История возникновения ушу кратко

Обновлено: 05.07.2024

С 618 года формы ушу стали систематизироваться. Например, Сунский генерал начал обучать своих солдат созданному им стилю. В XIV – начале ХХ вв ушу было наиболее популярным в Китае. Во время минской эпохи появилось первое сочинение, описывающее разные стили и направления ушу. В то же время были введены военные экзамены по ушу. Кроме военного ушу, которое применялось в бою, стали появляться новые стили ушу, которые были основаны на разных принципах и различных философских школах.

Когда появилось огнестрельное оружие значение ушу, как военного искусства сильно снизилась, и ушу стало превращаться в систему совершенствования личности человека, с глубоким философским обоснованием. В этот период ушу наиболее способствовало совершенствованию индивидуального мастерства, а также способствовало распространению ценностей Даосизма, Буддизма и Конфуцианства. Именно в этот период появляются основополагающие книги о занятиях ушу. В период народного восстания по всей стране стали появляться скопления крестьян, обученных мастерами ушу для борьбы с другими военными странами, захватившими Китай. Такие группы стали называться кулаки согласия и справедливости.

Количество людей, занимающихся ушу, сильно снизилось после Синь-хайской революции, но с 1928 года популярность этого древнего искусства снова возросла. По всему Китаю начинают открываться секции, проводиться соревнования. В 1936 году команда мастеров ушу едет в Берлин, чтобы участвовать на показательных выступлениях на открытии Олимпиады в Берлине.

В 1949 году ушу признаётся официальным видом спорта в Китае и включается в программу Всекитайских соревнований. Для создания правил участия в соревнованиях в 1958 году в Китае создаётся специальная ассоциация ушу. По всей стране открываются школы ушу.

В 1991 году создается Международная федерация ушу, ушу (таолу) включается в программу Олимпийских игр 2008 года, так начинается новая страница в истории этого красивого вида спорта.

Испокон веков люди непрерывно стремились к постоянному самосовершенствованию. Причем самопознание и саморазвитие подразумевает не только духовную составляющую, но и укрепление физической формы своего тела. В частности, на протяжении многих сотен лет человечество активно практикует различные виды боевых искусств. Что такое ушу, где оно возникло, и какие есть виды? Это мы и рассмотрим в данной статье. Особое внимание уделим его истории и фундаментальной основе.

ушу что такое

Историческая справка

Первооснова

В период с 618 по 1279 гг. нашей эры ушу появилось в наиболее понятном для современного человека виде. Сформировался определённый образ этого воинского искусства. Например, генерал по имени Юэ Фэй давал уроки своим подчиненным, на них он учил придуманному им стилю Юэцзяцюань.

ушу для детей

Максимального пика своего развития ушу (что такое вы поймете, прочитав статью) достигла в эпоху правления династий Цинн и Мин. Стоит заметить, что писатель минского периода Ци Цзигуан в своем трактате систематизировал стили и виды боевого искусства. Кроме того, уже тогда в армии были введены экзамены по основам такой разновидности рукопашного боя. Однако, здесь немаловажным аспектом является то, что стили ушу, развивающиеся вне военных подразделений, эволюционировали и проявились в большом разнообразии. Практически в каждом регионе страны были свои мастера и свои разновидности ушу.

Новый этап развития

Боевое ушу значительно трансформировалось после того, как человеческая раса изобрела огнестрельное оружие. В связи с этим ушуисты стали больше сосредотачиваться на внутреннем самосовершенствовании, но все же искусство осталось полноценной системой подготовки бойца. Кстати, модернизация вооружения послужила созданию основополагающих трактатов ушу:

  • "Цюань и шу чжэнь”;
  • “Багуацюань сюэ”;
  • “Тайцзицюань сюэ”
  • другие.

школа ушу

Обобщенное определение

Что такое ушу? В дословном переводе слово означает воинское искусство. Что оно представляет собой на практике легко понять, посмотрев на движения бойцов, практикующих этот стиль. Внимательно отследив их движения, станет ясно, что каждый прием в своей основе содержит практический навык, приобретённый человечеством за всю историю его существование. Здесь имеют место и различные орудия труда, используемые в сельском хозяйстве, и холодные виды оружия, и другие вспомогательные приспособления.

Ушу сегодня

В нашем веке в Китае имеется несколько сотен разнообразных стилей ушу. Для детей это искусство выживания и самовоспитания подходит как нельзя лучше, ведь ребенок не только научится приемам самозащиты, но и освоит баланс своего тела, уважение к сопернику. Он сможет контролировать свои эмоции.

Что касается разделения техник и направлений ушу, то происходит оно, как правило, по географическому принципу. Самыми основными центрами древнего боевого таинства является Шаолинь, Эмэйсике и Уданские горы. Хотя, справедливости ради заметим, что сегодня практически нет ни одного города в Поднебесной, где бы ни практиковала хотя бы одна школа ушу.

стили ушу

Разделение

боевое ушу

Особенности подхода

Государственная поддержка

В 1979 году комитет, курирующий физическую культуру и спорт, дает поручение команде из нескольких мастеров ушу осуществить работу, направленную на составление энциклопедии. В этой книге в итоге были указаны все существующие школы и разновидности ушу. Шестилетний период работы позволил запечатлеть на видеоплёнке примерно 500 стилей этого боевого искусства и сгенерировать реестр учителей.

боевое ушу

Соревнования

Спортивное ушу сегодня набирает с каждым днем все больше оборотов. Отметим основные виды:

  • Ушу-таолу. Подразумевает демонстрацию определённого комплекса движений на специальном ковре. Каждый элемент должен быть выполнен четко и в указанной последовательности. Члены команды различаются по стилю. В конце выступления судьи выставляют общий бал каждой команде. Укажем, что это направление требует от спортсмена не только хорошей физической подготовки, но и оптимальной психологической устойчивости, а также умения работать в коллективе.
  • Саньшоу. Иное название вида – саньда. В этом стиле происходит бой в полный между двумя борцами. Каждый из спортсменов должен быть экипирован согласно требованиям турнира, и наносить только допустимые удары в разрешенные зоны тела человека. Запрещается бить по затылку, в пах, горло, выдавливать глаза, наносить удары локтями, добивать лежачего оппонента. Чистая победа присуждается спортсмену в только в том случае, когда его соперник оказался в нокауте или был дважды выброшен за границы ринга, не реагировал на двойной отсчет по восемь секунд. Также оценивается явное преимущество в технике и трёхкратный набор трех баллов. Важным моментом является то, что остановить схватку имеет право и доктор, если обнаружит травму у бойца, которая может нести угрозу его жизни или здоровью.
  • Боевое ушу также имеет направление под названием шуайцзяо. Этот вид борьбы уходит своими корнями в древние времена, когда на императорских застольях бойцы веселили толпу. Сегодня же спортсмены одевают на себя куртки с короткими рукавами, штаны и жесткую обувь. Разрешаются захваты за рукава, воротник, пояс и ноги. Однако запрещается захватывать только штаны. Допускается нанесение ударов ногами по ногам, но в промежутке от колена до стопы.

спортивное ушу

В 1991 году была основана Международная федерация ушу. Во многом благодаря этой спортивной организации описываемое боевое искусство стало полноправным членом программы Олимпийских игр 2008 года.

В заключение отметим, что, как показала практика, ушу для детей является не только элементом физического развития, но и той деятельностью, которая позволит им развиваться и телесно, и духовно, формируя из них достойных представителей современного общества.

История ушу

На протяжении ряда столетий Ушу (Уи) совершенствовалось, вбирая в себя методы владения различным оружием и собственным телом, став в результате неким синтезом из вещей сколь разнородных, столь и взаимно дополняющих, и превратившись не в простую систему боя, а в путь к самосовершенству.

О китайских боевых искусствах заговорили еще в 60-х гг. XX-го века, но настоящий бум наступил приблизительно с начала 70-х гг., когда стало стремительно расти число залов для занятия кунфу.

Создание в 1991 году Международной федерации ушу и включение ушу (таолу) в программу Олимпийских игр 2008 года открывает в истории этого вида спорта новую страницу.

На сегодняшний день, в мире соревнования проводятся как по ушу, так и по кунгфу разных стилей и направлений, привлекая все больше почитателей этих видов спорта и пропагандируя внутренние и внешние принципы совершенствования личности.

Если вы читали нашу предыдущую статью об истории возникновения кунг-фу , то наверняка уже знаете, что все китайские боевые искусства берут свое начало еще со времен до нашей эры. Так дела обстоят и с ушу, термин которого появился только в прошлом столетии, но традиции и опыт которых происходит с глубины времен. Собственно, об истории этого вида боевых искусств мы и хотим рассказать вам в этой статье.

Эпоха Чжаньго

Эпоха Цин и Мин

Эпоха Цин и Мин

Все последующие династии, вплоть до эпохи Цин и Мин (начало – середина прошлого тысячелетия) лишь только дополнительно развивало ушу. Опять же, в те времена существовало огромное количество школ, практикующих различные техники и стили ушу. В отличие от кунг-фу, в техники ушу вкладывалось максимальное количество усилий на физическую подготовку, тогда как кунг-фу все больше уходил в философский подтекст.

Создавались новые стили, новые направления, самым популярным из которых стал шаолинь и эмей. Именно эти направления в большей степени отвечали требования ушу, чем тот же удан, с корнем уходивший в философию. Легенды рассказывают о том, что монахи сами придумали собственный стиль боевых искусств, чтобы защититься от захватчиков.

Как бы там не было, а кунг-фу продолжило жить и развиваться. Даже когда правители Цин запретили искусство – это послужило ему на пользу, т.к. крестьяне, назло правящему режиму, начали усиленное его изучение. Кроме того, это способствовало распространению учений ушу в других странах востока, ибо беженцев было много. То же каратэ или джиу-джитсу упоминает в своих легендах о том, как китайские мастера боевых искусств побеждали их мастеров, после чего эти самые мастера обучались у китайцев ударной технике.

В общем, именно во времена правления Ци, было написано первое сочинение, которое систематизировало и упорядочило хаотичное описание различных школ и стилей. Можно сказать, что этот труд и стал первым упоминанием ушу в мире, т.к. по сути – он объединил различные боевые стили воедино. С тех пор ушу активно изучалось китайской армией, во всех его провинциях. Единственный момент в истории, когда ушу сильно ушло в упадок – это времена создания огнестрельного оружия. Из-за этого надобность в изучении ушу попросту отпадала. Именно в этот момент и популяризируется кунг-фу, как более духовное направление ушу, только с большим акцентом на жизненную и внутреннюю энергию.

Ушу в современном мире

Ушу в современном мире

Надо сказать, несмотря на общую популярность боевых стилей и единоборств на востоке, именно ушу стало тем видом боевых искусств, которое сподвигло ту же Японию создавать собственные стили. Что и говорить, изначально ударная техника карате была полностью заимствована именно из ушу, и даже удары их назывались одинаково, какое-то время.

Но в мире ушу как-то не прижилось до тех пор, пока Брюс Ли и Джеки Чан не популяризировали стиль вин чун. Это привлекло внимание запада к китайским единоборствам, примерно в 60-х годах прошлого столетия. При этом, вин чун сделало даже больше – оно акцентировало внимание не просто на ушу или кунг-фу, но заставило запад выучить то, что в этих стилях имеется множество различных направлений.

На этой ноте мы хотим завершить данную статью. Надеемся, что она вам понравилась, всем удачи и пока.

История ушу в Китае долгая и сложная, насчитывающая тысячи лет, результате которых возникли и развились сотни стилей, форм и практик.

Вплоть до династии Западная Чжоу (1027 – 771 гг. до н.э.) боевые искусства были занятиями для военных, но после краха системы рабства популярность ушу значительно выросла, охватив и гражданское население.

Народное ушу вобрало в себя аспекты военного ушу , но у этих двух категорий были разные цели. Если военное ушу было направлено на разгром противника и требовало скоординированных движений в групповых боях, с использованием навыков владения оружием, то
гражданское ушу было разработано для индивидуального боя на сцене или для поимки воров.


Гражданский вид ушу был направлен на подчинение противника без создания травмоопасных ситуаций. По мере развития обеих традиций они взаимодействовали и росли параллельно друг другу.

Традиционное ушу, объединяет в себе оба направления, имея не только кардинальные отличия, но и некоторые общие черты. Оно включает в себя китайскую философию и медицину и демонстрирует отвращение к грубой силе. Идея этого китайского вида спорта состоит в том, чтобы преобразовать меньшую силу в большую, медленную скорость в высокую, а мягкость в твёрдость. Это похоже на удары воды по твёрдой поверхности. Фактически, даже во внешних жёстких стилях движения должны быть плавными и расслабленными до точки удара. Последователи ушу не раз пытались систематизировать и классифицировать занятие по стилям.

Ярким примером этого является храм Шаолинь, вошедший в военную историю Китая. Но не всегда боевые искусства были почитаемы. Во времена последней династии правители Цин выступали против практики боевых искусств. Это включало практику храма Шаолинь, который был обвинён в укрывательстве антицинских повстанцев и впоследствии сгорел. В результате мастера боевых искусств из разных кругов организовали подпольные общества, чтобы продолжить развитие ушу.

В более поздние годы 1700-х годов мастера ушу объединили китайскую философию и медицинские теории с соответствующими навыками атаки и защиты, и создали некоторые из самых популярных внутренних стилей в современной практике.

Однако со временем на смену военному ушу пришли технологии и современное вооружение . Западные и японские державы вторглись в Китай и сильно его ослабили. Эти иностранные силы использовали современное западное оружие, которое разрушало целые армии и делало военное ушу бесполезным. Вдобавок мастера боевых искусств спровоцировали восстание боксёров в ответ на иностранную агрессию, и, хотя восстание было в конечном итоге подавлено и подавлено европейскими державами, оно оставило за собой след насилия. Это событие повлияло также на настороженное отношение GMD и CCP к боевым искусствам. Они увидели, что потенциально подрывные учения искусств проявляются в откровенном и даже жестоком вызове авторитету.


На рубеже веков в 1901 году в развитии ушу произошёл новый виток, народное ушу приобрело черты культурного, терапевтического и спортивного вида деятельности. Такой подход к ушу привёл к росту академий, которые имели более открытую среду для обучения, в отличие от распространённых в прошлом секретных тренировок.

Однако достижения в области технологий и отказ от традиционной культуры были не единственными факторами, которые угрожали месту ушу в современном Китае. В дополнение к этим двум, внедрение западной спортивной культуры бросило вызов социальному аспекту боевых искусств. В отличие от Запада, у которого были спортивные традиции, Китай не обладал аналогичной физической культурой: культурой, сосредоточенной на фитнесе и спорте. Проблема заключалась в том, что западный аналог боевых искусств считался не боевыми искусствами, имеющими боевую ценность, а скорее спортом.


Внедрение западной культуры подвинуло национальную культуру Китая, что не могло сказаться и на боевых искусствах, в том числе ушу. На тот момент было ощущение, что им нет места в современном обществе.

С другой стороны, все еще было много тех, кто считал ушу неотъемлемой частью современного китайского общества, потому что оно было исключительно китайским и воплощало многие аспекты китайской культуры даже перед лицом западного влияния. Несмотря на то, что вестернизация бросает вызов и подрывает важность боевых искусств, защитники ушу видят ценность в этом, как в чем-то уникальном, китайском. Они не верили, что Китай может добиться успеха и вернуть себе статус мировой державы только вестернизацией. Такие китайские лидеры и мыслители считали, что ушу отражает внутреннюю ценность китайской культуры и то, что ей есть что предложить остальному миру. Они хотели использовать ушу для продвижения китайской культуры не только для построения национализма, но и для его легитимации перед лицом мировых держав.

Мастера боевых искусств рекламировали ушу как способ для современных рабочих сохранить китайское тело и чувство собственного достоинства.

Однако GMD опасался его потенциально подрывных качеств и стремился получить контроль над искусством. Националистическое правительство не стремилось полностью подавить боевые искусства, а вместо этого создало академии, чтобы продвигать их как национальное искусство.


В 1928 году центральное правительство основало Национальную академию художественных исследований, или Гошу Яньцзюйгуань , и в этой академии основало две школы: Шаолинь и Удан, но в этом же году она была реорганизована в Центральную национальную художественную академию.

Надо сказать, что история ушу никогда не была гладкой и благополучной, скачки в её развитии зависели от многих факторов и политических, и социальных. Китайская Республика родилась в результате беспорядков и разрушений, войн и восстаний, которые длились сто лет. В сочетании с тем фактом, что она изо всех сил пыталась модернизироваться и ее ландшафт постоянно менялся, у людей было мало времени или энергии, чтобы беспокоиться о чем-то столь тривиальном, как отправка своих детей в школы боевых искусств.

Не способствовала развитию ушу и Культурная революция. Радикалы и красногвардейцы атаковали ушу за то, что она была отсталой, феодальной и элитарной, а спортивная культура в целом была искоренена во имя революции и реформ. Специалисты по боевым искусствам и монахи Шаолиня были избиты и пристыжены, соревнования прекращены, а практика вытеснила людей из жизни из-за чрезмерной работы и бедности. В течение короткого периода времени Чжоу Эньлай работал над восстановлением состояния спорта и физической культуры, однако это восстановление было быстро прекращено Бандой четырёх. Боевые искусства понесли огромный удар, и их прогресс в превращении в соревновательный вид спорта, а также в более широкое признание когда-то был задержан на несколько лет. Несмотря на это, Культурная революция также сыграла важную роль в дальнейшей эволюции спортивной реформы. Хотя ушу сама по себе не была целью развития, она постоянно входила в спортивную культуру и впоследствии была вовлечена в эту реформу.


Эпоха Дэн Сяопина подняла ушу на новую ступень развития. Центральное правительство взяло на себя задачу реформировать практики ушу , надеясь превратить его в искусство, более ориентированное на спорт.

Для этого было два основных стимула: один – регулировать его и лишить его прежних подрывных качеств. Другой заключался в том, чтобы узаконить китайскую культуру, превратив ушу в международный вид спорта, который нация могла бы использовать, чтобы еще раз поднять свой глобальный статус.

Что касается сдвига в восприятии, люди также стали более охотно принимать аспекты традиционной культуры, включая цигун и китайскую медицину. Боевые искусства всегда были способом оставаться здоровыми…здоровыми по- китайски.

Современное ушу отошло от своих корней, то, что когда-то было боевым искусством, используемым для самообороны и боя, превратилось в спорт эстетического исполнения. Во многом это связано с последними правилами IWUF, которые должны принять профессиональные спортсмены. Очевидно, стандартизация ушу стала главной силой, оттолкнувшей его от традиционных ценностей, и выступила в качестве средства, с помощью которого правительство выполняет свою повестку дня, связанную с боевыми искусствами.

Подробно описав, как выглядят правильные манёвры ушу и включив нанду , IWUF еще дальше отодвинул профессиональное ушу от его традиционных корней, и местные общины последовали его примеру.
Практики ушу хорошо известны и популярны во всем мире, но вот у себя на родине этот спорт не пользуется большой популярностью.

Видимо на это есть свои причины, отчасти это можно объяснить вестернизацией и подавлением правительством его практики в прошлом, другие вероятные причины — это модернизация, трудности и нестабильность. В то же время это очень сложный вид спорта, и большинство людей не желают тратить своё время на достижение какого-либо уровня в этом виде спорта.

Читайте также: