Первый позитивизм и его кризис идей эмпириокритицизма кратко

Обновлено: 05.07.2024

Крах программы позитивизма произошел в связи с возникновением кризиса классической науки, классического естествознания. Дело в том, что в конце 19 – начале 20 вв возникает ряд так называемых аномалий, то есть результатов теоретического характера и эмпирических фактов, которые оказались необъяснимы с позиций классической науки. Например, для описания явлений микромира была создана теория квантовой механики – для объяснения микромира. (материальный мир принято делить на три уровня: микромир (до размера больших молекул включительно), макромир (привычные нам объекты), мегамир (мир от размеров планеты включительно и до бесконечности)). Эта теория принципиально отличалась от естественнонаучной теорий тем, что в ряде важных случаев она неустранимым образом давала вероятностные результаты и предсказания. В классический период науки считалось, что подтвержденная обоснованная научная теория является абсолютно адекватным отражением действительности, которую она описывает (такая установка – крайний гностицизм). И кроме этого считалось, что в материальном мире отсутствует случайность, вероятность, вариативность (это механистический детерминизм). Поэтому было принято считать, что теория, содержащая вероятностные результаты предсказания неполна, т.е. не учитывает каких-то существенных закономерностей, принципов изучаемых объектов и явлений.

Вместе с этим эта теория оказалась функциональной, и никому не удавалось обнаружить, в чем состоит ее неполнота…

Было экспериментально установлено, что разделение материи на 2 вида – на вещество, состоящее из корпускул (частиц) и физические поля, имеющие волновую природу – такое деление не является абсолютным. Что некоторые элементарные частицы обнаруживают волновые свойства, а волновые процессы обнаруживают свойства корпускул. (Корпускулярно-волновой дуализм)…

Был абсолютно точно экспериментально установлен принцип постоянства скорости света.

Все вышеперечисленные результаты, а также многие другие привели к возникновению кризиса классической науки, кризиса класс естествознания и ясно указали на необходимость пересмотра фил оснований научного знания, а именно представлений о действительности и о процессе познания. Благодаря этому стало совершенно очевидным, что установки программы позитивизма потерпели крах, что так называемые метафизические проблемы не являются пережитком, не устаревают, а выступают неустранимой компонентой фил знания и научного знания в целом. В процессе становления нового неклассического этапа науки формируются новые фил основания научного знания. В частности, было признано, что научные теории не являются полным и адекватным отражением действительности, что это лишь приближенные модели, которые эволюционируют, совершенствуются, никогда не достигая абсолюта. В связи с этим, а также с тем, что было признано наличие вариативности, случайности в матер мире большую значимость в 20 веке приобретает вероятностные теории, в которых предлагается вариативное описание процессов, вариативные прогнозы и результаты и дается математическая оценка вероятности этих вариантов. В 20 веке наука смиряется с необходимостью отказа от наглядности в некоторых случаях в пользу мат достоверности и эмпирической убедительности. Преобразуются представления о действительности, а именно признается наличие случайности, нелинейность происходящих процессов. Принципиально изменяются о пространстве и времени.

Если проблемы, связаннее с теорией квантовой механики были решены признанием вариативности процессов и признанием значимости вероятностных теорий, признанием научных теорий приближенными моделями, подлежащими совершенствованию, если проблемы, подобные корпускулярно-волновому дуализму были решечены путем отказа от наглядности в пользу их математической и эмпирической обоснованности, то проблема постоянства скорости света потребовала изменения представлений о пространстве и времени.

Новые представления были предложены физиком 20 века А. Эйнштейном, кот выдвинул сначала специальную теорию относительности.

Обобщенным и упрощенным фил фундаментом для этих теорий является след новые принципы:

1. Существует 4-мерное пространство-время, выступающее неотъемлемым свойством (атрибутом) материи.

2. Параметры пространства-времени варьируются в зависимости от расположения и движения тяготеющих масс (в окрестностях с большой гравитацией или же в системах, движущихся со скор близкой к световой пространство искривляется (сокращается в направлении движения), а время замедляется).

Некоторые западные историки науки приписывают первенство Гауссу, что является искажением истории науки и имеет идеологическую основу. Сам Гаусс, будучи старше Лобачевского и называвшийся королем математики признал первенство Лобачевского. Выражением международного признания было присуждение международной премии в области математики им Н.И.Лобачевского. Эта премия была величайшей и наиболее престижной, она выступала аналогом Нобелевской, пока ее статус не пошатнулся по финансовым причинам. (5-й постулат: через точку вне прямой можно провести только одну прямую параллельную данной. Риман утверждал: ни одной параллельной.)

Только благодаря теории Лобачевского, Энштейн смог создать свои теории относительности.

Развитие науки продемонстрировало необходимость разработки ее фил оснований и тем самым выявило несостоятельность позитивистских установок, по крайней мере об отрицании осмысленности фил проблем. Это относится как к первому позитивизму, так и к эмпириокритицизму, и к послед стадиям развития этого течения.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Основная идея позитивизма заключается в том, что позитивное, т.е. конкретное знание может быть получено только как результат су­губо научного познания. Философия же в качестве особого, отличного от научного инструмента познания бесполезна и в лучшем случае может использоваться как обобщение тех методов, которые применя­ет научное познание. -—

В процессе своего развития позитивизм прошел три основные

• эмпириокритицизм или махизм. Конец XIX — началоXX в. связан с именами Р. Авенариуса, Э. Маха, А. Пуанкаре, А. Богданова

• неопозитивизм (логический позитивизм или аналитическая фи­лософия) возник в 20-х гг.XX в. Представители — Б. Рассел, Л. Вит-

Эти стадии могут быть объединены в единое движение мысли благодаря следующим общим принципам:

1) изучению поддается только мир явлений. Философия как уче­ние о невидимых сущностях и субстанциях должна быть устранена;

Раздел VII. Современная западная философия

2) единственным предметом философии как строгой науки дол­жен быть процесс научного познания;

3) научные методы, которые используются при изучении приро­ды, применимы и при изучении общества и человека;

4) наука выступает не только как модель человеческого познания, но и основным средством переустройства и совершенствования жизни.

Тема 22. Позитивизм и неопозитивизм

является сильным. Спенсер призывал ограничить государственную социальную поддержку бедных слоев населения и не брать на себя

заботу о воспитании детей.




В основе философии согласно учению Милля лежит психология, которая указывает на то, что в реальности нам даны только те или иные ощущения, а имеющиеся в нашем разуме термины и понятия — всего лишь языковые названия. Все достоверное знание строится только благодаря имеющемуся у нас чувственному опыту. Какие-либо умозак­лючения на основе обобщения опыта (силлогизмы) — лишь полезные обобщения, помогающие удерживать в памяти частные случаи.

Милль считал, что объективно достойные цели жизни — это до­стижение счастья других людей, содействие возможно большему счастью всех, прогресс человечества и искусства, а индивидуальные жизненные наслаждения приносят удовлетворение только тогда, когда они реализуются в процессе достижения высоких целей и идеа­лов, отличающихся от наших обыденных желаний.

Раздел VII. Современная западная философия

Мах пытался освободить йауку от философской метафизики, а Авена­риус старался создать философию как строгую науку.

Тема 22. Позитивизм и неопозитивизм

цип наименьшей траты сил, экономии мышления — основной прин­цип, которым должна руководствоваться ^наука.

Основная идея позитивизма заключается в том, что позитивное, т.е. конкретное знание может быть получено только как результат су­губо научного познания. Философия же в качестве особого, отличного от научного инструмента познания бесполезна и в лучшем случае может использоваться как обобщение тех методов, которые применя­ет научное познание. -—

В процессе своего развития позитивизм прошел три основные

• эмпириокритицизм или махизм. Конец XIX — началоXX в. связан с именами Р. Авенариуса, Э. Маха, А. Пуанкаре, А. Богданова

• неопозитивизм (логический позитивизм или аналитическая фи­лософия) возник в 20-х гг.XX в. Представители — Б. Рассел, Л. Вит-

Эти стадии могут быть объединены в единое движение мысли благодаря следующим общим принципам:

1) изучению поддается только мир явлений. Философия как уче­ние о невидимых сущностях и субстанциях должна быть устранена;

Раздел VII. Современная западная философия

2) единственным предметом философии как строгой науки дол­жен быть процесс научного познания;

3) научные методы, которые используются при изучении приро­ды, применимы и при изучении общества и человека;

4) наука выступает не только как модель человеческого познания, но и основным средством переустройства и совершенствования жизни.

Тема 22. Позитивизм и неопозитивизм

является сильным. Спенсер призывал ограничить государственную социальную поддержку бедных слоев населения и не брать на себя

заботу о воспитании детей.

В основе философии согласно учению Милля лежит психология, которая указывает на то, что в реальности нам даны только те или иные ощущения, а имеющиеся в нашем разуме термины и понятия — всего лишь языковые названия. Все достоверное знание строится только благодаря имеющемуся у нас чувственному опыту. Какие-либо умозак­лючения на основе обобщения опыта (силлогизмы) — лишь полезные обобщения, помогающие удерживать в памяти частные случаи.

Милль считал, что объективно достойные цели жизни — это до­стижение счастья других людей, содействие возможно большему счастью всех, прогресс человечества и искусства, а индивидуальные жизненные наслаждения приносят удовлетворение только тогда, когда они реализуются в процессе достижения высоких целей и идеа­лов, отличающихся от наших обыденных желаний.

Раздел VII. Современная западная философия

Мах пытался освободить йауку от философской метафизики, а Авена­риус старался создать философию как строгую науку.

Тема 22. Позитивизм и неопозитивизм

цип наименьшей траты сил, экономии мышления — основной прин­цип, которым должна руководствоваться ^наука.

Влияние идей Конта-Милля-Спенсера к концу XIX в. ослабевает. Кризис первой формы позитивизма во многом был следствием развития естествознания, поставившего под сомнение методологические основы позитивизма и его эволюционистскую концепцию, основанную на механистическом способе понимания природы.

Основные идеи эмпириокритицизма:

2) Ощущения есть те элементы опыта, которые представляют собой все многообразие мира. Эти "элементы" не являются ни физическими, ни психическими, они "нейтральны". Именно таким образом махизм пытается преодолеть противоречия между идеалистической и материалистической линиями философии, встать над борьбой этих двух философских направлений.

3) Наука отражает содержимое сознания, воспроизводящего мир в ощущениях. Научная теория - описание некой упорядоченности среди объектов чувственного восприятия.

4) Научные законы – это экономный способ описания ощущений, сжатая сводка опытных данных, способ их упорядочивания. Принцип экономии мышления требует в науке избавляться от лишнего, например, понятий причинности, необходимости.

3) Неопозитивизм (логический позитивизм). Это третий этап в развитии позитивизма (вторая треть XX в.).

Неопозитивизм является одним из ведущих направлений в развитии философии XX в. Основные методологические и мировоззренческие установки новой формы позитивизма были определены деятельностью Венского кружка, который сложился на основе кафедры философии индуктивных наук, учрежденной в Венском университете.

Причины возникновения неопозитивизма:

Эволюция позитивизма к неопозитивизму вызвана потребностями развития науки в решении ее методологических проблем, необходимостью исследования роли знаково-символических средств науки (языка науки), соотношения в ней теоретического аппарата и эмпирической базы, а также изучения роли мышления в познавательном процессе.

Новым в этой форме позитивизма был пересмотр задач философии. Был выдвинут тезис о том, что философия не может быть теорией, а должна представлять собой деятельность особого рода – изучение языковых форм познания, анализ языка науки с целью его прояснения и очищения от всех ненаучных, и, прежде всего "метафизических" добавок.

Основные идеи неопозитивизма:

1. Смысл существует лишь в тех суждениях, которые могут быть удостоверены чувственными данными (кроме математических и логических заключений). То есть, если вы не можете привести никакого факта в пользу некоего суждения или, наоборот, в целях его опровержения, значит, это суждение бессмысленно.

2. Процесс познания начинается с фиксации фактов (установления протокола предложений).

Ø они выражают чистый чувственный опыт субъекта;

Ø абсолютно достоверны;

Ø нейтральны по отношению ко всему остальному знанию;

Ø гносеологически первичны - именно с установления протокольных предложений начинается процесс познания;

Ø в их истинности нельзя сомневаться.

3. Всякая наука есть система познавательных предложений, т.е. истинных утверждений опыта. Философия в этом смысле ненаучна, так как построена не на опыте. Ее функция – определять значение опыта (протокольных предложений). Наука и философия связаны, потому что философия предполагает прояснение фундаментальных базисных понятий, установления смысла утверждений. Роль философии сведена до логического анализа протокольных предложений опыта.

4. Анализ языка науки как содержание философской деятельности предполагал отделение предложений, относящихся к области научного знания от предложений, не имеющих научного ("позитивного") смысла. К последним были отнесены так называемые "метафизические", то есть непроверяемые на опыте, и предложения, лишенные смысла.

5. Все подлинно научное знание редуцировано (сведено) к чувственно данному.

6. Главный метод познания – верификация (проверка, подтверждение протокольных предложений в процессе эмпирического познания).

Итак, неопозитивистская версия философии науки отрицает воздействие на науку социокультурных факторов. Она отбрасывает как ненаучное все то, что не может быть сведено к конечной логической комбинации протокольных предложений. Деятельность ученого выглядит у неопозитивистов достаточно операционально и графологично (описательно).

Постпозитивизм.

Представители: К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, Ст. Тулмин и др.

Продолжая поиски позитивизма в области повышения научности, строгости философии, постпозитивисты уточняют теорию развития знания. Главное содержательное отличие постпозитивизма - в переключении внимания философии науки с анализа структуры готового научного знания на проблемы рациональной реконструкции процессов открытия, динамики, конкуренции и смены научных теорий. В решении указанных проблем постпозитивизм был весьма неоднороден. Здесь можно выделить такие его влиятельные концепции, как критический рационализм(или фальсификационизм) К. Поппера, методологию научно-исследовательских программИ. Лакатоса, эволюционную эпистемологиюСт. Тулмина, методологический анархизмП. Фейерабенда и, наконец, теорию научных революцийТ. Куна. Рассмотрим коротко основные положения этих концепций.

1) Модель философии науки К. Поппера.

Карл Поппер – представитель критического рационализма (фальсификационизма). Критический рационализм провозглашает принцип бескомпромиссной критики, принципиальной гипотетичности знания, ибо претензия на обладание абсолютной истиной нерациональна. Его часто называют неопозитивистом, но он был одним из самых жестких оппонентов данного направления. Принято его причислять к постпозитивистам и философии науки. Его учение также называют моделью роста научного знания.

Основные идеи К. Поппера:

1)Критика индуктивных методов научного познания и индуктивизма: индукция – это чисто психологическая процедура, которая может быть лишь случайным поводом к появлению гипотезы, но не в состоянии лечь в основу логики научного знания.

Пример: биологи были уверены, что все лебеди белые, пока в Австралии не обнаружили черных лебедей. Этот пример показывает неэффективность индукции.

2)Рост научного знания осуществляется методом проб и ошибок (этот принцип К. Поппер позаимствовал из учения об эволюции).

3)Основной метод науки – фальсификация. Фальсификация - опровержение теории ссылкой на эмпирический факт (фальсификатор, контрпример), противоречащий данной теории. Данный метод эффективнее верификации, при которой подтверждающие факты всегда выбираются ученым избирательно и целенаправленно, а потому любую теорию можно притянуть к фактам. Фальсификация более продуктивна, поскольку способствует выдвижению новых гипотез после отмены непрошедших проверку контрпримерами теорий.

4)Концепции, которые принципиально не опровергаемы, не имеют связи с фактами, а значит, ненаучны. В этом и заключается прогресс науки, преодолевающий некий застой и догматизм.

5)Постановка проблемы демаркации (разграничения научного и ненаучного): граница лежит в возможности фальсификации, опровержении гипотез фактами. Философско-метафизическое знание нефальсифицируемо, так как не связано с эмпирией, значит оно ненаучно.

6)Отход от идеи кумулятивности (накапливаемости) в эволюции научного знания. Некумулятивность позволяет обеспечить большее разнообразие научного знания, его более изменчивый и нерегулярный характер. Модель эволюции знания у Поппера достаточно близка дарвиновской модели эволюции, в основе которой, как известно, лежат мутагенез (процесс случайного возникновения мутаций) и селектогенез (процесс отбора благоприятных мутаций и выбраковывания неблагоприятных). Роль организмов в модели эволюции Поппера играют научные гипотезы, роль среды – разного рода примеры и контрпримеры. Все гипотезы-организмы рано или поздно вымирают, заменяясь новыми гипотезами, которые также вымрут. Поскольку новые гипотезы возникают на основе проб-мутаций, то последующая гипотеза может быть в произвольном – не обязательно кумулятивном - отношении к предыдущей.

7)Конвенционально-игровой характер первичных оснований науки: первоначальные гипотезы науки не вытекают их опыта, но рождаются в коммуникативной среде ученых, а порой и вне этой среды.

8)Эволюция знания нелинейна, случайна, движется от проблемы к проблеме, все более углубляя проблемность без углубления (кумулятивности) теорий. Теоретическое знание вообще в такой модели играет некоторую преходящую и служебную роль, позволяя в конечном итоге лишь порождать более глубокие проблемы.

Рост научного знания, по Попперу, можно выразить следующей схемой:


Здесь П, — исходная проблема; ВР — временные решения исходной проблемы; ЭО — элиминация, удаление обнаруженных ошибок; П — новая проблема.

К. Поппер создает шаткую почву для науки: любое научное суждение и положение может быть раскритиковано, признано несостоятельным и опровергнуто, нет спасительных привязных ремней инструкций и предписаний, принципиальная открытость для выбора не только привлекает, но и отталкивает, пугая своей новизной, сопровождает сферу критического рационализма.

Основные идеи И. Лакатоса:

1) Развитие науки – это конкуренция исследовательских программ.

2) Исследовательская программа - совокупность и последовательность теорий, связанных непрерывно развивающимся основанием, общностью основополагающих идей и принципов. Исходная теория тянет за собой вереницу последующих. Каждая из последующих теорий развивается на основе добавления дополнительной гипотезы к предыдущей.

3)Исследовательская программа состоит из:

· жесткого (твердого) ядра: системы центральных конкретно-научных и онтологических допущений и утверждений научной теории, которая никогда не подвергаются сомнению в рамках данной программы. Например: жесткое ядро - идея гена как носителя наследственной информации в генетике или идея непрерывности в классической механике.

· защитный пояс: дополнительные гипотезы, которые могут видоизменяться, адаптируясь к аномалиям.

5) Если исследовательская программа прогрессивно объясняет больше, нежели конкурирующая, то она рано или поздно вытесняет ее, и эта конкурирующая программа может быть устранена или до поры отложена.

6) Критерием научности является осуществление верификации дополнительного (прогностического) содержания теории, чем обнаружение фальсифицирующих ее примеров.

7) Научные революции предполагают вытеснение прогрессивными
исследовательскими программами своих предшественниц, исчерпавших внутренние резервы развития.

8) Основное требование к научным программам – их непрерывный рост.

Пример: самой успешной из всех когда-либо существовавших программ Лакатос считает теорию тяготения Ньютона и обосновывает это так. На момент возникновения теории Ньютона существовало множество опровергающих ее факторов. Теория тяготения вступила в борьбу с ними и с подтверждающими эти факты теориями. Через определенное время, проявив изобретательность, сторонники теории Ньютона превратили все контрпримеры в примеры, подкрепляющие теорию. Отрицательная эвристика запрещала применять опровержения к жесткому ядру программы.

Основные идеи:

1. Наука - одна из форм культуры, как и искусство, политика и даже религия.

2. Наука активно взаимодействует с культурой и обществом и во многом определяется социокультурным влиянием.

4. Признак парадигмы - всеобщее признание со стороны большинства научного сообщества.

5. Наука проходит в своем развитии некоторые циклы: допарадигмальная стадия, стадия научной революции, стадия нормальной науки, стадия кризиса парадигмы. Т.е. накопление неизученных аномалий, которые не вписываются в существующую научную традицию, разрушает парадигму и осуществляется научная революция, в результате которой возникают новые способы описания и объяснения действительности. Наука входит в фазу своего нормального развития. Но в итоге происходит кризис парадигмы и начинается новый цикл развития науки.

6. В основании причин, по которым научное сообщество принимает новую теорию, лежат различные, в том числе иррациональные факторы (вера, интуиция).

Итак, Т. Кун отказался полностью от идеи кумулятивности науки. Наука – это не связанные друг с другом островки научного знания (парадигмы), которые несравнимы и несопоставимы друг с другом. В концепции Куна релятивизм достигает своего абсолютного выражения. Оставаясь на платформе признания объективной реальности, т.е. не впадая в мистику и солипсизм, он, тем не менее, релятивизирует истинность научного знания по отношению к принятой парадигме. Правильно показывая значимость социологических и социально-психологических элементов в деятельности научных коллективов, Кун противопоставляет их объективной логике научного исследования, обладающей относительной суверенностью от своих парадигмальных ограничений. В его концепции ощущается сильный крен и в сторону прагматизма и операционализма.

4) Модель науки Пола Фейерабенда.

Основные идеи:

1) Не существует границы между философией и наукой, наукой, религией и мифом.

2) Наука по своей сути догматична и консервативна, как и религия, не дает возможность прорастать новому знанию.

3) Наука никогда не может быть познана до конца, и никогда ни одна модель науки не в состоянии исчерпать живую, развивающуюся науку. А это значит, что любой научный метод, любая модель научного знания всегда обнаружит какую-то свою ограниченность, за пределами которой эти метод и модель окажутся противоречащими науке.

a) Принцип пролиферации научных теорий: призыв умножать все более разные теории.

Основные идеи М. Полани:

1) Преодоление ложного идеала деперсонифицированного научного знания, ошибочно отождествляемого с объективностью.

2) Науку делают люди, обладающие мастерством.

4) Люди, делающие науку, не могут быть заменены другими и отделены от произведенного ими знания.

5) В познавательной и научной деятельности чрезвычайно важными оказываются мотивы личного опыта, переживания, внутренней веры в науку, в ее ценность, заинтересованность ученого, личная ответственность, интуиция.

6) Личностное или неявное знание формируется посредством личных контактов и оказывает непосредственное влияние на теоретические и практические навыки ученых, их способность к воображению и творчеству.

Резюме:в философии науки принято рассматривать концепции философов, начиная с этапа позитивизма. Именно позитивисты предложили сциентистскую модель развития науки, порывающую со всякого рода метафизическим, неверифицируемым знанием. Наука выглядит у них как сбор и описание фактов, на основе которых выявляются законы природы и общества. Развитие науки происходит кумулятивно. Эмпириокритицистская модель науки поставила под вопрос проблему опыта (эмпирии) и сделала его основой своей критики. По мнению эмпириокритицистов, наука отражает содержимое сознания, воспроизводящего мир в ощущениях. Научная теория - описание некой упорядоченности среди объектов чувственного восприятия. Логические позитивисты продолжили ориентацию позитивистов на сбор фактов и верификацию, но сделали акцент на описании этих фактов с помощью специального языка науки. Именно язык определяет наблюдаемую реальность. Первые три формы позитивизма рассматривают науку в отрыве от социума, культуры, ценностей. Постпозитивисты в своих моделях науки показали социокультурное влияние на рост и развитие научного знания. При этом они были противниками кумулятивизма и методологической однородности. Многие идеи постпозитивизма легли в основание понимания современного типа науки – постнеклассической.

§6. Многообразие типов и отраслей научного знания, критерии их клас­сификации.

Основные понятия:научное знание, наука, классификация наук.

В реальной жизни научного сообщества нет науки вообще, а есть деление ее по направлениям исследования: естественно-научное, гуманитарное, социальное, техническое и математическое. Выявление структуры науки предполагает создание классификации.

Классификация наук – сведение всех областей человеческих знаний в единую систему, в которой различные знания, расчлененные на относительно самостоятельные науки, связываются воедино в соответствии с объективными законами материального мира и человеческого познания. Классификация наук представляет знание о том, какой предмет изучает та или иная наука, что ее отличает от других наук и как она связана с другими науками в общей системе научного познания. Существует множество типов классификации науки. Общепринятой является классификация на основе следующих признаков: предмет науки, метод исследования, результат исследования.

Этапы классификации:

Позитивизм - это направление философии. Его основная идея заключается в следующем: надежными и ценными являются исключительно те знания, которые получили в ходе научного познания мира, тогда как все теоретические философские построения являются шаткими и ненадежными. Направление позитивизм сформировалось в XIX-XX веках. В ходе истории это научное течение прошло 4 стадии: “первый”, “второй”, неопозитивизм и постпозитивизм.

Основные положения позитивизма

  • Единственный способ познать и изменить мир - это научные методы;
  • Наука может найти закономерности в процессах природы и жизни социума;
  • Прогресс существует, развитие мира происходит по установленным правилам.

Рис. 1. Сущность позитивизма

Первый позитивизм

Впервые это философское направление сформировалось в 30-40-х годах XIX столетия. Оно противопоставлялось традиционным на тот момент взглядам философии о происхождении всего сущего, принципах существования и т.п.

Важно! Основатель позитивизма - Огюст Конт. Также эту теорию поддерживали французы Э. Литтре и Э. Ренан, англичане Дж. Милль и Г. Спенсер, немцы Я. Молешотт и Э. Геккель, россияне Н. Михайловский, П. Лавров.

Огюст Конт - социолог и философ Франции, который, взяв за основу некоторые идеи эпохи Просвещения, высказал теорию, гласящую, что наука может прогрессировать бесконечно. Он придерживается методов выделения научных дисциплин, которые разработали энциклопедисты. Конт говорил, что любые способы использовать проблематику метафизики к практической науке невозможно, так как наука не нуждается в осмыслении и сама является основой для знания .

Рис. 2. Этапы развития позитивизма

  • детства - теологическая, когда все объясняется с помощью понятия о Боге;
  • юношества - метафизическая - понятие о Боге заменяется абстрактными сущностями (например, “природой”), которые являются неподтвержденными плодами фантазий;
  • зрелости - позитивная - общество достаточно выросло, чтобы понять, что единственное точное знание может дать только наука.

Второй позитивизм

Эта стадия развития позитивизма началась на границе XIX и XX веков. Ее разработали два философа: немец Рихард Авенариус и австриец Эрнст Мах. Течения, которые они создали, получили названия “махизм” и “эмпириокритицизм”. Также приверженец этого направления - французский ученых А. Пуанкаре. Махисты возродили положения Юма и Беркли. Они видят целью философии создание теории научного познания, в отличие обобщения информации разных наук, как говорил Конт. Они развивают “Теорию иероглифов”, в которой предлагают рассматривать понятия науки как знак для емкого описания ощущений.

Рис. 3. Принципы позитивизма

Неопозитивизм

Третьей стадией развития становится неопозитивизм. Также его называют “аналитической философией”. Он сформировался в первых десятилетиях ХХ в. В этой философии сложился ряд отдельных направлений.

Одним из них стал логический позитивизм - основоположники Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн. Они и ряд других ученых создали Венский кружок (сообщество), который издает журнал “Познание”. В нем продвигались идеи логического позитивизма. Также влиятельной была львовско-варшавская школа (К. Твардовский, А. Тарский). В основе их теории лежит проблема эмпирической (практической) осмысленности положений науки. Они говорят о том, что философия - это вид деятельности, цель которого - детальный анализ языков, а не общая теория познания или содержательная наука . Это направление в основу берет принцип верификации, который призывает искать эмпирические подтверждения понятий науки, высказанных в теории, сопоставляя их с конкретными объектами и данными. Основоположники отмечают, что утверждение науки должно подтверждаться опытом, если это не было сделано, значит - оно некорректно. Но так как не все науки могут быть подвержены подобному анализу, ряд ученых отказываются от этой идеи, и создается другое направление позитивизма.

Постпозитивизм

  • жесткого ядра - утверждения, которые нельзя опровергнуть;
  • защитного пояса - служит для охраны ядра от опровержений, но сам может меняться;
  • негативной эвристики - методологические правила, которые определяют, какие пути исследования будут предпочтительнее.

Важно! Лакатос говорил, что программа исследований может развиваться прогрессивно, если ее теоретический рост быстрее, чем эмпирический. По мнению исследователей, концепция Лакатоса более совершенна и продумана.

Читайте также: