Персонализм в россии кратко

Обновлено: 30.06.2024

Комментарии

Сети богословия

Мнение

К 30-летию обретения мощей патриарха Тихона
Святитель Тихон стал патриархом Московским и всея России в самую сложную для нашей Церкви эпоху. Христос обещал, что врата ада не одолеют Его Церковь. Но из истории мы знаем, что отдельные Поместные Церкви прекращали свое существование. Например, такая участь когда-то постигла древнюю Карфагенскую Церквь. Читать дальше

Тема недели: Патриаршество

Новые материалы

Основание и исток новоевропейского персонализма часто видят в теистической религиозной традиции, понимающей Бога как Личность (в христианстве – как Три Личности) и предполагающей личностные взаимоотношения Бога и человека. Особый вклад в развитие персонализма внесло христианское богословие периода тринитарных и христологических споров ( IV - VIII вв.), особенно великие отцы-каппадокийцы, Леонтий Византийский и прп. Максим Исповедник на востоке. На западе идеи развивали Августин, Боэций, а позже – Ришар Сен-Викторский и Фома Аквинский.

Одним из важнейших авторов второй половины XIX – начала XX веков был Г.В. Лейбниц с его учением о монадах – индивидуальных духовных субстанциях. В России неолейбницианскую линию персонализма развивали такие философы как А.А. Козлов, Л.М. Лопатин, Е.А. Бобров, С.А. Аскольдов, Н.О. Лосский. Другой традицией, оказывающей влияние на персонализм, был экзистенциализм, представленный в русской религиозной философии работами Л.И. Шестова, Н.А. Бердяева, отца С. Булгакова. Также персонализмом называл свою философию Л.П. Карсавин.

В XX веке основной вклад в разработку богословского понятия личности внесли русские авторы, работавшие в эмиграции. Особое место среди них занимают труды Вл. Лосского, отличающиеся особым вниманием к личностной проблематике и последовательной её разработкой. Заданная Лосским парадигма была усвоена, переработана и продолжена современным греческим богословом митр. Иоанном (Зизиуласом). Его интерпретация понятия личности значительно отличается от предложенной Лосским.

Сегодня ведущим богословом, работающим в персоналистской парадигме, является греческий богослов митр. Иоанн (Зизиулас). Другие авторы, так или иначе разрабатывавшие персоналистскую проблематику, – о. Георгий Флоровский, о. Иоанн Мейендорф, архим. Сафроний (Сахаров), о. Думитру Станилоэ. Из современных авторов эти идеи развивают мит. Каллист (Уэр), С.С. Хоружий, Х. Яннарас, о. Андреа Милано.

Основные источники

Zizioulas J., metr. Being as Communion: Studies in Personhood and the Church. Crestwood, NY: St Vladimir's Seminary Press, 1997 ( рус . пер . Зизиулас Ин ., митр . Бытие как общение: Очерки о личности и Церви. М., 2006).

Zizioulas John, metr. Person and nature in the Theology of St. Maximus the Confessor // Knowing the Purpose of Everything through the Resurrection. Proceedings of the Symposium on St Maximus the Confessor. Belgrade, 18 - 21 Oct. 2012 / Ed. by Bishop Maxim (Vasiljević). Alhambra, California: Sebastian Press & The Faculty of Orthodox Theology, University of Belgrade, 2013. P. 85-113.

Ware K ., metr . The Human Person as an Icon of the Trinity // Sobornost incorporating Eastern Churches Review. Oxford, 1986. No 8:2. P. 6-23.

Milano A. Persona in teologia. Alle origini del significato di persona nel cristianesimo antico . Edizioni Dehoniane, Napoli , 1984 ( рус . пер . Милано А . Ипостась , Лицо , Личность . Генеалогия понятия в богословии Древней Церкви , 2019).

Staniloae D. Image, Likeness, and Deification in the Human Person / Trans. I. and R. Barringer // Communio. Washington, 1986. No 13. P. 64–83.

Staniloae D. Orthodox Dogmatic Theology. Bucharest, 1978.

Staniloae D. Orthodox Spirituality: A Practical Guide for the Faithful and a Definitive Guide for the Scholar. Bucharest , 1981.

Yannaras Ch. Το Οντολογικόν περιεχόμενον της θεολογικής εννοίας του προσώπου [The Ontological Content of the Theological Notion of Personhood], Athens, 1970.

Анализ и критика

Антонов К.М. (под ред.) Рождение персонализма из духа Нового времени: сборник статей по генеалогии богословского персонализма в России, М., 2018.

Сборник статей включает в себя несколько микроисследований, посвященных проблемам возникновения и формирования персоналистических понятий и связанного с ними подхода в русской мысли, прежде всего богословской. Начинается сборник небольшим циклом исследований, объединенных преимущественно богословским проблемным полем и кругом источников. Вторая часть посвящена философским источникам отечественного персонализма.

Зинковский М., иером. Святоотеческие категории и богословие личности. СПб., 2014.

Чурсанов С.А. Богословские основания социальных наук / С. А. Чурсанов. М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. 200 с.

Сергей Анатольевич Чурсанов, кандидат богословия, а также кандидат философских наук, преподаватель ПСТГУ. Книга посвящена выявлению и систематизированному представлению значения основополагающих разделов православного богословия – триадологии, христологии и антропологии – для христианского понимания человека и межчеловеческих отношений. Таким образом, книга задает одно из базовых направлений развития заинтересованного взаимодействия богословия и светских социальных наук.

Чурсанов С.А. Лицом к лицу. Понятие личности в православном богословии XX века. М., 2014. С. 264.

Работа носит синтетический характер – она направлена на выявление в произведениях православных богословов XX века единого представления о личности, лежащего в основе выражения важнейших догматических учений и формирующего целостный мировоззренческо-методологический подход к решению широкого круга как богословских, так и гуманитарных проблем. Поэтому внимание в данной работе сосредоточено в первую очередь на согласовании тех характеристик личности, которые предлагаются ведущими православными авторами.

Larchet, J.-C . Personne et nature. La Trinité - Le Christ - L'homme. Paris: Cerf, 2011.

Ж.-К. Ларше предлагает обзор предшественников современного персонализма, отмечая вклад Н.А. Бердяева, В.Н. Лосского, прот. Думитру Станилоэ, архим. Софрония Сахарова и констатируя умеренность их концепций. Иначе он оценивает характер персоналистских концепций Яннараса и Зизиуласа: их идеи гораздо более проблематичны по причине своей радикальности, концентрированности и систематичности; они представляют собой своеобразную идеологию, на основе которой предпринимаются попытки переосмысления богословия, антропологии, космологии, экклезиологии и православной духовности и, тем самым, коренного изменения традиционного православного учения и устроения жизни. Под идеологией Ж.-К. Ларше в данном случае понимает некую теоретическую систему, исходящую из какого-либо избранного элемента реальности (как экономика для марксизма или бессознательное для психоанализа) и претендующую на фундаментальное переосмысление всей целостности мировоззрения. Для персонализма таким исключительным элементом реальности, как явствует из самоназвания, служит понятие личности.

Ж.-К. Ларше – православный патролог и богослов. В данной работе автор рассматривает концепт обожения в богословии прп. Максима Исповедника и критически оценивает его истолкование современным православным богословом Иоанном (Зизиуласом), который, по мнению автора, разработал такое толкование прп. Максима, которое сильно подчеркивает значение личности в ущерб значения природы.

Papanikolaou A . Is John Zizioulas an Existentialist in Disguise? Response to Lucian Turcescu // Modern Theology / Ed. by: J. Fodor and B. Cavanaugh. 20: 4 ( October ) 2004. Интернет-доступ:

В этой статье современный православный богослов Аристотель Папаниколау предпринимает попытку защитить митрополита Иоанна (Зизиуласа) от обвинения в ложном истолковании каппадокийцев.


Том, который читатель держит в руках, — из разряда книг, называемых opera posthuma. Грустно замечать это применительно к автору, который был для нас воплощением радостного отношения к жизни, бодрости духа и неистощимой философской мудрости, всегда связанной со способностью удивляться – и тому, что видишь вокруг, и тому, что находишь в архивах и под корешками книг.


Сергей Михайлович Половинкин был профессиональным преподавателем философии в высшей школе. Получив, как и герой многих его исследований священник Павел Флоренский, базовое математическое университетское образование, он закончил аспирантуру кафедры философии естественных факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова.

Обращение к христианской вере в конце 70-х годов было мощным и ярким выходом из серой рутины повседневности. По свидетельству В.Н. Катасонова они прошли катехизацию у священника Валериана Кречетова в приходе Покрова Пресвятой Богородицы села Акулово близ Одинцова. И здесь, опять-таки, они были не одиноки.

Мне тоже удалось порадовать Сергея Михайловича своей находкой – в архиве Богословского института в Париже я нашел письмо вырвавшегося из лагеря турка Ахмета Исхана, донесшего до отца Сергия прощальную весточку от Михаила Новоселова, с которым тот сидел в разных тюрьмах ЧК. Два письма Исхана были опубликованы в подготовленном С.М. томе переписки Флоренского с Новоселовым.

Оптика Половинкина стремится к максимальной прозрачности в подаче материала, чтобы за ним можно было увидеть позицию его героев. В суховатой, подчеркнуто систематической манере изложения, узнается пройденная в юности школа строгой науки, строгого, почти математического описания (что было предметом бесконечных споров с Альбертом Соболевым, для которого персонализм был более выразительным, эстетическим, передающимся в стиле и в характере души, а не в формуле).

Держа в руках эту увесистую книгу, которую вряд ли кто прочтет сразу и до конца, хочется ответить – да, возможен!

[1] Визгин В.П. Трагедия философии глазами Сергея Половинкина // Визгин В.П. Лица и сюжеты русской мысли. М.: ЯСК, 2016. С.270.

Наш проект осуществляется на общественных началах и нуждается в помощи наших читателей. Будем благодарны за помощь проекту:

Комментарии

Сети богословия

Мнение

К 30-летию обретения мощей патриарха Тихона
Святитель Тихон стал патриархом Московским и всея России в самую сложную для нашей Церкви эпоху. Христос обещал, что врата ада не одолеют Его Церковь. Но из истории мы знаем, что отдельные Поместные Церкви прекращали свое существование. Например, такая участь когда-то постигла древнюю Карфагенскую Церквь. Читать дальше

Тема недели: Патриаршество

Новые материалы

Основание и исток новоевропейского персонализма часто видят в теистической религиозной традиции, понимающей Бога как Личность (в христианстве – как Три Личности) и предполагающей личностные взаимоотношения Бога и человека. Особый вклад в развитие персонализма внесло христианское богословие периода тринитарных и христологических споров ( IV - VIII вв.), особенно великие отцы-каппадокийцы, Леонтий Византийский и прп. Максим Исповедник на востоке. На западе идеи развивали Августин, Боэций, а позже – Ришар Сен-Викторский и Фома Аквинский.

Одним из важнейших авторов второй половины XIX – начала XX веков был Г.В. Лейбниц с его учением о монадах – индивидуальных духовных субстанциях. В России неолейбницианскую линию персонализма развивали такие философы как А.А. Козлов, Л.М. Лопатин, Е.А. Бобров, С.А. Аскольдов, Н.О. Лосский. Другой традицией, оказывающей влияние на персонализм, был экзистенциализм, представленный в русской религиозной философии работами Л.И. Шестова, Н.А. Бердяева, отца С. Булгакова. Также персонализмом называл свою философию Л.П. Карсавин.

В XX веке основной вклад в разработку богословского понятия личности внесли русские авторы, работавшие в эмиграции. Особое место среди них занимают труды Вл. Лосского, отличающиеся особым вниманием к личностной проблематике и последовательной её разработкой. Заданная Лосским парадигма была усвоена, переработана и продолжена современным греческим богословом митр. Иоанном (Зизиуласом). Его интерпретация понятия личности значительно отличается от предложенной Лосским.

Сегодня ведущим богословом, работающим в персоналистской парадигме, является греческий богослов митр. Иоанн (Зизиулас). Другие авторы, так или иначе разрабатывавшие персоналистскую проблематику, – о. Георгий Флоровский, о. Иоанн Мейендорф, архим. Сафроний (Сахаров), о. Думитру Станилоэ. Из современных авторов эти идеи развивают мит. Каллист (Уэр), С.С. Хоружий, Х. Яннарас, о. Андреа Милано.

Основные источники

Zizioulas J., metr. Being as Communion: Studies in Personhood and the Church. Crestwood, NY: St Vladimir's Seminary Press, 1997 ( рус . пер . Зизиулас Ин ., митр . Бытие как общение: Очерки о личности и Церви. М., 2006).

Zizioulas John, metr. Person and nature in the Theology of St. Maximus the Confessor // Knowing the Purpose of Everything through the Resurrection. Proceedings of the Symposium on St Maximus the Confessor. Belgrade, 18 - 21 Oct. 2012 / Ed. by Bishop Maxim (Vasiljević). Alhambra, California: Sebastian Press & The Faculty of Orthodox Theology, University of Belgrade, 2013. P. 85-113.

Ware K ., metr . The Human Person as an Icon of the Trinity // Sobornost incorporating Eastern Churches Review. Oxford, 1986. No 8:2. P. 6-23.

Milano A. Persona in teologia. Alle origini del significato di persona nel cristianesimo antico . Edizioni Dehoniane, Napoli , 1984 ( рус . пер . Милано А . Ипостась , Лицо , Личность . Генеалогия понятия в богословии Древней Церкви , 2019).

Staniloae D. Image, Likeness, and Deification in the Human Person / Trans. I. and R. Barringer // Communio. Washington, 1986. No 13. P. 64–83.

Staniloae D. Orthodox Dogmatic Theology. Bucharest, 1978.

Staniloae D. Orthodox Spirituality: A Practical Guide for the Faithful and a Definitive Guide for the Scholar. Bucharest , 1981.

Yannaras Ch. Το Οντολογικόν περιεχόμενον της θεολογικής εννοίας του προσώπου [The Ontological Content of the Theological Notion of Personhood], Athens, 1970.

Анализ и критика

Антонов К.М. (под ред.) Рождение персонализма из духа Нового времени: сборник статей по генеалогии богословского персонализма в России, М., 2018.

Сборник статей включает в себя несколько микроисследований, посвященных проблемам возникновения и формирования персоналистических понятий и связанного с ними подхода в русской мысли, прежде всего богословской. Начинается сборник небольшим циклом исследований, объединенных преимущественно богословским проблемным полем и кругом источников. Вторая часть посвящена философским источникам отечественного персонализма.

Зинковский М., иером. Святоотеческие категории и богословие личности. СПб., 2014.

Чурсанов С.А. Богословские основания социальных наук / С. А. Чурсанов. М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. 200 с.

Сергей Анатольевич Чурсанов, кандидат богословия, а также кандидат философских наук, преподаватель ПСТГУ. Книга посвящена выявлению и систематизированному представлению значения основополагающих разделов православного богословия – триадологии, христологии и антропологии – для христианского понимания человека и межчеловеческих отношений. Таким образом, книга задает одно из базовых направлений развития заинтересованного взаимодействия богословия и светских социальных наук.

Чурсанов С.А. Лицом к лицу. Понятие личности в православном богословии XX века. М., 2014. С. 264.

Работа носит синтетический характер – она направлена на выявление в произведениях православных богословов XX века единого представления о личности, лежащего в основе выражения важнейших догматических учений и формирующего целостный мировоззренческо-методологический подход к решению широкого круга как богословских, так и гуманитарных проблем. Поэтому внимание в данной работе сосредоточено в первую очередь на согласовании тех характеристик личности, которые предлагаются ведущими православными авторами.

Larchet, J.-C . Personne et nature. La Trinité - Le Christ - L'homme. Paris: Cerf, 2011.

Ж.-К. Ларше предлагает обзор предшественников современного персонализма, отмечая вклад Н.А. Бердяева, В.Н. Лосского, прот. Думитру Станилоэ, архим. Софрония Сахарова и констатируя умеренность их концепций. Иначе он оценивает характер персоналистских концепций Яннараса и Зизиуласа: их идеи гораздо более проблематичны по причине своей радикальности, концентрированности и систематичности; они представляют собой своеобразную идеологию, на основе которой предпринимаются попытки переосмысления богословия, антропологии, космологии, экклезиологии и православной духовности и, тем самым, коренного изменения традиционного православного учения и устроения жизни. Под идеологией Ж.-К. Ларше в данном случае понимает некую теоретическую систему, исходящую из какого-либо избранного элемента реальности (как экономика для марксизма или бессознательное для психоанализа) и претендующую на фундаментальное переосмысление всей целостности мировоззрения. Для персонализма таким исключительным элементом реальности, как явствует из самоназвания, служит понятие личности.

Ж.-К. Ларше – православный патролог и богослов. В данной работе автор рассматривает концепт обожения в богословии прп. Максима Исповедника и критически оценивает его истолкование современным православным богословом Иоанном (Зизиуласом), который, по мнению автора, разработал такое толкование прп. Максима, которое сильно подчеркивает значение личности в ущерб значения природы.

Papanikolaou A . Is John Zizioulas an Existentialist in Disguise? Response to Lucian Turcescu // Modern Theology / Ed. by: J. Fodor and B. Cavanaugh. 20: 4 ( October ) 2004. Интернет-доступ:

В этой статье современный православный богослов Аристотель Папаниколау предпринимает попытку защитить митрополита Иоанна (Зизиуласа) от обвинения в ложном истолковании каппадокийцев.

По уверению Мунье и других философов-персоналистов, персонализм — это не философская школа и не система; это, скорее, умонастроение, жизненная позиция. Как пишет Мунье, можно быть одновременно кантианцем и персоналистом, можно быть социалистом и персоналистом, можно быть христианином и персоналистом. Персонализм — это просто переоценка ценностей, показ того факта, что именно человеческая личность лежит в основе всех поисков, всех философских и социальных устремлений. Создание персонализма сам Мунье, так же, как и Шелер, откровенно связывает с кризисом, который поразил Европу в 20—30-е годы, когда в воздухе носилось предчувствие войны. Работы непосредственно послевоенного периода являются также попыткой осмыслить катастрофу, которая постигла Европу.



Итак, главной задачей для персонализма является не человек вообще, не даже личность как некоторое познающее Я, как это было у Фихте, не познающий субъект, а реальная, конкретная и, главное, целостная личность, состоящая из души и тела и способная познавать, чувствовать, любить, творить, работать и лениться, со всеми ее многообразными проявлениями. Поэтому личность, в которой пересекаются все слои бытия — и духовный, и материальный — оказывается онтологичной. Личность должна быть вписана в некоторое бытие, она не может быть замкнута сама на себя, она должна быть возведена к некоему личному началу, объединяющему все личности, т. е. к Богу. Истоки каждого человека как личности находятся в том, что человек есть образ и подобие Божие, творение Божие. Именно поэтому человек есть личность.

Персоналисты не строили последовательной философской системы, поэтому у них трудно найти какую-то разработанную онтологию, гносеологию и т.п. Но тем не менее, если мы говорили, что в начале онтологии стоит личность — Личность Бога или личность человека, то в отношении гносеологии персоналисты (прежде всего Лакруа) разрабатывали теорию верования. Теория верования гласит, что в познании человека главную роль играет вера, и чтобы отличить ее от религиозной веры, персоналисты называют ее верованием. Анализ любого познавательного человеческого акта показывает, что он невозможен без огромного количества верований: человек верит аксиоме, собеседнику или автору книгу. Таким образом, разум оказывается небольшим частным случаем верования, более широкого гносеологического начала в человеке. Человек есть прежде всего существо верующее, а разум есть лишь некоторая проясняющая вера. Даже тот факт, что человек может во всем сомневаться, по мнению Лакруа, показывает, что человек независим. Само наличие сомнения показывает свободу человека, его онтологическую независимость, и эта онтологическая независимость показывает приобщенность его к некоему иному бытию, к Богу. Поэтому сомнение опять же оказывается включенным в более широкий контекст, в контекст верования. Открывая себя в сомнении, пишет Лакруа, я открываю Бога. Любое познание всегда есть соединение веры и разума, поэтому наука не может дать абсолютного знания. Наука есть лишь частный случай того широкого знания, которое дается человеку в его вере. Поэтому часто возникают и различные научные теории, и вообще многие персоналисты по отношению к критерию научного познания склонялись к конвенционализму, т. е. учению о согласии, по которому истины науки являются истинами постольку, поскольку люди договорились считать их таковыми. Но истина содержится только в Боге, поэтому в основе любого верования всегда лежит вера в Бога. Поэтому же нельзя и доказать бытие Бога, ибо разум всегда погружен в стихию веры, в стихию верования, и по уверению Лакруа, любое доказательство бытия Бога предполагает уже веру в Бога. Эта мысль достаточно хорошо высказана в лекциях о доказательствах бытия Бога Кудрявцева-Платонова, профессора Московской Духовной Академии конца XIX в. Чтобы прийти к Богу, чтобы доказать бытие Бога, надо исходить из него, совершенно справедливо утверждает Лакруа.

Персонализм как философское течение оказался близким достаточно большому числу православных людей, особенно живущим на Западе. В отличие от нас, отгороженных железным занавесом, они имели возможность читать работы разных философов. Такой человек и мыслитель, как В.Н. Лосский, считал себя персоналистом в философии. Некоторые возводят его отца, Н.О. Лосского, к родоначальникам персонализма наряду с Н.Бердяевым и Л.Шестовым.

Персонализм, являясь некоторым философским направлением, не разрабатывает свою школу, поэтому многие философы считают себя одновременно и персоналистами, и экзистенциалистами. Такова особенность многих современных философских направлений. Мы наблюдали слияние экзистенциализма и психоанализа, экзистенциализма и марксизма, психоанализа и марксизма, феноменологии и философии жизни. Философия XX в. оказывается очень и очень многогранной. К сожалению, в нашем курсе нам не удалось рассмотреть множество других философских школ. Мы рассмотрели только наиболее важные, наиболее значимые, оказавшие наиболее сильное влияние на судьбы современного мира и проявившиеся в мировоззрении возможно большего числа людей.

По уверению Мунье и других философов-персоналистов, персонализм — это не философская школа и не система; это, скорее, умонастроение, жизненная позиция. Как пишет Мунье, можно быть одновременно кантианцем и персоналистом, можно быть социалистом и персоналистом, можно быть христианином и персоналистом. Персонализм — это просто переоценка ценностей, показ того факта, что именно человеческая личность лежит в основе всех поисков, всех философских и социальных устремлений. Создание персонализма сам Мунье, так же, как и Шелер, откровенно связывает с кризисом, который поразил Европу в 20—30-е годы, когда в воздухе носилось предчувствие войны. Работы непосредственно послевоенного периода являются также попыткой осмыслить катастрофу, которая постигла Европу.

Итак, главной задачей для персонализма является не человек вообще, не даже личность как некоторое познающее Я, как это было у Фихте, не познающий субъект, а реальная, конкретная и, главное, целостная личность, состоящая из души и тела и способная познавать, чувствовать, любить, творить, работать и лениться, со всеми ее многообразными проявлениями. Поэтому личность, в которой пересекаются все слои бытия — и духовный, и материальный — оказывается онтологичной. Личность должна быть вписана в некоторое бытие, она не может быть замкнута сама на себя, она должна быть возведена к некоему личному началу, объединяющему все личности, т. е. к Богу. Истоки каждого человека как личности находятся в том, что человек есть образ и подобие Божие, творение Божие. Именно поэтому человек есть личность.

Персоналисты не строили последовательной философской системы, поэтому у них трудно найти какую-то разработанную онтологию, гносеологию и т.п. Но тем не менее, если мы говорили, что в начале онтологии стоит личность — Личность Бога или личность человека, то в отношении гносеологии персоналисты (прежде всего Лакруа) разрабатывали теорию верования. Теория верования гласит, что в познании человека главную роль играет вера, и чтобы отличить ее от религиозной веры, персоналисты называют ее верованием. Анализ любого познавательного человеческого акта показывает, что он невозможен без огромного количества верований: человек верит аксиоме, собеседнику или автору книгу. Таким образом, разум оказывается небольшим частным случаем верования, более широкого гносеологического начала в человеке. Человек есть прежде всего существо верующее, а разум есть лишь некоторая проясняющая вера. Даже тот факт, что человек может во всем сомневаться, по мнению Лакруа, показывает, что человек независим. Само наличие сомнения показывает свободу человека, его онтологическую независимость, и эта онтологическая независимость показывает приобщенность его к некоему иному бытию, к Богу. Поэтому сомнение опять же оказывается включенным в более широкий контекст, в контекст верования. Открывая себя в сомнении, пишет Лакруа, я открываю Бога. Любое познание всегда есть соединение веры и разума, поэтому наука не может дать абсолютного знания. Наука есть лишь частный случай того широкого знания, которое дается человеку в его вере. Поэтому часто возникают и различные научные теории, и вообще многие персоналисты по отношению к критерию научного познания склонялись к конвенционализму, т. е. учению о согласии, по которому истины науки являются истинами постольку, поскольку люди договорились считать их таковыми. Но истина содержится только в Боге, поэтому в основе любого верования всегда лежит вера в Бога. Поэтому же нельзя и доказать бытие Бога, ибо разум всегда погружен в стихию веры, в стихию верования, и по уверению Лакруа, любое доказательство бытия Бога предполагает уже веру в Бога. Эта мысль достаточно хорошо высказана в лекциях о доказательствах бытия Бога Кудрявцева-Платонова, профессора Московской Духовной Академии конца XIX в. Чтобы прийти к Богу, чтобы доказать бытие Бога, надо исходить из него, совершенно справедливо утверждает Лакруа.

Персонализм как философское течение оказался близким достаточно большому числу православных людей, особенно живущим на Западе. В отличие от нас, отгороженных железным занавесом, они имели возможность читать работы разных философов. Такой человек и мыслитель, как В.Н. Лосский, считал себя персоналистом в философии. Некоторые возводят его отца, Н.О. Лосского, к родоначальникам персонализма наряду с Н.Бердяевым и Л.Шестовым.

Персонализм, являясь некоторым философским направлением, не разрабатывает свою школу, поэтому многие философы считают себя одновременно и персоналистами, и экзистенциалистами. Такова особенность многих современных философских направлений. Мы наблюдали слияние экзистенциализма и психоанализа, экзистенциализма и марксизма, психоанализа и марксизма, феноменологии и философии жизни. Философия XX в. оказывается очень и очень многогранной. К сожалению, в нашем курсе нам не удалось рассмотреть множество других философских школ. Мы рассмотрели только наиболее важные, наиболее значимые, оказавшие наиболее сильное влияние на судьбы современного мира и проявившиеся в мировоззрении возможно большего числа людей.

Читайте также: