Кризис классических идеологий на рубеже 19 20 веков кратко

Обновлено: 05.07.2024

Проблема выбора пути развития России в начале ХХ в. из области теоретических дискуссий перешла в сферу практики. На рубеже веков в России происходит нарастание тех противоречий, которые накапливались на протяжении всей ее истории. Подобно тому как в социальном плане усиливалось социальное расслоение, в культуре оформляется идейное размежевание, подрываются прежние классические основания культуры как носительницы просвещения, прогресса, гуманизма и народности.
Анализ общественно-культурной жизни конца XIX в. показывает, что на смену настроениям известной стабильности, распространенным в обществе в 80-е гг., приходит какая-то психологическая напряженность, ожидание "великого переворота" (Л. Толстой). В одном из писем 1901 г. М. Горький отмечал, что "новый век воистину будет веком духовного обновления".
С середины 90-х г. в общественно-политической жизни России вновь начинается общественный подъем, особенностью которого стало широкое либеральное движение, участие рабочих в революционно-демократических выступлениях.
Российская интеллигенция оказалась почти беспомощной перед новыми требованиями политического развития: неотвратимо развивалась многопартийность, реальная практика значительно опережала теоретическое осмысление принципов новой политической культуры.
Все эти тенденции протекали на фоне растущего многообразия духовной жизни, сопровождавшего развитие капитализма и ослабление авторитарного контроля со стороны самодержавия.
Итак, Россия накануне эпохи революций представляла собой огромное образование из частей различных культурно-исторических регионов, глубоко противоречивых, разрываемых на противоположные начала сразу в нескольких направлениях. Одна из основных причин такой специфики состоит в том, что на этом огромном российском геокультурном пространстве отсутствовали устойчивые механизмы социальной регуляции, которые могли бы обеспечить хотя бы относительную стабилизацию, единство и преемственность в развитии общества.

Многообразие боровшихся на политической арене сил, особый характер русской революции оказывали влияние на культуру, творческие и идейные искания ее деятелей, открывали новые пути для социально-культурного развития. Сложность и противоречивость исторической действительности обусловили многообразие форм культурно-исторического процесса.
Период "переходных" культур всегда демократичен, и всегда сложны и противоречивы отношения между традиционной, классической культурой прошлого - знакомой, привычной, но уже не возбуждающей особого интереса, и формирующейся культурой нового типа, настолько новой, что ее проявления непонятны и порой вызывают негативную реакцию. Это вполне закономерно, так как в сознании общества смена типов культур происходит достаточно болезненно.
В общественной мысли в переходный период формируется проблема противостояния этического и эстетического, науки и религии, веры и разума, личности и общества, социального и культурного прогресса, Запада и Востока, государства и свободы, элиты и массы. Падает престиж классической культуры как некоего общего достояния, равно приемлемого для верхов и низов, господствующих слоев и трудящихся, консерваторов и радикалов, "западников" и "восточников". Рвутся традиционные общинные связи, процесс маргинализации захватывает все большее и большее количество людей. Русская культура в целом теряет один из основополагающих принципов своего существования - "соборность" (А. Лосев) - ощущение единства человека с другим человеком и социальной группой.
Растущее многообразие духовной жизни на рубеже двух веков содействовало ее обогащению, которое получило название "русский культурный ренессанс". Однако органической слабостью этого ренессанса стал отход от проблем социальной справедливости и правды. Для представителей "русского культурного ренессанса" была характерна слабость общественной активности, переход на позиции элитарности и любования искусством. Оторванность художественных, религиозных и философских исканий от политики, от массовой психологии, уход в сферу "чистого искусства" обрекли духовную жизнь на противостояние различных сил. Взаимоисключающий, антагонистический характер двух основных направлений в истории русской культуры предопределил глубокий и непримиримый социокультурный раскол, последствия которого определили все дальнейшее развитие российского общества, всей отечественной культуры.



Проблема выбора пути развития России в начале ХХ в. из области теоретических дискуссий перешла в сферу практики. На рубеже веков в России происходит нарастание тех противоречий, которые накапливались на протяжении всей ее истории. Подобно тому как в социальном плане усиливалось социальное расслоение, в культуре оформляется идейное размежевание, подрываются прежние классические основания культуры как носительницы просвещения, прогресса, гуманизма и народности.
Анализ общественно-культурной жизни конца XIX в. показывает, что на смену настроениям известной стабильности, распространенным в обществе в 80-е гг., приходит какая-то психологическая напряженность, ожидание "великого переворота" (Л. Толстой). В одном из писем 1901 г. М. Горький отмечал, что "новый век воистину будет веком духовного обновления".
С середины 90-х г. в общественно-политической жизни России вновь начинается общественный подъем, особенностью которого стало широкое либеральное движение, участие рабочих в революционно-демократических выступлениях.
Российская интеллигенция оказалась почти беспомощной перед новыми требованиями политического развития: неотвратимо развивалась многопартийность, реальная практика значительно опережала теоретическое осмысление принципов новой политической культуры.
Все эти тенденции протекали на фоне растущего многообразия духовной жизни, сопровождавшего развитие капитализма и ослабление авторитарного контроля со стороны самодержавия.
Итак, Россия накануне эпохи революций представляла собой огромное образование из частей различных культурно-исторических регионов, глубоко противоречивых, разрываемых на противоположные начала сразу в нескольких направлениях. Одна из основных причин такой специфики состоит в том, что на этом огромном российском геокультурном пространстве отсутствовали устойчивые механизмы социальной регуляции, которые могли бы обеспечить хотя бы относительную стабилизацию, единство и преемственность в развитии общества.

Многообразие боровшихся на политической арене сил, особый характер русской революции оказывали влияние на культуру, творческие и идейные искания ее деятелей, открывали новые пути для социально-культурного развития. Сложность и противоречивость исторической действительности обусловили многообразие форм культурно-исторического процесса.
Период "переходных" культур всегда демократичен, и всегда сложны и противоречивы отношения между традиционной, классической культурой прошлого - знакомой, привычной, но уже не возбуждающей особого интереса, и формирующейся культурой нового типа, настолько новой, что ее проявления непонятны и порой вызывают негативную реакцию. Это вполне закономерно, так как в сознании общества смена типов культур происходит достаточно болезненно.
В общественной мысли в переходный период формируется проблема противостояния этического и эстетического, науки и религии, веры и разума, личности и общества, социального и культурного прогресса, Запада и Востока, государства и свободы, элиты и массы. Падает престиж классической культуры как некоего общего достояния, равно приемлемого для верхов и низов, господствующих слоев и трудящихся, консерваторов и радикалов, "западников" и "восточников". Рвутся традиционные общинные связи, процесс маргинализации захватывает все большее и большее количество людей. Русская культура в целом теряет один из основополагающих принципов своего существования - "соборность" (А. Лосев) - ощущение единства человека с другим человеком и социальной группой.
Растущее многообразие духовной жизни на рубеже двух веков содействовало ее обогащению, которое получило название "русский культурный ренессанс". Однако органической слабостью этого ренессанса стал отход от проблем социальной справедливости и правды. Для представителей "русского культурного ренессанса" была характерна слабость общественной активности, переход на позиции элитарности и любования искусством. Оторванность художественных, религиозных и философских исканий от политики, от массовой психологии, уход в сферу "чистого искусства" обрекли духовную жизнь на противостояние различных сил. Взаимоисключающий, антагонистический характер двух основных направлений в истории русской культуры предопределил глубокий и непримиримый социокультурный раскол, последствия которого определили все дальнейшее развитие российского общества, всей отечественной культуры.

Даются рекомендации по изучению темы "Политические идеологии XIX - XX веков". Рекомендации могут быть использованы студентами для подготовки к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам по курсам "Политология", "Глобальные конфликты нового и новейшего времени", "Отечественная история". Подготовлены на кафедре истории и политологии МИЭМ.

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

Презентация на тему: " Идеология и культура на рубеже XIX – XX веков. История России 11 класс." — Транскрипт:

1 Идеология и культура на рубеже XIX – XX веков. История России 11 класс.

3 Идеология. Политические течения консервативноеконсервативное либеральноелиберальное социалистическоесоциалистическое охранительное умеренное радикальное

6 Умеренные социал- демократы. Акимов, Мартынов, Кускова. Акимов, Мартынов, Кускова. Акимов, Мартынов, Кускова. Акимов, Мартынов, Кускова. - Критика существующего строя и капиталистической модернизации. -Сторонники социалистических преобразований, но считают, что они дело отдалённого будущего.

7 Радикальные социал- демократы. В.И. Ульянов – Ленин. В.И. Ульянов – Ленин. В.И. Ульянов – Ленин. В.И. Ульянов – Ленин. - Критика и существующего строя и капиталистической модернизации. - Социалистическая революция произойдёт в ближайшем будущем, к ней нужно готовиться организационно и идейно.

8 Либералы. Средние слои городской интеллигенции. Средние слои городской интеллигенции. Средние слои городской интеллигенции. Средние слои городской интеллигенции. -Расширение личных прав и свобод, и гражданское общество приведут к сотрудничеству властей и интеллигенции и выведут Россию в ряд развитых стран Европы.

9 Серебряный век. Традиции XIX века. Традиции XIX века. Традиции XIX века. Традиции XIX века. Поиск новых форм в искусстве. Поиск новых форм в искусстве. Поиск новых форм в искусстве. Поиск новых форм в искусстве. Интерес к народному искусству. Интерес к народному искусству. Распространение городской массовой культуры. Распространение городской массовой культуры.

11 Нетрадиционные формы в искусстве. Отказ от социально-политической тематики воспринимался как выражение оппозиционных политических воззрений. Отказ от социально-политической тематики воспринимался как выражение оппозиционных политических воззрений. А.А. Блок В. МейерхольдМ. Врубель

12 Выразители общедемократических идеалов. А.П. Чехов. И.И. Левитан М. Горький Станиславский Немирович-Данченко

14 Наука. Философия: Бердяев, Булгаков, Струве. Философия: Бердяев, Булгаков, Струве. История: Шахматов, Ключевский, Платонов, Милюков, Кареев, Ольденбург. История: Шахматов, Ключевский, Платонов, Милюков, Кареев, Ольденбург. Физика: Лебедев. Физика: Лебедев. Математика: Жуковский, Чаплыгин, Стеклов. Математика: Жуковский, Чаплыгин, Стеклов. Химия: Зелинский, Каблуков. Химия: Зелинский, Каблуков. Биология: Мечников. Биология: Мечников. Космонавтика: Циолковский. Космонавтика: Циолковский. География: Обручев, Седов, Колчак. География: Обручев, Седов, Колчак.

Классическая философия – это совокупность рационалистических философских учений XVIII-XIX веков, объединенных утверждением торжества человеческого разума.

Характеристика классической философии

Классическая философия стала значимым этапом в развитии европейской философской мысли и общества, во многом детерминировав основные черты эпохи Нового времени. Ее основанием стали труды философов периода Возрождения, представляющие собой переосмысление наследия античной мысли, выстраивания на ее основе новой, неклерикальной философии в центре которой находился человек, его возможности по саморазвитию и взаимодействию с миром, стремление к совершенству.

Классическая философия объединяет достаточно широкий круг теорий и школ, трудов французских, английских мыслителей и немецкую классическую философию. Несмотря на существенные различия между ними и диаметрально противоположные взгляды по целому ряду вопросов (рационалисты и эмпиристы; дуалисты и материалисты и т.д.), для всех учений классической философии можно выделить три основополагающих и общих аспекта:

На основании данных постулатов создавалось особое мировоззрение отличительными чертами которого стали рациональность и оптимизм. Философы и деятели просвещения верили в то, что познав законы окружающего мира, равно как и законы человеческой природы, они смогут управлять ими, что развитие разума – наук, и его распространение среди народа, способно разрешить все проблемы человеческого общества, построить новый социальный мир, в котором будут торжествовать принципы свободы, равенства и братства.

Готовые работы на аналогичную тему

Вершиной развития классической философии можно назвать философию Гегеля По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Гегеля. подробнее , которой разум охватывает все сущее, а исторический процесс представляет собой не что иное, как процесс самосознания абсолютного разума, итогом которого становится царство духа, торжество рациональности. Несмотря на свою логическую утонченность и стройность теория Гегеля была полностью ориентирована в прошлое, она не позволяла заглянуть за край и предвидеть тревоги и потребности будущего, не отвечала требованиям общества.

Кризис классической философии

Кризис классической философии начинается в середине XIX века, его первые проявления можно отметить уже у современников Гегеля – Шопенгауэра По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Шопенгауэра подробнее , Кьеркегора, Маркса, Конта, которые отказывали разуму в его всеобъемлющем и всемогущем характере, и искали замену в виде культурно-исторического процесса или объективности и эмпирической обоснованности знания, или вовсе напрямую отрицали разум, провозглашая философию иррациональности сосредоточенной на бытии отдельного человека, его потребностях и переживаниях.

Кризис классической философии носил системный характер и проявлялся на протяжении длительного времени в самых различных сферах. Так реализация ценностей просвещения на практике реализовалась в Французской Буржуазной революции и целой цепи революционных выступлений после нее, которые в действительности отрицали и попирали все те достижения разума, которые так воспевала философия.

Торжество рациональности нашло свое воплощение в формировании капиталистической системе, в которой отношения сословной зависимости отказались заменены на классовые, в которых человек получил ненамного большую степень свободы – свободу продавать свой наемный труд ограниченному числу предпринимателей. Человек все также не имел возможности для развития и проявления своей индивидуальности, напротив он стал частью рабочей массы, настоящим винтиком в системе бизнеса и государства.

Развитие науки с одной стороны привело к появлению фактов и открытий, которые классическая философия была не способна объяснить, которые напрямую противоречили ее постулатам, что повлекло за собой отделение науки от философии, ее приземление, приоритет практики над теорией. С другой стороны, наука, на которую возлагалась миссия стать средством разрешения общественных проблем, стала не только лекарством, но и ядом, в виде изобретения принципиально новых и ужасающих средств уничтожения человека человеком, которые вывели войны на новый уровень сделав их тотальными и мировыми.

Постклассические направления

Кризис классической философии, очевидная неспособность ее мировоззрения удовлетворять актуальным запросам общества, привела к попыткам формирования новой философской системы, способной разрешить существующие противоречия, как в области развития науки, общества, так и в области существования отдельного человека, личности с ее судьбой, переживаниями и поиском места в далеком от рациональности мире. Итогом данных попыток стало формирование ряда философских направлений:

  • неопозитивизм,
  • марксизм,
  • экзистенциализм,
  • постмодернизм.

Марксизм представляет собой философское учение, которое стремилось не только создать новую непротиворечивую картину мира и его развития исходя из передовых достижений науки, но также смоделировать и воплотить на практике принципы построения нового общества, ориентированного на удовлетворение интересов пролетариата.

Экзистенциализм ставит в центр своей философии проблему бытия отдельного человека, его переживания и судьбу в иррациональном мире.

Постмодернизм развивается на основе критики классической философии и практических последствий реализации идей рационализма.

Читайте также: