М с певзнер биография и вклад кратко

Обновлено: 02.07.2024

Творческая деятельность Марии Семеновны Певзнер привнесла в специальную психологию систему научных идей: в ее исследованиях воплощена задача, поставленная еще Л.С.Выготским о необходимости социально-ориентированного изучения аномальных детей, а также реализованы многие положения психологии при клиническом изучении олигофрении и других аномалий развития.

М.С.Певзнер были сформулированы основные теоретические положения комплексной клинико-генетической и психолого-педагогической диагностики аномалий развития с учетом этиологии, патогенеза, клиники. Опираясь на идеи Л.С.Выготского, М.С.Певзнер уделяла большое внимание изучению структуры дефекта, выявляя связь первичного органического дефекта со сложной психопатологической и патопсихологической надстройкой. Глубокое знание клинических особенностей и психологии умственно отсталых детей, использование данных изучения их высшей нервной деятельности, тесная связь с педагогами позволили М.С. Певзнер разработать оригинальную классификацию олигофрений, имеющую важное значение для педагогической практики, так как в ней учитываются особенности патогенеза и клинические проявления, существенные с точки зрения обучения, воспитания, социальной адаптации и трудовой подготовки детей-олигофренов. Ставя вопрос о культуре ученого, возникла необходимость выделить те основные параметры в творческом пути М.С.Певзнер, которые способствовали столь значительному вкладу в развитие специальной психологии.

Ее научный рост проходил в эпоху резкого усиления влияния науки на судьбы мира, когда приобрела особую значимость проблема формирования нового типа ученого с высокой степенью социально-политической активности и направленности всех сфер его жизнедеятельности на высшие гуманистические ценности. Поэтому вопрос формирования культуры рассматривается как одно из необходимых звеньев в целостной системе самореализации личности ученого.

Первым фактором в специфике культуры ученого является его профессиональная деятельность, которая выступает доминантой, определяющей весь процесс формирования культуры личности. Вышеперечисленные научные достижения в области специальной психологии подтверждают высокий профессиональный уровень М.С.Певзнер.

Эффективность профессиональной деятельности ученого определяется уровнем его общей культуры, в которой, в первую очередь, выделяется творческая активность, то есть создание необходимых условий для непрерывного развития творческого потенциала. Реализация этого принципа подтверждается в научной биографии М.С.Певзнер. Окончив в 1924 г. медицинский факультет Московского государственного университета, она специализируется по детской неврологии, затем в 1931 г. в Экспериментальном дефектологическом институте под руководством Л.С.Выготского ею выполнены важные исследования по проблеме детских психопатий. С 1943 г. ее заинтересовывают проблемы олигофрении и гидроцефалии. Под руководством М.С.Певзнер в секторе клинического изучения аномальных детей выполнен ряд важных исследований олигофрений разной этиологии. Она была одним из инициаторов разработки проблемы задержки психического развития, автором и редактором первой монографии, посвященной этой проблеме. Глубоко интересовалась Мария Семеновна проблемой развития детей со сложным дефектом, а также вопросами динамики развития лобных отделов и их роли в формировании личности аномального ребенка.

М.С.Певзнер обладала удивительным даром научного предвидения, была талантливым организатором и руководителем многих научных проектов, свободно делилась своими творческими идеями с соратниками по работе, ее идеи воплощались в работах аспирантов, которыми она руководила. По воспоминаниям учеников, это была сильная личность, она могла зажечь своими идеями как молодых ученых, так и более маститых. Примером личностного роста, неутомимой энергией Мария Семеновна Певзнер вносила в сознание других принципы, нормы, идеалы художественно-образного освоения мира: передавала свой практический опыт молодому поколению ученых через призму осмысления научных концепций своих учителей; вносила свежую струю в изменение окружающей среды и себя самой по всеобщим законам красоты и гармонии.

Певзнер Мария Семеновна – видный отечественный ученый, врач-психиатр и педагог – родилась 14 апреля 1901 г. в семье служащего. В 1918 г. окончила школу 2-й ступени в г. Аткарске Саратовской области. В 1924 г. завершила образование на медицинском факультете Московского Университета и специализировалась по детской психиатрии. С 1926 г. по 1931 г. она работала в г. Саратове в качестве ординатора психиатрической клиники, затем заведовала детским психоневрологическим санаторием. С этого же времени началась ее педагогическая деятельность: чтение лекций в Саратовском педагогическом институте для родителей и педагогов по вопросу о нервно-психических нарушениях в детском возрасте и мерах их предупреждения и на курсах повышения квалификации педагогов и врачей.

Уже в Саратове Мария Семеновна вела серьезную научно-исследовательскую работу под руководством профессора И.Н. Маркова. Результаты этой работы, посвященной изучению психопатических форм поведения в детском возрасте, были представлены на съезде врачей-психиатров, проходившем в г. Ленинграде в 1929 г. Ее доклад заинтересовал Л.С. Выготского.

С этого же года М.С. Певзнер начала работать по совместительству ассистентом кафедры детской психиатрии Московского института усовершенствования врачей и читала лекции в Институте повышения квалификации педагогических кадров.

Во время Великой Отечественной войны, в связи с эвакуацией Московского Университета, где работал муж Марии Семеновны, профессор Игорь Михайлович Рейснер, она работала начальником отделения в психоневрологических госпиталях Ашхабада и Свердловска.

С 1951 г. М.С. Певзнер начинает работать в НИИ дефектологии АПН РСФСР (с 1965 г. – НИИ дефектологии АПН СССР) в качестве старшего научного сотрудника, а с 1960 г. по 1973 г. заведовала сектором клинического и нейрофизиологического изучения аномальных детей.

Эта монография была представлена в НИИ психологии АПН РСФСР в качестве докторской диссертации. В декабре 1960 г. ей была присуждена ученая степень доктора педагогических наук (по специальной психологии). В 1963 г. Марии Семеновне присвоено ученое звание профессора.

Под ее руководством проводится обширный комплекс исследований по изучению нейрофизиологических механизмов различных аномалий развития, начата разработка нового для дефектологии направления – генетического изучения аномальных детей, формулируются основные теоретические положения комплексной клинико-генетической и психолого-педагогической диагностики аномалий развития с учетом этиологии, патогенеза, клиники, большое внимание уделяется изучению сложной структуры дефекта.

Под руководством и при непосредственном участии Марии Семеновны определяется новое направление отечественной науки – клиническая дефектология.

Она продолжает вести большую педагогическую работу: чтение лекций на курсах повышения квалификации педагогов-дефектологов, врачей-психоневрологов, логопедов, для студентов дефектологических факультетов Российской Федерации и союзных республик.

М.С. Певзнер известна как один из ведущих ученых в области детской психиатрии и дефектологии не только в нашей стране, но и за рубежом. Она много раз выступала с научными докладами на конференциях, совещаниях, съездах, проходивших в Российской Федерации и союзных республиках; принимала участие в работе международных конгрессов и съездов в ГДР, Франции, Дании, Англии, США, Чехословакии и Венгрии.

С 1973 г. по 1989 г. она была переведена на должность профессора-консультанта и, по-прежнему, продолжала активную научно-исследовательскую и педагогическую деятельность. В этот период она интенсивно работала над проблемой развития детей со сложной структурой дефекта, в частности – слепоглухих.

На протяжении всей научной деятельности Мария Семеновна уделяла много внимания проблеме психического развития детей с незрелостью или поврежденностью лобных долей коры больших полушарий головного мозга и динамики развития лобных отделов и их роли в формировании личности ребенка.

М.С. Певзнер постоянно работала с аспирантами и соискателями. Под ее руководством было подготовлено и успешно защищено огромное количество кандидатских диссертаций. Неоценимой была ее помощь специалистам, работавшим над докторскими диссертациями. Она многократно выступала в качестве оппонента кандидатских и докторских диссертаций.

Певзнер М.С. была организатором и руководителем научных экспедиций в Сибирь, Прибалтику и республики Закавказья.

В январе 1989 г. М.С. Певзнер ушла на пенсию в связи с тяжелой болезнью. Летом 1989 г. она перенесла сложную операцию и вскоре, 3 августа, скончалась.

Певзнер Мария Семеновна – видный отечественный ученый, врач-психиатр и педагог родилась 14 апреля 1901 г. в семье служащего.

В 1918 г. окончила школу 2-й ступени в г. Аткарске Саратовской области. В 1924 г. завершила образование на медицинском факультете Московского Университета и специализировалась по детской психиатрии.

С 1926 г. по 1931 г. она работала в г. Саратове в качестве ординатора психиатрической клиники, затем заведовала детским психоневрологическим санаторием. С этого же времени началась ее педагогическая деятельность: чтение лекций в Саратовском педагогическом институте для родителей и педагогов по вопросу о нервно-психических нарушениях в детском возрасте и мерах их предупреждения и на курсах повышения квалификации педагогов и врачей.

Уже в Саратове Мария Семеновна вела серьезную научно-исследовательскую работу под руководством проф. И.Н. Маркова. Результаты этой работы, посвященной изучению психопатических форм поведения в детском возрасте, были представлены на съезде врачей-психиатров, проходившем в г. Ленинграде в 1929 г. Ее доклад заинтересовал Л.С. Выготского.

В 1937 г. М.С. Певзнер выступила с докладом на Всесоюзном съезде психиатров и невропатологов, который вызвал большой интерес у специалистов.

С этого же года М.С. Певзнер начала работать, по совместительству, ассистентом кафедры детской психиатрии Московского института усовершенствования врачей и читала лекции в Институте повышения квалификации педагогических кадров.

Во время Великой Отечественной войны, в связи с эвакуацией Московского Университета, где работал муж Марии Семеновны, профессор Игорь Михайлович Рейснер, она работала начальником отделения в психоневрологических госпиталях г.г. Ашхабада и Свердловска.

С 1951 г. М.С. Певзнер начинает работать в НИИ дефектологии АПН РСФСР (с 1965 г. - НИИ дефектологии АПН СССР) в качестве старшего научного сотрудника, а с 1960 г. по 1973 г. заведовала сектором клинического и нейрофизиологического изучения аномальных детей.

С 1951 г. по 1960 г. основным направлением ее научной деятельности явилась разработка принципов отбора детей-олигофренов для обучения в специальных школах.

Первая форма олигофрении не осложнена нарушениями поведения, эмоционально-волевой сферы и др. Чаще всего это генетически обусловленная олигофрения. Все остальные формы олигофрении М.С. Певзнер относит к осложненным. В одном случае недостаточность познавательной деятельности сочетается с нарушениями поведения, со снижением работоспособности; в другом наблюдаются локальные западения слухоречевой функции, пространственной ориентировки, двигательной системы и др.; в третьем налицо грубые нарушения личности, психопатоподобное поведение, нарушения моторики.

М.С. Певзнер учитывает и такой патофизиологический фактор, как степень подвижности и уравновешенности процессов торможения и возбуждения. У одной группы олигофренов имеют место грубые нарушения поведения, работоспособности вследствие нарушения баланса между нервными процессами и преобладания возбуждения. Для второй группы олигофренов характерно преобладание торможения над возбуждением, что также сказывается в нарушении деятельности. М.С. Певзнер выделяет среди олигофренов и третью группу. Этим олигофренам присущи общая слабость, инертность основных нервных процессов.

Разработанные Г.Е. Сухаревой и М.С. Певзнер классификации олигофрении оказывают большую помощь при решении проблем диагностики слабоумия, а также при исследовании психологических особенностей олигофренов.
Эта монография была представлена в НИИ психологии АПН РСФСР в качестве докторской диссертации. В декабре 1960 г. ей была присуждена ученая степень доктора педагогических наук (по специальной психологии). В 1963 г. Марии Семеновне присвоено ученое звание профессора.

Под ее руководством проводится обширный комплекс исследований по изучению нейрофизиологических механизмов различных аномалий развития, начата разработка нового для дефектологии направления – генетического изучения аномальных детей, формулируются основные теоретические положения комплексной клинико-генетической и психолого-педагогической диагностики аномалий развития с учетом этиологии, патогенеза, клиники, большое внимание уделяется изучению сложной структуры дефекта.

Под руководством и при непосредственном участии Марии Семеновны определяется новое направление отечественной науки – клиническая дефектология. Заслуга М.С. Певзнер заключается, в первую очередь, в четкой дифференциации и отграничении понятия умственной отсталости. , Были уточнены диагностические критерии отбора и дифференциации детей с ЗПР (вместе с Т. А. Власовой) от других форм интеллектуальной недостаточности.

Она продолжает вести большую педагогическую работу: чтение лекций на курсах повышения квалификации педагогов-дефектологов, врачей-психоневрологов, логопедов, для студентов дефектологических факультетов Российской федерации и союзных республик.

М.С. Певзнер известна как один из ведущих ученых в области детской психиатрии и дефектологии не только в нашей стране, но и за рубежом. Она много раз выступала с научными докладами на конференциях, совещаниях, съездах, проходивших в Российской федерации и союзных республиках; принимала участие в работе международных конгрессов и съездов в ГДР, Франции, Дании, Англии, США, Чехословакии и Венгрии.

С 1973 г. по 1989 г. она была переведена на должность профессора-консультанта и, по-прежнему, продолжала активную научно-исследовательскую и педагогическую деятельность. В этот период она интенсивно работала над проблемой развития детей со сложной структурой дефекта, в частности - слепоглухих.

На протяжении всей научной деятельности Мария Семеновна уделяла много внимания проблеме психического развития детей с незрелостью или поврежденностью лобных долей коры больших полушарий головного мозга и динамики развития лобных отделов и их роли в формировании личности ребенка.

М.С. Певзнер постоянно работала с аспирантами и соискателями. Под ее руководством было подготовлено и успешно защищено огромное количество кандидатских диссертаций. Неоценимой была ее помощь специалистам, работавшим над докторскими диссертациями. Она многократно выступала в качестве оппонента кандидатских и докторских диссертаций.

Певзнер М.С. была организатором и руководителем научных экспедиций в Сибирь, Прибалтику и республики Закавказья. Последние годы жизни Мария Семеновна работала над материалами о своем научном учителе — Л.С. Выготском. Своими учителями Мария Семеновна считала также Г.Е. Сухареву и А.Р. Лурия.

В январе 1989 г. М.С. Певзнер ушла на пенсию в связи с тяжелой болезнью. Летом 1989 г. она перенесла сложную операцию и вскоре, 3 августа, скончалась.

М.С. Певзнер оставила богатое научное наследие, не потерявшее своей актуальности для современной науки и практики специального образования. С именем М.С. Певзнер связан новый этап в развитии коррекционной педагогики. Ее труды послужили основой для построения научной школы и теоретического обоснования принципов и методов изучения и комплексной диагностики детей с проблемами развития.

Первая форма олигофрении не осложнена нарушениями поведения, эмоционально-волевой сферы и др. Чаще всего это генетически обусловленная олигофрения. Все остальные формы олигофрении М.С. Певзнер относит к осложненным. В одном случае недостаточность познавательной деятельности сочетается с нарушениями поведения, со снижением работоспособности; в другом наблюдаются локальные западения слухоречевой функции, пространственной ориентировки, двигательной системы и др.; в третьем налицо грубые нарушения личности, психопатоподобное поведение, нарушения моторики.

М.С. Певзнер учитывает и такой патофизиологический фактор, как степень подвижности и уравновешенности процессов торможения и возбуждения. У одной группы олигофренов имеют место грубые нарушения поведения, работоспособности вследствие нарушения баланса между нервными процессами и преобладания возбуждения. Для второй группы олигофренов характерно преобладание торможения над возбуждением, что также сказывается в нарушении деятельности. М.С. Певзнер выделяет среди олигофренов и третью группу. Этим олигофренам присущи общая слабость, инертность основных нервных процессов.

Разработанные Г.Е. Сухаревой и М.С. Певзнер классификации олигофрении оказывают большую помощь при решении проблем диагностики слабоумия, а также при исследовании психологических особенностей олигофренов.

М.С. Певзнер оставила богатое научное наследие, не потерявшее своей актуальности для современной науки и практики специального образования.

Наибольший вклад М.С. Певзнер внесла в клиническое изучение детей с олигофренией, а создание классификации олигофрении, основанной на патогенетическом принципе, позволило выйти на качественно новый уровень в серии исследований как в дифференциальной диагностике, так и в процессе обучения и воспитания детей с олигофренией.

С именем М.С. Певзнер связан новый этап в развитии коррекционной педагогики. Ее труды послужили основой для построения научной школы и теоретического обоснования принципов и методов изучения и комплексной диагностики детей с проблемами развития.

Певзнер Мария Семеновна

Учёная степень: доктор педагогических наук

Ученое звание: профессор

СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии "Известные Ученые"

Певзнер Мария Семеновна (1901-1989) - видный отечественный ученый, доктор педагогических наук, профессор, врач-психиатр, психолог, дефектолог и педагог.

Родилась 14 апреля 1901 г. в г. Сенно Могилёвской губ. (ныне Витебской обл.), в семье служащего.

В 1918 г. окончила школу 2-й ступени в г. Аткарске Саратовской области. Получила образование на медицинском факультете Московского Государственного Университета (1924) и специальных курсах по детской неврологии (1925).

В 1938 году ею была защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук на тему: "Психопатические состояния в детском возрасте".

В декабре 1960 г. ей была присуждена ученая степень доктора педагогических наук (по специальной психологии). В 1963 г. Марии Семеновне присвоено ученое звание профессора.

С 1960 по 1972 г. М.С. Певзнер заведовала сектором клинического и нейрофизиологического изучения аномальных детей Института дефектологии АПН СССР, где под ее руководством разрабатывалось новое направление - генетическое изучение аномальных детей.

Под руководством и при непосредственном участии Марии Семеновны определяется новое направление отечественной педагогической науки - клиническая дефектология.

Она продолжает вести большую педагогическую работу: чтение лекций на курсах повышения квалификации педагогов-дефектологов, врачей-психоневрологов, логопедов, для студентов дефектологических факультетов Российской федерации и союзных республик.

У М.С. Певзнер опубликовано 98 научных работ, из них: 16 монографий, пособий и сборников научных трудов (две - авторские монографии, а остальные книги в соавторстве с другими специалистами). Ее книга "Дети-олигофрены" была издана в США (дважды), в Аргентине, в Японии. другие работы М.С.Певзнер неоднократно издавались за рубежом: в ГДР, Дании, Англии, Италии, Румынии, Франции и др. странах. Предметом ее научного анализа выступали также неуспевающие школьники младших классов, в частности дети с задержкой психического развития.

М.С. Певзнер известна как один из ведущих ученых в области детской психиатрии и дефектологии не только в нашей стране, но и за рубежом. Она много раз выступала с научными докладами на конференциях, совещаниях, съездах, проходивших в Российской федерации и союзных республиках; принимала участие в работе международных конгрессов и съездов в ГДР, Франции, Дании, Англии, США, Чехословакии и Венгрии.

С 1973 г. она ыла переведена на должность профессора-консультанта, где работала по 1989 г., и, по-прежнему, продолжала активную научно-исследовательскую и педагогическую деятельность, руководство аспирантами и консультирование докторантов. В этот период она интенсивно работала над проблемой развития детей со сложной структурой дефекта, в частности - слепоглухих.

Совместно с сотрудниками института (Т.А. Власовой, В.И. Лубовским, Т.В. Розановой) М.С. Певзнер были сформулированы основные теоретические положения комплексной клинико-генетической и психолого-педагогической диагностики аномалий.

Певзнер М.С. была организатором и руководителем научных экспедиций в Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию, на Кавказ, в республики Прибалтики и т.д. Все, знавшие Марию Семеновну и удостоившиеся ее дружбы, постоянно вспоминают о ней, она живет в сердцах и памяти своих учеников и последователей, в их делах.

Научные идеи и мысли М.С. Певзнер, ее фундаментальные труды не утратили своей значимости и актуальности до настоящего времени, ее работы пользуются огромной популярностью среди ученых-исследователей, практикующих специалистов и при обучении студентов. Ею созданы типология олигофрений, задержек психического развития, исследовались причины школьной неуспешности.

Последние годы жизни Мария Семеновна работала над материалами о своем научном учителе –

Мария Семеновна неоднократно награждалась почетными грамотами АПН СССР и МО СССР; медалями: "За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941-1945 гг." и "В память 800-летия Москвы".

В январе 1989 г. М.С. Певзнер ушла на пенсию в связи с тяжелой болезнью. Летом 1989 г. она перенесла сложную операцию и вскоре, 3 августа, скончалась. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Научные публикации:

1. Клиника психопатий в детском возрасте (опыт лечебно-педагогической работы). М., 1941.

2. Дети-олигофрены. М., 1959.

3. Дети с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973 (в соавтор. с Т.А. Власовой).

4. Учащиеся вспомогательной школы. М., 1979 (в соавтор. с К.С. Лебединской, Г.П. Бертынь и др.)

5. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. М., 1982, (в соавт. с Л.И. Ростягайловой и Е.М. Мастюковой).

ВЕБИНАР: Буллинг как один из видов насилия над детьми. Практика оказания психологической помощи жертве, агрессору и наблюдателям

ВЕБИНАР: Профессиональное выгорание – не повод менять работу! Методы самодиагностики и супервизорской помощи for myself

ВЕБИНАР: Психологический анализ рисунков детей и взрослых: психоаналитический и юнгианский подходы

Скоро

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой


Кандидат медицинских наук, доктор педагогических наук (по психологии), профессор. Психиатр, психолог, дефектолог.

Профессор-консультант НИИ дефектологии АПН СССР.

В 1924 г. окончила медицинский факультет Московского университета, в 1925 г. - специальные курсы по детской неврологии.

В 1926-1931 гг. работала в Саратове в качестве ординатора психиатрической клиники, затем заведовала детским психоневрологическим санаторием. Читала лекции в Саратовском педагогическом институте для родителей и педагогов о нервно-психических нарушениях в детском возрасте и мерах их предупреждения и на курсах повышения квалификации педагогов и врачей. Вела научно-исследовательскую работу, посвященную изучению психопатических форм поведения в детском возрасте.

В 1929 г. на съезде врачей-психиатров в г. Ленинграде познакомилась с Л.С. Выготским, предложившим ей сотрудничество.

В 1931 г. была приглашена в Москву в Экспериментальный дефектологический институт вначале в качестве врача-психиатра, а затем старшего научного сотрудника. Закнималась ииследованием детских психопатий.

С 1938 г. работала ассистентом кафедры детской психиатрии Московского института усовершенствования врачей (по совместительству), читала лекции в Институте повышения квалификации педагогических кадров.

Во время ВОВ работала начальником отделения в психоневрологических госпиталях Ашхабада и Свердловска.

С 1943 г., после возвращения в Москву, работала старшим научным сотрудником Центрального института психиатрии РСФСР, занималась проблемами олигофрении. Читала лекции на курсах повышения квалификации и специализации детских психиатров и педагогов-дефектологов.

С 1951 г. работала в НИИ дефектологии АПН РСФСР (с 1965 г. – НИИ дефектологии АПН СССР): старший научный сотрудник; в 1960-1973 гг. - заведующая сектором клинического и нейрофизиологического изучения аномальных детей, с 1973 г. - профессор-консультант. Руководила разработкой новых научных направлений — генетического изучения аномальных детей и клинической дефектологии. Вела комплексные исследования умственно отсталых детей, исследовала динамику развития детей с олигофренией и взаимозависимость между этиопатогенезом и своеобразием клинической картины. Предложила классификацию олигофрении и принципы отбора детей-олигофренов для обучения в специальных школах. С середины 1970-х гг. работала над проблемой развития детей со сложной структурой дефекта, в частности – слепоглухих.

Читала лекции на курсах повышения квалификации педагогов-дефектологов, врачей-психоневрологов, логопедов, для студентов дефектологических факультетов.

Читайте также: