Письменность на руси до кирилла и мефодия кратко

Обновлено: 08.07.2024

Как отмечают многие ученые, такие как Е.Классен, Ф.Воланский, В.Георгиев, П.Черных, В.Истрин, В.Чудинов, Г.Белякова, С.Лесной, А.Асов, Г.Риневич, М.Бор, А.Иванченко, Н.Тарасов и другие, славянские племена и древние русы имели свою письменность в виде "черт и рез" или же "славянскую руницу" задолго до прихода на Русь "создателей славянской письменности" византийских монахов Кирилла и Мефодия.

И вовсе не случайно известный болгарский монах Чернорирец Храбр в своем "Сказании о письменах" писал: "Прежде убо словене не имяху книг, но чертами и резами четеху и гадаху (т.е. читали и гадали), погани суще (т.е. будучи еще язычниками). Крестиве же ся, римскими и греческими письмены нуждахуся (писати) словенску речь без устроения. И таку бешу многа лета. Потом же человеколюбец Бог. послал им святого Константина Философа, нарицаемого Кирилла, мужа праведна и истинна, и сотвори имь 30 письмена и осмь, ова убо по чину греческих письмен, ова же по словенстей речи".


Таким образом, даже христианские монахи признают наличие письменности у славян до крещения Руси - "руницы". Но "руница" - это была не единственная древнерусская письменность. Существовала еще и глаголица, написанные на которой Евангелия и Псалтырь обнаружили в Крыму в 869 году Кирилл и Мефодий. Именно эту "глаголицу" они и реформировали, преобразовав ее в "кирилицу". О сути этой реформы уже неоднократно писалось ранее, а потому остановимся на этот раз более подробно на славянской (древнерусской) рунице.

Вот что о ней пишет О.Мирошниченко в своей книге "Тайны русского алфавита": "В настоящее время самыми древними памятниками письменности на планете Земля являются глиняные таблички, найденные при раскопках в 1961 году на территории Румынии в поселке Тертерия, и таблички из местечка Винча (Сербия) в Югославии, относящиеся к V тыс. до н.э.

Известный югославский ученый Р.Пешич на основании археологических находок на правом берегу Дуная около Железных Ворот, относящихся к VII - X тыс. до н.э., провел первую систематизацию винчанского письма. Р.Пешич рассматривал его через призму этрусско-пеласгического алфавита, придерживаясь славянского метода прочтения этой письменности, согласно которому старый славянский язык своими корнями уходит в этрусскую почву.

Этой же точки зрения придерживались замечательные русские и западноевропейские исследователи, такие, как доктор философии, магистр изящных наук, статский советник Егор Классен (1856 год), выдающийся польский лингвист и этнограф Фаддей Воланский, расшифровавший надпись на могиле Энея - предводителя троянцев (1846), а в наши дни - словенский ученый Матей Бор, Г.С.Белякова, многие работы которых посвящены этой теме, Г.С.Гриневич, А.С.Иванченко, А.Асов и некоторые другие.

Огромную работу по систематизации и дешифровке рунических знаков и надписей, относящихся к эпохе Трипольской славянской археологической культуры (III - XI тыс. до н.э.), глиняных табличек с о.Крит, многочисленных этрусских надписей и текстов, письменности Древней Индии, енисейских рунических надписей и многого другого проделал современный выдающийся русский ученый Г.С.Гриневич.

Рунические письмена, подобные тем, которые были обнаружены в местечке Винча, найдены в Триполье в слоях III - XI тыс. до н.э. и позднее в Трое, в Шумере, на о.Крит, в Этрурии, Парфии, на Енисее, в Скандинавии. Это же письмо существовало на Кавказе, а также в Северной Африке и Америке. Короче, имеются основания предполагать, что мы имеем перед собой как бы первый алфавит, вернее праалфавит, который послужил основой для ряда известных алфавитов: финикийского, древнегреческого, кельтского, готского, протоиндийского, латинского, иврита, кириллицы и глаголицы.

Славянская руница, как и вся древняя письменность, была слоговым письмом, в котором употреблялся устойчивый набор слоговых знаков, причем эти знаки передавали слоги только одного типа - открытые, состоящие из сочетаний согласный + гласный (С + Г), или же из одного гласного (Г). Такой строй письма не допускал сдвоения согласных. Но поскольку звуковая структура языка древних славян была все же несколько сложнее, то они применяли особый знак - косой штрих - вирам (знак, существующий сейчас в индийской слоговой письменности "девангари" - "языке богов"), который сигнализировал о сдвоенных слогах, сдвоенных согласных типа СГ + СГ = ССГ.

Замечательный русский ученый Г.С.Гриневич, которому удалось расшифровать эту древнейшую письменность, доказывает, что древнейшими на планете Земля являются памятники праславянской письменности. Он подчеркивает, что среди письменных памятников, открытых в нашем столетии, наибольший интерес представляют надписи, выполненные методом "черты и резы", иначе, "славянскими рунами", ибо они являются самыми древними на Земле.

Среди письменных памятников, дешифрованных Г.С.Гриневичем, относящихся к периоду Трипольской культуры и выполненных "славянскими рунами", обращают на себя внимание многочисленные надписи на бытовых предметах, горшках, прялках и т.д., например, надпись на пряслице из поселка Лецканы (348 г. н.э.), надпись на горшке из поселка Огурцово (VII в. н.э.), горшки из Алеканова (IX-X в. н.э.) и т.д. и т.д.

Надписи типа "черт и резов", или "славянских рун", датируются в пределах временного интервала, охватывающего IV - X в.в. н.э. таким образом, реально доказано существование письменности до Кирилла и Мефодия. Эта письменность, сравнительно недавняя, своими корнями уходит в письменность Триполья III - XI тыс. до н.э. и еще дальше, в пиктографическую письменность культуры Винча - Турдаши, являющуюся самой древней на планете Земля".

Возникает вопрос: зачем же Кириллу было создавать русскую азбуку, если она уже была? Дело в том, что у монаха Кирилла было задание от моравского князя - создать для славян азбуку, пригодную для перевода церковных книг. Что он и сделал. И буквы, которыми сейчас написаны церковные книги (а в измененном виде - наши сегодняшние печатные творения) — это работа Кирилла, то есть кириллица.

Итак, не только славяне, но и древние русы имели задолго до прихода на Русь христианства "руницу" и "граголицу" в качестве письма. Таким образом, христианский миф о том, что это якобы византийские монахи обучили "темных" и "диких" ведических русов письменности является одной из множества фальсификаций, из которых составлена вся официальная версия истории.

Основная цель этой фальсификации состоит в сокрытии великого прошлого и настоящих истоков древнерусской ведической традиции, происхождение которой идет от легендарной Арктиды-Гипербореи - одной из самых высокоразвитых допотопных цивилизаций далекой древности, а также насаждение русскому и другим родственным народам рабской психологии и комплекса неполноценности, и внесения между ними раздора, для успешного осуществления мировой паразитической "элиткой" плана установления "нового мирового порядка".

Согласно господствующей точке зрения, у славян не существовало собственной грамоты до её изобретения греческими монахами Кириллом и Мефодием. Но так ли это на самом деле?

Кириллица и глаголица

Считается, что Мефодий и Кирилл (в миру Константин) были братьями. Мирское имя Мефодия неизвестно. Константин принял монашество и стал Кириллом только на смертном одре. Они служили дипломатами у византийских императоров и работали в миссиях, направленных в Хазарию и в Великоморавское государство. Для приобщения славян к греческому богослужению они разработали славянский алфавит на основе одного из говоров Болгарии. Братья были родом из Салоник, где окрестности были наводнены славянами, а потому с детства хорошо знали славянскую речь.

В наше время большинство учёных пришло к выводу, что славянская азбука, изобретённая Мефодием и Константином в конце 9 века, это не знакомая нам всем кириллица, а более вычурная глаголица, давно уже не употребляемая (хотя до 17 века на ней печатали евангелия в Хорватии). Более простая кириллица была придумана в начале 10 века одним из учеников Мефодия и Константина – святым Климентом Охридским, болгарином.

Общепризнанных свидетельств наличия у славян докириллической письменности нет. Это создаёт повод третировать древних славян как племя, культурно отсталое от соседей вследствие собственной неспособности. Получается, что древние германцы создали свою руническую письменность на основе латинского и греческого алфавитов, древние тюрки тоже придумали своё письмо, а у славян не было чего-то подобного. Потребность в письме возникает на некоторой стадии общественного развития. Выходит, что славяне в I тысячелетии нашей эры были менее развитыми, чем современные им тюрки?

Однако все попытки убедить большинство историков и лингвистов в том, что указанные знаки представляют собой фонетическую систему, успеха не имели. Слишком мало такого материала имеется в распоряжении археологов.

Есть версия, что славяне ещё в первые века нашей эры и даже раньше писали буквами греческого или латинского алфавита, приспособив его под звуки своей речи. Однако науке неизвестны древнеславянские надписи, сделанные чужим письмом. Попытки прочитать по-славянски нерасшифрованные пока надписи древних этрусков (они писали видоизменённым греческим письмом, откуда потом появился латинский алфавит) пока неубедительны.

Итак, на сегодня нет признанных свидетельств наличия у славян докириллической азбуки. Что это – констатация факта или научная мода отрицать древность славянской истории? Предоставляем решать это читателям, отметив, что поиски продолжаются, и вопрос не может считаться закрытым.



В наши дни известно чрезвычайно мало документов, упоминающих славянскую письменность до кириллицы. Ученым удалось обнаружить лишь редкие свидетельства иностранных путешественников о письменах славян, ссылки на некие письменные договоры славянских племен с Византией и редкие предметы быта с нерасшифрованными знаками.

О существовании у славян протокирилловского письма свидетельствует и тот чрезвычайно малый срок, который понадобился [Кириллу], согласно его Житию, для разработки упорядоченной славянской азбуки. Такой короткий срок был возможен лишь при условии, что у Кирилла имелись какие-то исходные материалы.

Вместе с братом Мефодием Кирилл перевел на славянский язык и записал богослужебные книги. С ними братья отправились проповедовать в Великую Моравию — славянское княжество, принявшее к тому времени христианство. К сожалению, не сохранилось ни одной копии этих книг. Самые ранние славянские документы, попавшие в руки ученых, датируются X веком. В них уже встречаются две азбуки — кириллица и глаголица.

Неизвестно, при каких обстоятельствах возникли эти два алфавита. Большинство специалистов считает, что Кирилл разработал оба варианта в 860-х годах. Глаголица была первой азбукой, которая, возможно, унаследовала смешение символов из славянской дохристианской письменности.

Глаголические буквы похожи на некоторые буквы византийского (минускульного), древнееврейского и коптского алфавитов. Ряд глаголических букв не обнаруживает видимого сходства ни с одной из известных нам азбук, возможно, в основе глаголицы лежат знаки какой-то исчезнувшей письменности. Большинство ученых придерживается той точки зрения, что глаголица является первым алфавитом, который был создан Кириллом для славян. В пользу того, что глаголица являлась искусственно созданным алфавитом для миссионерской христианской деятельности, говорит тот факт, что первая буква глаголицы имеет форму креста — главного символа христианской религии.

Кириллица стала неким славяно-греческим компромиссом, поскольку в ее основу легло византийское уставное письмо. Благодаря своей простоте именно кириллица развилась в современный алфавит русских, украинцев, белорусов, болгар, сербов, македонцев. Кириллицей также пишут десятки неславянских народов, живущих на территории бывшего СССР. Подсчитано, что в разное время алфавит на основе кириллицы существовал в 108 языках.

Первые доводы в пользу существования славянского pyнического письма были выдвинуты ещё в начале пошлого столетия;
В начале пошлого столетия историками, археологами были выдвинуты первые доводы доказывающие существования славянского pyнического письма ещё в глубокой древности.

13

2.Арабский историк, географ и путешественник Хассан Аль-Массyди в конце I тысячелетия, при описании Славянского храма в золотых лугах говорит, что там на камнях начертаны были знаки, которыми обозначены были будущие дела, т.е. события предсказанные.

5. Арабский путешественник и писатель 1-й половины X века Ибн Фодлан, пишет, как очевидец о Руссах дохристианских, что они на столбе намогильном писали всегда имя покойника вместе с именем Князя.

Славянские Рунические надписи Старой Ладоги

Славянские Рунические надписи, найденные в Старой Ладоге


Житие Константина -Кирилла-философа о русских письменах -Паннонские жития

Возглавляет Собор Крымских святых первый из призванных Христом апостолов – Андрей Первозванный, обошедший со Словом Божьим всё побережье Чёрного и Азовского морей. Известно, что Святой апостол Андрей проповедовал в Сарматии, Скифии, Понтийском царстве — в Ольвии, Пантикапее, Феодосии, Херсонесе.

bb109

7. Арабский учёный Ибн Эль Hедим говорит о существовании славянского до-киpиллического письма, древние Руссы действительно писали на деревянных дощечках, письмена врезаны на белом дереве (на бересте берёзы). Ибн Эль Hедим даже приводит в своём сочинении снимок с письма Руссов, найденном им у одного кавказского жителя. Берестяные грамоты были распространены по всей Руси — народ знал грамоту.

13

Действительно, каких-либо книг или больших произведений, написанных рунами, нет. Это главным образом надписи на могильных плитах, на придорожных камнях, на оружии, на керамической посуде и других предметах домашнего обихода, на одежде, украшениях, монетах, наскальные надписи. Они разбросаны по всей Скандинавии, Дании, Англии, Венгрии, России, Украине, Гренландии и даже на Атлантическом побережье Америки.

12. Константин Порфирородный говорит, что славяне — хорваты тотчас по принятии Христианства, следовательно, прежде чем могли научиться грамоте, собственными подписями подтвердили свою клятву Папе не воевать с другими народами.

14. В 6-м веке Византийцы говорят уже о северных Славянах как о народе образованном, имеющем свои собственные письмена, называющиеся буквицею. Корень этого слова сохранился по сие время в словах: буква, букварь, азбука, и даже во второй букве алфавита (буки — происходящей из санскрита bhU — bhUr — земля); отсюда и английское слово book -книга; (нем. Buch; голланд. boek; дат. bog ; исланд. bók ; норв. bok; швед. boken — книга ) происходит от славянских корней слов — буки, буква, буквица.

15. Царь Скифов вызывал персидского царя Дария ругательным письмом на бой ещё в 513 году до Рождества Христова

16. Co 2-го по 7-й век мы часто находим у Скандинавов и Византийцев письменные свидетельства о том, что Славяне — образованный народ, обладающий многими знаниями и имеющий свои собственные письмена.

17. В скандинавских сагах славян -Винетов называют образованными людьми. Славянские жрецы и мудрецы писали народные законы на деревянных дощечках; у славян для предсказаний употреблялись руны.

18. Славяне имели письмена задолго до Кирилла и Мефодия, свидетельствуется весьма старыми славянскими письменами, находящимися в Мюнхенской библиотеке. В древние племена Славяне имели свои рунические письмена — это уже несомненно и не оспаривается даже и германцами, привычно отрицающими каждый шаг славянского просвещения.

Только наши доморощенные скептики, закончившие изучение истории ещё в школе, уверяют, что все руны должны быть скандинавские.
Сам Шлёцер — этот славянофоб, отвергающий всё, возвышающее Славян над другими народами, не посмел не согласиться со свидетельством Геродота и других греческих писателей, что многие скифские племена знали грамоту и что и сами греки приняли алфавит от пеласгов, народа также скифского, или, что все равно, славяно-русского происхождения.

runnica-slavyanskaya_2

Славяне имели грамоту не только раньше всех западных народов Европы, но и раньше римлян и даже самих греков и что просвещение исходило от Руссов на запад, а не наоборот. И если что остановило на время просвещение Руссов, то это были периоды губительных нашествий Персов, Греков, Римлян, Монголов, истреблявших все огнём и мечом.

Древнерусские резы сохранились в вышивке

Древнерусские резы сохранились в вышивке

Просвещение Руссов останавливало внутренние раздоры, оканчивавшиеся всегда всё истребляющими пожарами. В периоды междоусобиц Славяно-Руссы утратили не только свои вещественные ценности, и сокровища литературные, но и вынуждены были вводить у себя на время кожаные и меховые деньги (куньи меха).

О древности рифм в древнерусских сказаний свидетельствуют пословицы и присказки, неизменно сохранившиеся от древнего времени зарифмованными. У многих славян до сих пор народная поэзия обходится совершенно без рифм, рифмы в стихах древнерусских песен встречаются уже позднее.
В русской народной поэзии, особенно в пословицах, встречается часто аллитерация, иногда сравнение развивается в целой картине, в целой параллели сходных представлений: ясный сокол — добрый молодец, конь под ним — лютый зверь, и пр. В число особенностей народного слога нужно отметить ещё постоянные эпитеты, например: сине море, зелен сад, мать сыра земля, тёмный лес, чисто поле, красна девица, добрый молодец, буйная голова, белы руки, резвы ноги, лютый зверь, ясный сокол, белый кречет, гнедой тур, добрый конь и пр. Замечательно, что русский народ в этих определениях никогда не смешивает понятий даже не путает синонимы, и с неизменной верностью говорит, например: красно солнце, светел месяц, ярки звезды, зелено вино, брага хмельная, пиво крепкое.
В описании одежды — кафтанов хрущатой камки, одеял соболиных, шуб барсовых, сапожков сафьянных; описания вооружения — тугой лук, шелковая тетива, меч булатный, острое копьё, стрелы каленые, шлемы златые... Постоянно повторяющиеся эпитеты в народной поэзии и сказаниях указывают на особую древнюю общность миросозерцания народа.


Существовала ли вообще дохристианская письменность у славян? А если существовала то, в каком виде? На этот счет есть различные гипотезы и предположения, подкрепленные лишь косвенными доказательствами. Изыскания советских и болгарских ученых, открытия некоторых древнейших памятников почти доказали существование докирилловской письменности, но почти не означает наверняка, поэтому в этом вопросе нет определенности. Изучение происхождения дохристианского гипотетического письма затруднительно вдвойне, так как для этого недостаточно материалов.

Наука и фентези

Одновременно с этим родноверы, инглинги и прочие любители фантастики написали огромное количество книг, в которых приводятся образцы дохристианской письменности неизвестного происхождения.

Реконструкторы-энтузиасты ищут буковки в самых неожиданных местах – и главное находят!


Вот еще примеры расшифровок палеославянской письменности академика Чудинова:


А это славянские письмена в Древнем Египте:


Не совсем ясно зачем было египтянам изобретать свои иероглифы, рисовать птичек и уточек, если можно было писать на понятном, еще со времен палеолита, славянском языке. Но академику, конечно, виднее.

А на этой иллюстрации Аркона – древняя Русь по Чудинову, очень красиво и романтично, только не имеет никакой связи с реальностью:


В этой статье мы кратко рассмотрим более доказательные факты по старославянской письменности и разберемся что было, а чего не было с точки зрения истории и здравого смысла.

В школе и вузах нам говорят, что славянская письменность началась с Кирилла и Мефодия. Это классический научный подход, археолог А.А Медынцева и множество ее коллег доказали, что первые славянские тексты, которые удалось найти, относятся к X—XI векам.


Более старых, аутентичных, доказанных памятников пока не найдено. Но, не смотря на отсутствие прямых научных фактов, нельзя полностью исключить, что дохристианская письменность все же могла быть.

Значение этих артефактов считается более чем преувеличенным и непригодным в определенных кругах знающих специалистов, да и просто вымышленными подделками. Но с другой стороны для обычного человека эти артефакты представляют немалый интерес, ведь они окутаны ореолом романтизма и представляются неким связующим звеном с историей предков, которая объята тайной.

Рассмотрим подробно косвенные свидетельства наличия письменной культуры у славян до возникновения новой веры.



Фрагмент библии в готском переводе

  • Не менее сомнительно этническое происхождение руссов и в заметках Ибн Фадлана, посла арабского, описавшего образ жизни руссов в Волжской Булгарии. В заметках указывается, что на надгробии усопшего оставляли надпись его соплеменники. Что они писали и как – непонятно.
  • Научный доклад Ибн ан-Надима, арабского писателя, содержал графическую надпись, которую он якобы видел на Кавказе, когда сделал визит к царю Русов. До нашего времени эта надпись не расшифрована.


  • Русо-византийские договоры гласят о завещаниях, исполненных в письменном виде, составляемые русскими в Царьграде. Более того, там указывается, что и ранее решение споров происходило не словесно, а при помощи письма, правда на каком языке не уточняется.


Русо-византийский договор из Радзивиловской летописи

  • До сих пор не известно, что содержит руническая надпись, которой было подписано Киевское письмо, аутентичный документ еврейской общины Х века. Для славянской темы здесь интересна надпись, напоминающая скандинавские руны.


  • Есть ничем не подтвержденная информация о существовании у германских славян школ, в которых детей обучали при помощи рунического письма, встречается в сочинениях Клювера со ссылкой на Кондрата Шурфлейша. Свидетельство не выдерживает никакой критики.
  • Фигуры бронзовых богов, покрытые древнеславянской письменностью. О них у нас есть статья. Эти идолы признаны откровенной подделкой.
  • Велесова книга и в наше время будоражит многие умы, тяготеющие к сакральным источникам знаний, но она официально признана подделкой.

До середины сороковых годов двадцатого века как зарубежные, так и русские авторы по большей части отрицали возможность существования письменности у славян до возникновения новой веры. Позднее некоторые советские авторы склонялись к тому, что она все же имела место быть.


Теоретическая лингвистика

Предположительно история славянского письма брала свое начало от простейших пиктограмм. Теоретически письмо могло без каких-либо внешних влияний развиться до логографии, потом до слогового или консонантно-звукового вида, и преобразоваться в вокализовано-звуковое письмо. Но, опираясь на общие принципы хода развития письменности, и учитывая языковые особенности славян второй половины первого тысячелетия до н. э., можно заключить, что подобная линия совершенствования попросту невозможна.


Новгородская береста с рисунком мальчика Онфима

Стоит учесть, что ни один народ не имел опыта прохождения полного цикла развития письма. Как правило, этот процесс длился тысячи лет, и даже у наиболее развитых народностей не происходил самостоятельно, обособлено от соседских влияний. А славяне, будучи молодым народом, не имели никакой возможности в течении такого короткого времени преодолеть путь от пиктограмм до логографии и звукового письма. Кроме того, будучи в тесном контакте с более развитыми соседями, такими как греки и немцы, у которых уже было звуковое письмо, могли легко позаимствовать его. Кирилл и Мефодий как раз это и сделали: адаптировали греческое письмо к славянским языкам.

Применение собственного логографического письма у славян представляется сомнительным по причине многообразия грамматических форм, типичных для их языка. А из-за разнообразия у них слогового состава, слоговое письмо было бы непригодным. Так как согласные и гласные звуки равнозначно принимают участие в формировании корневых и аффиксальных морфем, то консонантно-звуковое письмо представляется абсолютно непригодным.


Черты и резы как славянские руны, вариант свободной реконструкции.

Несмотря на множество доказательств того факта что Кирилл и Мефодий были родоначальниками письменности, некоторые исследователи считают этот вывод ошибочным. Основанием к этому послужили логические предположения, что никакие процессы в государстве не могли протекать без письменности. К 9– 10 векам Киевская Русь представляла собой государство со своими городами, развитой торговлей и ремеслами. Они предлагают обратить внимание на слова Ломоносова о том, что славяне имели свою письменную культуру задолго до христианства. В своих утверждениях он опирается на Нестора Летописца и другие источники древности. Рассуждения Екатерины Великой о наличии письменности в дохристианские времена и системе обучения в городах и небольших селеньях имеются в письменном виде. Но почему мы, изучая языкознание, должны доверять Ломоносову и Екатерине? – Это не понятно, ведь они небыли специалистами в вопросах языка и культуры.

Глаголица

Глаголица считается первой официально признанной славянской письменностью.


С полной уверенностью можно сказать только то, что первым официально признанным письмом славян была глаголица, которую впоследствии заменили на кириллицу. История создания глаголицы связана с неоднократными неудачами миссионеров в попытках адаптации богослужений к славянскому языку. Впервые эти попытки увенчались успехом у Кирилла, придумавшего глаголицу, учитывая все особенности языка. Найдено множество древних текстов, на которых был соскоблены знаки глаголицы и заменены на кириллические. Это доказывает факт первостепенности возникновения глаголистического письма.


Самая древняя глаголица датируется 893 г., ее нашли в храме Симеона – царя болгар. На Руси глаголицу применяли мало, одной из наиболее известных является надпись в Новгороде в храме Благовещения. Есть мнение, что глаголица применялась для тайнописи купцами.


Читайте также: