Перспективы приватизации в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

В Государственной Думе жёстко раскритиковали министра финансов Антона Силуанова за "продолжение преступной приватизации". В 2021 году с молотка планируется пустить более 300 предприятий.

Преступная приватизация

В 2021 году с молотка планируется пустить более 300 предприятий, которые сейчас находятся в государственной собственности. Многие из них прибыльные, другие в минусе, однако имеют стратегическое значение для страны, в том числе и в части национальной безопасности. В связи с этим представители сразу нескольких фракций направили премьеру Михаилу Мишустину записку с просьбой оценить итоги приватизации 1990-х годов, чтобы не допустить разграбления страны уже в настоящее время. Планы у Минфина грандиозные – в 2021–2023 годах распродавать имущество в среднем на 3,5 миллиарда рублей в год. Это обстоятельство вызывает жёсткую реакцию лидера КПРФ в Государственной Думе Геннадия Зюганова:

Силуанов внёс предложение под диктовку МВФ распродать последнюю собственность, которая обеспечивает стабильность. Продолжение той преступной приватизации – это уничтожение последней экономической базы, которая может обеспечить возрождение страны и элементарную стабильность.

Главный лоббист приватизации в России министр финансов Антон Силуанов готов пустить с молотка всё, что криво стоит, лежит, ездит или плавает: один из крупнейших российских энергетических холдингов "РусГидро", провайдер цифровых услуг и сервисов "Ростелеком", одну из самых крупных электросетевых компаний в мире "Россети", а также два морских порта - Махачкалинский и Новороссийский. Распродажа уже вовсю идёт. Так, 7 октября 2020 года на IPO, то есть на первое публичное размещение, вывели крупнейшую судоходную компанию России "Совкомфлот".

Прибыли уходят

Похожая участь постигла и виноградно-винодельческий комбинат, расположенный на южном берегу Крыма "Массандра". Известно, что "Массандра" ушла за 5,327 миллиарда рублей. По оценке Геннадия Зюганова, это не деньги за такой хороший актив.

Такие объекты, как "Массандра", так же как Большой театр, "Лужники" или Третьяковская галерея, не продаются. Те, кто допускает такую распродажу, не меньшие преступники, чем Чубайс со всей его воровской командой.

Чем "Массандра" не угодила Минфину, непонятно. Одно дело избавляться от убыточного актива, а совсем другое – от предприятия, которое приносит доход. По данным бухгалтерской отчётности, выручка предприятия за девять месяцев 2020 года составила миллиард 900 миллионов рублей, а чистая прибыль – более 320 миллиардов. Выручка, таким образом, выросла в 1,7 раза. Однако "Массандру" продали со всеми её четырьмя тысячами гектаров виноградников, производственными мощностями, восемью филиалами и коллекцией вин более чем из миллиона бутылок.

Приватизация Сбера

Ранее глава Счётной палаты России Алексей Кудрин отмечал, что приватизация российской госсобственности даёт не только доходы, которые можно потратить на инфраструктуру, образование, здравоохранение, но и на привлечение независимых директоров и частных инвесторов к управлению этими компаниями и углубление финансового рынка. Эти предлоги вполне могут быть использованы и для того, чтобы пустить с молотка Сбер, уверен экономист Михаил Делягин.

Сбербанк – это просто актив, которым нужно управлять, а управлять им никто не может и не умеет. Это дикая головная боль, поэтому нужно приватизировать. И это подготовка к приватизации.

По самым оптимистичным подсчётам, в 1990-е годы приватизацией было разрушено 75 тысяч промышленных предприятий страны и 50 тысяч коллективных хозяйств. В середине 1980-х Советский Союз производил, по максимальной оценке, до 20% мировой промышленной продукции, а сейчас у его правопреемницы России эта доля менее 2%. И вряд ли эта цифра вырастет, если Россия останется вообще без государственных предприятий.

Я не против приватизации как таковой.

От некоторых активов действительно можно и нужно избавляться – от тех, что тянут карман. Но продаются в числе прочего и прибыльные компании, которые плотно встроены в инфраструктуру страны и обеспечивают её жизнедеятельность.

А ведь далеко не всегда актив в руках эффективных менеджеров извне работает как часы. И тогда они начинают шантажировать государство закрытием "стратегически значимого" предприятия, что выливается в различного рода субсидии, ведь жить без, например, почты, флота или железных дорог очень не комильфо.

Таким образом, приватизируя предприятия, государство снимает с себя бремя получения их прибыли, но сохраняет обязательства сохранения рабочих мест и обеспечения экстренной помощи в случае весьма вероятных кризисов. Удачная сделка обычно выглядит несколько иначе.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Приватизация – это процесс передачи имущества из государственной собственности в частную собственность (т.е. гражданам и частным организациям).

Процесс приватизации в России

Один из ключевых этапов перехода российской экономики от административно-командной модели к рыночной модели заключался в проведении приватизации. Данным понятием обычно в экономике называют процесс передачи имущества из государственной собственности в частную собственность. Необходимость проведения приватизации обуславливалась тем, что обязательной чертой плановой экономики является преобладание государственной собственности, в то время как обязательной чертой рыночной экономики – преобладание частной собственности.

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. было подготовлено несколько проектов перехода страны к рынку и соответствующих проектов проведения приватизации государственной собственности. В реальности она была осуществлена следующим образом.

С 1992 по 1994 гг. в России развернулась массовая приватизация государственных предприятий. Она проходила в двух основных формах:

Готовые работы на аналогичную тему

С одной стороны, приватизация обязательно проводилась в сферах оптовой и розничной торговли, общественного питания, строительства, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, пищевой и легкой промышленности. С другой стороны, приватизация была запрещена в ряде особо значимых отраслей национальной экономики (например, шельф, недра, трубопроводы, лесной фонд, автомобильные дороги общего пользования, телевизионные станции и т.п.).

Также проводилась массовая приватизация жилья. Каждому гражданину предоставлялось право на однократную приватизацию жилья. Благодаря этой программе было приватизировано более 80% жилого фонда. Кроме жилья также гражданами приватизировались земельные участки (дачные и сельскохозяйственные).

Итоги приватизации в России

Важным итогом приватизации государственного имущества стало образование в России крупного частного и полугосударственного сектора национальной экономики. В настоящее время именно этот сектор производит около 70% ВВП России. Отсюда можно сделать вывод, что сформировавшийся частный сектор в последующие годы будет выступать в качестве основы дальнейших рыночных преобразований в нашей стране.

По итогам приватизации в стране сложилась принципиально новая структура отношений собственности, которая с прежним плановым хозяйством не имела ничего общего. Социалистический строй общества был заменен на капиталистический строй. Однако итоги приватизации до сих пор остаются для экспертов и обычного населения неоднозначными.

Приватизация во многом носила бесплатный характер, поэтому она не сопровождалась формированием и накоплением реального капитала. Т.е. приватизация не была крупным источником пополнения государственного бюджета. А без этого, стоит заметить, невозможен экономический рост и преодоление экономического кризиса.

Перспективы приватизации в России

Несмотря на то, что большая часть собственности в России уже была приватизирована, до сих пор в собственности государства остается значительный объем имущества. Государственный сектор в российской экономике больше, чем в развитых странах мира. Поэтому часто звучат предложения провести в стране новую волну приватизации.

Очевидно, что новая приватизация должна быть понятной, честной и справедливой. Ее необходимо провести на основе на открытой, конкурентной продажи государственных активов, т.е. лучшему покупателю и по реальной цене.

В качестве основной цели приватизации (в особенности, это касается крупных предприятий) должно рассматриваться не получение доходов в государственный бюджет, а привлечение инвестиций для развития, расширения производства, технического перевооружения. В некоторых случаях приватизация может быть использована как позитивная альтернатива банкротству.

Главными активами государства, которые составляют основу российской экономики, являются такие компании, как Сбербанк, Газпром, ВТБ, РЖД, Транснефть, Роснефть. Возможна частичная реализация на открытом рынке их акций. Кроме того, на более низком уровне существует множество федеральных государственных унитарных предприятий, которые можно преобразовать в акционерные общества и также приватизировать.

2020 год в России пройдет под знаком обсуждения новой приватизации и закончится первыми ее аукционами. Что это даст стране?

Занятно, что Кудрин заговорил о необходимости новой массовой приватизации через несколько месяцев после того, как получил право проверять все компании с государственным участием (ранее полномочия Счетной палаты были существенно скромнее). Если не знать биографию чиновника, можно было бы предположить, что он просто обнаружил неэффективность управления такими организациями и захотел сбросить с государственного бюджета ненужную ношу. Но на самом деле все гораздо интереснее.

Капитализм отстал в дороге

Как же так получилось? Были же ваучеры, были залоговые аукционы, были народные IPO – но в результате государство вышло на совершенно социалистический уровень производства 70% ВВП. Что за парадокс?

Урок не пошел впрок, и при подготовке сочинской Олимпиады многие подрядчики, в том числе принадлежащие очень уважаемым лицам, даже не планировали возвращать кредиты: куда проще вывести прибыли от госконтрактов и расстаться с отработавшим свое предприятием.

Роль личности в приватизации

Важно, что на расширении приватизационного списка настаивает именно Алексей Кудрин. В годы Большой Приватизации он скромно трудился в мэрии Санкт-Петербурга, где в числе прочего обзавелся доверием Владимира Путина. Но уже тогда Кудрин был заметным экономистом, одним из любимых учеников Гайдара. И хотя его позвоночник оказался заметно гибче, чем у гуру, определенный набор гайдаровских взглядов Кудрин, безусловно, сохранил.

А главная из гайдаровских аксиом – частный собственник эффективнее, чем государство. Поэтому государству выгоднее раздать предприятия, пусть даже за символические суммы, чтобы потом получать налоги с преуспевающих бизнесменов. Ибо много налогов лучше, чем мало дивидендов (или иных форм распределения прибыли, которую еще нужно получить).

Забавно, к слову, формируются репутации в нашем мире. Гайдаровская ваучерная приватизация была какой-никакой, а попыткой, пусть даже чисто формальной, распределить национальное достояние среди народа. Залоговые же аукционы, где нарождавшаяся олигархия получала государственное имущество по сути за государственный же счет – это чистой воды Черномырдин; Гайдар к тому времени уже отошел от государственного управления. Но при этом у Виктора Степановича репутация твердого государственника, у Егора Тимуровича – продавца Родины

И вот с этой формой казнокрадства, несомненно, надо бороться самым радикальным образом. Однако Счетная палата, фиксируя в своих отчетах и нецелевое использование средств, и неэффективность использования нецелевого, все же не делает напрашивающегося вывода

Правят, но не управляют

Каким вообще должен быть государственный сектор экономики?

Недра России – ее национальное достояние. Здесь должны работать государственные компании, направляющие часть прибыли на развитие, а остальное перечисляющие в бюджет. Государственные – это не 50-60% в партнерстве со спекулянтами, а полностью, безо всяких акционирований вообще.

Должен существовать государственный банк развития, финансирующий долгосрочные проекты. Собственно, он уже есть, зовут его ВЭБ, и много лет он, как было показано выше, работал насосом по выкачиванию государственных денег в частный сектор без серьезных компенсаций. В то же время только благодаря ВЭБу мы смогли преобразить Сочи и блестяще провести Олимпиаду

В ряде жизненно важных отраслей (транспорт, ЖКХ) государство должно иметь реальную, а не формальную возможность влиять на тарифы. Скажем, последние два (январское и июльское) подорожания коммунальных тарифов суммарно должны были поднять цены на 4,1%. По факту у одной из квартир, которые оплачивает автор этих строк, плата выросла на 26%, у другой – на 31%.

То есть когда Путин и Медведев говорят нам о контроле над ситуацией, они понятия не имеют, какова обстановка на самом деле. А значит – не управляют страной. И это лишает смысла все теоретические рассуждения.

Потому что какую бы приватизацию они ни привели, она будет просто передачей государственной собственности в нужные руки, причем, скорее всего, профинансируют эту передачу государственные банки

Приватизация части госсобственности полезна России. Приватизация части госсобственности по Кудрину – вредна России.

Российская приватизация протекала в целом в рамках рассмотренных выше общих тенденций этого процесса. Вместе с тем она характеризуется и значительной национальной спецификой.

В российской приватизации выделяются два этапа. Первый из них пришелся на 1992 г. — первую половину 1994 г. В этот период малая приватизация охватила 70% предприятий этой категории. К июню 1994 г. 85 тыс. магазинов, предприятий общественного питания и службы быта перешли в частные руки. Малые предприятия подлежали продаже на аукционах и по конкурсу. В итоге же получилось так, что подавляющее большинство из них выкупили их коллективы.

Большая приватизация на этом этапе осуществлялась преимущественно в безвозмездной форме, посредством приватизационных чеков (ваучеров). Всего было распространено среди 96% населения (в принципе право на по существу бесплатное получение ваучеров имели все граждане) 144 млн ваучеров номиналом в 10 тыс. руб., за каждый из которых взималось 25 руб. (неденоминированных). Крупные предприятия акционировались, а затем продавались в первую очередь за ваучеры и лишь во вторую — за деньги. При этом большие льготы получили коллективы предприятий, которые бесплатно или на льготных условиях могли стать собственниками от 40 до 51% акционерного капитала своих предприятий. Из 19 тыс. предприятий этой группы, которые подлежали преобразованию в акционерные общества, к 1 апреля 1994 г. ими стали 15 тыс.

С середины 1994 г. осуществляется переход ко второму этапу, когда безвозмездная приватизация была прекращена и приобретение акций приватизированных предприятий возможно лишь за деньги. К сожалению, этот этап до сих пор протекает вяло. Развертыванию его с самого начала препятствовала сложившаяся в результате глубокого экономического кризиса низкая платежеспособность населения. Как показали социологические опросы, лишь 6—7% населения РФ намерены покупать акции приватизированных предприятий. По многим причинам не проявили большой активности в приобретении таких акций российские и иностранные инвесторы.

Читайте также: