Коммерческая тайна лекция кратко

Обновлено: 02.07.2024

Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, имеющей для компании или предпринимателя коммерческую ценность. То есть это информация, которая позволяет получать выгоду, потому что неизвестна третьим лица и они не имеют к ней свободного доступа.

Каждая организация сама решает, какую информацию она считает конфиденциальной.

В законе о коммерческой тайне указано, что это могут быть сведения любого характера: производственные, технические, экономические, организационные и другие.

Но есть исключения. Не могут составлять коммерческую тайну:

  • данные из учредительных и регистрационных документов;
  • информация о численности и составе работников, условиях труда, системе оплаты труда, вакансиях и т. п.;
  • сведения о нарушениях законодательства и привлечении к ответственности за это;
  • другое.

(Из статьи о том, что нужно знать о коммерческой тайне.)

Нюансы

Чтобы информация стала коммерческой тайной, её владелец должен:

Получить доступ к коммерческой тайне могут органы госвласти или местного самоуправления — с согласия компании или по решению суда.

По запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания предоставлять эту информацию обязательно.

За разглашение коммерческой тайны грозит дисциплинарная, административная или даже уголовная ответственность. Максимальная санкция — лишение свободы на срок до семи лет.

В соответствии со ст. 139 ГК РФ и другими нормами федеральных законов, иных нормативных актов информация может составлять коммерческую тайну, если она отвечает следующим требованиям:

— имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам;

— не попадает под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, и перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

— к ней нет свободного доступа на законном основании;

— обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Согласно ст. 139 ГК РФ информация составляет коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами 23.

«Коммерческая тайна — это защищаемые предприятием сведения в области производства, новых технологий, организационной, коммерческой и иной деятельности, имеющие для предприятия действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее другим лицам, раскрытие (утечка, разглашение) которых может нанести ущерб интересам предприятия^.

На наш взгляд, в приведенных определениях не раскрываются в полной мере содержание и признаки коммерческой тайны, не отражены важные правовые аспекты, в том числе ответственность за посягательство на коммерческую тайну.

Вместе с тем, в указанных определениях наглядно просматриваются и наиболее характерные признаки данного определения, сформулированные в ст. 139 ГК РФ. К ним относятся:

конфиденциальность, закрытость этих сведений от третьих лиц;

действительная и потенциальная ценность этих сведений в силу неизвестности их другим лицам.

Коммерческая тайна — это конфиденциальные сведения в областях:

  • производственно-хозяйственной;
  • коммерческой;
  • управленческой;
  • научно-технической;
  • финансовой.

В соответствии со ст. 139 ГК РФ и другими нормами федеральных законов, иных нормативных актов информация может составлять коммерческую тайну, если она отвечает следующим требованиям:

— имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам;

— не попадает под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, и перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

— к ней нет свободного доступа на законном основании;

— обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Согласно ст. 139 ГК РФ информация составляет коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами 23.




«Коммерческая тайна — это защищаемые предприятием сведения в области производства, новых технологий, организационной, коммерческой и иной деятельности, имеющие для предприятия действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее другим лицам, раскрытие (утечка, разглашение) которых может нанести ущерб интересам предприятия^.

На наш взгляд, в приведенных определениях не раскрываются в полной мере содержание и признаки коммерческой тайны, не отражены важные правовые аспекты, в том числе ответственность за посягательство на коммерческую тайну.

Вместе с тем, в указанных определениях наглядно просматриваются и наиболее характерные признаки данного определения, сформулированные в ст. 139 ГК РФ. К ним относятся:

конфиденциальность, закрытость этих сведений от третьих лиц;

действительная и потенциальная ценность этих сведений в силу неизвестности их другим лицам.

Коммерческая тайна — это конфиденциальные сведения в областях:

  • производственно-хозяйственной;
  • коммерческой;
  • управленческой;
  • научно-технической;
  • финансовой.

Коммерческая тайна в нашей стране регламентирована довольно жестко, но именно она помогает компаниям развиваться и изобретать что-то новое, а не заимствовать у конкурентов.

КТ — это информация, охраняемая законом. Если она попадет не в те руки, это грозит виновному крупным штрафом или тюрьмой

Что такое коммерческая тайна

Любая компания в нашей стране наверняка хранит секреты различной степени важности. Это может быть, например, рецепт фирменного пирога, состав запатентованного лекарства или специально разработанная технология, информация о будущих скидках и планы развития. Каждая организация имеет право хранить такие данные в закрытом доступе, если правильно оформит внушительный пакет документов.

Коммерческая тайна обладает высокой ценностью именно потому, что закрыта от посторонних. Она может влиять на состояние дел в компании, ее успех, занимаемую долю на рынке и ценность акций. Если скрытые данные попадают к третьим лицам, они теряют свою значимость, а компания может понести убытки.

Руководство каждой организации самостоятельно решает, какие сведения считать тайной, и в обязательном порядке подписывает договор с сотрудником о неразглашении. Обладателем КТ является тот, кто владеет ей на законных основаниях.

Рассмотрим ситуацию: работник оформить кредит с низкой процентной ставкой, и финансовая организация запросила справку о зарплате с места работы по своей форме. Работник обращается в бухгалтерию, где ему выдают нужный документ, который он предоставляет банку. Является ли это разглашением?

По закону система оплаты труда не может составлять коммерческую тайну. Однако часто работодатели вносят эти данные в КТ, когда на их предприятии практикуется серая схема выплаты заработной платы. Информация о реальных зарплатах, попавшая к третьим лицам, спровоцирует множество проблем, в том числе и уголовного характера.

Владелец КТ тщательно охраняет ее всеми доступными законными способами, но обязан предоставлять ее органам государственной власти. Запрос должен быть официально оформлен, подписан руководством ведомства, от которого направлен, а также должен содержать информацию о причине заинтересованности и сроках исполнения.

Важно: владельцем КТ является руководитель предприятия, и только он может удовлетворить обращение. Рядовые работники, допущенные к закрытой информации, обязаны хранить ее — это прописано в законе. Представители власти, получив скрытые данные, также бережно защищают ее от утечки.

Перед запуском системы коммерческой тайны тщательно формулируют информацию о составе КТ, подробно прописывают внутренние правила для выполнения неразглашения и санкции за нарушение. Сотрудники компании, имеющие доступ к закрытым данным, обязаны внимательно ознакомиться с принципами конфиденциальности, перечнем охраняемых сведений и возможными наказаниями.

Важно: все договоренности о неразглашении подтверждаются подписью.

В коммерческую тайну могут входить не только ценные на сегодняшний день данные, но и те, которые могут обрести значимость в будущем:

  • данные клиентов, поставщиков, партнеров;
  • условия заключенных договоров и возможных контрактов;
  • политика определения цен на выпускаемую продукцию;
  • информация об имеющихся кредитах у предприятия;
  • данные об отделе маркетинга, исследованиях, бюджетах на рекламные кампании;
  • сведения об используемом на производствах и в управленческих блоках программном обеспечении, установленном на компьютерах;
  • информация о службе собственной безопасности и охране;
  • результаты проводимых планерок и совещаний;
  • под охрану попадает и деловая переписка.

КТ чем-то похожа на банковскую тайну: передача третьим лицам и той, и другой наказуема.

Фирменный рецепт от шеф-повара крупного ресторана иногда включают в коммерческую тайну, за разглашение которой последует наказание

Что не составляет коммерческую тайну

Не все сведения можно оформить как КТ: по закону засекретить можно только ту информацию, которая представляет ценность. Допустим, были рассекречены часы работы предприятия. Фактически от утечки ничего не изменится, компания будет работать в том же режиме.

Также по закону нельзя скрывать некоторую юридическую информацию, которая должна быть в свободном доступе:

  • учредительную документацию ИП или юрлица;
  • информацию об освоении государственных бюджетов;
  • кадровые сведения: количество сотрудников, охрана труда, открытые вакансии;
  • данные о наличии долгов перед работниками или государством;
  • информацию о наносимом вреде людям: влияние на окружающую среду, соблюдение противопожарных норм и других;
  • списки граждан, которые могут представлять компанию и совершать действия от ее имени без доверенности;
  • данные о нарушениях и привлечении к ответственности как самого предприятия, так и его руководства;
  • другую информацию, регламентированную законом.

Рассмотрим три примера утечки информации.

Сотрудник рассказал конкурентам своей компании, что на производство приезжали экологи и выявили небольшие нарушения, которые устранили за два дня. Это не КТ: такая информация по закону не может быть закрытой, соответственно, появится в открытом доступе.

Сотрудник рассказал, что главбух предприятия выпивает до обеда по семь стаканов крепкого чая и съедает три шоколадных батончика. Это не КТ: информация не имеет ценности, и ее разглашение не повлияет на ход дел компании.

Работник передал конкурентам несколько писем с перепиской генерального директора своей компании с его заграничным партнером о готовящемся контракте. Эта информация охраняется, и ее обнародование попадает под санкции.

Как защитить КТ

Защита КТ от разглашения попадает под охрану закона после того, как в организации вводят специальный режим. В законе прописано, какие действия необходимо совершить, чтобы обезопасить себя в случае утечки. При составлении и заполнении документов нужно очень внимательно изучать все детали.

  1. Определяется набор сведений, входящих в состав КТ. Список должен быть точным, лаконичным и предельно ясным: это поможет в будущем в ходе судебных разбирательств доказать правоту.
  2. Устанавливается принцип обращения с информацией, его фиксируют на бумаге либо в электронном виде.
  3. Вписываются данные всех имеющих доступ, а также подробная инструкция по работе с документами.
  4. Определяется круг лиц, у которых будет доступ к КТ, и организуется их контроль. Видеокамеры, подпись при получении, надежный меняющийся пароль на компьютере — все методы пригодятся, но предварительно с порядком действий нужно ознакомить работников.
  5. Каждый сотрудник, имеющий доступ к засекреченным данным, должен быть ознакомлен с инструкцией и контрактом. После прочтения необходимо получить подпись работника, которая подтвердит его ознакомление с принципами обращения с КТ и степенью ответственности.
  6. Носитель с КТ оснащается специальной пометкой. Закон не регламентирует, каким образом будет поставлен гриф — в виде наклейки или надписью от руки. Еще необходимо обозначить полное название и фактический адрес (для юрлиц) или ФИО и место фактического жительства (для ИП).

Для того чтобы дополнительно защитить данные, в контракте сотрудника нужно вписать отдельные строки: запрет на передачу закрытой информации и запрет на ее использование в ущерб предприятия.

Для надежной защиты КТ порой требуются дополнительные расходы. Привлечение юристов, установка видеокамер и программного обеспечения поможет покрыть кредит для малого и среднего бизнеса от Совкомбанка. Оформить его можно даже с предоставлением облегченного пакета документов! Воспользуйтесь всеми преимуществами — возможностью участия в программах господдержки, дополнительным лимитом к расчетному счету и многими другими привилегиями.

Кто отвечает за разглашение

За разглашение КТ отвечает непосредственно тот сотрудник, по вине которого произошла утечка. Но только в том случае, если вина доказана и соблюден ряд условий:

  • сотрудник ознакомился со списком закрытой информации и поставил свою подпись, подтверждающую это;
  • сотрудник знает, какие меры к нему применят, если он допустит разглашение;
  • на предприятии соблюдены все условия для работы с коммерческой тайной.

Сотрудница отдела кадров поделилась с подругами в своей организации табелем с начисленной заработной платой. Документ быстро разошелся, каждый человек на предприятии знал, сколько получает коллега. В результате этой утечки внутри коллектива образовалось напряжение и непонимание, многие сотрудники уволились из-за разницы в выплатах.

Доказать вину сотрудницы довольно сложно: сотрудники увольнялись, не принося прибыль и заказы, но это доход, нацеленный на будущее. Допустим, массовое увольнение после разглашения КТ спровоцировало отмену крупных договоров, тогда связь между этими событиями можно будет доказать, а недополученную прибыль удержать с виновного.

Работник, допустивший разглашение тщательно хранимой информации, избежит наказания, если будет доказано, что это произошло по незнанию

Виды ответственности

Разглашение закрытой информации влечет за собой четыре вида взысканий.

  • Дисциплинарное: работник получает выговор, штраф или увольнение по статье.
  • Гражданско-правовое: позволяет получить возмещение убытков или недополученной прибыли не только с работников, но и с субподрядчиков.
  • Уголовное: наступает в случаях, когда третьи лица пытаются получить КТ при помощи шантажа, угроз жизни, похищения документов. Также применяется в отношении сотрудников, получивших сведения легально, и к лицам, которые разгласили КТ намеренно. Все эти правонарушения караются тюремным сроком от 2 до 5 лет либо крупными штрафами до 1,5 млн рублей.
  • Административное: применяется к сотрудникам, допустившим утечку, но тяжесть проступка не подходит для уголовного дела. Применяются денежные наказания до 5 млн рублей.

У каждой организации могут быть секреты, которыми она не хочет делиться. В этом случае информацию поможет защитить режим коммерческой тайны. Запустить его довольно сложно, а сам процесс требует помощи юристов. Помните, что всегда можно обратиться в суд и наказать виновных, если их действия, повлекшие утечку КТ, нанесли вред организации.

Хомякова Елена Сергеевна

Нормативные документы по вопросам установления и защиты коммерческой тайны

В настоящее время основными нормативными документами по вопросам установления и защиты коммерческой тайны, являются:

Основной целью установления режима коммерческой тайны является увеличение конкурентоспособности бизнеса, рост прибыли и минимизация рисков причинения убытков. Утечка секретной информации может повлечь для компании невосполнимые потери.

Какие сведения составляют коммерческую тайну

Какие сведения могут составлять коммерческую тайну:

  • содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
  • содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
  • о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
  • о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
  • о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
  • о задолженности работодателей по выплате заработной платы и социальным выплатам;
  • о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
  • об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
  • о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
  • о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
  • обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа, к которым установлена иными федеральными законами.

Установление режима коммерческой тайны в организации

Установление режима коммерческой тайны в организации – начало начал для любого бизнеса, который дорожит теми или иными сведениями и желает их защитить. Для этого необходимы юридические, технические и организационные меры.

Прежде всего потребуется разработать и утвердить Положение о конфиденциальности и о коммерческой тайне, приказы по организации, определить перечень сотрудников, работающих с секретной информацией, подготовить соглашения о конфиденциальности к трудовым договорам либо обязательство (соглашение) о неразглашении коммерческой тайны, организовать места хранения секретных документов (сейфы, специальные помещения, кодирование, шифрование электронных документов, установление паролей доступа), вести учет лиц, получивших доступ к конфиденциальной информации, заключать договоры на создание служебных произведений о передаче исключительных прав в полном объёме со ссылкой на п. 2 ст. 1295 ГK РФ.

После проведениях перечисленных мероприятий издается приказ об установлении режима коммерческой тайны с указанием даты его установления.

Если Ваши объекты охраняются авторским правом их необходимо зарегистрировать в качестве предметов интеллектуальной собственности (в Российское авторское общество, если это объекты авторского права или смежные права или в Роспатент, если это объекты промышленной собственности).

Кроме сотрудников, коммерческая тайна может стать известна и контрагентам в процессе выполнения работ или оказания услуг. Для этого в проекты заключаемых договоров необходимо внести оговорку о соблюдении конфиденциальности.

Действующее законодательство позволяет привлечь к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности лиц, разгласивших секретную информацию, а также взыскать причиненный материальный ущерб.

Надлежаще оформленный и введенный в действие режим коммерческой тайны даст возможность защитить секреты производства от конкурентов и непорядочных сотрудников.

Читайте также: