Танзимат это в истории кратко

Обновлено: 28.06.2024

История танзимата разработана слабо. Первым дал связное освещение реформ танзимата в отдельных сферах государственной деятельности Турции французский ученый Э. Энгельгардт. Однако как в его сочинениях, так и в подавляющем большинстве трудов более позднего времени, опубликованных турецкими, европейскими и американскими исследователями, хотя они и насыщены большим фактическим материалом, извлеченным из архивных и других неопубликованных источников, отсутствует глубокий анализ экономических и социальных причин танзимата. Некоторые авторы преувеличивают эффективность танзимата. Турецкие историки Э. Карал, X. Иналджик и другие даже утверждают, будто танзимат значительно облегчил положение угнетенных народов Османской империи, и игнорируют факты, свидетельствующие о том, что танзимат, особенно начиная с хатт-и хумаюна 1856 года, способствовал закабалению Турции европейским капиталом (правда, X. Иналджик отмечает, что полученные иностранцами торговые льготы вели к разорению турецкой промышленности). Из числа вышедших в 60-х годах исследований о танзимате наиболее серьезными являются работы Р. Дейвисона и Р. Девере, рассматривающих, в частности, с более объективных позиций влияние западных держав на политику Турции. Большой фактический материал о проведении танзимата в Балканских странах, находившихся в этот период в составе Османской империи, содержится в исследованиях болгарских историков Д. Косева, Н. Тодорова и др.

А. Д. Новичев. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.

Во время Крымской войны 1853-56 под давлением Англии и Франции, стремившихся ослабить позиции России при обсуждении условий мирного договора и получить для себя новые привилегии в Турции, был подготовлен, а затем обнародован (18 февр. 1856) новый рескрипт султана (хатт-и хумаюн 1856). Наряду с повторением осн. положений Гюльханейского акта он содержал обещания развивать экономику страны и использовать для этой цели "опыт и капиталы Европы", т.е. предоставить дополнительные привилегии иностр. капиталу; в частности, иностр. подданные получили право владеть недвижимостью на терр. Османской империи на равных правах с тур. подданными. Упоминание об этом рескрипте было включено в Парижский мирный договор 1856 и он, т. о., приобрел характер междунар. обязательства Турции. В дальнейшем многие принятые во исполнение рескрипта 1856 законы содействовали укреплению позиций иностр. капитала и инонациональной (нетурецкой) компрадорской буржуазии и превращению Турции в полуколонию. Но в нек-рой степени законы Т. способствовали улучшению гос. управления, суда и администрации. Так, в 1864 был принят закон о вилайетах, в 1858 - уголовный и земельный, в 1869 - гражд. кодексы (хотя они во многом представляли собой собрание старых норм шариата). Благодаря Т. создались более благоприятные условия для предпринимательской деятельности, роста буржуазии, развития светского образования (напр., издание Органического закона 1869 о нар. образовании). Т. дал толчок развитию лит-ры, науки и публицистики. Народилась новая интеллигенция, из среды к-рой вышли тур. просветители и идеологи конституционного движения, деятели об-ва "Новые османы". В 70-е гг. 19 в. Т. практически прекратил свое существование, а при султане Абдул-Хамиде II (1876-1909) в стране установился режим феод. реакции ("зулюм").

История Т. разработана слабо. Первым дал связное освещение реформ Т. в отд. сферах гос. деятельности Турции франц. ученый Э. Энгельгардт. Однако как в его соч., так и в подавляющем большинстве трудов более позднего времени, опубл. тур., европ. и амер. исследователями, хотя они и насыщены большим фактич. материалом, извлеченным из архивных и др. неопубликованных источников, отсутствует глубокий анализ экономич. и соц. причин Т. Нек-рые авторы преувеличивают эффективность Т. Тур. историки Э. Карал, X. Иналджик и др. даже утверждают, будто Т. значительно облегчил положение угнетенных народов Османской империи, и игнорируют факты, свидетельствующие о том, что Т., особенно начиная с хатт-и хумаюна 1856, способствовал закабалению Турции европ. капиталом (правда, X. Иналджик отмечает, что полученные иностранцами торг. льготы вели к разорению тур. пром-сти). Из числа вышедших в 60-х гг. исследований о Т. наиболее серьезными являются работы Р. Дейвисона и Р. Девере, рассматривающих, в частности, с более объективных позиций влияние зап. держав на политику Турции. Большой фактич. материал о проведении Т. в Балканских странах, находившихся в этот период в составе Османской империи, содержится в исследованиях болг. историков Д. Косева, Н. Тодорова и др.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973—1982 .

ТАНЗИМАТ (от арабск. танзим – упорядочение) (1839–1876). Середина 19 в. ознаменовалась в Османской империи проведением широкомасштабной программы реформ, подготовленных Мустафой Решид-пашой и утвержденных султаном Абдул-Меджидом, старшим сыном и преемником Махмуда II.

К 30-м годам 19 в. стало очевидным, что империя оказалась уже более не способна к противостоянию с любой из великих европейских держав. Махмуд II был вынужден признать полную независимость Греции (1826) и автономию Сербии, Валахии и Молдавии, расположенных на юго-востоке Европы. Суданский махди Мухаммед Али провозгласил независимость от Османской империи и захватил южную часть Аравийского полуострова, Сирию и юго-восточную Анатолию, разбив основные османские силы под Коньей на Анатолийском плоскогорье (1833). Только вмешательство европейских держав заставило его армию отступить.

По крайней мере до 1833 международные проблемы оставались основной преградой для проведения реформ внутри страны. В течение следующих шести лет (1833–1839) Махмуд II пытался проводить реформы. Его основные усилия были направлены на создание новой армии европейского типа (сегбан-и джедид). На основные посты в администрацию и армию пришли чиновники, получившие образование в новых технических школах. Были проведены фундаментальные реформы правительства и финансов. Была введена одежда западного стиля, которая стала обязательной для государственных служащих. В целом реформы, начатые или запланированные в эти годы, составили основу преобразований, проведенных в последующие годы, известные как период танзимата. Однако попытка использовать новую армию против Египта привела лишь к очередной победе Мухаммеда Али в битве при Незипе на юге Турции (1839). От поражения Османскую империю вновь спасло вмешательство европейских держав. Вскоре после этого Махмуд II умер. На трон вступил его сын Абдул-Меджид I.

Реформы были призваны способствовать ускорению экономического развития Турции, росту турецкой буржуазии, оздоровлению финансовой системы, созданию условий для буржуазного развития, а также развития науки, литературы и формированию турецкой интеллигенции. На первом этапе реформы касались устройства налоговой, финансовой, властной систем. На втором, объявленном в 1856, нововведения отвечали в значительной степени интересам иностранного капитала.

В области управления старая феодальная система была заменена новой строго централизованной административно-территориальной системой, созданной по французскому образцу. Функции центральной исполнительной власти были постепенно переданы вновь учрежденным советам, которые из простых консультативных органов превратились в министерства современного типа.

Из-за сопротивления военных и чиновников, пользовавшихся изъянами старой системы для разного рода злоупотреблений, реформы оказались половинчатыми. Сыграла свою роль и общая оппозиция мусульман новым привилегиям, предоставленным немусульманам, так как большинство из них проводились из-за нажима со стороны европейских держав. При этом немусульманские меньшинства, с энтузиазмом воспринявшие юридическое равенство, пытались сохранить привилегии, полученные ими в прошлом в качестве компенсации за ограничение их прав, например освобождение от воинской службы.

В 1861 на трон вступил 32 султан Османской империи и второй султане периода танзимата Абдул-Азиз (1830–1876), брат Абдул-Меджида I . Сам по себе Абдул-Азиз был человеком слабым, готовым принимать реформы, пока он находился под влиянием сильных министров – Али-паши и Фуад-паши. После смерти Али-паши в 1871 вокруг Абдул-Азиза собрались менее способные министры, главным из которых был великий визирь Махмуд Недим-паша.

Европейские державы использовали свое влияние, чтобы укрепить собственные позиции в империи. Действовавшая через своего посла Стратфорда Радклифа Великобритания, а также Франция, как правило, стремились защитить территориальную целостность Османской империи, навязывая Абдул-Азизу новые реформы, в то время как Австрия, Россия и Пруссия пытались развалить Империю и воспрепятствовать проведению реформ. Махмуд Недим переориентировал внешнюю политику страны с Англии и Франции на Россию, чей посол в Стамбуле Н.П.Игнатьев приобрел значительное влияние на султана.

Первый период – с 1839 по 1853 гг., то есть до начала Крымской войны.

Второй период – с 1856 по 1871/1876 гг., то есть до принятия конституции в 1876 г.[193]

Танзимат должен был решить важнейшие задачи, стоящие перед государством.

Во-первых, укрепить экономическое, политическое и внешнеполитическое положение слабеющей Империи.

Во-вторых, создать реальные возможности для развития капитализма в Турции.

В-третьих, предотвратить развал страны, снизить накал национально-освободительного движения.

В отличие от прежних реформ главное место в танзимате занимают не военные, а социально-экономические реформы. Инициатива преобразований принадлежала образованной группе турецкой бюрократии, которую возглавлял Мустафа Решид-паша. Он и огласил в парке Гюльхане 3 ноября 1839 г. составленный им же указ, Гюльханейский хатт-и шериф. Мустафа Решид-паша – министр иностранных дел, в дальнейшем премьер-министр, долгое время жил во Франции и Англии и имел собственную программу преобразований.

Гюльханейский указ состоял из трех частей.

Во-первых, он должен был обеспечить всем подданным Империи, независимо от национальной и религиозной принадлежности, защиту жизни, чести и имущества.

Во-вторых, указ предписывал упорядочить сбор и распределение налогов; отменял откупную систему.

В-третьих, устанавливались правила набора солдат в армию и срок военной службы.

Как осуществлялись реформы?




В 1840 г. был принят новый Уголовный кодекс, положения которого были направлены на укрепление прав личности, обеспечение законности и ликвидацию административного и судебного произвола.

Реформы второго периода начались с подтверждения ряда указов 1839-1853 гг. Но если Гюльханейский указ был нацелен на предотвращение вмешательства иностранных держав во внутренние дела страны, то манифест 1856 г. закреплял иностранную опеку над Турцией.

Главным документом второго периода стал хатт-и хумаюн 1856 г. Этот манифест подтверждал равенство в правах мусульман и немусульман, расширял права нетурецкой буржуазии. Светские элементы указа 1856 г. обозначены гораздо отчетливее, чем в хатт-и шерифе 1839 г. В указе 1856 г. речь шла не только об экономическом равенстве представителей различных верований, но и о политическом равенстве[195]. Политическое равноправие всех подданных Османской империи явно противоречило имперской идее. Ибо нетурецкое большинство империи давно вынашивало планы создания на ее обломках национальных государств.

По закону о земле (1858) подтверждались все поземельные отношения, сложившиеся после отмены военно-ленной системы. Повторялся указ о всеобщем начальном образовании, отменялась цеховая система.

Вместе с тем, под давлением европейских держав были приняты законы, которые предоставляли иностранным предпринимателям особые права в государстве. Западные инвесторы получили право покупать землю в Турции; строить железные дороги; участвовать в разработке полезных ископаемых; контролировать морские перевозки; учреждать смешанные суды. В 1856 г. с участием английского и французского капитала был открыт Оттоманский банк. Против этих новшеств выступал инициатор танзимата Мустафа Решид-паша. Натиск Запада был настольно сильным, что осуществление танзимата потеряло свою целесообразность. И если в первый период реформы имели прогрессивное значение, то реформы второго периода проводились лишь в интересах компрадорской буржуазии и иностранных предпринимателей. Их итогом стало экономическое и политическое закабаление Турции.

Первый период – с 1839 по 1853 гг., то есть до начала Крымской войны.

Второй период – с 1856 по 1871/1876 гг., то есть до принятия конституции в 1876 г.[193]

Танзимат должен был решить важнейшие задачи, стоящие перед государством.

Во-первых, укрепить экономическое, политическое и внешнеполитическое положение слабеющей Империи.

Во-вторых, создать реальные возможности для развития капитализма в Турции.

В-третьих, предотвратить развал страны, снизить накал национально-освободительного движения.

В отличие от прежних реформ главное место в танзимате занимают не военные, а социально-экономические реформы. Инициатива преобразований принадлежала образованной группе турецкой бюрократии, которую возглавлял Мустафа Решид-паша. Он и огласил в парке Гюльхане 3 ноября 1839 г. составленный им же указ, Гюльханейский хатт-и шериф. Мустафа Решид-паша – министр иностранных дел, в дальнейшем премьер-министр, долгое время жил во Франции и Англии и имел собственную программу преобразований.

Гюльханейский указ состоял из трех частей.

Во-первых, он должен был обеспечить всем подданным Империи, независимо от национальной и религиозной принадлежности, защиту жизни, чести и имущества.

Во-вторых, указ предписывал упорядочить сбор и распределение налогов; отменял откупную систему.

В-третьих, устанавливались правила набора солдат в армию и срок военной службы.

Как осуществлялись реформы?

В 1840 г. был принят новый Уголовный кодекс, положения которого были направлены на укрепление прав личности, обеспечение законности и ликвидацию административного и судебного произвола.

Реформы второго периода начались с подтверждения ряда указов 1839-1853 гг. Но если Гюльханейский указ был нацелен на предотвращение вмешательства иностранных держав во внутренние дела страны, то манифест 1856 г. закреплял иностранную опеку над Турцией.

Главным документом второго периода стал хатт-и хумаюн 1856 г. Этот манифест подтверждал равенство в правах мусульман и немусульман, расширял права нетурецкой буржуазии. Светские элементы указа 1856 г. обозначены гораздо отчетливее, чем в хатт-и шерифе 1839 г. В указе 1856 г. речь шла не только об экономическом равенстве представителей различных верований, но и о политическом равенстве[195]. Политическое равноправие всех подданных Османской империи явно противоречило имперской идее. Ибо нетурецкое большинство империи давно вынашивало планы создания на ее обломках национальных государств.

По закону о земле (1858) подтверждались все поземельные отношения, сложившиеся после отмены военно-ленной системы. Повторялся указ о всеобщем начальном образовании, отменялась цеховая система.

Вместе с тем, под давлением европейских держав были приняты законы, которые предоставляли иностранным предпринимателям особые права в государстве. Западные инвесторы получили право покупать землю в Турции; строить железные дороги; участвовать в разработке полезных ископаемых; контролировать морские перевозки; учреждать смешанные суды. В 1856 г. с участием английского и французского капитала был открыт Оттоманский банк. Против этих новшеств выступал инициатор танзимата Мустафа Решид-паша. Натиск Запада был настольно сильным, что осуществление танзимата потеряло свою целесообразность. И если в первый период реформы имели прогрессивное значение, то реформы второго периода проводились лишь в интересах компрадорской буржуазии и иностранных предпринимателей. Их итогом стало экономическое и политическое закабаление Турции.

Читайте также: