Информатизация органов прокуратуры кратко

Обновлено: 05.07.2024

Главная функция прокуратуры – надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов на территории РФ.

Формирование информационного обеспечения органов прокуратуры:

1. Создание автоматизированных рабочих мест сотрудников органов прокуратуры;

2. Создание единой инф.-вычислительной сети, объединяющей центральную и региональные сети системы прокуратуры;

3. Внедрение инф. технологий в деятельности прокуратуры;

4. Интеграция с инф. системами всех гос. органов и др. организаций;

Единое информационное пространство органов прокуратуры определяется структурой органов прокуратуры и состоит из 3х уровней:

1. Генеральная прокуратура и представители Ген. прокурора в фед. округах;

2. Прокуратуры субъектов РФ;

3. Прокуратуры района.

Информатизация органов прокуратуры реализуется в соответствие с концепцией создания автоматизированной системы инф. обеспечения органов прокуратуры РФ –

Чем занимаются специалисты НИИ:

1. разработка и обоснование конкретных направлений информатизации

2. разработка методики по осуществлению прокурорского надзора

В соответствие с Концепцией в РФ формируется единая информационная система обеспечивающая информационные потребности органов прокуратуры при осуществлении ими своих функций.

Цель – информационное обеспечение органов прокуратуры, повышение эффективности функционирования прокуратуры.

1. расширение возможностей анализа состояния законности и правопорядка, защита прав и интересов граждан;

2. повышение достоверности обрабатываемой информации за счёт автоматизированного сопоставления и контроля однотипных данных, полученных из различных источников;

3. упрощение существующей системы делопроизводства;

4. обеспечение поддержки принятия решений по всем направлениям деятельности прокуратуры;

5. значительное сокращение сроков обработки информации и обеспечение высокой оперативности получения требуемых сведений.

73.Информационные системы в органах прокуратуры

Системы для обработки статистической информации.

банк данных, наряду с учетными данными право­охранительной статистики, должен содержать и обобщен­ные показатели.

Сейчас основу банка данных составляют государствен­ные и ведомственные формы статистического учета.

Информационные правовые системы.

Кадровая информационная система.

На основе электронного массива документов формиру­ется отчет о работе с кадрами.

Информатизация органов прокуратуры обусловлена функциями надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В силу названного функционального положения прокуратура является проводником государственной воли, гарантом законности и правопорядка, поэтому информационному обеспечению должно придаваться особое значение.

Во-первых, прокурор должен быть своевременно осведомлен о нарушении закона либо об условиях, способствующих таким нарушениям. Это обстоятельство становится решающим при формировании информационных потоков в деятельности прокуратуры.

Во-вторых, работники прокуратуры должны сами хорошо знать законы и другие нормативные правовые акты, а также практику их применения для того, чтобы давать правовую оценку действиям субъектов права. Этот постулат обусловливает необходимость постоянного обновления правовой информации в органах прокуратуры и обучения его работников правовым знаниям.

В-третьих, прокурор обязан немедленно реагировать на нарушения закона. Поэтому принимать правильные решения работники прокуратуры должны на основе своевременно полученной и достоверной информации.

Формирование и развитие системы информационного обеспечения органов прокуратуры предполагает:

– создание автоматизированных рабочих мест сотрудников органов прокуратуры;

– создание единой информационно-вычислительной сети, объединяющей центральную и региональные сети системы прокуратуры;

– внедрение информационных технологий в деятельности прокуратуры;

– интеграцию с информационными системами всех государственных органов и других организаций.

Единое информационное пространство прокуратуры обусловлено трехуровневой системой ее органов. Первый уровень - Генеральная прокуратура РФ и ее представители в федеральных округах, второй уровень - прокуратуры республик в составе Российской Федерации; прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов; иные территориальные прокуратуры; специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей; третий уровень - прокуратуры городов и районов; специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам районов.

Цельюформирования и развития системы информационного обеспечения органов прокуратуры является повышение эффективности функционирования всех ее институтов.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

– качественное расширение возможностей анализа состояния законности и правопорядка, защиты прав и интересов граждан;

– повышение достоверности обрабатываемой информации за счет автоматизированного сопоставления и контроля однотипных данных, полученных из разных источников;

– упрощение существующей системы делопроизводства, главным образом за счет упорядочения документооборота;

– обеспечение поддержки принятия решений по основным направлениям деятельности прокуратуры, заключающейся в реализации единой методологии автоматизированного сбора, учета, интегрированного хранения и многоцелевой обработки информации, необходимой для решения всех типов функциональных задач;

– значительное сокращение сроков обработки информации и обеспечение высокой оперативности требуемых сведений.

18.2. Информационные системы делопроизводства
в органах прокуратуры

Информационные системы в сфере делопроизводства представлены в настоящее время автоматизированными рабочими местами, обеспечивающими те или иные направления работы с документами, которые могут действовать и в составе локальной вычислительной сети.

Развитие информатизации органов прокуратуры выражается в создании и развитии информационной системы обеспечения надзора за исполнением законов по четырем основным направлениям: ведомственный документооборот; системы для обработки статистической информации; правовые системы; кадровая система.

Электронный (автоматизированный) документооборот в органах прокуратуры обеспечивает выполнение следующих функций, включающих организацию:

– регистрации входящих, исходящих документов;

– учета картографических документов в хранилище объектов учета (карточек) и объединением документов в папки надзорных производств;

– учета папок документов путем упрощенного их расположения по разделам, главам, томам, в алфавитном порядке, по контрольным датам исполнения и другим учетным способом;

– контроля исполнения документов;

– хранилища архивных документов;

– уничтожения документов в соответствии с принятым порядком.

Система электронного документооборота является основой информационной системы органов прокуратуры. Организация такого документооборота предполагает охват всех подразделений органов прокуратуры вычислительной сетью и образованием автоматизированных рабочих мест в канцелярии каждого подразделения. Автоматизированный документооборот защищен специальными программно-техническими средствами, системами разграничения доступа к информации.

Уникальность документооборота в органах прокуратуры заключается в многообразии форм и средств регистрации документов, характеризующихся созданием большого количества регистрационно-контрольных и отчетных форм журналов, книг, картотек, объектов учета.

Системы для обработки статистической информации. Возложение на органы прокуратуры функций координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью повысило значение обобщающей и аналитической работы со статистической информацией, что вызвало необходимость построения в органах прокуратуры интегрированного банка данных статистических показателей о состоянии законности и состоянии преступности в России. Этот банк данных, наряду с учетными данными правоохранительной статистики, должен содержать и обобщенные показатели.

Сейчас основу банка данных составляют государственные и ведомственные формы статистического учета. Но уже сегодня ставится вопрос о том, что такой банк данных должен охватывать всю имеющуюся информацию: сведения из отраслевых министерств и ведомств, данные контролирующих органов, результаты собственной надзорной деятельности, статистические данные работы судебных органов и тематические обзоры судебной практики, аналитические обзоры правоохранительных органов. Его наполнение предполагает своевременное получение в электронном виде достоверной статистической отчетности, что представляет самостоятельную проблему.

Наличие телекоммуникационной системы, отвечающей требованиям безопасности, позволяет создать распределенный электронный банк данных персонального учета сотрудников прокуратуры.

18.3. Информационные системы обеспечения прокурорского надзора
и расследования преступлений

Важное место в деятельности прокуратуры занимает надзор за исполнением законов при регистрации, учете и расследовании преступлений. Для информационного обеспечения этой деятельности существуют автоматизированные системы.

В каждой из этих систем содержатся базы данных: движение по уголовному делу от момента его возбуждения и до принятия окончательного решения; сведения по обвиняемым - даты задержания и ареста, квалификация, совершенного преступления, сроки следствия и содержания обвиняемых под стражей; результаты расследования по делу и рассмотрения его в суде, причины освобождения из-под стражи и другие процессуальные решения.

Специфика деятельности следователя, широкий круг и сложность решаемых им задач, большой объем составляемых процессуальных и иных документов требуют совершенной системы информационного обеспечения.

Информационная система предварительного расследования обеспечивает сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений по уголовному делу. Она помогает анализировать процесс раскрытия и расследования преступления и получать информацию с последующим процессуальным закреплением ее в виде доказательств.

Следственная деятельность во многом предопределена ее информационной природой, поскольку следователь путем осуществления процессуальных следственных действий, анализа полученной из различных источников информации собирает доказательства о причастности подозреваемого лица к совершению преступления и доказывает умысел в совершении противоправного деяния. Исходя из этого, деятельность следователя можно разделить на две составляющие: первая - поиск и сбор необходимой информации и вторая - анализ информации и обоснование выводов (164).

– сокращения временных затрат на поиск информации, передачу и получение информации по каналам связи, включая доступ к законодательной и справочной информации, к оперативно-справочным, розыскным и криминалистическим учетам органов внутренних дел, к материалам конкретного уголовного дела;

– исключения или минимизации ошибок при применении законодательства в ходе предварительного следствия (например, при подготовке процессуальных документов);

– выработки обоснованных и рациональных решений в ходе расследования преступлений, при проведении комплексного анализа доказательственной, оперативной, нормативной, справочной и иной информации;

– использования автоматизированных методик при проведении отдельных следственных действий и при расследовании некоторых видов преступлений и экспертных систем принятия уголовно-правовых и уголовно-процессуальных решений.

Следует отметить, что в работе органов следствия, дознания, прокуратуры значительное место отводится составлению процессуальных документов. Без письменных процессуальных документов профессиональная деятельность указанных субъектов невозможна, поскольку они составляют материальную сторону мыслительной, волевой, психологической деятельности. Уголовно-процессуальный кодекс России предусматривает составление около 130 постановлений, 80 протоколов, 40 протестов и других видов актов. При этом каждый вид документа имеет свое отличие, как по содержанию, так и по форме. Составление указанных документов вручную занимает много времени и не позволяет указанным субъектам эффективно использовать свое время. Использование информационных технологий позволяет в значительной степени ускорить работу органов следствия и дознания и повысить их эффективность (164).

Использование информационных технологий предварительного расследования способствует:

– получению более рациональных вариантов решения задач расследования за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем;

– освобождению следователей, оперативных работников, экспертов и иных субъектов расследования от рутинной работы за счет ее автоматизации;

– обеспечению достоверности информации;

– замене бумажных носителей данных на магнитные и оптические носители информации, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов документов на бумаге;

– совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота в органах предварительного следствия;

– уменьшению затрат на производство расследования по уголовному делу (164).

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите общие положения информатизации органов прокуратуры.

2. Охарактеризуйте основы системы делопроизводства в органах прокуратуры.

Основной проблемой развития информационно-коммуникационных технологий в прокуратуре Российской Федерации являлось отсутствие каналов связи до прокуратур районного и городского звена.

Решением этой проблемы стало создание единой защищенной сети передачи данных (далее - ЕЗСПД) до каждого района включительно. В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации сеть находится в опытной эксплуатации.

Осуществлены установка и подключение к ЕЗСПД более 3 тысяч автоматизированных рабочих мест по сервисной модели с предустановленным программным обеспечением, уже сейчас на них проводятся сеансы видео-конференц-связи. До конца 2021 года планируется полностью заменить парк автоматизированных рабочих мест.

В соответствии с паспортом проекта цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации разработан системный проект, в котором определены основные научно-технические решения по реализации направлений цифровой трансформации органов прокуратуры, сформулированы предложения по планам развития информационных систем органов прокуратуры, архитектуре организации типовых рабочих мест, а также проведен анализ возможности импортозамещения.

Созданы внешний и внутренний порталы органов прокуратуры Российской Федерации, 14 января текущего года они введены в опытную эксплуатацию.

В настоящее время проводится опытная эксплуатация данной подсистемы в прокуратурах Новгородской, Псковской, Ростовской, Челябинской областей и Приволжской транспортной прокуратуре, с мая текущего года начнется внедрение в подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Проводится опытная эксплуатация программного обеспечения, реализующего функции подачи обращения и записи на прием в органы прокуратуры Российской Федерации с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг в прокуратурах города Москвы, Новгородской и Псковской областей.

В настоящее время организованы работы по проведению опытной эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики (далее - ГАС ПС) в 27 прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним иных специализированных прокуратурах и Главной военной прокуратуре. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации разработан план мероприятий по внедрению ГАС ПС во всех прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах в 2019-2021 годах.

Использование современных информационных технологий в настоящее время невозможно без надлежащих средств идентификации и авторизации.

Удостоверяющим центром Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2018 году сформировано более 5086 квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи.

Большое внимание уделяется защите информационных ресурсов и аттестации по требованиям безопасности информации объектов информатизации. В 2018 году аттестовано по требованиям безопасности информации 383 объекта, из них 365 автоматизированных рабочих мест, 18 выделенных помещений.

Итоги работы по внедрению информационных технологий в практическую деятельность органов прокуратуры Российской Федерации обсуждены на семинаре-совещании с участием прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных ним специализированных прокуроров в рамках оперативного совещания при первом заместителе Генерального прокурора Российской Федерации Александре Буксмане.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ на основе методологии системно-структурного анализа разработана Концепция создания автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры Российской Федерации Цель Концепции заключается в создании за сравнительно короткий срок на всей территории страны единой системы, которая способна наиболее полно и оперативно удовлетворять информационные потребности органов прокуратуры всех уровней при осуществлении ими своих функций.

Система включает: Автономные автоматизированные рабочие места руководителей и сотрудников органов прокуратуры; Локальные вычислительные сети в городских и районных прокуратурах; региональные информационно-вычислительные сети; Центральную информационную сеть аппарата Генеральной прокуратуры РФ; Глобальную информационно-вычислительную сеть, объединяющую центральную и региональную сети. НАЗАД ВПЕРЕД В НАЧАЛО В КОНЕЦ

  • Автономные автоматизированные рабочие места руководителей и сотрудников органов прокуратуры;
  • Локальные вычислительные сети в городских и районных прокуратурах; региональные информационно-вычислительные сети;
  • Центральную информационную сеть аппарата Генеральной прокуратуры РФ;
  • Глобальную информационно-вычислительную сеть, объединяющую центральную и региональную сети.

АИС региональные АСИО

  • АСИО "Надзор за следствием и дознанием;
  • АСИО о кадровом составе органов прокуратуры;
  • АСИО по надзору за законностью судебных постановле­ний по уголовным делам;
  • АСИО по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам;

АИС региональные Автоматизированная система обработки статистической информации о работе прокурора (форма

заключение Информатизация органов прокуратуры сосредоточена, в основном, на центральном и областном уровнях. Правда, в последнее время фрагменты современных подходов информационного обеспечения наблюдаются и на районном (городском) уровне. Отдельные городские прокуратуры имеют все компоненты информационной системы. Современный этап развития информационных технологий предполагает то, что осуществление деятельности органов прокуратуры невозможно без применения автоматизированных систем. НАЗАД ВПЕРЕД В НАЧАЛО В КОНЕЦ

Информатизация органов прокуратуры сосредоточена, в основном, на центральном и областном уровнях. Правда, в последнее время фрагменты современных подходов информационного обеспечения наблюдаются и на районном (городском) уровне. Отдельные городские прокуратуры имеют все компоненты информационной системы.

Современный этап развития информационных технологий предполагает то, что осуществление деятельности органов прокуратуры невозможно без применения автоматизированных систем.

Читайте также: