управляющего государством, в котором торжествуют мудрые и справедливые порядки. Однако эту миссию нельзя назвать успешной, так как со временем новый правитель охладел к платоновским воззрениям и выслал его за пределы острова. Подобная участь досталась и Диону, которого обвинили в заговоре. Еще один раз он побывает на Сицилии в 361 году до н.э., но и на этот раз не найдет понимания, пробыв какое-то время в сицилийском плену.

Философские работы

Платон

Философские взгляды Платона

Платон обогатил мировую науку новыми идеями, которые стали достоянием философской мысли. В его воззрениях видна приверженность к идеализму. Он открыл существование мира идей, находящемуся на небе. Там царит вечный порядок и стабильность, ведь идея никогда не умирает. Платоновский мир является божественным порядком, в котором все стремится к высшей цели-Благу.

Платон

Личностные особенности Платона

До наших дней дошло немало бюстов, отражающих внешние данные философа. По мнению авторов скульптур, он был высок и широк в плечах, что подтверждают и письменные свидетельства. Ряд источников характеризуют Платона как мрачного и угрюмого человека, с трудом переносившего любые радостные события в жизни. При этом философ был напрочь лишен гордыни и честолюбия и, несмотря на свой родовой аристократизм, всегда старался проявлять уважение даже к тем, кто был ниже его по положению.

Его судьба оказалась весьма трагической, что хорошо прослеживается в главных ее эпизодах. Осуждение и смерть Сократа разрушили веру в силу слова, а кризис демократического общества и полисной системы – в возможности человеческого разума. Судорожно ощущая наступление эллинизма, он находит выход в развитии утопического учения.

Скончался великий философ в Афинах в 347 году до н.э., похоронен в Академии.

Читайте также: