Первые попытки реформ и 20 съезд кпсс кратко

Обновлено: 30.06.2024

1. Тема: Первые попытки реформ и XX съезд КПСС

2. Домашнее задание:

4. План:

5. 1. Необходимость смены курса

6. У истоков политики реформ

5 марта 1953 г.
И. В. Сталин
умер.
Ведущие роли в
руководстве
страны заняли
ближайшие
соратники
Сталина.

O Г. М. Маленков
(Председатель
Совета
министров)
O Н. С. Хрущев
(секретарь ЦК
КПСС)
Л. П. Берия (руководитель
МВД и внутренних войск)

Работа с текстом учебника
Практически все новые лидеры осознавали
необходимость проведения в стране
масштабных реформ.
Используя текст
учебника, укажите
причины проведения
реформ в СССР
после смерти И. В. Сталина

9. Причины проведения реформ:

Л. П. Берия
Н. С. Хрущев
Используя настроения в правительстве Н. С. Хрущев
организовал арест Л. П. Берии 26 июня 1953 г. на
заседании Президиума Совета министров СССР.
Берия был обвинен в подготовке государственного
переворота и вместе с рядом других руководителей
МВД и МГБ расстрелян в декабре 1953г.

O В чём обвинили Г.
М. Маленкова на
Пленуме ЦК КПСС
в январе 1955 года?
O Февраль 1955 год –
освобождение Г. М.
Маленкова от
обязанностей главы
правительства.

18. 2. XX съезд КПСС

O На ХХ съезде КПСС 14
февраля 1956 года на
закрытом заседании Н. С.
Хрущёв выступил с
докладом, в котором
осудил массовые
репрессии.
O После съезда процесс
реабилитации жертв
репрессий ускорился.


20 съезд КПСС стал первым после смерти И. В. Сталина в 1953 году. Дата 20 съезда КПСС – 14-25 февраля 1956. Его участниками стали 1349 делегатов и гости из 55 стран мира, которые представляли коммунистические партии. Одним из важнейших итогов двадцатого съезда стало осуждение “культа личности”.

Работа съезда

Основными действующими лицами стали первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, Петр Москатов, Николай Булганин. На съезде были представлены: отчетные доклады ЦК КПСС и Центральной комиссии КПСС, указания по 6-ой пятилетке на 1956-1960 годы.

XX съезд КПСС

Рис. 1. XX съезд КПСС.

Основным же событием съезда стали не хозяйственные вопросы, а доклад Хрущева о “культе личности”. Он означал начало десталинизации, а также ослабление цензуры и реабилитацию расстрелянных в 1930-ые деятелей, например, маршалов Тухачевского и Егорова.

Критике “культа личности” предшествовала речь Анастаса Микояна с критикой “Краткого курса истории ВКП(б)” и прочей литературы по истории Гражданской войны.

С докладом “культе личности” выступил Никита Хрущев 25 февраля, то есть в заключительный день работы съезда. Выступление произошло на закрытом утреннем заседании. Доклад был распространен по партийным ячейкам и его разрешили обсуждать даже беспартийным. Он также вызвал большой интерес в других странах, в том числе и в капиталистических. Официальная его публикация в СССР относится к 1989 году. Действия Хрущева вызвали демонстрацию недовольных жителей Тбилиси в 1956 году, она была разогнана силами МВД и войсками. Пострадало около 100 человек.

Доклад о “культе личности” вызвал раскол в социалистических странах. Против Хрущева выступили руководители Компартии Китая (Мао Цзэдун) и Албанской Партии Труда (Энвер Ходжа). В результате, с 1960 года отношения с ними стали ухудшаться, а в конце 1961 руководство СССР приняло решение отозвать посольство из Албании.

XX съезд 1956

Рис. 2. XX съезд 1956.

Вопросы народного хозяйства и внешней политики

Одним из следствий XX съезда стало прекращение производства паровозов. На съезде делегаты рассмотрели записку сотрудника министерства тяжелого машиностроения – Михаила Щукина. Он предложил заменить паровозы на более современные типы локомотивов, электровозы и тепловозы. Своим последние паровозы в 1956 году выпустили два завода – в Коломне и в Луганске. Далее прекратился выпуск пароходов и паросиловых установок.

Во внешнеполитической сфере на съезде было принято решение о многообразии форм перехода к социализму, что означало отказ от гражданской войны и революции как от единственного способа его достижения. Также был подтвержден принцип мирного сосуществования стран с различным общественным и социальным строем.

Шестой пятилетний план предполагал рост электрофикации железных дорог, а еще освоение целинных земель в Казахстане, строительство ГЭС на Волге, Днепре, на Ангаре и в Таджикистане.

1956 год XX съезд

Рис. 3. 1956 год XX съезд.

Что мы узнали?

Кратко о 20 съезде КПСС и его значении необходимо знать для понимания истории СССР 1950-ых годов. С ним связаны изменения в идеологии (“десталинизация”) и план развития экономики на 1956-1960 годы.

Какие насущные проблемы стояли перед страной после восстановления народного хозяйства?

1. Необходимость смены курса. Смерть И.В. Сталина 5 марта 1953 г. положила начало десятилетнему периоду борьбы за власть в руководстве СССР, поиска новых путей развития советского общества. Необходимость изменения внутренней и внешней политики определялась и объективными, и субъективными причинами.

В экономике страны существовали большие проблемы. Деревня была истощена, но по-прежнему оставалась главным источником дешёвой рабочей силы. Несмотря на запрет покидать местожительство без разрешения властей, многие колхозники уходили в города. В план очередной пятилетки вновь закладывались опережающие темпы развития тяжёлой и военной промышленности. Для их обеспечения предполагалось значительно увеличить сельскохозяйственный налог. Было очевидно, что продолжение прежней политики приведёт к полному краху сельского хозяйства.

Новые подходы требовались и во внешней политике. Попытки решения спора вокруг Кореи военными средствами зашли в тупик, не было никакого прогресса в деле послевоенного урегулирования в Европе. Советский Союз тратил значительные средства на помощь союзникам, однако созданные при его помощи режимы, как показало восстание 1953 г. в ГДР, утрачивали поддержку населения.

Критическое переосмысление сталинской политики было неизбежно. Однако преемники Сталина, наибольшим влиянием среди которых обладали Л.П. Берия, Г.М. Маленков и Н.С. Хрущёв, не доверяли друг другу и не могли согласовать свои действия. Первый шаг по пути отказа от прежних методов управления обществом решился сделать Л.П. Берия.

В декабре 1953 г. на закрытом заседании Верховного Суда СССР Берия и группа его сподвижников были приговорены к смертной казни.

Инициатива продолжения реформ перешла к Г.М. Маленкову, который после смерти И.В. Сталина возглавил Совет министров СССР.

По предложению Г.М. Маленкова была вдвое снижена сумма сельскохозяйственного налога. Задолженности колхозов по выплатам прежних лет ликвидировались, закупочные цены на аграрную продукцию повышались, разрешалось увеличение размеров крестьянских приусадебных участков.

На июльском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС Маленков выступил с осуждением культа личности Сталина, отметив, что единоличное принятие решений повлекли за собой ошибки в руководстве партией и страной. По инициативе Маленкова начался пересмотр основных направлений пятилетнего плана, в сторону увеличения средств, направлявшихся с на развитие лёгкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства.

В 1954 г. началось освоение целинных земель. Оно стало одним из приоритетных направлений политики правительства. На целину направлялись лучшие кадры специалистов в области сельского хозяйства, туда ехали десятки тысяч патриотически настроенных молодых людей. В течение пяти лет было освоено 42 млн га целинных и залежных земель на северо-западе Казахстана. Это позволило в короткие сроки улучшить положение дел с продовольствием в стране.

Заявления, сделанные Г.М. Маленковым, дали повод Н.С. Хрущёву обвинить его в попытке ослабить систему партийного руководства обществом, отступничестве от идей ленинизма и близости к Берии. В феврале 1955 г.


Н.С. Хрущёв

Маленкова освободили от обязанностей главы правительства. Политическое лидерство в СССР перешло к Н.С. Хрущёву, который попытался дать оценку политике, проводившейся И.В. Сталиным, и подвести итоги тридцатилетнему периоду истории, связанному с его именем.

Подготовка этого доклада осуществлялась по инициативе Хрущёва. Присутствовавшие на съезде делегаты, многие из которых искренне восхищались Сталиным и его политикой, испытали шок, слушая выступление Хрущёва. Между тем на волне набиравшей силу кампании реабилитаций возникла необходимость объяснить стране и миру, что же на самом деле происходило в СССР в годы сталинизма.

Сама форма подачи доклада — на закрытом заседании, без обсуждения его на съезде — свидетельствовала о нежелании руководства КПСС отвечать на вопросы делегатов, касаться проблем исторического пути страны. Показательно, что позднее, в ходе обсуждения доклада Н.С. Хрущёва на закрытых партийных собраниях, прошедших по всей стране, звучали гораздо более резкие оценки сталинизма.

Под предлогом исправления ошибок, допущенных Сталиным, руководители страны ускорили проведение ранее начатой коррекции внутренней и внешней политики страны. Широко развернулся процесс реабилитации жертв репрессий. В 1956-1961 гг. его прошли около 700 тыс. человек. В феврале 1957 г. были признаны необоснованными репрессии против национальных меньшинств.

1. Почему после смерти И.В. Сталина руководство страны оказалось вынуждено пересмотреть многие направления политики государства? Что осложняло этот процесс?

2. Можно ли считать, что Берия и Маленков сыграли позитивную роль в преодолении сталинизма?

3. Как вы думаете, почему после смерти Сталина руководство страны отказалось от политики массовых репрессий?

4. Сравните жизненный путь Л.П. Берии, Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущёва. Почему именно Н.С. Хрущёву удалось войти в историю в качестве реформатора?

5. Какое значение имел XX съезд КПСС? Можно ли считать, что его решения означали отказ КПСС, Советского государства и общества от сталинизма? Была ли возможна подлинная демократизация общества в тех условиях?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Название предмета : История

Уровень обучения : базовый

Общее количество часов, отведенное на изучение темы : 1 час

Место урока в системе уроков по теме : 38 урок

Задачи урока

совершенствовать методы поисковой работы учащихся;

развитие умения выражать и аргументировать свое мнение об исторических событиях.

способствовать на основе исторического материала формированию гражданской позиции и личностного отношения к отечественной истории.

показать пагубность тоталитарных режимов, культа личности, смены политических режимов, борьбы за власть;

воспитывать у учащихся чувство сострадания к невинно осужденным или преследуемым властью;

воспитывать чувство ответственности за судьбу своей страны;

воспитывать гражданскую позицию у учащихся.

Планируемые результаты:

Знать Рассказать об истоках и последствиях кризисных явлений, раскрыть значение решений ХХ съезда, основные даты, понятия и положения по теме.

Уметь сформировать образное представление о влиянии на развитие общества деятельности исторических личностей, исторической преемственности событий, понимания закономерностей исторического развития. выработке собственной оценки периода оттепели; организовывать самостоятельную учебную деятельность, работать с дополнительной литературой и источниками.

Тип урока : комбинированный.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока : Доска ( оформлена в виде газеты с заголовками того времени), портреты Н.С Хрущева на разных этапах его деятельности, портреты Л.П.Берии, Г.М.Маленкова, документы, рабочие листы, карточки…

Содержание урока :

Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания. ( раздаточный тестовый материал по вариантам, вопросы из ЕГЭ прошлых учебных лет) Вопросы для обсуждения:

1) Расшифруйте аббревиатуры: СССР, ГУЛАГ, ЦК КПСС, НКВД, МВД, МГБ, СЭВ, ВПК (1 группа)

3) Назовите даты (перекрестный опрос)

время правления Сталина;

отмена смертной казни, карточек; денежная реформа;

годы четвёртой пятилетки;

изобретение атомной бомбы;

4) Что вы знаете о массовых репрессиях конца 1940-х – начала 1950-х гг?

5) Работа по карточкам ( з группа ) ( Приложение №1 )

Обобщив ответы, учитель отметит что тема урока посвящена одному из судьбоносных событий в истории России.

Изучение нового материала.

Смерть вождя пролетариата И.В. Сталина 5 марта 1953 года положила начало десятилетнему периоду борьбы за власть в руководстве СССР, поиска новых путей развития советского общества. ( слайд 2 ) Необходимость изменения внутренней и внешней политики определялась и объективными, и субъективными причинами. ( слайд 3 ) Тридцать лет Сталин руководил огромной страной, в которой проводился первый в мире социалистический эксперимент. За это время страна прошла индустриализацию, насильственную коллективизацию, волны массового террора, разрушающую войну и превратилась в одну из двух сверхдержав с атомным оружием, которые держали в руках судьбу мира. СССР обладал крупнейшей сухопутной армией мира и занял второе место после США по промышленности, удалось достичь благодаря тотальной системе управления. (слайд4) Однако в условиях этой системы возникло глубокое противоречие между необходимостью изменений в социально-политической и экономической сферах и неспособностью государственного аппарата осознать и осуществить эти изменения. ( слайд 5 )

Полезно выяснить, в контексте каких международных событий происходила борьба за власть в партийном руководстве.

Учащиеся могут назвать:

- для военного сотрудничества социалистических стран и СССР в мае 1955 г . была создана Организация Варшавского Договора (СССР, Польша, Чехословакия, ГДР, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания),

Постановка проблемы: Что вызвало необходимость смены политического курса государства? Какие проявления в общественной жизни имели новые политические идеи?

Тоталитарная система, созданная в 30-х годах, которая характеризовалась чертами государственно-административного социализма с господством партийно-государственной номенклатуры во всех его звеньях, к началу 50-х годов уже себя исчерпала. Требовалось ее радикальное изменение. Процесс десталинизации, начатый в 1953 г., развивался очень сложно и противоречиво.

Учащиеся перечисляют признаки тоталитаризма.

Работа со словарём. Заполните пропуски : (запись на доске)

-Смена в руководстве называется… (ротация)

Кто они? (Берия, Маленков, Хрущёв) (слайд 6)

Учитель: Давайте обратимся к учебнику на стр.285. и выявим причины, вызвавшие необходимость смены курса, и, определим кто был инициатором реформирования сталинской политики. По ходу работы заполним таблицу ( слайд 7), рабочий лист задание 1.

Ученики сообщают дополнительную информацию о личностях Л.П.Берия , Г.М.Маленкове. (слайд 8) , (слайд 9) (по заранее заданному дополнительному домашнему заданию) Ребята как вы сможете объяснить смысл данной частушки (слайд 10)

Работа учащихся с текстом учебника по вопросам и заданиям с.:

Как бы Вы определили смысл термина десталинизация?

Некоторые западные политологи используют для обозначения режима, установившегося в СССР после разрешения кризиса власти 1953 г., термин хрущевизм. Считаете ли Вы правомерным употребление такого названия? Если да, то как соотносятся, по Вашему мнению, понятия десталинизация и хрущевизм?

(Практика показывает, что данный вопрос может вызвать затруднения. Поэтому учащимся нужно объяснить, что термин хрущевизм западные политологи используют для обозначения режима, установившегося в СССР после 1953 г., в качестве условного названия эпохи правления Хрущева, а не для определения некоторой идеологической системы).

Каковы были причины и цели десталинизации? Как и когда она началась? Был ли XX съезд КПСС началом или этапом десталинизации? Была ли десталинизация:

а) показателем слабости режима;

б) новым курсом нового руководства;

в) спланированной кампанией, вызванной происходившей борьбой за власть?

4) Как Вы понимаете термин управляемая десталинизация? Как и кем она управлялась?

Таким образом первые попытки десталинизации – развенчания культа личности Сталина и отказа от реперссивных и мобилизационных методов управления обществом завершились неудачей.. Политическое лидерство перешло к Н.С.Хрущеву. (слайд 11)

Вопросы: Был ли приход к власти Хрущёва случайностью или закономерностью? Каким качествами обладал Хрущёв? (послушание, исполнительность)

Политические и экономические шаги Хрущёва.

2.Считаете ли вы заслугой Хрущёва ликвидацию ГУЛАГа? (По подготовленным спискам целыми партиями освобождали репрессированных; по западной статистике из тюрем вернулось 2 млн.; уничтожение ГУЛАГа – это великий гуманизм Хрущёва)

Закрепление изученного материала

Учитель: Какова расстановка политических сил в руководстве страны после смерти И.В.Сталина? Когда состоялся XX съезд КПСС? Какие вопросы он рассматривал? Давайте обратимся к рабочим листам ( каждому учащему раздается рабочий лист ) и попробуем закрепить полученные знания задания 3-5.

Вывод. Учащиеся подводят вывод по теме урока и отвечают на поставленный в начале урока проблемный вопрос. Несостоятельность экономики, ущемление прав трудящихся и заключенных вызвало необходимость смены политического курса государства. При Хрущёве происходила демократизация общественно-политической жизни, либерализация политического курса при сохранении тоталитарного режима. В общественной жизни имели новые проявления такие политические идеи как десталинизация, оттепель…

20 съезд КПСС проходил в Москве в здании Большого Кремлевского дворца с 14 февраля по 25 февраля 1956 года. Этот съезд Центрального комитета коммунистической партии СССР сегодня активно изучается и связано это с секретным докладом Хрущева, а также с тем, что именно Двадцатый съезд партии положил начало распада СССР.

Подготовка к съезду

20 съезд широко известен исключительно и-за доклада о культе личности Сталина. Наверное самый обсуждаемый вопрос - когда началась подготовка к этому докладу, и когда было принято решение о его озвучивании на заседании Двадцатого съезда? Среди историков существует несколько версий, когда было принято решение о создании доклада о культе личности:

  • Февраль 1956 года. Это версия советских историков, которые говорили, что доклад Хрущева зародился в кулуарах 20-го съезда и был спонтанной реакцией на несправедливость сталинского режима.
  • Октябрь 1955 года. Эту дату называет историк Наумов, который утверждает, что в конце месяца Хрущев отправил записку членам Президиума ЦК, в которой говорилось о работе над докладом.
  • Декабрь 1955 года. Эту дату называют такие историки как Пихоя, Пыжиков и другие. Их версия говорит о том, что именно в декабре 1955-го в ЦК начали работу над докладом.

Третья версия выглядит наиболее жизнеспособной. Например именно на декабрьском заседании Президиума были подняты вопрос, связанные с реабилитацией. В результате было принято решение о роспуске прежней комиссии под руководством Молотова, и создании новой комиссии под руководством Поспелова. Новой комиссии было поручено начать заново изучать причины политических репрессий. Одновременно по инициативе Хрущева со своей должности был смещен министр внутренних дел Круглов, многолетний соратник и Сталина и Берии.

В начале февраля 1956 года комиссия Поспелова установила, что за период репрессий было арестовано 1,548 млн человек, из которых 682 тыс было расстреляно. Эта информация должна была стать одной из ключевых в докладе Хрущева против Сталина. Однако это вызвало раскол внутри партии:

  • Молотов, Каганович и Ворошилов выступали с критикой использования информации и вообще с критикой доклада культа личности. По их мнению это нанесет невосполнимый удар по авторитету партии.
  • Суслов, Микоян, Маленков, Первухин, Булганин поддержали Хрущева.

Основные вопросы

Открытие 20-го съезда КПСС

Программа Двадцатого съезда КПСС в феврале 1956 года.

Это основная программа 20-го съезда КПСС. Она изложена кратко, поскольку не столько важно кто из региональных партий говорил и что. Куда важнее о,о чего в официальной программе нет - речь о секретном докладе Хрущева, который был зачитан 25 февраля.

Секретный доклад и его мотивы

Какими же были мотивы Хрущева и его ближайшего окружения для подготовки и выступления с докладом о культе личности Сталина? В исторической науке нет однозначного ответа на этот вопрос, но есть 3 убедительные гипотезы:

Какая версия более убедительная - каждый решает сам. Можно только констатировать, что вне зависимости от мотивов, поступок Хрущева стал отправной точкой в развале СССР.

Историческое значение 20 съезда КПСС

Читайте также: