Петровские реформы глазами ключевского кратко

Обновлено: 02.07.2024

В. О. Ключевскій († 1911 г.)

Проф. В. О. Ключевскій († 1911 г.)
Краткое пособіе по Русской Исторіи.

Реформы Петра Великаго.

Ходъ и связь реформъ. П ри первомъ взглядѣ на преобразовательную дѣятельность Петра она представляется лишенной всякаго плана и послѣдовательности. Постепенно расширяясь, она захватила всѣ части государственнаго строя, коснулась самыхъ различныхъ сторонъ народной жизни. Но ни одна часть не перестраивалась заразъ, въ одно время и во всемъ своемъ составѣ; въ каждой реформа подступала по нѣскольку разъ, въ разное время касаясь ея по частямъ. Изучая извѣстный рядъ преобразовательныхъ мѣръ, легко видѣть, къ чему онѣ клонились, но трудно догадаться, почему онѣ слѣдовали именно въ такомъ порядкѣ. Видны цѣли реформы, но не всегда уловимъ ея планъ. Чтобы уловить этотъ планъ, надобно изучать реформу въ связи съ ея обстановкой. Самое рѣшительное вліяніе на ходъ реформы оказала война, длившаяся почти все царствованіе Петра, сначала съ Турціей, потомъ со Швеціей, и завершившаяся походомъ на Персію. Война увазала порядокъ реформы, сообщила ей темпъ и самые пріемы. Преобразовательныя мѣры Петра слѣдовали одна за другой въ томъ порядкѣ, въ какомъ вызывали ихъ потребности, навязанныя войной. Она поставила на первую очередь преобразованіе военныхъ силъ страны. Военная реформа повлекла за собою два ряда мѣръ, изъ коихъ однѣ направлены были къ поддержанію регулярнаго строя преобразованной арміи и новосозданнаго флота, другія въ обезпеченію ихъ содержанія. Мѣры того и другого рода или измѣняли положеніе и взаимныя отношенія сословій, или усиливали напряженіе и производительность народнаго труда, какъ источника государственнаго дохода. Нововведенія военныя, соціальныя и экономическія требовали отъ управленія такой усиленной и ускоренной работы, ставили ему такія сложныя и непривычныя задачи, какія были ему не подъ силу при его прежнемъ строѣ и составѣ. Потому объ руку съ этими нововведеніями и частію даже впереди ихъ шла постепенная перестройка управленія, всей правительственной машины, какъ необходимое общее условіе успѣшнаго проведенія прочихъ реформъ. Другимъ такимъ общимъ условіемъ была подготовка дѣльцовъ и умовъ въ реформѣ. Для успѣшнаго дѣйствія новаго управленія, какъ и другихъ нововведеній, необходимы были исполнители, достаточно подготовленные къ дѣлу, обладающіе нужными для того знаніями, и общество, готовое поддерживать дѣло преобразованія, понимающее его сущность и цѣли. Отсюда усиленныя заботы Петра о распространеніи научнаго знанія, о заведеніи общеобразовательныхъ и профессіональныхъ техническихъ школъ.

I. В оенная реформа.

II. М ѣры для поддержанія регулярнаго строя сухопутной арміи и флота.

1) Р аспространеніе воинской повинности посредствомъ рекрутскихъ наборовъ на неслужилые классы (на холоповъ, на людей тяглыхъ, вольныхъ-гулящихъ и церковныхъ).

2) П еремѣны въ положеніи дворянства, направленныя къ поддержанію его служебной годности:

а) О тдѣленіе военной службы сословія отъ гражданской (инструкція герольдмейстеру 5 февр. 1722 г.);

б) О бязательная учебная подготовка дворянства къ той и другой службѣ (указъ 20 янв. 1714 г.);

в) П орядокъ отбыванія обязательной службы сословіемъ (февр. указъ 1714 г. о непроизводствѣ въ офицеры дворянъ, не служившихъ рядовыми въ гвардіи; табель о рангахъ 24 янв. 1722 г.);

г) У становленіе недѣлимости недвижимыхъ дворянскихъ имѣній (указъ 23 марта 1714 г. о единонаслѣдіи).

III. П одготовительныя мѣры для увеличенія государственныхъ доходовъ.

1) П еремѣны въ положеніи городского и сельскаго населенія, направленныя къ увеличенію количества податного труда (числа податныхъ плательщиковъ);

а) О тмѣна холопства и состоянія вольныхъ-гулящихъ людей посредствомъ распространенія податной повинности на оба эти состоянія указами о ревизіи (ук. 26 ноября 1718 г. о подушной переписи, 19 янв. 1723 г. о распространеніи подушной подати на всѣхъ крѣпостныхъ слугъ);

б) Р асширеніе крестьянскаго хлѣбопашества подъ вліяніемъ подушной подати.

2) М ѣры для возвышенія качества или для усиленія производительности народнаго труда (улучшеніе земледѣлія, скотоводства, лѣсоохраненіе, разработка нетронутыхъ богатствъ страны — фабрики и заводы, устройство сбыта, пути сообщенія).

IV. О бщія средства обезпеченія успѣшнаго исполненія военныхъ и экономическихъ реформъ.

1) З амѣна сословно-бюрократическаго центральнаго управленія бюрократическими учрежденіями въ центрѣ для устройства военныхъ силъ и финансовыхъ средствъ (Сенатъ, коллегіи).

2) З амѣна сословно-бюрократическаго областного управленія сословными учрежденіями, дворянскими и купеческими, для ближайшаго руководства народнымъ хозяйствомъ, земледѣльческимъ трудомъ и торгово-промышленнымъ оборотомъ (ландраты, магистраты).

V. Ф инансовыя нововведенія.

1) Н овые прямые и косвенные налоги (до первой ревизіи — сборы гербовой, съ мельницъ, пчельниковъ, съ сходовъ и др.).

2) О бъединеніе прямыхъ подушной податью на содержаніе арміи.

Военная реформа. Д ворянская конница съ походными дворовыми людьми и полки иноземнаго строя, заведенные предшественниками Петра, были имъ преобразованы въ регулярную армію, которая вслѣдствіе продолжительной войны сама собою стала постоянной; къ ней прибавились два гвардейскихъ полка, образовавшіеся изъ потѣшныхъ, Преображенскій и Семеновскій. Стрѣлецкое войско послѣ мятежа 1698 г. было уничтожено. Прежній способъ комплектованія приборъ (вербовка охотниковъ) замѣненъ общимъ рекрутскимъ наборомъ, простиравшимся на неслужилые классы общества, не исключая безмѣстныхъ дѣтей духовенства и сверхштатныхъ причетниковъ. Въ этой всесословной арміи дворянство, за исключеніемъ доли, поступавшей на гражданскую службу, получило значеніе офицерскаго запаса. Со введеніемъ полковыхъ штатовъ (19 февр. 1711 г.) помѣстное верстаніе служилыхъ людей замѣнено было штатнымъ денежнымъ жалованьемъ; за особыя заслуги жаловали населенными землями на вотчинномъ правѣ. Въ концѣ царствованія Петра въ регулярныхъ полкахъ числилось до 212 тыс. чел., въ нерегулярномъ войскѣ, состоявшемъ преимущественно изъ козаковъ, до 110 тыс. Притомъ создана была новая вооруженная сила, флотъ (48 линейныхъ кораблей и до 800 галеръ съ 28 тыс. чел. экипажа). Содержаніе всѣхъ сухопутныхъ и морскихъ силъ стоило 6,5 мил. руб. (около 58 мил. на наши деньги), что составляло болѣе 2/3 всего государственнаго дохода и почти впятеро превосходило сумму, какая шла на войско по бюджету 1680 г. (700 тыс. р. — около 12 мил. на наши деньги).

П одъ наблюденіемъ и руководствомъ Сената дѣйствовали учрежденія центральныя и областныя. До Петра главныя части государственнаго управленія были распредѣлены между многочисленными приказами. Петръ ввелъ болѣе правильное и сосредоточенное распредѣленіе вѣдомствъ, учредивъ коллегіи по образцу существовавшихъ тогда въ Швеціи и въ другихъ странахъ западной Европы. Эти коллегіи устроялись въ 1718 и 1719 гг. Первоначально ихъ было девять: иностранныхъ дѣлъ, воинская, адмиралтейская — вѣдомство флота, юстицъ-коллегія, камеръ-коллегія — вѣдомство государственныхъ доходовъ, штатсъ-контора — вѣдомство государственныхъ расходовъ, ревизіонъ-коллегія — вѣдомство финансоваго контроля, коммерцъ-коллегія, мануфактуръ и бергъ-коллегія. Присутствіе каждой коллегіи состояло изъ 11 членовъ, рѣшавшихъ дѣло большинствомъ голосовъ: то были президентъ, вице-президентъ, 4 совѣтника и 4 ассессора, къ которымъ съ чиномъ совѣтника или ассессора присоединялся одинъ иностранецъ.

П етръ внесъ болѣе сосредоточенности и въ областное управленіе. До него Московское государство дѣлилось на многочисленныя и большею часть довольно мелкіе административные округа, называвшіеся уѣздами. Еще въ XVII в. чувствовали неудобства такого дробнаго областного дѣленія и думали устранить ихъ образованіемъ военныхъ округовъ, которые впрочемъ не получили надлежащей организаціи. Въ 1708 г. Петръ раздѣлилъ все государство на 8 крупныхъ областей, получившихъ названіе губерній и вмѣщавшихъ въ себѣ по нѣскольку нынѣшнихъ губерній. Въ 1719 г. введено было новое областное дѣленіе, въ которое вошли и земли, отвоеванныя у Швеціи. Россія раздѣлена была на 11 губерній, которыя подраздѣлялись на провинціи, а провинціи на уѣзды. И въ губерніяхъ введено было коллегіальное управленіе: при губернаторахъ по указу 1713 года учреждены были совѣты ландратовъ, выбиравшихся дворянствомъ губерніи, безъ которыхъ губернаторъ ничего не могъ рѣшить, имѣя значеніе только президента коллегіи ландратовъ. Участіе дворянства въ мѣстномъ управленіи не прекратилось и послѣ отмѣны ландратскихъ совѣтовъ въ 1719 году, а только перенесено было изъ губерніи въ уѣздъ; уѣздное дворянство ежегодно собиралось для выбора изъ своей среды земскаго-комиссара, который завѣдывалъ сборомъ податей и полицейскими дѣлами въ уѣздѣ.

У правленіе городскимъ торгово-промышленнымъ населеніемъ при Петрѣ было выдѣлено изъ вѣдомства общихъ областныхъ управителей, воеводъ и губернаторовъ. Въ 1699 г. городамъ предоставлено было право вѣдаться своими выборными бурмистрами, сколько всякій городъ захочетъ ихъ выбрать. Эти бурмистры составляли ратушу, въ которой поочередно предсѣдательствовали, вѣдали городскихъ торгово-промышленныхъ обывателей судомъ и расправой и собирали съ нихъ казенныя подати и другіе доходы. Ратуши областныхъ городовъ были подчинены Бурмистрской палатѣ или ратушѣ г. Москвы. Къ концу царствованія Петра ратуши преобразованы были въ магистраты. Въ 1720 г. Сенату предписано было учредить образцовый магистратъ въ Петербургѣ. Этотъ магистратъ, получившій названіе Главнаго, долженъ былъ устроить магистраты въ областныхъ городахъ и руководить ими, какъ прежде московская Бурмистрская палата руководила городскими ратушами. Члены городового магистрата выбирались изъ первостатейныхъ гражданъ города. Вѣдомство магистратовъ было шире сравнительно съ прежниши ратушами: магистраты вели городское хозяйство, должны были заботиться о развитіи торговли и прошленности, о благоустройствѣ и благочиніи городовъ и рѣшали не только гражданскія, но и уголовныя дѣла подчиненныхъ имъ городскихъ обывателей.

Промышленность и торговля. Ч тобы устранить дефицитъ и дать народу возможность вынести тяжесть новыхъ налоговъ, Петръ старался поднять производительность народнаго труда. Не было ни одной значительной отрасли народнаго хозяйства, въ которую онъ не ввелъ бы какихъ-либо улучшеній. Но болѣе всего заботился онъ о развитіи промышленности фабричной и заводской. Въ своей экономической политикѣ Петръ руководился двумя соображеніями: 1) Россія не уступаетъ другимъ странамъ, даже превосходитъ ихъ обиліемъ разныхъ природныхъ богатствъ, оставшихся доселѣ нетронутыми, и 2) разработку этихъ богатствъ должно вести само государство принудительными мѣрами. Онъ вызывалъ иностранныхъ мастеровъ и фабрикантовъ, предписывалъ своимъ капиталистамъ соединиться въ компаніи для торгово-промышленныхъ предпріятій, давалъ имъ льготы и субсидіи, строилъ на казенный счетъ фабрики и заводы и потомъ сдавалъ ихъ на льготныхъ условіяхъ способнымъ и знающимъ дѣло промышленникамъ. Изъ всѣхъ отраслей обрабатывающей промышленности Петръ особенно заботился объ успѣхахъ горнозаводскаго производства, которое нужно было ему дла вооруженія арміи и флота, и оно достигло при немъ значительныхъ размѣровъ. Въ Тульскомъ краю, гдѣ желѣзное дѣло основано было еще въ царствованіе Алексѣя, при Петрѣ оно расширилось: построены были желѣзные заводы казенный и частные мастерами Баташевымъ и Никитою Демидовымъ, а потомъ въ г. Тулѣ возникъ казенный оружейный заводъ, снабжавшій оружіемъ всю армію. Въ Олонецкомъ краю на берегу Онежскаго озера въ 1703 году построенъ былъ чугунноплавильный и желѣзодѣлательный заводъ, послужившій основаніемъ г. Петрозаводска. Вслѣдъ затѣмъ возникло нѣсколько желѣзныхъ и мѣдныхъ заводовъ, казенныхъ и частныхъ, въ Повѣнцѣ и другихъ мѣстахъ края. Особенно широкое развитіе получило горное дѣло на Уралѣ (въ нынѣшней Пермской губераіи). Здѣсь въ Верхотурскомъ уѣздѣ еще съ 1699 года начали строиться казенные желѣзные заводы, которые потомъ отданы были во владѣніе тульскому заводчику Н. Демидову. Вслѣдъ за казенными возникло здѣсь много частныхъ заводовъ; тѣ и другіе образовали обширный горнозаводскій округъ, управленіе которымъ сосредоточено было въ Екатеринбургѣ, городѣ, построенномъ въ 1723 году на рѣкѣ Исети управителемъ уральскихъ заводовъ генераломъ Генниномъ и названномъ въ честь императрицы Екатерины I. Къ заводамъ для работъ и для охраны отъ враждебныхъ инородцевъ, башкировъ и киргизовъ, приписано было до 25 тыс. душъ крестьянъ. Къ концу царствованія Петра въ Екатеринбургскомъ округѣ находилось 9 казенныхъ и 12 частныхъ заводовъ, а всѣхъ фабрикъ и заводовъ числилось въ Россіи 233.

Д ля поддержанія промышленности и увеличенія доходовъ казны Петръ заботилса объ усиленіи внѣшней торговли. Онъ придавалъ очень большое значеніе этой отрасли народнаго хозайства. Здѣсь прежде всего ему пришлось измѣнить самое направленіе торговыхъ сношеній съ западной Европой, которыя шли Бѣлымъ моремъ чрезъ Архангельскъ, единственную морскую гавань у Московскаго государства до Петра. По основаніи Петербурга, по мѣрѣ того какъ Петръ утверждался на балтійскихъ берегахъ, онъ хотѣлъ перевести внѣшнюю торговлю съ кружнаго бѣломорскаго пути на балтійскій, направивъ ее къ новой столицѣ. Не смотря на затрудненія, съ какими соединена была эта перемѣна, Петръ сдѣлалъ Петербургъ главнымъ портомъ для внѣшней торговли, и уже въ 1722 году число пришедшихъ сюда иностранныхъ кораблей дошло до 116, а въ 1724 году оно увеличилось до 240. Кромѣ того у Петра было еще шесть другихъ балтійскихъ портовъ (Кронштадтъ, Выборгъ, Нарва, Ревель, Перновъ и Рига), по которымъ вмѣстѣ съ петербургскимъ въ 1724 году числилось въ приходѣ 1700 купеческихъ кораблей изъ разныхъ странъ западной Европы.

Источникъ: В. О. Ключевскій. Краткое пособіе по Русской исторіи: Частное изданіе для слушателей автора. — Изданіе пятое. — М., 1906. — С. 131-142.

Ключевский В.О. является выдающимся буржуазным историком пореформенного периода. Однако в своих суждениях о реформах Петра Великого он был противоречив. С одной стороны, Ключевский не отрицал значимости и самого императора, и реализовываемых им преобразований. Но с другой стороны, господин Ключевский выступает одним из первых в буржуазной историографии, кто стал подчеркивать случайность и бесплановость в реформах первой четверти ХVIII в. Ключевский полагал, что

Петровские преобразования обусловлены Северной войной, которая, по его мнению, выступала главной движущей силой реформ. В то же время, отметив в деятельности Петра совмещение великого и мелкого, Ключевский пытался развенчать личность императора.

В этом принял участие и В.О. Ключевский, описав прямо идеалистический образ государя, якобы подчинявшего все собственные помыслы служению государству.

Василий Осипович неоднозначно анализировал итоги реформ Петра I, заметив несоответствие их замыслом и результативностью.

В.О. Ключевский оценивал бюрократизацию как нечто приведшее к должностным преступлениям и массовому казнокрадству. В нач. ХХ века у Ключевского стала все больше проявляться антимонархическая позиция. Он стал укорять Петра I в самодурстве, деспотизме, нежелании понимать народ для достижения установленных задач и т.д.

Ключевский был убежден в непогрешимости гипотезы о приоритете внешнеполитических целей над внутренними, что привело его в итоге к заключению о различной степени важности преобразований. Так, к примеру, военная реформа, по его мнению, считалась начальным этапом Петровских реформ, а реорганизация финансовой системы - конечным. Все остальные преобразования выступали либо как следствие реформ в военном деле, либо как предпосылки ради достижения указанной конечной цели. Лишь экономическая политика, по мнению Василия Осиповича, имела самостоятельное значение.

Несмотря на то, что в труде Х. Баггера неоднократно упоминаются взгляды на ту или иную сторону петровских реформ В. О. Ключевского, нельзя не остановиться подробно на отношении этого историка к реформам, высказанное в его курсе лекций по российской истории.

Начнем с его высказываний относительно планомерности и естественности преобразований Петра I.

Далее перейдем к оценке Ключевским финансовой реформы царя.

Критическое отношение уже самого Ключевского проявляется в следующем его высказывании:

Подводя итоги петровским реформам, Ключевский дает ответ на вопрос о революционности, внешней и внутренней, преобразований.

Немало места в своих лекциях Ключевский отводит цитированию других людей, оценивающих петровскую деятельность и саму личность Петра.

«Ломоносов называл Петра человеком, Богу подобным, а Державин спрашивал:

1).вывод посредством цивилизации, народа слабого, бедного… на историческую сцену со значением сильного деятеля в общей политической жизни народов;

ПЛАТОНОВ О ПЕТРЕ

Теперь обратимся к еще одному русскому историку, также опубликовавшему курс лекций по данному предмету – С. Ф. Платонову. В принципе его точка зрения на петровские реформы во многом схожа с Ключевским, но все же приведем несколько высказываний Платонова по интересующему нас вопросу.

Ключевский оценивает реформы Петра не как предварительно продуманные преобразования, а как нововведения в ответ на веление времени. Основным побудительным моментом реформ Ключевский считает события внешнеполитической жизни, то есть военные потребности государства, - "война привела его и до конца жизни толкала к реформам". И реформы не имели главной целью перестраивать политический, общественный, нравственный порядок. Император взял из старой Руси очень многое: государственные силы, верховную власть, право, сословия, а у Запада заимствовал технические средства и организацию для устройства армии, флота, хозяйства, правительственных учреждений. Где же тут, коренной переворот, исказивший русскую жизнь сверху донизу? Он дал ей только новые формы и новые начала.

Читайте также: