Петр францевич лесгафт биография кратко
Обновлено: 05.07.2024
Пётр Фра́нцевич Ле́сгафт ( 8 (20) сентября 1837 ( 18370920 ) , Санкт-Петербург — 28 ноября 1909) — выдающийся биолог, анатом, антрополог, врач, педагог, создатель научной системы физического воспитания, прогрессивный общественный деятель России.
Содержание
Биография
Пётр Францевич Лесгафт родился 8 (20) сентября 1837 ( 18370920 ) в Санкт-Петербурге в семье ювелира немецкого происхождения, Франца Карловича Лесгафта.
Летом 1856 г. Лесгафт был зачислен в медико-хирургическую академию. Его поступление совпало с кардинальным положительным изменением в её управлении. По инициативе П. А. Дубровского, президента академии, были внесены значительные изменения в программы академии, созданы новые кафедры, развернулось интенсивное строительство новых зданий и перестройка старых. Под руководством учёного секретаря конференции Николая Николаевича Зинина, Петр Францевич Лесгафт получил первые навыки серьёзной исследовательской работы, научился строгой постановке опытов и обращению с химическими реактивами.
В 1861 году Лесгафт заканчивает медико-хирургическую академию и получает серебряную медаль и звание врача. В 1865 году он получает звание доктор наук (медицины), и в 1868 году — доктор наук хирургии. С 1868 года Лесгафт — профессор государственного Казанского университета, с 1886 — профессор Санкт-Петербургского государственного университета — преподаватель анатомии человека. Лесгафт много занимался вопросами физического воспитания человека: в 1881 г. по инициативе Лесгафта были открыты курсы преподавателей гимнастики и фехтования для армии, с 1893 г. участвовал в работе Петербургского общества содействия физическому развитию. В 1893 году открыл Биологическую лабораторию. В 1896 г. добился открытия при Биологической лаборатории, Курсов воспитательниц и руководительниц физического образования (Высшие курсы Лесгафта) — Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта. Умер П. Ф. Лесгафт недалеко от Каира, похоронен в Петербурге на Литераторских мостках. В знак признания заслуг Лесгафта установлен памятник перед учебным корпусом основанного им университета [1] .
Педагогические идеи
Роль воспитания в развитии человека
Природосообразность воспитания в раннем возрасте
Школьные типы
В своем труде "Школьные типы П. Ф. Лесгафт показал, как часто в условиях семейного воспитания уродуется личность ребёнка, как уже в дошкольные и ранние школьные годы формируются разные отрицательные типы детей:
- лицемерный тип;
- мягко забитый тип;
- злобно забитый тип;
- угнетенный тип;
- честолюбивый тип;
Семейное воспитание
Критика системы Ф. Фребеля
Физическое воспитание
Петр Лесгафт родился в Санкт-Петербурге 20 сентября 1837 года. Отец, Иоганн Петер Отто, был купцом 3-й гильдии, обрусевшим немцем, владел небольшой ювелирной лавкой. Он приучал детей к дисциплине и порядку, Петя с раннего возраста чистил тротуар и носил дрова. Мать, Генриетту Луизу, из-за акушерских познаний часто использовали как повивальную бабку, благодаря ей, мальчик полюбил музыку.
Петр Лесгафт во время учебы в Медико-хирургической академии (1860)
События биографии
- 1856 – Поступил в Медико-хирургическую академию.
- 1860 – Стал самым активным посетителем открытой препаровочной профессора В. Грубера, освоив методику бальзамирования. Успешно забальзамировал тело императрицы Александры Федоровны, получив за это 300 рублей.
- 1861 – Получил диплом врача. Работал прозектором (вне штата) на кафедре Грубера, находившейся при анатомическом институте. Финансовое положение выпускника было сложным. Он снимал комнату, подрабатывал репетиторством, вел практику у 2-курсников, преподавал анатомию в Медико-хирургической академии и Военно-фельдшерской школе. В выделенном ему отдельном помещении обустроил препаровочную, где свободное время тратил на исследование мышечных слоев промежности.
- 1863 – Назначен внештатным ординатором Военно-сухопутного госпиталя. Работал в хирургической клинике проф. А.А. Китера. Параллельно изучал строение черепа и его возрастные особенности.
- 1865 – Защитил диссертацию на доктора медицины.
Петр Лесгафт в молодости
Петр Францевич Лесгафт
Личная жизнь
В 1865 году женился на Елизавете Андреевне Юргенс. Через год после свадьбы у супругов родился сын Борис.
Погруженный в свою служебную деятельность, Лесгафт мало времени уделял семье, и в начале 1880-х годов жена решила жить отдельно. В этот же период он стал опекуном четверых детей умершего брата Франца. Глава семейства помогал жене и племянникам деньгами, следил за воспитанием и физическим развитием сына. Борис стал военным врачом.
Петр Францевич Лесгафт
Врач, ученый и педагог
Русский врач Петр Лесгафт был прекрасным анатомом, талантливым ученым и педагогом. Известен по трудам в области физиологии, анатомии, гигиены, психологии, педагогики, общей теории развития человеческого организма. Он основал научную систему физического воспитания, считая необходимым рассматривать его в тесной связи с нравственным и умственным. Только это триединство обеспечивает способность человека действовать с оптимальной производительностью при наиболее экономной трате энергии и в минимальные сроки.
В 1910 году Высшая вольная школа снова стала работать под названием Высших курсов П.Ф. Лесгафта (ныне – Университет физической культуры, спорта и здоровья имени его основателя).
Физическая культура является частью общей культуры общества; она представляет собой совокупность достижений для улучшения здоровья людей и развития их физических способностей. Она включает в себя систему физического воспитания, специальные научные знания, развитие спорта и спортивных достижений; она включает в себя сферу общественной и личной гигиены, гигиены труда и жизни, правильного режима работы и отдыха, использования природных сил природы — солнца, воды и воздуха — для улучшения здоровья и закаливания организма.
Вторая половина 19 века — 1917 — вторая половина 1917 века — короткая, но полная важных исторических событий в области физической культуры и спорта. Среди них стоит упомянуть: Формирование педагогической и научной основ физического воспитания, создание системы физического воспитания (образования), развитие современного спорта и формирование физкультурной практики в образовательных учреждениях.
В начале второй половины 19 века феодальная сербская система находилась в глубоком экономическом, политическом и военном кризисе. Правительство было вынуждено провести некоторые реформы. После отмены крепостного права (1861 г.), земства (1864 г.), военной (1974 г.) и школьной реформы (60-80-е гг.) развитие капитализма в России началось стремительными темпами. На этой основе была сформирована новая система физической культуры и спорта, ее организационно-методические и идеологические основы. Эта система сформировалась как часть российской национальной культуры.
Петр Ф. Лесгафт прославился как биолог, анатом, антрополог, педагог, врач и создатель научной системы физического воспитания, а также руководитель крупного научно-исследовательского учреждения.
На протяжении всей своей жизни он был окружен аурой выдающейся личности, счастливо сочетая свое редкое человеческое обаяние и простоту с одержимостью требовательного, требовательного ученого, человека действия и неустанного труда. С детства в Петре Францевиче Лесгафте проснулась любовь к музыке, которой он был обязан своей матери Генриетте Адамовне. От нее он, вероятно, также получил свои первые медицинские знания: Г.А. была акушеркой и иногда вызывалась на помощь при родах. П.Ф. Лесгафт заложил основы научного анализа физического воспитания с его Системой физического воспитания. С точки зрения анатомии, физиологии, педагогики и психологии, Лесгафт одним из первых поставил физическую культуру на один уровень с другими предметами, преподаваемыми в школе. Большая заслуга ученого состояла в том, что он научно раскрыл неразрывную, органическую связь физического воспитания с духовно-нравственным и эстетическим воспитанием, их взаимосвязь и взаимозависимость. В основе педагогических взглядов Лесгафта на физическое воспитание лежит единство физического и умственного развития с решающей ролью нравственного воспитания. Это очень важно в современном мире!
Краткая биография П.Ф. Лесгафта
Обучение П.Ф. Лесгафта физкультуре и его педагогическая деятельность
Создание российской системы физического воспитания неразрывно связано с именем Петра Францевича Лесгафта.
Лесгафт проработал в системе ГУВУЗ 12 лет. Он разработал и написал руководство по физическому воспитанию школьников. Он также организовал курсы для офицеров, ответственных за физическое воспитание русской армии.
Лесгафт подробно разработал теорию дошкольного образования. Он определил основные принципы воспитания детей в семье: чистота, движение, человечность в образовании, последовательность в словах и делах, отсутствие произвола, насилия и угнетения.
Понимая, что основной задачей школы является образование, то есть приобретение знаний и навыков, П.С. Лесгафт назвал свою систему системой физического воспитания, которую он построил на достижениях современной науки. Его работы в области анатомии, педагогики, биологии и истории не потеряли своей значимости и по сей день.
Основные положения теории физического воспитания можно обобщить следующим образом:
Лесгафт уделил особое внимание использованию народных игр. Он видел их большую образовательную ценность. В играх дети повторяют то, что видят вокруг. Его советы дать детям больше времени для свободных игр и физических упражнений на свежем воздухе остаются актуальными и сегодня.
Научная работа
Лесгафт пытался создать правильную картину окружающего мира с помощью ощущений и их проверки. Например, при выполнении практических заданий ученикам давались предметы из различного материала, веса, формы и т.д. Дети, не видя этих предметов, должны были определить, что они собой представляют: деревянные, теплые, холодные, легкие, тяжелые, в виде шара, куба и т.д. Предпочтение было отдано варианту, при котором упражнение выполнялось в соответствии с устным объяснением, а не демонстрационному методу.
Лесгафт установил высокие стандарты в области физической культуры. Он сказал, что учитель должен отлично знать свой предмет, обладать достаточными знаниями анатомии, физиологии и психологии. По его мнению, хорошего учителя характеризуют дисциплина, самоконтроль, любовь к ученикам, внешняя чистота и изящество в движении.
Педагогическая деятельность
Важное место в педагогической деятельности Лесгафта занимала подготовка учителей физкультуры. В 1877-1882 гг. он руководил учебными и гимнастическими курсами физической культуры, созданными им для военных училищ и армии. По примеру этих курсов в 1896 году Лесгафт открыл Высшие курсы преподавателей и директоров физкультуры. Он выступал за высшее образование для женщин. Его курсы считались самым прогрессивным учебным заведением. Для поступления в колледж не требовалось свидетельство о политическом доверии. Курсы преподавали многие известные ученые: В. Л. Комаров, Е. В. Тарле, А. А. Ухтомский. Выпускники курсов, получившие теоретическую и практическую подготовку, работали во многих городах России. В 1905 году курсы были закрыты из-за участия слушателей в мероприятиях 9 января. Вместо курсов Лесгафт организовал Высшую добровольческую школу. В годы первой русской революции помещения школы использовались для проведения политических собраний, лекций и различных общеобразовательных курсов. Школа преследовалась царским правительством и была закрыта в 1907 году. Благодаря энтузиазму личностей прогрессивной русской педагогики были возобновлены курсы в гимназии Лесгафта.
Лесгафт был социальным педагогом, в 1893 году основал в Санкт-Петербурге Общество содействия физическому развитию учащихся, в котором Лесгафт принимал активное участие. Следуя примеру этого общества, его филиалы появились в других городах России — Москве, Киеве, Одессе и других. В результате работы ОСФРУМа были открыты игровые площадки, организованы экскурсии и пешие походы из города в леса, катание на коньках и другие формы отдыха и развлечений, в основном для детей и молодежи из малообеспеченных семей. Царское правительство преследовало Лесгафта за его прогрессивную деятельность. Он постоянно находился под надзором полицейского участка. В 1901 году был арестован и отправлен из Санкт-Петербурга в Финляндию на год за выступления в защиту студенческих демонстрантов. Он ведет постоянную борьбу с реакционными теориями в биологии, медицине и образовании. Он критиковал научно зарубежные методы физического воспитания. Он особенно критиковал немецкую и шведскую гимнастику за отсутствие научно-педагогического подхода к выбору упражнений и использованию спортивного оборудования.
Образовательный сайт для студентов и школьников
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Российский ученый. Биолог. Анатом. Антрополог. Врач. Педагог. Общественный деятель. Известен как создатель теоретической функциональной анатомии в палеонтологии, научной системы физического воспитания. Основатель Санкт-Петербургской биологической лаборатории.
Петр Лесгафт родился 3 октября 1837 года в городе Санкт-Петербург. Воспитывался в семье обрусевших немцев. Закончив закрытую школу для детей немцев Петершулле, поступил в Медико-хирургическую академию, поскольку хотел продолжить дело отца и стать врачом - хирургом. Однако во время учебы на третьем курсе серьезно увлекся анатомией, которую преподавал Венцеслав Грубер. Под его руководством на пятом курсе Лесгафт написал статью, посвященную развитию мускулатуры у человека.
После академии, Петр остался на кафедре, которой руководил Грубер и продолжил изучать строение мышц. Молодому ученому впервые удалось показать, что мышцы у человека устроены так же, как и у животных. Его работы заложили основы новой науки: теоретической анатомии.
Через два года ученому пришлось оставить кафедру и перейти на должность преподавателя, ведущего занятия со студентами. Вскоре Лесгафт организует студенческий кружок, в котором развертывает широкую программу исследований, посвященную анатомии человека. Впервые в мировой науке проводит всестороннее исследование механики работы человеческого сустава. Анатомические наблюдения позволили ученому прийти к выводу, что многие заболевания можно лечить с помощью специальных физических упражнений.
Вначале физиолог помогал больным, перенесшим операции на суставах. Первые клинические испытания подтвердили эффективность методики ученого, и тогда Лесгафт выступил с инициативой создания специальной биологической лаборатории. Однако руководство выступило категорически против нововведения. Петр Лесгафту припомнили его выступление в поддержку демократически настроенных студентов, и в 1872 году ученому пришлось покинуть университет.
По возвращению в Санкт-Петербург становится помощником своего учителя Грубера. Приезд ученого совпал по времени с открытием Высших женских курсов. Петр Францевич начинает читать анатомию на медицинском факультете и вскоре открывает специальное отделение курсов, на котором начинают готовить руководительниц физического воспитания. Теперь ученый получает возможность для систематической научной работы. Вскоре, ученый - биолог разрабатывает систему гимнастических упражнений, рассчитанных на детей различного возраста.
Лесгафт показал, что развитие моторики ребенка стимулирует умственные способности. Впоследствии ученый разработал ряд специальных упражнений, корректирующих особенности поведения и умственного развития детей. Упражнения, развивающие моторику пальцев, стимулировали развитие речи ребенка, подвижные игры способствовали ускорению интеллектуального развития.
В 1893 году Петр Лесгафт создал специальную биологическую лабораторию при Высших женских курсах. Сделал ряд открытий в области теоретической анатомии, например показал, что у всех живых организмов тип мышцы четко и неразрывно связан с ее функцией. Развивая свою методику работы с детьми, Лесгафт создает комплексы упражнений для пациентов всех возрастов.
Впервые ученый вводит занятия физкультурой в лечебный процесс. На основе методики Лесгафта созданы системы упражнений, способствующие излечению определенных видов заболеваний. Практически создал науку о физическом воспитании человека.
Через три года ученого приглашают на должность профессора в Петербургский университет. Однако Петр Лесгафт не принял престижное предложение. Вместо заманчивого предложения организует при своей лаборатории первые в мире Высшие научные курсы физического образования, которые затем преобразованы в Петербургский институт физической культуры.
Расширяя сферу применения своей методики, Петр Лесгафт разрабатывает комплексы упражнений для здоровых людей. Однажды к ученому обратилось руководство военного министерства с предложением реорганизовать систему воспитания.
Ознакомившись с существовавшими в то время комплексами упражнений, талантливый врач и исследователь разрабатывает иную систему, направленную на развитие не только физической выносливости, но и соответствующих профессиональных навыков: например, для военно-морской академии Лесгафт разрабатывает систему упражнений для тренировки вестибулярного аппарата. Будущие офицеры получали навыки координации своих действий в любой ситуации, даже во время сильной качки они продолжали выполнять свои обязанности.
Основным направлением научной деятельности Лесгафта оставалась работа с детьми. В начале XX века создал теорию физического воспитания человека на основе принципа единства комплексного развития личности.
После выступлений 1905 года курсы Петра Францевича Лесгафта оказались закрыты, ученого обвинили в поддержке революционеров и приговорили к высылке из Петербурга. Однако известность ученого в России и в Европе помешала реализации репрессивного решения. Нo все же Лесгафта увольняют из Петербургского университета. Далее антрополог продолжает преподавательскую деятельность, открыв на деньги частных пожертвователей Высшую вольную школу физического образования и оставался директором учреждения вплоть до своей смерти.
В 1908 году ученый отправился в научную экспедицию в Африку, чтобы познакомиться с особенностями физического воспитания у первобытных народов. Лесгафт предполагал, что у африканцев сохранились реликтовые формы упражнений, которые уже исчезли в других местах.
Осенью 1909 года Петр Францевич Лесгафт в пригороде Каира простудился и тяжело заболел. Болезнь дала осложнения на почки, и врачи рекомендовали ему санаторное лечение. В Гелуани находился санаторий, которым руководили русские врачи. Туда и решили отвезти Лесгафта.
Петр Францевич Лесгафт скончался 11 декабря 1909 года. Похоронен великий российский ученый в Санкт-Петербурге, на Волковском православном кладбище при огромном стечении народа.
Библиография Петра Лесгафта
Труды по анатомии
Главнейшие работы Лесгафта по анатомии:
Труды по антропологии и педагогике
Главные труды Лесгафта как специалиста по антропологии и по вопросам физического воспитания детей:
Посмертные издания
Некоторые издания после 1917 г.:
Лесгафт П. Ф. Избранные труды по анатомии. М.,1968.
Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения /сост. И. Н. Решетень. - М., 1990.
Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. // Послесл. Е. С. Буха, М. Педагогика 1991. 174 с.
Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта. М., Academia, 2002.
Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта/ Пер. с венг..; Под общ. Ред. В. В. Столбова. - М., 1982.
Пономарев Н. И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. - М., 1970.
Советская система физического воспитания/ Гл. ред. Г. И. Кукушкин. - М., 1975.
Память о Петре Лесгафте
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.
Естественно-научный институт имени П. Ф. Лесгафта (до 1957).
Музей функциональной морфологии человека и животных имени Лесгафта (Санкт-Петербург).
В честь Лесгафта названа ведомственная медаль Министерства спорта Российской Федерации.
Медалью Петра Лесгафта награждаются граждане Российской Федерации за большой личный вклад в развитие спортивной науки и образования, как правило, имеющие стаж работы в сфере физической культуры и спорта не менее 10 лет.
Семья Петра Лесгафта
В конце 1864 года Лесгафт женился на Елизавете Андреевне Юргенс.
Брат - Франц Лесгафт.
Читайте также: