Русская журналистика и критика 1855 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Гласность возникла стихийно, снизу. Правительство, отказавшись от чрезвычайных цензурных запретов, в дальнейшем было вынужде­но взять гласность на вооружение. Забота о престиже страны в евро­пейском общественном мнении проявилась уже с первых шагов но-

Новые тенденции внутрепней политики выразились прежде всего в снятии множества запретов прежнего правительства: отмена стес­нений, введенных в университетах после 1848 г., уничтожение воен­ных поселений, разрешение выдачи заграничных паспортов, ослаб­ление цензурного гнета, сокращение армии и др. К коронации в августе 1856 г. была объявлена амнистия политическим заключен­ным — оставшимся в живых декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1831 г. Вступив на престол в момент кризиса старой системы, пробуждения общественного мнения, требовавше­го реформ, Александр 11 начал искать новые решения и новых людей. В своих действиях он опирался в первую очередь на либеральную бюрократию, которая сформировалась в дворянской и чиновничьей среде.

Первоочередной задачей, стоявшей перед правительством, явилась отмена крепостного права. Под влиянием происходивших в стране процессов царь был вынужден согласиться на обсуждение в печати готовившейся крестьянской реформы, надеясь в ходе этого обсужде­ния убедить сомневающуюся часть помещиков в необходимости пре­образований. 16 января 1858 г. были изданы правила, разрешившие полемику в печати по вопросу отмены крепостного права и по дру­гим проблемам государственной и правительственной деятельности. Печать в полной мере воспользовалась правом участвовать в обсуж­дении реформы. Не было ни одного периодического органа, в кото­ром не публиковались бы статьи на эту тему. Многие журналы заве­ли специальные крестьянские отделы, в которых систематически помещалась и библиография крестьянского вопроса.

По правительственной программе крестьянам предоставлялось лишь право на выкуп земли у своих владельцев в течение определен-

ного срока и право пользования нолевым наделом за оброчную и барщинную повинность. Либеральная антикрепостническая печать предлагала более прогрессивные проекты программы, по которым крестьяне должны были получить за выкуп не только усадьбы, но и полевой надел. Еще более радикальную точку зрения на реформу высказывали демократические издания. Такая расстановка сил по­буждала правительство пристально следить за высказываниями прес­сы по крестьянскому вопросу. Несмотря на то, что правительство было заинтересовано в публикации материалов, доказывавших неиз­бежность падения крепостного права, тем не менее оно с января 1858 по февраль 1859 г. разослало в цензурные комитеты 10 секретных распоряжений с напоминанием о точном исполнении правил от 16 ян­варя 1858 г. и с дополнениями к ним. Особенно строго предписыва­лось следить за тем, чтобы статьи по крестьянскому вопросу не по­мещались в изданиях для простого народа. Сложилась парадоксальная ситуация, когда, с одной стороны, издавались запретительные цирку­ляры, мешавшие обсуждать важнейший государственный вопрос, а с другой — под влиянием печатной пропаганды в обществе менялись взгляды на крестьянскую проблему, и правительство было вынужде­но идти на большие уступки общественному мнению.

Положение журналистики в 60-70-е годы определялось, с одной стороны, запросами общества, его ожиданиями, настроениями, с другой — цензурным режимом, существовавшим в стране. Противо­речивость и неопределенность положения прессы в условиях обще­ственного подъема конца 50-х — начала 60-х годов связаны с сохра­нившими свое действие старыми установлениями николаевского цензурного устава 1828 г., закрепившего систему предварительной цензуры. Несостоятельность этой системы и безуспешные попытки приспособить ее к новым условиям поставили вопрос о коренной реформе законодательства в области печати.

рократической системы России и проектов ее преобразования было создано славянофилами. Некоторые из записок публиковались за границей, в герценовских изданиях. Существование рукописной ли­тературы и оппозиционных эмигрантских изданий являлось важным фактором, оказавшим значительное влияние на формирование об­щественного мнения в России и побуждавшим правительство к пре­образованиям.

После длительной разработки 6 апреля 1865 г. взамен цензурного устава были утверждены новые Временные правила — закон о печати, носивший двойственный характер. С одной стороны, это был значи-

тельный шаг вперед в истории цензурного законодательства, положив­ший начало переходу от предварительной цензуры к карательной. Од­нако, с другой стороны, закон был утвержден уже в тот период, когда началось наступление реакции, что в значительной степени определи­ло его охранительную сущность: одни параграфы устава предоставля­ли печати определенную свободу, другие ее ограничивали.

Периодические издания, освобожденные от предварительной цен­зуры, должны были вносить крупный денежный залог. Газеты, выхо­дившие не менее 6 раз в неделю, — 5000 рублей, остальные издания — 2500 рублей. Залог служил обеспечением уплаты денежных штрафов. Оштрафованным изданиям после уплаты штрафа в двухнедельный срок необходимо было пополнить сумму залога, в противном случае на их выход налагался запрет. Газеты, освобожденные от предвари­тельной цензуры, представлялись в цензурные комитеты одновремен­но с началом печатания номера, журналы — за два дня до рассылки подписчикам или выпуска в продажу. Лица, нарушившие закон, под­вергались денежному штрафу или тюремному заключению.

В провинции России от предварительной цензуры освобождались только правительственные издания и издания научных учреждений.

Практика применения нового закона показала, что правительство

все еще не имело достаточно средств для подавления оппозиционной печати. Предпринимавшиеся впоследствии попытки пересмотра цен­зурного законодательства не привели к принятию нового закона о печати. Но уже через год после введения в действие Временных пра­вил, начиная с 1866 г., правительство приняло ряд законов, ограничи­вавших пределы гласности, расширявших возможности экономиче­ского воздействия на печать, и, наконец, законы, с помощью которых дела печати постепенно были изъяты из ведения суда.

К законам, расширявшим возможности экономических мер воз­действия, относится и закон от 14 июня 1868 г., предоставивший ми­нистру внутренних дел право запрещать розничную продажу пе­риодических изданий без ограничения срока. Запрещение розничной торговли заметно сказывалось на финансовом положе­нии издания, так как редакция кроме потери определенной суммы от розницы несла еще убытки из-за сокращения поступлений от рекламы и объявлений.

Серию постановлений, направленных на ограничение обсуждения в печати различных вопросов, открывал закон от 13 июня 1867 г., со­гласно которому постановления, отчеты и прения в дворянских, зем­ских и городских собраниях, а также выступления их участников мог­ли быть опубликованы в печати только с разрешения губернского начальства. Закон 30 января 1870 г. запрещал оглашать в печати фак­ты, обнаруженные дознанием или предварительным следствием, до судебного заседания или прекращения дела, а закон 4 февраля 1875 г. запрещал обнародовать материалы закрытых судебных процессов.

Еще до введения в действие цензурной реформы 1865 г. министр внутренних дел П. А. Валуев безуспешно пытался договориться с министром юстиции, чтобы в делах печати судебное ведомство под­держивало министра внутренних дел. Первые же процессы но делам печати показали, что новые суды предпочитают действовать в соот­ветствии с законом и быть независимыми от администрации. Часто судебные процессы прекращали за недостатком оснований судебно­го преследования, иногда они заканчивались оправданием обвиняе-

мых. Цензурные учреждения предпочитали расправляться с неугод­ными изданиями по возможности административными методами, не прибегая к судебному преследованию. 12 декабря 1866 г. был принят закон, по которому дела о преступлениях печати из ведения окруж­ных судов передавались на рассмотрение судебной палаты и Сената; таким образом администрации стало легче расправляться с неугод­ными изданиями.

С помощью цензурных законов власть проводила политику огра­ничения свободы печати, пыталась управлять общественным мнени­ем, ввести печать в нужное русло и прекратить критику действий правительства. Однако на практике положение печати в стране не определялось исключительно параграфами цензурного законода­тельства, многое зависело и от степени соблюдения закона. Журнали­сты стремились расширить свои права. Для этого они выступали в прессе по вопросам цензурного законодательства; борясь с цензу­рой, прибегали к различным приемам и уловкам, дающим возмож­ность обойти цензурные правила: использовали эзопов язык, находи­ли себе покровителей в цензурном ведомстве и с их помощью пытались избежать наказаний; порой шли на нарушение закона. Как показывает практика, чем больше правительство пыталось законода­тельным путем ограничить рамки гласности, чем больше цензурных запретов налагало на печать, тем многообразнее и изощреннее были пути и методы обхода этих ограничений, тем активнее оппозицион­ная пресса вырабатывала контрмеры.

Сложившаяся в 60-70-е годы система печати представляла собой разветвленную сеть столичных, региональных и местных периодиче­ских изданий, разных по типологии и общественно-политическим направлениям. Созданная Герценом Вольная русская печать поло­жила начало становлению эмигрантской журналистики, которая на­ряду с российской прессой примет активное участие в подготовке и проведении реформ в России, обсуждении и решении стоящих перед ней социально-экономических проблем. В конце 70-х годов развитие революционного народничества вызовет к жизни появление нелегаль­ных изданий в самой России.

В соответствии с отношением к реформам и взглядам на перспек­тивы развития страны определились общественно-политические по-

зиции изданий, представившие весь спектр идейных течений в обще­стве. Журналистика отразила три основных направления: консерва­тивно-монархическое, либеральное и демократическое.

Группу демократической прессы составили журналы «Современ-

Особенности типологического развития печати предреформенно-го и пореформенного периода проявилось в облике журнальной и газетной периодики.

Марина Хачатрян

Марина Хачатрян

Марина Хачатрян запись закреплена

Идейные направления, критика, журналистика 1860-1890-х годов

Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские, Ю.Ф. Самарин, К.С. и И.С. Аксаковы) были по своим воззрениям поздними романтиками: они отстаивали идею особого исторического пути России и самобытность русского народа, жаждали утраченного единения образованных сословий с простым народом и национального возрождения, критиковали Петровские реформы, утверждая, что в России невозможны просвещение и демократия западного образца.

Западники (П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен) считали целесообразным для России именно европейское экономическое развитие и просвещение, законы, парламентские институты, демократические свободы.

Обе непримиримые партии были в оппозиции к действующему правительству, требовали отмены крепостного права и цензуры, но расходились в определении путей, форм и сроков крестьянской и других реформ.

Начало 19 века в первую очередь связано с восхождением на престол Александра 1, который пришел на смену деспоту и самодуру Павлу 1. Многие надеялись на коренные изменения в политической и культурной жизни страны. В первые годы своего царствования Александр 1 представлялся либералом и придерживался этой политики. Поэтому журналистика получила мощный стимул для самостоятельного развития.

Основные журналы

В 19 веке появилось множество журналов и газет, достойных внимания читателей и потомков.

Вестник Европы

В 1803 году после ухода Н. М. Карамзина с поста главного редактора издание потеряло свою оригинальность и живость. Ведь до этого небывалый успех журнала объяснялся исключительной способностью Карамзина улавливать современные политические события и обращать их в увлекательную письменную форму.

журналистика 19 века

Сын Отечества

Издание пользовалось большой популярностью, но уже по окончании войны читатель медленно потерял к нему интерес.

Московский телеграф

В 40-е годы 19 века ситуация кардинально изменилась. Нарастающие крестьянские бунты породили массу вопросов по дальнейшему развитию России. В связи с этим положение российской периодической печати стало еще сложнее, но это не мешало возникновению новых изданий.

Телескоп

журналистика 19 века

Современник

Однако замыслы поэта рухнули в связи с его трагической гибелью. Журнал существовал и после смерти Пушкина до 1866 года, но имел совсем иные цели и задачи.

Полярная звезда

Связь с декабристами подчеркивалась самыми разными способами: название, обложка, содержание. Вышло всего семь номеров, которые по замыслу редактора должны были распространить в России свободный образ мыслей.

Виды СМИ

История отечественной журналистики в 19 веке

Вторая половина 19 века — время окончательного формирования российской журналистики. В этот период имелась достаточно разветвленная система СМИ.

Жанры текстов

Художественно-публицистические жанры были весьма популярны и потому, что за этой витиеватой литературной формой легче спрятать критику правительства. Эти жанры граничили с творчеством и говорили на эзоповом языке. Цензорам было не за что зацепиться, когда перед ними лежала литературоведческая статья, где главным объектом исследования была книга, а не царский режим. Только так в печать проникали вольнодумные мысли передовых авторов своего времени.

Цензура

Александр 1 критически относился к режиму России, который царил в конце 18 века, поэтому он начал своё правление с легкого послабления. Однако счастье было недолгим. Уже в 1804 году императором был утвержден первый цензурный устав. Безусловно, новый документ ограничивал деятельность журналистов, но по сравнению с эпохой Павла явное ослабление цензуры и контроля всё же было заметно.

Александр Первый

Правление Александра 1 сопровождалось постоянными войнами. Так, после боевых действий 1812 года произошел перелом. Как известно, журналистика — то зеркало общества. Особенно ярко ее функции проявляются в годы войны, когда она оперативно и детально отражает победы и поражения России и её союзников. Александр 1, как и любой дальновидный правитель, был крайне обеспокоен таким положением дел, поэтому в годы войны произошло усиление цензурного режима. Социальная информация, обращавшаяся в обществе, литературный процесс, журналистика оказались под двойным контролем, который некоторое время корректировался особыми условиями, сложившимися в стране, охваченной Отечественной войной 1812 г. В связи с этим после войны для императора наступил крайне тяжелый период; активизация общественной жизни, стремление дворян ограничить самодержавие и добиться свободы для народа, подъем национального самосознания — все это угрожало стабильности монархии.

Совокупность причин (недовольство отречением Константина от престола, назревающие, но так и не осуществленные реформы, политические события зарубежом) привела к выступлениям на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Самые ужасные опасения нового императора подтвердились.

восстание декабристов

Николай Первый

Александр Второй

На смену тотальному контролю и ограничению влияния журналистики пришёл Александр Второй с его либеральной политикой в отношении СМИ. Цензурная реформа 1865 года подарила журналистике вторую жизнь. Отмена различных запретов зародила гласность и подобие свободы слова.

цензура мем

Реформа печати изменила общий вид отечественной журналистики: окончательно сложился тип ежемесячного общественно-политического и литературного журнала, появились издания, ориентированные на массового потребителя, и возросло количество ежедневных изданий разного типа.

Александр Третий

Но свобода печати была подорвана после покушения на Александра 2. Правительство перешло к политике реакции, удушения всей демократической печати.

Известные журналисты

Расцвет журналистики пришёлся лишь на конец столетия. Это было связано с развитием технологий, позволивших увеличить число иллюстрированных журналов. К концу века журналистика стала полнее отражать насущные проблемы общества, ведь появилась масса специальных, отраслевых изданий. Возросли тиражи газет.
19 век подарил истории отечественной журналистики такие имена, как:

Краткая характеристика эпохи

журналистика в царской России

Эпоха завершилась пересмотром старых представлений во многих областях жизни, отражением гражданского самосознания в печати, развитием частного сектора СМИ и увеличением количества журналов. Страна вступила на капиталистический путь развития, что отразилось и на становлении журналистики. Противоречия между старым и новым обостряли столкновения внутри страны.

Ведущую роль в системе СМИ стали играть газеты, количество которых стремительно возросло. Под конец века они видели своё главное предназначение в максимально точном, достоверном информировании читателей о событиях внутри страны и за ее пределами.

Цензура ослабевала, хоть и любая революция в сфере слова сопровождалась реакцией со стороны государства. Россия оставалась монархией во всех смыслах этого понятия, но все же вставала на капиталистические рельсы и развивалась во всех смыслах. Интеллектуальное и сознательное общество росло, образование становилось более доступным, поэтому люди нуждались в журналистике, и даже государство не могло перекрыть им доступ к информации.

Громадный сдвиг, происшедший в русской критике, был связан со знакомством сначала любомудров, Надеждина, а потом и Белинского с немецкой классической философией и эстетикой Канта, Шеллинга и Гегеля. Литературная критика в России, начиная со второй половины 1830-х годов, сразу становится зрелой в своих суждениях, стремящейся к систематизации, четкости вводимых в оборот понятий, конкретной в своих вкусовых эстетических ощущениях и основанной на самостоятельно сложившейся и глубокого продуманной эстетической программе. Так, Пушкин чрезвычайно высоко оценил статью о своем творчестве, принадлежащую перу молодого И. В. Киреевского, оказавшую несомненное влияние на статьи о Пушкине В. Г. Белинского.

Гоголь объявлен Белинским главой нового послепушкинского периода русской литературы.

Для критики недостаточно выражения мнения частного лица, хотя критик не может отказаться от личного мнения. Задача критика – совместить свой личный взгляд со взглядом общества и выразить общественное мнение по поводу тех или иных художественных явлений. Следовательно, критик – выразитель господствующего мнения эпохи в лице ее представителей или выразитель отдельных слоев общества на состояние художественной культуры. Критик должен стоять вровень со своим веком, чтобы произнести суд над произведениями литературы, отражающими жизнь. Но, чтобы правильно оценить то или иное художественное явление, необходимо видеть его в обратной и прямой исторической перспективе, рассматривать произведение искусства или творчество писателя в историческом разрезе – от прошлого к будущему. Такая критика есть критика историческая. Этим именем Белинский называл свой критический метод.

Ближайшими последователями Белинского, разделявшими его взгляды на критику и на литературу, были как Некрасов, Тургенев, Герцен, Салтыков-Щедрин и другие писатели, так и ведущие критики разных эпох: В. Н. Майков (1823–1847), Н. А. Добролюбов (1836–1861), Н. Г. Чернышевский (1828–1889).

Критики о премьере

Критики о премьере Фильм уже был показан в Канне и Торонто, и критики разделились на две половины: одни восхищаются, другие порицают. Многие из них не видят, что кинополотно определяет новый архетип американской женщины. Если помнить, что в Штатах есть архетип 50-х –

ПОЭТЫ, ПРОЗАИКИ, КРИТИКИ

50. Критики

50. Критики По большому (по очень большому) счету, критики традиционно полагали своей задачей донести до простого, так сказать, зрителя/читателя: что правильно, а что неправильно, кто хороший, а кто плохой, где прекрасное, где не очень, претендуя, в конечном счете, на

КРИТИКИ

КРИТИКИ ВЗГЛЯД И НЕЧТО, ИЛИ КАК ПИШУТСЯ ПРЕДИСЛОВИЯПредлагаемая вниманию читателей повесть "В застенках любви", мне кажется, едва ли может быть включена в число произведений, созвучных нашей, мне кажется, столь бурной и плодотворной эпохе.Тем не менее она любопытна как

Власть журналистики

В ОЖИДАНИИ КРИТИКИ

Конец критики

Конец критики В середине 90-х только ленивый не говорил о скором и неизбежном конце “серьезной” (“качественной”) литературы и ее многолетней спутницы — русской литературной критики. То было время отрезвления, разочарования, пессимизма. Отрезвления после

1.3. Основные направления советской научной фантастики

1.3. Основные направления советской научной фантастики Прежде чем приступить к исследованию языка и стиля прозы братьев Стругацких, по нашему мнению, необходимо сказать несколько слов об основных направлениях, существовавших в советской научной фантастике, до прихода в

Глава четвертая Литературные теории 1920-х годов: Четыре направления и один практикум

3. Марксистское и социологическое направления

Читайте также: