Во всех тяжелых жизненных ситуациях нужно сохранять доброту и благородство капитанская дочка кратко

Обновлено: 02.07.2024

Честность Гринева-мемуариста позволила ему раскрыть никому не ведомую правду о руководителе восстания Пугачеве, а значит, и правду о народной борьбе за свободу.

Любовь к литературе и обусловила его решение замяться написанием мемуаров. Избрание мемуарной формы романа — еще одно свидетельство необыкновенной исторической зоркости и исторической чуткости Пушкина. Дело в том, что характерной особенностью Духовного развития людей XVIII века явилось их стремление вести автобиографические записки, писать мемуары. Их воодушевляло желание рассказать о своей жизни и своем времени.

Урок по литературе в 8 классе учителя русского языка и литературы МБОУ СШ № 7 п. Фролищи Володарского района, Нижегородской области Павлихиной Л.И.

ТЕМА ЧЕСТИ И МИЛОСЕРДИЯ В ПОВЕСТИ

: урок изучения художественного произведения.

Форма урока

: проектная деятельность учащихся.

Образовательные: научить учащихся самостоятельно анализировать характер того или иного литературного героя в соответствии с поставленной проблемой, правильно формулировать авторскую позицию;

Воспитательные: воспитывать средствами урока у обучающихся уверенность в своих силах, умение вырабатывать и защищать свою точку зрения по данной проблеме.

Задачи урока:

Образовательные: философско-концептуальное осмысление предмета исследования;

Развивающие: научить обучающихся самостоятельной работе с различными информационными источниками, развивать у школьников исследовательские умения, развивать умение творчески подходить к способу подачи материала.

Воспитательные: развивать у обучающихся коммуникативность и умение сотрудничать, способствовать повышению личной уверенности каждого участника проектного обучения.

Оборудование

: школьная доска, интерактивная доска для демонстрации презентаций к проектам.

Сценарий урока

Слова А.П. Чехова не случайно стали крылатыми, ведь в них заключена мечта о таком человеке, который был бы достойным представителем планеты Земля в просторах бесконечной Вселенной. А вот станет ли его мечта былью, в первую очередь зависит от него самого и от тех людей, которые его окружают, т.е. от нас с вами.

Все мы привыкли к ставшим повседневными словам: честь, милосердие. Да это и понятно, ведь они существуют с незапамятных времён. Особую актуальность они получили в наше время. Что они обозначают?

Честь – совокупность моральных качеств и принципов человека, которые достойны уважения.

Милосердие – качество человеческой души, проявляющееся к другим людям, достойным сожаления, жалости.

Тема чести для А.С. Пушкина. Чем руководствоваться в жизни?

10 заповедей Иисуса Христа. Время, изображённое в повести и религиозное учение.

Мужские образы повести. Честь и милосердие героев.

Всё в повести как бы проникнуто насквозь духом милосердия.

А) Любовь-милосердие. Кому из героев это свойственно?

Б) Устойчивая тема – милосердие к врагу.

В) Связь чести и милосердия.

— Гринёв и Швабрин.

Прощение Гринёвым Швабрина после дуэли;

Нежелание торжествовать над поверженным врагом (освобождение М. Мироновой от плена Швабрина);

После клеветы Гринёв спокоен и не говорит при очной ставке Швабрину ни одного слова.

— Есть. Реабилитация Гринёва – следствие милосердия. Императрица, узнав всю правду, распоряжается освободить Гринёва.

2 этапа помилования: заслуги отца ссылка Гринёва в Сибирь. Исповедь Маши Мироновой освобождение героя. Одной справедливости здесь мало, нужно и милосердие!

Милосердие всесильно, и оно есть истина, движущая сила жизни.

Приложения (короткие ответы-выводы):

Тема чести для А.С. Пушкина. Чем руководствоваться в жизни?

10 заповедей Иисуса Христа. Время, изображённое в повести и религиозное учение.

Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

Не делай себе кумира, не поклоняйся им и не служи (запрещает скупость, гордость, деньги, вино, себялюбие, пьянство).

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его (7 день Господу Богу твоему…)

Почитай отца твоего и мать твою.

Не прелюбодействуй (не бранись, не знайся с людьми бесстыдными).

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего, ни жены, — ничего, что у ближнего твоего.

Капитанская дочка, или Как беречь смолоду честь — протоиерей Александр Ильяшенко

Капитанская дочка явила нравственную высоту и красоту своей души. Ее родителям удалось вложить в сердце дочери правила доброй жизни: целомудрие, чистоту мыслей, честность, мужество. Когда позднее оклеветанный Швабриным Гринев был осужден и приговорен к ссылке в Сибирь, эта скромная провинциальная девушка, в своей жизни ничего, кроме Белогорской крепости, не видевшая, отважилась поехать в Петербург к самой императрице, чтобы спасти от позора и несправедливого наказания Петра Андреевича.

«Вы просите за Гринева? — изумленно спросила дама, прочтя в поданной ей бумаге имя жениха девушки. — Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй.

— Ах, неправда! — вскрикнула Марья Ивановна.

В трудных жизненных ситуациях проявляются истинные качества человека.

В крепости он познакомился с дочерью коменданта Машей Мироновой и полюбил ее. Когда Швабрин оскорбительно отозвался о Маше, Гринев проявил благородство и вступился за ее честь. Он вызвал Швабрина на дуэль.

Когда крепость захватил Пугачев, то он потребовал, чтобы все ему присягали. Гринев отказался преклонить колени перед самозванцем, он помнил о том, что уже присягал императрице. Проявив мужество, он сказал об этом в лицо крестьянскому предводителю. Пугачев оценил смелость и благородство Гринева и отпустил его. Маша осталась в крепости под властью Швабрина. Гринев отправился спасать ее, рискуя попасть в руки врага.

Когда Петра арестовали по доносу за пособничество Пугачеву, он проявил благородство и не рассказал, что в деле замешана Маша. Он не хотел, чтобы ее вызывали в суд.

Жизненные обстоятельства сложились для Гринева таким образом, что он оказался перед выбором. Пример отца, воспитание, полученное молодым человеком, и врожденное благородство не позволили ему поступить по-другому.

Сострадание — это важнейшее нравственное качество, проявляющееся как склонность помогать окружающим, бескорыстие, великодушие, умение прощать, терпимость. Эти черты — необходимые качества человеческой личности, помогающие человеку в критической ситуации.

То же самое чувство сострадания живет в душе Гринева по отношению к Маше Мироновой. Исследователи отмечали, что сама любовь героя — русская любовь, не любовь-страсть, а любовь-жаление (В.Н. Катасонов. Так, Гринев спасает Машу из плена Швабрина, отправляет ее к своим родителям, заботясь о безопасности своей невесты, молчит о ней во время суда.

Чувством терпимости, доброты, большой привязанности к своему воспитаннику проникнуто и все поведение Савельича, дядьки Петра. Так, он проявляет терпимость в эпизоде с Зуриным (биллиардный проигрыш Гринева), спасает своего воспитанника от смерти, бросившись в ноги к Пугачеву.

Мотив милосердия возникает и в финале романа, в эпизоде обращения Маши Мироновой к императрице с просьбой спасти жениха. Гринев помилован по указанию императрицы.

Здесь искали:

  • милосердие пугачева к гриневу
  • сочинение милосердие в капитанской дочке
  • что такое милосердие привести пример из капитанской дочки

Поездка в Оренбург. Первая встреча с Пугачёвым

Из Оренбурга Гринёв был послан служить в Белогорскую крепость, комендантом которой был Иван Кузьмич Миронов. Он был необразованным человеком, но от всех остальных его отличали доброта души и честность. У Миронова есть жена — Василиса Егоровна, которая принимает все военные дела как свои хозяйственные. Спустя небольшой промежуток времени Пётр Андреевич стал для их семейства родным человеком, да и сам он, не замечая того, очень сильно привязался к семье коменданта. Маша Миронова – капитанская дочка. К ней Гринёв тоже очень привязался, считал её благоразумной и чувствительной девушкой.

Капитанская дочка осталась в крепости

Маша Миронова, капитанская дочка, осталась в крепости, так как попадья выдала её за свою племянницу. Гринёв несколько раз совершал безуспешные попытки поездки в Оренбург для того, чтобы попросить помощи у военного коменданта. Петру Андреевичу отказали, и он вновь поехал в Белогорскую крепость. Гринёва по пути туда вновь задержали мятежники, и Пугачёв мог бы исполнить то, что не сделал в прошлый раз. Однако разбойник, узнав о цели поездки Гринёва, решил отпустить его и Машу Миронову.

В Белогорской крепости Пётр Андреевич с помощью разбойника Пугачёва освобождает Миронову. Швабрин решает раскрыть перед атаманом обман, однако тот не изменил своего решения и отпустил Гринёва.

Потом Гринёва арестовали, и на суде он был совершенно спокоен и уверен в себе. Швабрин оговорил Петра, и последнему предстоял позор и ссылка в Сибирь. Однако его спасает Маша Миронова, которая попросила царицу смилостивиться над Гриневым.

Дружба Гринёва и Швабрина. Любовь к капитанской дочке

Аргументы великодушия:

Донской казак Пугачёв

Белогорская крепость была взята после первого нападения. Пленных повели присягать разбойнику, и уже первым на виселице погиб комендант крепости Миронов. Сразу же после него была убита и его жена Василиса. Такая же смерть ждала и Гринёва, однако Пугачёв его помиловал. На следующий день Пётр Андреевич узнал, что незнакомцем, которому он отдал заячий тулуп, оказался атаман разбойников. Благодаря именно этому поступку Гринёва осталась жива его возлюбленная – капитанская дочка.

Проявление мужества и благородства в жизненных испытаниях - сочинения по

Герой романа Петр Гринев отправляется на военную службу в Белогорскую крепость. Перед отъездом отец учил его дорожить честью. Петруша внял увещеваниям отца. Он попадает в разные жизненные ситуации, но честь сохраняет.

В крепости он познакомился с дочерью коменданта Машей Мироновой и полюбил ее. Когда Швабрин оскорбительно отозвался о Маше, Гринев проявил благородство и вступился за ее честь. Он вызвал Швабрина на дуэль.

Когда крепость захватил Пугачев, то он потребовал, чтобы все ему присягали. Гринев отказался преклонить колени перед самозванцем, он помнил о том, что уже присягал императрице. Проявив мужество, он сказал об этом в лицо крестьянскому предводителю. Пугачев оценил смелость и благородство Гринева и отпустил его. Маша осталась в крепости под властью Швабрина. Гринев отправился спасать ее, рискуя попасть в руки врага.

Когда Петра арестовали по доносу за пособничество Пугачеву, он проявил благородство и не рассказал, что в деле замешана Маша. Он не хотел, чтобы ее вызывали в суд.

Жизненные обстоятельства сложились для Гринева таким образом, что он оказался перед выбором. Пример отца, воспитание, полученное молодым человеком, и врожденное благородство не позволили ему поступить по-другому.

Пример сочинения

Гринев в жизненных испытаниях

Поветь “Капитанская дочка” была написана А. С. Пушкиным в 1830-х годах и осветила период восстания Емельяна Пугачева. Главный герой произведения П. А. Гринев – помещик, который на склоне лет рассказывает историю своей жизни в мемуарах. С раннего детства на формирование его характера большое внимание оказали родители – честные и порядочные люди, многое повидавшие на своем веку.

Также в его жизни сыграли немалую роль учителя: Савельич, научивший его грамоте, и француз Бопре, нанятый, чтобы научить Петрушу французскому, немецкому и другим наукам, но в итоге, сам усвоивший русский.

До шестнадцати лет он валял дурака, а затем отец отправил его в Оренбург на службу. По пути они с Савельичем попали в буран и вынуждены были немного переждать. Человек, который оказывает им помощь, оказывается не кем иным как Емельяном Пугачевым, но Гринев этого не знает. В благодарность он отдает мужику свой теплый тулуп.

Жизненные испытания только начинались, а судьба его уже свела с таким человеком. Из Оренбурга Гринев был послан служить в Белогорскую крепость, комендантом которой был Иван Кузьмич Миронов. Подружившись с Мироновыми, Петр в особенности привязался к Маше.
В дочке коменданта он разглядел благоразумную и чувствительную девушку.

Жизнь проходила размеренно, иногда герой читал книги, иногда сочинял стихи, подружился с поручиком Швабриным. Последнее было большой ошибкой, так как поручик оказался довольно подлым человеком. Большая часть жизненных испытаний, выпавших на долю героя, случались именно по его вине, ну и, конечно же, по вине активных военных действий и восстаний. Поначалу Швабрин порочил имя Марии Мироновой, как оказалось, из-за того, что девушка ему отказала.

Гриневу ничего не оставалось, как вызвать подлеца на поединок. Но и здесь Швабрин умудрился показать свою натуру, он нанес сослуживцу удар в спину, пока тот отвернулся на зов слуги.

В следующий раз с подлостью поручика Гринев и Мария столкнулись во время бунта Пугачева. Много людей погибло в этот период, но Гринева донской казак пощадил, потому что узнал в нем того самого незнакомца, который когда-то в метель одолжил ему заячий тулуп. Не только поэтому Пугачев помиловал героя, а за искренность и честность.

Так как Гринев присягал государыне императрице, он отказывается служить кому-либо еще, но Швабрин позже доносит до правительственных войск, что Петр Андреевич перешел на сторону Пугачева. Марии еле удается его спасти.

Другим испытанием в жизни молодого Гринева стало нежелание его родителей принимать Машу, так как она была бесприданницей. У Мироновых в хозяйстве работала всего одна девка Палашка, а у Гриневых в распоряжении было триста душ крестьян. Поначалу они сильно возражали против этого союза.

Отец даже пообещал перевести Петра куда-нибудь подальше от Белогорской крепости. Возможно, другой юнец и побоялся бы противоречить родителям, но Петр знал, что Машу не оставит ни при каких обстоятельствах и поэтому выбрал ее. Таким образом, автор еще раз подчеркивает честность, прямодушие, благородство и чувство долга главного героя.

Пример сочинения

Проявление мужества и благородства Пугачёва

Пугачев – один из центральных персонажей в повести, именно он руководитель данного восстания. В истории Емельян характеризуется как разбойник, убийца, грабитель. Одним словом – преступник. Однако, не стоит забывать о том, что за ним пошли люди, значит, было в нем что-то, к чему тянулись народные массы. Пушкин подчеркнул в своем романе то, что Пугачев был умен, рассудителен и сообразителен. Своими действиями Емельян показывал свою мудрость и даже расчетливость.

Пугачев не разбирался в своих отношениях к дворянам. Многие хорошие дворяне были казнены, хоть и заботились о своих крепостных крестьянах. В число таких дворян входила и семья Миронова. Для Емельяна любой из помещиков был заведомо врагом, для него не было важным то, какой это человек: хороший или плохой. Пугачев боролся до конца за свою позицию и расправлялся с любым, кто бы мог нарушить свободу крестьян. Пугачев искренне хотел освободить крестьян от крепостничества путем восстания.

Емельян Пугачев не забыл о помощи, всегда помогал тем, кто когда-то помог ему. Например, Пугачев помог Гриневу, который когда-то спас его от холода, подарив тулуп и налив немного водки для согрева. Гринев просил милосердия Емельяна, чтобы освободить свою возлюбленную Марию Миронову, когда те попали в руки к Швабрину.

Пушкин в образе Пугачева попытался воссоздать русского человека, у которого огромная душа. Александр Сергеевич любил в какой-то степени этого персонажа, он восхищался им. Автору нравилось его мудрость, храбрость и сила, однако, не понимал, почему именно такой способ Пугачев избрал для борьбы.

Читайте также: