Плано карпини о монголах кратко

Обновлено: 13.05.2024

Как всем известно, в летописях нет ни единого упоминания о монгольском нашествии на Русь, равно как этому нашествию нет и ни одного археологического подтверждения. В оправдание брехни про монголов шарлатаны от истории любят ссылаться на отчеты Плано Карпини — традиционно избегая любого цитирования его работ. Сегодня мы исправим это упущение и ознакомимся с этим замечательным произведением во всех его пикантных подробностях!

Ибо монголов в своем путешествии Карпини так и не нашел.

Увы, поскольку оные существа являются одним из христианских фетишей — переписчики стали добавлять к работе Карпини аккуратное уточнение. Дескать, на самом деле его рассказывает не про обыденных татар, а про таинственных и легендарных монголов. Просто так, дескать, сложилось, что монголов все на свете называют татарами. Хотя на самом деле и булгары, и ногайцы, и киргизы — все они являются монголами. Просто они об этом не догадываются.

Одно слово — татары!

Но почему же католики с такой упертостью пытаются впарить всем нам чухню о нашествии на Русь мифического народа монголов, существующего только в сказках, наравне с эльфами, псеглавами и гномами?

И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей! Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу летКогда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.

(Глава 20 стих 7)

Тут надо отметить, что по мнению мусульман, индусов и честных язычников главную роль в разгоне народов Гоги и Магоги сыграл вовсе не ангел, а самолично Александр Македонский:

И зашел он на край света и нашел такие народы, что сам, как ни был храбр, ужаснулся их: свирепы пуще лютых зверей и едят живых людей; у иного из них один глаз - и тот во лбу, а у иного три глаза; у иного одна только нога, а у иного три, и бегают они так быстро, как летит из лука стрела. Имя этих народов было: Гоги и Магоги. Однако ж царь Александр Македонский от этих дивиих народов не струсил; начал он с ними воевать. Долго ли, коротко ли он с ними вел войну - это неведомо; только дивии народы струсили и пустились от него бежать. Он за ними, гнать-гнать, и загнал их в трущобы, пропасти и горы . Эти Гоги и Магоги до сих пор еще живы и трепещут Александра, а выйдут оттудова перед самою кончиною света.

(Сказание об Александре Македонском)

Но не станем отвлекаться на безбожные народы. Ибо Библия превыше всего.

Так вот. Согласно Священному Писанию, где-то на углу земли должна существовать страна Гога и Магога. Мудрые умы ее исчислили, опознали — и нанесли на карту. Как оказалось, она находится вот здесь, на северном берегу Каспийского моря. Не так уж и далеко для сокрушительного военного похода.

Итак, с датой конца света все стало понятно — примерно тысяча по смерти Христа, с расположением страны Гога и Магога тоже.

Оставалось только ждать.

Миновала тысяча лет.

Монголы не появились.

Прошло еще сто лет.

Монголов, не смотря на все старания, заметить хоть где-нибудь так и не удалось.

Потом прошел еще один век.

При Святом Престоле началось волнение, ибо апостол, понятное дело, в своих пророчествах ошибиться не мог! А раз так — монголы просто обязаны были напасть на христиан и разнести истинную веру в пух и прах!

В поисках ответа на этот вопрос в курии обратили внимание, что самом центре обитаемой ойкумены как раз случилась некая заварушка, в ходе которой сменилась власть на самых влиятельных и могучих престолах. И поскольку как минимум один из тамошних властителей считался христианином — то вполне могло оказаться так, что ему как раз и пришлось сражаться с пришедшими из тысячелетнего заточения монголами. И быть торжественно поверженным в этой войне!

Мелкая стычка далеко на востоке — это, понятно, не гибель всего христианского мира. Но на безрыбье и рак рыба — авторитет апостола-провидца и всей святой Библии требовалось срочно спасать! Ибо все положенные по графику сроки человеческой погибели начали откровенно протухать — а сокрушительной напасти все не случалось и не случалось.

Для решения данного вопроса курия быстренько снарядила экспедицию под руководством престарелого монаха Плано Карпини, известного своей великой упитанностью. Папа дал ему строгий наказ, немного денег, напутсвенное письмо — и отправил на восток, искать монголов. Авось, как-нибудь повезет?

Но толстяк оказался упорным человеком. Выехав в конце 1245 года и следуя уже знакомой нам карте, он уже в апреле 1246 года мужественно добрался до страна Гога и Магога — каковой полагалось находиться в низовьях Волги!

Вестимо, Карпини и компания сильно обалдели, обнаружив там вместо трехглазых и одноногих монстров.

. самый обычный город, населенный обычными образованными людьми вполне себе европейской внешности, да вдобавок еще и христианами!

Да, возможно, христианами в Сарае было не большинство жителей — однако крупнейшая в мире христианская Сарайская епархия возникла в 1261 году явно не на пустом месте. Так что папских посланников вместо диких монголов-магогов встретил колокольный звон и золотые купола множества православных храмов.

В общем — у Карпини и его монахов случился феерический облом. Ни страны Гога и Магога, ни монголов в положенном месте найти не удалось. И потому, следуя высшему приказу, наш упитанный странник снова уселся в возок и отправился в путь — искать заветную/проклятую Монголию.

Теперь остается узнать, куда именно он добрался и где именно находится найденный им таинственный Каракорум? Ибо шарлатаны от истории, постоянно ссылаясь на свидетельства многострадального монаха — молчат по этому вопросу решительно и твердо, как рыба о февральский лед.

Что же, давайте разгадаем эту загадку сами, ибо ни малейшего труда это не представляет.

Итак, 105 дней пути. Куда можно добраться за это время?

Поскольку упряжные лошади успешно эксплуатируются во многих хозяйствах по сей день, ответ несложно узнать из любого справочника по коневодству.

По этому поводу можно было бы поспорить, кабы не приятный бонус от господина Рубрука, в точности повторившего путь Плано Карпини в 1253 году, и даже ухитрившегося уложиться в 101 день вместо 105. Рубрук указал, что по великолепной и тщательно ухоженной столичной дороге он преодолел 300 км от Волги до Яика за 12 дней.

Берем калькулятор: 300км/12дн =25 км/сутки

Таким образом, по этому параметру все доступные источники выдают один и тот же результат. А значит, если бы Плано Карпини летел, как птица, строго по прямой, не позволяя себе ни малейшего отдыха для посещения бани, осмотра достопримечательностей или просто на передышку — то за 105 дней он смог бы удалиться от Сарая на 2625 км.

Само собой, даже в степи дороги не идут строго по прямой, они петляют между взгорками и солончаками, изгибаются от колодца к оазису — что удлиняет путь процентов на тридцать, и понятно, что ехать без отдыха почти четыре месяца кряду человеку, особенно пожилому, совершенно не по силам — так что осетра следовало бы урезать как минимум вдвое, где-то до тысячи трехсот километров. Но мы не станем делать себе поблажек, а просто ознакомимся с дневником знаменитого путника.

Итак, переправившись через реку Урал, Карпини поехал дальше и вскоре выехал к морю.

То есть, путь монахов ясен — строго на юг. И потому не удивительно, что миновав море с островами Карпини добрался до земель черных китаев (каракитаев) , каковые тогда находились вот здесь:

Отличная точка для отсчета дальнейшего пути!

Куда Карпини отправился дальше?

Опять смотрим на карту. Морей-океанов на удалении 500 км от каракитайцев имеется всего два. И поскольку от Аральского Карпини уже уехал — в качестве ответа остается только Каспийское. Именно в этой точке совпадают практические все основные приметы из рукописи странствующего монаха.

Море на севере — есть.

Китайцы на востоке — в наличии.

Даже Багдад на юге — и тот имеется!

Так что да — район к югу от Каспийского моря подходит под описание просто идеально!

Мог ли Карпини догадаться, что видит перед собой не великий океан, а просто невероятно огромное озеро?

Дело в том, что в вопросах географии мсье Плано Джованни Карпини был полным и откровенным бездарем, уверенным, что Волга вместе с Доном впадают в Черное море, а Иерусалим находится где-то возле в районе Багдада, где-то южнее Волги — ибо с изумительной невинностью вещает с берегов Аральского моря:

Сиречь, Батый желал показать иноземцам свое царствие значительно большим в размерах, нежели оно было на самом деле — и потому приставленные проводники водили заезжих путников кругами, сознательно удлиняя путешествие в несколько раз.

Немудрено, что после таких уловок и без того не самый грамотный монах совершенно перестал понимать, где он находится.

А этот император может иметь от роду сорок или сорок пять лет или больше; он небольшого роста; очень благоразумен и чересчур хитер, весьма серьезен и важен характером. Никогда не видит человек, чтобы он попусту смеялся и совершал какой–нибудь легкомысленный поступок, как нам говорили христиане, неотлучно с ним пребывавшие . Говорили нам также христиане, принадлежавшие к его челяди , что они твердо веруют, что он должен стать христианином; и явный признак этого они видят в том, что он держит христианских клириков и дает им содержание , также пред большой своей палаткой имеет всегда христианскую часовню ; и они поют всенародно и открыто и звонят к часам, согласно обычаю Греков, как и прочие христиане, как бы велика там ни была толпа Татар или также других людей; другие вожди этого не делают.

В общем, найденный на берегу Каспия правитель на роль предводителя монголов совершенно не годится. Миссия монахов окончательно провалилась.

Заканчивается повесть о путешествии Карпини совершеннейше уникальной главой с многозначительным названием:

О свидетелях, которые нашли нас в земле Татар

Именно последняя глава повести заставляет очень многих историков усомниться в реальности путешествия Плано Карпини — ибо зачем заранее оправдываться тому, кто не врет о своих приключениях?

Так какие же выводы следуют из подробнейшего отчета несчастного монаха о его тягостном путешествии к татарам?

Вывод первый:

Вывод второй:

Но в общем и целом — поставленная перед Плано Карпини задача оказалась выполнена. Папский престол получил искомое доказательство правоты апостола Иоанна и непогрешимости Библии — после чего вся бредятина о монгольском нашествии была поспешно спрятана в архивы и благополучно забыта аж до далекого 19 века.

Однако в 19 веке оная дикая ахинея оказалась извлечена из нафталина и с непонятными целями засунута в российские учебники.

Почему, зачем, какого лешего?

Тайна сия велика есть.

Вывод третий:

Больше всего повестушка великого Плано Карпини нагадила европейским картографам. Ведь они, в отличие от несчастного монаха, отлично знали, что к югу от Каспийского моря нет никакой Монголии. Что там находится Персия, а вовсе не страна Гога и Магога. Между тем, противоречить Библии и вернувшемуся из дальних странствий папскому посланцу, понятное дело, никому из европейцев не следовало.


Карпини Джиованни дель Плано

Джованни Дель Плано Карпини

История Монголов, которых мы называем Татарами

Джиованни дель Плано Карпини. История Монгалов. Гильом де Рубрук. Путешествие в Восточные страны.

Перевод А. И. Малеина.

М.: Государственное издательство географической литературы, 1957.

Примечания и иллюстрации добавлены по изданию: Рубрук Вильгельм, Карпини Иоанн Плано. История Монголов / Путешествие в восточные страны СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1911.

Начинается история Монгалов, именуемых нами Татарами

Всем верным Христовому учению, до коих может дойти настоящее писание, Иоанн де Плано Карпини, брат ордена миноритов, легат апостольского Престола, посланец к Татарам и иным народам востока, [желает] милости Божией в настоящем, славы в будущем и торжествующей победы над врагами Бога и Господа нашего Иисуса Христа.

Кончается приветствие, начинается введение

I. Когда направлялись мы, по поручению апостольского Престола, к Татарам и к иным народам востока и знали волю [на то] Господина Папы и досточтимых кардиналов, мы прежде избрали путешествие к Татарам. Именно мы опасались, что от них вскоре будет грозить опасность Церкви Божией. И хотя мы опасались, что Татары или другие народы могут нас убить или подвергнуть вечному пленению, или голоду, жажде, холоду, зною, чрезмерным поношениям и трудам и, так сказать, мучить сверх сил (все это, за исключением смерти или вечного пленения, и случилось с нами многократно в гораздо большей степени, чем мы могли представить себе раньше), однако мы не щадили себя самих, чтобы иметь возможность исполнить волю Божию согласно поручению Господина Папы и чтобы принести чем-нибудь пользу христианам, или, по крайней мере, узнав их истинное желание и намерение, иметь возможность открыть это христианам, дабы Татары своим случайным и внезапным вторжением не застигли их врасплох, как это и случилось однажды по грехам людским, и не произвели большого кровопролития среди христианского народа.

II. Поэтому всему тому, что мы пишем вам для вашей пользы и предосторожности, вы должны верить тем безопаснее, что мы или сами видели все своими глазами, странствуя одинаково у них и вместе с ними с лишком год и четыре месяца, или пробыв в их среде, или услышав от христиан, находящихся в плену среди них и, как мы уверены, достойных доверия. Ведь мы имели поручение от верховного первосвященника, чтобы обследовать все в совокупности и тщательно осмотреть каждую подробность. Это и выполнено со тщанием как нами, так и принадлежащим к тому же ордену братом Бенедиктом, который был участником наших бедствий и толмачом.

III. Но если мы, к сведению читателей, пишем нечто такое, что неизвестно в ваших странах, то вы не должны ради этого именовать лживыми нас, излагающих вам то, что мы сами видели или слышали за верное от других, кого признаем достойными доверия. Наоборот, это очень жестоко, если человека за добро, которое он делает, другие подвергают позору.

Распределение книги по главам

ГЛАВА ПЕРВАЯ

О положении земли Татар, ее качестве и распределении в ней воздуха

О земле мы предположили рассуждать следующим образом: во-первых, мы скажем об ее положении, во-вторых, о качестве, в-третьих, о распределении в ней воздуха.

§ I. O положении земли

Итак, вышеназванная земля расположена в той части востока, в которой, как мы полагаем, восток соединяется с севером. К востоку же от них расположена земля Китайцев, а также Солангов, к югу земля Саррацинов, к юго-западу расположена земля Гуиров, с запада область Найманов, с севера земля Татар окружена морем океаном. В одной своей части она чрезмерно гориста, в другой представляет равнину, но почти вся она смешана с хрящом, редко глиниста, по большей части песчана.

§ II. O качестве земли

В одной части земли находится несколько небольших лесов, другая же часть совершенно безлесная, пищу же себе варят и сидят [для тепла] как император, так вельможи и все другие люди при огне, разведенном из бычачьего и конского навоза. Далее даже и сотая часть вышеназванной земли не плодородна, и она не может даже приносить плода, если не орошается речными водами. Но вод и ручьев там немного, а реки редки, откуда там нет селений, а также и каких-нибудь городов, за исключением одного, который слывет довольно хорошим и называется Каракарон, но мы его не видели, а были почти за полдня пути до него, когда находились в Сыр-орде, каковая является главным двором их императора. И хотя в других отношениях земля не плодородна, она все же достаточно, хотя и не особенно, пригодна для разведения скота.

§ III. О распределении воздуха

Воздух в этой земле распределен удивительно. Именно среди лета, когда в других странах обычно бывает в изобилии наивысшая теплота, там бывают сильные громы и молнии, которые убивают очень многих людей. В то же время там падают также в изобилии снега. Бывают там также столь сильные бури с весьма холодными ветрами, что иногда люди едва с затруднением могут ездить верхом. Отсюда, когда мы были в Орде (так называются у них становища императора и вельмож), то от силы ветра лежали распростертые на земле и вследствие обилия пыли отнюдь не могли смотреть. В этой земле также зимою никогда не бывает дождя, а летом идет он часто и так мало, что едва может иногда смочить пыль и корни трав. Падает там также часто очень крупный град. Отсюда в то время, когда был избран император и должен был воссесть на царском престоле, в бытность нашу при дворе, выпал столь сильный град, что когда он внезапно растаял, как мы узнали вполне достоверно, более 160 человек утонуло там же при дворе, а имущества и жилищ было снесено еще больше. Там бывает также летом внезапно сильный зной и неожиданно страшнейший холод. Зимою же в одной части выпадают сильнейшие снега, а в другой - неглубокие.

И чтобы сделать краткое заключение об этой земле, она велика, но в других отношениях, как мы видели собственными глазами (так как странствовали по ней, ездя кругом, пять месяцев с половиной), гораздо хуже, чем мы могли бы высказать.

ГЛАВА ВТОРАЯ

О внешнем виде лиц, о супружестве, одеянии, жилищах и имуществе их

Сказать о земле, надлежит сказать о людях: во-первых, мы опишем внешний вид их лиц, во-вторых, изложим об их супружестве, в-третьих, об одеянии, в-четвертых, о жилищах и, в-пятых, об их имуществе.

§ I. О внешнем виде лиц

Внешний вид лиц отличается от всех других людей. Именно между глазами и между щеками они шире, чем у других людей, щеки же очень выдаются от скул; нос у них плоский и небольшой; глаза маленькие, и ресницы приподняты до бровей. В поясе они в общем тонки, за исключением некоторых, и притом немногих, росту почти все невысокого. Борода у всех почти вырастает очень маленькая, все же у некоторых на верхней губе и на бороде есть небольшие волоса, которых они отнюдь не стригут. На маковке головы они имеют гуменце наподобие клириков, и все вообще бреют [голову] на три пальца ширины от одного уха до другого; эти выбритые места соединяются с вышеупомянутым гуменцем; надо лбом равным образом также все бреют на два пальца ширины; те же волосы, которые находятся между гуменцем и вышеупомянутым бритым местом, они оставляют расти вплоть до бровей, а с той и другой стороны лба оставляют длинные волосы, обстригая их более чем наполовину; остальным же волосам дают расти, как женщины. Из этих волос они составляют две косы и завязывают каждую за ухом. Ноги у них также небольшие.

§ II. Об их супружестве

Жен же каждый имеет столько, сколько может содержать: иной сто, иной пятьдесят, иной десять, иной больше, иной меньше, и они могут сочетаться браком со всеми вообще родственницами, за исключением матери, дочери и сестры от той же матери. На сестрах же только по отцу, а также на женах отца после его смерти они могут жениться. А на жене брата другой брат, младший, после смерти первого или иной младший из родства обязан даже жениться. Всех остальных женщин они берут в жены без всякого различия и покупают их у их родителей очень дорого. По смерти мужей жены нелегко вступают во второй брак, разве только кто пожелает взять в жены свою мачеху.

§ III. Об их одеянии

Одеяние же как у мужчин, так и у женщин сшито одинаковым образом. Они не имеют ни плащей, ни шапок, ни шляп, ни шуб. Кафтаны же носят из букарана, пурпура или балдакина, сшитые следующим образом. Сверху донизу они разрезаны и на груди запахиваются; с левого же боку они застегиваются одной, а на правом - тремя пряжками, и на левом также боку разрезаны до рукава. Полушубки, какого бы рода они ни были, шьются таким же образом, но верхний полушубок имеет волосы снаружи, а сзади он открыт, но у него есть один хвостик, висящий назад до колен. Замужние же женщины носят один кафтан очень широкий и разрезанный спереди до земли. На голове же они носят нечто круглое, сделанное из прутьев или из коры, длиною в один локоть и заканчивающееся наверху четырехугольником, и снизу доверху этот [убор] все увеличивается в ширину, а наверху имеет один длинный и тонкий прутик из золота, серебра или дерева или даже перо; и этот [убор] нашит на шапочку, которая простирается до плеч. И как шапочка, так и вышеупомянутый убор покрыты букараном или пурпуром, или балдакином. Без этого убора они никогда не появляются на глаза людям, и по нему узнают их другие женщины. Девушек же и молодых женщин с большим трудом можно отличить от мужчин, так как они одеваются во всем так, как мужчины. Шапочки у них иные, чем у других народов; описать, понятно, их вид мы бессильны.

§ IV. Об их жилищах

Ставки у них круглые, изготовленные наподобие палатки и сделанные из прутьев и тонких палок. Наверху же в середине ставки имеется круглое окно, откуда попадает свет, а также для выхода дыма, потому что в середине у них всегда разведен огонь. Стены же и крыши покрыты войлоком, двери сделаны также из войлока. Некоторые ставки велики, а некоторые небольшие, сообразно достоинству и скудости людей. Некоторые быстро разбираются и чинятся и переносятся на вьючных животных, другие не могут разбираться, но перевозятся на повозках. Для меньших при перевезении на повозке достаточно одного быка, для больших - три, четыре или даже больше, сообразно с величиной повозки, и, куда бы они ни шли, на войну ли или в другое место, они всегда перевозят их с собой.

§ V. Об их имуществе

Они очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, козами и лошадьми. Вьючного скота у них такое огромное количество, какого, по нашему мнению, нет и в целом мире; свиней и иных животных нет вовсе.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

О богопочитании, о том, что они признают грехами, о гаданиях и очищениях и погребальном обряде

Сказав о людях, следует изложить об обрядности; о ней мы будем рассуждать следующим образом: сперва скажем о богопочитании, во-вторых, о том, что они признают грехами, в-третьих, о гаданиях и очищениях грехов, в-четвертых, о погребальном обряде.

I. Они веруют в единого Бога, которого признают творцом всего видимого и невидимого, а также и признают его творцом как блаженства в этом мире, так и мучений, однако они не чтут его молитвами или похвалами, или каким-либо обрядом. Тем не менее у них есть какие-то идолы из войлока, сделанные по образу человеческому, и они ставят их с обеих сторон двери ставки и вкладывают в них нечто из войлока, сделанное наподобие сосцов, и признают их за охранителей стад, дарующих им обилие молока и приплода скота. Других же идолов они делают из шелковых тканей и очень чтут их. Некоторые ставят их на прекрасной закрытой повозке пред входом в ставку, и всякого, кто украдет что-нибудь с этой повозки, они убивают без всякого сожаления. А когда они хотят делать этих идолов, то собираются вместе все пожилые хозяйки, которые находятся в тех ставках, и с благоговением делают их, а когда сделают, то убивают овцу, едят ее и сжигают огнем ее кости. И когда также болен какой-нибудь отрок, то они делают идола вышесказанным способом и привязывают его над ложем. Вожди, тысячники и сотники всегда имеют козла в середине ставки. Вышеупомянутым идолам они приносят прежде всего молоко всякого скота, и обыкновенного, и вьючного. И всякий раз, как они приступают к еде или питью, они прежде всего приносят им часть от кушаний и питья. И всякий раз, как они убивают какого-нибудь зверя, они приносят на каком-нибудь блюде сердце идолу, который находится на повозке, и оставляют до утра, а также уносят сердце с его вида варят и едят.

II. Прежде всего также они делают идол для императора и с почетом ставят его на повозке перед ставкой, как мы видели при дворе настоящего императора, и приносят ему много даров. Посвящают ему также лошадей, на которых никто не дерзает садиться до самой их смерти. Посвящают ему также и иных животных, и если убивают их для еды, то не сокрушают у них ни единой кости, а сожигают огнем. В полдень также они поклоняются ему как Богу и заставляют поклоняться некоторых знатных лиц, которые им подчинены. Отсюда недавно случилось, что Михаила, который был одним из великих князей Русских, когда он отправился на поклон к Бату, они заставили раньше пройти между двух огней; после они сказали ему, чтобы он поклонился на полдень Чингис-хану. Тот ответил, что охотно поклонится Бату и даже его рабам, но не поклонится изображению мертвого человека, так как христианам этого делать не подобает. И, после неоднократного указания ему поклониться и его нежелания, вышеупомянутый князь передал ему через сына Ярослава, что он будет убит, если не поклонится. Тот ответил, что лучше желает умереть, чем сделать то, чего не подобает. И Бату послал одного телохранителя, который бил его пяткой в живот против сердца так долго, пока тот не скончался. Тогда один из его воинов, который стоял тут же, ободрял его, говоря: "Будь тверд, так как эта мука недолго для тебя продолжится, и тотчас воспоследует вечное веселие". После этого ему отрезали голову ножом, и у вышеупомянутого воина голова была также отнята ножом.

III. Сверх того, они набожно поклоняются солнцу, луне и огню, а также воде и земле, посвящая им начатки пищи и пития и преимущественно утром, раньше чем станут есть или пить. И так как они не соблюдают никакого закона о богопочитании, то никого еще, насколько мы знаем, не заставили отказаться от своей веры или закона, за исключением Михаила, о котором сказано выше. Что они станут делать дальше, не знаем; некоторые, однако, предполагают, что если Татары получат единовластие, - да отвратит это Бог, - то они заставят всех поклоняться этому идолу. Случилось также в недавнюю бытность нашу в их земле, что Андрей, князь Чернигова (Cherneglove), который находится в Руссии, был обвинен пред Бату в том, что уводил лошадей Татар из земли и продавал их в другое место; и хотя этого не было доказано, он все-таки был убит. Услышав это, младший брат его прибыл с женою убитого к вышеупомянутому князю Бату с намерением упросить его не отнимать у них земли. Бату сказал отроку, чтобы он взял себе в жены жену вышеупомянутого родного брата своего, а женщине приказал поять его в мужья согласно обычаю Татар. Тот сказал в ответ, что лучше желает быть убитым, чем поступить вопреки закону. А Бату тем не менее передал ее ему, хотя оба отказывались, насколько могли, их обоих повели на ложе, и плачущего и кричащего отрока положили на нее и принудили их одинаково совокупиться сочетанием не условным, а полным. .



На Русь татаро-монголы вернулись спустя 14 лет, уже после смерти Чингиcхана, вернув должок волжским булгарам. Начав с взятия Рязани, монголы во главе с внуком Чингисхана Бату (фактически командовал полководец Субэдей) за год разорили княжества Северо-Восточной Руси и сожгли Москву, Владимир, Суздаль, Тверь и другие города. Затем они ушли в степь, чтобы вернуться в 1239 г., теперь уже в княжества Юго-Западной Руси, где они разрушили Переяслав, Чернигов, Киев и Галич. После этого монголы разгромили поляков, захватили Венгрию и вторглись в Словению. Но дальнейшее их продвижение на запад остановила смерть преемника Чингисхана Угэдея, заставившая всех претендентов на престол устремиться на восток. Им было что делить: к этому времени монголы контролировали огромную территорию от Тихоокеанского побережья до Черного моря.

Ответственная миссия — добраться до монгольского хана, вручить письмо, получить ответ и по возможности выведать планы монголов — была поручена 63-летнему францисканскому монаху Джованни дель Плано Карпини. В апреле 1245 г. посланник со свитой выехал из Лиона, где в то время находилась резиденция Папы. Через Богемию, Силезию и Краковское герцогство он проследовал в Киев. По пути к нему присоединился послушник Бенедикт из вроцлавского францисканского монастыря. Уже зимой, по покрытому льдом Днепру, посольство отправилось из Киева на юг, а затем через Дон к Волге.

В сопровождении двух проводников-монголов Плано Карпини и Бенедикт отправились в путь: сначала к Аральскому морю, затем, обогнув его с севера, вверх по течению Сырдарьи до Сыгнака, а далее на восток.

Плано Карпини прибыл в Монголию в очень важный момент ее истории и, судя по всему, не случайно. Именно в это время трон великого хана предстояло занять Гуюку, сыну Угэдея, умершего четыре с лишним года назад. Вопреки воле Угэдея, назначившего своим преемником внука Ширэмуна, вдова хана Туракина (Торёгэне) все сделала по-своему. Сначала она правила самостоятельно, а после двух лет регентства фактически передала власть сыну Гуюку, не пользовавшемуся ни расположением покойного хана, ни авторитетом среди знати. Тем не менее в 1246 г. на курултае он был утвержден правителем. От утверждения до официального провозглашения должно было пройти еще некоторое время. На торжественную церемонию прибывали все новые и новые люди: монгольские чиновники, правители покоренных стран. Противник Гуюка Бату не приехал, а направил вместо себя великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича. Во время пребывания в ставке хана Ярослав внезапно умер. По свидетельству Плано Карпини, виновницей его смерти была Туракина, отравившая князя (эта версия до сих пор остается господствующей).

На первый взгляд миссия Плано Карпини не имела успеха, равно как и несколько других католических посольств к монголам. Однако он вел переговоры не только с монголами, но и с русскими князьями — Ярославом Всеволодовичем и Даниилом Галицким. Результат переговоров с Ярославом неизвестен, однако в итоге князь был убит. Даниил же поддался на увещевания католиков, и в 1254 г. принял от папы титул короля Малой Руси. А вот сын Ярослава Александр (прозванный Невским) предпочел вассальную зависимость от веротерпимых монголов кабальному союзу с католической Европой. Какими бы ни были политические цели и итоги посольства Плано Карпини в Монголию, это путешествие, несомненно, стало первым в ряду великих странствий европейцев в Азию.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главный герой: Джованни дель Плано Карпини, францисканский монах
Другие действующие лица: Иннокентий IV, Папа Римский; Бату, правитель Золотой Орды; Гуюк, великий хан; его мать Туракина; Ярослав Всеволодович, великий князь Владимирский; Бенедикт, послушник
Время действия: 1245—1247 гг.
Маршрут: Из Лиона в Монголию
Цель: Вручение письма Папы Римского хану, выведывание монгольских планов
Значение: Первое из великих странствий европейцев в Азию


Фото: ссылка

Миссия Плано Карпини

Прежде чем исследовать сочинение Плано Карпини следует рассмотреть предысторию его визита к татарам и другим восточным народам.

29 сентября 1227 года в Ананьи папа Григорий IХ объявил об отлучении от церкви императора Священной Римской империи Фридриха II , за то, что к означенному сроку не организовал новый крестовый поход в Палестину. В 1228 году Фридрих II выполнил обещание и отправился в поход. Пользуясь отсутствием императора, папа предпринял военную операцию против принадлежавшего Фридриху II Сицилийского королевства, но в 1230 году вернувшийся из Палестины император разбил папское войско. 20 июля 1230 года Григорий IХ и Фридрих II договорились о перемирии; Григорий IХ объявил о снятии с императора отлучения, а Фридрих II гарантировал неприкосновенность папских владений.

Однако в 1236 г. между папой и императором вспыхнул новый конфликт; 20 марта 1239 года Григорий IХ вторично подверг Фридриха II отлучению и в 1240 году объявил о даровании индульгенций всем, кто примет участие в борьбе с императором. Собор Римско-католической Церкви должен был закрепить отлучение, однако папа умер 22 августа 1241 года в период его подготовки. Заметим, что в 1240 и 1241 годах "дипломатические отношения" императора с папой полностью отсутствовали и все его примирительные письма - поздние фальшивки!

После смерти Григория IX Папский престол долго оставался вакантным, так как кардиналы, сторонники мирного разрешения конфликта с императором, затягивали с избранием нового папы. Наконец, 25 октября 1241 года на конклаве , собравшемся впервые в истории католической Церкви, был избран Римский папа Целестин IV , который скончался через 16 дней после избрания. Лишь 25 июня 1243 года в Ананьи кардиналы избрали папой Синибальдо Фьески, который имел репутацию прагматичного политика, лояльного к императору. 28 июня там же он был рукоположен во епископа и коронован как Иннокентий IV .

Несмотря на то, что сочинение Плано Карпини было широко известно в средние века, в начале ХIХ века были в наличии только четыре рукописные копии с него:

- Лейденская рукопись, выполненная или в самом конце XIII в. или в начале XIV в. (для издания 1839 г. подготовлена французским исследователем Д’Авезаком);

- две рукописи имеются в Национальной библиотеке Парижа;

- одна рукопись хранится в Британском музее.

В конце XIX века в библиотеке Кэмбриджского университета была обнаружена пятая рукопись.

Попробуем разобраться с вопросом, кого Плано Карпини считал Татарами и где они проживали?

Далее в главах 2 – 5 идут описания внешнего вида, быта, обычаев, верований и т.д. типичного кочевого народа от Днепра до Иртыша, густо сдобренные небылицами, популярными в средневековой Европе:

- Их пищу составляет все, что можно разжевать, именно они едят собак, волков, лисиц и лошадей, а в случае нужды вкушают и человеческое мясо… мы видели даже, как они ели вшей…

- …женщины, которые только рождались, имеют человеческий облик, мужчины же имеют облик собачий

- …горы же эти в той стороне, к которой, они пришли, состоят из адамантова камня, почему и притянули к себе их стрелы и железное оружие

- …они не могли вынести шума солнца; наоборот, в то время, когда восходило солнце, им надлежало приложить одно ухо к земле, а верхнее крепко заткнуть, чтобы не слыхать этого ужасного шума…

- …это черные Саррацины, которые именуются Эфиопами…

- …живут лесные люди; они никак не говорят и не имеют суставов в коленах…

- … нашли также некоторых чудовищ, имеющих человеческий облик, но у них была только одна полная рука, то есть как до локтя, так и после локтя, и то на середине груди, и одна нога, и двое стреляли из одного лука; они бегали так сильно, что лошади не могли их догнать, ибо они бегали, скача на одной ноге, а когда утомлялись от такой ходьбы, то ходили на руке и ноге, так сказать вертясь кругом…

- берут иногда жир людей, которых убивают, и выливают его в растопленном виде на дома; и везде, где огонь попадает на этот жир, он горит, так сказать, неугасимо…

- …перед ними было распростерто некое облако, за которое они никоим образом не могли пройти, потому что совершенно теряли зрение…

- …прибыли к Паросситам, у которых, как нам говорили, небольшие желудки и маленький рот; они не едят мяса, а варят его. Сварив мясо, они ложатся на горшок и впитывают дым и этим только себя поддерживают…

- …имели во всем человеческий облик, но концы ног у них были, как у ног быков, и голова у них была человеческая, а лицо, как у собаки; два слова говорили они на человеческий лад, а при третьем лаяли, как собака, и таким образом в промежутке разговора они вставляли лай…

При дальнейшем чтении создаётся впечатление, что главы 6 и 7 в данном издании поменяны местами: в шестой главе даётся описание структуры и вооружения татарского войска, в восьмой – как с татарами бороться, а в седьмой – небылицы. Поэтому продолжим рассмотрение небылиц из седьмой главы.

- Чингис–кан приказал, чтобы во главе десяти человек был поставлен один (и он по–нашему называется десятником), а во главе десяти десятников был поставлен один, который называется сотником, а во главе десяти сотников был поставлен один, который называется тысячником, а во главе десяти тысячников был поставлен один, и это число называется у них тьма. Во главе же всего войска ставят двух вождей или трех, но так, что они имеют подчинение одному… Здесь, один к одному описана структура русского войска с Х I века и до конца Х VII -го (у казаков – до Х I Х века). От этих должностей произошли русские фамилии: Десятников, Сотников, Тысячников и Темников. Вождь над темниками – воевода или сам князь.

Теперь, на основании информации Последней главы, попробуем определить маршрут Плано Карпини.

Миссия Плано Карпини была связана с агитацией за переход православных восточных славян в лоно католической церкви. И только!

Читайте также: