Поиск путей демократизации общества кратко

Обновлено: 30.06.2024

16.4. пути демократизации ощества: Политическая социология, Тощенко Жан Терентьевич, 2002 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.). Особое внимание уделено основному критерию, определяющему специфику данной науки.

16.4. пути демократизации ощества

Преодоление бюрократизма — постоянная проблема и необходимый компонент функционирования и развития системы социального управления, общественных отношений в целом.

Один из путей преодоления бюрократизма — дебюрократизация как реальная система мер по его преодолению, она предполагает использование способов как универсальных, (необходимых в любом обществе), так специфических, (свойственных конкретным типам общества) и ситуативных, (актуальных для конкретной общественной обстановки).

К числу первоочередных мер относятся повышение общей и особенно управленческой культуры, внедрение грамотного делопроизводства, использование средств автоматизации в управленческих процессах. Важнейшим методом борьбы с бюрократизмом является упрощение процедур управления, придание им наглядности и доступности для широких слоев населения.

К числу специфических способов преодоления бюрократизма можно отнести открытость и прозрачность процессов принятия общих решений, сокращение государственного аппарата, свободу доступа к информации, имеющей социальную значимость, повышение роли общественных организаций в управленческом процессе, реализацию принципа многопартийности и др.

Меры ситуативного характера включают в себя как уже вышеназванные (их применение и реализация зависят от конкретной общественно-политической ситуации), так и снятие ряда ограничений на трудовую и общественную самодеятельность, развитие самоуправленческих начал, реализацию принципа состязательности программ руководителей, делегатов, депутатов, рассекречивание статистики и другие меры по осуществлению коренных социально-экономических и политических преобразований.

Важнейшее условие ликвидации бюрократизма как системы власти — это фундаментальные, коренные преобразования общественной жизни, органическое сочетание общих, групповых и личных интересов людей, полная ликвидация форм отчуждения трудящихся в процессе переустройства общества и создание такого общественного строя, в котором общественная жизнь становилась бы все более самоорганизующейся, самодействующей, а управление обществом — реально демократическим.

Глубочайший смысл осуществляемых в России перемен и состоит (должен состоять) в создании предпосылок подлинной демократизации общества, ликвидации отчуждения человека от власти и тем самым — в ликвидации самих основ бюрократии, бюрократизма. Понятно, что процесс преобразования не предопределяет автоматически положительных результатов. Это зависит, как свидетельствует практика, от исхода борьбы между силами, выражающими устремления бюрократии, и демократическими силами, выражающими интересы большинства трудящихся.

Преодоление бюрократизма невозможно без глубокой и последовательной демократизации всей системы общественных отношений.

Наличие громадного бюрократического аппарата неизбежно увеличивает производство деловых бумаг, что приводит к преобладанию канцелярско-бюрократического стиля работы, отрыву руководящих органов от реальной жизни.

Коренными признаками бюрократии являются существование и рост слоя бюрократов — привилегированной и оторванной от народа чиновничье-административной касты, наличие и рост управленческого аппарата. Но, говоря о бюрократизации аппарата, подчеркнем, что борьба с бюрократизмом не означает борьбу с аппаратом как таковым. Без профессионального аппарата нет и не может быть управления как неотъемлемого атрибута каждого общества. В то же время борьба с бюрократизмом требует постоянной и неформальной работы по улучшению, совершенствованию аппарата. Ни один руководящий орган, как показывает всемирная практика, не может обойтись без специального, профессионально подготовленного аппарата.

Существенное значение в преодолении бюрократизма имеют, безусловно, уровень образования и культуры населения, особенно политической культуры, уровень и характер политических знаний, оценок и действий людей, содержание социальных механизмов, традиций и норм, которые регулируют политические отношения.

Показывая с помощью фактов, во что обходится обществу бюрократизм как явление, каковы экономические, социальные и нравственные потери от него, обобщая и рекомендуя лучшие образцы управленческого труда, социология тем самым выполняет функцию не только познавательную, но и управленческую.

1. В чем вы видите сущность и содержание бюрократии как общественного

2. Каковы причины возникновения и усиления бюрократии в обществе?

3. Раскройте причины сохранения бюрократизма в российском обществе.

4. Конкретизируйте проявления бюрократизма на разных уровнях: общества

в целом, в различных сферах на региональном и местном уровнях.

5. Что такое карьера и карьеризм?

6. Каковы основные направления борьбы с бюрократизмом на разных этапах

развития российского общества? Каковы результаты этой борьбы?

7. В чем вы видите роль социологии в процессе преодоления и смягчения

бюрократизма в обществе? Покажите это на конкретных примерах.

1. Бюрократия как общественное явление: сущность, содержание. Теории

2. Бюрократия и бюрократизм.

3. Общие и национально-специфические черты бюрократии.

4. Карьера как ядро бюрократической системы.

5. Карьера и карьеризм.

6. Причины сохранения и усиления бюрократизма в СССР и Российской

7. Возможна ли дебюрократизация общества? Пути преодоления

Политическая социология

Политическая социология

Комментарии, рецензии и отзывы

16.4. пути демократизации ощества: Политическая социология, Тощенко Жан Терентьевич, 2002 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.). Особое внимание уделено основному критерию, определяющему специфику данной науки.

Все материалы сайта охраняются авторским правом! Наш сайт предоставляет возможность онлайн чтения учебников, но не скачивания. Если вас заинтересовала какая то книга, купите её в издательстве.
Если вы автор книги и не хотите, чтоб она была на сайте, то напишите нам и она будет немедленно удалена. По всем вопросам обращаться на почту [email protected]

Победа в войне вывела СССР в число ведущих держав мира, неизмеримо выросли его престиж и значение. Однако во внутренней жизни страны не произошло заметных изменений. Главной задачей после окончания войны было восстановление народного хозяйства. В марте 1946 года был принят четвертый пятилетний план (1946-1950), который был нацелен на быстрейшее восстановление районов, пострадавших от фашистской оккупации, на включение имеющихся в них природных, производственных и людских ресурсов в экономический потенциал государства. Восстанавливались города, предприятия, жилой фонд, повышался уровень жизни. Но все это касалось в основном городского населения. На селе ситуация была иной. Как и до войны, за счет деревень поднимали промышленность, закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию были низкими, трудодни колхозникам, по-прежнему, практически не оплачивались. В 1946 году многие хлебородные районы страны поразила засуха, начался голод, охвативший огромные территории. Несмотря на проведенную в декабре 1947 года денежную реформу и ежегодное (с 1947 года) снижение цен, уровень жизни большинства советских людей очень мало изменился к лучшему: уровень цен по отношению к уровню зарплаты был удручающе высок. В городах уровень жизни 1928 года был достигнут только в 1954 году.

В 1951 году началось осуществление пятой пятилетки (1951-1955), за время которой соотношение между тяжелой и легкой промышленностью существенно не изменилось: по-прежнему дисбаланс был в пользу тяжелой. Бурно развивалась нефтегазовая отрасль, производство оборудования для электростанций всех типов, началось строительство каскада Волжской ГЭС. В то же время огромной проблемой являлось обеспечение граждан жильем, что практически не решалось.

Международная обстановка продолжала накаляться, пик напряжения приходится на 1949-1950 годы, когда закрепляется раздел Германии, перевооружается армия Западной Германии, создается западными странами военный блок НАТО. В свою очередь в странах Восточной Европы, вошедших в сферу влияния СССР, насаждается советская модель социализма, для которой характерен догматизм, засилье партийной номенклатуры, наличие огромного количества идеологических штампов. В 1949 году был создан экономический союз социалистических стран (СЭВ), а в 1955 году - военное объединение европейских социалистических стран (Варшавский договор).

При активном участии Москвы устанавливаются коммунистические и просоветские режимы в Болгарии, Югославии, Албании, Польше и Румынии, Венгрии и Чехословакии, а также на Азиатском континенте: в Северном Вьетнаме (1945) и Северной Корее (1948), в 1949 году – Китае.

В послевоенный период в СССР произошло укрепление авторитарного режима, личной власти Сталина. Народ, вынесший на своих плечах все тяжести тяжелой войны, ожидал от своих правителей элементарной благодарности за понесенные жертвы. Однако это не произошло. Сталинский режим не только не прекратил репрессии против собственного народа, но и усилил их после войны. Сотни тысяч вернувшихся из плена пошли в советские лагеря, сражавшиеся на территории европейских стран против фашизма советские граждане на своей родине подверглись унижениям, арестам, ссылкам. Миллионы советских людей, оказавшихся на временно оккупированной врагом территории, попали под подозрение.




Большую роль в комплексном развитии регионов и региональной экономики сыграл переход в 1957 году на территориальный принцип управления вместо отраслевого: были ликвидированы министерства, а управление предприятиями передано в ведение созданных в республиках, краях и областях Советов народного хозяйства (Совнархозов). Их образование привело к децентрализации управления народным хозяйством, к расширению прав и материальных возможностей на местах. Но вместе с тем это создавало трудности в проведении единой научно-технической политики, распыляло ресурсы, снижало эффект от имеющегося раньше преимущества от концентрации средств.

Был сделан существенный шаг к повышению уровня жизни населения. Это нашло выражение в Законе о пенсиях, о снижении налогов, в отмене платы за обучение в средней школе и вузах, во введении минимальной гарантированной зарплаты в сельскохозяйственном производстве, в повышении зарплаты, сокращении продолжительности рабочей недели и т.д. Особых успехов удалось добиться в решении жилищной проблемы. Повысился уровень народного образования, что положительно сказалось на развитии науки, техники.

Страна сумела в эти годы осуществить новую техническую революцию, освоить космос. Быстрыми темпами развивалась радиоэлектронная, атомная, химическая промышленность, приборостроение. Именно в эти годы в стране был создан свой ядерный и ракетный потенциал, построен первый в мире искусственный спутник Земли, а затем космический корабль, совершен первый полет человека в космос, построены первые атомные электростанции и морские атомные корабли.

Попытки реформирования общества осуществлялись с десталинизацией общества. Ослабла зависимость партийной элиты от карательных органов, проводится реабилитация репрессированных, прекращаются аресты. На XX съезде КПСС (1956), на его закрытом заседании в докладе Хрущева был разоблачен культ личности Сталина. И хотя объективные причины возникновения культа личности названы не были, осуждение этого явления имело большое значение для демократизации советского общества.

К концу 50-х годов Н.С.Хрущев, победив своих соперников, сосредоточил в своих руках огромную власть и стал все в большей степени руководить государством методом, который позднее назвали волюнтаризмом. Будучи натурой весьма экспансивной и увлекающейся, он довольно часто пытался проводить в жизнь совершенно нереалистические или бессмысленные планы, как, например, посевы на огромных площадях кукурузы, увеличение в три раза заготовок мяса за короткий срок, что привело к резкому падению поголовья скота; стремление догнать и перегнать Америку, создание к 1980 году материально-технической базы коммунизма.

Столь же противоречива была и внешняя политика. С одной стороны, были достигнуты определенные успехи: нормализовались отношения с Югославией, со многими капиталистическими странами. Большое значение имел официальный визит Хрущева в Америку, договор 1963 года с Англией и США о запрещении ядерных испытаний в космосе, атмосфере и на земле. Тесные экономические и политические отношения установились у СССР с крупными развивающимися странами, Индией, Индонезией.

С другой стороны, СССР принимал прямое или косвенное участие практически во всех крупных международных конфликтах того времени. В 1956 году СССР вмешивается в конфликт между Египтом, национализировавшим Суэцкий канал, и Англией, Францией, Израилем. В этом же году СССР принимает активное участие в подавлении народного восстания в Венгрии; в 1961 году после возведения знаменитой Берлинской стены обострился Берлинский кризис, и , наконец, осенью 1962 года Карибский кризис (из-за размещения советских ракет на Кубе), который едва не привел к третьей мировой войне. Обострились отношения СССР с Албанией и Китаем, где не приняли антисталинских решений XX и XXII съездов КПСС.

Многочисленные неудачи как во внутренней, так и внешней политике ослабили позиции Хрущева среди его ближайшего окружения. Робкие попытки Хрущева уменьшить всевластие чиновников, добиться их сменяемости привели к его изоляции в среде партийной номенклатуры. Оказавшись без реальной поддержки в верхах, Хрущев в результате верхушечного партийного заговора был смещен со всех своих постов. Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И.Брежнев (1906-1982), а правительство возглавил А.Н.Косыгин (1904-1980).

Победа в войне вывела СССР в число ведущих держав мира, неизмеримо выросли его престиж и значение. Однако во внутренней жизни страны не произошло заметных изменений. Главной задачей после окончания войны было восстановление народного хозяйства. В марте 1946 года был принят четвертый пятилетний план (1946-1950), который был нацелен на быстрейшее восстановление районов, пострадавших от фашистской оккупации, на включение имеющихся в них природных, производственных и людских ресурсов в экономический потенциал государства. Восстанавливались города, предприятия, жилой фонд, повышался уровень жизни. Но все это касалось в основном городского населения. На селе ситуация была иной. Как и до войны, за счет деревень поднимали промышленность, закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию были низкими, трудодни колхозникам, по-прежнему, практически не оплачивались. В 1946 году многие хлебородные районы страны поразила засуха, начался голод, охвативший огромные территории. Несмотря на проведенную в декабре 1947 года денежную реформу и ежегодное (с 1947 года) снижение цен, уровень жизни большинства советских людей очень мало изменился к лучшему: уровень цен по отношению к уровню зарплаты был удручающе высок. В городах уровень жизни 1928 года был достигнут только в 1954 году.

В 1951 году началось осуществление пятой пятилетки (1951-1955), за время которой соотношение между тяжелой и легкой промышленностью существенно не изменилось: по-прежнему дисбаланс был в пользу тяжелой. Бурно развивалась нефтегазовая отрасль, производство оборудования для электростанций всех типов, началось строительство каскада Волжской ГЭС. В то же время огромной проблемой являлось обеспечение граждан жильем, что практически не решалось.

Международная обстановка продолжала накаляться, пик напряжения приходится на 1949-1950 годы, когда закрепляется раздел Германии, перевооружается армия Западной Германии, создается западными странами военный блок НАТО. В свою очередь в странах Восточной Европы, вошедших в сферу влияния СССР, насаждается советская модель социализма, для которой характерен догматизм, засилье партийной номенклатуры, наличие огромного количества идеологических штампов. В 1949 году был создан экономический союз социалистических стран (СЭВ), а в 1955 году - военное объединение европейских социалистических стран (Варшавский договор).

При активном участии Москвы устанавливаются коммунистические и просоветские режимы в Болгарии, Югославии, Албании, Польше и Румынии, Венгрии и Чехословакии, а также на Азиатском континенте: в Северном Вьетнаме (1945) и Северной Корее (1948), в 1949 году – Китае.

В послевоенный период в СССР произошло укрепление авторитарного режима, личной власти Сталина. Народ, вынесший на своих плечах все тяжести тяжелой войны, ожидал от своих правителей элементарной благодарности за понесенные жертвы. Однако это не произошло. Сталинский режим не только не прекратил репрессии против собственного народа, но и усилил их после войны. Сотни тысяч вернувшихся из плена пошли в советские лагеря, сражавшиеся на территории европейских стран против фашизма советские граждане на своей родине подверглись унижениям, арестам, ссылкам. Миллионы советских людей, оказавшихся на временно оккупированной врагом территории, попали под подозрение.

Большую роль в комплексном развитии регионов и региональной экономики сыграл переход в 1957 году на территориальный принцип управления вместо отраслевого: были ликвидированы министерства, а управление предприятиями передано в ведение созданных в республиках, краях и областях Советов народного хозяйства (Совнархозов). Их образование привело к децентрализации управления народным хозяйством, к расширению прав и материальных возможностей на местах. Но вместе с тем это создавало трудности в проведении единой научно-технической политики, распыляло ресурсы, снижало эффект от имеющегося раньше преимущества от концентрации средств.

Был сделан существенный шаг к повышению уровня жизни населения. Это нашло выражение в Законе о пенсиях, о снижении налогов, в отмене платы за обучение в средней школе и вузах, во введении минимальной гарантированной зарплаты в сельскохозяйственном производстве, в повышении зарплаты, сокращении продолжительности рабочей недели и т.д. Особых успехов удалось добиться в решении жилищной проблемы. Повысился уровень народного образования, что положительно сказалось на развитии науки, техники.

Страна сумела в эти годы осуществить новую техническую революцию, освоить космос. Быстрыми темпами развивалась радиоэлектронная, атомная, химическая промышленность, приборостроение. Именно в эти годы в стране был создан свой ядерный и ракетный потенциал, построен первый в мире искусственный спутник Земли, а затем космический корабль, совершен первый полет человека в космос, построены первые атомные электростанции и морские атомные корабли.

Попытки реформирования общества осуществлялись с десталинизацией общества. Ослабла зависимость партийной элиты от карательных органов, проводится реабилитация репрессированных, прекращаются аресты. На XX съезде КПСС (1956), на его закрытом заседании в докладе Хрущева был разоблачен культ личности Сталина. И хотя объективные причины возникновения культа личности названы не были, осуждение этого явления имело большое значение для демократизации советского общества.

К концу 50-х годов Н.С.Хрущев, победив своих соперников, сосредоточил в своих руках огромную власть и стал все в большей степени руководить государством методом, который позднее назвали волюнтаризмом. Будучи натурой весьма экспансивной и увлекающейся, он довольно часто пытался проводить в жизнь совершенно нереалистические или бессмысленные планы, как, например, посевы на огромных площадях кукурузы, увеличение в три раза заготовок мяса за короткий срок, что привело к резкому падению поголовья скота; стремление догнать и перегнать Америку, создание к 1980 году материально-технической базы коммунизма.

Столь же противоречива была и внешняя политика. С одной стороны, были достигнуты определенные успехи: нормализовались отношения с Югославией, со многими капиталистическими странами. Большое значение имел официальный визит Хрущева в Америку, договор 1963 года с Англией и США о запрещении ядерных испытаний в космосе, атмосфере и на земле. Тесные экономические и политические отношения установились у СССР с крупными развивающимися странами, Индией, Индонезией.

С другой стороны, СССР принимал прямое или косвенное участие практически во всех крупных международных конфликтах того времени. В 1956 году СССР вмешивается в конфликт между Египтом, национализировавшим Суэцкий канал, и Англией, Францией, Израилем. В этом же году СССР принимает активное участие в подавлении народного восстания в Венгрии; в 1961 году после возведения знаменитой Берлинской стены обострился Берлинский кризис, и , наконец, осенью 1962 года Карибский кризис (из-за размещения советских ракет на Кубе), который едва не привел к третьей мировой войне. Обострились отношения СССР с Албанией и Китаем, где не приняли антисталинских решений XX и XXII съездов КПСС.

Многочисленные неудачи как во внутренней, так и внешней политике ослабили позиции Хрущева среди его ближайшего окружения. Робкие попытки Хрущева уменьшить всевластие чиновников, добиться их сменяемости привели к его изоляции в среде партийной номенклатуры. Оказавшись без реальной поддержки в верхах, Хрущев в результате верхушечного партийного заговора был смещен со всех своих постов. Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И.Брежнев (1906-1982), а правительство возглавил А.Н.Косыгин (1904-1980).

Одно из центральных мест в деятельности нового руководства занимала работа по освобождению общества от наиболее уродливых форм административно-командной системы, в частности по преодолению культа личности И. В. Сталина. Основная роль в ней принадлежала Н. С. Хрущеву, избранному в сентябре 1953 г. па пост первого секретаря ЦК КПСС. В печати началась критика культа личности И. В. Сталина. Проводились реорганизация правоохранительных органов. При Совете Министров СССР был организован Комитет государственной безопасности (КГБ). Органы милиции были преобразованы в отделы исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся. Не все перестройки в административной системе управления были достаточно продуманны. Недовольство вызвало проведенное в 1962 г. разделение местных Советов по производственному принципу — на промышленные и сельские. Эта реорганизация нарушила единство власти, смешала функции органов местного самоуправления.

Осуществлялась работа по реабилитации невинных жертв репрессий, для проведения которой была создана специальная комиссия под председательством П. Н. Поспелова. В числе реабилитированных лиц находились многие крупные советские, государственные и военные работники, несправедливо осужденные по процессам 30-х годов: А. С. Бубнов, С. В. Косиор, П. П. Постышев, А. В. Косарев, М. Н. Тухачевский и др. К началу 1956 г. были реабилитированы около 16 тыс. человек.

Преобразования в общественно-политической жизни

Во второй половине 50-х годов продолжалась политика, направленная на восстановление законности в общественно-политической сфере. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство. Было принято Положение о прокурорском надзоре.

Расширялись права союзных республик в области законодательства. К их компетенции были отнесены вопросы устройства республиканских судов, принятие Гражданского и Уголовного кодексов. Высшие государственные структуры наделялись дополнительными правами в экономической сфере. Отныне республиканские Советы Министров могли самостоятельно заниматься распределением бюджетных средств. Им предоставлялась возможность самим утверждать планы производства и распределения промышленной продукции. В ведение республиканских органов власти были переданы свыше 14 тысяч предприятий легкой и тяжелой индустрии, автотранспорт. Для сохранения ведущей роли центра в развитии экономики, в целях ее координации создавалась Экономическая комиссия Совета Национальностей Верховного Совета СССР.

В конце 50-х годов были сняты необоснованные обвинения с депортированных народов. Выселенные из родных мест чеченцы, калмыки, ингуши, карачаевцы и балкарцы получили право вернуться на родину. Восстанавливалась автономия этих народов. С советских немцев были сняты обвинения в пособничестве немецким оккупантам. Началась репатриация находящихся на спецпоселениях граждан Польши, Венгрии, Болгарии и других стран. Масштаб реабилитации жертв репрессий был велик. Однако Проводимая политика была непоследовательна. Реабилитация не коснулась многих крупных советских и государственных деятелей 30-х годов, в частности А. И. Рыкова, Н. И. Бухарина — руководителей оппозиции И. В. Сталину. Было отказано в возвращении на прежние места жительства депортированным немцам Поволжья. Реабилитация не коснулась репрессированных в 30-е годы советских корейцев и выселенного в годы Отечественной войны из Крыма татарского населения.

Обновление аппарата власти

Новая Программа КПСС, особенно положения о скором решении социальных вопросов, нашла отклик в стране, вызвала массовый трудовой подъем населения. Однако ухудшение экономического положения, непоследовательность и непродуманность продолжавшихся в стране преобразований вели к росту оппозиционных настроений в обществе. В 1962 г. в связи с обострением продовольственного положения были повышены розничные цены на некоторые продукты питания (мясо, масло и др.). Результатом этого явились массовые протесты городского населения. В 1962 г. рабочие одного из крупнейших заводов Новочеркасска объявили забастовку. Против организовавших демонстрацию забастовщиков было применено оружие. Новации во внутренней политике вызывали неудовлетворенность многих социальных групп. Часть партийно-хозяйственного аппарата проявляла растущее недовольство нестабильностью общества и мероприятиями по перестройке партии, в частности, реорганизацией партийных комитетов по производственному принципу (1962 г.).



Работницы автозаправки. Дайдесхайм, Германия, 1954 год. Фото: Riethhausen / AP / ТАСС

Германия после войны? Украина после Крыма? Венгрия при Орбане?

Рассмотрим для наглядности три условных варианта – германский, украинский и венгерский. Это не означает, будто Россия превратится в Германию, Украину или Венгрию. Более того, если рассматривать не только проблему демократизации, но еще и комплекс экономических обстоятельств, то можно было бы написать об аргентинской, мексиканской или корейской модели.

Обычно в качестве причин успеха Германии выделяют то, что у немцев столетиями формировалась демократическая культура и что нацистский тоталитарный режим был случайностью. Случайностью он, конечно, не был, и сильный прусский авторитаризм в сочетании с антисемитизмом, весьма характерным для Австрии, сыграл большую роль в успехе гитлеризма. Но не стоит сбрасывать со счетов и факторы, способствовавшие развитию демократической культуры. Самоуправление городов, существовавшее со Средних веков. Влияние Франции в рейнской Германии (особенно после революции 1789 года). Высокий уровень образования в немецких университетах. Все эти факторы могли успешно соперничать с факторами, работавшими на автократию.

Но главным, скорее всего, ⁠было другое – ситуация, которая сложилась после военного поражения. Во-первых, ⁠принудительная денацификация ослабила сторонников автократии ⁠и усилила демократов в ситуации, когда авторитарные и демократические начала были примерно ⁠равны по силе. Во-вторых, опасность ⁠разделить судьбу ГДР ⁠стимулировала западных немцев жить по демократическим нормам, характерным для Запада, и не пытаться вновь создавать в центре Европы третью силу, для которой и сил-то, собственно говоря, не было. В-третьих, социальные противоречия в Германии были ослаблены тем, что быстрый экономический рост и социальное рыночное хозяйство подняли уровень жизни всех слоев населения. В-четвертых, межэтнические противоречия вообще отсутствовали, поскольку после войны победители обкорнали Германию со всех сторон, решив спорные территориальные проблемы не в ее пользу. В-пятых, межрегиональные проблемы были сняты с помощью федеративного устройства, сохраняющего большие права земель и ограничивающего власть центра. Наконец, включение ФРГ сначала в Европейское объединение угля и стали, позднее в Европейское экономическое сообщество и затем в Евросоюз уменьшило возможность властей вновь милитаризировать германскую экономику.

В сегодняшней России почти нет тех условий, которые способствовали быстрой и успешной демократизации Германии. Разнообразные внутренние противоречия велики, вероятность включения России в ЕС даже после демократизации равна нулю, а серьезная опасность, надвигающаяся с Востока, пока населением не осознается из-за массированной антиамериканской пропаганды. Таким образом, скорее всего, демократизация, которая начнется в России после Путина, не сможет быть столь же успешной, как демократизация Германии.

Гораздо больше вероятность того, что мы двинемся по условно украинскому варианту. Если после Путина российская элита будет сильно расколота (что, на мой взгляд, очень вероятно), то в ней образуется несколько соперничающих друг с другом групп, которым в конечном счете придется договариваться между собой. Воспроизвести персоналистскую автократию в такой ситуации не удастся. Получится демократия, но, к сожалению, довольно слабая.

Конечно же, речь не идет о том, что все будет как на Украине: наши страны по многим параметрам сильно различаются. Но вероятность того, что наша демократия окажется неспособной к принятию целого ряда эффективных решений, достаточно велика. Конечно, такая демократия все равно лучше автократии, поскольку свобода дает возможность стране развиваться и адаптироваться к новым условиям, тогда как несвобода кормит народ, лишь пока имеются ресурсы, которые можно проедать. Тем не менее при развитии страны по условному украинскому варианту нам не стоит рассчитывать на экономическое чудо типа послевоенного германского.

В России при подмораживающем нашу страну путинском режиме постепенно накапливаются многочисленные противоречия: между регионами, этносами, социальными группами, идейными подходами. Демократическая власть в таких условиях будет формироваться с помощью системы сложных переговоров, при которых трудно будет обеспечить интересы всех влиятельных сил. А значит, те силы, которые почувствуют себя ущемленными, в какой-то момент станут работать на разрушение демократической коалиции. Чтобы их ублажить и не отдать власть оппозиции, любая коалиция склонна будет прибегать к популистским мерам, а это всегда негативно сказывается на экономике. Если же экономика плохо развивается, то у страны меньше ресурсов для дальнейшего популизма, это повышает вероятность правительственной чехарды.

Пример Италии, где противоречия все послевоенные десятилетия доминировали над единством, показывает, что развитие возможно и в таких условиях. Эта страна в чем-то похожа на Украину. Она тоже была слеплена из очень разных по культуре и уровню развития регионов (только в XIX веке, а не в ХХ). Италия долгое время была страной чрезвычайно коррумпированной, политически неустойчивой, склонной к инфляции и отличавшейся серьезным разрывом в уровне развития между Севером и Югом. Но даже она при демократии добилась значительно больших успехов, чем государства Центральной и Восточной Европы, остававшиеся под контролем Москвы и сохранявшие тоталитарные режимы.

Формированию такого режима в России может способствовать два фактора.

С одной стороны, понятно, что никто добровольно не хочет отдавать власть. Даже убежденный демократ, если у него есть возможность долго пребывать у руля, вряд ли станет передавать бразды правления оппозиции. Демократию обычно формируют не хорошие люди, а хорошие институты (правила игры). Хороших институтов у нас сейчас нет. Наоборот, они постоянно ухудшаются, поскольку подгоняются под интересы продления путинской власти до бесконечности. И если расколотые постпутинские элиты не будут вынуждены договариваться между собой о новых институтах, устраивающих все влиятельные стороны, то они постараются в той или иной степени автократию сохранить.

С другой стороны, у той совершенно безумной системы, которая сформировалась в России за последние пять лет, не так уж много откровенных сторонников даже в элитах. Сохранять власть и деньги все, конечно, хотят, но попадать в черные списки стран Запада и зависеть от произвола силовиков в России мало кто хочет. Элиты оказались между двух огней. Внутри страны ты рискуешь рано или поздно потерять все накопления и сесть в тюрьму. Причем даже если ты сам силовик, то все равно не застрахован от удара со стороны более сильного противника. Вне страны ты еще недавно мог спокойно наслаждаться средствами, выведенными из России, но сегодня рискуешь лишиться вида на жительство или попасть под антикоррупционное расследование. А то и вовсе угодить в список путинских приспешников, которым въезд в приличные страны полностью запрещен даже с большими деньгами.

В подобной ситуации развитие вполне возможно. Например, Испания при позднем Франко (с конца 1950-х до середины 1970-х годов) достигла больших успехов. Хотя в сравнении с германскими и даже итальянскими они были невелики.


На смену феодализму пришло более свежее понятие - капитализм. А деятели капитала, так называемые буржуа, и создали демократию вместе с либерализмом. Что такое демократизация, узнают с каждым годом все большее количество стран, которые приняли ее как основную форму управления государством. На данный момент все развитые страны - это демократические республики.

Полное определение

Демократизация в общем смысле представляет собой цельный процесс по включению в жизнь общества принципов свободы и либерализма. Что такое демократия, мы узнаем из разных словарей. В целях упрощения смысла предложения были урезаны и изменены, но без потери смысловой нагрузки.

Да или нет

Обратимся к истории

Об ограничении власти монарха и введении парламента впервые задумались в Великобритании. Тогда народ узнал, что такое демократизация, и даже принял в этом процессе участие.

В результате славной революции, которая произошла в 1688 году в Англии, появился уполномоченный парламент. Он принял Билль о правах в 1689 году, в котором прописывалось существенное снижение роли монарха в управлении государством. Также он наделил обычных граждан некоторыми обязательными правами.

Почти через сто лет, в 1783 году, произошла революция в Америке. Она способствовала созданию демократических стран в британских колониях, которые находились в Северной Америке.

Демократия что такое

Главные направления демократизации

Собственно, само понятие имеет многогранную структуру, и понимать его можно по-разному. В мировом понятии демократизация представляется как увеличение количества демократизированных стран. В другом понятии под ней понимают упрочнение либеральных ценностей и внедрение их во все сферы жизни общества. Демократизация имеет свои направления, описанные ниже:

  • Граждане должны принимать участие в политической демократизации своей страны.
  • Государство должно создавать условия для развития личностей. Способствовать проявлению инициативы со стороны жителей страны или любых других форм общества.
  • Все проживающие народности и нации имеет равные права.
  • Внедрение понятия о законности действий, подчинение определенному своду правил.
  • Улучшение системы выборов.
  • Расширение полномочий общественных организаций и профсоюзов.
  • При принятии особо важных решений должно учитываться мнение народа.
  • Предание гласности делам, которые происходят внутри государства.

На данный момент демократизация происходит в большинстве стран, которые раньше находились в зоне влияния Советского Союза. Их авторитарные режимы сменяются на более мягкие, от которых веет либеральными свободами, а также правами человека.

Я демократия

Что такое демократизация в современном мире

Политики из Соединенных Штатов утверждают, что основной идеологией их государства выступает создание демократии во всех странах. Однако на самом деле они лишь прикрываются понятием, чтобы воротить незаметно свои грязные делишки. Так, под мирным предлогом они вторгаются в бедные страны, где есть нужные им ресурсы.

Так называемые цветные революции иногда приводят к демократизации общества. Яркими примерами выступает ряд стран, таких как Грузия, Украина и ряд других. Однако не все так однозначно.

Митинг демократов

Причины демократизации общества

Социологи и политологи выделяют три основных пункта, характеризующие демократизацию общества:

  1. Экономический рост государства, как следствие - обогащение народа.
  2. Внедрение образования и высокий уровень грамотности населения.
  3. Преобладание среднего класса.

Спорным вопросом остается причина перехода от диктатуры к демократии. Историки считают, что это происходит в результате постепенного ослабления власти диктатора. А что такое демократизация для вас?

Читайте также: