Пижемская роспись история кратко

Обновлено: 05.07.2024


Пижемская роспись известна с XVII века. Одна из древнейших росписей Русского Севера. Северная река Печора и ее притоки Цильма, Пижма и другие - места, где в XIX-начале XX в. существовал небольшой центр графической росписи. Староверы, бежавшие сюда, занимались переписыванием светских и религиозных книг, которые украшали заставками, буквицами, рисунками.
Некоторые из этих мастеров стали расписывать деревянные ложки. Также здесь расписывалась и другая домашняя утварь, за исключением прялок, которые обычно привозили с Мезени. На формирование стиля пижемской росписи сильнейшее влияние оказала рукописная традиция. Существуют многочисленные параллели между пижемскими узорами и заставками древнерусских книг. Это не случайно. Со времен Аввакума Печора стала одним из оплотов старообрядчества. Здесь были целые династии переписчиков дониконовских книг, известных по всей Печоре; они и положили начало своеобразной пижемской росписи. Есть данные, что росписью сундуков, шкатулок и лукошек занимались и в Усть-Цильме - большом селе, где шла переписка книг.

Пижемская роспись выполнялась акварельными красками - красной, зеленой, желтой, черной. Этот вид росписи значительно отличается от пышных и ярких северных росписей тем, что основной ее рисунок - это геометрический орнамент, выполненный черной краской (сажа с использованием смолы лиственницы) в виде ромбов, крестов, точек и т.д., с незначительным добавлением красной и зеленой краски. Эта роспись ближе всего к мезенской росписи, но в отличие от нее в пижемской росписи нет ни коней, ни птиц, которыми славится Мезень.

Геометрические узоры - линии, точки, крестики - имели глубокий смысл для древнего человека, который украшал свои предметы быта. Изучением этих символов занимались такие известные ученые как: Б. А. Рыбаков, В. П. Даркевич, А. К. Амброз. Они указывают на то, что прямая линия может обозначать твердь небесную и твердь земную. Плавная линия обозначает воду, крест - символ огня или солнца. Ромб это земной знак, точки - семена, а ромб, разделенный крестом с ростками на краях, - это символ изобилия и плодородия, его помещали и на дне ложки, и на свадебном полотенце, и на подоле свадебной рубахи невесты как пожелание большой и полной семьи. Незнание законов природы вызывало страх перед стихийными бедствиями, и человек, изображая эти символы, пытался таким образом защитить себя от сил природы, т.е. символы были не только украшением предметов быта, но и являлись оберегами.

На Печоре широко распространены расписные короба с довольно простыми орнаментальными узорами, - типичные мезенские изделия из села Палощелья. Сюда, на Печору, их регулярно завозили зимней дорогой через непроезжую в другое время года тайболу. Но есть на Печоре и своя роспись коробов и сундуков. Оригинальный орнамент этой росписи не похож ни на какой другой русский орнамент. В нем нет ничего общего даже с местной же росписью ложек в Скитской, Замежном и Усть-Цильме. Узор печорских сундуков напоминает пучки трав, связанных в узлы. Ритм этого орнамента строгий, упругий, вполне подходящий к суровым географическим условиям печорского края. Мастерами этой росписи были: И. С. Мяндин, П. А. Мяндин, С. И. Мяндин, Н. И. Носов, Ф. С. Бобрецов, А. А. Вакуев, А. М. Бажуков, О. С. Аншуков, С. С. Чупров.

Федор Осипович Аншуков жил в деревне Скитской (на месте древнего Великопоженского общежития, где, очевидно, существовала школа переписчиков книг). В молодости Аншуков слыл удачливым охотником, а под старость перешел на ложкарное дело. Его роспись отличалась тонкостью и изяществом. Больше чем другие "писари" он любил применять зеленую краску (а не только черную и красную). Иногда этот мастер подписывался. Умер Ф. О. Аншуков в 1946 году.


Северная река Печора и ее притоки Цильма, Пижма и другие - места, где в XIX-начале XX в. существовал небольшой центр графической росписи. Староверы, бежавшие сюда, занимались переписыванием светских и религиозных книг, которые украшали заставками, буквицами, рисунками.

Некоторые из этих мастеров стали расписывать деревянные ложки. Также здесь расписывалась и другая домашняя утварь, за исключением прялок, которые обычно привозили с Мезени. На формирование стиля пижемской росписи сильнейшее влияние оказала рукописная традиция. Существуют многочисленные параллели между пижемскими узорами и заставками древнерусских книг. Это не случайно. Со времен Аввакума Печора стала одним из оплотов старообрядчества. Здесь были целые династии переписчиков дониконовских книг, известных по всей Печоре; они и положили начало своеобразной пижемской росписи. Есть данные, что росписью сундуков, шкатулок и лукошек занимались и в Усть-Цильме - большом селе, где шла переписка книг.

Пижемская роспись выполнялась акварельными красками - красной, зеленой, желтой, черной. Этот вид росписи значительно отличается от пышных и ярких северных росписей тем, что основной ее рисунок - это геометрический орнамент, выполненный черной краской (сажа с использованием смолы лиственницы) в виде ромбов, крестов, точек и т.д., с незначительным добавлением красной и зеленой краски. Эта роспись ближе всего к мезенской росписи, но в отличие от нее в пижемской росписи нет ни коней, ни птиц, которыми славится Мезень.

Геометрические узоры - линии, точки, крестики - имели глубокий смысл для древнего человека, который украшал свои предметы быта. Изучением этих символов занимались такие известные ученые как: Б. А. Рыбаков, В. П. Даркевич, А. К. Амброз. Они указывают на то, что прямая линия может обозначать твердь небесную и твердь земную. Плавная линия обозначает воду, крест - символ огня или солнца. Ромб это земной знак, точки - семена, а ромб, разделенный крестом с ростками на краях, - это символ изобилия и плодородия, его помещали и на дне ложки, и на свадебном полотенце, и на подоле свадебной рубахи невесты как пожелание большой и полной семьи. Незнание законов природы вызывало страх перед стихийными бедствиями, и человек, изображая эти символы, пытался таким образом защитить себя от сил природы, т.е. символы были не только украшением предметов быта, но и являлись оберегами.



8.

На Печоре широко распространены расписные короба с довольно простыми орнаментальными узорами, - типичные мезенские изделия из села Палощелья. Сюда, на Печору, их регулярно завозили зимней дорогой через непроезжую в другое время года тайболу. Но есть на Печоре и своя роспись коробов и сундуков. Оригинальный орнамент этой росписи не похож ни на какой другой русский орнамент. В нем нет ничего общего даже с местной же росписью ложек в Скитской, Замежном и Усть-Цильме. Узор печорских сундуков напоминает пучки трав, связанных в узлы. Ритм этого орнамента строгий, упругий, вполне подходящий к суровым географическим условиям печорского края. Мастерами этой росписи были: И. С. Мяндин, П. А. Мяндин, С. И. Мяндин, Н. И. Носов, Ф. С. Бобрецов, А. А. Вакуев, А. М. Бажуков, О. С. Аншуков, С. С. Чупров.

Федор Осипович Аншуков жил в деревне Скитской (на месте древнего Великопоженского общежития, где, очевидно, существовала школа переписчиков книг). В молодости Аншуков слыл удачливым охотником, а под старость перешел на ложкарное дело. Его роспись отличалась тонкостью и изяществом. Больше чем другие "писари" он любил применять зеленую краску (а не только черную и красную). Иногда этот мастер подписывался. Умер Ф. О. Аншуков в 1946 году.

Народный мастер России - Ольга Шелепеева знакомит с удивительной росписью по дереву - пижемской росписью

Из комментариев к статье: — На Печоре круг декорируемых расписываемых изделий чрезвычайно широк: посуда (ложки, солонки), орудия труда и быта (каталки, швейки, грабли, хомутные клещи), инструменты, предметы для игр (бачевые палки) и орудия охотничьего промысла (ложи ружей).

Прежде всего, следует отметить общую тенденцию формообразования расписываемых предметов быта. Это следование древнерусским новгородским традициям, где производство деревянной посуды существовало еще в домонгольский период. Ложки широко использовались в быту россиян и имели весьма разнообразный вид, формы их и орнаментика так богата, что в целом они дают яркую картину художественного уровня мастерства. Судя по некоторым этнографическим источникам, орнаментированная, раскрашенная ложка играла важную роль в свадебном обряде. Ложка, изготовленная из дерева, имела недолгий срок и требовала частых замен, в связи с этим, на Печоре в среде старообрядцев имелось несколько комплектов посуды. Так, кроме индивидуальной посуды для каждого члена семьи имелась отдельная посуда для иноверцев, которую хранили отдельно, обычно за печкой, специальная посуда для поминальных трапез.

Пижемские ложки изготавливались ручным способом при помощи топора и ножа-резака. По размерам, форме и назначению делятся на два типа: ложки собственно для еды - "пижемки", они удивительно изящны по форме и пропорциям и черпаки - "ластовицы", которые используются в качестве поварешки. Верхняя часть ложки чаще выполнялась в виде вытянутого овала, небольшого по глубине (по сравнению с известной хохломской ложкой) или имела каплевидную форму и гармонично соединялась с плоским черенком: пижемские ложки "разливистые", в форме овального лепестка, черенок у них щепной.

Своеобразную форму "пижемки" завершает горбоносый переход черенка в лопастку - так образно характеризуются изделия "ложкарей села Замежное" в книге "Современное народное искусство". В целом, ложка-"пижемка" являет собой один из образцов ложек, найденных при раскопках в г. Новгороде. Вторая разновидность ложек - "ластки" или "ластовицы" связана с несколько иной функцией, а именно с зачерпыванием пищевых продуктов, поэтому отличается большим размером и несколько иной формой: верхняя часть-черпак более глубокая, ручка круглая несколько изогнутая и заканчивается крючкообразным завершением для подвески.



37.



Пижемская роспись представляет собой графическую роспись по дереву. Основной ее рисунок – геометрический орнамент. Он выполняется черной краской с добавлением красного, зеленого, желтого цветов. Выбор изображений аскетичен, элементы крайне просты – кружочки, завитушки, звёздочки, ромбики. Но в них кроется глубокий символизм, поскольку эта роспись была распространена среди северных староверов, глубоко верующих мастеров.

История

Пижемская роспись зародилась в XVII веке благодаря староверам. Название промыслу дала речка Пижма, приток Печоры. Позже могучая северная Печора вместе с её притоками Пижмой и Цильмой стала центром графической росписи. Староверы, переселившиеся на Север из центральной России, в частности, Великого Новгорода, славились переписчиками религиозных книг. Книги выделялись рисунками, красивыми заставками. Со временем художественные элементы стали появляться в оформлении деревянных ложек, другой деревянной утвари, коробов, а также ружейных прикладов. Так книжно-рукописная традиция старообрядцев не только способствовала сохранению многих памятников древнерусской книжности, но и послужила появлению пижемской росписи.

Основную, черную, краску для росписи получали, смешав сажу и смолу лиственницы. Каждый элемент росписи нес свой смысл: крест обозначал символ тепла, солнца и мужского начала; звезда — женское начало; прямая линия понималалась как небесная и земная твердь; плавная линия - вода, ромб — земной знак, а точки — семена. Пижемскую роспись нужно уметь читать, расшифровывать.

Состояние

Традиции пижемской росписи сохраняются по сей день. В селах Усть-Цилемского района Республики Коми, где зародился промысел, предметы с пижемской росписью можно встретить в повседневном обиходе. Многие жители бережно хранят предметы старины, семейные реликвии, а некоторые активно их используют в быту. В школах Усть-Цилемского района на уроках технологии дети изучают традиции вырезания деревянных ложек и их росписи в пижемских традициях.

Впечатления

В Усть-Цилемском историко-мемориальном музее А.В. Журавского можно не только увидеть старинные образцы пижемской росписи, но и приобрести изделия современных мастеров.

Всем желающим на сайте Центра доступны видеозаписи мастер-классов по различным направлениям, в т.ч. по пижемской росписи.

Пижемская роспись в Сибири., фото № 1

Пижемская роспись в Сибири., фото № 2

Пижемская роспись в Сибири., фото № 3

Читайте также: