Освоение крайнего севера россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Однако практически никто не задался вопросом: а зачем было вообще осваивать Крайний Север в столь огромных масштабах? Обогатили ли Советский Союз те самые несметные природные богатства, ради которых, вроде бы, и было затеяно освоение? А это – совсем не простой вопрос.

Цели и задачи, поставленные перед трестом, были четко сформулированы в 1931 г.:

1. Ранее необжитая и неосвоенная территория Северо-Востока России включалась в единый народнохозяйственный промышленно-транспортный комплекс страны, занимая в нем основное место как источник золотовалютных резервов для нужд индустриализации страны.

Давайте разберемся. Золото было нужно стране? Безусловно, и елико возможно больше. Еще в XIX – начале XX вв. золотые месторождения были обнаружены в нынешних Казахстане, Узбекистане, Киргизии и Таджикистане – в сумме там запасы золота были больше, чем на Колыме. Еще до 1917 г. в Среднюю Азию протянулась железная дорога, а условия работы и жизни в регионе совершенно несравнимы с колымскими. С 1830-40-х годов золото добывали в освоенных районах Южной Сибири, по которым через полвека прошел Транссиб – в Енисейской и Иркутской губерниях, в Забайкалье. На севере Иркутской области золото разрабатывали, но в небольших масштабах, хотя геологи ещё в конце 1920-х прогнозировали наличие огромных запасов этого металла. Однако комплексной геологоразведки там не проводилось до конца 1950-х (а как только начали проводить, сразу же – в 1961 г. – обнаружили крупнейшее в мире месторождение золота! А ведь о его существовании было известно с XIX века!) Почему? Потому, что Сталин выбрал освоение Колымы, где жить и работать почти невозможно. Хозяйственное освоение тех краев сверхзатратно, не говоря уже о том, что сама жизнь людей на Колыме становится непрекращающейся пыткой.

Уже в 1950-е годы, когда золотодобыча на Колыме уменьшилась из-за истощения запасов, регион стал главным центром добычи олова. А отчего же не добывать олово в Приморском крае – рядом с Транссибом, где его, кстати, гораздо больше, чем на Колыме? Просто потому, что в ином случае пришлось бы останавливать всю деятельность в Магаданской области и эвакуировать людей. А это означало признание ошибочности освоения Колымы, и – шире – Крайнего Севера. А ведь это при советской власти было чем-то вроде национальной идеи.

Надо ли было вообще хозяйственно осваивать Крайний Север? США Аляску не осваивают, Канада не осваивает Арктический архипелаг, а Дания не осваивает Гренландию. Создать на Крайнем Севере военные базы, аэродромы, гарнизоны, метеостанции, радиолокацию – да, необходимо. Геологоразведку проводить – надо. Но строить там целые города типа Норильска и Магадана – безумие. Представьте себе снабжение той же Колымы: грузы неделями везутся по Транссибу, там перегружаются на корабли, пробирающиеся к Магадану (и все это в короткую летнюю навигацию), оттуда – колымскими трактами по рудникам и обогатительным фабрикам. С точки зрения экономической целесообразности – полный бред.

Не говоря уже о том, что никакие транснациональные корпорации никогда не стали бы налаживать добычу хоть золота, хоть никеля в арктических пустынях – слишком дорого, а рентабельность более чем сомнительна. Вот если советские чудаки сами, ценой нечеловеческих усилий и огромных жертв, наладят там какую-то добычу и производство, капиталисты готовы их продукцию покупать. Разумеется, по ценам, которые они назначат сами. И она, конечно, будет не выше, чем плата за аналоги, добываемые и производимые где-нибудь в Бразилии или Африке. А значит, нерентабельность арктического производства в России станет проблемой самой России – хотите продавать золото (вольфрам, кобальт, молибден) по такой же цене, как южноафриканское и колумбийское – в час добрый. Убытки-то то все равно ложатся на вас.

А вот масштабное хозяйственное освоение Казахстана и Средней Азии, где природных ресурсов не меньше, чем в Арктике, было бы очень даже уместно. Помимо экономической целесообразности, на юге страны была бы создана мощная производственная база, инфраструктура, местное население освоило бы рабочие специальности и психологически сблизилось с русскими. Но благодаря советской политике освоения Севера, богатства Средней Азии и Казахстана теперь осваивают китайские, корейские, японские, европейские и американские компании в независимых государствах, образовавшихся на руинах СССР.

А ведь двигайся советская экономика не на Крайний Север, а на теплый юг, возможно, что Советский Союз, по крайней мере в южной своей части, не распался бы.

Зачем России развивать Арктику? История освоения и современные проекты на Севере

В России есть целая программа по развитию Арктики, на которую планируется выделить приличную сумму из бюджета. Но так ли это необходимо? С одной стороны, Север – это нефть и газ, а с другой – умирающие города и поселки. Пробуем разобраться, что России нужно от Арктики и как с этим дела обстоят у других стран.

Что принято считать Арктикой

Арктикой принято называть зону, которая находится вокруг Северного полюса, в том числе Северный Ледовитый океан и некоторые сухопутные территории. Но вот парадокс – до сих пор даже в науке нет точного определения, что же считать Арктикой.

Есть 5 основных теорий границы Арктики:

  • астрономическая – Арктикой считается все, что находится к северу от Северного полярного круга. Это территория, где есть полярные дни и ночи (хотя бы раз в году Солнце не заходит минимум 24 часа, и еще раз – не восходит столько же);
  • по дискомфорту проживания – здесь учитываются сумма отрицательных температур воздуха, распространение мерзлоты и т.д.;
  • климатическая – если период с температурой ниже минус 30 градусов длится более 45 суток;
  • CAFF (Conservation of Arctic Flora and Fauna) – учитывается распространение арктической флоры и фауны;
  • административная – если арктическая зона законодательно определена. В России есть Арктическая зона Российской Федерации, или АЗРФ, определенная в 2014 году.

Есть и совсем экзотические теории, например, Арктикой предлагают считать все, что находится севернее 60 градуса северной широты (в том числе, например, Санкт-Петербург и Вологду).

В России проще всего взять за основу административное деление АЗРФ, а статус арктической зоны других стран определять международными соглашениями.

Итак, на международном уровне есть 5 приарктических стран:

  • Россия;
  • Канада;
  • США (Аляска);
  • Норвегия;
  • Дания (Гренландия).

Плюсом к ним еще 3 страны – Исландия, Швеция и Финляндия – претендуют на этот статус, хоть и не имеют океанических границ с арктической зоной. Но эти страны уже входят в Арктический совет, созданный в 1996 году.

Если с территориями отдельных государств все относительно понятно, то статус территории от их северных границ до Северного полюса до сих пор остается неопределенным.

Впервые вопрос статуса Арктики подняла Канада в 1909 году, объявив суверенитет над территорией от ее границ до Северного полюса. В 1926 году так сделал СССР. И до самого 1982 года такой секторный подход действовал для всех стран.


Деление Арктики по секторам (до 1982 года)

Была лишь одна проблема: с помощью секторов поделили земли и острова, но не акваторию. Когда научный прогресс дошел до добычи природных ресурсов на арктическом шельфе, пришлось придумывать новый подход.

Он содержится в Конвенции о морском праве, которую приняли в 1982 году: теперь территориальными водами считается 12-мильная полоса вдоль берега, а 200-мильная зона считается экономической зоной этой страны:


Современная карта Арктики (красным отмечены спорные территории, на которые претендует Россия)

Теперь благодаря этому подходу в Арктике есть обширные международные воды, а часть территорий считается спорными: Россия считает часть морского дна продолжением берега и претендует на 150-мильную зону от таких границ.

Интересы России в арктической зоне

Россия конкурирует с разными странами за право вести хозяйственную деятельность в Арктике. Причин для конфликтов несколько, но самая крупная из них – принадлежность хребта Ломоносова. Это подводный хребет в Северном Ледовитом океане, который поднимается над дном океана на 3300-3700 метров. Тянется он от Новосибирских островов до Канадского Арктического архипелага.

Позиции сторон такие:

  • Россия считает хребет продолжением континента, поэтому требует пересмотреть установленные границы;
  • Канада считает, что это продолжение Канадского Арктического архипелага;
  • Дания считает, что это продолжение Гренландии.

Больше всего усилий приложила Россия, проведя целую экспедицию Арктика-2007, но Комиссия ООН по внешним границам шельфа до сих пор не приняла никакого решения.

Другие конфликты постепенно решаются: в 1990 году была согласована граница между СССР и США в Беринговом море, а в 2010 году Россия урегулировала территориальный спор с Норвегией о границах в Баренцевом море. С Норвегией есть договоренности насчет острова Шпицберген.

Для чего же страны прилагают столько усилий? Дело в том, что владение Арктикой открывает для страны весьма неплохие перспективы. Так, интересы России в арктической зоне можно свести к трем пунктам:

  1. природные ресурсы;
  2. Северный морской путь;
  3. вопросы обороноспособности.

Главное – это, конечно, природные ресурсы. Хоть до сих пор нет точных оценок углеводородных запасов Арктики, хоть там крайне сложные условия добычи, арктические месторождения позволят серьезно укрепить финансы страны, которая будет их добывать.

Так, по оценкам Геологической службы США на 2008 год, в Арктике насчитали 90 миллиардов баррелей запасов нефти. Даже при средней цене в 60 долларов за баррель потенциал территории огромен – более 5 триллионов долларов.

Не менее привлекательна и добыча газа на арктическом шельфе. Только 3 месторождения (Штокмановское, Русановское и Ленинградское) оценили в 10 триллионов кубометров газа, которые при цене в 250 долларов за тысячу дадут 2,5 триллиона долларов.

Конечно, не на каждом месторождении можно вести добычу, по крайней мере, при существующем уровне развития технологий. Но 13% мировых запасов нефти и 30% запасов газа стоят того, чтобы вести дипломатические войны за территорию.

Но углеводороды – не все, что есть в Арктике. Только лишь на материковой части Арктики уже обнаружены редкоземельные металлы, золото, платина, алмазы, никель, медь, кобальт и множество других минералов.

Наконец, Арктика – это 20% мировых запасов пресной воды, и уже в скором времени этому найдут применение.

Что касается Северного морского пути, то это тоже крайне перспективное направление для грузов из Азии в Европу и обратно. СМП конкурирует с Суэцким каналом: если судно идет из Иокогамы (Япония) в Мурманск через него, то преодолевает 12 840 миль, а через СМП – всего 5 770 миль:

Схема Северного морского пути (отмечен синим)

Но пока, хоть перевозка грузов через СМП и растет, до показателей Суэцкого канала ему далеко. Одна из причин – финансовая: проход по Северному морскому пути формально бесплатный, но за ледокольное сопровождение нужно платить (по некоторым данным, около 380 тысяч долларов). Также нужно оплачивать страховку – это еще около 70 тысяч долларов.

Поэтому, хоть путь и более краткий, на него больше ориентируются компании из Китая, которые опасаются провокаций со стороны США при прохождении через Суэцкий канал.

Что же касается обороноспособности, то здесь переоценить значение Арктики сложно – это весьма короткий путь от России до США, поэтому контроль над территорией важен для национальной безопасности.

Как осваивали Арктику разные страны

Российская империя, СССР и снова Россия

В России достаточно большая часть сухопутной территории относится к Арктической зоне. Ее границы были определены указом президента от 2 мая 2014 года. В частности, в состав Арктической зоны вошли:

  • Мурманская область;
  • Ненецкий автономный округ
  • Чукотский автономный округ
  • Ямало-Ненецкий автономный округ
  • некоторые районы Республики Коми, Карелии, Якутии, Красноярского края и Архангельской области.

Первые упоминания об арктических исследованиях относятся к записям в Никоновской летописи за 1032 год – русские мореплаватели начинают осваивать побережье Северного Ледовитого океана. Дальше начинают постепенно осваиваться северные территории – с одной стороны, заселяются Беломорье и другие заполярные территории вплоть до нынешнего ЯНАО, с другой – казачий атаман Семен Дежнев открывает проход между Азией и Америкой.

Первый план по освоению Крайнего Севера был разработан в 1894 году правительством Российской империи по предложению министра финансов С. Витте. В 1913-1915 годах впервые удалось завершить плавание через Северный морской путь – экспедиция смогла пройти из Владивостока в Архангельск.

Новый импульс развитию Крайнего Севера дало установление советской власти: все усилия координируют через один Институт по изучению Севера, заселяется остров Врангеля, а в 1931 году открывается первое промышленное нефтяное месторождение на русском севере.

В 1932-м СССР начинает активно развивать Северный морской путь, параллельно активно заселяя и осваивая Арктику. Строятся порты Игарка, Диксон, Тикси, Певек, основаны Нарьян-Мар, Норильск, Воркута и другие. В Западной Сибири открываются крупные месторождения нефти и газа.

Крупнейшие нефтегазовые месторождения открываются в 1960-е – это Уренгойское, Ямбургское, Бованенковское. В 1980-х месторождения открываются уже на арктическом шельфе. СССР обладает целой арктической флотилией.

Как и везде, с приходом 90-х ситуация ухудшается: сокращается финансирование регионов российской Арктики, вымирают небольшие города и поселки, население уезжает в другие регионы страны. В 1996 году объем перевозок грузов через СМП сократился в 4 раза по сравнению с 1987-м.

Впервые хоть какая-то политика в отношении Арктики появляется в 1996 году, когда принимают соответствующий федеральный закон, который обещает государственную защиту отраслей хозяйства в Арктике. Через 4 года принимается Концепция национальной безопасности, которая уже требует начать развитие кризисных регионов Севера.

В 2000-е расконсервированы многие инфраструктурные проекты на Севере – это Ямальская железная дорога, которая теперь доходит до Надыма, построены Варандейский нефтяной терминал и газопровод в Европу.

Сейчас в Арктике реализуется несколько крупных проектов российских компаний, но они требуют достаточно много инвестиций и налоговых льгот, что в текущих условиях организовать не так просто.

Другие страны

Другие приарктические страны, как и Россия, весьма заинтересованы в хозяйственном и не только освоении Арктики. Каждая из этих стран (Норвегия, Финляндия, Канада, США, Исландия) в 2000-х разработали стратегические документы в сфере развития своих арктических территорий.

Более того, интересы высказывают страны Евросоюза (Италия, Германия, Великобритания, Испания, Польша), и даже совсем неожиданные в этом контексте Китай, Корея, Индия, Япония и Сингапур. Все эти страны заинтересованы, в том числе, в научных исследованиях Арктики.

Не забывают страны об экономическом освоении. Например, в США половина неразведанных запасов нефти (примерно 30 миллиардов баррелей) находится на Аляске. И это одна из ключевых статей доходов штата – деньги от продажи нефти даже просто раздают жителям Аляски. Для транспортировки нефти даже построен 1300-километровый нефтепровод в южную часть полуострова, откуда нефть перевозят судами на американские НПЗ.

Добычу углеводородов на севере ведет и Канада. Осваивались эти месторождения еще в 70-80-х годах прошлого века, а теперь там работают компании Chevron, Statoil и Exxon Mobil, благодаря чему объемы добычи постоянно растут.

Для Норвегии нефтедобыча тоже является одним из ключевых источников дохода, страна накопила огромный фонд для будущих поколений – в нем уже более триллиона долларов сверхдоходов от продажи нефти.

Даже Дания имеет ведет разведку месторождений в Гренландии, хоть из-за природных условий это крайне сложно делать. Еще сложные условия влияют на то, что добычу нефти будет трудно сделать рентабельной, хоть лицензии на разведку уже выданы.

Как видно, арктические страны не теряют возможности заработать на добыче природных ресурсов, и Россия явно не отстает от своих соседей по Арктике, реализуя множество проектов.

Российские проекты в Арктике

Значительная часть федерального бюджета и ВВП России формируется в арктической зоне – там ведется добыча нефти, газа, и многих других природных элементов.

Но изучать проекты в Русской Арктике можно и другим способом. Так, на северных предприятиях сколотили капиталы самые богатые люди страны:

Кроме того, в российской части Арктики ведется добыча железной руды, фосфатов, никеля, меди, алмазов, драгоценных металлов и огромного перечня других минералов.

Среди перспективных остаются проекты по подготовке и отгрузке сжиженного природного газа (СПГ) – так Россия пытается составить конкуренцию США, которые уже практически начали захватывать европейский рынок.

Параллельно государство не забывает о Северном морском пути. Если в 2018 году по нему перевезли 17 миллионов тонн грузов, к 2024 году поставлена цель в 80 миллионов тонн. Часть этих грузов планируется доставлять в порты по строящейся железной дороге – Северному широтному ходу.

В перспективе есть еще много проектов в Арктике, но их будущее зависит, в основном, от государства – захочет ли оно помочь в создании инфраструктуры или предоставить налоговые льготы.


ПАТЭС разместят в городе Певек на Чукотке.

А что с местными жителями?

Хоть Арктику и называют приоритетным направлением государственной политики России, на жизни простых россиян это влияет не всегда. Да, формально зарплаты на Севере относительно высокие (средние по некоторым регионам – даже выше, чем в Москве), но от этого там не становится легче жить.

Проблем у жителей Севера хватает:

  • огромные цены на продукты из-за особенностей логистики – доставить их туда можно, в основном, по воздуху;
  • уехать – тяжело и дорого. Продать жилье на Севере можно только за бесценок, а добраться до цивилизации получится только на самолете;
  • климатические особенности – они тоже не добавляют здоровья, и т.д.

Это все приводит к серьезным проблемам для северных регионов. Стимулов работать на Севере все меньше, в итоге там наблюдается отрицательный миграционный прирост – уезжает людей больше, чем приезжает.

И если в крупных городах вроде Сургута или Якутска еще можно жить, то в Воркуте население за 30 лет сократилось с 200 до 60 тысяч человек, а цена 3-комнатной квартиры составляет около 60 000 рублей.

Единственное, что еще хоть как-то удерживает людей на Севере – это хороший социальный пакет:

  • отпуск больше на 24 дня, чем у остальных регионов;
  • северные надбавки благодаря районным коэффициентам;
  • раз в 2 года семьи получают право на бесплатный проезд или полет до места отдыха и обратно;
  • тем, кто отработал 15 лет, дают жилье;
  • на пенсию можно выйти на 5 лет раньше;
  • тем, кто хочет переселиться в другой регион, могут предложить субсидию.

Поэтому на Севере все еще живут люди – им или просто некуда податься, или они ждут наступления пенсионного возраста, чтобы уехать на юг и больше не возвращаться.

Современные границы российской Арктики определены указом президента РФ Владимира Путина от 2 мая 2014 г.

На острове Среднем архипелага Северная Земля, 1997 г ИТАР-ТАСС/Валентин Кузьмин

ТАСС-ДОСЬЕ. 29-30 марта 2017 г. в Архангельске состоится IV Международный арктический форум "Арктика - территория диалога". Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории освоения российской Арктики.

Российская Арктика - полярная область земли в пределах границ РФ, примыкающая к Северному полюсу, и включающая северное побережье Евразии, Северный Ледовитый океан с островами, и часть Тихого океана, омывающую Чукотку. Современные границы российской Арктики определены указом президента РФ Владимира Путина от 2 мая 2014 г.

История вопроса

В XI в. русские мореплаватели начали осваивать побережье Северного Ледовитого океана. В Никоновской летописи под 1032 годом содержится запись о том, что новгородский посадник Улеб совершил поход с Северной Двины к "Железным воротам".

Российские владения в Арктике. Досье

То есть, либо к проливу Карские ворота, либо к проливу Югорский Шар (отделяют Южный остров архипелага Новая земля и остров Вайгач от материка и друг от друга). В XII-XIII вв. поморами были открыты острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV в. - острова архипелага Шпицберген и остров Медвежий в Баренцевом море. С XIII в. началась крестьянская колонизация Беломорья. В 1499 г. в низовьях Печоры был основан Пустозерск - первый русский заполярный город (просуществовал до 1780 г.; находился в 20 км от нынешнего г. Нарьян-Мар). В 1533 г. на мурманском берегу Баренцева моря был построен Трифонов Печенгский монастырь, который наряду с Соловецким монастырем в Белом море (1429), был важным пунктом освоения Арктики. Главным русским портом на европейском севере России вплоть до XX в. оставался Архангельск, основанный в 1584 г.

В XVI-XVII вв. русскими купцами активно осваивался участок Северного морского пути - от устья р. Северная Двина до Тазовской губы в устье р. Оби (так называемый "Мангазейский морской ход"). В 1601 г. на реке Таз по царскому указу был построен город Мангазея (просуществовал до 1672 г.; ныне территория Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа), который являлся торговым и военным форпостом русского государства в Арктике. В тот же период на реке Ухте кустарным способом начали добывать нефть: ее собирали с поверхности воды и в прибрежных ямах.

XVII-XVIII века

В 1648 г. казачий атаман Семен Дежнев предпринял плавание вдоль берегов Чукотки, открыв пролив между Азией и Америкой, составил чертеж рек Анадырь и Анюй. В 1686-1688 гг. торговая экспедиция Ивана Толстоухова обошла морем с запада на восток Таймырский полуостров. В 1712 г. землепроходцы Меркурий Вагин и Яков Пермяков впервые положили начало исследованию Новосибирских островов. В 1728 г., в ходе Первой Камчатской экспедиции, организованной по указу императора Петра I, офицер русского флота Витус Беринг подтвердил наличие пролива, разделявшего Чукотку и Аляску. В 1733-1743 гг. российскую Арктику исследовала Великая Северная экспедиция под руководством Витуса Беринга, братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых, Степана Малыгина, Семена Челюскина и др. Участники экспедиции во время морских и пеших походов впервые нанесли на карту почти все русское побережье Ледовитого океана, берега Охотского и Берингова морей. Ими были открыты полуостров Аляска, Алеутские и Командорские острова. В 1741-1742 гг. Семен Челюскин в пешем походе описал западное и северное побережье полуострова Таймыр, где выявил северную оконечность Азии, которая в 1843 г. была названа в его честь мысом Челюскина. В 1746 г. по материалам Великой Северной экспедиции была составлена "Карта генеральная Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных через морские плавания западных американских берегов и острова Япона". В 1765 г. по плану, разработанному русским ученым Михаилом Ломоносовым, была организована Арктическая экспедиция Василия Чичагова. Целью похода был поиск морского прохода от Шпицбергена до Камчатки через воды близкие к Северному полюсу. Несмотря на неудачу, материалы экспедиции значительно обогатили отечественную науку.

В 1799 г. была основана торгово-промышленная Российско- Американская компания, деятельность которой способствовала исследованию и освоению русскими поселенцами Аляски и Алеутских островов.

Российская империя

В 1820-1824 гг. экспедиция под руководством Фердинанда Врангеля и Федора Матюшкина, лицейского друга Пушкина, обследовала побережье Северного Ледовитого океана от устья реки Колымы до Колючинской губы на Чукотке. В эти же годы полярный исследователь Федор Литке составил картографическое описание архипелага Новая земля. В 1873 г. австро-венгерской экспедицией Юлиуса Пайера и Карла Вейпрехта был открыт архипелаг Земля Франца-Иосифа, который в 1914 г. был объявлен российской территорией.

Земля Франца-Иосифа: архипелаг на краю света

С конца XIX в. активизировалось заселение российской Арктики. В 1870-х гг. архангельские губернаторы организовали переселение ненцев на острова архипелага Новая земля для постоянного проживания. В 1894 г. правительство Российской империи по инициативе министра финансов Сергея Витте разработало план по освоению Крайнего Севера. Было запланировано строительство порта на Кольском полуострове и проведение железной дороги, которая связала бы его с европейской частью России. Согласно этому плану, в 1898 г. в Екатерининской гавани Кольской губы был заложен военный порт Александровский (ныне Полярный), а в 1916 г. - Романов- на-Мурмане (ныне Мурманск). Для скорейшего заселения этой территории переселенцам предоставляли льготы: всех жителей освобождали от уплаты налогов, а мужчин - от обязательного прохождения воинской службы.

В 1900-1902 гг. Русская полярная экспедиция, снаряженная Императорской Академией наук, во главе с бароном Эдуардом Толлем и Александром Колчаком (в будущем, Верховным правителем России) провела исследование Новосибирских островов, нанесла на карту Арктики около двухсот новых географических названий. В 1913-1915 гг. гидрографическая экспедиция под руководством Бориса Вилькицкого открыла архипелаг Северная Земля, а затем совершила первое в истории плавание Северным морским путем из Владивостока в Архангельск.

25 апреля 1919 г. правительство адмирала Александра Колчака учредило Комитет Северного морского пути - первое государственное учреждение, созданное для организации морских перевозок в Арктике.

Советский период

В 1920-х-1930-х гг. в СССР была развернута широкая программа правительственных мероприятий по изучению и освоению Крайнего Севера. 4 марта 1920 г. Президиум Высшего совета народного хозяйства РСФСР утвердил положение о Северной научно-промысловой экспедиции (Севэкспедиции), перед которой была поставлена задача координации всех научно-исследовательских работ в Арктике (с 1925 г. - Институт по изучению Севера, с 1958 г. - Арктический и антарктический научно-исследовательский институт). 15 апреля 1926 г. было принято постановление Президиума ЦИК СССР, согласно которому территорией Советского Союза были объявлены все земли и острова между меридианами 32°4'35" восточной долготы и 168°49'30" западной долготы, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья СССР и до Северного полюса. В 1926 г. на остров Врангеля были завезены первые поселенцы.

В 1931 г. было открыто первое промышленное нефтяное месторождение на русском севере - Чибьюское. Добыча на нем началась в 1939 г.

В 1932 г. при Совете народных комиссаров СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), которому было поручено народно- хозяйственное освоение Арктики и обеспечение судоходства по Северному морскому пути (СМП) от Белого моря до Берингова пролива. Кроме того, на Главсевморпуть возлагалась организация геологических работ, поисков и разведки полезных ископаемых в Арктике. Первым руководителем ведомства стал полярный исследователь Отто Шмидт. В том же году он возглавил поход ледокольного парохода "Сибиряков", который впервые в истории прошел СМП за одну навигацию (за 65 дней).

В 1937 г. советские летчики Валерий Чкалов и Михаил Громов совершили первый перелет через Северный полюс. В том же году в СССР была организована первая дрейфующая научная станция "Северный полюс" (руководитель - Иван Папанин). Впоследствии такие станции работали в Центральной Арктике вплоть до 1991 г. (программа возобновлена в 2003 г.).

В 1930-е и 1940-е гг. в СССР началось активное заселение и промышленное освоение Арктики. В эти годы были построены арктические порты Игарка, Диксон, Певек, Тикси, основаны города Нарьян-Мар, Норильск, Воркута и др. Тогда же в арктических районах Западной Сибири были открыты первые большие запасы нефти и газа. В 1948 г. для активизации геологоразведочных работ в регионе в Ленинграде был создан Научно-исследовательский институт геологии Арктики (ныне Всероссийский научно-исследовательский институт геологии и минеральных ресурсов Мирового океана имени академика И.С. Грамберга). В 1960-е гг. были открыты крупнейшие нефтегазовые месторождения региона: Уренгойское (1966), Ямбургское (1969), Бованенковское (1971) и др. В 1980-х гг. нефтегазовые месторождения были обнаружены и на арктическом шельфе: Штокмановское (1988), Приразломное (1989) и до.

В 1962 г. советская атомная подводная лодка "Ленинский комсомол" всплыла в районе Северного полюса (в 1959 г. аналогичную акцию первыми осуществил военно-морской флот США). В 1977 г. советский атомный ледокол "Арктика" стал первым в мире надводным судном, которому удалось достичь географической точки Северного полюса.

Новейшая история

В 1992 г. почетный полярник СССР Константин Зайцев первым водрузил флаг России на Северном полюсе.

В 1990-х гг. финансирование Арктических регионов было значительно сокращено, многие объекты инфраструктуры были заброшены, почти на треть сократилось число населенных пунктов. Годовые объемы перевозок по Северному морскому пути сократились в четыре раза: с 6,6 млн т в 1987 г. до 1,65 млн т в 1996 г.

В 1996 г. был принят федеральный закон "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации". Документ обеспечивал "государственный протекционизм" и создание для населения и значительной части отраслей хозяйства в Арктике льготного режима развития.

В Концепции национальной безопасности РФ от 10 января 2000 г. была поставлена задача "в кратчайшие сроки" разработать "механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития кризисных регионов и районов Крайнего Севера".

В 2000-х гг. были расконсервированы и достроены ряд крупных инфраструктурных проектов, в том числе Ямальская железная дорога до Надыма и Ямбурга, Варандейский нефтяной терминал, а также газопровод "Ямал - Европа".

19 сентября 2008 г. президент РФ Дмитрий Медведев подписал "Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" - главный документ, определяющий стратегию развития российской Арктической зоны. В нем говорилось, что полярный регион должен к 2020 г. стать "ведущей стратегической ресурсной базой" страны. В феврале 2015 г. была создана Государственная комиссия по вопросам развития Арктики.

В 2014 г. Россия впервые в мире начала добычу нефти с шельфового месторождения в Арктике - первая партия нефти была отгружена с платформы "Приразломная".


Либерал-губернатор

Иван Крафт, подданный Российской империи, живший во второй половине XIX века, из-за бедности своей семьи не получил даже среднего образования. Он обладал крайне непрезентабельной внешностью и был похож скорее на террориста-бомбиста, чем на чиновника по особым поручениям. Но за всклокоченной бородой, неряшливой шевелюрой и нечищеными ботинками скрывался один из самых проницательных умов империи. Высший свет Петербурга смотрел на Крафта с презрением. Его не считали своим. В лучшем случае — забавным чудаком не от мира сего.

Крафт любил путешествовать по глухим, забытым богом местам и с удовольствием общался с коренным населением — инородцами, как говорили в то время. Он пытался понять их чаяния и образ жизни. Инородцы отвечали охотно.

Крафт поражал современников кипучей энергией. Его уникальные знания о коренном населении Якутии решил использовать Петр Столыпин. В 1906 году Крафта назначили губернатором. Самородком заинтересовался и Николай II, пригласивший его на аудиенцию. Благодаря этому человеку, при дворе едва ли не впервые получили подробную информацию о положении дел в отдаленном Якутском крае. Прощаясь, император обещал следить за работой Крафта.

Иван Крафт среди местного населения

Иван Крафт среди местного населения

Успехи Крафта настроили против него других губернаторов. Тем не нравилась расположенность заезжего чудака к свободной прессе и лояльность к ссыльным, чью участь он стремился облегчить. В конце концов оппоненты добились смещения губернатора. Лишенный возможности продолжить дело всей жизни, он тяжело заболел и уже через год, 21 ноября 1914-го, скончался в возрасте 54 лет.

Закладка храма на месте будущего города Романов-на-Мурмане

Закладка храма на месте будущего города Романов-на-Мурмане

Фото: Государственный архив Мурманской области

Характеризуя ее как полноводную и защищенную, Витте предложил Александру III строить военно-морскую базу именно там, а заодно провести железную дорогу и возвести электростанцию. Но пока они обсуждали вопрос, император скоропостижно скончался. Его преемник Николай II неожиданно отклонил проект.

Витте считал это решение огромной ошибкой, предопределившей неблагоприятный для России ход истории. На его взгляд, в случае строительства порта в Екатерининской гавани русские не залезли бы в Порт-Артур.

Этот несчастный шаг завел нас в такие дебри, из которых мы до сих пор не можем выбраться

Вместо военно-морской базы на севере Кольского полуострова появился коммерческий порт и город Александровск-на-Мурмане (ныне Полярный). Удалось решить и вопрос с подвозом хлеба. А в июле 1916 года, за полгода до свержения монархии, был заложен Романов-на-Мурмане — Мурманск.

1919 год. Жители Мурманска. На дальнем плане в Кольском заливе — корабли английской эскадры

1919 год. Жители Мурманска. На дальнем плане в Кольском заливе — корабли английской эскадры

Фото: Государственный архив Мурманской области

Не меньшую важность представляет Камчатка, куда русские стали проникать после плавания Семена Дежнева в середине XVII века. До половины следующего столетия полуостров находился в ведении якутских воевод. Специально назначаемые ими пятидесятники и казаки собирали с туземцев ясак — пушнину. При Петре I на Камчатке начали строить порты и возводить оборонительные укрепления, особенно в удобных для десантирования местах. Примерно с того же времени на полуостров ссылали опасных преступников. Однако впоследствии, когда участились побеги, от этого решили отказаться.

Экспедиция Семена Дежнева

Экспедиция Семена Дежнева

Рисунок Клавдия Лебедева

Эпидемия кори и оспы в начале XVIII века выкосила до 5000 камчадалов. Началась усиленная колонизация Камчатки за счет переселения семейных крестьян из центральных регионов России. В 1854 году население Камчатки во главе с контр-адмиралом Василием Завойко отразило нападение на Петропавловск англо-французского флота. В самый разгар Крымской войны отдаленную окраину империи защитили от неприятеля камчадалы, коряки и казаки, выдержавшие двухдневную бомбардировку и две высадки десанта, который оба раза обращали в бегство.

В первой трети XX века статский советник Сергей Палеолог, участвовавший в 1906 году в создании самостоятельной Камчатской области, писал о ее народах:

Остальное население Камчатки промышляло рыболовством и звероловством. Особенно ценился бурый медведь: его мясо шло в пищу, сало — для освещения, шкура — на одежду, а также покрытие изб, саней и лодок.

В Петербург доставляли пойманную у берегов полуострова рыбу. Большим успехом пользовалась на материке собираемая на Камчатке пушнина. Были разведаны залежи меди и железняка, угля и янтаря, слюды и серы, софиита, серебра и золота. Хотя полуостров долгое время оставался изолированным от остальной России. Ответвление телеграфной сети пришло сюда лишь в 1906 году. А почта доставлялась только шесть раз в год: четыре раза морским путем летом и два раза зимой на собачьих упряжках по Якутскому тракту. Морские рейсы шли из Владивостока с апреля по сентябрь. Полгода Камчатка была отрезана от внешнего мира.

Синдикат Вашингтона

Как и вся страна, коренные народы Крайнего Севера натерпелись в Гражданскую войну. Так, в партизанском движении на стороне красных участвовало более двух тысяч нанайцев, удэгейцев, ульчей, нивхов и эвенков. В своих отрядах коммунисты создавали отдельные туземные взводы разведчиков. Аборигены участвовали в междоусобной борьбе и в качестве проводников. В частности, коренные народы сражались с белогвардейцами на Камчатке, где посланный из белого Владивостока в 1921 году отряд есаула Бочкарева отбил Петропавловск у большевиков и сверг советскую власть. В 1922-м красные партизаны начали блокаду Петропавловска. Вместе с ними против белых воевали ительмены, коряки и камчадалы.

1920-е годы. Камчадалы-охотники

1920-е годы. Камчадалы-охотники

Фото: из фондов КГБУ KKOM

На Чукотке сопротивление белым возглавили уполномоченные Камчатским губревкомом коммерсанты Федор и Моисей Караевы. Они организовали заградительные отряды из чукчей, эскимосов и юкагиров.

В первые годы советской власти Камчатка оказалась под угрозой отчуждения от России. На полуострове вовсю хозяйничали японцы. А в конце 1920 года председатель Совнаркома Владимир Ленин на партийном заседании заявил о намерении сдать Камчатку в концессию американцам, которые хотели создать базу в Азии на случай войны с Японией. В РСФСР рассматривали два варианта: договор об аренде на 10 лет и полноценную продажу Камчатки, после чего американское правительство якобы обещало сразу признать советскую власть в России.

 1919 год. Собачьи упряжки на одной из улиц Петропавловска

1919 год. Собачьи упряжки на одной из улиц Петропавловска

После захвата власти в России большевиками предприимчивый американец получил возможность прибрать природные ресурсы полуострова к своим рукам. Он заверял Ленина, что действует по поручению кандидата в президенты США Уоррена Гардинга. В письме Вандерлипу глава советского правительства называл предложения американской стороны чрезвычайно интересными. Однако сделка все-таки не состоялись — длительные переговоры завершились ничем.

Тем не менее Совнарком всерьез рассматривал вопрос и о сдаче обширных территорий, покрытых лесом, в Архангельской губернии. Как признавал Ленин, сама Советская Россия просто не в состоянии освоить эти просторы.

В свою очередь, большевики контролировали значительную часть Олонецкой губернии лишь формально. По сути, их власть не распространялась за пределы Петрозаводска и Олонца — одного из древнейших городов Севера России, основанного, согласно источникам, раньше Москвы. Большевикам попросту не хватало военной силы, чтобы собрать под себя села и деревни, разбросанные по гигантским труднодоступным болотистым и лесным пространствам.

Помимо политических задач, инициаторы вторжения преследовали и сугубо практические цели. На протяжении нескольких веков Олонецкий край славился на всю Российскую империю богатыми природными ресурсами: отделочным камнем, строевым лесом, промысловыми животными, изобилием рыбы. Так родилась идея Олонецкого похода.

В апреле 1919 года финны вторглись на территорию РСФСР в Восточном Приладожье и взяли Видлицу, а через пять дней заняли Олонец и Пряжу, то есть за очень короткий срок продвинулись на 80 километров на юго-восток от тогдашней государственной границы. В захваченном городе появилось марионеточное Олонецкое временное правительство для управления оккупированными районами. Красная армия встретила противника лишь за 10 километров от Петрозаводска. Ее бойцам активно помогали изгнанные из Финляндии красные финны. Перелом в ходе боевых действий произошел после высадки десанта большевиков на побережье Онежского озера. К середине лета финны потерпели поражение и отошли на территорию Финляндии.

Финский отряд времен Олонецкого правительства

Финский отряд времен Олонецкого правительства

Если при Ленине Советская Россия едва не потеряла территории Крайнего Севера, то при Иосифе Сталине — приобрела новые. Приближавшийся к победе во Второй мировой войне Советский Союз 11 октября 1944 года прирос сразу 170 тысячами квадратных километров. В состав РСФСР на правах автономной области добровольно вошла частично признанная Тувинская Народная Республика (ТНР), в которой находится географический центр Азии. Население нового советского региона составляло 81,1 тысячи жителей и увеличилось с тех пор в четыре раза.

Это кажется парадоксальным, но расположенная на юге Сибири и граничащая с Монголией Тува — это тоже Крайний Север. Одни районы республики имеют соответствующий статус, другие — приравнены к нему. Всему виной здешние особенности: из-за резко континентального климата летом в Туве может стоять жара плюс 45 градусов, а зимой — трескучие морозы до минус 50. Для организма условия очень тяжелые, поэтому местные жители получают от государства надбавки к зарплате и пенсии, а также удлиненный отпуск.

Часть тувинского общества начала проситься в состав России еще при Николае II, буквально завалив приемную петициями. В 1914-м царь согласился, — и Тува как Урянхайский край вошла в Енисейскую губернию на правах протектората. В 1921-м тувинские революционеры провозгласили независимость, а 22 июня 1941 года Тува первой в мире объявила себя союзником СССР в схватке с нацистской Германией.

Тувинские добровольцы

Фото: Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва

По формулировке полярника Артура Чилингарова, Крайний Север — это кладовая, которая кормит Россию и дает гигантские поступления в ее бюджет.

Это понимали и сами регионы. В последний раз сам факт их существования в составе России оказался под вопросом чуть более 30 лет назад, когда рушился Советский Союз.

Пожалуй, дальше всего зашли именно в последней республике. Декларация послужила основой для будущей конституции, наделившей президента Якутии полномочиями по формированию армии. Но самое главное — Якутия получила право распоряжаться добываемыми на своей территории ресурсами. По новому закону республика могла самостоятельно выбирать общественный и государственный строй, государственный язык, а вмешиваться в ее внутренние дела стало невозможно без согласования с Верховным Советом Якутии.

Федеральные власти обратили внимание на сложившуюся ситуацию после ухода Ельцина с поста президента. Его преемник Путин 30 мая 2000 года предложил руководителям регионов пересмотреть разграничение полномочий между Россией и субъектами федерации. Тогда же выяснилось, что не менее половины статей якутской конституции не соответствуют Основному закону России.

Главной претензией к Якутии было ее право собственности на природные недра. Однако якутские депутаты согласились убрать только положение о праве президента Якутии на формирование собственных вооруженных сил. Споры между Москвой и Якутском продолжались несколько лет. Центр требовал от республики исключить из конституции статьи о суверенитете. Только 17 июня 2009 года Госсобрание Якутии согласилось выполнить это условие.

Теперь в России создается новая стратегия по регионам Крайнего Севера. Она направлена на развитие инфраструктуры и здравоохранения в полярных регионах. Власти обещают, что все льготы северянам сохранят, и для этого будет создан новый единый документ.

Как осваивалась русская Арктика?

История освоения русского Севера и Арктики достаточно продолжительна, однако в силу неразвитости техники, в целом сложной местности и особенностей климата лишь в советское время был достигнут пик в работе на этих направлениях. Советский Союз смог стать признанным лидером в арктическом регионе, в наследство от него современная Россия получила огромный задел, который и в наши дни активно развивается. Сегодня мы попробуем подробнее рассмотреть историю освоения наших северных территорий и Арктики.

Первые попытки

Позднее, в XII-XIII веках, поморы освоили территорию острова Вайгач и Новой земли. Поморы – небольшая по численности, но самобытная этнографическая и этнорелигиозная группа старожильческого русского населения на Белом море; субэтнос русского народа на беломорском Севере России. В 1499 году был основан первый русский заполярный город – Пустозерск, сейчас он уже не существует, но находился недалеко от современного Нарьян-Мара. Помимо строительства городов создавались и монастыри. В те времена монастыри зачастую исполняли роль крепостей, многие монастыри были вынесены за крепостные стены городов, чтобы принять усложнить врагу задачу, то есть первый удар принимали на себя именно монастырские стены. Так, в 1533 году был основан заполярный Трифонов Печенгский монастырь, а чуть ранее, в 1429 году заложили знаменитый Соловецкий монастырь. При этом главным русским городом и портом Севера с 1584 года и вплоть до XX века продолжал оставаться Архангельск.

Следующий виток освоения Севера и Арктики пришелся уже на XVI-XVII века, когда русские купцы и казаки освоили так называемый Мангазейский морской путь – от Северной Двины до Оби. Тогда же началась кустарная добыча нефти в прибрежных ямах и на поверхности воды. Осваивалась территория современного Ямала. Пожалуй, одним из самых известных первопроходцев того времени стал казачий атаман Семен Дежнев. Именно после его похода в 1648 году появилось осмысленное представление о том, как выглядит побережье Арктики. Дежневу удалось пройти вдоль Чукотки до самого пролива между Америкой и Азией. Это было поистине фантастическое открытие для тех лет. А в 1688 году вслед за Дежневым купец Иван Толстоухов открыл Таймыр.

Век прорыва, век открытий

XVIII век стал веком больших перемен в нашей стране. Россия по воле монарха реформатора Петра Великого стала империей. Многое переделывалось на иной лад, затронули перемены и процесс освоения Арктики и Севера. Прежде всего следует отметить, что в России появился новый флот, вооруженный мощными кораблями. Это обновление стало важным не только в военной области, новые корабли значительно расширили возможности плавания по северным морям.

Известный мореплаватель Витус Беринг по приказу императора Петра I совершил поход к проливу между Аляской и Чукоткой и подтвердил данные Дежнева. Теперь этот пролив носит имя Беринга. А с 1733 по 1743 годы, то есть почти за десять лет, была проведена экспедиция, получившая наименование Великая Северная экспедиция: несколько отрядов под руководством Беринга, братьев Лаптевых и Семена Челюскина составили первую подробную карту наших арктических берегов, островов и рек. Более того, Челюскин провел и пеший поход вдоль берега Северного Ледовитого океана, составил подробную карту восточных владений Российской империи. Добравшись до пролива, разделяющего Азию и Америку, он выявил самую северную часть российских владений, которую мы теперь знаем как Мыс Челюскина.

Первые соперники

XIX век принес не только технические новинки, но и первых соперников. Другие державы, имевшие выход к северным морям, тоже стали стремиться их освоить. Несмотря на то, что первыми в новом веке в 20-е годы стали наши соотечественники Федор Матюшкин (кстати, лицейский друг А. С. Пушкина) и Фердинанд Врангель, чьим именем сейчас назван остров, появились конкуренты.

Так, в 1873 году австрийские полярники Ю. Пайер и К. Вейпрехт открыли архипелаг Земля Франца-Иосифа, названный так в честь австро-венгерского монарха. К слову, остров перешел к России в ходе Первой мировой войны. А уже в 1878 году в Арктику отправляется следующая экспедиция шведского полярника Н. Норденшельда. Шведу удалось впервые проделать путь, который сейчас называется Северным морским, то есть без остановок пройти Северный Ледовитый океан и выйти в воды Тихого океана.

Век перелома

XX век стал веком перелома не только для нашей страны в целом, но и в освоении Арктики и Севера в частности. Бурное развитие техники сделало возможными ранее немыслимые предприятия. Начало века ознаменовалось новым витком активной исследовательской работы, уточнялись мельчайшие детали островов и побережья, а также проводилось гидрографическое исследование дна. В этих экспедициях принимали участие известные полярники Э. Толль, Б. Вилькицкий, и будущий Верховный Правитель России А. Колчак. С их помощью был детально освоен морской маршрут Архангельск – Владивосток, ставший большей частью нынешнего Северного морского пути. А в 1916 году для лучшей морской связи с союзниками по Антанте в Первой мировой войне был основан северный порт Романов-на-Мурмане (Мурманск).

Война и революция сделали арктические исследования невозможными более чем на 10 лет. Однако молодое Советское государство, осознавая важность Арктики, уже в середине 20-х годов начало возрождать это направление в научных исследованиях. Сначала была поставлена задача по координации всех работ в Арктике, а вслед за ней была сформирована Севэкспедиция. К 1925 году оформляется НИИ изучения Севера, который в 1958 году будет преобразован в НИИ изучения Арктики и Антарктики. 15 апреля 1926 года было принято постановление Президиума ЦИК СССР, согласно которому территорией Советского Союза были объявлены все земли и острова между меридианами 32°4'35" восточной долготы и 168°49'30" западной долготы, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья СССР и до Северного полюса. В 1926 году на остров Врангеля были завезены первые поселенцы.

С 1932 года, когда при СНК СССР было создано Главное управление Севморпути, освоение Арктики становится стратегической государственной задачей. В народном сознании эта задача перекликается с именами десятков героев и наших мужественных соотечественников, которые подчас с риском для жизни пробивали стране дорогу в Арктику. Такие имена, как Отто Шмидт, Иван Папанин, Валерий Чкалов, Михаил Громов, и десятки других героев первопроходцев сделали возможным открытие новых рубежей в кратчайшие сроки. Многие из них стали первыми Героями Советского Союза. Тогда же в 30-е и 40-е годы появляется устойчивый проход по Северному морскому пути в одну навигацию (до 65 дней). Появляются первые дрейфующие научно-исследовательские станции, разведываются и осваиваются нефтегазовые месторождения. Появляется и рад заполярных городов и портов, таких как Диксон, Тикси, Норильск, Воркута и другие.

В годы Великой Отечественной войны порты Мурманск и Архангельск играли огромную роль в обеспечении обороноспособности страны. Именно туда приходили арктические конвои с помощью для СССР по программе ленд-лиза. А Северный флот и бойцы в Заполярье сдерживали попытки нацистов перерезать эту сверхважную артерию.

Современное состояние

С начала 2000-х годов Россия уверенно возвращает себе позиции лидера в Арктическом регионе. Растет и укрепляется ледокольный флот, его силами навигация на Северном морском пути стала непрерывной, а тоннаж перевозимых грузов год от года растет, и в ближайшее время может превысить максимальные показатели советского времени. Военные моряки осваивают новые виды техники и вооружения, а с суши их поддерживают две арктические бригады, отлично вооруженные и надежно размещенные для защиты интересов страны в Арктике.

Читайте также: