Пьетро масканьи биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

(Mascagni) Пьетро (7 XII 1863, Ливорно - 2 VIII 1945, Рим) - итал. композитор. Чл. Итал. академии (1929). Первыми учителями его были директор "Схола канторум" в Ливорно Э. Бьянки и органист А. Бьяджини. С 1876 М. занимался в Муз. лицее им. Керубини под рук. комп. А. Софредини. Уже в ученич. вок.-симф. произведениях проявилось яркое мелодич. дарование будущего композитора. В 1881-84 М. учился в Миланской консерватории у А. Понкьелли и М. Саладино. С 1885 дирижёр и рук. небольших оперных и опереточных трупп. К этому времени относятся первые наброски оперы "Вильям Ратклиф" (окончена 1895). Возвратившись в Милан после неск. лет странствий по городам Италии, М. принял участие в конкурсе на одноактную оперу, объявленном муз. изд-вом Сонцоньо, и получил 1-ю пр. за оперу "Сельская честь" (по драме Дж. Верги, 1889). Опера принесла М. мировую славу. Он был назначен директором Муз. лицея им. Россини в Пезаро (1895-1902), затем Нац. муз. школы в Риме.
М. - один из основоположников оперного веризма. В опере "Сельская честь" определились характерные черты этого направления: быстрое, напряженное развитие действия с непременной "кровавой" развязкой, выразительные муз.-сценич. образы, красочная обрисовка бытовой атмосферы, нек-рая аффектация человеческих эмоций и драм. ситуаций, экспрессивная мелодика, доходчивая и запоминающаяся благодаря своей связи с нар. жанрами. Эти художеств. принципы, воплощенные также в произв. Р. Леонкавалло, У. Джордано, Ф. Чилеа, Р. Дзандонаи и др. представителей веристской оперы, не получили, однако, последоват. развития в творчестве самого М. После "Сельской чести" композитор создает лирич. оперу "Друг Фриц" (1891), возвращается к "неистовой драме" в "Братьях Ранцау" (1892), отдает дань "романтике ужасов" в "Вильяме Ратклифе" (1895), пишет одноактную идиллию "Дзанетто" (1896). Полемику вызвала опера "Ирис" (1898), музыка к-рой при отдельных ярких страницах (в т.ч. оригинальные ладогармонические и орк. находки) в целом не искупает просчетов надуманного и претенциозного, вялого в драматургич. отношении либретто. Из последующих опер М. нек-рым успехом пользовались веселая лирич. комедия "Маски" (1901) и трогательно-сентимент. драма "Жаворонок" ("Лодолетта", 1917), но и они не удержались в репертуаре.

Сочинения : оперы - Сельская честь (Gavalleria rusticana, 1890, т-р "Костанци", Рим), Друг Фриц (L'amico Fritz, no одноим. пьесе Э. Эркмана и А. Шатриана, 1891, там же), Братья Ранцау (I Rantzau, по одноим. пьесе Эркмана и Шатриана, 1892, т-р "Пергола", Флоренция), Вильям Ратклиф (по драм. балладе Г. Гейне в пер. А. Маффеи, 1895, т-р "Ла Скала", Милан), Сильвано (1895, там же), Дзанетто (по пьесе "Прохожий" P. Kоппe, 1696, т-р "Россини", Пезаро), Ирис (1898, т-р "Костанци", Рим), Маски (Le Maschere, 1901, там же и т-р "Ла Скала", Милан), Амика (Аmiса, 1905, т-р "Казино", Монте-Карло), Изабо (1911, т-р "Колисео", Буэнос-Айрес), Паризина (1913, т-r "Ла Скала", Милан), Жаворонок (Lodoletta, по роману "Деревянные башмачки" Де ла Раме, 1917, т-р "Костанци", Рим), Маленький Марат (Il piccolo Marat, 1921, т-р "Костанци", Рим), Нерон (по одноим. драме P. Коссы, 1935, т-р "Ла Скала", Милан), оперетты - Король в Неаполе (Il re a Napoli, 1885, Муниципальный т-р, Кремона), Да! (Si!, 1919, т-р "Куирино", Рим), Пинотта (1932, т-р "Казино", Сан-Ремо); орк., вок.-симф. произв., музыка к фильмам и др.

Литература : Pompei E., R. Mascagni nella vita e nell'arte, Roma, 1912, Соgо G., Il nostro Mascagni, Venezia, 1931; Donno A. de, Modernita di Mascagni, Roma, 1933 Jeri A., R. Mascagni, Roma, 1935; Gasella A., R. Mascagni, R., 1946, "Musiciens cйlиbres"; De Carlo S., Mascagni parla, Roma, 1945 Gavazzeni G., Il teatro di Mascagni nel'suo tempo e nel nostro, "La musica e il teatro", Pisa, 1954 Klein J. W., Pietro Mascagni and Giovanni Verga, "МQ", 1964, No 4.

T. Г. Келдыш.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .

Полезное

Смотреть что такое "Масканьи П." в других словарях:

Масканьи — (итал. Mascagni) фамилия. Известные носители: Пьетро Масканьи (1863 1945) итальянский оперный композитор. Марио Масканьи (1882 1948) итальянский композитор и музыкальный педагог. Двоюродный брат и ученик Пьетро Масканьи.… … Википедия

МАСКАНЬИ — (Mascagni) Пьетро (1863 1945), итальянский композитор. Родоначальник музыкального веризма (опера Сельская честь по Дж. Верге, 1888), 17 опер и оперетт и другие сочинения … Современная энциклопедия

Масканьи — (Pietro Mascagni) итальянский композитор, род. в 1863 г. вЛиворно. Занимая место капельмейстера городского оркестра, М. написалодноактную оперу ( Саvaleria rusticana ) для конкурса, устроенногомузыкальным издателемантрепренером Сонцоньо в Риме.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Масканьи П. — Пьетро Масканьи (итал. Pietro Mascagni; 7 декабря 1863 года в Ливорно 2 августа 1945 года в Риме) итальянский композитор, специализировавшийся на операх. Масканьи обучался в Миланской консерватории. Первое время он работал дирижёром в различных … Википедия

Масканьи — (Mascagni) Пьетро (7.12.1863, Ливорно, 2.8.1945, Рим), итальянский композитор. Учился в Миланской консерватории у А. Понкьелли и М. Саладино. Дирижировал (с 1885) в оперных и опереточных театрах. В 1895 1902 директор Музыкального лицея в… … Большая советская энциклопедия

Масканьи — (Pietro Mascagni) итальянский композитор; род. в 1863 г. в Ливорно. Занимая место капельмейстера городского оркестра, М. написал одноактную оперу ( Саvaleria rusticana ) для конкурса, устроенного музыкальным издателем антрепренером Сонцоньо в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Масканьи П. — МАСКÁНЬИ (Mascagni) Пьетро (1863–1945), итал. композитор. Один из основоположников оперного веризма. Наиб. известна оп. Сельская честь (1889, по драме Дж. Верги). Среди др. опер – Ирис (1898); оперетты, музыка к кинофильмам и др … Биографический словарь

МАСКАНЬИ — (Mascagni), Пьетро, род. 7 дек. 1863 в Ливорно, ученик Понкиелли и Саладино в миланской консерв., состоял капельмейстером различных маленьких итальянских театров, был дирижером музык. кружка в Чериньоле, а в 1895, благодаря успеху своей оперы,… … Музыкальный словарь Римана

Масканьи (значения) — Масканьи (итал. Mascagni) фамилия. Известные носители: Пьетро Масканьи (1863 1945) итальянский оперный композитор. Марио Масканьи (1882 1948) итальянский композитор и музыкальный педагог. Двоюродный брат и ученик Пьетро… … Википедия

МАСКАНЬИ (Mascagni) Пьетро — (1863 1945) итальянский композитор. Один из основоположников оперного веризма. Оперы Сельская честь (1888), Ирис (1898) и др … Большой Энциклопедический словарь

Пьетро Масканьи. Шарж

Пьетро Масканьи. Шарж

Пьетро Масканьи прожил долгую и на удивление благополучную жизнь, первые 37 лет которой пришлись на 19-е столетие.

Впечатление такое, что этот уютный, по сравнению с трагическим 20-м, век на протяжении следующих четырех десятилетий защищал его от бурь и катастроф, как большой и старомодный, но надежный зонт защищает от превратностей погоды.

В течение почти всей своей жизни он буквально купался в славе. В его родном Ливорно есть изумительное место, носящее его имя: терраса Масканьи.

Терраса Масканьи в Ливорно

Терраса Масканьи в Ливорно

Сотни тысяч меломанов-поклонников восторгались им при жизни, а после смерти Масканьи, несмотря на то, что его репутация была подмочена сотрудничеством с фашистскими властями, а затем и членством в PNF, продолжали видеть в нем гордость нации.

Пьетро Масканьи

Пьетро Масканьи

К нему прекрасно относились артисты. Правда, не все: с тенорами иногда возникали проблемы: не каждый певец-тенор готов отнестись с пониманием к стремлению маэстро по поводу и без повода загонять его на предельно и даже запредельно высокие ноты. Эта крайне неудобная особенность, между прочим, является одной из причин, по которым многие его оперы, в музыкальном отношении весьма привлекательные, исполняются редко.

У него было много друзей и добрых приятелей без счета. А уж как его любили родственники!

Мать, к сожалению, умерла совсем молодой, но отец Доменико Масканьи, владелец пекарни, расположенной в доме на бойкой рыночной площади Пьяцца делле Эрбе в Ливорно, выделял смышленого, обаятельного и вдобавок музыкально одаренного Пьетро среди других своих детей.

В соответствии со своей итальянской природой, Масканьи-отец и сам питал слабость к музыке, но при этом он вовсе не хотел видеть любимого сына музыкантом: предполагалось, что мальчика ожидает почтенная карьера адвоката. Тем не менее, он не возражал против занятий Пьетро музыкой (благо оплачивать это удовольствие Доменико помогал его брат Стефано).

Когда выяснилось, что Пьетро мечтает вовсе не о юридическом факультете, а о консерватории, отец принял эту идею в штыки и даже предпринял попытку вернуть сына на стезю благополучия и сытой жизни. Дело в том, что Пьетро откопал где-то на чердаке (ох уж эти итальянские дома с их поющими чердаками!) оперное либретто.

Маэстро Альфредо Соффредини

Маэстро Альфредо Соффредини

Неизвестно, чем бы закончился конфликт в семействе Масканьи, но тут снова вмешался любящий дядя Стефано, и в результате мальчика отдали в класс Альфредо Соффредини.

Этот выдающийся педагог, основатель городской музыкальной школы (впоследствии Институт Керубини) занимался с Пьетро на протяжении шести лет, и именно под его руководством Масканьи овладел основами композиторского ремесла. Все-таки хороший первый наставник – это очень важно.

Затем была Миланская консерватория, но после блестящих уроков Соффредини консерваторские профессора казались ему сухарями-академиками. В конце концов, Пьетро оттуда попросту сбежал. Что, впрочем, не повредило в дальнейшем его композиторской и дирижерской карьере.

Масканьи-дирижер, открытка

Масканьи-дирижер, открытка

Масканьи всегда легко сходился с людьми, и в Милане он быстро обзавелся друзьями. Среди тех, с кем он особенно сдружился, был Джакомо Пуччини (оба были учениками маэстро Понкиелли).

Пуччини был пятью годами старше и вдобавок происходил из известной династии музыкантов, а Масканьи, как мы помним, был сыном пекаря, но эти различия компенсировалась качествами характера Масканьи, которых Пуччини, по-видимому, недоставало: всепобеждающим оптимизмом, уверенностью в себе и талантом стяжать блага земные.

Пьетро Масканьи, Джакомо Пуччини и Альберто Франкетти (слева) – тот самый Франкетти, за которого позднее, когда политика фашистского режима в Италии обрела, наконец, антисемитскую составляющую, Масканьи пытался вступиться перед Муссолини

Пьетро Масканьи, Джакомо Пуччини и Альберто Франкетти (слева) – тот самый Франкетти, за которого позднее, когда политика фашистского режима в Италии обрела, наконец, антисемитскую составляющую, Масканьи пытался вступиться перед Муссолини

Сравнивая внимательно творчество этих двоих, вы неизбежно придете к тому же выводу, к которому пришел я: в течение довольно длительного времени Пуччини в некоторых отношениях шел в фарватере Масканьи, а позже они двигались, что называется, ноздря в ноздрю. Их волновали одни и те же литературные сюжеты, и даже антураж, в который они помещали героев своих опер, зачастую совпадал.

Да и в плане признания их композиторских достижений публикой и критикой Масканьи поначалу явно опережал своего друга.

Открытка с изображением сцены спектакля оперы “Cavalleria rusticana” в Teatro Costanzi. Премьера 17 мая 1890.

Открытка с изображением сцены спектакля оперы “Cavalleria rusticana” в Teatro Costanzi. Премьера 17 мая 1890 года

На истории этой оперы стоит остановиться подробнее, а заодно попытаться ответить на вопрос: в чем секрет ее немеркнущего успеха?

В 1888 году Масканьи, нагастролировавшись вдоволь по стране в качестве дирижера передвижных опереточных трупп, получает работу в филармонии Чериньолы.

Находясь в Чериньоле, Масканьи узнает о конкурсе одноактных опер, организованном миланским издательством Эдоардо Сонзоньо, и решает принять в нем участие. Но времени до закрытия приема работ конкурсантов оставалось очень мало, всего 2 месяца.

И вот оно – гениальное озарение! Герои оперы – не античные цари, не средневековые герцоги, и даже не фешенебельные куртизанки, а простые сицилийские крестьяне? Отлично, это в духе времени! Но тогда и в музыке эти люди должны разговаривать иначе, чем разговаривают обитатели дворцов и богатых особняков в операх Верди.

Результат – снайперское попадание молодого композитора в десятку и, как следствие, сенсационный, ошеломительный успех. Этот музыкальный стиль, первооткрывателем которого, несомненно, является Масканьи, в дальнейшем получит совершенное художественное воплощение в музыке Пуччини.

И вот – громкая слава и статус национального гения в 25 лет. Что же дальше?

Но Масканьи не хочет ограничивать себя рамками одной темы. К тому же он интуитивно чувствует, что времена, когда в опере можно было вновь и вновь тиражировать одни и те же идеи и формы, миновали.

В чем же причина этих неудач или, в большинстве случаев, недоудач?

Вряд ли сам Масканьи отдавал себе отчет в том, что в составе его одаренности отсутствовала очень важная составляющая: талант музыкального драматурга.

После 1921 года наступает длительная творческая пауза. Нет, конечно, Масканьи не бездельничает, он много гастролирует как дирижер. Но ничего не пишет.

Очень соблазнительно представить себе, что причина творческого бессилия кроется в приходе к власти фашистской клики и внутренней оппозиции композитора диктатуре. Однако у Масканьи и в эти годы все в полном порядке, более чем. Он уважаем режимом, он вице-президент созданной по инициативе дуче Итальянской академии искусств.

Пьетро Масканьи в зрелые годы

Пьетро Масканьи в зрелые годы

Но композитор хранит усталое молчание. Случившееся с ним объясняется просто: Масканьи внезапно обнаруживает, что он без пяти минут старик. А к этому он морально не готов…

Римская империя времен упадка – Муссолини, надо сказать, не в восторге от избранной композитором темы. И когда Масканьи отправляет правительству счет (в фашистской Италии государство всячески опекает деятелей культуры), дуче отказывается его оплатить. Тем не менее, опера поставлена, и вся Италия рукоплещет возродившемуся мастеру… но и этот успех сходит на нет.

Как это ни печально, всякая великая эпоха рано или поздно заканчивается. А следующий подъем может начаться не сразу и в совершенно другом месте…


Андрей Тихомиров

Композитор и музыкальный эссеист.

В своих статьях предлагает оригинальный взгляд на творчество различных композиторов прошлого и нашего времени, а также отстаивает собственную концепцию современности музыкального языка.

Пьетро Масканьи , родился 7 декабря 1863 г. в Ливорно , умер 2 августа 1945 г. в Риме , является одним из композиторов Италии из оперы «s самый важный поворот в XX - го века .

Резюме

биография

Также упомянем: Гульемо Ратклиффа (опера началась до Cavalleria rusticana , закончилась после), I Rantzau , Silvano , Zanetto , Le maschere , Amica , Parisina , Isabeau , Lodoletta , Il Piccolo Marat , Pinotta (после юношеской кантаты) и Nero , плюс небольшая оперетта: Si . Масканьи сделал блестящую карьеру дирижера. Он произнес панегирик своему другу Пуччини, когда последний преждевременно скончался в 1924 году .

У Масканьи был ученик Эдвард Килени , выдающийся пианист, и сам профессор теории и композиции Джорджа Гершвина в Нью-Йорке.

Семидесятилетний композитор сблизился с Бенито Муссолини , который своим указом в 1929 году назначил его одним из первых членов Итальянской академии , созданной тремя годами ранее.

Масаканьи умер в Риме в 1945 году .

Произведение искусства

Масканьи проявил большую эклектику в выборе сюжетов, отказавшись от веризма, в пользу более романтических сюжетов ( Изабо , Паризина ). Сам Масканьи критиковал это течение, к которому его быстро причислили. О Cavalleria rusticana композитор скажет : «Меня короновали еще до того, как я стал королем! ".


Творческий путь итальянского композитора Пьетро Масканьи напоминает горькую насмешку судьбы. Дебют его обернулся триумфом столь блестящим, что композитор всю жизнь пожинал его плоды, но вновь подняться до таких высот ему было не суждено.

Но не только ночные занятия вызывали неудовольствие Масканьи-старшего: он хотя и поощрял увлечение сына музыкой, видеть его музыкантом не желал – очень уж ненадежная это профессия, вот карьера адвоката – совсем другое дело. Пьетро же не имел решительно никакой склонности к юриспруденции. К счастью, дядя юного музыканта принял сторону племянника, и благодаря его заступничеству Пьетро начал учиться в Миланском лицее им. Керубини у Альфредо Соффредини. Сочинения, созданные им на первом курсе – Симфония до минор и Ave Maria – были исполнены и имели успех.

Через шесть лет учебы в лицее Масканьи стал студентом Миланской консерватории. В те годы его близким другом был Джакомо Пуччини – они оба были учениками Амилькаре Понкьелли, снимали одну комнату на двоих. Дружбу композиторы сохранили на всю жизнь, впоследствии Масканьи воспринял смерть Пуччини как тяжелую личную трагедию.

Читайте также: