Смысл имени героя мцыри кратко

Обновлено: 05.07.2024

Значимость творчества поэта Михаила Лермонтова не только для русской, но и для мировой литературы трудно переоценить. Его самобытное и яркое творчество продолжило Золотой век русской литературы, не дав ему заглохнуть после смерти А. С. Пушкина.

История создания

  • В качестве основы сюжета поэмы Лермонтов взял случай из реальной жизни. Во время своей первой ссылки на Кавказ поэт встретил монаха из горцев, который рассказал ему, что ещё ребёнком был пленён генералом Ермоловым, но был оставлен в монастыре из-за болезни. Юноша долго не мог прижиться в непривычной для себя обстановке и неоднократно пытался сбежать. После очередной попытки он заболел и едва не умер, а в итоге смирился со своей судьбой и остался монахом.
  • Работу над поэмой писатель начал в 1839 году, взяв за основу, но изменив историю жизни монаха и разнообразив повествование элементами кавказского фольклора, вроде боя главного героя с тигром. Эту историю юный поэт узнал еще в детстве, путешествуя по Кавказу вместе с бабушкой.
  • Еще одной историей из жизни, вдохновившей поэта на славный труд, могла быть биография художника П.З. Захарова, которого в детстве тоже похитили из родного края и зачем-то привезли в Тифлис. Сделал это все тот же генерал Ермолов все с теми же непонятными целями.

Жанр, направление и размер

  • Конфликт. Сюжет романтической поэмы строится на конфликте между идеальным во всех отношениях героем и несовершенным миром.
  • Место действия. Порочной цивилизации противопоставляются экзотические южные края, в которых живут простые и искренние люди.
  • Сюжет. Герой вступает в безнадёжное противостояние с самой судьбой, но терпит полное поражение.
  • Роль природы. Мцыри обретает в естественном мире долгожданную свободу и реализует себя. Только в лесу за стенами монастыря он обретает радость жизни. Также природа Кавказа манит его сквозь детские воспоминания. Она воплощает идеал красоты и вольности.

Композиция и конфликт

  1. Первая часть включает в себя экспозицию, когда нам представляют место действия и рассказывают судьбу главного героя, а также завязку, в которой нам говорят о зарождении конфликта между ним и абсолютно чуждым ему окружением.
  2. Вторая часть содержит в себе кульминацию, когда побег героя приводит его к сражению с диким барсом, развязку, в которой Мцыри на пороге смерти продолжает отстаивать идею свободы, и, наконец, финал, в котором герой умирает, и его сюжетная линия приходит к его логичному завершению.

Конфликт, лежащий в основе сюжета поэмы, заключается в противостоянии героя и общества. О выборе, который он делает между жизнью невольным рабом и смертью свободным человеком.

Смысл названия

Суть: о чём поэма?

Поэма начинается с того, что недалеко от горного монастыря русский генерал вёз захваченного им мальчика-горца. Мальчик заболел, и генерал вынужден был оставить его на попечении монахов.

Монахи выходили героя и оставили его в обители. Сначала мальчик не мог ужиться в незнакомой ему обстановке, но со временем выучил русский язык и даже проникся православием. Ребенок превратился в прекрасного юношу и, казалось бы, был уже готов посвятить свою жизнь служению Богу, но однажды он бесследно исчез.

Героя находят через три дня в лесу, израненного и больного. Уже фактически на смертном одре юноша рассказывает о тех трёх днях, которые он провёл в горах, и в итоге приходит к выводу, что те три дня свободы были для него гораздо ценнее жизни в неволе. После этого главный герой умирает.

Подробнее о содержании поэмы Вы можете узнать в кратком содержании. Там же Вы найдете отзыв для читательского дневника,

Главные герои и их характеристика

Характеристика героев и система образом отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

Герой Характеристика
Мцыри Юный послушник– горец, пленённый в детстве русским генералом и воспитанный православными монахами. Прекрасен и душой, и телом. Горд, свободолюбив и принципиален. Готов умереть за свои идеалы, но никогда не примет чужие. Любит родину и тоскует по семье. Тяготится своим одиночеством. Жаждет упокоиться в родной земле. На протяжении всей жизни терзался сомнениями, где ему будет лучше — в монастыре или на родине. В итоге юноша решает для себя этот вопрос и умирает счастливым, хоть и жалеет о том, что не добрался до родных мест, чтобы найти покой среди своих гробниц.
Монах Перед смертью юношу исповедует спокойный, терпеливый и молчаливый старик. Он составляет контраст с пылким и страстным юношей. Характер монаха передает атмосферу монастыря — родную для старца, но чуждую для юного сердца. Там спокойно и мирно, но не того нужно юноше от жизни.
Генерал Мы не знакомы с генералом и не знаем, зачем ему понадобился мальчик. Однако очевидно, что герой довольно легкомысленно и эгоистично вырвал птенца из его гнезда и отправился в рискованный путь, в ходе которого ребенок еще и заболел. Словом, дальновидным и отзывчивым генерала точно не назвать.
Грузинка Прекрасная, тонкая и веселая девушка в бедном наряде, которую повстречал Мцыри в своем странствии.

Проблемы

  1. Одиночество – основная проблема в поэме. Герой Лермонтова зажат между двумя мирами: мрачным, но безопасным монастырём и прекрасным, но смертельно опасным Кавказом. В итоге для него не находится места ни в одном из этих миров. Больше всего в своей исповеди Мцыри сетует на то, что лишен семьи и родины, братьев и единомышленников. Если монахи сделали свой выбор отречения сознательно, то за героя все решили обстоятельства.
  2. Побег Мцыри и бунт против тюрьмы – борьба главного героя против системы и своей собственной судьбы заранее обречена на поражение, однако Лермонтов показывает, что только этот путь правилен, и человек, если он действительно человек, а не животное, выберет его.
  3. Отчаяние – всю свою жизнь юный горец был на грани отчаяния, так как не мог найти своего места в монастыре и боялся покинуть место своего заточения. Однако в итоге его сила воли побеждает, герой обретает свободу и счастье. Даже смерть оказывается не способной поколебать его.
  4. Война – на примере своего героя, поэт показывает, как война на Кавказе ломает судьбы людей, не несёт ничего, кроме несчастий — не только для отдельных людей, но целых народов. Судьба Мцыри — наглядный пример того, как боевые действия отражаются на жизни мирного населения. В плен попадают даже дети, которые и не воевали вовсе.
  5. Смысл жизни – герой Лермонтова искал смысл своего существования. В итоге он понял, что именно к свободе и родному краю он стремился всю свою жизнь и перед смертью обрёл покой.

Основная идея

Чему учит?

Критика

Виссарион Белинский, отмечая субъективность и идеализм, присущие Лермонтову, всё равно восхищался его энергичным языком, яркостью созданных им образов, величественными пейзажами Кавказа и его несколько оторванными от действительности, но столь прекрасными идеалами.

Многие рецензенты критиковали искусственность образа главного героя, который повествовал языком самого Лермонтова и слишком уж изящно выражался:

И пой сей день это творение великого русского писателя не перестаёт пленять читателя, оно прочно вошло в золотой фонд русской литературы и уже никогда не покинет его. Поэтому публикации, посвященные книге, выходят до сих пор:

Автор: Михаил Щепин

Автор: Самый Зелёный · Published 21.02.2022

Автор: Самый Зелёный · Published 09.01.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 16.07.2020

комментария 4

когда он начал работу над поэмой? в 1873?

в 1837 он встретил прототипа Мцыри и задумался над созданием поэмы. Но первые серьезные наработки были сделаны в 1839 году.

Думаю, Лермонтов никак не мог начать работу над поэмой в 1873 году (это я, как можно понять, о пункте истории создания).
Выражаю огромную благодарность за проделанную работу! Крайне люблю анализы произведений Многомудрого Литрекона)

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Автор не дает центральному персонажу конкретного имени, все литературоведы и литературные критики называют его Мцыри, поскольку данное слово, отлично описывающее главного героя, поставлено в названии поэмы. Название позволяет дать центральному персонажу, имя которого не упоминается, хотя бы какое-то наименование.

Получается, что Мцыри является заглавным персонажем. Благодаря отражению в названии читатель понимает, что главным действующим лицом является Мцыри. М.Ю. Лермонтов, подчеркивая, что важным в повествовании является внутренний мир Мцыри, почти всю поэму делает в форме исповеди самого Мцыри, что позволяет ему раскрыть собственные впечатления и эмоции.

Главный герой поэмы - монах, которого автор называет Мцыри. При этом Мцыри - это не имя героя, полученное при рождении. Это что-то вроде прозвища, которое ему дает Лермонтов. Настоящее имя героя не называется.

Имя нарицательное "мцыри" по сути служит именем или прозвищем для героя (смотрите пояснения в конце статьи).


Мцыри - молодой монах. Однако он стал монахом не по своей воле: русский генерал взял его маленьким мальчиком в плен и оставил жить в каком-то монастыре. Так Мцыри с 6 лет насильно держат в этом месте:

". А мой отец? он как живой / В своей одежде боевой / Являлся мне, и помнил я / Кольчуги звон, и блеск ружья, / И гордый непреклонный взор. "

У Мцыри с детства развился могучий дух, огромная внутренняя сила, которые он наследовал от своих предков:

". дай руку мне; / Ты чувствуешь, моя в огне… / Знай, этот пламень с юных дней / Таяся, жил в груди моей; / Но ныне пищи нет ему, / И он прожег свою тюрьму. "

Живя в неволе в монастыре, Мцыри тоскует по своей родине, Кавказу:

". Бродил безмолвен, одинок, / Смотрел вздыхая на восток, / Томим неясною тоской / По стороне своей родной. "

". Напрасно грудь / Полна желаньем и тоской: / То жар бессильный и пустой, / Игра мечты, болезнь ума. "

". Я видел у других / Отчизну, дом, друзей, родных, / А у себя не находил / Не только милых душ – могил. "

". Ко мне он кинулся на грудь; / Но в горло я успел воткнуть / И там два раза повернуть / Мое оружье… Он завыл. "

Живя в плену в монастыре, Мцыри мечтает вернуться в родные края. Наконец он сбегает из монастыря, но так и не добирается до родного селения. Его находят и снова помещают в монастырь. Здесь несчастный герой, судя по всему, доживает свою жизнь:

Об имени Мцыри

Такой яркий персонаж не может быть безымянным существом. Это человек со сложной, печальной судьбой. Его биографии посвящена целая поэма. Может ли Лермонтов оставить такого персонажа безымянным? Тогда читателям и критикам было бы трудно обозначать этот яркий образ, а образ получился ярким, запоминающимся. Посвящать такому герою поэму и оставить его без имени или прозвища? В литературе это не типично. Лермонтов вряд ли хотел допустить подобное.

Талантливый автор по сути превратил имя нарицательное "мцыри" в имя собственное. Достаточно заглянуть в отзывы критиков: там Мцыри используется как имя (прозвище) героя, с большой буквы.

Называет ли главный герой сам себя "мцыри"? Называют ли его так другие монахи? В тексте об этом нет данных.

Это был цитатный образ и характеристика Мцыри в поэме "Мцыри" М. Ю. Лермонтова: описание характера героя в цитатах.

Мцыри – характер и образ главного героя

Парень жил в глухом монастыре в качестве послушника. Монастырь этот стал для него тюрьмой. С детства он был серьезным и собранным. Одиночество сводило Мцыри с ума, и в одну грозовую ночь ему удалось бежать.

Мужественность и воинственность героя отчетливо просматривается в поэме. Он не побоялся сразиться с барсом, провел три дня в голоде. Ничто не смогло сломить в нем жажду свободы, он не жалел о побеге, напротив, еще неистовей тянулся к воле.

За эти дни, проведенные в боли, он увидел и почувствовал жизнь — то, чего не смог бы увидеть за долгие годы в монастыре. Мцыри понял: смысл жизни заключается не в существовании, а в борьбе. Необходимо бороться за свою личность, за право зваться человеком.

Для того чтобы рассказ приобрел искренность и глубину, автор ведет повествование от имени героя, в форме исповеди. Таким образом, читатель глубже проникается его переживаниями и понимает мотивы.

В конце поэмы Мцыри погибает. Он так и не сумел достичь родного Кавказа. Но вместе с тем, обстоятельства, заложником которых он стал, не смогли сломить его дух и озлобить душу.

Лермонтову удалось создать достоверный образ главного героя, наполнить его живыми эмоциями и переживаниями, и когда читаешь поэму, невольно проникаешься состраданием к нему.

Характеристика главного героя Мцыри

Мцыри – главный персонаж поэмы М.Ю. Лермонтова. Он – юноша, который живет при монастыре. Лермонтов описал его сильным и мужественным человеком с четко намеченными целями и жизненными мировоззрениями, к которым он стремится, несмотря на невзгоды и преграды. Он не боится отдать свою жизнь за свободу и любовь к своей Родине.

Еще давно его в монастырь привез русский военный, который взял мальчика в плен. Мцыри был ослаблен, физически уставший, но он уже в ту пору был силен волей. Монахи в монастыре ухаживали за мальчиком, в результате чего он поправился, и жил с ними долгое время. Но там он был несчастен, так как постоянно тосковал по свободе, по своей Отчизне.

Монастырь он считал тюрьмой, которая была для него важной преградой для пути на свободу. Он мечтал оказаться на своей Родине, и постоянно жил этой мечтою. Мечта была осуществима лишь тогда, когда темной ночью Мцыри убегает из монастыря. Ему кажется, что вот путь к свободе, но обитатели монастыря спустя немного после совершения побега, его находят почти умирающим.

Они пытаются ему помочь, возвратить его к жизни, но молодой человек умирает. Многим кажется, что он сделал большую глупость, убежав из обителя, тем самым поплатился собственной жизнью. Но перед смертью Мцыри исповедуется и рассказывает истинную причину побега, наставник монастыря понимает внутренний мир героя.

Мцыри, имея своеобразный нравственный пыл, был полон тревог и надежд на свободу, мечтал воссоединиться к природе, познать окружающий мир. Он был наделен достоинством, гордостью, мечтал быть независимым, а не обитателем тюрьмы.

Каждое действие за пределами окрестностей монастыря делало юношу счастливым и свободным. Он восхищался, и одновременно горько разочаровывался, все эмоции для него были ценны, потому что неискушенный горец никогда в жизни не ощущал.

Его дорога была сложна, но он стремился добиться цели и преодолеть все преграды, стоящие на его пути. Он смог одолеть горного барса, с которым у него была смертельная схватка, будучи уставшим и истощенным. Но его мечты не сбываются, он умирает с мыслью о далекой Родины.

Он был по-своему счастлив, находясь на природе, поэтому вернувшись в обитель, жизнь для него сера и скучна. Перед своей кончиной юноша произносит просьбу схоронить его в дивному саду, откуда виден Кавказ.

Облик Мцыри предстал читателю сильным и стойким духом, гордым и независимым мужественным юношей. Автор жалеет своего персонажа, восхищается и любуется им. Он проявляет сочувствие горному мальчику в том, что он не смог возвратиться в родительский кров.

Краткая характеристика по плану

План:

1)Время и место действия.

2) Отношение героя к личной свободе.

3)Отношение героя к свободе.

4) Отношение Мцыри к религии и ее служителям.

5) Мое отношение к герою (чем близок мне герой Лермонтова).

Характеристика Мцыри:

1) Все это происходило на Кавказе.

2) Мцыри очень хотел вырваться на свободу, так как жизнь в монастыре была ему чужда. Он не был готов к такой жизни, ведь до этого он жил на свободе.

3) Для Мцыри свобода — это жизнь. Он не видит иного образа жизни. А жизнь в неволе для него лишь существование.

4) Мцыри верил в Бога, так как он не раз обращался к нему в этой поэме. Также, он не держал зла на служителей этого монастыря, потому что они спасли его от смерти и воспитали его.

5)Мне нравится Мцыри за свои черты характера. Он был сильным, храбрым и мужественным человеком. Несмотря на то, что ему не удалось воплотить в жизнь свою мечту, он не испугался бросить вызов судьбе и сумел прожить несколько дней так, как и хотел.

Характеристика образа Мцыри с цитатами

Образ Мцыри в поэме Лермонтова является ключевым — благодаря ему и раскрывается основная идея произведения.

От себя автор прибавит лишь несколько строк о детстве героя. Из них читатель узнает, что Мцыри еще ребенком был привезен в монастырь из разрушенного войной горного аула, перенес тяжелую болезнь и был воспитан как послушник.

Правда, уже и из этого краткого описания можно составить некоторое представление о том, как относится автор к образу своего героя: он описывает его с безусловной симпатией. Так, говоря о болезни Мцыри-ребенка, Лермонтов пишет:

«Но в нем мучительный недуг

Благодаря этому образ приобретает глубину и искренность, читатель вслед за автором может заглянуть в потаенные уголки души героя и составить о нем безошибочное впечатление.

Каков же Мцыри? Первое, что можно отметить в его характере, это страстность и горячее желание жизни:

«Что за нужда? Ты жил, старик!

Он с живым любопытством наблюдает за открывающейся перед ним природа. Все, от легкого дуновения полуденного ветерка до бушующей грозы, пробуждает в его душе отклик.

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев…

Так мог сказать лишь человек с тонкой, поэтичной натурой, и то, что Лермонтов вкладывает свои высокохудожественные стихи в уста Мцыри, характеризует его с наилучшей стороны. Перед читателем вырисовывается образ тонко воспринимающего этот мир юноши, наделенного всеми положительными чертами характера, переживающего прекрасную пору юности.

Так исподволь, через имя, в поэму вводится романтический мотив одиночества и отверженности.

Мцыри чужд тому месту, где он вырос. Монахи, в силу своей религии отрицающие не только свободный человеческий дух, но и любые земные радости, не могут понять его страстной натуры.

Да, он наслаждается вольной жизнью, но натура Мцыри такова, что он не может довольствоваться малым. Вернуться домой, на родину! — вот чего он по-настоящему желает. Однако возможно ли это возвращение?

… Но скоро в глубине лесной

Из виду горы потерял

И тут с пути сбиваться стал.

Я стал влезать на дерева;

Но даже на краю небес

Все тот же был зубчатый лес.

Мцыри сбился с пути, его родной Кавказ так близко: он может его видеть, и в тоже время несказанно далеко, ведь Мцыри не знает пути туда. Он не имеет природного чутья, по которому мог бы найти дорогу через темный лес, долгие годы взаперти в монастырских стенах отбили это чутье. Да и кто ждет Мцыри в родном, но давно разоренном ауле?

Постепенное осознание самим героем этого факта подымает образ Мцыри к высотам трагического образа:

Что мне на родину следа

Не проложить уж никогда…

Для того, чтобы подчеркнуть трагизм ситуации, Лермонтов вводит две сцены: битву с барсом и предсмертный бред героя. Они, каждая по-своему, глубже раскрывают образ главного героя. Из эпизода с битвой можно увидеть, сколько еще нерастраченных сил, которые можно бы было использовать во благо, таится в Мцыри. И всему этому суждено погибнуть!

Здесь образ Мцыри сливается в представлении поэта с образом его поколения 1830‑х годов в целом. Его современники, как и Мцыри, имели много идей и устремлений, но, как и у Мцыри, у них не хватало сил их осуществить.

Перед смертью он глядит на Кавказ, надеясь на то, что

«Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет,

Кто такой Мцыри – характеристика героя

В литературе 18–19 веков одним из главных направлений был романтизм. Увлечение мистикой, обращение к душевному миру героев, воспевание свободы, ярких, сильных чувств, описание необыкновенных событий, приключений – все это привлекало к романтическим произведениям.

Все русские литераторы работали в этом направлении, создавая в своих произведениях образы неординарных, сильных личностей. Лермонтов также создал романтические образы, среди которых Мцыри, герой одноименной поэмы.

Шестилетним мальчиком герой поэмы оказался в плену. Русский генерал вез его из Грузии, но в дороге пленник тяжело заболел, и его оставили на попечение монахов одного из монастырей. Больного вылечили, и в обители он провел детство, отрочество.

Главное чувство, которое наполняло смыслом монотонную жизнь Мцыри в обители, была тоска по родному краю, родителям. Он жил воспоминаниями о горах, о мудрых стариках, о воине-отце, о любимых сестрах. И мечта вернуться в родное селение росла и крепла вместе с ним. Поэтому, став старше, он бежит из монастыря.

Три дня на воле стали самыми счастливыми в жизни. Буйство грозы, прекрасное тихое утро, молодая грузинка, идущая за водой, и даже схватка с диким барсом – все это дало столько потрясающих впечатлений, сколько он не получил за всю свою недолгую жизнь.

Раны от когтей барса отняли у Мцыри последние силы. Его, потерявшего сознание, нашли монахи и опять вернули в обитель. Здесь юноша умер, поведав на предсмертной исповеди всю свою историю старому монаху.

Мцыри воплотил в себе все основные черты романтического героя: погруженность в мечту и тоску по родине, страстное стремление к свободе, слияние с природой во время побега, храбрость и мужество в борьбе с барсом.

Романтично и само место, где разворачиваются события: монастырь в горах Кавказа, мрачный, непроходимый лес, горное ущелье с шумящим потоком… Все в поэме рисует читателю прекрасный образ юного героя, пожертвовавшего жизнью ради трех дней свободы.

Такой романтический, полусказочный герой был актуален в 30–40 годы 19 века, когда стремление к свободе подавлялось реакционной властью Николая I, и о воле, гармоничном мире можно было только мечтать.

План поэмы Мцыри Лермонтова

  1. Предыстория Мцыри.
  2. Побег Мцыри во время грозы.
  3. Встреча девушки у ручья.
  4. Схватка с барсом.
  5. Возвращение в монастырь и смерть.

Произведение начинается с описания монастыря, стоявшего в месте слияния рек Арагви и Куры. Мимо этого места проезжает русский генерал, который везет с собой пленного шестилетнего мальчика-горца, подхватившего тяжелую болезнь, но стойко переносившего боли.

Генерал оставил больного ребенка одному из монахов, который его вылечил и воспитал. Мальчик ни с кем не общался, но вскоре свыкся с участью пленника, и даже намеревался постричься в монахи. Незадолго до принесения обетов Мцыри исчезает из монастыря. Мальчика находят умирающим неподалеку от монастыря через три дня и приносят обратно. Воспитатель Мцыри, видя, что мальчик совсем слаб и скоро умрет, умолял его исповедаться.

Исповедь Мцыри начинается с упреков монаха в том, что тот зря спас мальчика от смерти, ведь тем самым он обрек его на одинокое существование вдали от родных земель в стенах унылого монастыря, в то время как сердце юноши жаждет любви и свободы.

Ночью Мцыри просыпается и решает продолжить путь. Он видел впереди горы и знал, что там его родина. Он был измучен и голоден, но желание попасть в родные края побеждало все остальные желания. Мальчик шел вперед, вскоре потерял очертания гор из виду и заблудился в лесу. Его охватило страшное отчаяние, он зарыдал, хоть и никогда не плакал в детстве.

В лесу происходит схватка Мцыри с огромным барсом. Бой был долгим и трудным, Мцыри смог одолеть зверя, но получил страшные раны. Выйдя из леса, юноша с ужасом понимает, что вернулся к ненавистному монастырю. Охваченного отчаянием его находят монахи.

Исповедь окончена. Смерть совсем близко. Но Мцыри не сожалеет о своем побеге, он сожалеет лишь о том, что не смог увидеть родные края и что его тело останется в чужих землях. Мальчик просит вынести его в сад, чтобы он в последний раз смог полюбоваться красотой природы и увидеть родной Кавказ. Мысли о родных землях успокаивают его перед смертью.

Что значит жить для Мцыри

Будучи ребёнком Мцыри попал в монастырь с его жёсткими законами, где ему было даже не с кем поговорить. У юноши нет ни друзей, ни врагов и он не может открыто выражать свою неприязнь к монахам. Между монахами и Мцыри не было взаимопонимания, поскольку душа Мцыри стремилась к реальному миру, в результате чего он чувствовал себя пленником.

Положение его было безвыходным, поэтому пришлось учиться всему, что знали монахи. Но как истинное дитя природы, хотел жить совсем другой жизнью, той о которой всегда мечтал. Страдал от того, что кругом видел лишь ограничения и препятствия, поэтому пошёл на риск и покинул монастырь.

Оказавшись посреди дикой природы юноша любуется красотой леса, слушает чарующее пение птиц, в нём просыпаются инстинкты. Но сосредоточенный на внешней красоте окружающего его мира, молодой человек забывает об опасностях, на юношу нападает снежный барс. Мцыри победил в этом поединке, но был тяжело ранен. Обессиленного юношу нашли монахи, однако спасти его не смогли.

Перед смертью Мцыри вспоминает о тех счастливых днях, которые прожил за стенами монастыря. Конечно, герой этой поэмы забыл об осторожности, поскольку был очень молод и неопытен, тогда как монахи уже имели представление о всех искушениях, которые преподносит жизнь. С раннего детства мальчик мечтал вернуться в родной аул, часто вспоминал своих родителей и сестёр.

Он поклялся, что вернётся домой, но у него это не получилось. Зато всё же смог ощутить вкус свободы, хотя за пределами монастыря находился не более трёх дней. Мальчик ощущает дискомфорт от нахождения среди сумрачных стен, которые кажутся ему тюрьмой. У него нет ничего из того, что может сделать человека счастливым.

Он мечтал о человеческом взаимопонимании, соприкосновении с родственной душой, часто вспоминал свою родину. Ему чужда монастырская жизнь, поскольку из–за своей предсказуемости она напоминает стухшее болото, где уютно разве что лягушкам. Мцыри проживает не свою жизнь и поэтому сильно страдает.

Когда юноша вырвался на свободу, оказалось, что долгое проживание в плену заглушило врождённый инстинкт горца, то самое чутьё, которое может подсказать верную тропу, а без этого в лесах среди гор на Кавказе не могут выжить ни люди, ни звери.

Да, ему удалось вырваться из монастырской крепости, но не из внутренней тюрьмы. Он умирает не из–за ран нанесенных барсом, а от осознания того, что вновь оказался в этом убивающем инстинкт жизни месте. Всю свою жизнь Мцыри стремился обрести собственную независимость в этом был смысл всей его жизни.

Жить в представлении Мцыри сочинение с цитатами

Прошли годы, и казалось, молодой человек свыкся со своим существованием в монастыре. Но однажды он исчезает. Спустя три дня его находят, умирающего, монахи обители. Перед смертью Мцыри говорит старому монаху, пришедшему его исповедовать:

Эта реплика, а также сам побег героя из монастыря убеждают читателя в том, что молодой послушник не в этом месте видит смысл жизни. Несмотря на годы, проведенные в обители, он не смог забыть своей родины, своей семьи, своего народа. Для него жизнь – это когда рядом отец, мать, сестры, память о которых он хранит в своем сердце; это горы с их ущельями и водными потоками; это стада домашних животных, простор родных полей, живое общение с сородичами и обычаи своего народа.

В нем оказалась очень крепка любовь к своим корням. Без всего этого ему тоскливо и одиноко. Кроме того, будучи кавказцем, по природе своей он горяч, отважен, горд. В его сердце живет жажда борьбы, сражений и побед. Именно это ассоциируется в сознании героя поэмы с настоящей жизнью:

Подвигнув себя на побег, Мцыри пробыл на свободе недолго, всего три дня. Но и за это небольшое время он сумел испытать все те чувства, которые человек испытывает на протяжении всей своей жизни: влечение к женщине, робость, радость от обретения свободы, боль, отчаяние, слезы, бессилие, борьбу, победу, голод, жажду. Молодой герой поэмы все-таки сумел прожить ту жизнь, к которой он стремился всей душой. И в этом он обрел пусть недолгое, но счастье:

Однако, неведомым промыслом, молодой человек не смог окончательно убежать и обрести свободу. Блуждая, он возвращается обратно, к стенам монастыря. Очертания родных горных вершин по-прежнему остаются для него недосягаемыми. Сознание невозможности воплощения своей мечты, своих душевных стремлений, приводит к его гибели. Мцыри умирает.

Герой честен перед собой. Простое существование для него неприемлемо. Жизнь, лишенная родного края, семьи, любви, надежд, подвигов, простых человеческих стремлений для него лишена всякого смысла.

Образ Мцыри

Главным героем поэмы является Мцыри, молодой человек, с раннего детства оказавшийся в монастыре. Хотя Лермонтов ничего не говорит о его внешности, можно предположить, что это был красивый, физически развитый юноша. Во-первых, кавказские народности отличаются внешней красотой. Они преимущественно темноволосые, и смуглые, за исключением лезгин, среди которых встречаются люди со светлой кожей и голубыми глазами.


Ребенок принадлежал к одному из северокавказских племен, с которыми Россия вела войну, поэтому в образе Мцыри из поэмы Лермонтова видится темноволосый, слегка смуглый юноша с едва пробивающими усиками, не знающими бритвы.

По мере взросления Мцыри не сразу, но все же включился в монастырскую жизнь, вместе с монахами выполнял необходимую работу, и это развило его тело.

Характер Мцыри

Вероятно, ребенок стал свидетелем гибели родителей, и это надломило его психику настолько, что он сильно заболел. К основным чертам характера Мцыри можно причислить его впечатлительность, душевную мягкость. У юноши было доброе сердце. По его признанию, он людям никогда не причинил зла, и потому перед Богом и людьми его совесть чиста.

Делая характеристику главного героя, следует отметить его невероятную силу духа, развившуюся с младенческих лет. Он не разговаривал со своими поработителями, хотя те, скорее всего, и не обижали его. Мальчика угнетало то, что он был вынужден постоянно видеть перед собой убийцу своих родителей. Лермонтов, прекрасно знал, что значит, бороться с самим собой своей болезнью, и понимал этого ребенка.


Оставленный в монастыре мальчик перестал видеть своего врага. Он ничего не забыл, но боль душевная притупилась. Хотя на первых порах


Монахи как могли, заботились о ребенке. Они выходили мальчика, и стали воспитывать согласно своим монашеским правилам и уставам, которые противоречили свободолюбивому духу юноши. Мцыри научился скрывать свои мысли и чувства.

Он принял крещение, но в глубине души остался верен религии своих отцов. Он молился Богу в церкви и в свой келье, но ведь никто не знает, какой Бог жил в сердце юноши. Но мы можем предположить, что молился он о том, чтобы встретиться с родными. Он ничего не знал о судьбе сестер, и возможно, в молитвах он просил Бога об их благополучии.

Он был смелым юношей. Его не пугала ни гроза, ни вой шакала, ни даже барс, набросившийся на него. В этой битве с барсом Мцыри почувствовал себя мужчиной и понял, что среди односельчан он мог оказаться не в числе последних. Когда он покинул стены монастыря, сначала он бежал много часов, что лишний раз свидетельствует о том, что юноша, выросший в монастыре, совсем не был хилым и слабым. Доходяга не то, что бежать, пройти по много часов не способен.

Лермонтов наделил своего героя поэтическим взглядом на природу. Мцыри в своей исповеди с художественным мастерством описывает непроходимый мрачный лес, пышные поля,


У юноши было чувствительное, любящее сердце. Он мечтал любить своих родных, односельчан, готов был влюбиться в девушку-грузинку¸ и остаться с нею. Но мечта увидеть свой родной край, близких, была сильнее, она звала его вперед.

То, что он снова оказался на смертном одре, явилось следствием его глубоких переживаний последних дней, и не только. Мцыри сбежал в грозовую осеннюю ночь. Он выбрал именно такую ночь, потому что был уверен в том, что монахи не станут его искать в грозу, из-за страха перед силами природы. Юношу гроза не пугала.

Лил сильный дождь. Одежда была намокшей, но опьяненный свободой юноша ничего не замечал перед собой. Осенние ночи были прохладными. Юноша, который спал в мокрой одежде, пил ледяную воду из потока, и спал на прохладной земле, мог легко подхватить воспаление легких. Такова, увы, проза жизни. Пока он жил надеждой добраться до родного аула, его дух поддерживал в нем физические силы. Но когда он понял, что вернулся обратно к монастырю, отчаяние надломило его, и болезнь взяла над телом власть. Мцыри потерял сознание, где и нашли его монахи.

Лермонтов полюбил созданный им образ главного героя поэмы. Сохранилось воспоминание А. Н. Муравьева о его знакомстве с поэмой.

Читайте также: