Пластический театр уильямса кратко

Обновлено: 06.07.2024

УИЛЬЯМС, ТЕННЕССИ (1911–1983), американский драматург, пьесы которого строятся на конфликте духовного и плотского начал, чувственного порыва и тяги к духовному совершенству. Как правило, его герои и героини сходятся в первобытном противоборстве, где зов плоти варьируется от наваждения и греха до возможного пути к спасению.

В откровенных Мемуарах (Memoirs, 1975) Уильямс без утайки, с самоиронией пишет о своем гомосексуализме. В позднем творчестве Уильямс исследует взаимоотношения художника и искусства. В ряде камерных пьес он создал скорбные, глубоко личные притчи о художниках, страдающих от растраты таланта и обманутых некогда восторженным приемом публики. Умер Уильямс в Нью-Йорке 25 февраля 1983.

Трамвай "Желание". Краткое содержание пьесы

Место действия пьесы - убогая окраина Нового Орлеана; Именно сюда трамвай с символическим названием "Желание" привозит Бланш Дюбуа, которая после длительной цепи неудач и утраты родового гнезда надеется обрести покой или получить хотя бы временное убежище - устроить себе передышку у сестры Стеллы. Бланш прибывает к Ковальским в элегантном белом костюме, в белых перчатках и шляпе. Она так потрясена убожеством жилья сестры, что не может скрыть разочарования. Нервы её давно уже на пределе. Бланш то и дело прикладывается к бутылке виски. За те десять лет, что Стелла живет отдельно, Бланш многое пережила: умерли родители, пришлось продать их большой, но заложенный-перезаложенный дом, его еще называли "Мечтой". Стелла сочувствует сестре, а вот её муж Стэнли встречает новую родственницу в штыки. Стэнли - антипод Бланш: если та своим видом напоминает хрупкую бабочку-однодневку, то Стэнли Ковальский - человек-обезьяна, со спящей душой и примитивными. Символично его первое появление на сцене с куском мяса в оберточной бумаге, насквозь пропитанной кровью. Стэнли не верит рассказу Бланш о неотвратимости продажи "Мечты" за долги, считает, что та присвоила себе все деньги, накупив на них дорогих туалетов. Бланш остро ощущает в нем врага, но старается смириться, не подавать вида, особенно узнав о беременности Стеллы. В доме Ковальских Бланш знакомится с Митчем, слесарем-инструментальщиком, тихим, спокойным человеком, живущим вдвоем с больной матерью. Митч, чье сердце не так огрубело, как у его друга Стэнли, очарован Бланш. Ему нравится её хрупкость, беззащитность, нравится, что она знает музыку, французский язык.

Тем временем Стэнли настороженно приглядывается к Бланш. Подслушав однажды нелицеприятное мнение о себе, высказанное Бланш в разговоре с сестрой, узнав, что она считает его жалким неучем и советует Стелле уйти от него, он затаивает зло. Боясь влияния Бланш на жену, он начинает наводить справки о её прошлом, и оно оказывается далеко не безупречным. После смерти родителей и самоубийства любимого мужа, невольной виновницей которого она стала, Бланш искала утешения во многих постелях.

Наступает день рождения Бланш. Та пригласила к ужину Митча, который незадолго до этого практически сделал ей предложение. Бланш весело распевает, принимая ванну, а тем временем в комнате Стэнли не без ехидства объявляет жене, что Митч не придет, - ему наконец открыли глаза на эту потаскуху. И сделал это он сам, Стэнли, рассказав, чем та занималась в родном городе - в каких постелях только не перебывала! Стелла потрясена жестокостью мужа: брак с Митчем был бы спасением для сестры. Выйдя из ванной и принарядившись, Бланш недоумевает: где же Митч? Пробует звонить ему домой, но тот не подходит к телефону. Не понимая, в чем дело, Бланш тем не менее готовится к худшему, а тут еще Стэнли злорадно преподносит ей "подарок" ко дню рождения - обратный билет до Лорела, города, откуда она приехала. Видя смятение и ужас на лице сестры, Стелла горячо сопереживает ей; от всех этих потрясений у нее начинаются преждевременные роды.

У Митча и Бланш происходит последний разговор - рабочий приходит к женщине, когда та осталась в квартире одна: Ковальский повез жену в больницу. Уязвленный в лучших чувствах, Митч безжалостно говорит Бланш, что наконец раскусил ее: и возраст у нее не тот, что она называла, - недаром все норовила встречаться с ним вечером, где-нибудь в полутьме, - и не такая уж она недотрога, какую из себя строила.

Бланш ничего не отрицает: да, она путалась с кем попало, и нет им числа. После гибели мужа ей казалось, что только ласки чужих людей могут как-то успокоить её опустошенную душу. А встретив его, Митча, возблагодарила Бога, что ей послали наконец надежное прибежище. Но Митч не настолько духовно высок, чтобы понять и принять слова Бланш, Он начинает неуклюже приставать к ней, следуя извечной мужской логике: если можно с другими, то почему не со мной? Оскорбленная Бланш прогоняет его.

Когда Стэнли возвращается из больницы, Бланш уже успела основательно приложиться к бутылке. Мысли её рассеянны, она не вполне в себе - ей все кажется, что вот-вот должен появиться знакомый миллионер и увезти её на море. Стэнли поначалу добродушен - у Стеллы к утру должен родиться малыш, все идет хорошо, но когда Бланш, мучительно пытающаяся сохранить остатки достоинства, сообщает, что Митч приходил к ней с корзиной роз просить прощения, он взрывается. Да кто она такая, чтобы дарить ей розы и приглашать в круизы? Врет она все! Нет ни роз, ни миллионера. Единственное, на что она еще годится, - это на то, чтобы разок переспать с ней. Понимая, что дело принимает опасный оборот, Бланш пытается бежать, но Стэнли перехватывает её у дверей и несет в спальню. После всего случившегося у Бланш помутился рассудок. Вернувшаяся из больницы Стелла под давлением мужа решает поместить сестру в лечебницу. Поверить кошмару о насилии она просто не может, - как же ей тогда жить со Стэнли? Бланш думает, что за ней приедет её друг и повезет отдыхать, но, увидев врача и сестру, пугается. Мягкость врача - отношение, от которого она уже отвыкла, - все же успокаивает её, и она покорно идет за ним со словами: "Не важно, кто вы такой. я всю жизнь зависела от доброты первого встречного".

Магистральный мотив пьес Уильямса связан с противопоставлением красоты и возвышенных идеалов жестокой действительности, что давало не раз основание критикам называть его театр "театром жестокости". Однако несмотря на то, что прекрасные и отзывчивые в своей доброте герои Уильямса обречены на поражение в бесчеловечном мире, именно они сохраняют великое достоинство человека, которое, как писал Уильямс в предисловии к одной из своих пьес, "заключено в том, что он властен сам, по собственному усмотрению установить для себя определенные моральные ценности и жить, не поступаясь ими". Такова Бланш в "Трамвае "Желание". Им противостоят жестокие насильники, стяжатели, попирающие духовные ценности. Таков Стенли Ковальский . В конечном итоге атмосфера пьес Уильямса определяется не страшными картинами, изображающими уродство, жестокость, безумие, а присущей им поэтичностью, яркой театральностью, законами созданного драматургом "пластического театра".

Уроженец штата Миссисипи ТеннессиУильямс был одной из самых сложных индивидуальностей в американской литературе середины XX века. Его творчество в основном посвящено смятению чувств и подавлению сексуальности в семье, чаще всего семье южан. Для произведений Уильямса характерны магия бесконечных повторений, поэтическая манера выражения чувств и мыслей, необычность обстановки, в которой разворачивается действие, и фрейдистское исследование полового влечения. Будучи одним из первых американских писателей, открыто признававших свою гомосексуальную ориентацию,Уильямс объяснял, что подчеркнутая сексуальность его не знающих покоя героев является выражением их одиночества. Персонажи пьес этого драматурга живут напряженной духовной жизнью и испытывают тяжелые душевные муки.
Уильямс написал более 20 многоактных пьес, многие из которых носят автобиографический характер. Он сравнительно рано достиг вершины своего творчества - в сороковых годах - в таких драматургических произведениях, как "Стеклянный зверинец" (1944 г.) и "Трамвай "Желание" (1947 г.). Ни одна из его вещей, написанных за последующие двадцать с лишним лет, не имела успеха и творческого богатства двух вышеупомянутых пьес.

Хемингуэй сравнивал свои произведения с айсбергами: “Они на семь восьмых погружены в воду, и только одна восьмая их часть видна”. Так работает система намёков и умолчаний в произведениях Хемингуэя.

Ведь из наблюдения за деталями рождался знаменитый хемингуэевский принцип айсберга.

Одна из составляющих этого принципа - передача тайного переживания через язык тела. При помощи тела - видимой части того айсберга, которым является человек, - можно составить представление о внутреннем мире - невидимой, \"подводной\" части.

На поверхности айсберга - старик и море, их поединок. В невидимой подводной части айсберга скрываются размышления автора про важнейшие проблемы жизни: человек и природа, человек и общество, человек и Вселенная.

Герой Хемингуэя один против враждебного мира.

Находясь среди людей, герой бесконечно одинок, а окружающий мир неумолимо враждебен.

В обычном разговоре старика и мальчика автор показывает \"отгадку\" своего замысла. Его повесть — плод зрелого обобщения. \"Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение, — поясняет нам свою мысль автор. — Человека можно уничтожить, но его нельзя победить\".

Влияние Бирса признавали такие писатели, как Эрнест Хемингуэй и Хорхе Луис Борхес.

22.2 Творчество Джека Лондона (1876-1916 гг.) 12 января 187622 ноября 1916) — американский писатель, наиболее известный, как автор приключенческих рассказов и романов. Джон Гриффит Чейни родился 12 января 1876 года в Сан-Франциско. Когда ему было около восьми месяцев, его мать вышла замуж за фермера Джона Лондона, который усыновил маленького Джона Гриффита, и будущий писатель получил его фамилию. Джек - литературный псевдоним.

Однако все портил ее характер. Она была склонна к снобизму, страдала от неврозов, часто закатывала истерики по любому поводу. Дед Томаса, Уолтер Дэйкин, был священником, а бабушка, Роуз О. Дэйкин — преподавала музыку. В родословной Уильямса нетрудно обнаружить англичан, валлийцев и гугенотов.

В 1912 году дед был направлен для службы в приход городка Кларксдейл. Там и прошли детские годы Томаса. В раннем возрасте Томас переболел дифтерией. После этого мать старалась оградить его от всевозможных проблем. Отец просто ненавидел сына за его слабость.

Теннесси-Уильямс-американский-драматург-и-прозаик-Жизнь-и-творчество

Томас Ланир Уильямс (Теннесси Уильямс) Американский драматург. Лауреат Пулитцеровской премии

Сам он был из первопроходцев Теннесси, имел жестокий характер и нередко показывал домочадцам свою силу на кулаках. В 1919 г. Конелиус был принят в офис обувной компании и семья перебралась в Сент-Луис.

Томас не смог сдать военную подготовку и был отчислен. Затем поступил на работу на обувную фабрику. Монотонность работы буквально сводила его с ума и, чтобы отвлечься он решил больше заниматься написанием рассказов.

Теннесси-Уильямс-американский-драматург-и-прозаик-Жизнь-и-творчество-2

Ещё в 16 лет Уильямс получил первую премию за своё творчество

В 24 года Томас, работая над рассказами и эссе, чувствовал себя сильно переутомленным, однако успех его литературной деятельности все запаздывал. Все это привело в итоге к нервному срыву и уходу с работы. В 1935 г. родители Томаса расстались из-за почти беспробудного пьянства Корнелиуса.

Теннесси-Уильямс-американский-драматург-и-прозаик-Жизнь-и-творчество-8

Томас всегда трепетно относился к своей сестре Роуз, которой еще в юности врачи поставили страшный диагноз, шизофрения. В 1943 г. её состояние значительно ухудшилось и ей была проведена лоботомия. В результате, Роуз навсегда осталась в спецклинике. Теннесси устроил сестру в частную клинику и часто навещал её.

В 1945 году Томас знакомится с уроженцем Мексики, Панчо Родригес-и-Гонсалесом. Мексиканец был очень ревнив, к тому же злоупотреблял алкоголем. Они жили вместе, много путешествовали. Но через два года расстались, оставшись друзьями.

На родине Теннесси сближается с актером Фрэнком Мерло, уроженцем Сицилии. Их отношения продолжались 14 лет, конец которым положила наркозависимость. Спустя короткое время у Мерло обнаружили рак лёгких, Теннесси забрал его домой и заботился о нём до последнего дня.

После кончины друга, для писателя наступает период постоянной депрессии, он все больше употребляет наркотики. Писатель неоднократно бывает госпитализирован в состоянии передозировки. Находится на учете в психдиспансере.

Теннесси-Уильямс-американский-драматург-и-прозаик-Жизнь-и-творчество-17

Теннесси Уильямс с актером Фрэнком Мерло

Мировоззрение писателя

В мировоззрении Уильямса всегда живет представление о прекрасном мире, пусть неясном в классовых очертаниях, но могучем, подлинном и явно не совпадающем с американскими казусами — сюжетами его пьес. Положительный идеал Уильямса проводит явную демаркационную черту между ним и натуралистами, ним и экзистенциалистами.

Теннесси-Уильямс-американский-драматург-и-прозаик-Жизнь-и-творчество-5

Том, долгие годы содержавший мать и сестру, жестоко предает их. Сюжетная атмосфера пьесы раскрывает и мрачный кризисный колорит 30-х годов в США, и отзвуки фашистской агрессии в Испании. В семье Аманды Уингфилд царят подозрительность, взаимные упреки, истеричность.

Но это не свидетельствует о порочности героев. Наоборот, многое в них чрезвычайно привлекательно: беспредельное жизнелюбие Аманды, терпеливость Тома, духовная утонченность Лауры. В трагичности их судеб виноваты они сами, они не ценят и не берегут эти качества, они рвут живые нити жизни.

По мере развития действия все четче определяется замысел Уильямса. Он рисует один из главных симптомов неблагополучия, противоречивости американского образа жизни, американской цивилизации: мещанство, духовную нищету.

Всем своим характером она демонстрирует это не осознанное ею мещанство. Все ее воспоминания о юности, все мечты — это постоянно мужчина-собственник, брак в ее представлении — капкан, западня, которую надо расставить жениху. Она втягивает и Тома и Лауру в атмосферу самой примитивной купли-продажи.

Конформизм губит во многом незаурядную и привлекательную натуру Аманды. Уильямс показывает ее жизнерадостность, энергию, способность не замечать драматические ситуации, тонкое чувство юмора (она первая может трезво оценить себя). Писатель создает сложный, подвижный характер.

Мы словно видим не только прошлое и настоящее Аманды, но и ее будущее: она-то найдет выход после бегства Тома. И все-таки именно она воспитала в нем жестокость. Уильямс показывает, как стихия конформистской жизни искажает прекрасную основу мира.

Теннесси-Уильямс-американский-драматург-и-прозаик-Жизнь-и-творчество-6

Однако замысел Уильямса последователен и гуманистичен, все элементы пьесы необходимы для органического раскрытия концепции автора. И вновь наиболее сложный момент пьесы — ее эстетика. В конфликте Бланш и Стэнли, Бланш и Митча наивно видеть только виновную и только страдающую сторону, а в героине — олицетворение света и романтизма.

Он видит, что в этот момент его герои поразительно легко идут на преступление и поразительно быстро находят себе оправдание. Стэнли упекает свою золовку в психиатрическую лечебницу. Но ведь в сущности он, пожалуй, не хуже и ее и своей жены.

Уильямс и в этой пьесе связывает жестокость мещанства со сложным клубком социальных и исторических тенденций общества. Здесь переплелись и судьбы южной аристократии, и комплекс неполноценности, вызванный всеми видами расизма, и коррупция части рабочих, и земельные махинации, и недобросовестность медицины.

Даже имена Бланш и Стелла (чистая и звезда) звучат иронически. В пьесе есть своеобразный мотив возмездия. Уильямс считает, что люди сами создают атмосферу разложения и сами становятся ее жертвами. Толкнув мужа на самоубийство, Бланш словно подготовила и свою гибель.

Теннесси-Уильямс-американский-драматург-и-прозаик-Жизнь-и-творчество-3

Другие пьесы Уильямса

С их выходом — как противовес жестокому стандарту — на сцене появляется то отблеск античного величия (неотразимость Орфея, дружба Ореста), то вакхическая удаль, то движение самой природы. Вэл Ксавье приносит с собой все обаяние и непрактичность искусства, а Лоренс Шеннон, словно самый яркий цветок джунглей, символизирует облик настоящего мира.

Если фрейдисты или экзистенциалисты искажают смысл древних мифов в угоду модернистским, трагическим концепциям современности, то Уильямс трактует миф как реалист. Древнюю мудрость он считает более плодотворной, нежели односторонний мрачный опыт.

Гнев конформистов теперь вызывают не дерзания Орфея, не титанический масштаб его личности, а гораздо более скромный Вэл Ксавье. Мир песен и искренних чувств, непрактичность и обаяние, даже простая артистичность манер и одежды вызывают ненависть.

Теннесси-Уильямс-американский-драматург-и-прозаик-Жизнь-и-творчество-9

Любовь, как говорит Леди, героиня пьесы, сделалась синей птицей без лапок, поэтому на земле она умирает — умирает, когда пытается соединиться с жизненными формами Америки. Пьеса пронизана горьким юмором. Пластический (здесь мифологический) облик мира соединен у Уильямса с виртуозностью социально-психологического повествования.

Леди Торренс — жертва беспощадной конкуренции. Она предает память отца, становясь женою его первого соперника и убийцы — Джейба Торренса. В отличие от Вэла ей удается приспособиться к деловым кругам и вести хозяйство процветающей фирмы.

Мир человеческих отношений в пьесах Уильямса трагичен, но он уже не только противоположен природе, но в чем-то и подобен ей. Он освещен действиями людей, которые борются за величие этических ценностей. И именно эти люди по-настоящему сильны у драматурга.

Характер конфликта пьесы подчеркнут даже внешним обликом героев: обыватели физически отвратительны и патологичны. Мир словно во власти немощи и уродов, и эта немощь может смертельно ранить в своей агонии. Именно таков смысл развязки пьесы. Джейб накануне собственной смерти убивает Леди, а линчевание Вэла — деяние жестокой, но обреченной толпы.

Теннесси-Уильямс-американский-драматург-и-прозаик-Жизнь-и-творчество-12

Последние пьесы Уильямса

Автор сгущает трагические краски, придает происходящему характер фантасмагории, его персонажи словно преображенная в кошмарном сне реальность, воплотившиеся ужасы предчувствий и подсознания. Но все здесь удивительно сходно с действительностью. Уильямс будто срывает внешнюю оболочку пристойности с лика мира, обнажает его сердцевину.

Несчастный случай и последующая нищета, любовь и борьба за существование — все представлено в пьесе в натуралистической обнаженности и в гиперболическом гротеске, напоминающем экспрессионизм. Пресса усматривала в подобных пьесах Теннесси Уильямса влияние фрейдистской литературы (напр., Лоуренса), театра жестокости (напр, Жене), театра абсурда.

Теннесси-Уильямс-американский-драматург-и-прозаик-Жизнь-и-творчество-1

Гнедигес лишилась всего — профессии, голоса, работы, надежды на любовь, рук и зрения. Рыбу, которую она ловит губами, пожирает сутенер со своими приспешницами. И все-таки сила любви, жизни, долга нисколько не поколеблены в героине — и в финале она вновь несет добычу для других.


В конце шестой картины впервые появляется другая основная мелодия пьесы — полька-варшавянка. Тут же раскрывается первопричина трагедии Бланш: она виновна в гибели человека, любимого мужа Аллана (Allan). Полька сопровождает разговор Бланш с молодым человеком по имени Митч (Mitch), после того, как он узнает от Стэнли о неблаговидном прошлом Бланш. В заключительной картине, подчеркивая трагедию героини, Уильямс указывает на звучание польки, в которой прорываются истерические нотки, как бы намекающие на то, что Бланш обречена. Подобно лейтмотивам, которые использовал в своих операх Р. Вагнер при изображении персонажей, их отдельных черт или определённых драматических ситуаций, эти два мотива призваны выразить необратимую трагедию героини, разлад с окружающим миром и прежде всего собой.

Музыкальная тема любви в данном произведении передается игрой мандолины. Звучание этого струнного щипкового инструмента, столь популярного в Италии, способствует созданию романтической, немного сентиментальной атмосферы. Например, она звучит, когда Серафина с горечью говорит о том, что она вдова и больше не может любить: “But for a widow it ain’t the time of roses. The sound of music is heard, of a mandolin playing” [4, с. 84]. При этом музыка подчеркивает настроение героини, ее печаль и скрытое желание любить и быть любимой. В конце пьесы мелодия, исполняемая на мандолине, используется драматургом для отображения торжества жизни и чувственного возрождения Серафины над смертью. Она обретает как новую любовь, так и надежду на счастье.

Отметим, что герои данной пьесы также очень музыкальны. Так, например, автор многократно обращает внимание читателя на то, что в голосе Маргарет чувствуется музыка. Произнося длинные пассажи, женщина напоминает священника, нараспев читающего молитву. Иногда она перемежает свою речь негромким пением без слов. Музыкальна и речь Брика. Мелодия, которую он периодически напевает, демонстрирует его изолированность и нежелание принимать в свой внутренний мир никого из членов своей семьи.

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо подчеркнуть тот факт, что выбор музыкального оформления своих пьес для Т. Уильямса не ограничен каким-то одним направлением. В авторских ремарках читатель может увидеть отсылки как к работам всемирно известных классических композиторов, так и к использованию народной музыки. В пьесах драматурга зритель можно услышать блюз, джаз, итальянскую песню под аккомпанемент мандолины. Отметим, что сам Т. Уильямс слышит музыку не только в целенаправленно созданных человеком произведениях, но и во всех звуках, наполняющих мир. Как и в случае со средствами изобразительного искусства, звуковое сопровождение пьес автора также выполняет множество функций. Оно призвано способствовать созданию экстерьера пьесы, в частности, национального и культурного колорита изображаемой местности. Кроме того, оно помогает отразить внутренний мир героев, их тайные страсти, страдания и радости, а также конфликт, лежащий в основе драмы.

В совокупности с остальными внелитературными средствами музыка также служит структурному и сюжетному оформлению пьес, поскольку способствует логичной расстановке необходимых акцентов. Использование музыкальных лейтмотивов и символов в текстах Т. Уильямса обусловлено его общим стремлением создать некое универсальное художественное полотно, способное оказать максимально сильное воздействие на читателя, при помощи соединения различных художественных элементов: света, цвета, музыки и т. п. В этой связи американский драматург воспринимается как продолжатель художественной тенденции синтеза искусств, активно развиваемой в романтическом и модернистском искусстве XIX — XX вв.

Основные термины (генерируются автоматически): музыка, пьеса, Стэнли, внимание читателя, время игры, главная героиня, мелодия, музыкальное оформление, музыкальное сопровождение, произведение.

Читайте также: