Петр францевич лесгафт биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Пётр Фра́нцевич Ле́сгафт ( 8 (20) сентября 1837 ( 18370920 ) , Санкт-Петербург — 28 ноября 1909) — выдающийся биолог, анатом, антрополог, врач, педагог, создатель научной системы физического воспитания, прогрессивный общественный деятель России.

Содержание

Биография

Пётр Францевич Лесгафт родился 8 (20) сентября 1837 ( 18370920 ) в Санкт-Петербурге в семье ювелира немецкого происхождения, Франца Карловича Лесгафта.

Летом 1856 г. Лесгафт был зачислен в медико-хирургическую академию. Его поступление совпало с кардинальным положительным изменением в её управлении. По инициативе П. А. Дубровского, президента академии, были внесены значительные изменения в программы академии, созданы новые кафедры, развернулось интенсивное строительство новых зданий и перестройка старых. Под руководством учёного секретаря конференции Николая Николаевича Зинина, Петр Францевич Лесгафт получил первые навыки серьёзной исследовательской работы, научился строгой постановке опытов и обращению с химическими реактивами.

В 1861 году Лесгафт заканчивает медико-хирургическую академию и получает серебряную медаль и звание врача. В 1865 году он получает звание доктор наук (медицины), и в 1868 году — доктор наук хирургии. С 1868 года Лесгафт — профессор государственного Казанского университета, с 1886 — профессор Санкт-Петербургского государственного университета — преподаватель анатомии человека. Лесгафт много занимался вопросами физического воспитания человека: в 1881 г. по инициативе Лесгафта были открыты курсы преподавателей гимнастики и фехтования для армии, с 1893 г. участвовал в работе Петербургского общества содействия физическому развитию. В 1893 году открыл Биологическую лабораторию. В 1896 г. добился открытия при Биологической лаборатории, Курсов воспитательниц и руководительниц физического образования (Высшие курсы Лесгафта) — Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта. Умер П. Ф. Лесгафт недалеко от Каира, похоронен в Петербурге на Литераторских мостках. В знак признания заслуг Лесгафта установлен памятник перед учебным корпусом основанного им университета [1] .

Педагогические идеи

Роль воспитания в развитии человека

Природосообразность воспитания в раннем возрасте

Школьные типы

В своем труде "Школьные типы П. Ф. Лесгафт показал, как часто в условиях семейного воспитания уродуется личность ребёнка, как уже в дошкольные и ранние школьные годы формируются разные отрицательные типы детей:

  • лицемерный тип;
  • мягко забитый тип;
  • злобно забитый тип;
  • угнетенный тип;
  • честолюбивый тип;

Семейное воспитание

Критика системы Ф. Фребеля

Физическое воспитание

Лесгафт Петр Францевич

Петр Лесгафт родился в Санкт-Петербурге 20 сентября 1837 года. Отец, Иоганн Петер Отто, был купцом 3-й гильдии, обрусевшим немцем, владел небольшой ювелирной лавкой. Он приучал детей к дисциплине и порядку, Петя с раннего возраста чистил тротуар и носил дрова. Мать, Генриетту Луизу, из-за акушерских познаний часто использовали как повивальную бабку, благодаря ей, мальчик полюбил музыку.

Петр Лесгафт во время учебы в Медико-хирургической академии (1860)

Петр Лесгафт во время учебы в Медико-хирургической академии (1860)

События биографии

  • 1856 – Поступил в Медико-хирургическую академию.
  • 1860 – Стал самым активным посетителем открытой препаровочной профессора В. Грубера, освоив методику бальзамирования. Успешно забальзамировал тело императрицы Александры Федоровны, получив за это 300 рублей.
  • 1861 – Получил диплом врача. Работал прозектором (вне штата) на кафедре Грубера, находившейся при анатомическом институте. Финансовое положение выпускника было сложным. Он снимал комнату, подрабатывал репетиторством, вел практику у 2-курсников, преподавал анатомию в Медико-хирургической академии и Военно-фельдшерской школе. В выделенном ему отдельном помещении обустроил препаровочную, где свободное время тратил на исследование мышечных слоев промежности.
  • 1863 – Назначен внештатным ординатором Военно-сухопутного госпиталя. Работал в хирургической клинике проф. А.А. Китера. Параллельно изучал строение черепа и его возрастные особенности.
  • 1865 – Защитил диссертацию на доктора медицины.

Петр Лесгафт в молодости

Петр Лесгафт в молодости

Петр Францевич Лесгафт

Петр Францевич Лесгафт

Личная жизнь

В 1865 году женился на Елизавете Андреевне Юргенс. Через год после свадьбы у супругов родился сын Борис.

Погруженный в свою служебную деятельность, Лесгафт мало времени уделял семье, и в начале 1880-х годов жена решила жить отдельно. В этот же период он стал опекуном четверых детей умершего брата Франца. Глава семейства помогал жене и племянникам деньгами, следил за воспитанием и физическим развитием сына. Борис стал военным врачом.

Петр Францевич Лесгафт

Петр Францевич Лесгафт

Врач, ученый и педагог

Русский врач Петр Лесгафт был прекрасным анатомом, талантливым ученым и педагогом. Известен по трудам в области физиологии, анатомии, гигиены, психологии, педагогики, общей теории развития человеческого организма. Он основал научную систему физического воспитания, считая необходимым рассматривать его в тесной связи с нравственным и умственным. Только это триединство обеспечивает способность человека действовать с оптимальной производительностью при наиболее экономной трате энергии и в минимальные сроки.

В 1910 году Высшая вольная школа снова стала работать под названием Высших курсов П.Ф. Лесгафта (ныне – Университет физической культуры, спорта и здоровья имени его основателя).

Физическая культура является частью общей культуры общества; она представляет собой совокупность достижений для улучшения здоровья людей и развития их физических способностей. Она включает в себя систему физического воспитания, специальные научные знания, развитие спорта и спортивных достижений; она включает в себя сферу общественной и личной гигиены, гигиены труда и жизни, правильного режима работы и отдыха, использования природных сил природы — солнца, воды и воздуха — для улучшения здоровья и закаливания организма.

Вторая половина 19 века — 1917 — вторая половина 1917 века — короткая, но полная важных исторических событий в области физической культуры и спорта. Среди них стоит упомянуть: Формирование педагогической и научной основ физического воспитания, создание системы физического воспитания (образования), развитие современного спорта и формирование физкультурной практики в образовательных учреждениях.

В начале второй половины 19 века феодальная сербская система находилась в глубоком экономическом, политическом и военном кризисе. Правительство было вынуждено провести некоторые реформы. После отмены крепостного права (1861 г.), земства (1864 г.), военной (1974 г.) и школьной реформы (60-80-е гг.) развитие капитализма в России началось стремительными темпами. На этой основе была сформирована новая система физической культуры и спорта, ее организационно-методические и идеологические основы. Эта система сформировалась как часть российской национальной культуры.

Петр Ф. Лесгафт прославился как биолог, анатом, антрополог, педагог, врач и создатель научной системы физического воспитания, а также руководитель крупного научно-исследовательского учреждения.

На протяжении всей своей жизни он был окружен аурой выдающейся личности, счастливо сочетая свое редкое человеческое обаяние и простоту с одержимостью требовательного, требовательного ученого, человека действия и неустанного труда. С детства в Петре Францевиче Лесгафте проснулась любовь к музыке, которой он был обязан своей матери Генриетте Адамовне. От нее он, вероятно, также получил свои первые медицинские знания: Г.А. была акушеркой и иногда вызывалась на помощь при родах. П.Ф. Лесгафт заложил основы научного анализа физического воспитания с его Системой физического воспитания. С точки зрения анатомии, физиологии, педагогики и психологии, Лесгафт одним из первых поставил физическую культуру на один уровень с другими предметами, преподаваемыми в школе. Большая заслуга ученого состояла в том, что он научно раскрыл неразрывную, органическую связь физического воспитания с духовно-нравственным и эстетическим воспитанием, их взаимосвязь и взаимозависимость. В основе педагогических взглядов Лесгафта на физическое воспитание лежит единство физического и умственного развития с решающей ролью нравственного воспитания. Это очень важно в современном мире!

Петр Францевич Лесгафт, биолог, анатом, антрополог, врач, педагог - Краткая биография П.Ф. Лесгафта

Краткая биография П.Ф. Лесгафта

Обучение П.Ф. Лесгафта физкультуре и его педагогическая деятельность

Создание российской системы физического воспитания неразрывно связано с именем Петра Францевича Лесгафта.

Лесгафт проработал в системе ГУВУЗ 12 лет. Он разработал и написал руководство по физическому воспитанию школьников. Он также организовал курсы для офицеров, ответственных за физическое воспитание русской армии.

Лесгафт подробно разработал теорию дошкольного образования. Он определил основные принципы воспитания детей в семье: чистота, движение, человечность в образовании, последовательность в словах и делах, отсутствие произвола, насилия и угнетения.

Понимая, что основной задачей школы является образование, то есть приобретение знаний и навыков, П.С. Лесгафт назвал свою систему системой физического воспитания, которую он построил на достижениях современной науки. Его работы в области анатомии, педагогики, биологии и истории не потеряли своей значимости и по сей день.

Основные положения теории физического воспитания можно обобщить следующим образом:

Лесгафт уделил особое внимание использованию народных игр. Он видел их большую образовательную ценность. В играх дети повторяют то, что видят вокруг. Его советы дать детям больше времени для свободных игр и физических упражнений на свежем воздухе остаются актуальными и сегодня.

Научная работа

Лесгафт пытался создать правильную картину окружающего мира с помощью ощущений и их проверки. Например, при выполнении практических заданий ученикам давались предметы из различного материала, веса, формы и т.д. Дети, не видя этих предметов, должны были определить, что они собой представляют: деревянные, теплые, холодные, легкие, тяжелые, в виде шара, куба и т.д. Предпочтение было отдано варианту, при котором упражнение выполнялось в соответствии с устным объяснением, а не демонстрационному методу.

Лесгафт установил высокие стандарты в области физической культуры. Он сказал, что учитель должен отлично знать свой предмет, обладать достаточными знаниями анатомии, физиологии и психологии. По его мнению, хорошего учителя характеризуют дисциплина, самоконтроль, любовь к ученикам, внешняя чистота и изящество в движении.

Педагогическая деятельность

Важное место в педагогической деятельности Лесгафта занимала подготовка учителей физкультуры. В 1877-1882 гг. он руководил учебными и гимнастическими курсами физической культуры, созданными им для военных училищ и армии. По примеру этих курсов в 1896 году Лесгафт открыл Высшие курсы преподавателей и директоров физкультуры. Он выступал за высшее образование для женщин. Его курсы считались самым прогрессивным учебным заведением. Для поступления в колледж не требовалось свидетельство о политическом доверии. Курсы преподавали многие известные ученые: В. Л. Комаров, Е. В. Тарле, А. А. Ухтомский. Выпускники курсов, получившие теоретическую и практическую подготовку, работали во многих городах России. В 1905 году курсы были закрыты из-за участия слушателей в мероприятиях 9 января. Вместо курсов Лесгафт организовал Высшую добровольческую школу. В годы первой русской революции помещения школы использовались для проведения политических собраний, лекций и различных общеобразовательных курсов. Школа преследовалась царским правительством и была закрыта в 1907 году. Благодаря энтузиазму личностей прогрессивной русской педагогики были возобновлены курсы в гимназии Лесгафта.

Лесгафт был социальным педагогом, в 1893 году основал в Санкт-Петербурге Общество содействия физическому развитию учащихся, в котором Лесгафт принимал активное участие. Следуя примеру этого общества, его филиалы появились в других городах России — Москве, Киеве, Одессе и других. В результате работы ОСФРУМа были открыты игровые площадки, организованы экскурсии и пешие походы из города в леса, катание на коньках и другие формы отдыха и развлечений, в основном для детей и молодежи из малообеспеченных семей. Царское правительство преследовало Лесгафта за его прогрессивную деятельность. Он постоянно находился под надзором полицейского участка. В 1901 году был арестован и отправлен из Санкт-Петербурга в Финляндию на год за выступления в защиту студенческих демонстрантов. Он ведет постоянную борьбу с реакционными теориями в биологии, медицине и образовании. Он критиковал научно зарубежные методы физического воспитания. Он особенно критиковал немецкую и шведскую гимнастику за отсутствие научно-педагогического подхода к выбору упражнений и использованию спортивного оборудования.

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Российский ученый. Биолог. Анатом. Антрополог. Врач. Педагог. Общественный деятель. Известен как создатель теоретической функциональной анатомии в палеонтологии, научной системы физического воспитания. Основатель Санкт-Петербургской биологической лаборатории.

Петр Лесгафт родился 3 октября 1837 года в городе Санкт-Петербург. Воспитывался в семье обрусевших немцев. Закончив закрытую школу для детей немцев Петершулле, поступил в Медико-хирургическую академию, поскольку хотел продолжить дело отца и стать врачом - хирургом. Однако во время учебы на третьем курсе серьезно увлекся анатомией, которую преподавал Венцеслав Грубер. Под его руководством на пятом курсе Лесгафт написал статью, посвященную развитию мускулатуры у человека.

После академии, Петр остался на кафедре, которой руководил Грубер и продолжил изучать строение мышц. Молодому ученому впервые удалось показать, что мышцы у человека устроены так же, как и у животных. Его работы заложили основы новой науки: теоретической анатомии.

Через два года ученому пришлось оставить кафедру и перейти на должность преподавателя, ведущего занятия со студентами. Вскоре Лесгафт организует студенческий кружок, в котором развертывает широкую программу исследований, посвященную анатомии человека. Впервые в мировой науке проводит всестороннее исследование механики работы человеческого сустава. Анатомические наблюдения позволили ученому прийти к выводу, что многие заболевания можно лечить с помощью специальных физических упражнений.

Вначале физиолог помогал больным, перенесшим операции на суставах. Первые клинические испытания подтвердили эффективность методики ученого, и тогда Лесгафт выступил с инициативой создания специальной биологической лаборатории. Однако руководство выступило категорически против нововведения. Петр Лесгафту припомнили его выступление в поддержку демократически настроенных студентов, и в 1872 году ученому пришлось покинуть университет.

По возвращению в Санкт-Петербург становится помощником своего учителя Грубера. Приезд ученого совпал по времени с открытием Высших женских курсов. Петр Францевич начинает читать анатомию на медицинском факультете и вскоре открывает специальное отделение курсов, на котором начинают готовить руководительниц физического воспитания. Теперь ученый получает возможность для систематической научной работы. Вскоре, ученый - биолог разрабатывает систему гимнастических упражнений, рассчитанных на детей различного возраста.

Лесгафт показал, что развитие моторики ребенка стимулирует умственные способности. Впоследствии ученый разработал ряд специальных упражнений, корректирующих особенности поведения и умственного развития детей. Упражнения, развивающие моторику пальцев, стимулировали развитие речи ребенка, подвижные игры способствовали ускорению интеллектуального развития.

В 1893 году Петр Лесгафт создал специальную биологическую лабораторию при Высших женских курсах. Сделал ряд открытий в области теоретической анатомии, например показал, что у всех живых организмов тип мышцы четко и неразрывно связан с ее функцией. Развивая свою методику работы с детьми, Лесгафт создает комплексы упражнений для пациентов всех возрастов.

Впервые ученый вводит занятия физкультурой в лечебный процесс. На основе методики Лесгафта созданы системы упражнений, способствующие излечению определенных видов заболеваний. Практически создал науку о физическом воспитании человека.

Через три года ученого приглашают на должность профессора в Петербургский университет. Однако Петр Лесгафт не принял престижное предложение. Вместо заманчивого предложения организует при своей лаборатории первые в мире Высшие научные курсы физического образования, которые затем преобразованы в Петербургский институт физической культуры.

Расширяя сферу применения своей методики, Петр Лесгафт разрабатывает комплексы упражнений для здоровых людей. Однажды к ученому обратилось руководство военного министерства с предложением реорганизовать систему воспитания.

Ознакомившись с существовавшими в то время комплексами упражнений, талантливый врач и исследователь разрабатывает иную систему, направленную на развитие не только физической выносливости, но и соответствующих профессиональных навыков: например, для военно-морской академии Лесгафт разрабатывает систему упражнений для тренировки вестибулярного аппарата. Будущие офицеры получали навыки координации своих действий в любой ситуации, даже во время сильной качки они продолжали выполнять свои обязанности.

Основным направлением научной деятельности Лесгафта оставалась работа с детьми. В начале XX века создал теорию физического воспитания человека на основе принципа единства комплексного развития личности.

После выступлений 1905 года курсы Петра Францевича Лесгафта оказались закрыты, ученого обвинили в поддержке революционеров и приговорили к высылке из Петербурга. Однако известность ученого в России и в Европе помешала реализации репрессивного решения. Нo все же Лесгафта увольняют из Петербургского университета. Далее антрополог продолжает преподавательскую деятельность, открыв на деньги частных пожертвователей Высшую вольную школу физического образования и оставался директором учреждения вплоть до своей смерти.

В 1908 году ученый отправился в научную экспедицию в Африку, чтобы познакомиться с особенностями физического воспитания у первобытных народов. Лесгафт предполагал, что у африканцев сохранились реликтовые формы упражнений, которые уже исчезли в других местах.

Осенью 1909 года Петр Францевич Лесгафт в пригороде Каира простудился и тяжело заболел. Болезнь дала осложнения на почки, и врачи рекомендовали ему санаторное лечение. В Гелуани находился санаторий, которым руководили русские врачи. Туда и решили отвезти Лесгафта.

Петр Францевич Лесгафт скончался 11 декабря 1909 года. Похоронен великий российский ученый в Санкт-Петербурге, на Волковском православном кладбище при огромном стечении народа.

Библиография Петра Лесгафта

Труды по анатомии

Главнейшие работы Лесгафта по анатомии:

Труды по антропологии и педагогике

Главные труды Лесгафта как специалиста по антропологии и по вопросам физического воспитания детей:

Посмертные издания

Некоторые издания после 1917 г.:

Лесгафт П. Ф. Избранные труды по анатомии. М.,1968.
Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения /сост. И. Н. Решетень. - М., 1990.
Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. // Послесл. Е. С. Буха, М. Педагогика 1991. 174 с.
Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта. М., Academia, 2002.
Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта/ Пер. с венг..; Под общ. Ред. В. В. Столбова. - М., 1982.
Пономарев Н. И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. - М., 1970.
Советская система физического воспитания/ Гл. ред. Г. И. Кукушкин. - М., 1975.

Память о Петре Лесгафте

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.

Естественно-научный институт имени П. Ф. Лесгафта (до 1957).

Музей функциональной морфологии человека и животных имени Лесгафта (Санкт-Петербург).

В честь Лесгафта названа ведомственная медаль Министерства спорта Российской Федерации.

Медалью Петра Лесгафта награждаются граждане Российской Федерации за большой личный вклад в развитие спортивной науки и образования, как правило, имеющие стаж работы в сфере физической культуры и спорта не менее 10 лет.

Семья Петра Лесгафта

В конце 1864 года Лесгафт женился на Елизавете Андреевне Юргенс.
Брат - Франц Лесгафт.

Читайте также: