Петриковская роспись история кратко для детей

Обновлено: 02.07.2024

• Знакомить с историей возникновения Петриковской росписи.

• Закрепить умение составлять узоров в стиле Петриковской росписи из традиционных элементов.

• Стимулировать проявление творчества в составлении композиционном подборе элементов узора по мотивам Петриковской росписи.

• Показать способы подбора необходимой цветовой гаммы.

• Создавать условия для правильной работы кистью, красками, палитрой.

• Развивать воображение детей, поддерживать проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.

• Воспитывать эстетический вкус, уважение к культуре родной страны.

Планируемые результаты:

• Имеет представление об истории возникновения Петриковской росписи, особенностях техники выполнения;

• Выполняет рисунок узора в стиле Петриковской росписи разными способами;

• Эмоционально реагирует на красоту изделий народных промыслов.

Материалы и оборудование:

Содержание

организованной деятельности детей

1. Вводное слово воспитателя.

- Ребята, мы сегодня продолжим с вами наше путешествие в царство народных промыслов. И отправляемся мы сегодня в Украину, чтобы познакомиться с еще одним народным промыслом – Петриковской росписью. Займите свои места в нашем волшебном автобусе и в путь.

(дети садятся на стульчики для просмотра презентации «Петриковская роспись)

- Внимание экскурсия начинается!

- Ребята, а теперь я приглашаю вас пройти в мастерскую и попробовать себя в роли мастера-художника росписи.

(дети садятся за столы, где все приготовлено для рисования).

Кисть держится как обыкновенный карандаш, рука при этом должна опираться на стол, чтобы мазки получались ровные и точные.

Основу, на которой вы рисуете, можно поворачивать в разные стороны, – так удобнее вести кисточку и выполнять правильные мазки. Перед тем, как рисовать цветок, намечаем карандашом его контур (круг) и центр. Потом кистью делаем мазки, не заходя за контур. Ведем мазки от контура к центру.

Для листьев тоже намечаем контур и центр, мазки также ведем от контура к центру. Ведем мазок сразу с сильного нажима на кисть, а затем, ослабляя давление, плавно сводим мазок к тонкой линии. Из таких мазков получаются лепестки ромашки и листья.

(показ плакатов с росписью)

3. Физкультминутка.

На лугу растут цветы

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты.

Ветер дует иногда,

Только это не беда.

А потом опять встают

И по- прежнему цветут.

Далее выполняем работу с пипеткой. Резиновую часть пипетки натягиваем на стеклянный кончик до такого уровня, чтобы она слегка пружинила, но не изгибалась. Макаем резиновую часть пипетки в красную краску и вертикальным движением делаем отпечаток на бумаге. Получается круглая ягодка. Многократным повтором этой операции создаём группу ягодок и таким образом изображаем гроздь калины или рябины.

(показ плаката с росписью)


Макаем пипетку резиновой частью в краску, делаем отпечаток и протягиваем пипетку на себя – получается лепесток цветка.

В композициях Петриковской росписи кроме больших, крупных цветов и листьев изображаются также и мелкие элементы – это маленькие цветочки, ромашки, бутончики, ягоды. В основном для мелких элементов используют тонкую кисть.

– Давайте нарисуем букет цветов по мотивам украинской росписи.

(у детей на листах шаблон веточки. Цветы, грозди рябины, листики дети рисуют сами).

4. Итог занятия. Выставка рисунков.

- Ребята, у вас получились прекрасные букеты. Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор.




Магия петриковской росписи

Изысканная и неповторимая, петриковская роспись — отличный повод для гордости украинцев. Еще бы, ведь в основе ее красочных узоров лежит безграничная любовь к родному краю. Магия петриковской росписи пленила сердца миллионов ценителей прекрасного и на весь мир прославила талантливых народных мастеров родом из Украины.


Возникновение петриковской росписи

Разнообразие цветов, листочков, ягод петриковской росписи захватывает, заставляет рассматривать шедевры народной живописи часами. Неудивительно, что в 2013 году уникальное искусство внесли в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Возникновение петриковской росписи

История возникновения петриковской росписи интересная и захватывающая. Традиция украшать жилище и одежду декоративными петриковскими узорами зародилась в Украине задолго до появления христианства. Люди верили, что в красивых орнаментах скрывается магическая сила, которая защищает хозяев от злых сил и несчастья. Вот почему петриковской росписью в качестве оберега часто расписывали оружие и жилища запорожские казаки.

Петриковская роспись, рисунок кобзарь

Петриковская роспись в украинском быту

Современная техника самобытной петриковской росписи возникла в XVII в. вместе с приходом в Петриковку (нынешняя Днепропетровская область), первых поселенцев. С тех пор петриковская роспись стала неотъемлемой частью украинского быта. Люди, строя светлые хаты-мазанки, расписывали их роскошными цветочными рисунками, создавая целый художественный ансамбль, ведь украшался не только интерьер дома (стены, печь), но и внешний фасад, а еще посуда, свадебные сундуки, мебель и прочая домашняя утварь.

Хозяев, чьи дома не были расписаны яркими орнаментами, в деревне не уважали, считая их морально убогими и недостойными даже приветствий односельчан.

Петриковская роспись в украинском быту

Петриковская роспись — это своеобразная декоративно-художественная летопись флоры и фауны Приднепровья. Как искусно деревенские художники передают динамику птичьего полета, как тонко воссоздают малейшие колебания растений от ветра, как изысканно сочетают свет и тень!

Секреты петриковской росписи

Основным элементом петриковских орнаментов является цветок — символ пышной природы. Чаще всего шедевры народного искусства украшают мальвы, пионы, астры, различные полевые цветы, а еще те, которые придумывают сами мастера. Так на стенах, полотнах и посуде образуется свой, особый мир красоты и вдохновения.

Секреты петриковской росписи

А до чего же интересные принадлежности для росписи! Кисточки народные умельцы изготавливают самостоятельно — из кошачьей шерсти, выстриженной из груди. Благодаря такому инструменту краска ложится ровно, и орнаменты выходят аккуратными и легкими. Нередко рисунок выполняется пальцами.

Интересно, что краски для петриковских произведений никогда не смешивают. Розовая, желтая, синяя, красная и зеленая — все краски призваны вдохнуть в рисунок жизнерадостность и природную легкость. А поскольку когда-то краски нередко изготавливались из природных материалов, петриковские росписи имели недолгий век. Поэтому каждый год накануне большого праздника старые рисунки смывали и украшали дома новыми красочными оберегами. Так из года в год село расцветало новыми красками и причудливыми узорами.

Петриковская роспись в украинском быту

Мастера петриковской росписи

Настоящее села Петриковка

Сегодня в Петриковке по собственным эскизам и исключительно по своим идеям работают 45 мастеров. Особой популярностью пользуются работы Валентины Деки, Андрея Пикуша, Нины Турчин, Екатерины Тимошенко.

Петриковская роспись рисунок

Есть в селе и музей народного творчества, где ты можешь увидеть расписные украшения, картины, предметы быта. Посетив Петриковку, можно не только насладиться произведениями народных умельцев, но и попробовать создать собственный шедевр в петриковском стиле и приобрести уникальный сувенир друзьям и родным. Петриковские мастера с радостью соглашаются сделать индивидуальную роспись посуды или украшений для всех желающих.

105_big (300x300, 43Kb)


От куда же берет свое начало знаменитый "петриківський розпис"? В Днепропетровской области есть одно село с названием Петриковка. Это одно из немногих мест, где и на сегодняшний день бережно хранят традицию древних народных художественных промыслов . Основал же Петриковку Петр Калнышевский еще 230 лет назад. В селе этом вольном был обычай: все женщины расписывали стены хат цветочными красочными узорами. Рисовали эти узоры специальными кистями, которые делались из кошачьей шерсти, а так же обмотанными мягкой материей спичками, или же просто пальцами. Разводили краски на молоке и яйцах, а цвета же выбирали под стать всем краскам природы - самые яркие. Приднепровские хозяйки устраивали друг с другом соревнования. В своем стремлении украсить дом, делая его более живописным, чем у других, они с ревностью засматривались на искусство соседских творений. Красиво, будто в церкви- говорили о самых удивительных росписях. Но коли было так, что хата белой оставалась, так с такой хозяйкой и вовсе здороваться прекращали, будто с чужой.


В Петриковке самых старательных хозяюшек прозвали "чепурушками". И именно благодаря их трудам навыки росписи были переданы из поколения в поколение, аж до 30-х годов XIX века. А после наступления коллективизации народное искусство будто померкло. Радость ушла из жизни, ну а вместе с ней, видимо, и желание красоту творить пропало. Уже намного позже, Александр Статева – сельский учитель предпринял попытку возродить утраченное народное искусство и открыл школу. В преподаватели он взял последнюю из петриковских "чепурушек" Татьяну Пата. А Федор Панко - один из учеников той школы, после войны, принял решение посвятить себя всего народному искусству. И именно благодаря его стараниям в селе возникло творческое объединение с названием "Петриковка".

С того времени, петриковские мастера принимали участие в росписи различных павильонов магазинов и выставок в Киеве и Москве. В стиле петриковского оформления интерьера даже курсируют по Днепру некоторые пароходы. Хотя на первый взгляд в этих работах не улавливается ничего, что было бы принципиально новым, но это выходит не совсем так. Когда расписывали тот или иной, даже достаточно большой по своим размерам, интерьер, мастера из Петриковки переносили очень схожий со своим домашним образом дизайн интерьера на новые помещения, и изменяли лишь масштабы, чтобы те соответствовали размеру помещения. В 1960 - 1970 года народное искусство завершило формирование декоративной монументальной живописи.

Из петиковских крестьян постепенно начала выделяться группа полупрофессиональных мастеров. Они не только расписывали интерьеры домов, но и наносили художественную роспись на народные музыкальные инструменты, сундуки, веялки, сани, а в начале двадцатого столетия начали делать малевки на бумаге.


Когда же в народном творчестве Украины утвердили подлаковую роспись, то мастера, творящие в сфере декоративной графики, решили вернуться к росписи посуды из дерева, только выглядит этот процесс теперь совсем иначе. Форма деревянного блюда вытачивается на токарном станке, но уже нет, как это раньше было, имитации под фаянсовое изделие. Силуэт новых блюд схож с гончарными изделиями характерными для юга Украины и Полтавской области, округлостью формы и плавностью своих линий. Художественная роспись наноситься масляными красками на достаточно хорошо отполированную поверхность, не используя предварительную прокладку фона. В краски подмешивали немного лака, благодаря которому они становились прозрачными. Сквозь такие краски с легкостью просвечивалось дерево. Впервые такие блюда возникли в 1963г.


Особенностью данной росписи было: высокое графическое исполнение, декоративность всей композиции, а так же сдержанность гаммы цветов (черный, желтый, красный цвета). Это была новая модификация для традиционной росписи посуды на основе подобной современной.

Даже далеко за пределами Украины стали известными имена некоторых народных мастеров из села Петриковки. На сегодняшнее время в оформлении интерьера , книжной графике, художественной промышленности широко используют ажурный, четкий графически орнамент, который в прошлые времена развивался как декор предметов быта и настенная роспись. Прекрасный петриковский цветок распустился на фарфоровом блюде, волшебным узором окутал шелковую ткань, ценными самоцветами засветился на лакированной поверхности шкатулки для сувениров.


История петриковского орнамента имеет свою технику, пластический язык, и набор художественных образов. Традиции росписи передавались из одного поколения другому. Самобытный, преимущественно растительный орнамент, по прошествии лет, все более и более совершенствовался. Бытовые Вещи оформленные в стиле петриковской росписи, которые хранятся в музеях, датируются примерно к ХVIII-ХІХ столетиям. А сам же петриковский орнамент берет свое начало еще в традиции старинной орнаментики, которая нашла широкое применение среди быта запорожцев, украшая узором их жилье, начинку и оружие.

Петриковский орнамент современности, прежде всего, характеризуется преимущественно как растительный, цветочный. Основан он на тщательном изучении форм реальной флоры местности и создании на основе этих реалий несуществующих в природе, фантастических цветов (например, " кучерявки" или "лучка"). Достаточно широкое применение нашли мотивы луговых (василька, ромени) и садовых (розы, георгины, астры) цветов, винограда, ягод калины, клубники. Также характерным является изображение листьев папоротника, ажурной перистой листвы и бутонов. Петриковсих мастеров характеризует удивительно точный глазомер и чрезвычайная ловкость рук - все орнаменталисты рисуют без помощи намеченного предварительно контура, а так же не используют ни одного измерительного инструмента. Все виртуозное выполнение достигается с помощью письма тоненькой, сделанной из кошачьей шерсти, кисточки. Петриковские мастера, кроме кисти, используют щепочки, стебли, а некоторые цветы и ягоды рисуют и вовсе - пальцем.

Для росписи на бумаге петриковские мастера используют яичную темперу, а в настенной росписи применяют - гуашь, масляные краски и яичную темперу - на грунте, на деревянной поверхности преобладает в основном подлаковая роспись, нанесенная масляными красками. Основными сюжетами традиционной композиции петриковской росписи являются: "букет", "фриз", "веточка", декоративное панно, которое часто напоминает мануфактурные ковры приблизительно XIX столетия. Виды этих композиций часто используют в строительстве , когда наносят настенную роспись, как компонент архитектурного декора интерьеров.


Особенностью характерной для традиционной композиции, например, "букета" в петриковском стиле, является расположение в центре композиции трех достаточно больших цветков, с ответвлением из их сторон меньших по размеру цветочков и бутонов, которые грациозно завершаются стебельками луговых трав и выгнутыми усиками. Цветовое решение подобного букета будет всегда держаться на основном акцентирующем пятне (в нашем случае - на трех центровых цветах), с которым перекликаются небольшие цветные пятна второстепенных композиционных элементов.

В строительстве для передачи колорита традиционной росписи в петриковском стиле характерное соединение контрастов дополнительных и основных цветов спектра. Преобладают зеленые и красные краски. В наше время мастера-строители , которые имеют определенный опыт или профессиональное художественное образование, достаточно часто свои композиции выполняют в холодной или теплой гамме. И хочется отметить, что рисуют они не к себе, а от себя, в отличие от мастеров хохломской декоративной росписи.

petrikovskaya-rozpis

Тысячелетиями люди живут рядом с природой. Натура человека такова, что у него есть внутренняя потребность творческого отображения жизни: так появляется народное творчество с его неповторимыми растительными мотивами, сочными цветами и яркой стилизацией. Так и выглядит петриковская роспись для начинающих – налитые ягоды и резные листочки в самых выразительных формах и цветах. О появлении народного промысла, его истоках и особенностях, технике и обучении ремеслу – далее в подробностях.

История петриковской росписи

Каждая страна бережно хранит те культурные отпечатки истории, которые узнаваемы далеко за пределами государства, которые можно считать его визитными карточками. В Украине таковой является петриковская роспись. Возраст художественного направления превышает два столетия. Некоторые культурологи уверены, что базисом для создания петриковки были еще дохристианские традиции бытовой росписи. Но в специальной литературе указано, что отдельные образцы ремесла датируются концом 18 столетия.

petrikovskaya-rospis

Но в классическом понимании петриковский художественный промысел сформировался на стыке 19 и 20 столетий. Возникновение ремесла связывают с казачеством, с временами, когда Днепровщину заселяли выходцы Подолья, Слобожанщины и Полтавщины.

Секреты росписи: основные этапы и способы изображения

Сегодня интересна украинская петриковская роспись и для начинающих художников: благодаря активности аккаунтов мастеров в соцсетях огромное количество людей заинтересовалось старинным промыслом. Тем более, с его помощью можно изящно декорировать свое жилое пространство. Кто-то ограничивается росписью деревянных досок, кто-то расписывает шкатулки, а некоторые мастера с удовольствием берутся за роспись печей. И это не простое рисование по шаблону, а целое направление, которое предусматривает серьезное обучение.

Для начала осваивайте теорию. И только поняв концепцию техники, можно начинать рисовать. Один из законов петриковского рисунка – его целостность, и это восприятие отрабатывается применением определенных правил, средств и приемов. Например, мастер должен каждую композицию уравновешивать по части заполнения листа крупными и мелкими элементами. Целостность наблюдается и в заполнении работы цветовыми пятнами, в петриковке они контрастные. Уравновешивают художники и симметрию, и асимметрию.

Предлагаем вам посмотреть видео урок петриковской росписи, орнамент кистью.

Не менее важны законы типизации и контрастов. Типизация – это способ передачи через стилизацию характерного растительного элемента типичного и общего в изображении растительных и животных мотивов. Закон контрастов можно отследить через контрасты величин: в композиционном центре мастер располагает крупные элементы, а мелким находит место по краям. Соблюдаются и цветовые контрасты – умело сочетаются теплые цвета с холодными, например, красный с зеленым, синий с оранжевым.

Уделяется внимание и контрастам объема и плоскости: в этом мастеру помогает переходный мазок, просвечивание основы белого цвета, а также блики. Все это позволяет отдельным элементам быть объемными, при том, что общее решение композиции – плоскостное.

Узнаваемые элементы петриковской росписи:

Цветок. Излюбленная схема мастеров разных поколений. На одном стебельке размещаются 2 или 3 цветка с бутонами, листьями, ягодными гроздьями. Цветы могут отличаться друг от друга, будто они не на одном стебле растут. Листочки тоже часто берутся у другого растения. Но при этом ботанические несоответствия не бросаются в глаза, ведь в цветовом решении – полная согласованность. Композиция целиком сказочная, но смотрится как единое целое.

И это только основные элементы, схемы, которыми богата петриковская роспись. Цветы, ягоды, плоды и птицы многие мастера рисовали канонически, но привносили небольшие авторские акценты.

Петриковская роспись для начинающих: рисунки, цветы

Отрабатывать все элементы и узоры нужно на бумаге. И только отработав навыки росписи на ней, можно переходить к другим декорируемым поверхностям.
В следующем видео рассказывается про материалы которые нужно подготовить для начала петриковской розписи.

Прежде чем рисовать, ознакомьтесь с правилами:

      1. Чтобы научиться петриковским элементами, возьмите плотную акварельную бумагу (или ватман).
      2. Если уверенности в собственном мастерстве мало, нужно сначала поработать карандашом – полностью прорисовывать им элемент не стоит, только контуры.
      3. Для рисования понадобится гуашь, которая предварительно разведена с клеем ПВА (1 капля клея на 10 капель краски).
      4. Ваш инструмент не только кисть, но и собственный палец. Если не сделаете на ягодке отпечатка, она не будет по-настоящему петриковской. Точечки часто делают ушными палочками.
      5. Важно правильно держать кисточки, относительно бумаги угол должен составлять 80 градусов.
      6. Каждый элемент росписи нужно проработать как в прописи: целую строчку вырисовываете только один элемент. Когда в одном ряду все зернышки, звоночки, ягодки или ромашки будут одинаково хорошо, можно приступать к основному рисунку.
      7. Учитесь размещать все элементы росписи на одном расстоянии.
      8. Чтобы в обучении отмечался прогресс, рисовать нужно каждый день (хотя бы полчаса).

Разобрать пошагово приемы петриковки можно на рисовании бегунца.

  • Шаг первый. Разведите на палитре зеленую краску, пока она станет по консистенции напоминать сметану. Легким движением проведите на листе тонкую зеленую линию. Простым карандашом обозначь на линии места, где будут прорисовываться ягоды, цветки, листочки.
  • Шаг второй. Разведите красную краску, опустите в нее палец – отпечаток станет ягодкой. Осторожно прижимайте палец к листу. Если все делать аккуратно, ягоды в грозди будут ровные и красивые. По той же методике на бегунке нужно нарисовать синие ягодки (но уже не в гроздьях, по отдельности).
  • Шаг третий. Принимайтесь за листочки. Разведите зеленую краску, четко прорисуйте каждый листик с помощью переходных мазков. Это значит, кисточку обмакните в зеленую краску, потом коснитесь кончиком кисти красок иных цветов.
  • Шаг четвертый. Остались только цветы! Кисточку обмакните в оранжевую краску, потом (чуточку) в красную. И рисуете цветок той формы, какую задумали.

Первые работы петриковской росписи для начинающих просты: рисунки без сложных элементов тонкой работы, узоры примитивны. Но без отработки этих навыков невозможно переходить к серьезным задумкам.

uprazhneniya

Петриковка и в наше время популярна: ее мотивы встречаются в современных интерьерах, на фасадах мебели, текстиле. Уже 5 лет украинский промысел пребывает в Репрезентативном списке нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. И это уже веский довод обратить внимание на самобытное ремесло, готовое жить и продолжаться в идеях новых мастеров.

Читайте также: