Первому игроку приготовиться рецензия кратко

Обновлено: 02.07.2024

Кинорынок во многом определяется культурным кодом гиков, которых тридцать лет назад макали головой в унитаз, а теперь они выросли и достигли успеха в творчестве. Хорошие делают такие вещи, как Stranger things, плохие штампуют бесконечные фильмы вселенной Марвел. Вряд ли можно отрицать, что ностальгия – один из основных трендов: она легко эксплуатируется и легко монетизируется. Ready player one не столько опирается на ностальгию, сколько на чистый фансервис: из Горо вылезает чужой, стальной гигант наваливает мехагодзилле, вот это вот всё. DND и демилич, WarGames, Zork – слишком сложно, остаётся за бортом, отсылки попсеют и оказуаливаются до Сияния и Overwatch, бэтмена и кинг-конга. Это, в общем, нормально: задача не в том, чтобы показать превосходство одних элементов одной и той же культуры над другими, а в самой идее объединения и эволюции множества частных видов эскапизма в единую культурную среду нерд-контента. Ready player one не порождает собственных мемов и понятий, фильм – сферическое в вакууме воплощение породившей его культуры, культуры заимствований, где перемешиваются в обаятельную кашу все элементы гиковской жизни: твитч, атари, аниме, сай-фай, супергерои, видеоигры, Джон Хьюз, Кубрик и еще тысячи всего.

Фильм куда меньше напоминает средней руки литРПГ оригинала , чем можно было ожидать, и это однозначно идёт на пользу – получается веселый и яркий детский (ну ладно – кидалтовый) фантастический боевик про виртуальность, полный духа приключений а-ля Индиана Джонс. Если в книге вам нравилась закрытая субкультура пасхантеров или описания геймплея и квестов – что ж, здесь всё иначе. Если вы были в восторге от relationship drama и замечательно прописанных персонажей – наверное, читали другую книгу. От личной и социальной драмы остаются одни осколки, мелкие эпизоды, весь драматизм – оперетточный, внутриигровой, подростковый, за счет чего смотрится естественно, драйвово, замечательно поверхностно и развлекательно. Кое-что при переводе на экран все-таки страдает: например, в оригинале OASIS был и мощнейшей экономической средой, где люди работают и учатся, в кино же VR ближе к чистой игре, за исключением некоторых эпизодов. Сам мир и его инфраструктура менее масштабны и недалеки по размеру от ММОРПГ, здесь не ищут ключи годами на пыльных заброшенных нубских планетах школоты. В сторителлинге, особенно в романтической линии, намного больше зияющих дыр, но с другой стороны логистика между сюжетными арками экономичнее, логичнее и проще. Главный гад интереснее: он тоже такой, диснейно-оперетточный, и его исчерпывающе описывает манера оставлять приклеенным на аппаратуре пароль (Bossman69!). Есть и отличные микромоменты и находки, например, когда девушка с родимым пятном на пол-лица в реале (бюджетная Гермиона) принимает себя настолько, что добавляет это пятно себе на аватар.

Ready player one не порождает собственных мемов и понятий, фильм – сферическое в вакууме воплощение породившей его культуры, культуры заимствований, где перемешиваются в обаятельную кашу все элементы гиковской жизни: твитч, атари, аниме, сай-фай, супергерои, видеоигры, Джон Хьюз, Кубрик и еще тысячи всего

Не забудьте подписаться на наш канал . Больше материалов вы найдете на сайте Postcriticism и в социальных сетях: "ВКонтакте" , Facebook , Twitter и Telegram .

Первому игроку приготовиться

Первому игроку приготовиться (2018)
Ready Player One
боевик, приключения, фантастика
Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях: Тай Шеридан, Оливия Кук, Бен Мендельсон, Лина Уэйте, Ти Джей Миллер
Премьера: 29 марта 2018 года
Смотри на

Из скромности Спилберг не стал включать в фильм отсылки к тем картинам, которые снял как режиссер. Его продюсерские проекты в фильме фигурируют

Предполагалось, что главную роль сыграет неизвестный новичок, но после неудачного всеамериканского кастинга Спилберг остановился на относительно известном Тае Шеридане

В Спилберге этот ребенок явно еще не умер, хотя стариковское брюзжание по поводу того, сколько времени геймеры проводят в игровом мире, в фильме тоже налицо. Лента настаивает, что из игры нужно время от времени выходить, но говорят это персонажи, которым есть что ловить в реальном мире. Для миллионов бедняков виртуальный мир явно лучше, и убедить зрителей в обратном у мэтра не получается. Слишком уж много сил и средств его команда вложила в упоительную параллельную реальность, где каждый шкет может стать героем и утереть нос магнату и где игроки в Halo могут сражаться в одной партии с игроками в Street Fighter.

Начну с главного. Не тратьте время на эту статью, идите в кино. Вам наверняка понравится. Этот фильм приводит в дикий восторг любого, кто соприкасался с гик-культурой и любит видеоигры. В нём много отличного юмора, а сцены так и хочется нарезать стоп-кадрами и угадывать отсылки к разным вселенным. А вот когда посмотрите, тогда возвращайтесь и читайте эту статью, сравнивайте ощущения. Потому что в ней есть вещи, которые могут подпортить вам первый просмотр. Это не только спойлеры (кто боится спойлеров к экранизации?), там есть вещи куда страшнее — претензии этой чудесной ленте!


Жанр: фантастика, приключения
Режиссёр: Стивен Спилберг
Сценаристы: Эрнест Клайн, Зак Пенн
В ролях: Тай Шеридан, Оливия Кук, Бен Мендельсон, Ти-Джей Миллер, Саймон Пегг
Премьера в России: 29 марта 2018 года
Возрастной рейтинг: 12+

Экспозиция





Завязка


Мир прекрасен не только своим визуальным рядом — у него чудесные правила. Вам очень надо что-то сделать: например, скрыть свой ник, не меняя при этом свою внешность? У игры есть артефакт для таких случаев! Нужна романтическая локация для свидания? Жуткий хардкор, где под свист пуль можно заработать (простите, нафармить) приличные деньги? Видеочат с друзьями? Любой каприз уже продуман!


Да, это хорошо работает на идею о том, что виртуальные романы действительно могут переходить в реальные, только вот какое дело: отношения при этом всё равно трансформируются. Здесь же нет ни узнавания реального человека и принятия его, ни изменения персонажа под воздействием любви. А ведь это важные и очень интересные темы!

Будь эта любовь важна для режиссёра, она преображала бы реальный мир, насыщала его красками. Спилберг делает полшага в этом направлении, но не более того. Ему вправду интересен гиковский мир, но, похоже, не слишком интересны сами гики. В книге они, пожалуй, были ещё неприятнее, но мы уже давно научились рассматривать экранизации как полностью самостоятельные произведения.


Считать отсылки на кадрах до выхода Blu-ray-версии рано — качество картинок не позволяет рассмотреть всё

Развязка

Экранизация во многих аспектах отошла от книги, и это ей на пользу. Количество сцен в реальности сильно сократили, а гиковский фокус с культуры восьмидесятых плавно сместили на современность, позволяя окунуться в море понятных почти любому отсылок. В итоге получился настоящий праздник, отличное приключение, от которого невозможно оторваться. Главное — ни в коем случае не включать на просмотре голову (у вас это и так не выйдет, восторг будет перешибать всё) и просто наслаждаться каждым кадром.



Своеобразие книги, насколько можно судить по отзывам, заключается в том, что поп-культурные отсылки являются в нем не украшением, а центральным номером, отодвигая на второй план и сюжет, и характеры. Оправдано это так: покойный Холлидей был фанатом 80-х (время его детства, очевидно), а чтобы пройти квест, нужно нырнуть в его сознание, а следовательно, полюбить Duran Duran, куклу Чаки и Бакару Банзая. В фильме это осталось, но, видимо, в чуть меньших масштабах — хотя все равно страшно даже представить, какие ресурсы были брошены на переговоры с правообладателями всего того сакрального барахла, которое здесь без передышки мелькает, порой на считаные секунды: от Кинг-Конга и Толкиена до каких-то дремучих видеоигр.

Вялый финал — не единственная драматургическая проблема фильма. Слишком многое в этом мире приходится объяснять закадровым комментарием. Слишком многое все равно остается непонятным. Скажем, механика управления аватарами: герои то совершают немыслимые трюки, не двигаясь с места, то не могут вставить виртуальный ключ в скважину, потому что в реальности потряхивает. Или вся линия про IOI: что за работу люди делают в долговых центрах? Что за Сопротивление, которое появляется и тут же навсегда исчезает? Чем до финальной сцены занято государство? Есть ли хоть одна модель будущего, реального или виртуального, в которой не предусмотрена планета-казино?

Новый фильм Стивена Спилберга уже на стадии производства вызывал ощутимый ажиотаж, но после выхода на экраны мнения о нем заметно разделились. Критики были снисходительно-доброжелательны, отмечая по большей части сильные стороны режиссерского стиля, а вот среди геймеров и гиков до сих пор идут словесные баталии. Concepture разбирается, что же именно могло пойти не так?

Многообещающий проект

Во-первых, потому что это экранизация одноименного романа Эрнеста Клайна, пронизанного любовью к поп-культуре 80-х–2000-х годов. Иными словами, эта картина должна была стать тем, что понятно практически любому современному человеку от двадцати до пятидесяти лет. И не просто понятно, а являться неотъемлемой частью его детства или юности.

Во-вторых, Спилберг не скрывал, что собирается снять фильм об играх и виртуальной реальности, который затмит славу предшественников. Продвижение RPO во многом шло именно по этой линии: фильм про геймеров и для геймеров, фильм для гиков и фанатов игровой классики, фильм о столкновении двух реальностей.

Разумеется, масштабы продакшна не уступали поставленной задачи – в проект пригласили большую команду экспертов и огромный коллектив исполнителей, отвечавших за анимацию и компьютерную графику. И всё это с учетом весьма и весьма мрачного жанрового фона – попытки экранизации компьютерных игр и киберпанк-произведений последних десяти лет это по большей части обыкновенная халтура незаинтересованных в качестве ремесленников.

В-третьих, присутствие в таком проекте Спилберга, человека, который, по сути, создал современный блокбастер, многими заранее расценивалось как заявка на нечто революционное. В отличие от многих других режиссеров, Стивен давно интересуется видеоиграми.

Слишком кино

Фильм без сомнения получился зрелищный, качественно сделанный и потому достойный пересмотра. Атмосфера виртуального многообразия как миров, так и участников тоже получилась довольно убедительной, в том числе благодаря нюансам и удачным находкам.

И все-таки визуальный ряд не способен перекрыть смысловые пробелы. Дело даже не в несостыковках сюжета (сегодня это общее место любого мейнстрим-кино), а в том, что он фатально не попадает в поставленные задачи. Общий итог в одном предложении: это весьма посредственная экранизация и поистине плохой фильм о видеоиграх.


О главной проблеме RPO высказывались многие, причем некоторые ещё задолго до просмотра. Несмотря на свой интерес к играм, Спилберг – прежде всего человек кинематографический, и поэтому его рассказ о виртуальной реальности – это рассказ дедушки, чьи самые сильные эмоции на этот счет остались в 80-х.

Участие автора романа в работе над сценарием не спасло ситуацию: сюжет и его дополнительные смыслы, игры и сами геймеры во многом были упрощены до схемы, местами слишком близкой к общепринятым стереотипам.

На выходе получилась история про пасхалку, набитая пасхалками, от людей, которые как будто и не собирались разбираться в игровой культуре. Увы, но в RPO нет ни одной сцены, где отсылка действительно что-то добавляет к истории (например, на месте ДеЛориана мог бы быть Хайвеймен и ничего бы не изменилось).


Это при том, что в книге подобные детали очень важны для Клайна и сложно переплетаются между собой. Собственно, никаких аллюзий и реминисценций к играм и фильмам в этом фильме нет: есть лишь упоминания, которые в лучшем случае можно расценить как оммаж.

Само собой, технически и фактологически команда фильма постаралась: кого тут только не увидишь (даже не буду пробовать перечислять). Однако на фоне общего отношения выходит смешно, ведь Спилберг, по сути, и есть Сорренто, а его команда – кучка гиков в тонких свитерах, работающая на IOI.

Поэтому не очень понятны восторги в адрес режиссера только от одного факта, что ты увидел любимого героя в фильме. Это как воодушевляться признанием в любви от того, кто не любил, да ещё и обломался сочинить признание, а скачал его в интернете.

Книга лучше?


У книги вообще обнаруживается слишком много достоинств перед фильмом (и это – ещё раз повторюсь – на фоне того, что книга изобилует и занудством, и сюжетными провалами). Так, например, пасхантеры в книге – это вообще-то трудяги. Настоящие археологи культуры прошлого, вынужденные перерабатывать и пропускать через себя чужую, непонятную им культуру.

Большая часть их достижений возникает благодаря интеллектуальному напряжению, а не бодрой беготне и умению стрелять. Впрочем, стоит заметить и преимущества фильма – например, главные герои истории выглядят более реалистично.

С точки зрения Спилберга, геймеры – подростки-одиночки, наивно стремящиеся всех победить, и им ещё нужно дорасти (через перипетии сюжета) до идеи работы в команде. Вот уж откровение-то.

Но самым ярким подтверждением смысловой неудачи – излишне морализирующий финал. Это, на минуточку, посыл поколению, которое выросло на видеоиграх, в которых смыслы и мораль по большей части возникают из чувств и действий ПО ХОДУ игры, а не в финале с закадровым голосом.

Игрок номер один, отбой!


Конечно, невозможно критиковать создателей RPO за то, что за рамками остались те или иные культовые вещи. И все-таки настольные игры и комиксы заслужили чуть больше места во вселенной ОАЗИС. На мой вкус, не самая удачная работа проведена и с музыкальным сопровождением.


Лично мне кажется, что Спилберг как человек, обладающий авторитетом в киноиндустрии, своим фильмом рискует открыть ящик Пандоры. Теперь у многих будет огромное искушение снимать в том же духе: сперва сиквелы, затем экранизации игр, затем бесчисленные кроссоверы.

Надо заметить, фильм понравился многим не-геймерам, особенно старшего поколения. Возможно, это важный момент, позволяющий играм приблизиться к новому статусу – статусу нормального и привычного феномена в обществе, а не каких-то инфантильных маргиналий.

Однако самое грустное – это не то, что есть в фильме Спилберга, а то, чего в нем нет. Экранизация Клайна человеком, когда-то тонко чувствовавшим массовую культуру, могла бы стать примером рефлексии о том, что такое вообще культура и что происходит с ней сегодня.

Современный интерес к ремастерам и ретро-инди, к пиксель-арту и чиптюнс, к аллюзиям и видео-цитатам, к мемам, к процессам в гейм-сообществах, а также к новым контроллерам – всё это порождает множество вопросов. И один из них звучит наиболее остро: Что значит быть частью культуры?

Значит ли это потреблять её или развивать/творить/менять? Нужно ли её знать/изучать, любить и чувствовать своей? К стремлению быть оригинальным современная культура добавила ещё одно требование – уметь создавать контент или как минимум ориентироваться в нем. И на фоне хаотичного сочетания разнородных элементов культуры вопрос о своей культуре – это также вопрос об идентичности. Кто я и зачем?

Клайн между строк своего гиковского произведения пытается ответить на этот вопрос. Он буквально создает лабораторные условия: подростки из Штабелей, у которых нет никакой современной культуры, но есть желание понять чужую – культуру прошлого, сформировавшую ум Джеймса Холлидея (создателя ОАЗИСА). Подобное постепенное погружение позволяет посмотреть со стороны на любого носителя культуры, в том числе и на самого себя.


И мне кажется, что авторы фильма излишне занизили планку, создавая кинотекст, практически не требующий интерпретаций. Культура – это не заученный текст в голове, это свобода выбора. Только множественность интерпретаций и значений открывают путь к обладанию культурой, ведь в противном случае – вы не субъект культуры, а её объект.

Так отчего же не поиграть с той сложной вязью смыслов, которую так или иначе захватил каждый геймер? Или суровый маркетолог с продюсером не велят? Революции не случилось, сложный уровень не взят. Развитие поставлено на паузу и ждет нового претендента.

Читайте также: