Несбывшаяся конституция при александре 1 кратко

Обновлено: 04.07.2024

Почему Александр 1 отказался от введения конституции в России после войны?
В вашем вопросе ответ В:
в) дворянство оказывало сопротивление реформам.

Период царствования Александра I, наступивший после войны 1812 г. и разгрома наполеоновской Франции, традиционно рассматривался и современниками, и в научной литературе как период глухой реакции. Его противопоставляли первой, либеральной, половине правления Александра I. Действительно, в 1815-1825 гг. во внутренней политике самодержавия резко усиливаются консервативные, охранительные начала. В России устанавливается жесткий полицейский режим, связанный с именем А. А. Аракчеева, который играл большую роль в управлении государством. Впрочем, А. А. Аракчеев, при всем своем влиянии, в принципе был лишь исполнителем воли монарха.
Александр I, однако, не сразу отказался от либеральных начинаний, характерных для первой половины его царствования. В ноябре 1815 г. император утвердил конституцию для присоединенной к России согласно решениям Венского конгресса части Польши (Царство Польское) . Царство Польское получило довольно широкую автономию. Власть российского монарха в Польше ограничивалась в известной мере местным представительным органом с законодательными функциями – сеймом. Сейм состоял из двух палат – Сената и Посольской палаты. Дарование Царству Польскому конституции Александр I рассматривал как первый шаг к введению представительной формы правления в Российской империи. Соответствующий намек был сделан им в марте 1818 г. в речи, произнесенной на открытии польского сейма. По поручению Александра I один из бывших членов Негласного комитета (Н. Н. Новосильцев) приступил к работе над проектом конституции для России . Подготовленный им документ (Государственная уставная грамота Российской империи) вводил федеративный принцип государственного устройства; законодательная власть делилась между императором и двухпалатным парламентом – сеймом, состоявшим (как в Польше, из Сената и Посольской палаты) ; Уставная грамота предоставляла гражданам Российской империи свободу слова, вероисповеданий, печати, гарантировала неприкосновенность личности. К 1821-1822 гг. отказ Александра I от каких-либо преобразований стал совершившимся фактом. Сторонники перемен составляли в правящих кругах ничтожное меньшинство. Своему ближайшему окружению царь жаловался, что не имеет помощников и не может найти подходящих людей на губернаторские должности. Прежние идеалы все более казались Александру лишь бесплодными романтическими мечтами и иллюзиями, оторванными от реальной политической практики. Отрезвляющее воздействие оказало на Александра известие о восстании Семеновского полка (1820), воспринятое им как угроза революционного взрыва в России, для предотвращения которого необходимо было принять жесткие меры. Тем не менее мечты о реформах не покидали императора вплоть до 1822-1823. Сам царь, убеждаясь в невозможности проведения в этих условиях сколько-нибудь серьезных реформ, в своих воззрениях все более эволюционировал вправо. Это был мучительный процесс, завершившийся для Александра I тяжелым душевным кризисом. Отказавшись от реформ, царь взял курс на укрепление основ существующей системы. Внутриполитический курс самодержавия с 1822-1823 гг. характеризовался переходом к откровенной реакции. Впрочем, уже с 1815 г. практика государственного управления во многих существеннейших отношениях резко контрастировала с задумывавшимися и частично проводившимися в жизнь либеральными начинаниями монарха. Все более ощутимым фактором российской действительности станоилось наступление реакции по всем линиям. Изменения претерпела с начала 20-х годов XIX в. и политика Александра I в отношении Польши. Он отверг в 1820 г. представленные на его утверждение законопроекты, как нарушающие конституцию. После этого Александр I вообще не собирал сейм в течение двух сроков, предусмотренных конституцией. в Польше постепенно утверждались абсолютистские принципы, господствовавшие во всех прочих частях империи.

Почему не была принята первая русская конституция

Еще с начала XIX века Россия могла обрести конституцию. Сначала неудачным оказался проект Сперанского, за ним и Уставная грамота. Если бы один из них был принят императором, возможно, история нашей страны развивалась бы совсем иначе. Попытаемся разобраться, что представлял собой новый проект и почему он так и остался на бумаге.

После победы над Наполеоном

0

Маршал Мармон вручает ключи от Парижа российскому императору Александру I

С другой стороны, несмотря на то что в ходе своего правления Александр I значительно менялся как личность, от молодого пылкого либерала-реформатора он проделал большой путь к российскому самодержцу, он всё же видел необходимость реформ. Война действительно далась Российской империи тяжело. Потребовалось напряжение сил всего народа, не зря она стала Отечественной. Автор великих свершений во внешней политике Александр I мог стать человеком, кардинально изменившим и внутреннее устройство России.

Замысел проекта

0

Н.Н. Новосильцев

Интересно, что параллельно Уставной грамоте разрабатывался и первый в истории России секретный проект отмены крепостного права. Его предложили могущественный А. А. Аракчеев и министр финансов Д. А. Гурьев. А позднее, в 1821 году, князь Новосильцев вместе с М. С. Воронцовым и А. С. Меншиковым разработал и представил Александру I доработанную версию проекта по отмене крепостного права.

0

Государственная Уставная грамота являлась попыткой соединения самодержавия с конституционной системой, парламент мог отвергнуть внесённый императором закон, но был лишён права законодательной инициативы. Император обладал всей полнотой исполнительной власти и правом законодательной инициативы.


чиновники и государственные деятели, проявил себя император Александр I. И пришедшаяся на период его правления Отечественная война 1812г. во многом поспособствовала укреплению убеждения царя в необходимости решительных и глубоких изменений в стране. Александр не мог не видеть реакции, которую произвела на русский народ победа над Наполеоном: многие простые люди во время победоносных походов на запад, впервые оказавшись за границей, смогли оценить неприятную разницу между своей жизнью - жизнью победителей - и тем, как живут европейцы. Стали чаще звучать фразы о том, что мы одолели иностранного тирана, но, вернувшись на Родину, снова попали под гнет тирании.

Конечно, власть панически боялась повторения пугачевского восстания, но не меньше ее пугали и назревшие перемены. Возможно, поэтому во второй половине своего царствования Александр I метался между либерализмом, строго-консервативной и даже реакционной политикой, которая получила название


Одной из печальных для народа традиций в законотворческой деятельности русских царей стала апробация каких-либо радикальных нововведений на своих западных территориях, прежде всего, в Прибалтике, Финляндии и Польше. Таким образом, нередко случалось, что народ единой страны жил по разным законам, и одной части империи жилось значительно лучше и свободнее, чем другой.

Начало работы над первой Конституцией Российской империи можно датировать только 15 марта 1818г. – именно тогда Александр I, выступая на открытии Польского сейма, впервые заявил о своем намерении.


Отсутствие единства по вопросу о Конституции и вынудило Александра создать

Пожалуй, самым инновационным пунктом Основ стал принцип разделения властей, согласно которому за императором закреплялась лишь роль главы исполнительной власти, а законодательная - переходила в руки общероссийского сейма из 2-х палат. В парламент могли избираться представители из разных слоев населения (а не только дворяне как раньше), но путь туда для обычных крестьян, все же, был закрыт. Также документ предписывал федеративное деление России на 10 наместничеств (административно-территориальных единиц, объединявших в себе несколько губерний). Верховным органом административного управления назначался Государственный Совет. В Основах были также прописаны буржуазные свободы, независимость суда и другие демократические принципы, которые, к слову, появились совсем недавно в современной России.

Для введения своей Конституции Александр даже подготовил специальный Манифест. По Уставной грамоте, Россия должна была стать конституционной монархии прогрессивного типа, что дало бы серьезный толчок развитию государства и определило бы его лицо на многие годы вперед.

Но великой реформе Александра I не суждено было осуществиться. Потерпел неудачу, принеся массу недовольства со стороны дворян, царская инициатива об упразднении крепостничества, когда император, тайно готовя соответствующий Манифест, пытался убедить дворян добровольно отпустить на волю своих крестьян. С другой стороны, в начале 20-х гг. произошло сразу несколько громких революций в Западной Европе, активное участие в которых принимали многие русские и иностранные военные, известные общественные деятели. Все эти события внутри страны и в мире в сочетании с подготовленными Александром радикальными реформами могли подтолкнуть к восстанию и русский народ. Понимая это, император забросил идею о принятии Конституции.

Почти 10 лет документы хранились в Польше и только во время польского восстания 1830-1831гг. были найдены и опубликованы в западных газетах. Однако значительная часть архива автора проекта Новосильцова была утеряна. Русскому народу пришлось ждать принятия Конституции еще 98 лет, до 1918г.


В результате военных побед над Наполеоном и упрочения позиций России в Европе Александр I вновь вернулся к конституционным замыслам. Реально они были воплощены в Польше, вошедшей в состав Российской империи. В мае 1815г. польскому населению было объявлено о даровании конституции, местного самоуправления, собственной армии и свободы печати.

В соответствии с конституцией Царства польского и по принципу личной унии, российский император одновременно становился королем Польши, но власть его ограничивалась конституционной хартией. Создавался двухпалатный парламент. В то время эта конституция была одной из самых либеральных в Европе, а Александр I, выступив на открытии польского парламента в марте 1818г., уже как сторонник конституционного устройства, обещал в будущем распространить конституционные порядки и на Россию. Текст этой Грамоты включал в себя 191 статью, сгруппированных в шесть глав.


По этому документу царь был единственным источником всех в империи властей: гражданских, политических, законодательных, военных. Носителем исполнительной власти выступал Государственный совет, состоящий из Общего Собрания и Правительственного совета (Комитета министров) Государственный совет, в котором председательствовал император, имел совещательный голос. Предусматривалось образование 10 министерств.

Провозглашалось народное представительство, органом которого объявлялся Государственный сейм (Государственная дума), включающий в свой состав императора и две палаты: Сенат (верхняя палата) и Посольская палата (нижняя палата). Он должен был созываться на 5-летний срок и был призван рассматривать законопроекты, вносимые от имени императора через Государственный совет, бюджет и налоги. Состав Сената был пожизненный, Посольская палата назначалась императором из кандидатов, избранных посольскими палатами наместничеств.

В качестве основной государственно-территориальной единицы предусматривались наместничества, каждое из которых включало несколько губерний.

Административная власть отделялась от судебной. Судьи должны были руководствоваться в своих действиях только законом.


Подданным империи предоставлялись определенные права. Провозглашался принцип, согласно которому закон в равной мере оказывает покровительство всем. Никто не может быть наказан иначе как в силу закона, постановленного и обнародованного до совершения преступления, и по приговору того суда, которому он подсуден.

Непосредственно к разработке документа под общим руководством Президента Императорской академии наук, председателя Государственного Совета Николая Новосильцева были также привлечены чиновники императорской канцелярии — князь Петр Вяземский и юрист Пьер Дешан.

Читайте также: