Петербург главное архитектурное детище петра кратко

Обновлено: 02.07.2024

Строительство Санкт-Петербурга является, пожалуй, одним из главных достижений Петра Первого. Несмотря на европейский облик, своим появлением город на Неве обязан чисто русским качествам: крепкой государственной воле, предприимчивости и беспримерной самоотверженности. 20 октября 1714 года император Петр Первый запретил строительство каменных зданий в России везде, кроме Санкт-Петербурга. Таким образом государству удалось собрать необходимые ресурсы для возведения одного из красивейших городов в мире.

– По мнению некоторых исследователей, Санкт-Петербург создавался методом проб и ошибок. Как вы считаете, насколько успешным был этот метод на первых этапах строительства города?

– Да, я согласен с мнением экспертов. Санкт-Петербург строился так, как это представлял себе Петр. Что это вообще означало? Сначала город возводился возле крепости, которая была построена на Заячьем острове в 1703 году. Рядом образовался поселок, который первоначально назывался Городской, а потом Петроградской стороной.

Затем возле Адмиралтейства и Зимнего дворца Петра начала расти слобода. В России слобода – это всегда хаос, хаотичное строительство. Петр этого терпеть не мог… В 1711 году он решил основать город на острове: был разработан план из 61 линии с площадями и прочим. И все жители России, помещики и все остальные, обязаны были построить там дома!

– Получается, Санкт-Петербург был пограничным городом, находящимся на острове? Но ведь его могли захватить.

– Только в 1715 году стало ясно, что город на острове – это нонсенс. Он ведь действительно мог подвергнуться нападению! Петр разработал третий вариант застройки города – на Васильевском острове. Вдоль всех берегов Васильевского острова решили построить гигантскую стену.

И опять же, помещики и прочие посадские люди обязаны были строить дома почти насильно! Из России они должны были привозить материал, получать в полиции план дома и в зависимости от количества душ строить здание. Если было больше тысячи душ, например, то нужно было большой дом строить…

– Правильно ли я вас понимаю, что строительство города нельзя было назвать аккуратным?

– Поначалу строительство Петербурга фактически проводилось очень бережно, пока наконец Петру и многим другим стало ясно, что во время ледокола, ледостава разрыв между столицей и всей остальной Россией будет катастрофичен. Поэтому в конечном итоге было принято решение строить на Адмиралтейской, материковой стороне. Недаром Зимний дворец Петра стоит на первом твердом участке земли.

Строительство это сопровождалось многочисленными ошибками! Грунт Невы был крайне зыбким, поэтому строить нужно было при помощи сложной техники. Нужно было вбивать сваи только зимой, когда был лед. И если вы сейчас представили себе сваи из фундамента, то вы глубоко ошиблись! Это были не фундаменты, а острова из свай! Здание Двенадцати коллегий стоит на острове из трех тысяч свай глубиной 6–12 метров! В России до этого ничего подобного не было! Это был колоссальный эксперимент!

Более того. Когда Петр все-таки решил обосноваться на Адмиралтейской стороне, то приказал выпрямлять улицы. Похожие на московские кривые средневековые улицы выпрямляли следующим образом: безносые каторжники и преступники брали в руки гигантскую раму из четырех бревен и тащили ее по улице. Если рама не проходила между двумя домами, то один из них нужно было снести.

– По вашему мнению, в то время и при тех технологиях можно было по-другому построить такой город?

– В принципе – да. Дело в том, что русские, угро-финны и шведы, жившие в устье Невы, в этом месте никогда не селились, потому что в городе до строительства дамбы за триста лет произошло триста наводнений! Город можно было строить выше на два километра, и никаких потопов бы не было! Но Петр был государственным романтиком. Ему хотелось, чтобы это был новый Амстердам…

Знаете, что совершенно феноменально? Город был объявлен столицей в 1712 году, а мир со шведами был заключен в 1721-м. Поэтому девять лет, что уникально для мировой истории, столица была на территории чужого государства! Это была беспрецедентная вещь! В чистом виде если сказать, то это был каприз Петра!

– В какой момент было принято решение сделать Санкт-Петербург каменным городом?

– Петр с самого начала хотел сделать его таким. На Западе для многих городов делали деревянный скелет, который потом заполнялся глиной и нарубленной соломой. Многие здания первоначально строились именно таким образом. Но на нашем Севере эти стены быстро промерзали, и это было неэффективно.

Кроме того, не хватало камня. На протяжении семидесяти лет в Петербурге существовал закон, согласно которому каждый приезжающий в город должен привести с собой семьдесят килограмм камней. Конечно, если я еду из Москвы, я не возьму с собой семьдесят килограмм камней. Умные люди продавали их перед въездом в город. Камней было чрезвычайно мало… Известняк, лежащий в основе многих домов, достаточно тяжело добывался. Он тоже стоил дорого.

– Но ведь деревянные дома бывают разными. Некоторые из них могут быть очень устойчивыми…

– Петр приказывал дворянству строить именно каменные здания. Причем он предписывал выставлять из боков кирпичи стен, чтобы следующий дом мог зацепиться за этот. В его сознании Петербург был сплошным Амстердамом, состоящим из фасадов домов.

Но жизнь все равно была сильнее его проектов, и в 1718 году он приказал построить за лето пятьсот деревянных домов. В России деревянные дома представляли собой своеобразный конструктор: сделанные срубы лежали кучей – приезжали рабочие и собирали их за один день. Эта техника была использована и здесь!

Петр, способствуя строительству каменных зданий в Петербурге, издал несколько указов, запрещающих строительство каменных зданий в остальной России. Это было сделано для того, чтобы перебросить каменщиков в Петербург для дальнейшего строительства. Каменное строительство с трудом осваивалось в России. Одним словом, по-настоящему каменным Петербург стал только к середине XVIII века…

Петр I, или Петр Великий известен, как в России, так и за рубежом. Его реформы позволили за короткое время превратить Россию в великую державу, а многие реформы заложили основу государственной структуры, существующей по сей день. В этой статье мы подробнее остановимся на градостроительных реформах Петра I.

Рисунок 1. Портрет Петра Первого. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Санкт-Петербург – любимое детище Петре I

Одним из главных достижений Петра I в сфере градостроительства можно назвать возведение города на Неве. По воле императора был построен город, который соответствует всем европейским канонам красоты. Для создания каменного Санкт-Петербурга, новой столицы для обновленной России, Петр первый пригласил иностранных мастеров, которые создали шедевры архитектуры по указу русского правителя. Новая городская среда должна была выполнять дисциплинирующую и образовательную роль, длиннобородые бояре и дворяне в новых, созданных для них условиях, должны были позабыть средневековые догматические устои и открыть разум и сердце новым традициям.

Главными архитектурными сооружениями этого периода являются:

  • Первоначальный дворец Петра Первого;
  • Петропавловский собор;
  • ансамбль Смольного монастыря;
  • Зимний дворец;
  • Кунсткамера.

Рисунок 2. Домик Петра Первого. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Петр I взял на себя роль главного архитектора города, тщательно отсеивая неподходящие для новой столицы проекты, он активно участвовал в архитектурном проектировании и вносил изменения в чертежи. Боярам было предписано количество зданий, которые они должны были построить, их внешний облик, материалы, причем детали проектов включали даже ширину и длину улиц и тип мощения. В условиях выбранной болотистой местности пришлось использовать завозные материалы, но основную сложность представляло топкое и неустойчивое основание, в которое пришлось вбить тысячи свай.

Готовые работы на аналогичную тему

Регулярная застройка радикально отличала Санкт-Петербург от других русских городов. Мощеные улицы, широкие проспекты и европейский облик зданий стали визитной карточкой Санкт-Петербурга. Образцовые проекты, которые были разработаны в то время, позволили создать единый ансамбль не только в самом городе, но и в предместьях. Были разработаны проекты усадеб разного типа.

Образцовые проекты – это сборник чертежей различных типов зданий, предназначенных, утвержденных и рекомендованных для многократного использования. Образцовые проекты издавались по типам зданий, так в этих сборниках мы можем найти образцовые проекты жилых домов, храмов, больниц и т. д. Использование подобных альбомов позволяло создавать единообразную застройку, минимизируя риск проектных ошибок.

Новые градостроительные идеи император реализовывал не только в Санкт-Петербурге. Во время правления Петра Первого в России отстривается и первый военный госпиталь, в районе Лефортово в Москве. Его архитектура, а также окружение были спроектированы главным врачом, выходцем из Голландии Николаем Бидлоо. Сам император любил заглядывать к нему в гости, его крайне интересовал и анатомический театр, созданный при госпитале в обучающих целях.

Архитекторы Санкт-Петербурга

Воодушевленный красотой европейских городов, уровнем культуры в обществе, российский император решил воплотил на родине увиденные им и так впечатлившие его картины. Амстердам, который вдохновил Петра на создание города на Неве, отличает неповторимое сочетание небольших каналов и архитектуры. Местом для новой столицы было выбрано устье реки Невы, недавно отвоеванная в долгой и изматывающей Северной войне территория. Для реализации своего грандиозного плана Петру понадобились искусные мастера, которые могли предложить для его детища лучшие проекты, отвечающие европейской моде.

Среди самых известных архитекторов Санкт-Петербурга мы можем назвать:

  • Доминико Трезини, которому принадлежит первоначальный план Васильевского острова, а также проект Петропавловской крепости, здание 12 коллегий, Гостиный двор на Васильевском острове и многие другие объекты;
  • Франческо Бартоломео Растрелли, известный своими дворцами, его авторству принадлежит Екатерининский, Летний и Зимний дворцы, а также Большой дворец в Петергофе и комплекс Смольного монастыря;
  • Антонио Ринальди, который является автором Мраморного и Большого Гатчинского дворцов.

Чтобы перечислить все заслуги Петра П6ервого, пожалуй, придется написать не только отдельную монографию, но и целый многотомник. Три столетия, прошедших после реформ Петра, позволяют не только восхититься гениальностью императора, его смелостью, открытостью новым идеям и решимостью к их исполнению, но и дальновидностью, многие решения и изменения, совершенные по его воле, стали основой систем действующих до сих пор.

Преобразования Петра Первого коснулись всех сфер жизни, в том числе и искусства.

Наиболее ярко эпоха петровских преобразований воплотилась в истории Санкт-Петербурга, города, где отчетливо проявилось как величие той эпохи, так и ее противоречивое сочетание крайней жестокости во имя исторических реформ и подлинного вдохновенного новаторства.

С падением шведских крепостей Ниеншанц и Орешек путь был открыт. Петр с преображенцами спустился в дельту Невы для выбора места для строительства крепости.




С 20-х годов XVIII в. название крепости перенесено было на город, который формировался вокруг крепости, а крепость переименуют по названию ее сбора Петропавловской.

Крепость была заложена по чертежу самого Петра. Место было определено сообразуясь с военной стратегией. Остров в устье Невы мог бы перекрыть всю Невскую дельту.

Крепость – вытянутый шестиугольник с 6-ю бастионами, которые связаны друг с другом стенами. Стены двойные – наружные толщиной 8м, внутренние – 20м. высота бастионов 12м, ширина стен 20 м. Пространство между стенами было засыпано песком, щебнем, землей. Это соответствовало требованиям круговой обороны. К осени 1703г. уже были возведены земляные укрепления, а к 1706-1708гг земляные стены заменены на кирпичные.

По приказу Петра для привлечения из-за границы опытных фортификаторов и архитекторов российские дипломаты отыскивали их за границей и приглашали в Россию.

Российские дипломаты в Дании познакомились с архитектором Доменико Трезини и предложили ему службу в России. Трезини согласился и приехал в Россию в год основания С-П (ему больше 30лет) и прожил в ней 24 года (до конца жизни). Он был главным архитектором города на Неве.

Именно Трезини возводил Петропавловскую крепость. В стенах он поместил казематы с амбразурами для орудий, здесь же хранились боеприпасы и были расквартированы гарнизоны.

С севера воздвигнуты дополнительные укрепления в виде короны – кронверк, который отделяется от крепости водным рукавом Невы. Здесь между крепостью и кронверком была первая зимняя стоянка первых кораблей петровского флота. Войти в крепость можно через деревянный мост, который раньше был наплавным и завершался Иоановскими воротами (1740). Архитектор Трезини повторил в них мотив римской однопролетной арки. Стены ворот имеют отличительную особенность: они рустованы.

Петербург возводился на костях его первых строителей. По некоторым данным, за время правления Петра I население России уменьшилось чуть ли не в четыре раза. И можно предположить, что значительная часть безвременно умерших и погибших положена в основание новой столицы Российской империи. Судя по фольклору, за это приходилось расплачиваться.

Между тем город рос так быстро, что просто глазам не верилось. Среди матросов на Троицкой пристани и торговцев Обжорного рынка из уст в уста передавалась финская легенда о том, что на таком топком гибельном болоте невозможно построить большой город. Видать, говорили люди, строил его Антихрист и не иначе как целиком, на небе, и уж затем опустил на болото. Иначе болото поглотило бы город дом за домом.

Преобразования Петра Первого коснулись всех сфер жизни, в том числе и искусства.

Наиболее ярко эпоха петровских преобразований воплотилась в истории Санкт-Петербурга, города, где отчетливо проявилось как величие той эпохи, так и ее противоречивое сочетание крайней жестокости во имя исторических реформ и подлинного вдохновенного новаторства.

С падением шведских крепостей Ниеншанц и Орешек путь был открыт. Петр с преображенцами спустился в дельту Невы для выбора места для строительства крепости.

С 20-х годов XVIII в. название крепости перенесено было на город, который формировался вокруг крепости, а крепость переименуют по названию ее сбора Петропавловской.

Крепость была заложена по чертежу самого Петра. Место было определено сообразуясь с военной стратегией. Остров в устье Невы мог бы перекрыть всю Невскую дельту.

Крепость – вытянутый шестиугольник с 6-ю бастионами, которые связаны друг с другом стенами. Стены двойные – наружные толщиной 8м, внутренние – 20м. высота бастионов 12м, ширина стен 20 м. Пространство между стенами было засыпано песком, щебнем, землей. Это соответствовало требованиям круговой обороны. К осени 1703г. уже были возведены земляные укрепления, а к 1706-1708гг земляные стены заменены на кирпичные.

По приказу Петра для привлечения из-за границы опытных фортификаторов и архитекторов российские дипломаты отыскивали их за границей и приглашали в Россию.

Российские дипломаты в Дании познакомились с архитектором Доменико Трезини и предложили ему службу в России. Трезини согласился и приехал в Россию в год основания С-П (ему больше 30лет) и прожил в ней 24 года (до конца жизни). Он был главным архитектором города на Неве.

Именно Трезини возводил Петропавловскую крепость. В стенах он поместил казематы с амбразурами для орудий, здесь же хранились боеприпасы и были расквартированы гарнизоны.

С севера воздвигнуты дополнительные укрепления в виде короны – кронверк, который отделяется от крепости водным рукавом Невы. Здесь между крепостью и кронверком была первая зимняя стоянка первых кораблей петровского флота. Войти в крепость можно через деревянный мост, который раньше был наплавным и завершался Иоановскими воротами (1740). Архитектор Трезини повторил в них мотив римской однопролетной арки. Стены ворот имеют отличительную особенность: они рустованы.

Петербург возводился на костях его первых строителей. По некоторым данным, за время правления Петра I население России уменьшилось чуть ли не в четыре раза. И можно предположить, что значительная часть безвременно умерших и погибших положена в основание новой столицы Российской империи. Судя по фольклору, за это приходилось расплачиваться.

Между тем город рос так быстро, что просто глазам не верилось. Среди матросов на Троицкой пристани и торговцев Обжорного рынка из уст в уста передавалась финская легенда о том, что на таком топком гибельном болоте невозможно построить большой город. Видать, говорили люди, строил его Антихрист и не иначе как целиком, на небе, и уж затем опустил на болото. Иначе болото поглотило бы город дом за домом.

Золотая осень в Ораниенбауме

В этот день, 2 ноября, в 1721 после победы в Северной войне во время празднования Ништадтского мира царь Петр I принял титул Императора Всероссийского, став первым монархом государства в таком титуле. Эпоха царствования Петра стала переломной в истории отечественного градостроительства. Сайт "РИА Недвижимость" предлагает вспомнить о самых главных строительных и архитектурных преобразованиях Петра I.

В этот день, 2 ноября, в 1721 после победы в Северной войне во время празднования Ништадтского мира царь Петр I принял титул Императора Всероссийского, став первым монархом государства в таком титуле. Эпоха царствования Петра стала переломной в истории отечественного градостроительства. Сайт "РИА Недвижимость" предлагает вспомнить о самых главных строительных и архитектурных преобразованиях Петра I.

Петровское серийное жилье

Основное городское строительство эпохи правления Петра развернулось в начале XVIII века в Санкт-Петербурге. В своем любимом детище монарх воплотил все строительные новшества. Именно там впервые в истории отечественной архитектуры началось строительство домов "по образцам", а именно типовых домов, которые разработали архитекторы Доменико Трезини и Жан-Батист Леблон. Это были постройки в один или два этажа из камня или так называемые "мазанки" из дерева и глины. Типовые строения вместе с крупными городскими комплексами застраивались по принципу регулярной планировки.

Типовые дома по проекту Трезини делились на дома "для подлых", "для зажиточных" и "для именитых". Гравюры с данными сериями, сопровождаемые пояснениями, передавались строителям. Габариты и длина "образцовых" домов могли варьироваться в зависимости от архитектурной проработки той или иной улицы города. Это позволило добиться стилистического единообразия целых районов. Хотя архитекторам все-таки удавалось добиваться разрешения на внесение некоторых изменений в проект, согласно пожеланию владельца.

Одним из результатов типизации городской застройки стал принцип блокировки серийных строений, получивший потом широкое распространение.

Ярчайшим примером сблокированных домов в Санкт-Петербурге является здание Двенадцати коллегий на Университетской набережной Васильевского острова, состоящее из двенадцати одинаковых трехэтажных секций.

Читайте также: