Первобытно общинный строй на территории нашей страны кратко

Обновлено: 04.07.2024

История славян уходит своими корнями в глубокую древность, в тот самый длительный период развития человеческого общества, который называется первобытно-общинным. Одной из наиболее распространенных периодизаций этой формации является археологическая, т. е. деление ее на каменный век, медно-каменный (энеолит), бронзовый и ранний железный век. В основу периодизации положен принцип преобладания того или иного материала в производстве орудий труда. Каменный век, самый длительный в истории, делят еще на палеолит — древний каменный век, мезолит — средний каменный век и неолит — новый каменный век. Палеолит подразделяют на ранний (нижний) и поздний (верхний).

Первыми предками человека, которые вступили на долгий путь развития, были приматы — австралопитеки. Что же касается древнейших людей (архантропов), то, судя по находкам в Африке, сделанным в XX столетии, их появление относится ко времени, отстоящему от нас на 2–2,5 млн. лет. В конце раннего палеолита, около 100 тыс. лет назад, появился неандертальский человек, названный так по первой находке в Германии. Неандертальцы — палеоантропы, они стоят гораздо ближе к современному человеку, чем предшествующие им архантропы. Неандертальцы распространились весьма широко. Стоянки их на территории нашей страны и сопредельных государств обнаружены на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии, Казахстане, в низовьях Днепра и Дона, возле Волгограда Большую роль в развитии человека начинает играть оледенение, менявшее состав животных и облик флоры. Неандертальцы научились добывать огонь, что было огромным завоеванием формирующегося человечества. У них, по всей видимости, появились уже первые зачатки религиозных представлений. В пещере Тешик-Таш в Узбекистане покойника окружали рога горного козла. Встречаются захоронения, в которых тела умерших ориентированы по линии восток — запад.

В позднем палеолите (40–35 тыс. лет назад) формируется человек современного типа (кроманьонцы). Эти люди уже значительно усовершенствовали технику изготовления каменных орудий: они становятся гораздо более разнообразными, иногда миниатюрными. Появляется метательное копье, что значительно повысило эффективность охоты. Зарождается искусство. Магическим целям служила наскальная живопись. На стены пещер смесью природной охры с животным клеем наносились изображения носорогов, мамонтов, лошадей и т. д. (например, Капова пещера в Башкирии). В эпоху палеолита постепенно изменяются и формы человеческих сообществ. От первобытного человеческого стада — к родовому строю, установившемуся в позднем палеолите. Основной ячейкой человеческого общества становится родовая община, для которой характерна общая собственность на орудия труда и добычу.

Переход к среднекаменному веку — мезолиту на нашей территории начался в XII–X тысячелетиях до н. э., а закончился в VII–V тысячелетиях до н. э. В это время человечество сделало много открытий. Важнейшим изобретением были лук и стрелы, что привело к возможности не загонной, а индивидуальной охоты, причем и на мелких животных. Началось одомашнивание животных. Была приручена собака. Некоторые ученые предполагают, что в конце мезолита были приручены свиньи, козы и овцы.

Настоящим переворотом в жизни человечества было освоение металлов. Первым металлом, который люди научились добывать, была медь. Появление медных орудий активизировало обмен между племенами, так как месторождения распределены весьма неравномерно. Община в это время была уже гораздо менее замкнутой, чем в эпоху палеолита. Это время называется энеолитическим веком. Со временем на базе меди люди научились создавать новые сплавы — появилась бронза. Во времена меди и бронзы в лесостепной зоне на территории нынешних Украины и Молдавии в III тысячелетии до н. э. существовала так называемая трипольская культура, возникшая еще в конце IV тысячелетия до н. э.

В степной зоне России наиболее древней была ямная, а в эпоху бронзы добавились катакомбная и срубная культуры, которые существенно различаются по типу погребального обряда и ряду элементов материальной культуры. На Северном Кавказе во II тысячелетии до н. э. господствовала майкопская культура. Именно в это время происходит крупное общественное разделение труда — пастушеские племена начинают отделяться от земледельческих.

Все эти народы известны нам по так называемым археологическим культурам. Это понятие ученые употребляют уже для племен неолита и им обозначают совокупность памятников, которые относятся к одной территории и эпохе, имеют общие особенности в орудиях труда, жилищах, погребальном обряде, орнаменте и т. д. Обычно археологическая культура соответствует этнической общности — группе родственных племен, название которой неизвестно.

По следующей эпохе нам известны и названия тех народов, которые обитали на территории нашей страны. В I тысячелетии до н. э. появляются первые железные орудия. Наиболее развитые культуры раннего железа известны в причерноморских степях — они оставлены киммерийцами, таврами — автохтонным населением Крыма, скифами, сарматами. Наши знания об этих народах довольно обширны не только потому, что уже раскопаны многочисленные археологические памятники, связанные с ними, но и потому, что они входили в соприкосновение с народами, обладавшими письменностью. Таковыми были древние греки. Уже во второй половине VII в. до н. э. на территории Северного Причерноморья появились греческие поселения. Это были колонии, которые основывались выходцами из той или иной метрополии, т. е. полисов материковой Греции. Есть разные объяснения причин миграции греков, но важно подчеркнуть, что на новых местах поселенцы воспроизводили те же формы социально-политического быта, которые были им привычны. Это были классические древнегреческие полисы с демократическим устройством (политическими правами пользовались только свободные). Правили выбранные на народном собрании архонты, вокруг города находилась земледельческая округа — хора. Вблизи Днепро-Бугского лимана возникает Ольвия, которую основали выходцы из города Милета. На месте нынешнего Севастополя находился Херсонес Таврический, на месте Керчи — Пантикапей. Значительное количество греческих колоний было и на черноморском побережье Кавказа.

Единственным реальным противником скифов могло стать Боспорское государство, возникшее на основе греческой колонии Пантикапей еще в V в. до н. э. Первоначально это был союз самостоятельных городов-государств (Танаис в устье Дона, Фанагория на Таманском полуострове и др.). Но постепенно здесь устанавливается твердая центральная власть. Архонт Спарток (304–284 до н. э.) стал уже именовать себя царем. Но когда Херсонес заключил с Боспором союз против наступающих скифов, выяснилось, что сил у этого государства для борьбы не хватает. Тогда херсонесцы обратились за помощью к Понтийскому царству — эллинистическому государству, ставшему к этому времени крупнейшим в Малой Азии и располагавшемуся на противоположном берегу Черного моря. Понтийский царь Митридат VI Евпатор присоединил к своей державе Боспор и Херсонес, нанеся поражение скифам и таврам. Фактически все Северное Причерноморье вошло в состав Понтийского царства. Однако сам Митридат погиб в борьбе с Римом, а с его смертью рухнула и власть Понтийского царства над Северным Причерноморьем. Теперь сюда простер свою длань императорский Рим. Уже в III в. н. э. Боспору удалось освободиться от власти Рима, но в конце IV в. он пал под ударами кочевников-гуннов.

Проблема этногенеза славян (этнос (греч.) — народ; генезис (греч.) — в широком смысле — зарождение и развитие) относится к одной из самых сложных в науке. Для ее решения необходим синтез различных наук. Так, языкознание установило, что славянский язык в семье индоевропейских принадлежит к числу молодых. Данные сравнительного исторического языкознания свидетельствуют, что в тот период, когда праславянский язык выделился из индоевропейского и стал развиваться самостоятельно, наиболее существенные связи он имел с балтским. Что касается влияния иранского языкового мира, то оно затронуло только часть славян. Славяне жили в Центральной Европе и находились в контакте, прежде всего, с протогерманцами и проиталиками. Ко всем этим наблюдениям лингвисты добавляют и анализ лексики, обозначающей географические объекты, животных, растения. В целом языкознание локализует первоначальную территорию обитания славян где-то в бассейне реки Вислы. Правда, есть среди лингвистов и сторонники другой концепции. Центром будущей славянской миграции они считают район среднего Дуная, полагая, что именно отсюда славяне передвинулись в другие места, в том числе и к северу, в район Вислы. Такой подход существует давно, но в последние годы особенно активно его отстаивает О. Н. Трубачев.

К сожалению, очень мало может дать такая наука, как антропология, так как единый антропологический тип, характерный для всего ареала обитания славян, не сформировался. Зато археология может оказать неоценимую помощь. Для нее наиболее важно установить генетическую преемственность при смене одной археологической культуры другой. Вот почему ведущая роль в этногенетических построениях отводится ретроспективному методу. От культур достоверно славянских надлежит продвигаться в глубь столетий к тем древностям, которые с ними связаны, а от них еще глубже и т. д. Одно из наиболее спорных звеньев в цепочке, выстраиваемой археологами, — черняховская культура, которую некоторые исследователи относят к славянской. Существует точка зрения и о полиэтничном характере этой культуры. Черняховская культура была разрушена в ходе Великого переселения народов, которое приходится на IV–V вв. С северо-запада в Приднепровье пришли готы (некоторые исследователи считают черняховскую культуру готской). Волна за волной из просторов Центральной Азии набегали орды кочевников, которые по мере своего продвижения, вовлекали в поток народы, населявшие Восточную Европу, и вся эта лавина двигалась, снося все на своем пути. На смену гуннам пришли авары, на смену аварам — хазары и болгары.

В это время особенное значение для восстановления этногенеза славян приобретают письменные источники. Древнегреческие и римские авторы упоминают венедов, которые живут севернее Карпат, по Висле и соседствуют с феннами (финно-уграми) на севере, певкинами и сарматами — на юге. Обширные сведения содержатся в произведениях византийских писателей, которые сообщают довольно подробные сведения о славянском освоении Балканского полуострова. Еще более важны сведения готского историка VI в. Иордана. Он подразделяет славян на три крупнейшие группировки — венедов, антов и склавенов.

Расселяясь по столь обширному пространству, восточные славяне сталкивались, входили в те или иные отношения с народами, которые населяли Восточную Европу до них или пришли сюда в это же время. Известно, что балты жили вплоть до района современной Москвы, о чем свидетельствует изучение топонимики (географических названий), которые оказываются весьма устойчивыми, сохраняясь на протяжении столетий. Районы северо-востока были населены финно-уграми, а на юге издавна обитали ираноязычные племена — потомки уже известных нам сарматов. Военные столкновения сменялись периодами мирных отношений, шли ассимиляционные процессы: славяне как бы втягивали в себя эти народы, но менялись и сами, приобретая новые навыки, новые элементы материальной культуры. Синтез, взаимодействие культур — важнейшее явление времени расселения славян по Русской равнине, прекрасно иллюстрируемое данными археологических раскопок.

Более сложными были отношения с теми этносами, которые смогли создать уже достаточно крепкие союзы племен или даже раннегосударственные образования. Одно из таких образований в середине VII в. было создано болгарами. В результате внутренних неурядиц и внешнего давления часть болгар во главе с ханом Аспарухом откочевала на Дунай, где подчинила местные южнославянские племена. Другая часть болгар во главе с ханом Батбаем двинулась на северо-восток и осела в среднем течении Волги и на нижней Каме, создав государство Булгарию. Это государство долгое время представляло реальную угрозу для восточных славян.

Тюркскими племенами были и хазары, которые во второй половине VII в. стали теснить болгар. Со временем они также оседают на земле, создают свое раннегосударственное образование, которое охватило огромные территории Северного Кавказа, Нижнего Поволжья, Северного Причерноморья и частично Крыма. Центр Хазарского каганата, как стало называться это образование (хазарский правитель именовался каганом), находился в низовьях Волги. Этнических хазар-тюрок было не так много, основное же население составляли представители так называемой салтово-маяцкой культуры, которая состояла из представителей разноэтнического населения Восточной Европы, в том числе и славян. В основном население каганата было языческим, но хазарская верхушка приняла иудаизм. Часть восточнославянских племен, соседствовавшая с границами (весьма расплывчатыми) каганата, должна была, по свидетельству летописи, выплачивать дань хазарам.

В военных делах князю помогала дружина. Она также зарождается еще в недрах первобытно-общинного строя, никак не нарушая доклассовой социальной структуры. Дружина срасталась с князем и так же, как и князь, исполняла определенные общественно полезные функции. Князь среди дружинников был не господином, а первым среди равных.

Еще одним важнейшим элементом социально-политической структуры было вече. Племенные веча — народные собрания — возникают в глубокой древности. О них писал еще византийский писатель-историк Прокопий Кесарийский (VI в.), повествуя об антах и склавенах. Изучение древнейших документов о вече свидетельствует о том, что в нем участвовало все население, включая знать. Народное собрание действовало непрерывно на протяжении IX–XI столетий, но со временем, по мере распада родо-племенных связей, оно активизировалось. Дело в том, что родовые связи сковывают человека, родовая защита, которая в древности была благом для любого члена рода, со временем становится тормозом для развития демократического правления.

Эту триаду — князь, совет старейшин и народное собрание — можно обнаружить во многих обществах, которые переживали архаическую стадию развития.

Религией восточных славян было язычество. Истоки его лежат за много тысячелетий до начала нашей эры, а отголоски сохраняются и в наши дни. Идеи некоторых исследователей прошлого о том, что восточнославянское язычество было бедной, бесцветной религией, должны быть ныне оставлены. В восточнославянском язычестве можно обнаружить все те стадии, которые были свойственны и другим языческим культам, существовавшим у других народов. Древнейший пласт — поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения, которые были вплетены в жизнедеятельность человека. До нашего времени дошли источники, свидетельствующие о поклонении древних славян таким предметам и явлениям. Это так называемые фетишизм и анимизм. Отголосками таких верований было поклонение, например, камням, деревьям, рощам. Культ каменных фетишей очень древний.

Объектом поклонения были не только деревья, но и лес. Распространен был и тотемизм — это вера в происхождение человеческого рода от какого-либо вида животных. Наряду с почитанием дуба, днепровские славяне, например, поклонялись священным животным — диким кабанам-вепрям. Вопрос о тотемическом культе у восточных славян довольно сложен. Возможно, что в ряде случаев мы сталкиваемся с трансформацией тотемизма в культ предков в образе животных. Архаические пласты содержания русских народных сказок свидетельствуют о существовании тотемизма у восточных славян.

Древнерусское язычество было настолько распространено, что Древняя Русь и после принятия христианства в мировоззренческом отношении и в практических действиях являла собой языческое общество с формальным существованием в нем элементов христианской веры и культа. Большинство языческих верований и обычаев продолжали соблюдаться без или с малым привнесением в них христианских норм и в последующее время.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Первобытно-общинный строй на территории будущего древнерусского государства

Первобытно-общинный строй – это первый этап в развитии человечества, занимающий период от появления древнейшего человека (около 2,5 млн. лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты.
Первой археологической эпохой истории человечества был каменный век . В его рамках учеными выделяются три стадии: палеолит (древний каменный век) - 2,5 млн. лет – 10-12 тыс. лет назад. В этот период первобытный человек
овладевает огнем, появляются одежда и жилища, изготавливаются примитивные орудия труда (из камня, дерева, кости, рога).

Мезолит (средний каменный век) – 10-12 тыс. лет – 7-5 тыс. лет назад. В этот период изобретены охотничий лук и стрелы, сделаны первые шаги в приручении животных. Неолит (новокаменный век) - 7-8 тыс. лет - 5 тыс. лет назад – характеризуется переходом к производящему хозяйству. Некоторые ученые называют новокаменный век – "неолитической революцией". В этот период изобретены средства передвижения по воде (плот, лодка), образуются группы и сообщества (племена); возникают земледелие и скотоводство.

Каменному веку соответствовали три палеоантропологические (выделяются на основе развития человека как биологического вида) эпохи: архантропов (древнейших людей); палеоантропов (древних людей) и неоантропов (homo sapiens). Неандертальский человек (палеантроп) появился около 100 тыс. лет тому назад. Стоянки неандертальцев были обнаружены в низовьях Днепра и Дона, возле Волгограда, в Крыму. На смену ему приходит человек современного типа (40-35 тыс лет тому назад).

Необходимо подчеркнуть, что деление на археологические и палеоантропологические эпохи не соответствует абсолютно хронологической оси. Анторопогенез и социогенез географически протекали неравномерно, что было обусловлено прежде всего природно-климатическими условиями. И поэтому, когда ученые говорят об окончании каменного века 5 тыс. лет назад, то ввиду имеется прежде всего Азия и Африка, где в это время человек был расселен более широко, чем в других регионах. Для многих же территорий каменный век был характерен и в более позднее время.

За каменным веком последовала следующая археологическая эпоха - бронзовый век , имевший хронологические рамки IV - I тысячелетия до н.э. Затем, в I тысячелетии до н.э. наступил железный век. Периоды бронзового и железного веков характеризуют:
разделение скотоводства и земледелия;
появление первых ремесел (гончарное, прядение, ткачество);
овладение способами обработки металлов (медь, золото, серебро);
отделение ремесла от земледелия;
возникновение искусства (живопись, графика, скульптура);
возникновение религиозных верований (тотемизм, анемизм, охотничья магия, обряды посвящения).

В рамках этих основных эпох первобытной истории завершился процесс антропогенеза человека и начался этногенез cовременного населения земли.


Первобытным или первобытно-общинным строем, а также общинно-родовым называют первую и самую примитивную ступень или стадию развития человеческого общества. Это может относится к цивилизации в целом, так и к отдельным ее частям. Например, у отсталых народов Африки, Азии, Океании и западного полушария он сохранился и до XIX века.

Происхождение термина, изучение и классификация

Антропология в Западной Европе и этнография в России веке развивались по своим законам, поэтому в трудах историков могут быть расхождения в терминах.


Рис. 1. Первобытно-общинный строй.

Накопление материала по этой теме началось в античности. Философы Древней Греции и Рима заметили, что появлению земледелия предшествует питание плодами деревьев у варварских народов, а также изготовление орудий труда из камня вместо железа и бронзы.

Таким образом, оформились формационная и цивилизационная концепции. В рамках первой, связанной с марксизмом, выделяют первобытно-общинный строй, а во второй — дикость и варварство. Ученые XX века выделили в родовом строе матриархат, патриархат и военную демократию, а также раннеродовую, раннеземледельческую и соседско-большесемейную общины.


Рис. 2. Первобытная община.

Особенности стадии

Родоплеменная организация общества характеризуется существованием человека современного типа. Он появился за десятки тысяч лет до выхода из первобытнообщинного строя.

Особенность общества на данной стадии является примитивный материальный и технический уровень. У общества отсутствует деление на город и село. Земледелие или скотоводство находятся на примитивной стадии, люди часто живут охотой и собирательством. Даже на первобытной стадии существует деление на руководящий и исполнительный труд. Роль управленческой надстройки выполняют вожаки стаи.

В первобытном обществе орудия труда делали из кости, дерева, камня и других легкодоступных материалов. Например, обсидиана, который имеет вулканическое происхождение.

Основным институтом общества является община. Она определяет производственные, культовые и семейно-бытовые отношения. В родовой общине люди связаны на основе кровного родства. Несколько родовых общин образуют племя. Племенем может управлять совет старейшин или вождь.

Первобытное общество

Рис. 3. Первобытное общество.

Что мы узнали?

Кратко рассмотрели первобытно-общинный строй в мире и его главные особенности на территории России. У некоторых туземных народов Сибири он сохранялся до контактов с русскими первопроходцами. Первобытный строй — первая стадия развития человеческого общества.

Первобытнообщинный строй у славян

Первобытнообщинный строй — самый продолжительный период развития всего человечества, в том числе и человека, жившего на территории современной России. Первобытнообщинный строй — это огромный пласт культуры, который сформировал всё будущее человека разумного. Он начинается с самого начала появления человека на земле и заканчивается временами, когда было основано первое государство. Если представить себе первобытнообщинный строй на часах, то он займёт практически весь циферблат, всё что было после — уместится на последних трёх минутах.

Первобытнообщинный строй нельзя называть примитивным. Люди именно того периода изобрели всё, что доступно теперь нам. Каменный, Бронзовый и Железный век, которые составляют этот период, определили формы труда, закон общественной жизни, образ частной и личной жизни, законы поведения, традиции всех существующих народов. Так же не стоит забывать и о том, что это период освоения современной России, расселение и освоение земель, постройка деревень и сёл, зарождение первых городов. Несмотря на то, что это очень огромный период времени, и поначалу кажется, что первобытнообщинный строй славян и других народов — это очень медленно развивающееся общество, на самом деле это тот самый фундамент, который служит нам по сей день. Этот фундамент был построен очень и очень тщательно, песчинка за песчинкой, камень за камнем, кирпичик за кирпичиком.

Основным занятием наших далёких предков, до освоения первых государств, было земледелие. Именно эта работа могла обеспечить жизнь народа и его планомерное развитие. Многие учёные и исследователи утверждают, что именно те племена и народы, которые отдают большее предпочтение земледелию, чем охоте, активнее развиваются в плане эволюции. Те же племена, которые отдают предпочтение охоте, заметно отстают в развитии. Кроме того, славяне занимались разведением скота, собиранием мёда, ягод, грибов и охотой.

На Руси общинное или родовое устройство было достаточно сложным. Здесь не существовало классовых различий и государственного правления. Все люди имели одинаково важный статус наравне с другими; всё, что было внутри общины, являлось коллективным имуществом, собственностью всех членов данного рода-племени. Многие учёные-историки сходятся в одном: родовые общины являлись большой семьёй. Несколько семей, объединённые кровными узами, считались родами, несколько родов представляли собой племя или родовую общину. Зачастую, для того чтобы произвести потомство, жениться или выйти замуж, представители одного рода-поселения заключали сделку с представителями другого рода-поселения, чтобы объединить свои роды и сделать общину крепче и устойчивей.

В самой общине были старейшины — в основном люди пожившие, к которым другие люди прислушивались и назначали их старшими на общем собрании. Огромное значение придавалось вере (язычеству). Так волхвы или шаманы, которые заведовали общинным капищем и отвечали за общение с Богами, были не менее важными и почитаемыми людьми в общине.

Самые важные дела, которые касались всей общины, обсуждались на так называемых Вече. Именно на Вече все представители племени или рода решали главные вопросы. Отдельный человек или какая-либо обособленная группа людей не могли решать судьбу всех остальных людей. Все проблемы решались только сообща.

У славян не было одного правителя, каждая община была независимой от другой и от всех в целом. Объединялись они во времена войн с противником, когда жизнь целого рода стояла на кону. С этой целью общины объединялись в общинные племенные союзы, которыми часто управлял уже один вождь. Именно войны завоевательного характера, по мнению историков, привели к тому, что первобытнообщинный строй с их Вече, коллективным трудом, бесклассовым обществом, был частично уничтожен. Излишки военной добычи, всё новые территории, над которыми властвовали общинные союзы, требовали нового строя. На Вече всё большее слово приобретала общинная знать (военачальники, старейшины), обычные люди стали иметь меньше прав на своё слово. Появились полноправные вожди и князья, а затем и первые Государства.

Следуя античным и византийским источникам, где упоминаются славянские племена, можно сказать, что в первые века нашей эры они занимали огромные территории от Вислы до Верхней Волги и Оки, от Балтики до Чёрного Моря и Нижнего Дуная. Славяне по своему общественному строю, уровню развития, экономике мало чем отличались от германцев, и древние источники часто путали эти народы. Восточных славян называли Антами, а тех, что жили западнее и севернее — Венедами (подробнее о племенах в следующих статьях).

Первобытнообщинный строй — это большая часть человеческой культуры. Большинство из того, что мы знаем и умеем, сформировалось именно в ту пору.

Читайте также: