Личность в разных культурах кратко

Обновлено: 05.07.2024

Как уже было сказано, человек имеет двойственную природу. Он является существом биосоциальным, носителем как биологических, так и социальных качеств и свойств. На уровне социального бытия и в рамках социальной теории про­блема человека трансформируется в проблему соотношения ин­дивида и личности. Имеется в вицу то, что со стороны биологи­ческой природы человек выступает прежде всего как индивид, а со стороны социальной — как личность.

Это различие в' понимании человека как индивида и лично­сти хорошо понял русский философ Н.А.Бердяев. "Личность следует отличать от индивида, — писал он. — Личность есть категория духовно-религиозная, индивид же есть категория на­туралистически-биологическая" 2 . Хотя, на наш взгляд, при объяснении личности речь должна идти не только и не столько о религиозности или нерелигиозности, сколько о культуре и духовности человека вообще.

Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Определение этого понятия не нуждается в каких-либо специфических характеристиках. Индивид — это всегда один из многих, и он всегда безличен.-В этом смысле понятия "индивид" и "личность" являются проти­воположными как по объему, так и по содержанию. В понятии индивида не фиксируется каких-либо особенных или единич­ных социальных качеств человека, поэтому по содержанию оно является очень бедным. Зато по объему в такой же степени богато, ибо каждый человек — индивид.

Социальная индивидуальность человека не вырастает, без­условно, на пустом месте или только на основе биологическихт педпосылок. Человек формируется в конкретном историче­ском времени и социальном пространстве, в процессе практи­ческой деятельности и воспитания. Поэтому личность как со­циальная индивидуальность — всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов, которые сто­ят "за ее спиной". И личность тем более значительнее и тем в большей степени может называться личностью, чем сильнее она аккумулирует социокультурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие.

Личность имеет сложную структуру, потому возможны раз­личные подходы к ее рассмотрению, которые хотя и взаимосвя­заны между собой, имеют и важные отличия. Так, в общей пси­хологии под личностью обычно подразумевается некоторое ин­тегрирующее начало, связывающее воедино различные психи­ческие процессы индивида и сообщающее его поведению необ­ходимую устойчивость. Исходный момент социологических ис­следований личности состоит не в изучении индивидуальных особенностей человека, а в анализе тех социальных функций (ролей), которые он выполняет. Эти роли определяются соци­альной структурой общества, той социальной группой, в кото­рую включен индивид. На данной основе строится ролевая концепция личности.

Проблема личности в науке — это вопрос о том, в чем за­ключается сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Личность здесь рассматривается как индиви­дуальное выражение и субъект общественных отношений, дея­тельности и общения людей. Качество общественных отношений и общения оказывает огромное влияние на формирование ис­торического типа личности, ее конкретное состояние и свойства. То же самое можно сказать и о влиянии деятельности на лич­ность. Деятельность человека является той основой, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выпол­нение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности человек выступает и самоутверждается как лич­ность, иначе он остается "вещью в себе". Сам человек может думать о себе, что угодно, строить любые иллюзии, но то, чем он является в действительности, обнаруживается только в деле. Не случайно, конечно, знаменитый Конфуций не только "слушал слова людей", но и "смотрел на их действия", а не менее известный Аристотель писал, что победные венки полу­чают лишь те, "кто участвует в состязаниях".

Другими словами, социально-деятельностная характеристика человека лежит в основе его социализации, в процессе которой и происходит формирование личности. Социализация — это про­цесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятель­ность адекватным для данного общества способом. Она происхо­дит по мере усвоения человеком социального опыта, но осуществ­ляется прежде всего через его включенность в определенные обще­ственные отношения, формы общения и виды деятельности.

При этом социализация осуществляется к а к в филогенезе (формирование родовых свойств и качеств человечества), так и в онтогенезе (становление конкретной личности). Как в пла­не исторического развития человека, так и в онтогенезе лич­ность есть не предпосылка, а результат социализации индиви­да. В связи с этим А.И. Леонтьев писал, что "личностью не ро­дятся, личностью становятся" 1 . Поскольку социализация носит динамический характер, то личность — это всегда процесс, по­стоянное становление. Личность, застывшая в формировании, в своих устремлениях, — деградирующая личность. Деградация личности происходит и тогда, когда индивид оказывается пол­ностью подчинен чужой воле, или его действия в деталях за­программированы, так что не остается места свободе выбора и поступков.

Поскольку в основе формирования личности лежит соци­ально-деятельностная сущность человека, то лишение его об­щения и возможности выбора, известной свободы действий также отрицательно сказывается на развитии личности ин­дивида. Не случайно изоляция человека от общества, лише­ние общения всегда считалось одним из самых суровых нака­заний. И это вполне объяснимо, ибо постоянная изоляция и одиночество противоречат сущности личности. Но еще более отрицательное влияние на личность имеет навязывание ей чу­жой воли и мыслей. Человек, полностью подчиненный чужой воле и лишенный (посредством внушения, идеологического оболванивания, пропаганды и т.д.) собственного мировоззре­ния, мыслей и взглядов, перестает быть личностью. Трудно на­звать личностью так же индивида, лишенного разума и рассуд­ка по каким-то другим причинам. Люди, у которых отсутствуют свобода действий, воля или разум, не могут быть ответственны без свободы нет ответственности и не должны отвечать содеяное, ибо это не ими обусловленные и потому, по существу, не их поступки.

Мы подошли к очень важной характеристике личности — ее нравственно-духовной сущности. В содержание личности в каче­стве важнейшего компонента включается направленность ее сознания, личностные ориентации, обусловленные уровнем сознания, мировоззрением, нравственностью и ответственностью. Безусловно, социальная среда оказывает существенное влияние на формирование и поведение личности. Но Не в меньшей степени личностные ориентации и поведение обусловлены и внутренним, духовным миром человека. Не случайно говорят, что каждый сам кузнецсвоей судьбы и счастья. Чем ярче у человека выра­жены интеллектуально-нравственные и волевые качества, чем больше его жизненные ориентации совпадают с общечеловече­скими ценностями и чем сильнее он положительно влияет на развитие и утверждение этих ценностей, тем колоритнее и зна­чительней его личность. В данном случае она характеризуется силой духа, свободы, творчества и добра. С этой стороны лич­ность как бы возвышается над природной основой и в извест­ном смысле даже преодолевает ее, оставляя свой след и плоды деятельности даже после биологической смерти.

Сила воли и духа личности, ее нравственная доброта и чис­тота не могут подтвердиться и реализоваться никаким другим способом, как только в реальной практической деятельности ив определенных социальных условиях. Поступки человека, яв­ляющиеся важнейшим фактором, характеризующим личность, — это не слова, а дела. Видимо, не случайно даже в библей­ском писании говорится о воздаянии "каждому по делам его". Именно тогда, когда дело доходит до реальных поступков, об­наруживается, как трудно и тяжко быть личностью, быть сво­бодным, честным, принципиальным и т. д. Потому что, если индивид действительно считает себя личностью или стре­мится быть ею, он должен быть ответственным не только в мыслях, но прежде всего в поступках, а это всегда тяжкое бре­мя. Таким образом, характеристика личности с точки зрения сво­бодны, безусловно, необходима. Свобода — это атрибут личности. Но свобода без ответственности — произвол. Поэтому ответствен­ность является не в меньшей, а в большей степени атрибутом личности, ибо быть свободным и ответственным труднее, чем просто свободным.

Личностное начало, идея личности как самостоя­тельного субъекта общественных отношений, опираю­щегося на свои собственные внутренние силы в той или иной мере, имеется в каждой развитой культуре. Однако существует заметное, а часто принципиальное различие в статусе личностного начала и его содержа­нии в разных культурах, что зависит в значительной степени от характера религиозных компонентов данной культуры.

Европейская культурная традиция утверждает чело­века автономным субъектом деятельности, подчеркивает прежде всего его единство, цельность, тождественность “я” во всех его проявлениях. Констатация нескольких ролевых функций в общем не снимает такой принцип, раздробленность образов “я” воспринимается как нечто ненормальное. Напротив, в восточных культурах роле­вые функции во многом перекрывают самосознание личности. Человек осознает себя и воспринимается во многом в зависимости от той среды или сферы, в ко­торой он в данный отрезок времени действует. Здесь человек рассматривается прежде всего как средоточие партикулярных обязательств и ответственности, выте­кающих из его принадлежности к семье, общине, клану, религиозной общности и государству.

В классической китайской традиции высшей добро­детелью считалось подчинение человека узаконенным нормам и подавление им своего “я”. Конфуцианские принципы утверждали необходимость ограничения эмо­ций, жесткий контроль разума над чувством и умение выражать свои переживания в строго определенной, принятой форме. В условиях засилья официального бю­рократизма естественным способом обойти это требо­вание был уход от практической общественной деятель­ности в уединенную монашескую жизнь в дзэнских мо­настырях. Разработанная система психофизической тре­нировки давала чувство саморастворения во вселенском целом.

Несколько иначе выглядело отношение личности к обществу в классической индийской традиции. В фило­софских системах человеческое “я” оказывалось обус­ловленным не какими-либо конкретными причинами, а реальностью сверхличного духа, по отношению к ко­торому телесное и эмпирическое “я” — временное и преходящее явление. К тому же вера в карму как череду переселения душ делает бытие каждого инди­вида условным-, лишает его самостоятельной ценности. Индивид достигает самореализации через отрицание своей эмпирической природы, путем разрыва всех кон­кретных связей с другими людьми, обществом, миром и своими деяниями.

Только в европейско-американской культуре лично­стное начало получило статус безусловности, непод­чиненности другим регулятивным принципам (сакраль­ные принципы, святость непреходящих ценностей. Свя­щенного Писания, общеобязательная идеология). Ус­тойчивость внутреннего мира личности не зависит от каких-либо внешних авторитетов, так как в себе самом индивид находит те безусловные принципы, которые помогают ему выстоять в любых обстоятельствах и придать им смысл, опираясь на собственное суждение, руководствуясь чувством ответственности в отлажива-нии своей деятельности. Синонимичным атрибутом та­кого понимания личности является индивидуализм как установка на самозначимость уникальной человеческой жизни и высшую ценность интересов отдельного че­ловека. В этом случае и возникает противопоставле­ние “индивидуализм-коллективизм”, и приоритет от­дается первому началу, хотя и ограниченному внут­ренними нравственными принципами и правовыми нор­мами.

Двойственность личности и индивидуализма как со-циокультурных характеристик подчеркивает видный французский социолог А.Турен. Нередко индивидуализм определялся как ориентация на получение путем ра­циональных действий наибольшей практической выгоды с наименьшими затратами, т.е. как “человек экономи­ческий” (хомо экономикус). Тот же, кто ставил свои религиозные, политические, профессиональные или се­мейные привязанности выше материальных ориентации, считался скорее коллективистом. Соответственно, по ло­гике свободного рынка, личностью может выступать лишь частный собственник, стремящийся ее сохранить и приумножить. Происходившее в западной цивилиза­ции длительное выяснение принципов деятельности ин­дивида, отстаивающего свои интересы в мире конкурен­ции, привело к значительному углублению приблемы личности, показало всю ее сложность и неоднозначность. Либерально-оптимистические взгляды открывали путь к анархическому своеволию и вместе с тем к социальным конфликтам. Выяснилось, что каждый индивид — не самостоятельный Робинзон, а член того или иного кол­лектива — профессионального, территориального или на­ционального, участник той или другой общественной ор­ганизации, через которую он и может отстаивать свои интересы. Протест против принуждений коллективной жизни может выглядеть респектабельным по форме, но он ограничен по возможностям и может вести к по­ражению и изоляции индивида. Кроме того, выяснилось, что “индивид с его свободой выбора отнюдь не явля­ется ни человеком разумным, ни хозяином самому себе. Его скорее можно сравнить с песчинкой, он объект рекламы и пропаганды. Более того, он всего лишь псев­доактер, роль которого практически полностью опреде­лена его местом в обществе. Психология и особенно психоанализ освободили нас от иллюзий своего “я” в той же мере, в какой литература и живопись низвергли портрет, который восторжествовал как жанр в эпоху великих побед классического рационализма”*.




* Турен А. Индивидуализм, личность //Опыт словаря нового мыш­ления.-М., 1989.-С. 112-113.

Конечно, для формирования устойчивой социокуль-турной структуры, обеспечивающей функционирование личности, необходимо подключение сложной и широко дифференцированной системы ориентации, выработан­ных в лоне западной цивилизации. Существенными ис­точниками такой системы являются античная духовная рациональность, христианский опыт индивидуального спасения, гражданское право, достижения просвещения, научности и критического реализма, формировавшиеся в рамках западной цивилизации уже в Новое время. Особое значение приобретает утверждение моральной и правовой культуры, в которой содержатся тщательно разработанные принципы отношений личности и обще­ства. Но их обеспечение — задача соответствующих социальных и культурных институтов.

Такое различие в типах личности присутствует не только на уровне философских концепций, а прони­зывает и основные сферы культуры. В западных филь­мах, демонстрируемых на массовом экране, настоящий ковбой, супершпион или сыщик всегда действуют в оди­ночку, демонстрируя индивидуальную волю к победе, не взирая на моральные ограничения. На Востоке, судя по такого же рода фильмам, в бой идут за компанию, собирают соратников или друзей, заранее предполагая, что “тебя могут убить, зато мы выиграем”. Так соби­рают участников коллективного действия в японских, китайских или индийских фильмах. И даже проявив свои высшие индивидуальные качества в восточных единоборствах, герой посвящает свои достижения своей группе, клану или народу.

Личностное начало, идея личности как самостоя­тельного субъекта общественных отношений, опираю­щегося на свои собственные внутренние силы в той или иной мере, имеется в каждой развитой культуре. Однако существует заметное, а часто принципиальное различие в статусе личностного начала и его содержа­нии в разных культурах, что зависит в значительной степени от характера религиозных компонентов данной культуры.

Европейская культурная традиция утверждает чело­века автономным субъектом деятельности, подчеркивает прежде всего его единство, цельность, тождественность “я” во всех его проявлениях. Констатация нескольких ролевых функций в общем не снимает такой принцип, раздробленность образов “я” воспринимается как нечто ненормальное. Напротив, в восточных культурах роле­вые функции во многом перекрывают самосознание личности. Человек осознает себя и воспринимается во многом в зависимости от той среды или сферы, в ко­торой он в данный отрезок времени действует. Здесь человек рассматривается прежде всего как средоточие партикулярных обязательств и ответственности, выте­кающих из его принадлежности к семье, общине, клану, религиозной общности и государству.

В классической китайской традиции высшей добро­детелью считалось подчинение человека узаконенным нормам и подавление им своего “я”. Конфуцианские принципы утверждали необходимость ограничения эмо­ций, жесткий контроль разума над чувством и умение выражать свои переживания в строго определенной, принятой форме. В условиях засилья официального бю­рократизма естественным способом обойти это требо­вание был уход от практической общественной деятель­ности в уединенную монашескую жизнь в дзэнских мо­настырях. Разработанная система психофизической тре­нировки давала чувство саморастворения во вселенском целом.

Несколько иначе выглядело отношение личности к обществу в классической индийской традиции. В фило­софских системах человеческое “я” оказывалось обус­ловленным не какими-либо конкретными причинами, а реальностью сверхличного духа, по отношению к ко­торому телесное и эмпирическое “я” — временное и преходящее явление. К тому же вера в карму как череду переселения душ делает бытие каждого инди­вида условным-, лишает его самостоятельной ценности. Индивид достигает самореализации через отрицание своей эмпирической природы, путем разрыва всех кон­кретных связей с другими людьми, обществом, миром и своими деяниями.

Только в европейско-американской культуре лично­стное начало получило статус безусловности, непод­чиненности другим регулятивным принципам (сакраль­ные принципы, святость непреходящих ценностей. Свя­щенного Писания, общеобязательная идеология). Ус­тойчивость внутреннего мира личности не зависит от каких-либо внешних авторитетов, так как в себе самом индивид находит те безусловные принципы, которые помогают ему выстоять в любых обстоятельствах и придать им смысл, опираясь на собственное суждение, руководствуясь чувством ответственности в отлажива-нии своей деятельности. Синонимичным атрибутом та­кого понимания личности является индивидуализм как установка на самозначимость уникальной человеческой жизни и высшую ценность интересов отдельного че­ловека. В этом случае и возникает противопоставле­ние “индивидуализм-коллективизм”, и приоритет от­дается первому началу, хотя и ограниченному внут­ренними нравственными принципами и правовыми нор­мами.

Двойственность личности и индивидуализма как со-циокультурных характеристик подчеркивает видный французский социолог А.Турен. Нередко индивидуализм определялся как ориентация на получение путем ра­циональных действий наибольшей практической выгоды с наименьшими затратами, т.е. как “человек экономи­ческий” (хомо экономикус). Тот же, кто ставил свои религиозные, политические, профессиональные или се­мейные привязанности выше материальных ориентации, считался скорее коллективистом. Соответственно, по ло­гике свободного рынка, личностью может выступать лишь частный собственник, стремящийся ее сохранить и приумножить. Происходившее в западной цивилиза­ции длительное выяснение принципов деятельности ин­дивида, отстаивающего свои интересы в мире конкурен­ции, привело к значительному углублению приблемы личности, показало всю ее сложность и неоднозначность. Либерально-оптимистические взгляды открывали путь к анархическому своеволию и вместе с тем к социальным конфликтам. Выяснилось, что каждый индивид — не самостоятельный Робинзон, а член того или иного кол­лектива — профессионального, территориального или на­ционального, участник той или другой общественной ор­ганизации, через которую он и может отстаивать свои интересы. Протест против принуждений коллективной жизни может выглядеть респектабельным по форме, но он ограничен по возможностям и может вести к по­ражению и изоляции индивида. Кроме того, выяснилось, что “индивид с его свободой выбора отнюдь не явля­ется ни человеком разумным, ни хозяином самому себе. Его скорее можно сравнить с песчинкой, он объект рекламы и пропаганды. Более того, он всего лишь псев­доактер, роль которого практически полностью опреде­лена его местом в обществе. Психология и особенно психоанализ освободили нас от иллюзий своего “я” в той же мере, в какой литература и живопись низвергли портрет, который восторжествовал как жанр в эпоху великих побед классического рационализма”*.

* Турен А. Индивидуализм, личность //Опыт словаря нового мыш­ления.-М., 1989.-С. 112-113.

Конечно, для формирования устойчивой социокуль-турной структуры, обеспечивающей функционирование личности, необходимо подключение сложной и широко дифференцированной системы ориентации, выработан­ных в лоне западной цивилизации. Существенными ис­точниками такой системы являются античная духовная рациональность, христианский опыт индивидуального спасения, гражданское право, достижения просвещения, научности и критического реализма, формировавшиеся в рамках западной цивилизации уже в Новое время. Особое значение приобретает утверждение моральной и правовой культуры, в которой содержатся тщательно разработанные принципы отношений личности и обще­ства. Но их обеспечение — задача соответствующих социальных и культурных институтов.

Такое различие в типах личности присутствует не только на уровне философских концепций, а прони­зывает и основные сферы культуры. В западных филь­мах, демонстрируемых на массовом экране, настоящий ковбой, супершпион или сыщик всегда действуют в оди­ночку, демонстрируя индивидуальную волю к победе, не взирая на моральные ограничения. На Востоке, судя по такого же рода фильмам, в бой идут за компанию, собирают соратников или друзей, заранее предполагая, что “тебя могут убить, зато мы выиграем”. Так соби­рают участников коллективного действия в японских, китайских или индийских фильмах. И даже проявив свои высшие индивидуальные качества в восточных единоборствах, герой посвящает свои достижения своей группе, клану или народу.

Представления о личности в Древнем Востоке и в Древней Греции. Трансформация взглядов на проблему личности в эпоху Возрождения. Философская интерпретация личности в период Нового времени. Взгляд на личность с позиций немецкой классической философии.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 03.05.2016
Размер файла 61,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Представления о личности в Древнем Востоке Понятие личности в Древней Греции Человек как личность в Средневековье Понятие личности в эпоху Возрождения

Личность в Новое время

Личность в немецкой классической философии Понятие личности в русской классике

Заключение

Список литературы

личность философия возрождение философский

Понятие личности выкристаллизовывается постепенно в процессе развития самосознания человека, осознания себя отдельным индивидуумом, а не только частью определённого природного или социального образования. Понятие "личность" в европейских языках обозначается словами, происходящими от латинского persona. В классической латыни это слово обозначало, прежде всего, "маску" (ср. русск. "личина") -- слепок с лица предка, ритуальную маску или театральную. Собственно, этим термином определяли того, кто играет роль не только в театре, но и в социуме, жизнь которого направляется правом. В своих исследованиях М. Меслэн утверждает, что именно через посредство моральной и религиозной ответственности, а затем и через посредство ответственности юридической развилось понятие личности.

Представления о личности в Древнем Востоке

П ервые представления о человеке возникают задолго до самой философии. На начальных этапах истории людям присущи мифологические и религиозные формы самосознания. В преданиях, сказаниях, мифах раскрывается понимание природы, предназначения и смысла человека и его бытия. Кристаллизация философского понимания человека происходит как раз на базе заложенных в них представлений, идей, образов и понятий и в диалоге между формирующейся философией и мифологией. Именно таким образом и возникают первые учения о человеке в государствах Древнего Востока.

Древнеиндийская философия человека представлена, прежде всего, в памятнике древнеиндийской литературы -- Ведах, в которых выражено одновременно мифологическое, религиозное и философское мировоззрение. Повышенный интерес к человеку, как к личности проявляется в примыкающих к Ведам текстах -- упанишадах. В них раскрываются проблемы нравственности человека, а также пути и способы освобождения его от м ира объектов и страстей. Личность считается тем совершеннее и нравственнее, чем больше он достигает успеха в деле такого освобождения. Последнее, в свою очередь, осуществляется посредством растворения индивидуальной души (атмана) в мировой душе, в универсальном принципе мира (брахмане).

Упанишады оказали огромное влияние на развитие всей философии человека в Индии. В частности, велико их влияние на учения джайнизма, буддизма, индуизма, санкхьи, йоги. Это влияние сказалось и на взглядах известного индийского философа М.К. Ганди.

Характеризуя древневосточную философию человека, отметим, что важнейшей чертой ее является ориентация личности на крайне почтительное и гуманное отношение как к социальному, так и природному миру. Вместе с тем эта философская традиция ориентирована на совершенствование внутреннего мира человека. Улучшение общественной жизни, порядков, нравов, управления и т. д. связывается прежде всего с изменением индивида и приспособлением его к обществу, а не с изменением внешнего мира и обстоятельств. Человек сам определяет пути своего совершенствования и является своим богом и спасителем. Нельзя при этом забывать, что характерной чертой философского антропологизма является трансцендентализм -- человек, его мир и судьба непременно связываются с трансцендентным (запредельным) миром.

Философия человека Древнего Востока оказала огромное влияние на последующее развитие учений о человеке, а также на формирование образа жизни, способа мышления, культурных образцов и традиций стран Востока. Общественное и индивидуальное сознание людей в этих странах до сих пор находится под воздействием образцов, представлений и идей, сформулированных в тот далекий период.

Понятие личности в Древней Греции

А нтичная Греция положила начало западноевропейской философской традиции вообще и философской антропологии в частности. В древнегреческой философии первоначально человек не существует сам по себе, а лишь в системе определенных отношений, воспринимаемых как абсолютный порядок и космос. Со всей своей природной и социальной средой, соседями и полисом, неодушевленными и одушевленными предметами, животными и богами он живет в едином, нераздельном мире. Даже боги, также находящиеся внутри космоса, являются для людей реальными действующими лицами. Само понятие космоса здесь имеет человеческий смысл, вместе с тем человек мыслится как часть космоса, как микрокосм, являющийся отражением макрокосмоса, понимаемого как живой организм. Именно таковы взгляды на человека у представителей милетской школы, стоящих на позициях гилозоизма, т.е. отрицавших границу между живым и неживым и полагавших всеобщую одушевленность универсума.

Поворот к собственно антропологической проблематике связан с критической и просветительской деятельностью софистов и создателем философской этики Сократом.

В концепции софистов следует обратить внимание прежде всего на три момента:

- релятивизм и субъективизм в понимании таких этических феноменов, как благо, добродетель, справедливость и т.д.;

- в бытие как главное действующее лицо они вводят человека;

- впервые процесс познания они наполняют экзистенциальным смыслом и обосновывают экзистенциальный характер истины.

Всей своей жизнью Сократ старался реализовать нравственный пафос своей философии человека, а сама его смерть, когда он ради утверждения справедливости отказался от жизни, явилась апофео зом его нравственной философии.

В отличие от Демокрита Платон стоит на позиции антропологического дуализма души и тела. Но именно душа является субстанцией, которая делает человека человеком, а тело рассматривается как враждебная ей материя. Поэтому от качества души зависит и общая характеристика человека, его предназначение и социальный статус. На первом месте в иерархии душ находится душа философа, на последнем -- душа тирана. Это объясняется тем, что душа философа наиболее мудра и восприимчива к знанию, а это и является главным в характеристике сущности человека и его отличия от животного.

Человеческая душа постоянно тяготеет к трансцендентному миру идей, она вечна, тело же смертно. Это учение о двойственном характере человека оказало влияние на средневековое религиозное учение о нем. В единстве и противоположности души и тела заключен, по Платону, вечный трагизм человеческого существования. Телесность ставит человека в животный мир, душа возвышает его над этим миром, тело -- это материя, природа, душа же устремлена в мир идей. Позднее этот трагизм станет одним из существенных моментов русской религиозной философской антропологии.

К этому следует добавить, что Аристотель вплотную подходит к формулировке положения о деятельностной сущности личности . Он, в частности, пишет, что добродетельная жизнь человека имеет проявление в деятельности, в которой заключена и единственная возможность самореализации личности.

Новая сторона философского антропологизма обнаруживается в эпоху разложения древнегреческого общества. На первый план здесь выступают проблемы человека, связанные с социальным и нравственным упадком, утратой экзистенциальных ценностей и смысла жизни людей. В этой ситуации на передний план выдвигается интеллектуально-терапевтическая функция философии, т.е. та функция, которую В. Франкл назвал логотерапевтической. Особенно ярко она выражена в учении Эпикура, который утверждал, что подобно тому, как медицина помогает лечить тело человека, философия должна помогать лечить его душу. В плане соотношения индивида и общества Эпикур стоит на позициях методологического и социально-этического индивидуализма. Исходный пункт рассмотрения общества и человека -- это индивид. Социум -- это лишь средство для удовлетворения потребностей отдельного человека, его желаний и блага.

В заключение отметим, что древнегреческая философская антропология, как и древневосточная, несет на себе печать мифологии и религии и развивается в непосредственном диалоге с ними.

Так же, как древневосточная философия человека оказала огромное влияние на все последующее ее развитие в рамках восточной традиции, древнегреческая философская антропология является начатом и источником западноевропейской традиции в философии человека.

В Средние века личность провозглашается пассивным участником божественного порядка и является существом тварным и ничтожным по отношению к Богу. В отличие от античных богов, как бы родственных человеку, христианский бог стоит над природой и человеком, является их трансцендентным творцом и творческим началом. Главная задача для человека состоит в том, чтобы приобщиться к богу и обрести спасение в день страшного суда. Поэтому вся драма человеческой истории выражается в парадигме: грехопадение -- искупление. И каждый человек призван реализовать это, соизмеряя свои поступки с Богом. В христианстве каждый сам за себя отвечает перед Богом.

Поскольку процессы социализации и инкультурации происходят в различной социальной среде и в разных условиях существования конкретного общества с разной культурой, то тип личности, формируемый и культивируемый разными обществами, будет существенно отличаться друг от друга. В культурологии выделяют и различают прежде всего тип восточного и западного человека, а также христианина, мусульманина и буддиста.

Личность восточного человека

Для восточного человека характерна религиозность, духовность, созерцательность, строгое соблюдение традиций и обычаев своего народа. Личность восточного человека ярко не выражена, она, скорее, нивелируется общностью людей, в которую входит человек (трудовой коллектив, социальная группа, каста, нация, религиозная конфессия и пр.). Другими словами, восточный человек растворен в коллективе и ставит интересы коллектива выше личных интересов, т.е. принципом его поведения и жизнедеятельности является коллективизм. Для восточного человека характерны строгость нравов, строгое соблюдение норм, законов, обычаев и традиций своего народа и страны. Это для него свято и не подвергается сомнению: это для него естественный порядок вещей, установленный свыше и существующий тысячелетиями. Для жителя Китая – это даже особая церемония. Жизнь восточного человека строго регламентирована разными нормами, предписаниями, ритуалами, которые он строго соблюдает: дети подчиняются родителям, жена – мужу, подчиненный - начальнику, граждане страны – государю (правителю) и т.д. Покорность – типичная и естественная черта восточного человека. Он не ропщет на судьбу, обстоятельства, невзгоды, а спокойно их принимает и стойко переносит. Свобода человека сильно ограничена или практически отсутствует.

Восточная цивилизация считается правополушарной. В правом полушарии находятся центры интуиции, образного мышления, творчества. Поэтому восточный человек более доверяет интуиции, чутью, чем строгому рациональному доказательству. Он менее разговорчив по сравнению с западным человеком и более молчалив. Речь восточного человека витиеватая, замысловатая и труднопонятная для западного человека.

Восточный человек находится в гармонии и единстве с природой, улавливает ее ритмы и старается их не нарушать. Он воспринимает себя как органичную часть всей Вселенной, в совершенство которой он свято верит.

Личность западного человека

Западная цивилизация считается левополушарной. В деятельности и мышлении западного человека преобладает рационализм и логика. Он больше доверяет доказательству и фактам, чем интуиции. Западный человек менее религиозен по сравнению с восточным.

Западный человек отдалил себя от природы и не находится в гармонии с ней. Природу он считает ареной своей активной деятельности и стремится господствовать над ней и подчинить себе, своим корыстным интересам, не думая об отдаленных последствиях. Личная и сиюминутная польза для него – превыше всего. Он считает себя властелином природы и стремится брать от нее все, что возможно, т.е. характерно потребительское отношение к природе.

Задание: Дать характеристику личности христианина, мусульманина, буддиста.

5.Доминирующая культура, субкультура и контркультура.

Культура и общество.

Общество – это система отношений и институтов, т.е. способов и средств социального воздействия на человека, а культура в своем функционировании в обществе определяется формами социальной регламентации.

Однако можно по-разному интерпретировать отношения общества и культуры.

(по М. Кагану) культура – продукт деятельности общества, а общество - субъект этой деятельности.

(поЭ. Маркаряну) культура есть функция общества.

(по В. Давидовичу) культура – способ деятельности людей, а общественные отношения – поле для этой деятельности. Общественные отношения – это основания, а культура – обоснование.
Можно говорить о двух планах рассмотрения жизни людей:

Важным структурным элементом общества являются так называемые социальные институты.Социальные институты культуры – это совокупность социальных структур и общественных учреждений, в рамках которых развивается культура, предназначенные для упорядочения совместной жизни людей в обществе.

В узком смысле, социальные институты культуры организуют и регулируют собственно духовную среду деятельности человека – систему образования, научной работы, художественного творчества, религиозную жизнь, а также информационные потоки.
В широком, смысле социальные институты культуры выступают как средства обеспечения эффективности человекотворческой культурной деятельности во всех сферах жизни общества, включая политические учреждения, экономические, социальные, военные и другие социальные институты.

Социальные институты культуры принято классифицировать по функциональному признаку, в соответствии с которым выделяют:


1) социальные институты, осуществляющие духовное производство (издательства, киностудии, кружки, любительские творческие объединения);


2) институты, распространяющие культурные ценности (кинотеатры, лектории, концертные объединения, школы, университеты, библиотеки, музеи);


3) учреждения, осуществляющие планирование и управление культурными процессами (правительственные организации культуры, творческие союзы, научно-исследовательские учреждения).
Основное различие между культурой и обществом состоит в том, что социальные институты (экономическая и политическая система прежде всего) существуют независимо, они принимаются как данность, как-общепринятые организаторы игры, которым необходимо следовать и отступления от которых караются обществом и государством.
В культуре достигаемые результаты человеческой деятельности соотносятся с принимаемой индивидом шкалой ценностей (слава, почести, богатство и т.д.). Если мы обращаемся не к социальному, а к индивидуальному (культурному), то обнаруживаем, что достигаемые им результаты обретают значимость не сами по себе, а как собственные, внутренние (рефлексивные) качества и условия дальнейшего развития индивида.
При оценке соотношения культуры и общества на современном этапе их развития весьма показательна полемика, в частности, между Флорианом Знанецким и Питиримом Сорокиным.
Знанецкий, обосновывая идентичность социальных и культурных систем, определяет общество как ряд сосуществующих и перекрещивающихся групп, в пределах которых общество совпадает определенным типом культурных ориентаций.
Сорокин обращает внимание на многовариантность культурных ориентации в одной и той же социальной группе. Он, например, считает, что данная культурная система вовсе не локализуется внутри одной социальной системы (группы), а распространяется на множество различных групп.

Культура и общество тесно взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга, так как культура общества определяет его развитие.

Культура и личность.

Культура представляет собой порождение коллективной жизнедеятельности людей, поскольку ее практическими и фактическими создателями являются люди.
Проблема взаимоотношения культуры и личности, определяющая как и почему культура и личность неразрывно связаны друг с другом, имеет два основных аспекта:
1) только в культуре формируется личность
2) личность открывает, изменяет и воссоздает новое в культуре.
Личность - общежитейский и научный термин, обозначающий:
1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (в широком смысле слова – лицо как целостность человека (от лат.persona));
2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности (социальный и психологический облик (от лат. personalitas).
Понятие личность следует отличать от понятий "индивид" (человек как единичный представитель некоего целого - биологического или социального) и "индивидуальность" (совокупность черт, которые отличают данного индивида от всех других).

Об индивидуальности можно говорить на разных уровнях (биохимическом, психологическом, нейрофизиологическом и т.д.). Личность же появляется только с возникновением сознания и самосознания, т.е. в культуре.

В общей психологии под личностью чаще всего подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.
Изучение социальной системы позволяет понять ценностные ориентации личности, ее притязания и идейную направленность, возможную степень ее творческого проявления. однако не следует забывать, что социальное поведение определяется не только сегодняшним положением человека, но и его прошлым жизненным опытом, а также характером усвоенных им культурных ценностей, в которых аккумулирована предшествующая история человечества.




В социологии становление личности включает в себя два взаимосвязанных этапа:
1 - социализация, т.е. овладение языком, знаниями, приобщение к ценностям и нормам своей культуры, формирование мировоззрения, что делает человека способным жить в обществе, быть его членом, активно осваивать социальные институты. В процессе социализации происходит индивидуализация человека - выработка качеств, которые отличают его индивидуальность от других.

2 - персонализация, т.е. становление личности. Каждый индивид формирует свой образ существующего, свою субъективную систему общественных отношений, а на их основе - модели своего индивидуального поведения и реагирования.

Личность в разных культурах

Понятие личности как самостоятельного субъекта общественных отношений, опирающегося на свои собственные внутренние силы в той или иной мере, имеется в каждой развитой культуре. Однако существует заметное, а часто принципиальное различие в статусе личностного начала и его содержании в разных культурах, что зависит в значительной степени от характера религиозных компонентов данной культуры.

Только в европейско-американской культуре личностное начало получило статус безусловности, не подчиненности другим регулятивным принципам (сакральные принципы, святость непреходящих ценностей, Священного Писания, общеобязательная идеология). Устойчивость внутреннего мира личности не зависит от каких-либо внешних авторитетов, так как в себе самом индивид находит те безусловные принципы, которые помогают ему выстоять в любых обстоятельствах и придать им смысл, опираясь на собственное суждение, руководствуясь чувством ответственности в отлаживании своей деятельности.

Структура культуры

Было бы большим упрощением рассматривать культуру только как совокупность обычаев и нравственных норм. Она может предстать перед нами также в виде организованной системы поведения. Рассмотрим некоторые элементы этой системы.

Читайте также: