Функциональная направленность мифа кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мифологические символы функционируют таким образом, чтобы личное и социальное поведение человека и мировоззрение (аксиологически ориентированная модель мира) взаимно поддерживали друг друга в рамках единой системы. Миф объясняет и санкционирует существующий социальный и космический порядок в том его понимании, которое свойственно данной культуре, миф так объясняет человеку его самого и

окружающий мир, чтобы поддерживать этот порядок; одним из практических средств такого поддержания порядка является воспроизведение мифов в регулярно повторяющихся ритуалах.

Не следует, однако, забывать, что мифы и обряды обращены к индивидуальной психике человека главным образом в плане приспособления индивида к социуму, преобразования его психической энергии на определенным образом понятую общественную пользу.

В еще большей мере, чем гармонизацией индивида и социума, миф занят гармонизацией взаимоотношений социальной группы с природным окружением. Миф глубоко социален и даже социоцентричен, поскольку ценностная шкала определяется общественными интересами рода и племени, города, государства.

указано выше, проецированием в природный мир человеческих свойств и родо-племенных отношений и, обратно, представлением социума и культуры в природных терминах, целым рядом особенностей первобытной логики, а также пафосом преодоления, пусть иллюзорного, фундаментальных антиномий человеческого существования, обязательной гармонизацией личности, социума и природного окружения. Кроме того, характер отражения действительности в мифах обусловлен тем, что всякая мифология представляет собой некую замкнутую символическую систему, в которой взаимозависимость обозначающих сильнейшим образом влияет на соотношение образа и денотата. Наконец, мифологическое образное мышление обладает известной гибкостью и свободой, так что гомология социальной структуры и символических конфигураций может быть весьма приблизительной, даже обращенной, перевернутой и т. п.

Практически мифологическое моделирование осуществляется посредством повествования о некоторых событиях прошлого (лишь в некоторых поздних мифологических системах – отчасти и будущего – в так называемых эсхатологических мифах, см. об этом ниже). Всякий достаточно значительный (с точки зрения племенного сознания) сдвиг проецируется в прошлое, на экран мифологического времени, включается в повествование о прошлом и в стабильную семантическую систему.

Исторически изменяясь вместе с самой действительностью, мифологическая семантическая система сохраняет ориентацию на прошлое и придерживается повествования о прошлом как основного и специфического способа самовыражения.

Существует бесчисленное количество дефиниций мифа, исходящих из самых различных воззрений на функцию мифологии (объяснительную, психологическую, социологическую и т. д.), из разнообразных взглядов на соотношение мифа с ре-

лигией, искусством, философией, ритуалом, легендой, сказкой. Но почти все эти дефиниции распадаются на две категории: миф определяется как фантастические представления о мире, система фантастических образов богов и духов, управляющих миром, или как повествование, рассказ о деяниях богов и героев.

Как уже упоминалось выше, кардинальная черта мифа, особенно первобытного, заключается в сведении сущности вещей к их генезису: объяснить устройство вещи – это значит рассказать, как она делалась; описать окружающий мир – то же самое, что поведать историю его первотворения. Мы знаем, что корни подобных представлений – в мифологическом отождествлении начала и принципа, временной и причинно-следственной последовательности, представлении о причинно-следственном процессе как материальной метаморфозе, замене одной конкретной материи на другую в рамках индивидуального события. Аналогичны детские вопросы и пред-

«Мифическая эпоха – это эпоха первопредметов и перводействий: первый огонь, первое копье, первый дом и т. п., первые и потому парадигматические акты физиологических отправлений, ритуальных действий, применения целебных средств, приемов охоты, первые поступки, нравственно позитивные и негативные. Поскольку сущность вещей в значительной мере отождествлена с их происхождением, то знание происхождения является ключом к использованию вещи и знание о прошлом отождествляется с мудростью. Знание происхождения огня, змей, лекарственных трав дает возмож­ность избежать ожогов и укусов, применять целесообразно лекарства. Вспомним Вяйнямейнена, который мог исцелиться

Таковы же мифические герои у других племен (например, мура-мура у диери), а также таинственные фигуры вонджина, периодически обновляемые на наскальных изображениях в

Оке Хюльткранц считает, что отнесение к далекому прошлому – специфический признак, по которому мифология отделяется от религии, ориентированной на непрерывно переживаемое настоящее. Хюльткранц крайне заостряет ситуацию, отчасти забывая о первобытном идеологическом синкре­тизме, но его формулировка заставляет задуматься над важностью этого специфического для мифологии аспекта.

В мифическое время спроецированы как существующие социальные отношения и институты родо-племенного общества (а в более развитых мифологиях – ранние формы государст-

Диффузность первобытного мышления проявилась и в неотчетливом разделении субъекта и объекта, материального и идеального, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного, статичного и динамичного, пространственных и временных отношений. Пространственно-временной синкретизм сказывается в изоморфизме структуры космического пространства и событий мифического времени.

Первобытному мышлению также свойственно чрезвычайно слабое развитие абстрактных понятий, вследствие чего классификации и логический анализ осуществляются довольно громоздким образом с помощью конкретных предметных представлений. Сближение объектов по их внешним вторичным чувственным качествам, по смежности в пространстве и времени может преобразоваться в причинно-следственную связь, а происхождение – в известном смысле подменить сущность.

Последняя черта чрезвычайно существенна, так как ведет к самой специфике мифа, моделирующего окружающий мир посредством повествования о происхождении его частей.

Функциональная направленность мифа.

Мифологические символы функционируют таким образом, чтобы личное и социальное поведение человека и мировоззрение взаимно поддерживали друг друга в рамках единой системы. Миф объясняет и санкционирует существующий социальный и космический порядок в том его понимании, которое свойственно Данной культуре, миф так объясняет человеку его самого и окружающий мир, чтобы поддерживать этот порядок; одним из практических средств такого поддержания порядка является воспроизведение мифов в регулярно повторяющихся ритуалах.

Миф глубоко социален и даже социоцентричен, поскольку ценностная шкала определяется общественными интересами рода и племени, города, государства.




Практически мифологическое моделирование осуществляется посредством повествования о некоторых событиях прошлого. Всякий достаточно значительный сдвиг проецируется в прошлое, на экран мифологического времени.

3. Мифическое время и его "парадигмы".

Кардинальная черта мифа, особенно первобытного, заключается в сведении сущности вещей к их генезису: объяснить устройство вещи – это значит рассказать, как она делалась; описать окружающий мир – то же самое, что поведать историю его первотворения.

Первобытный миф неизменно остается рассказом о прошлом, а прошлое источником всего субстанционального в настоящем.

Первопредки-демиурги - культурные герои.

Актам первотворения соответствуют в архаических мифологиях жившие и действовавшие в мифическое время герои, которых можно назвать первопредками-демиургами – культурными героями. В этом комплексе базисным началом является первопредок родовой, фратриальный, племенной. Последний может иногда мыслиться и как общечеловеческий, поскольку племенные границы в сознании членов первобытной общины совпадают с общечеловеческими.

Общие свойства мифологического мышления.

Диффузность первобытного мышления проявилась и в неотчетливом разделении субъекта и объекта, материального и идеального, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного, статичного и динамичного, пространственных и временных отношений. Пространственно-временной синкретизм сказывается в изоморфизме структуры космического пространства и событий мифического времени.

Первобытному мышлению также свойственно чрезвычайно слабое развитие абстрактных понятий, вследствие чего классификации и логический анализ осуществляются довольно громоздким образом с помощью конкретных предметных представлений. Сближение объектов по их внешним вторичным чувственным качествам, по смежности в пространстве и времени может преобразоваться в причинно-следственную связь, а происхождение – в известном смысле подменить сущность.

Последняя черта чрезвычайно существенна, так как ведет к самой специфике мифа, моделирующего окружающий мир посредством повествования о происхождении его частей.

Функциональная направленность мифа.

Мифологические символы функционируют таким образом, чтобы личное и социальное поведение человека и мировоззрение взаимно поддерживали друг друга в рамках единой системы. Миф объясняет и санкционирует существующий социальный и космический порядок в том его понимании, которое свойственно Данной культуре, миф так объясняет человеку его самого и окружающий мир, чтобы поддерживать этот порядок; одним из практических средств такого поддержания порядка является воспроизведение мифов в регулярно повторяющихся ритуалах.

Миф глубоко социален и даже социоцентричен, поскольку ценностная шкала определяется общественными интересами рода и племени, города, государства.

Практически мифологическое моделирование осуществляется посредством повествования о некоторых событиях прошлого. Всякий достаточно значительный сдвиг проецируется в прошлое, на экран мифологического времени.

3. Мифическое время и его "парадигмы".

Кардинальная черта мифа, особенно первобытного, заключается в сведении сущности вещей к их генезису: объяснить устройство вещи – это значит рассказать, как она делалась; описать окружающий мир – то же самое, что поведать историю его первотворения.

Первобытный миф неизменно остается рассказом о прошлом, а прошлое источником всего субстанционального в настоящем.

Первопредки-демиурги - культурные герои.

Актам первотворения соответствуют в архаических мифологиях жившие и действовавшие в мифическое время герои, которых можно назвать первопредками-демиургами – культурными героями. В этом комплексе базисным началом является первопредок родовой, фратриальный, племенной. Последний может иногда мыслиться и как общечеловеческий, поскольку племенные границы в сознании членов первобытной общины совпадают с общечеловеческими.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тезисный план к семинару 1.

Общие свойства мифологического мышления.

1. Без наивного очеловечивания окружающей природной среды были бы немыслимы не только всеобщая персонализация в мифах

2. Первобытному мышлению свойственно чрезвычайно слабое развитие абстрактных понятий. Непосредственным материалом первобытной логики становится элементарно-чувственное восприятие, позволяющее через сходства и несовместимости чувственных свойств осуществляться процессу обобщения без отрыва от конкретного.

4. Научное обобщение строится на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному и от причин к следствиям, а мифологическое оперирует конкретным и персональным, использованными в качестве знаков так, что иерархии причин и следствий соответствует гипостазирование, иерархия сил и мифологических существ, имеющая семантически-ценностное значение.

5. Мифологические – по вторичным чувственным качествам, неотделимым от самих объектов;

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ МИФА

2. Впрочем, дело тут не столько в самих объектах интереса, сколько в установке мифологии на исключение необъяснимых событий, неразрешенных коллизий, выходящих за пределы неизменного социального и космического порядка. Мифология постоянно передает менее понятное через более понятное, неумопостигаемое через умопостигаемое и особенно более трудноразрешимое через менее трудноразрешимое (отсюда медиации).

3. Превращение хаоса в космос составляет основной смысл мифологии, причем космос с самого начала включает ценностный, этический аспект.

4. Мифологические символы функционируют таким образом; чтобы личное и социальное поведение человека и мировоззрение (аксиологически ориентированная модель мира) взаимно поддерживали друг друга в рамках единой системы

8. Исторически изменяясь вместе с самой действительностью, мифологическая семантическая система сохраняет ориентацию на прошлое и придерживается повествования о прошлом основного и специфического способа самовыражения.

1. Миф определяется как фантастические представления о мире, система фантастических образов богов и духов, управляющих миром, или как повествование, рассказ о деяниях богов и героев.

2. События мифического времени, приключения тотемических предков, культурных героев и т. п. оказываются своеобразным метафорическим кодом, посредством которого моделируется устройство мира, природного и социального.

10. В мифическое время спроецированы как существующие социальные отношения и институты родо-племенного общества (а в более развитых мифологиях ранние формы государства), так и известная эволюция в развитии техники, культуры и самих общественных отношений, может быть, и некоторые смутные воспоминания об исторических миграциях, столкновениях племен и т. п. (например, миграционное распространение как самих австралийцев, так и их культуры с севера на юг воспроизводится в маршрутах странствий мифических героев).

ПЕРВОПРЕДКИ-ДЕМИУРГИ – КУЛЬТУРНЫЕ ГЕРОИ

2. Тотемизм, классические формы которого как раз дают австралийские аборигены, представляет своеобразную идеологическую надстройку в раннеродовом обществе.

Тотемные предки предстают как существа с двойной зооантропоморфной природой. Например, у австралийской народности аранда фигурируют такие тотемы, как красные и серые кенгуру, эму, орел, дикий кот, иглистый муравьед, летучая мышь, утка, ворона, лягушка, улитка, различные змеи, птицы, личинки, рыбы и т. д. (по данным К. Штрелова, Б. Спенсера и Ф. Гиллена).

7. Черты культурного героя-трикстера имеет и популярный герой микронезийских мифов Иолофат со своими потомками. Конфликты Иолофата с братьями (они все – внуки верховного небесного духа) напоминают меланезийский фольклор. К полинезийской и микронезийской мифологиям поразительно близка типологически и, возможно, генетически древнеяпонская с ее сложным теогоническим процессом и богами-трикстерами Сусаново и Окининуши с братьями.

9. Такой двойственный персонаж, как культурный герой (демиург)-трикстер, сочетает в одном лице пафос упорядочивания формирующегося социума и космоса и выражение его дезорганизации и еще неупорядоченного состояния. Это противоречивое сочетание возможно в силу того, что действие в соответствующих сказочно-мифологических циклах отнесено ко времени до установления строгого миропорядка, т. е. к мифическому времени. Следует при этом учесть, что деятельность отрицательного варианта культурного героя (типа То Карвуву в Меланезии) или трикстера типа Ворона тоже в сущности парадигматична, поскольку она предопределяет негативные явления и профанные действия, совершающиеся в позднейшие времена.

11. первопредок-демиург – культурный герой не просто один из возможных персонажей мифа, но мифологический персонаж par excellence, особенно в архаических мифологиях, типологически строго соответствующий представлению о мифическом времени первотворения и моделирующий коллектив носитель мифологических традиций – в целом. Как отмечено, демонический или комический двойник культурного героя – мифологический плут – также специфически соотнесен с мифическим временем, поскольку это время до окончательного установления строгих табу разного рода. Даже там, где выступает небесный хозяин в качестве главного духа, он либо сливается с первопредком-демиургом – культурным героем, либо остается весьма бледной и пассивной фигурой, своего рода deus otiosus, почти не играющей никакой роли в повествовательных сюжетах. В развитых мифологиях со множеством богов, моделирующих природные феномены, реликтовые фигуры культурных героев или боги с отчетливо выраженными соответствующими функциями занимают наиболее активное место в мифологическом повествовании.

Архаические мифы творения.

1. Наиболее экстенсивным формам хозяйства и архаическому типу мышления соответствуют представления о происхождении как спонтанных превращениях, пространственных перемещениях, похищении у первоначальных хранителей.

6. В архаических мифах о первопредках-демиургах – культурных героях речь идет не о происхождении космоса в целом. В особенно архаической мифологии австралийцев весь космос сводится к микрокосму (точнее – к мезокосму) кормовой территории семейно-родовой группы и нескольких соседних групп; астральные мифы здесь малочисленны, зато имеется множество мифов о происхождении тотемов, инициации, брачных классов, огня, йалок-копалок, копий и т. п. Только в порядке исключения обнаруживаем у аранда интересный миф о происхождении людей из несовершенных зародышей-личинок, у которых слеплены ноги и руки, не прорезаны глаза, уши, рот и т. п.

7. Несколько менее архаические мифы о первопредках – культурных героях в Меланезии, некоторых ареалах Северной Америки, Сибири и Африки составляют рассказы о происхождении различных свойств животных (типичные образцы этиологических мифов), самих животных и культурных растений, человека (антропогенетический миф), небесных светил, огня, орудий труда, ритуальных предметов, самих обрядов, брачных правил, прилива и отлива, дня и ночи, времен года, но очень редко – космоса в целом.

Этиология социума

Хаос и космос. Космогенез.

1. Происхождение космоса представляется как развитие из яйца, как преобразование убитого богами антропоморфного существа, как цепь рождений богов, моделирующих различные природные объекты, как серия творческих актов бога-творца.

2. Происхождение из яйца иногда коррелирует с мотивом ныряльщика водоплавающей птицы, добывающей из моря ил, из которого постепенно создается суша.

3. Из яйца боги создают различные части вселенной, обычно из нижней части – землю, а из верхней – небо.

5. Процесс космогенеза в развитых мифологиях, в создании которых ощущаются жреческие метафизические спекуляции, может быть представлен и как теогоническая генеалогия, в которой одни боги, моделирующие те или иные природные объекты, порождают иногда не совсем нормальным способом (признак сверхъестественного) других богов, моделирующих те или иные фрагменты природы или даже абстрактные понятия.

6. В развитых мифологиях имеется ряд примеров творения силой мысли и слова, причем не только отдельных природных предметов, но мира в целом.

8. В космогонических мифах развитых мифологических систем упорядочивающая деятельность богов более ясно и полно осознается как преобразование хаоса, т. е. состояния неупорядоченности, в организованный космос, что составляет в принципе главнейший внутренний смысл всякой мифологии, в том числе и архаической.

9. Хаос большей частью конкретизируется как мрак или ночь, как пустота или зияющая бездна, как вода или неорганизованное взаимодействие воды и огня, как аморфное состояние вещества в яйце, а также в виде отдельных демонических (хтонических) существ, таких, как змеи-драконы, древние великаны и боги старшего поколения. Превращение хаоса в космос оказывается переходом от тьмы к свету, от воды к суше, от пустоты к веществу, от бесформенного к оформленному, от разрушения к созиданию.

10. Космогонической концепции первичности океана соответствует космологическая модель суши, окруженной мировым океаном. При этом небо также часто мыслится чем-то вроде верхнего моря. Представление о водяном хаосе лежит и в основе широко распространенного мотива всемирного потопа, якобы имевшего место в начальные времена.

12. Силы хаоса могут представать в образах различных демонических существ, победа над которыми осмысляется как процесс космогенеза или по крайней мере как средство поддержания космического порядка.

13. Превращение хаоса в космос намечено в довольно архаических мифологических системах в повествованиях о борьбе с хтоническими демонами и чудовищами мифологических богатырей, образы которых еще не отдифференцировались полностью от первопредков и культурных героев(Геракл, Тесей, Прометей с Эпиметеем, Гефест, Гермес).

14. Переход от мрака к свету иногда представляется следствием поражения космического чудовища, проглотившего солнце, или победы над хранителем небесных светил.

16. Борьба с силами хаоса в ряде случаев, в особенности в мифологиях; Средиземноморья, принимает вид борьбы между поколениями: богов.(Вавилонская и греческая мифология).

17. Побежденные силы хаоса вновь и вновь одолеваются богами или героями для сохранения космоса и космического порядка.

19. Преобразование хаоса в космос соответствует выделению культуры в ее противопоставлении природе.

4. Эквивалентом мирового древа в космической модели является мировой столб или высокая гора (не говоря уже об антропоморфном первосуществе). Они не только соединяют небо и землю,, но и поддерживают небо, чтоб оно не упало.

5. В горизонтальной космической модели обычно фигурируют четыре (иногда восемь) соотнесенных с центром столба, колонны или древа по четырем углам, т. е. странам света (в мифах полинезийских, сибирских, американских, африканских, египетских, индийских и т. д.).(Север, Юг, Запад, Восток)

1. В развитых аграрных мифологиях наряду с космогоническими мифами существенное место занимают мифы календарные, символически воспроизводящие природные циклы.

2. Широко распространены в древних цивилизациях мифы, прямо символизирующие природные и хозяйственные циклы – суточные, годовые, лунарные, солярные.

3. Ярким примером мифа, символизирующего суточный цикл, является сюжет ночного путешествия египетского бога Ра в солнечной ладье по водам подземного хаоса и его сражения со змеем Апопом, сражения, имеющего и космогонический аспект. Этот путь и это сражение повторяются ежедневно. Но, может быть, самые популярные древнесредиземноморские мифы символизируют ежегодное возрождение растительности и урожая злаков.

4. В аграрных средиземноморских культовых мифах отражаются циклический природный феномен и более развитые представления о загробном мире. Из этих мифов наиболее архаичны мифы об исчезающих и возвращающихся богах

5. таковы, безусловно, хеттские мифы о временном исчезновении бога плодородия Телепинуса, бога солнца, богини Инары и других богов (Телепинус уносит с собой зерно, в отсутствие богов высыхают источники, скот и люди перестают размножаться)

7. Для египетской мифологии характерно крайнее сближение (доходящее порой до отождествления) трех основных мифологических циклов – космогонического, солярно-суточного и календарно-хтонического, каждый из которых строится по одной и той же структурной схеме. Все эти циклы в конечном счете воспринимаются как три ипостаси, три проекции единой мифологической концепции борьбы, в которой на одной стороне – свет, Нил, жизнь, плодородие, солнце, фараон, т. е. собственно космос, а на другой – тьма, засуха, смерть, соперники и бунтовщики против фараона, хтонические водяные чудовища и азиатские кочевники. Воедино увязываются оба Гора, а также Ра и Осирис, причем основа единства – в полном обожествлении фараона.

Словарь используемых терминов.

1 .Мифологическое мышление – мировоззрение человека, относящегося преимущественно к первобытному строю.

2.Мифическое время - определенное количество времени, в отрезке которого происходит действие культурных героев.

3.Парадигма- 1.классификация. 2.Совокупность научных точек зрения, терминов.

4.Первопредки (Первопредок)- первый человек, основоположник рода и вида. Создатель родовой общины.

5.Демиург- бог –отец, нечно божественное.

6. Культурный герой- определенный тип героя, созидатель мира. Чаще всего это герой божественного происхождения.

7.Архаический миф творения – первые, древние мифы о творении Вселенной, Земли, первобытного человека, первого человека.

8.Этимология социума- происхождение общества как первобытного явления.

10.Космос- организованная модель Вселенной. Переход неорганизованности в организованность, пустоты, вакуума в наполненность.

11.Космогенез- развитие Мира, Вселенной, космоса. Преобразование хаоса в космос и его дальнейшее развертывание и расширение.

12.Космическая модель – модель Вселенной, в том числе Земли. Представление о строении космоса и мира как определенной системы, визуально- материальной составляющей – модели.

Развернутая в пространстве и структурно наглядная космическая модель.

13.Имплицитный - (англ. implicit) подразумеваемый, невыраженный.

Имплицитная мифология- мифология, основанная на скрытом проявлении мировоззрения (анализируемые ритулы и правила).

14.Зооморфная модель космоса(мира) – верования, идеи, в основе которых лежит представление мира в виде животного или внутри животного.

15.Антропоморфная модель – мир представляется внутри человека.

17.Вертикальная космическая модель космоса - мир, представленный в виде дерева или столба.

18.Горизонтальная модель- космос, представленный в пространстве в образе четырех сторон света.

19.Календарные мифы- мифы, в которых отражен процесс смены времен года и дня и ночи, развитие лунных, солярных и земледельческих ( аграрных) циклов.

Слова, отмеченные (*), см. в «Кратком словаре-справочнике.

С целью понимания природы мифа для начала важно остановиться на чертах мифологического сознания, тех особенностях человека раннего общества, которые стали предпосылками для формирования мифологических представлений. Это, во-первых невыделенное™ себя из окружающей природной среды и в равной мере из среды социальной. Указанная особенность выражалась в перенесении человеком на природные объекты своих собственных чувств, свойств и отношений. Проявления этой особенности отчетливо видны в таких явлениях, как тотемизм, анимизм, антропоморфизм и др.

Выделив эти некоторые черты мифологического мышления, в то же время заметим, что миф, как и сознание древнего человека в целом, явление развивающееся. В пользу такого различения свидетельствует, к примеру, присутствующая в мифах разница между демиургами (первопредками людей и животных) и культурными героями (добывающими культурные блага), в самом выдвижении на важный план темы культуры, придание ей аксиологического, т.е. ценностного значения.

Для понимания природы мифа важное значение имеет характеристика мифологического времени. Для мифологического времени характерна подчеркнутая ориентация на прошлое, начальные сакральные времена. Они предстают как времена перво-творения, эпоха первопредметов и перводействий (первого огня, первого копья, первого дома, первого применения лекарственных средств и т.д.). Абсолютизация начал связана с мифологическим принципом сведения сущности предмета к его генезису. Мир, таким образом, представал в дихотомической структуре начального сакрального времени и времени профапного, эмпирического. При этом мифологическое сознание обладало известной гибкостью: происходящие в родо-племенном сознании сдвиги проецировались на прошлое и находили в нем свое обоснование, что, в свою очередь, стимулировало мифологическую систему к развитию.

К числу древнейших мифов относят мифы о происхождении солнца, луны (месяца), звезд, соответственно обозначаемые как мифы солярные, лунарные, астральные. В древнегреческой мифологии эти элементы космического мироздания предстают олицетворенными. Что же касается звезд и созвездий, то в целом ряде мифов они представляются людьми, некогда жившими на земле и по тем или иным причинам поднявшимися на небо (мифы о Касторе и Поллуксе, о Каллисто, об Андромеде и т.д.).

К важнейшему кругу мифов относят мифы о происхождении мира, вселенной, так называемые космогонические мифы. В их составе выделяют иногда мифы о происхождении человека, то есть антропогонические мифы. Что касается древнегреческой космогонии, то в ней на ранних этапах определяющая роль принадлежит земле, все из себя производящей и все собой питающей. Не случайно эта ранняя стадия мифологических представлений именуется хтонизмом ( от древнегреч. 't|tov 'земля'). Земля также является определяющей частью того состава (земля, смешанная с водой), из которого Прометей лепит человека.

В мифологии разных народов, в том числе и у древних греков, важное значение имеют мифы календарные, объясняющие смену времен года, те или иные природные циклы. В древнегреческой мифологии это мифы о похищении Персефоны, миф об Адонисе и т.д.

Что касается римской мифологии, то важно отметить как ее преемственный характер, так и самобытные черты. Причем в преемственных культах богов (Юпитер, Юнона, Церера, Веста и т.д.) важно подчеркнуть как сохранившееся ядро образа, так и новые грани культа в том случае, если они появились. Таков заметно усилившийся культ Весты, в римской мифологии не столько хранительницы домашнего огня, сколько огня государственного и тем самым защитницы государства. Что же касается охраны дома, то на этот случай у римлян появились многочисленные домашние боги с разными оттенками значений: пенаты, лары, маны. Заметно изменился и усилился также культ Марса, почитаемого римлянами не только в ипостаси бога войны, но и отца Ромула и т.д. и т.д.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ 1

I. Понятие о мифе. Особенности мифологического мышления. Миф как воплощение первобытного синкретизма.

Аполлодор. Мифологическая библиотека. М., 1972.

Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987.

Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., 1992.

Леви-Брюль К. Сверхъестественное в первобытном мышлении, М., 1937.

Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.

Мелетинский ЕМ. Поэтика мифа. М., 1995.

Мифы народов мира: В 2 т. М., 1980 (и последующие издания).

Мифологический словарь. М., 1991 (и последующие издания).

Овидий. Метаморфозы. М., 1972.

Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М., 1978.

Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1998.

Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.

Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. М., 1995. Дьяконов И. М. Архаические мифы Востока и Запада. М., 1990. Золотарев А. М. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964. Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964.

Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.

Элиаде М. Миф о вечном возвращении. СПб., 1998.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ 2

L Аналитическая психология о мифе. Мифологические архетипы. Труды К. Юнга об архетипе.

II. Классификация мифологических сюжетов. Мифы космогонические, антропогонические, аграрные, героические и т.д.

  1. Своеобразие античной мифологии. Древнегреческая теогония. От
    Хаоса к Космосу. Титаны и олимпийцы.
  2. Героические мифы и мифы о культурном герое.

V. Аполлонизм как специфика древнегреческой культуры. Боги и ми-

фологические герои, связанные с миром творчества. Аполлон, музы, Дионис, Орфей и др.

VI. Историко-культурное значение античной мифологии.

Гесиод. О происхождении богов (Теогония) Эллинские поэты. М., 1963. Гусмолов И. Г. Греческая мифология. Боги. М. , 1998. Лосев Л. Ф. Античная "мифология в ее историческом развитии. М., 1957. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1995. Тахо-Годи А. А., Лосев А. Ф. Греческая культура в мифах и символах. М. 1998.

Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.

Брюсов В. Я. Избранное. М., 1984 (и другие издания).

Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. М., 1988.

Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. М., 1996.

Между Эдипом и Озирисом. Становление психоаналитической концепции мифа. М., 1998.

Менар Р. Мифы в искусстве старом и новом. М., 1992.

Яемировский А. И. Мифы древней Эллады. М., 1992.

МАТЕРИАЛЫ КЗАНЯТИМ 1-2

Задание I

Трудно найти такое определение мифа, которое было бы принято всеми учеными и в то же время доступно и неспециалистам. Впрочем, возможно ли вообще найти то универсальное определение, которое способно охватить вес мифы и все функции мифов во всех архаических и традиционных обществах? Миф есть одна из чрезвычайно сложных реальностей культуры, и его можно изучать и интерпретировать в самых многочисленных и взаимодополняющих аспектах.

Элиаде М. Аспекты мифаЗ М., 1996. С 15—17.

Задание 2 М. Гаспаров. Боги свои и боги чужие

Ознакомившись с текстом М. Л. Гаспарова, ответьте на еле-дующие вопросы:

  1. Каковы функции выделенных двенадцати богов-олимпийцев и почему у некоторых из них имеются разные имена и прозвища?
  2. В чем, по мнению М. Л. Гаспарова, своеобразие веры греков в своих и чужих богов?
  3. В чем усматривает М. Л. Гаспаров различие между мифом и сказкой?

БОГИ СВОИ И БОГИ ЧУЖИЕ

Список этот был нетвердый: то и дело в него включался, например, Дионис вместо Ареса или Гефеста. И список этот был неполный: в нем не были названы бесчисленные божества природы, часто гораздо более близкие человеку. В каждой речке жила своя наяда, в каждом дереве — дриада, в каждой скале — ореада. И много веков спустя, когда императоры и церковь приказали людям быть христианами, крестьяне со вздохом отрекались от Зевса и Аполлона, но долго еще тайком ходили в рощи молиться деревьям и ручьям.

Кроме богов, почитали и обожествленных героев. Тут тем более один город другому не указчик. Аяксу Саламинскому приносили жертвы на Саламине, Елене и Менелаю — в Спарте, Гераклу — повсюду, но по-разному. Например, в городе Эрифрах Геракла почитали только женщины рабыни, потому что когда-то кумир Геракла приплыл сюда по морю на плоту, подтянуть плот к берегу (сказали гадатели) можно было только канатом из женских волос, свободные женщины пожалели обрезать свои волосы, а рабыни обрезали. А были герои и еще более неожиданные. Так, в городе Аканфе почитали умершего здесь перса Артахся, начальника строительства Ксерксова канала, за то, что он был ростом в пять локтей без четырех пальцев (это значит 2 м 23 см) и имел голос громче всех на свете.

Если бы Греция была единым государством, то, вероятно, жрецы различных храмов организовались бы в единую церковь и стали следить не только за тем, правильно ли люди поклоняются богам, но и за тем, правильно ли люди думают о богах. К счастью, этого не случилось. Жрецы в Греции не были самостоятельным сословием, как, например, в Египте. Это были государственные должностные лица, избиравшиеся всенародным голосованием и следившие, чтобы государство не обидело своих богов и не лишилось их покровительства. Для этого нужно было соблюдать обряды: каждый гражданин обязан был участвовать в шествиях, молебствиях, жертвоприношениях, какими бы странными они ему ни казались. А верил он или не верил в то, что об этих богах рассказывалось, и если не верил, то во что он верил вместо этого, — в это жрецы не вмешивались. Потому что они помнили: каковы боги на самом деле — не знает никто.

СКАЗКА НА КАЖДОМ ШАГУ

Кто помнит миф об Одиссее, тот не забыл трогательного эпизода: Одиссей в образе нищего, неузнанный приходит в свой дом, ему омывает ноги старая ключница и вдруг вскрикивает, нащупав шрам на ноге: она узнала его, это шрам Одиссея — ему в молодости нанес эту рану кабан на охоте.

Так вот, греки тоже не забыли этого кабана: невдалеке от Дель-фов показывали место, где когда-то родился тот кабан, который потом когда-то нанес Одиссею ту рану, по шраму от которой потом когда-то Одиссей был узнан.

А по дороге в Дельфы, в местечке Панопее, показывали остатки той глины, из которой Прометей лепил когда-то первых людей. Это были две глыбы, каждая величиною с воз, а пахли они как человеческое тело.

В Элиде было гнилое заразное болото. Говорили, что оно образовалось на том месте, где кентавры, раненные Гераклом, пытались промыть раны от его отравленных стрел.

Там же на Акрополе показывали и еще более древние достопримечательности. Когда-то за покровительство Аттике спорили Посейдон и Афина. Посейдон ударил трезубцем, и из земли забил источник соленой воды; Афина ударила копьем, и из земли выросло оливковое дерево; боги решили, что дар Афины полезнее, и присудили ей победу. Этот колодец с соленой водой показывали в храме Эрехтся, а эту оливу — в храме Афины-Градодержицы.

Точно известна была не только первая в мире олива, но и вторая: она росла невдалеке от Афин в священной роще Академа, где учил философ Платон. Только два дерева на свете были старше этих двух: священная ива Геры на Самосе и священный дуб Зевса в Додоне. А следующими по старшинству после двух олив были лавр Аполлона на острове Спросе и тополь, посаженный в Аркадии царем Менелаем перед походом на Трою. Им поклонялись и приносили жертвы.

В пелопоннесском городе Лепрее ничего особенного не показывали. Зато сам город носил имя царя Лепрея, соперника Геракла. Леирей вызвал Геракла на спор, кто больше съест, и остался победителем в этом нелегком состязании. Тогда, возрадовавшись, он вызвал Геракла на спор, кто кого поборет, и из этого спора уже живым не вышел. Не знаю, есть ли здесь чем гордиться, но леп-рейцы гордились.

Поэтому неудивительно, что, когда античный человек действительно сталкивался с диковинкой природы, он прежде всего объяснял ее каким-нибудь мифологическим воспоминанием, так что нам даже трудно понять, что же это было на самом деле. Вы думаете, что козлоногие сатиры перевелись, когда бог Дионис перестал показываться людям? Нет. Последнего сатира поймали римские солдаты, когда их полководец Сулла, трезвый, жестокий и ни в каких сатиров не веривший, воевал в Греции с царем Митридатом Поп-тийеким. Сатира связали, притащили в лагерь и стали допрашивать через переводчиков на всех языках, но он, большой, лохматый и грязный, только испуганно озирался и жалобно блеял по-козлиному. Сулле стало страшно, и он приказал отпустить сатира. И все это было лет через пятьсот после тех времен, о которых мы рассказываем, когда сказка, казалось бы, давно уже отошла в прошлое.

СКАЗКУ НАМИНАЮТ ОСПАРИВАТЬ

Сказка сказке рознь. Одни сказки рассказывают и верят, что так оно и было; это — мифы. Другие — рассказывают и знают, что все это придумано, а на самом деле такого не бывает; это — сказка в полном смысле слова. Мифы могут превращаться в сказки; какая-нибудь баба-яга для совсем маленького ребенка — миф, а для ребенка постарше — сказка. Рассказ о том, как Геракл вывел из преисподней трехголового пса Кербера, для греков времен Гомера был мифом, для нас это сказка. Когда произошла эта перемена? Для кого как. Люди темные до конца античности, да и много позже, верили и в Кербера, и в еще более сказочных чудовищ. Люди вдумчивые начинали оставлять эту веру как раз в пору, до которой дошел наш рассказ.

В самом деле. С виду мы представляем себе богов как людей, только лучше; стало быть, и нрав и поступки у богов должны быть как у людей, только лучше. Между тем в мифах боги ведут себя так, как не позволил бы себе ни один человек. Кронос, отец богов, пожирал своих детей; Аполлон и Артемида за гордость Ниобы перебили всех ее сыновей и дочерей; Афродита изменяла своему мужу, хромому Гефесту, с воинственным Аресом; Гермес, едва родившись, украл коров у Аполлона, и так далее, без конца. Можно ли все это понимать буквально? Очевидно, нет. Понимать это нужно иносказательно.

До таких сложных выдумок пока еще было далеко. Но что привычные гомеровские сказания нужно воспринимать не как миф, а как наивную сказку и что представлять себе богов толпой бессмертных исполинов, у которых все, как у людей, уже всерьез нельзя — это многим становилось понятно. И уже ходил по Греции поэт-философ Ксенофан, дразня слушателей вызывающе смелыми стихами:

Все Гесиод и Гомер на богов возвели понапрасну,

Что меж людьми позорным слывет и клеймится хулою —

Красть, и жен отбивать, и друг друга обманывать хитро.

Для эфиопа вес боги, как сам он, черны и курносы, А для фракийца они, как он сам, синеоки и русы. Если бы руки имели быки, или львы, или кони, То и они бы придали богам свой собственный облик: Бык быку, копь коню написал бы подобного бога.

Читайте также: