Моложавенко владимир семенович биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Великая Отечественная война – незабываемая страница нашей истории. В судьбе многих людей, рожденных в начале 20-го века, она не только оставила неизгладимый след, но и заставила посмотреть на себя пристальнее, заглянуть в душу и понять, чем жив человек. В июне 1941 года вся страна встала на защиту своей страны: люди разных возрастов и профессий взяли оружие и встали в строй. Память о подвиге советского народа и его Великой Победе в той войне должна передаваться из поколения в поколение. Советский солдат заслужил памятник на века от благодарного человечества, чтобы вечно жила память о его подвигах, потому что он смог посмотреть в глаза смертельной опасности, проявил воинскую доблесть и героизм.

Миновала 75-я годовщина Великой Победы, забываются фамилии героев, события тех страшных лет, поэтому необходимо изучать жизнь замечательных людей, которые по-настоящему стали национальным достоянием страны, поскольку у них нужно искать те основы духовности, которые со временем можно растратить. Данная работа посвящена донскому писателю-краеведу, журналисту Владимиру Семеновичу Моложавенко, а именно его фронтовому пути в Великой Отечественной войне.

Основными методами исследования являются – метод наблюдения, анализ краеведческой литературы, количественного анализа, сопоставительный, конкретизации, аналогий.

Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.

Основная часть

«Хорошо, если после человека остаются замечательные книги"

Донская земля славится своими талантами. На ней родились и сформировались как творческие личности многие писатели, поэты, художники. Каждый из них писал о том, что больше всего волновало и интересовало. Одним из таких людей является Моложавенко Владимир Семенович – донской писатель, краевед, журналист. Его творчество связано с родным краем, с людьми, которые явились для него примером для подражания.

Моложавенко Владимир Семенович самой яркой страницей своей жизни считает военные годы. Когда началась Великая Отечественная война, Владимир Моложавенко был учеником 9-го класса Морозовской школы. Началась эвакуация населения. Многие уехали с родителями в Сибирь, Казахстан, Узбекистан, откуда вернулись уже после войны. Тревожные были вести с фронтов. В первую военную зиму 9-классником Владимир Моложавенко посещает курсы, а весной 1942 года становится дублером паровозного кочегара на паровозе машиниста Груздова.

Армейский запасной стрелковый полк

Ожесточенные бои первых недель войны внесли свои коррективы в мобилизационный план. Первые крупные поражения РККА вынуждали руководство страны принимать новые шаги. Фронт неуклонно требовал постоянного пополнения. 10 августа 1942 года Государственный комитет обороны (ГКО) издал постановление № ГКО - 452сс, и в стране началась вторая волна мобилизации. По официальным данным в результате второй волны было призвано около 6,8 миллиона человек. Более половины из них нуждались в повторном обучении в запасных частях РККА.

Запасные стрелковые полки и бригады входили в состав общевойсковых армий, фронтов и военных округов. В них направлялись разные категории военнослужащих: призванные военнообязанные запаса, выздоровевшие военнослужащие из госпиталей, граждане, вновь призванные на освобождённой территории и лица, ранее в армии не служившие.

В августе 1941 года был издан приказ Народного комиссара обороны, который потребовал "сделать службу химической защиты неотъемлемой частью боевого использования войск". В Наградном листе отмечено, что Владимир Моложавенко имел должность старшего химического мастера. Конкретные указания по различным мероприятиям противохимической защиты войск доводились до частей и подразделений химической защиты рядом других документов, таких, как "Временная инструкция по химической разведке", "Временная инструкция по обеспечению противохимической защиты войск службами Красной Армии" и "Временное положение о снабжении средствами противохимической защиты войск службами Красной Армии", изданные в 1942 году. Задачи химических мастеров в ВОв:

-непрерывно вести разведку в целях вскрытия подготовки противника к химическому нападению и своевременного предупреждения своих войск;

-участвовать в обеспечении боевой готовности войск частей, соединений и объединений к выполнению боевых задач в условиях возможного применения противником химического оружия;

-уничтожать живую силу и технику врага огнемётно-зажигательными средствами;

-осуществлять маскировку дымами своих войск и объектов тыла [10].

От Волгограда до Праги

Летом 1943 года Владимир Семенович узнал и з письма матери о том, что его отец погиб во время бомбежек. Отец писателя во время войны продолжал работать по профессии- машинист паровоза.

День Победы встретил в Чехословакии, в Праге, где комсорг батальона старший сержант Моложавенко участвовал в праздничном майском параде. После войны, уйдя в запас, дослужился до капитана.

В 1985 году 6-ого апреля был награжден Орденом Отечественной Войны II степени за проявление храбрости, стойкости и мужества. Еще имеется информация о том, что В. Моложавенко получал Медаль Г. К. Жукова, но подтверждений не нашлось.

Боевой путь

Прошел боевой путь в составе 4 Украинского фронта до11.05.1945

Мелитопольская операция (прорыв на р. Молочная). 26.09-05.11.43 г.

Никопольско-Криворожская наступательная операция. 30.01-22.2.44 г.

Разгром на правобережной Украине. февраль-март 1944 г.

Разгром немецко-румынских войск в Крыму и под Одессой. Апрель-май 1944 г.

Крымская наступательная операция. 08.04-12.5.44 г.

Карпатская (ужгородская) наступательная операция. 9.9-28.11.44 г.

Разгром немецко-венгерских войск на территории Венгрии. Октябрь-декабрь 1944 г.

Западно-Карпатская наступательная операция. 15.01-18.02.45 г.

Моравско-Остравская наступательная операция. 15.04-06.05.45 г.

Пражская наступательная операция. 06.05-11.5.45 г [13].

Парунакян Валерий, донской поэт, в нескольких строчках рассказал о фронтовом пути Владимира Моложавенко.

Он с девятого класса ушёл на войну,

Путь с пехотой прошёл до Победы!

Он до Праги дошёл, защищая страну,

Унося от неё наши беды.

А потом стал писать про войну и Ростов,

Где прожил и хранил все награды,

Вспоминал он друзей и погибших отцов:

Кого брали на фронт - были рады.

На столе его книга лежит предо мной,

Всю с большим я волненьем читаю:

Там погиб, я не знаю, - отец где-то мой,

Вместе с книгой войну вспоминаю.

Ветеран наш был скромен в житейском быту,

Он писал свои повести-оды.

В своей жизни любил одну женщину-ту,

С кем прожил он счастливые годы.

И за книги его, и Победу одну –

Ему вечная память народа,

Отстоял отчий дом и страну,

Пусть звучит для него эта ода!

Проследив фронтовой путь писателя-краеведа Владимира Семеновича Моложавенко, можно сделать выводы:

был мобилизован на фронт в декабре 1942 года (ему исполнилось 18 лет), когда войска Красной Армии начали наступательное движение, вытесняя гитлеровцев с территории СССР, а закончил в Праге в мае 1945 года, освобождая Чехословакию от фашистов;

закончил войну в звании старшего сержанта;

произведения В.С.Моложавенко о войне – это не художественный вымысел, а то, что он увидел на войне, герои его произведений – это реальные люди, которые достойны уважения и почитания.

Список литературы

Морозовск: ист.-краевед. очерк / В.Моложавенко – издание: 1981

Павлова Т.И. От текста к исследовательской деятельности (на материале донского краеведения) [Текст]: учебно-методическое пособие /Т.И. Павлова, О.Н.Чигвинцева. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2015. – 88 с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Владимир Семенович Моложавенко.ppt

Владимир Семенович Моложавенко Подготовила: учитель начальных классов МБОУ Ку.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Владимир Семенович Моложавенко Подготовила: учитель начальных классов МБОУ Ку.

Владимир Семенович Моложавенко Подготовила: учитель начальных классов МБОУ Кулешовская СОШ №16 Сытник Л. П.

1924 - 2012 Родился 28 декабря 1924 года в станице Морозовской Ростовской об.

Вернувшись в родные места, работал помощником паровозного машиниста, учился в.


В. С. Моложавенко – путешественник.

В. С. Моложавенко – путешественник.

В. С. Моложавенко – путешественник.

В. С. Моложавенко – путешественник.

В. С. Моложавенко – путешественник. Предпочтения в своих путешествиях писател.

В. С. Моложавенко – путешественник. Предпочтения в своих путешествиях писатель отдает родным местам. Нет, пожалуй, на Дону такой станицы или хутора, где бы не побывал наш знаменитый краевед. Почти все книги, написанные автором, посвящены краю Тихого Дона, его горячей любви к донской земле.

Произведения писателя.

Памяти В. С. Моложавенко. 23 октября 2012 года по адресу г. Ростов-на-Дону, п.

Памяти В. С. Моложавенко. 23 октября 2012 года по адресу г. Ростов-на-Дону, проспект Стачки, дом 11/14, состоялось открытие мемориальной доски, где жил и трудился писатель.

Памяти В. С. Моложавенко. Печально осознавать, что человек, написавший прекра.

Памяти В. С. Моложавенко. Печально осознавать, что человек, написавший прекрасные книги о донском крае, не так давно умер. Но ведь все мы люди и все мы смертны. Хорошо, если после человека остаются замечательные книги, которые будут читать…

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Выбранный для просмотра документ Конспект.doc

Тема: В. С. Моложавенко. Почему Дон Ивановичем зовут.

- познакомить учащихся с творчеством В. С. Моложавенко;

- развивать умения работать с текстом (выборочное чтение);

- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;

Оборудование: хрестоматии, простые карандаши, презентация, мультимедийное оборудование, карточки.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

- Прочтите фамилии, распределите в два столбика. По какому принципу будете распределять?

Пушкин, Носов, Некрасов, Паустовский, Моложавенко, Толстой.

- Какого автора не знаете?

Открытие новых знаний:

1 этап. Работа с текстом до чтения.

- Прочтите название произведения. О чем пойдет реч в рассказе?

Определите темы урока.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение текста.

- Правильно ли мы выдвинули предположения о теме текста? Докажите.

Выявление первичного восприятия.

Перечитывание текста (выборочное чтение)

- Сколько сыновей было у старика Ивана?

- Как они жили, когда были маленькими?

- Что произошло потом?

- Что случилось с Шатом? Почему?

- Что случилось с Доном? Почему?

- Как люди называют сейчас Дон?

Словарная работа (подчеркивание непонятных слов):

Болото – участок суши, характеризующийся избыточным увлажнением.

Знатный – прославившийся своими успехами.

Устье – место впадения реки в водохранилище, озеро, море или другую реку.

Приток – водоток, впадающий в более крупный водоток.

- Почему же автор так назвал свой рассказ?

- Какое название могли бы предложить вы?

3 этап. После чтения.

Знакомство с писателем.

Презентация о В. С. Моложавенко.

Дополнительный материал (расширение знаний учащихся о реке Дон).

Дон – четвертая по длине (после Волги, Камы и Днепра) река европейской части нашей страны – около 2000 км. Начинается она на восточных склонах Средне-Русской возвышенности, на высоте 190 м над уровнем моря, и на пути к Азову четыре раза меняет свое направление. Потому-то длина реки в 2,5 раза превышает кратчайшее расстояние между ее истоком и устьем. Вся площадь бассейна Дона – 442 500 квадратных километров.

- Что нового узнали на уроке?

- Кто из вас отдыхал на берегу Дона?

- С какими проблемами встретились?

Выбранный для просмотра документ Почему Дон Ивановичем зовут.doc

Почему Дон Ивановичем зовут.

Рассказывают, было у старика Ивана два сына: одного звали Шат, а другого – Дон. Шат был старше, сильнее, а Дон – меньшой сын – послабее. Жили одной семьей поначалу, дружно жили, да только пришло время расстаться: подросли сыновья, пора им судьбу свою пытать. Вывел отец их за околицу, велел слушаться его во всем и дорогу каждому указал. Только Шат не послушался отца, начал тропки полегче искать, с пути сбился да и заблудился в болотах. А Дон Иванович шел туда, куда отец наказывал, и всю Россию прошел, стал знатен да славен…

Сказка сказкой, а выдумки в ней нет. Вытекали из Иван-озера, что под Тулой-городом, два ручья. Один – перешагнуть можно, это – Дон. Другой – широкий, да бурный – Шат. Дон все на юг путь держал, а Шат бросался из одной стороны в другую, пока совсем не затерялся и притоком реки Упы не стал.

Про речку Шат никто не знает, а Дон – река знаменитая, большая, она морские корабли на своих волнах качает, и города на ее берегах встают.

Человек с глазами настежь и сердцем настороже


Резкое падение статуса журналиста — это сегодняшняя реальность. Но были среди нас и удивительные люди, ставшие славой российской журналистики, закалённые в боях и жизненных испытаниях, оставивших после себя уникальное литературное наследие. Один из них — Владимир Моложавенко, творчество которого с пронзительной ясностью передаёт события военного и послевоенного времени.


28 декабря писателю, члену Союза писателей и Союза журналистов России, донскому краеведу В. С. Моложавенко исполнилось бы 90 лет. Его называли человеком с глазами настежь и сердцем настороже. Как происходило формирование человека, что повлияло на его характер, почему он стал таким, а не другим? На эти вопросы я ищу ответа в творчестве Владимира Моложавенко. Сегодня надо помнить о таких людях, ставшими национальным достоянием страны, у них нужно искать и находить те основы русской духовности, которые со временем можно растерять и никогда не вернуть.

Русский дух. С чего он начинается, как закаляется, почему он стал легендой и основой для сегодняшней нашей жизни? Думается, в основе его лежат исконно русские корни, питающиеся от безграничной доброты.

Нелегко жилось трудолюбивой и дружной семье Моложавенко, но весело. Отец часто рассказывал сыну Владимиру о жизни и подвигах запорожских казаков, их походах, а по вечерам в семье любили петь украинские песни.


— Там и наш лука Моложавенко тоже был, — добавляла она.

— Ты зубы-то не скаль, — говорила она. — Над божественным грех смеяться. Боженька, он все сверху примечает, никому обиды не простит.


Жил в станице Морозовской, а подошла пора призываться на действительную службу, предписали ему явиться в воинское присутствие при Скосырской волости.

Только на первую мировую войну его не взяли: забраковала медицинская комиссия, сердце подвело. Но в гражданскую войну он вместе с лукичёвцами сражался в армии Ворошилова, служил в легендарной Морозовско-Донецкой дивизии, прославившейся в боях под Царицыном.

Ворошилов в Морозовской

Кстати, 4 февраля 2016 года исполняется 135 лет со дня рождения Ворошилова.


Красноармеец Семён Моложавенко передал в наследство сыну будёновку да две книжки



В семейном архиве сохранились несколько альбомов с уникальными фотографиями прошлых лет, в том числе фотоснимки, сделанные в день похорон отца около куреня. Немало станичников пришли проститься с этим уважаемым человеком.

Первый детский роман о гражданской войне

На будни школьника Владимира Моложавенко, его учителей и ровесников проливают свет материалы, которые хранятся в архиве средней школы №6. Одним из ее замечательных выпускников 1942 года был и Владимир Семёнович. По словам учителя истории с 30-летним стажем В.Е. Лещенко, начинал учиться Володя Моложавенко в железнодорожной школе имени В.И. Ленина, открывшейся 22 апреля 1922 года в казарменных постройках на привокзальной площади станции Морозовской.

В ноябре 1937 года партком железнодорожного узла станции Морозовской получил из Управления Юго-Восточной железной дороги проект и смету на строительство новой школы на улице Красноармейской (ныне Ворошилова), так как имеющиеся три здания восьмилетней школы №48 были тесноваты для 823 учащихся.

Велосипед от Кагановича

После одного из таких походов ученик Моложавенко «сочинил стихи, их поместили в школьной стенгазете:

Таким образом, творчество началось со школьных сочинений, с небольших заметок в периодической печати.

И воевать ему пришлось. В первые военные месяцы школьники отправлялись в дальние походы, поднимаясь спозаранку.

В 1941 году Владимир — секретарь школьной комсомолии, организатор всемерной помощи фронту. Первая его рабочая должность — кочегар паровоза. Ребята учились принимать решения, преодолевать трудности, готовили себя к главному экзамену.

Рядовой пехоты

День Победы встретил в Чехословакии, в Праге, где комсорг батальона старший сержант Моложавенко участвовал в праздничном майском параде.


Солдатская доля моих ровесников

Солдатом никто из нас не родился, но мы ими стали. Очень многого, чего всем нам было уготовано, мы просто не могли знать. Не знали и не умели. Не знали радиуса действия вражеских мин, не знали, что ночью фашисты будут освещать передовую ракетами, что, кроме проволочных заграждений, немцы обнесут свой передний край консервными банками на проволоке: заденешь невзначай и сразу — пулеметная очередь. Поначалу и каждой пуле кланялись, когда она над головой просвистит. Это потом уже стали понимать, что пуля, которая свистит, не твоя, а твоя молчком явится. Знали о противнике непростительно мало, и за незнание расплачивались жизнями.


Война сделала нас взрослыми. И страх, и долг, и возможность умереть в любую минуту — все было настоящим. И все же — теперь не стыдно в этом признаться — мы оставались на фронте мальчишками, которые не могли равнодушно пропустить взгляды девчонок.

По пальцам пересчитываю я своих ровесников, вернувшихся с войны, и невольно думаю: а ведь самые лучшие, самые талантливые из нас пали смертью храбрых. Нет такой семьи в родной мне станице Морозовской, как и на всем Тихом Дону, во всей огромной нашей стране, где бы ни берегли память о погибших в честном бою за правое дело. Много раз видел я в хуторских хатах портреты сверстников, не вернувшихся с войны. Увитые сухими цветами бессмертника и вышитыми полотенцами, они и дороже, и ближе сердцу, чем потемневшие иконы. Видел, как матери хранят в старых сундуках заветные треугольники последних сыновних писем с полустершимися фронтовыми адресами. Даже получив похоронку, они верили, что сыновья их живы, что они вернутся.

Всю свою жизнь писатель старался не терять связь с однополчанами, интересовался судьбами и искал их, посвящал повести-хроники представителям того поколения смелых и отважных людей.

По словам супруги Владимира Семеновича Людмилы Сергеевны Моложавенко, в памятном 1969 году, в июле, Моложавенко побывал вместе со старшеклассниками предвоенных лет, с которыми вместе учился в родной школе, в Волгограде, на Мамаевом кургане, ставшем символом судьбы того поколения.

Всегда любить труд, всегда учиться

Л.П. Семенюта помнит, с каким горячим желанием работали 23-25-летние фронтовики Владимир Моложавенко, Василий Ткачев, Константин Рычков, Александр Поляков, Михаил Хохлачёв, несмотря на сложности послевоенных лет, когда в постоянном поиске материалов о людях труда приходилось преодолевать на своих ногах не один десяток километров пути.

Молодые корреспонденты, в том числе и энергичный белокурый парень (Моложавенко), возвращались в кабинет в мокрых от пота гимнастерках, в пыли, порой в грязи, но счастливые и довольные собой, с массой идей и впечатлений от общения с рабочими и колхозниками.

Владимира Семёновича уважали в коллективе, и он всегда с уважением, вниманием относился к коллегам и братьям по перу, даже спустя много лет.

Свою книгу "Костры памяти" он посвятил четырём не вернувшимся с войны писателям-фронтовикам — Бусыгину, Кацу, Штительману, Гридову.

Судя по отзывам тех, кто хотя бы однажды встречался с Владимиром Семёновичем или вел переписку, он действительно был открыт для общения, умел найти общий язык с людьми разного возраста, интеллекта и социального статуса.

Особые, по-родственному теплые отношения были у Владимира Семеновича с двоюродным братом, также выпускником железнодорожной школы им. Ленина Афанасием Васильевичем Моложавенко, учителем рисования.

Уехать на хутор Вербочки

То, что зовется одним ёмким словом Родина

Привезите мне запах полыни

Отечество моё

Моложавенко Владимир Семенович

28 декабря

90 лет со дня рождения Владимира Семеновича Моложавенко (1924-2012), донского писателя и краеведа. Родился в станице Морозовская Ростовской области в семье рабочего-железнодорожника.

После войны работал помощником паровозного машиниста и учился в школе рабочей молодежи, затем заочно окончил Московский полиграфический институт и аспирантуру при нем.

Работал в газетах: "Морозовский большевик", "Большевистская смена", "Молот", "Вечерний Ростов" (до 1966), был директором издательства "Молот" с 1966 по 1970 год.

Одна из главных тем Гражданская и Отечественная войны. Ему также принадлежат многочисленные книги по краеведению

В 1973 году Владимир Семенович принять в Союз писателей СССР.

На доме, где он жил в городе Ростове-на-Дону на проспекте Стачки № 11/14а, открыта памятная доска.

Читайте также: