Терминологический диктант это кратко

Обновлено: 17.05.2024

В своей практике применяю такой не совсем обычный диктант, начиная приблизительно за 3 недели до окончания четверти. Детям заранее раздаю вопросы (Здесь представлен диктант за 1 четверть), для подготовки, а далее на уроке дети записывают только ответ одним - двумя словами. Проверку организую по - разному: взаимопроверка, самопроверка, проверка учителем. Цель данного вида работы: отработать теоретический материал. Этот же вид работы помогает подготовить ребят к умению самостоятельно задавать учебные вопросы друг другу на уроке.

ВложениеРазмер
voprosy_dlya_terminologicheskogo_diktanta_po_russkomu_yazyku.doc 34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вопросы для терминологического диктанта по русскому языку

(вопрос воспринимается на слух, дети записывают только ответ)

  1. Как называется главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? Или что?
  2. Как называется главный член предложения, который отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
  3. Как называются предложения, которые состоят только из грамматической основы?
  4. Если предложение распространённое, то в нём кроме главных членов есть и ….
  5. Как называются слова, которые имеют одинаковое лексическое значение, но различны по написанию?
  6. Как называются противоположные по лексическому значению слова?
  7. Какие буквы дают мягкость согласным звукам?
  8. Сколько значений имеет многозначное слово?

Вопросы для терминологического диктанта по русскому языку

(вопрос воспринимается на слух, дети записывают только ответ)

  1. Как называется главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? Или что?
  2. Как называется главный член предложения, который отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
  3. Как называются предложения, которые состоят только из грамматической основы?
  4. Если предложение распространённое, то в нём кроме главных членов есть и ….
  5. Как называются слова, которые имеют одинаковое лексическое значение, но различны по написанию?
  6. Как называются противоположные по лексическому значению слова?
  7. Какие буквы дают мягкость согласным звукам?
  8. Сколько значений имеет многозначное слово?

Вопросы для терминологического диктанта по русскому языку

(вопрос воспринимается на слух, дети записывают только ответ)

  1. Как называется главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? Или что?
  2. Как называется главный член предложения, который отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
  3. Как называются предложения, которые состоят только из грамматической основы?
  4. Если предложение распространённое, то в нём кроме главных членов есть и ….
  5. Как называются слова, которые имеют одинаковое лексическое значение, но различны по написанию?
  6. Как называются противоположные по лексическому значению слова?
  7. Какие буквы дают мягкость согласным звукам?
  8. Сколько значений имеет многозначное слово?

Вопросы для терминологического диктанта по русскому языку

(вопрос воспринимается на слух, дети записывают только ответ)

  1. Как называется главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? Или что?
  2. Как называется главный член предложения, который отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
  3. Как называются предложения, которые состоят только из грамматической основы?
  4. Если предложение распространённое, то в нём кроме главных членов есть и ….
  5. Как называются слова, которые имеют одинаковое лексическое значение, но различны по написанию?
  6. Как называются противоположные по лексическому значению слова?
  7. Какие буквы дают мягкость согласным звукам?
  8. Сколько значений имеет многозначное слово?
  1. Как называются слова, у которых одно лексическое значение?
  2. Приведите пример антонима (синонима, переносное значение многозначного слова)
  3. Составь и запиши нераспространённое предложение.
  4. Как связаны слова в предложении?
  5. Как называется в тексте то, о чём нам хотел сказать автор?
  6. Что такое тема текста?
  7. Разговор двух или более лиц – это…
  8. Речь одного лица – это…..
  1. Как называются слова, у которых одно лексическое значение?
  2. Приведите пример антонима (синонима, переносное значение многозначного слова)
  3. Составь и запиши нераспространённое предложение.
  4. Как связаны слова в предложении?
  5. Как называется в тексте то, о чём нам хотел сказать автор?
  6. Что такое тема текста?
  7. Разговор двух или более лиц – это…
  8. Речь одного лица – это…..
  1. Как называются слова, у которых одно лексическое значение?
  2. Приведите пример антонима (синонима, переносное значение многозначного слова)
  3. Составь и запиши нераспространённое предложение.
  4. Как связаны слова в предложении?
  5. Как называется в тексте то, о чём нам хотел сказать автор?
  6. Что такое тема текста?
  7. Разговор двух или более лиц – это…
  8. Речь одного лица – это…..
  1. Как называются слова, у которых одно лексическое значение?
  2. Приведите пример антонима (синонима, переносное значение многозначного слова)
  3. Составь и запиши нераспространённое предложение.
  4. Как связаны слова в предложении?
  5. Как называется в тексте то, о чём нам хотел сказать автор?
  6. Что такое тема текста?
  7. Разговор двух или более лиц – это…
  8. Речь одного лица – это…..

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Диагностические работы по темам "Словарный диктант", "Терминологический словарь".

Контроль успешности усвоения терминов и словарных слов.

Терминологический словарь

В словаре даны термины, необходимые для работы над сочинением на уроках русского языка и литературного чтения по УМК "Перспективная начальная школа".


В данном словаре в алфавитном порядке собраны основные понятия по теме патриотического воспитания для учащихся начальных классов и их родителей. Словарь можно подразделить на две части: Родители и уче.


Терминологический словарик

Словарь музыкальных терминов для учащихся начальной школы.


Краткий терминологический словарь для студентов по философии

Словарь философских терминов будет полезен для студентов во время обучения.


терминологический словарик для учителей по языковому образованию младших школьников

Терминологический словарик для учителей содержит толкование некоторых фундаментальных терминов по языковому образованию младших школьников - коммуникативная компетенция, коммуникативно-речевые умения.


Формирование устойчивой терминологической речи на уроках математики. Обучение учащихся начальной школы устным арифметическим вычислениям .

Традиционным для русской методичес­кой школы в рамках ее начального этапа является внимание к обучению устным арифметическим вычислениям, к формированию устойчивой терминологической речи, развит.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения ( синтаксис ).

Сочетание двух или нескольких слов, объединенных грамматически и по смыслу ( словосочетание ).

Знак препинания, обозначающий членение внутри предложения, также выделяющий некоторые синтаксические группы ( запятая ).

Главный член предложения, который отвечает на вопросы И.п. ( подлежащее ).

Предложение, которое состоит только из главных членов ( нераспространенное ).

Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину ( обстоятельство ).

Подлежащее и сказуемое – это … (грамматическая основа предложения ).

Предложение, в конце которого стоит восклицательный знак ( восклицательное ).

Слова в предложении, отвечающие на один и тот же вопрос и выполняющие одну и ту же синтаксическую роль в предложении ( однородные члены ).

Разбор, который помогает правильно расставить знаки препинания в предложении (пунктуационный разбор ).

Предложения для пунктуационного разбора выделяются в учебнике цифрой… ( 5 ).

Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью ( обращение ).

Предложение, которое имеет две и более грамматические основы называются … ( сложными ).

Краткое описание документа:

Такой вид диктанта проверяет учащихся на знание грамматических терминов.

Проводится в начале урока (3-5 минут), что позволяет учителю проверить теоретические знания учащихся.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 470 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 09.12.2014 20331
  • DOCX 15 кбайт
  • 24 скачивания
  • Рейтинг: 2 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Леонова Жанна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Задание. По толкованию слова определите слово и запишите его в начальной форме.

1) Наука, изучающая словарный состав языка, называется…

2) Словарный состав языка называется…

3) То, что обозначает слово, называется…

4) Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…

Что за шутки? Говорят,

На быках мосты стоят!

Вот он мост, под ним река –

Ни единого быка!

Не пойму я ничего:

Или все до одного

От нелегкого труда?

Ну а мост на чем тогда?

Почему не понятно, о каком быке речь?

- Подумайте, какое отношение это шуточное стихотворение имеет к теме урока?

Терминологический диктант (презентация)

1. Отметьте многозначное слово

2. Отметьте однозначное слово

3. Укажите верное утверждение

А) есть однозначные и многозначные слова;

Б) все слова только однозначные

В) все слова только многозначные

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Терминологический диктант

Задание. По толкованию слова определите слово и запишите его в начальной форме.

1) Наука, изучающая словарный состав языка, называется…

2) Словарный состав языка называется…

3) То, что обозначает слово, называется…

4) Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…

  • Задание.По толкованию слова определите слово и запишите его в начальной форме. 1) Наука, изучающая словарный состав языка, называется… 2) Словарный состав языка называется… 3) То, что обозначает слово, называется… 4) Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…
  • Задание.По толкованию слова определите слово и запишите его в начальной форме. 1) Наука, изучающая словарный состав языка, называется… 2) Словарный состав языка называется… 3) То, что обозначает слово, называется… 4) Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…
  • Задание.По толкованию слова определите слово и запишите его в начальной форме. 1) Наука, изучающая словарный состав языка, называется… 2) Словарный состав языка называется… 3) То, что обозначает слово, называется… 4) Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…
  • Задание.По толкованию слова определите слово и запишите его в начальной форме. 1) Наука, изучающая словарный состав языка, называется… 2) Словарный состав языка называется… 3) То, что обозначает слово, называется… 4) Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…

Терминологический диктант

Ответы:

3) Лексическое значение

  • 3) Лексическое значение
  • 3) Лексическое значение
  • 3) Лексическое значение
  • 3) Лексическое значение

4) Т олковый словарь

 Что за шутки? Говорят, На быках мосты стоят! Вот он мост, под ним река – Ни единого быка! Не пойму я ничего: Утонули что ли? Или все до одного Убежали в поле От нелегкого труда? Ну а мост на чем тогда? А. Шибаев Почему не понятно, о каком быке речь? - Подумайте, какое отношение это шуточное стихотворение имеет к теме урока?

Что за шутки? Говорят,

На быках мосты стоят!

Вот он мост, под ним река –

Ни единого быка!

Не пойму я ничего:

Или все до одного

От нелегкого труда?

Ну а мост на чем тогда?

- Подумайте, какое отношение это шуточное стихотворение имеет к теме урока?

Составьте словосочетание или предложение на основе образа-картинки 1 ряд

Составьте словосочетание или предложение на основе образа-картинки

Составьте словосочетание или предложение на основе образа-картинки 2 ряд

Составьте словосочетание или предложение на основе образа-картинки

Составьте словосочетание или предложение на основе образа-картинки 3 ряд

Составьте словосочетание или предложение на основе образа-картинки

Найдите в толковом словаре значения слов. Озимь – 1 ряд Реять – 2 ряд Алмазный – 3 ряд

Найдите в толковом словаре значения слов.

А) ветер; Б) солнце; В) иголка

А) кисть; Б) звезда; В) радуга

3. Укажите верное утверждение

А) есть однозначные и многозначные слова;

Б) все слова только однозначные

В) все слова только многозначные

Работа в парах 1.Отметьте многозначное слово А) ветер; Б) солнце; В) иголка 2. Отметьте однозначное слово А) кисть; Б) звезда; В) радуга 3. Укажите верное утверждение А) есть однозначные и многозначные слова; Б) все слова только однозначные В) все слова только многозначные

А) ветер; Б) солнце; В) иголка

А) кисть; Б) звезда; В) радуга

3. Укажите верное утверждение

А) есть однозначные и многозначные слова;

Б) все слова только однозначные

В) все слова только многозначные

Самостоятельная работа

  • Составьте и запишите предложения со словами.
  • Нос – 1 ряд
  • Колокольчик – 2 ряд
  • Ручка – 3 ряд

Почему в этом тексте появляется двойной смысл? Какую иллюстрацию к стихотворению вы могли бы нарисовать? С той и с этой стороны В клетках кони и слоны. В клетках справа, в клетках слева Короли и королевы. Но не могут удержаться, Чтоб друг с другом не сражаться!

Почему в этом тексте появляется двойной смысл? Какую иллюстрацию к стихотворению вы могли бы нарисовать?

Чтобы знанья были впрок, Кратко повторим урок!

  • § 65
  • Упр. 345. Сочинение-рассуждение, стр.156
  • Упр.346. стр. 157


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исходя из выше сказанного, я сделал для себя вывод, что проведение терминологических диктантов является неотъемлемым компонентом учебного контроля. Очень часто учителя довольствуются парой заданий в общих самостоятельных и контрольных работах, где от ученика требуется поработать с термином. Данный способ работы не сможет помочь достигнуть требуемого результата для большинства учащихся. По моему мнению, необходимо проводить полноценные терминологические диктанты по результатам глав. Данное мнение основано на том, что, таким образом, мы можем создавать у ученика необходимый активный лексикон по смежным темам, а так же это способствует более четкому разграничению синонимических слов.

Читайте также: