Становление научной педагогики кратко

Обновлено: 08.07.2024

Сегодня во многих гуманитарных вузах есть факультеты, где готовят будущих учителей. Более, созданы специальные педагогические ВУЗы. Учитель и воспитатель уже давно стали полноценными профессиями, но, как и каждая наука, педагогика прошла долгий путь становления.

Часть философии

Начнем с самого термина. Педагогом в Древней Греции называли раба, сопровождавшего детей своего владельца в школу. Он не выполнял тяжёлую физическую работу, но занимался опекой и иногда воспитанием ребенка.

Именно во времена Древнего мира появились первые рассуждения о сути и задачах воспитания и обучения. Древние египтяне утверждали, что "уши ребенка" на его спине, что означало допустимость применения насилия. Древние греки Платон, Демокрит и Аристотель рассуждали о целях, задачах и методах воспитания. В книге Квинтилиана "О воспитание оратора" автор размышляет над тем, какие способы обучения нужно применить, а также утверждает, что учитель обязан учитывать индивидуальные особенности.

Философы Средневековья также задевали тематику обучения. Особенно острой эта тема стала после эпохи Возрождения, когда важным общественным элементом стала личность. Педагогические идеи высказывали Т.Мор, Э.Роттердамский, Мишель Монтень. Но пока что педагогика оставалась лишь частью философских знаний.

Формирование новой науки

"Отцом" педагогики как науки считается чех Ян Каменский. В 1632 году он написал книгу "Великая дидактика". А ней он рассмотрел основные задачи и направления воспитания и обучения. Именно Каменский автор идеи классно-урочной системы, согласно которой учебный процесс разделяется на занятия, фиксированные по времени, а дети объединяются в классы по возрасту. Выходит, большинство стран и сегодня пользуются системой чешского педагога. Кроме того, Каменским был автором идеи непрерывности обучения, согласно которой человек учится всю жизнь, а не только при контакте с педагогом во время школьных лет.

Важным этапом в развитии педагогики является эпоха Просвещения. Тогда на первое место стали идеи рационального осмысления бытия, а для этого необходимо получить образование. Также в 18 веке благодаря Руссо появилась идея "свободного воспитания": без насилия, диктата и принуждения. Идеи таких учёных эпохи Просвещения как Дидро, Вольтер и Гельвеций помогли демократизировать европейскую образовательную систему в конце 18 - первой половине 19 столетия. Огромное значение на развитие педагогических идей этого времени оказал философ из Швейцарии Песталоцци. Именно он впервые предложил применять психологические особенности детей в процессе обучения и воспитания.

Также в 19 столетии впервые появилась идея так называемого "культурного соответствия". Обучение должно помогать осваивать культурные, исторические и духовные ценности народа. Эту идею впервые описал Дистервег, отчасти она сформировалась под влиянием романтизма, возникшего в Германии.

Огромное развитие на педагогику оказал 20 век. Это время футуризма, новых революций и идеи создания нового общества, а значит и человека. В СССР была разработана программа "единой трудовой школы", ее задачей было дать детям практические навыки, а также обучить и воспитать через выполнения определенной работы. Настоящим педагогом с мировым именем стал Антом Макаренко, не только теоретик, но и практик "единой трудовой школы". Сегодня его "Педагогическая поэма" переведена на десятки языков и несмотря на то, что советской системы уже нет, но во многих, даже демократических странах, пытаются перенять этот бесценный опыт.

Сегодня педагогику, а также специальные дисциплины (дидактика, педагогическое мастерство и прочее) изучает каждый будущий учитель. Но и сама наука не стоит на месте: учёные со всего мира регулярно предлагают приемы и методы, с помощью которых современная школа может соответствовать актуальным вызовам, и более эффективно будет выполнять свои задачи.


Оглавление

  • 1. Педагогика древнего мира
  • 2. Педагогика в эпоху феодализма
  • 3. История педагогики Древней Руси
  • 4. Педагогика России XIV-XVIII вв
  • 5. Педагогика XIX в
  • 6. Зарубежная педагогика конца XIX – начала XX вв
  • 7. Становление и развитие советской педагогики
  • 8. Дошкольное образование детей в России. Теория и практика
  • 9. Становление научной педагогики

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

9. Становление научной педагогики

Педагогика до начала XVII в. оставалась частью философии. Как особая наука педагогика впервые была вычленена из системы философских знаний в начале XVII в.

Педагогика считается наукой о воспитании, принципы которой основываются на передаче опытом и его усвоении подрастающими поколениями. Формирование науки началось ещё давно. На возникновение педагогики значительно повлияло развитие человечества, которое происходило поэтапно.

Педагогика в Древнем мире

Существовала особая организация к труду детей ещё в первобытном обществе. Эти занятия ничем не отличались от взрослых:

  • Готовка еды.
  • Охота.
  • Собирательство.
  • Работы с земельными участками.

Взрослые с самого детства приучали своих детей к труду, и рассказывали о традициях и обрядах, которые существовали в конкретном племени, говорили, как правильно себя вести, прививали веру. В это же время проходит возникновение и развитие роли педагога. Иными словами, такого человека тогда называли наставником.

Большую роль для возникновения и развития педагогики имели письмо и чтение. Таким нормам учили в первых центрах обучения, которые были при храмах и царских дворцах. Становление системы образования началось в Древнем Востоке. Здесь строятся учебные заведения, похожие на современные школы.

Выделяли жреческие школы, головной задачей которых было обучение служителей культа. Также были школы при дворцах, которые готовили писцов-чиновников. Распространёнными были школы военного дела. Дисциплин было довольно много. В Вавилонских школах выделяли такие: письмо, чтение, счёт, право, астрология, медицина, религия. Обучение проходило на протяжении десяти лет. Платить приходилось много, поэтому многие семьи не могли себе позволить образование. Занятия проходили с самого утра и до вечера. Часто использовались телесные наказания.

Первым профессиональным педагогом считается римлянин Марк Фибия Квинтилиана. Он считал, что стоит вводить общегуманитарное обучение для правильного развития детей. Квинтилиан первый высказал требования, которые должны выдвигаться к любому педагогу:

  • Хорошее образование.
  • Любовь и уважение к детям.

Свои мысли, которые стали известными цитатами, также высказывали Аристотель, Сократ, Цицерон, Платон. Греческое воспитание подразумевало строение идеального человека, высокого в своих нравственных убеждениях, умственно и физически развитого. Педагоги прививали детям чувство прекрасного. Поэтому любой человек в Греции, ещё с детства, хотел быть лучше других и прославиться.

В Спарте большую роль отдавали физическому, а не умственному развитию. По этой причине, многие люди были безграмотны и духовно не развиты. В римских школах изучали право и грамматику. Для детей из аристократических семей были открыты риторские школы, где обучали ораторскому искусству.

Эпоха Средневековья и педагогика Нового времени

В Средние века большую роль играла церковь и её служители. Там хранились письма, которые были на латинском языке. Школы существовали при храмах и соборах, поэтому много говорили о религии и мировоззрении.

В Западной Европе, для светских феодалов существовала специальная рыцарская система воспитания. В её основу положено 7 рыцарских добродетелей:

  • Верховая езда.
  • Плаванье.
  • Использование копья.
  • Фехтование.
  • Охота.
  • Шахматы.
  • Игра на музыкальных инструментах или сложение стихов.

С развитием городов обучение требовало перехода на новый уровень. Начинают появляться университеты в Париже, Оксфорде, Кембридже, Кракове. Возникают новые факультеты: богословский, юридический, артистический.

В Западной части Европы известными учёными и философами стали Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский. На Востоке поддерживали идеи таких учёных: Омар Хайям, Ибн-Сина, Аль-Фараби и других.

Образование на Руси начинает набирать оборотов в период появления письма и алфавита Кирилла и Мефодия – в девятом столетии. Появилась народная педагогика, которая имела характер советов, правил, раскрывалась в народных традициях, обычаях и фольклоре.

В отечественный период выделяют деятельность Ломоносова, который выдвигал идею общеобразовательного типа средней школы. Бецкий принял участие в создании Смольного института благородных девиц. Радищев высказал своё мнение об идеальном образе человека и его воспитании, придерживаясь демократических и антикрепостнических утверждений. Чернышевский и Добролюбов рассматривали проблему воспитания и обучения женского пола.

Педагогика в XX столетии

Большие изменения в систему образования внесла Первая мировая война, которая длилась с 1914 по 1918 год. После окончания войны усилилась централизация управления образовательными учреждениями и обучение продлилось на определённое время во многих странах. Касалось это начальной школы.

После Октябрьской революции 1917 года, образование в России очень изменилось. В основу педагогики легла коммунистическая идеология. Главная задача – воспитание физически здорового человека. Обучение могли позволить себе люди любого материального положения, так как оно было бесплатным. Обучать стало одновременно мальчиков и девочек.

Школа считалась учреждением светского типа. Вводились уроки со строгим расписанием занятий. В конце учебного года проводились специальные проверки по каждому предмету. Идею коллективного трудового воспитания выдвинул Макаренко А. С. Также большой клад внесли такие особы:

Вторая Мировая война стала толчком к возникновению единой системы образования и повышению обучения на интеллектуальном уровне. При воспитании и образовании начали учитывать потребности и возможности каждого ребёнка, его духовное и физическое развитие. Права человека и ребёнка признаны международными конвенциями. Давыдов, Эльконин, Лернер и Гальперин создали концепции развивающего, проблемного и программированного обучения.

Социальные и экономические факторы повлияли на появление в системе образования таких направлений: экологическое воспитание, борьба с детской преступностью и наркоманией. Пришли к выводу, что не обойтись без компьютерных технологий. В конце 20 столетия были развиты принципы демократии, гуманизма.

На сегодня, развитие педагогики – это появления новых концепций, образовательных технологий, методов и средств обучения, способов учебной и воспитательной организации.

Существование общества, его функционирование и развитие возможно только потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овла­девало социальным опытом предков, обогащало, приумножало и передава­ло его в более развитом виде своим потомкам. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки, называемой педагогикой.

Педагогика — это наука, изучающая закономерности передачи социаль­ного опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим поко­лением.

Педагогика прошла длительный и сложный путь поисков истины, рас­крытия закономерностей обучения, воспитания и превратилась в научно обоснованную систему знаний, а на практике — в искусство использования этих закономерностей, т. е. в искусство обучения и воспитания многих по­колений людей. Творческое взаимодействие теории и практики превращает педагогику в науку и искусство.

Элементы педагогики появились с зарождением воспитания на раннем этапе развития общества. Возникли педагогические заповеди как результат °формления педагогической мысли. До нас они дошли в виде пословиц,

поговорок, афоризмов, крылатых выражений. С появлением письменности народные суждения стали носить характер советов, правил и рекоменда­ций. Так зародилась народная педагогика, включающая педагогические представления, взгляды, идеи, наиболее полно проявляющиеся в обычаях, трудовой деятельности, традициях, устной народной речи.

Вначале педагогические знания являлись элементом философии. С на­коплением фактов были предприняты попытки обобщения опыта воспита­ния, выделения теоретических начал и сделаны первые педагогические обобщения, давшие начало педагогике как науке. Ее теоретиками были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469—399 гг. до н. э.), Платон (427—347 гг. до н. э.), Аристотель (384—322 гг. до н. э.), в трудах которых отражены идеи и положения, связанные с воспитанием человека, форми­рованием его личности.

Вершиной образования Платон считал занятие диалектикой, изучение которой начинается после освоения гимнастики, музыки и математики. Диалектику должны изучать философы-правители.

Педагогические взгляды Платона нашли дальнейшее развитие в трудах Аристотеля, уделявшего большое внимание воспитанию этических добро­детелей. Он считал, что добродетель не дается людям от природы, хотя природа способствует этому. Осуществляется эта возможность через усилия самого человека, его деятельность и общение. Творя справедливые дела, человек становится справедливым, поступая мужественно — становится мужественным, действуя умеренно — становится умеренным. В целом Арис­тотель рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного совершенствования человека.

Основной формой воспитательного воздействия стала церковная про­поведь. Проповедническую деятельность вели священнослужители. И хотя среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы, такие как Августин (354—430), теолог Фома Аквинский (1225—1274) и др., создавшие педагогические труды, педагогическая теория незначительно обогатилась новыми идеями.

Незыблемые принципы догматического обучения, характерные для это­го периода, просуществовали несколько веков.

Значительный этап в развитии педагогической мысли связан с эпохой Возрождения (XIV—XVI вв.). В это время происходит поворот педагогиче­ской мысли к освоению наследия античности, к возрождению античной культуры. Педагогика эпохи Возрождения была нацелена на восстановле­ние классического образования, на новую оценку человека, его возможно­стей, способностей. Гуманисты эпохи Возрождения полны веры в безгра­ничные возможности человека. Согласно их точке зрения человек — центр Вселенной, свободное, самодеятельное существо, творец своей судьбы и самого себя.

Одна из ключевых идей педагогики Возрождения — естественность зем­ных радостей и чувственных наслаждений человека. Поэтому в педагогике этого периода акцент вновь делается на физическое развитие человека. Зада­ча воспитания — воспитание гармонически развитой личности, в которой бы сочетались физическое совершенство и богатое духовное содержание.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гума­нистов. Большой вклад в углубление педагогической мысли внесли италья­нец Витторино да Фельтре (1378—1448), француз Франсуа Рабле (1494— 1553), англичанин Томас Мор (1478—1535) и др., которые систематизирова­ли знания о том, как обучать и воспитывать детей, высказывались за всеобщее, равное общественное воспитание, за всестороннее развитие лич­ности и соединение обучения с трудом.

ния античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов. По его мнению, в основе воспитания должен лежать принцип ак­тивности, к воспитанию следует приступать с первых лет жизни ребенка. Программа обучения не должна излишне обременять учащихся, чтобы тем самым не отбивать желание учиться.

Немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571 — 1635) одним из первых в Ев­ропе написал учебники для детей и методические пособия для учителей.

На дальнейшее развитие педагогической мысли большое влияние начи­нают оказывать зарождающиеся капиталистические общественные отноше­ния. Потребности капиталистического производства коренным образом из­менили отношение людей к науке, целям и значению познания и образова­ния. Если в Средние века главные усилия ученых были направлены на обоснование существования Бога и доказательства величия его творения, то в эпоху нарождающегося капиталистического производства знания рас­сматривались как полезнейшие инструменты созидания и преобразования мира.

Многие высказанные Я. А. Коменским идеи не утратили свою актуаль­ность, научное значение до настоящего времени. Предложенные им прин­ципы, методы, формы обучения (классно-урочная система, принцип при-родосообразности и др.) вошли в золотой фонд педагогической теории.

б

человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с дело­выми качествами, твердость нравственных убеждений с изяществом манер.

Передовые французские мыслители Д. Дидро (1713—1784), К. Гельвеций (1715-1771), Я. Гольбах (1723-1789), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), швейцар­ский педагог И. Г. Лесталоцци (1746—1827) вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой в педагогике, выдвинули положения о решаю­щей роли воспитания и среды в формировании личности.

Ж.-Ж. Руссо разработал стройную программу формирования личности, предусматривающую умственное, физическое, нравственное, трудовое вос­питание. Его педагогическая теория была радикальна для своего времени. И хотя Ж.-Ж. Руссо не сумел порвать с некоторыми предрассудками (на­пример, он выступал за ограничение женского образования), его идеи яви­лись источником обновления теории и практики воспитания, получивши­ми дальнейшее развитие и практическое воплощение, в частности в трудах швейцарского педагога И. Г. Песталоцци.

Иоганн Генрих Песталоцци, развивая прогрессивные идеи своих предшест­венников, выступал за соединение обучения с трудом. Он утверждал, что цель обучения состоит в гармоничном развитии всех сил и способностей человека, при определении основ образования следует опираться на знание человеческой психики.

Проблемы познания и обучения разрабатывались и другими древнерус­скими мыслителями (Иоанн Златоуст, Кирилл Туровский, Симеон Полоцкий

и ДР-).

Огромный вклад в развитие педагогической мысли внес великий рус­ский ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765). Он был инициатором разнообразных научных, технических и культурных на­чинаний. По его инициативе и проекту был открыт Московский универси-

Заметный след в российской педагогике оставили Н. И. Новиков (1744— 1818) и А. Н. Радищев (1749-1802).

Александр Николаевич Радищев связывал професс в воспитании с пере­устройством общества на началах справедливости и народного счастья. Он настаивал на фажданском воспитании, требовал покончить с сословно­стью в образовании и сделать его одинаково доступным и для дворян, и для крестьян.

Русские социал-демократы предложили миру свое видение целей вос­питания. Виссарион Григорьевич Белинский выступал против крепостни­чества и царизма и в этом видел цель воспитания. Александр Иванович Герцен был убежден, что цель воспитания — подготовка свободной, гу­манной, деятельной, всесторонне развитой личности, борющейся с общест­венным злом.

Николай Гаврилович Чернышевский считал человека высшим созданием природы, деятельность и воспитание которого обусловлены прежде всего социальной средой. Личность формируется под воздействием разнообраз­ных общественных факторов и институтов, под влиянием искусства и лите­ратуры, семьи и школы. Социальные перемены ведут к изменениям в харак­тере как отдельных людей, так и народа в целом. Огромную роль Н. Г. Чер­нышевский отводил активности человека, а источником активности является потребность в ней и осознание этой потребности. Отсюда вытекает необхо­димость воспитания разнообразных познавательных, умственных, эстети­ческих, трудовых и иных потребностей. Таким образом, развитие потреб­ностей — важнейшее условие становления личности.

Значительный вклад в развитие педагогической науки внес Николай Иванович Пирогов, выступивший с передовыми идеями о сущности и назна­чении общечеловеческого воспитания.

Среди имен педагогов XX столетия, обогативших отечественную теорию обучения и воспитания, следует выделить П. Ф. Каптерева (учение о педа­гогическом процессе), С. Т. Шацкого (социальная педагогика), Н. К. Круп­скую (организация внеклассной воспитательной работы, пионерского дви­жения), А. С. Макаренко (учение о коллективе), Л. В. Занкова и Д. Б. Элько-нина (теория развивающего обучения), П. Я. Гальперина (теория поэтапного формирования умственных действий), И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина (теория содержания образования и методов обучения), Ю. К. Бабанского (теория оптимизации учебного процесса) и др.

Антон Семенович Макаренко (1888—1939) выдвинул и проверил на прак­тике принципы создания и педагогического руководства детским коллекти­вом, разработал методики трудового и семейного воспитания, формирова­ния сознательной дисциплины.

риод развернулась новаторская деятельность педагогов, обогативших обра­зовательно-воспитательную практику. Существенный вклад внесли В. А. Сухомлинский, И. П. Иванов, Э. Г. Костяшкин, К. Н. Волков, С. А. Гуревич, позднее И. П. Волков, III. А. Амонашвили, Н. П. Гузик и др.

Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) исследовал моральные проблемы воспитания молодежи. Многие его дидактические советы сохра­няют свое значение в настоящее время при осмыслении современных пу­тей развития педагогической мысли и образования.

Перестройка, начатая в нашей стране в 80-е гг., затронула все сферы че­ловеческой деятельности: политическую систему, государственное устрой­ство, нравственные ценности, правовые нормы, культурное наследие, меж­дународные отношения, народное образование. Главное в перестройке об­разования — изменение педагогического мышления, суть которого состоит в переориентации от авторитарной к демократической педагогике. Совер­шенствование обучения и воспитания молодежи на основе демократичес­кой педагогики означает:

• признание личности человека базовым компонентом учебно-воспи­тательного процесса, объектом и субъектом обучения и воспитания;

• гуманное общение между людьми, построенное на взаимном уваже­нии и доверии;

• деятельный подход к организации учебно-воспитательной работы;

• создание условий для самовыражения, самоутверждения и самодея­тельности человека.

2. Объект, предмет и функции педагогики

Во взглядах ученых на педагогику утвердились три точки зрения:

1) педагогика — междисциплинарная область человеческого знания. Та­
кой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теорети­
ческую науку, т. е. как область отражения педагогических явлений. В этом
случае в педагогике оказываются представленными самые разные сложные
объекты действительности (космос, культура, политика и др.);

2) педагогика — прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к реше­нию задач, возникающих в сфере образования или воспитания. Содержа­ние такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представле­ний об отдельных сторонах педагогических явлений;

3) педагогика — это относительно самостоятельная дисциплина, имею­щая свой объект и предмет изучения 1 .

Третья точка зрения, согласно которой педагогика рассматривается как самостоятельная научная дисциплина, является наиболее признаваемой. В отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения педагогика как наука обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи

1 Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

К)

между явлениями. Она отвечает на вопросы, какие и почему происходят из­менения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания.

Объект — это область действительности, которую исследует данная нау­ка. Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Таким явлением действительности является обра­зование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах чело­века, общества и государства.

Предмет — это способ видения объекта с позиций данной науки.

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуе­мый педагогический процесс.

Под педагогическим процессом понимают специально организованное, раз­вивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабаты­вает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников (детей и взрослых).

Исходя из такого понимания объекта и предмета педагогики, можно сделать вывод, что педагогикаэто наука о воспитании, обучении и образо­вании детей и взрослых.

Каковы же функции педагогической науки, обусловленные ее предметом?

Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений действи­тельности, которую она изучает.

Различают следующие функции педагогической науки: общетеоретиче­скую, прогностическую и практическую.

Общетеоретическая функция педагогической науки состоит в теорети­ческом анализе закономерностей педагогического процесса. Наука описы­вает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким зако­нам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы.

Прогностическая функция педагогики состоит в обоснованном предви­дении развития педагогической реальности (какой, например, будет школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся и т. п.). На базе на­учно обоснованного прогноза становится возможным более уверенное пла­нирование. В области воспитания значимость научных прогнозов исклю­чительно велика, ибо по своей природе воспитание обращено в будущее.

Практическая (преобразовательная, прикладная) функция педагогики со­стоит в том, что на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы, средства, фор­мы, системы обучения, воспитания, управления образовательными струк­турами.

Единство всех функций педагогики позволяет наиболее полно решать задачи педагогического процесса в различных типах образовательно-воспи­тательных учреждений.

Педагогика возникла из потребностей общества в подготовке к жизни подрастающего поколения. Воспитание детей в первобытном обществе осуществлялось в семьях или поручалось наиболее опытным членам общины. Детей знакомили с хозяйственной и трудовой практикой, с преданиями, правилами религиозного культа, обычаями, традициями, житейскими нормами.

Создание европейской системы образования связано с утверждением христианства и экспансией. Этому благоприятствовала необходимость обучения монахов, лиц, которые были бы способны проводить на латинском языке литургии и участвовать в политической жизни. На протяжении нескольких столетий образование было привилегией монахов.

Программы школ средневековья были догматичные и жесткие (постановления Аквизгранского синода, 789 год). Светские науки использовали достижения школ Средних веков, в основе которых лежала концепция artes liberales, пришедшая из Древнего Рима. В школах изучали риторику, грамматику, диалектику, геометрию, арифметику, астрономию, музыку. Все занятия проводились на латинском языке, в обучении доминировала схоластика.

В начале средневековья в соборных и приходских школах важную роль играла грамматика. Только отдельные монашеские школы в программах обучения вышли за пределы ограниченного понимания риторики. Обогащение программ обучения наблюдалось в XIV-XV веках. Оно охватило знания с элементами математики, философии, грамматики, логики, музыки.

Выделение педагогики в самостоятельную науку

В период перехода к эпохе Возрождения появились идеи освобождения личности от религиозного аскетизма и феодального угнетения, началась критика школы, полностью оторванной от жизни и практической деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Конец XVII века ознаменовался появлением первых массовых школ. Педагогика начала выделяться в отдельную науку, появились первые научно-педагогические труды.

Огромный вклад в развитие педагогики как науки внес Я.А. Коменский, который определил систему школ, содержание обучения в них, разработал главные вопросы дидактики (теории обучения), изложил взгляды на семейное воспитание.

Большой след в теории западной педагогики оставили:

Большой вклад в развитие педагогики внесли россияне К.Д. Ушинский, М.В. Ломоносов, В.И. Водовозов, А.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт и многие другие.

Развитие научной педагогики

Глубокие изменения в системе образования, формирование зачатков современной педагогики наблюдается в эпоху Возрождения. Значительную роль при этом сыграло распространение критицизма и приобщение к печати. Естественные науки получили самостоятельность и далее стали развиваться отдельно друг от друга.

В XVI веке гуманитарные концепции в системе образования концентрировались на изучении античного мира.

Религиозная формация на формирование школьных программ оказывала незначительное влияние. Большее воздействие оказывали различные меценаты, учредители и общественное мнение. От них зависело материальное благополучие школы, кадровая ситуация, объем, темп и уровень осуществляемых реформ.

В конце XVII века влияние идей Коменского несколько снизилось. Появились новые программы обучения, основанные на рационалистических течениях эпохи Просвещения. В науке стали преобладать тенденции выяснения причин явлений. Значительно возросла заинтересованность в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Некоторые педагоги, благодаря быстрому росту знаний, начали дополнять энциклопедическую цель образования (Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк). Цель образования они видели в развитии и побуждении мыслительных процессов. Это привело к развитию теории функционального, или формального обучения, в соответствии с которым формирование познавательных способностей и функций находится выше, чем преподнесение новых знаний.

И. Г. Песталоцци разработал практическое применение идей Просвещения. Его идеи основывались на концепции, в соответствии с которой цель воспитательного процесса – переход от природного, естественного состояния человека к определенному общественному положению.

И.Г. Песталоцци считал, что обучение надо основывать на следующих аспектах:

  • естественное развитие способностей и сил ребенка;
  • упорядочивание представлений, уже имеющихся у ребенка;
  • способствование усвоению понятий наиболее простыми способами;
  • восприятие информации и качествах предмета, концентрируясь на измерении, вычислении и определении.

В XIX веке в педагогике преобладали идеи традиционной школы Ф. Гербарта, который вывел педагогику из философии, создав первую кафедру педагогики в университете Кенигсберга.

В XX веке интенсивно проводятся прогрессивные школьные реформы.

Новые педагогические тенденции:

  • культурная педагогика;
  • бихевиоризм;
  • психоаналитическая педагогика;
  • экспериментальная педагогика;
  • гуманистическая психология;
  • психология познания и др.

Все педагогические тенденции пытались связать процессы обучения и воспитания с позиции их оптимального влияния на развитие личности учащегося.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 12.02.2022

Наталья Николаевна Чувелева

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Читайте также: