Периодизация в штерна кратко

Обновлено: 01.07.2024

На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Понятие о психическом развитии. Возрастная периодизация и основные теории психического развития

Понятие о психическом развитии. Возрастная периодизация и основные теории психического развития
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология

Общие подходы к проблеме психического развития
Есть две различные точки зрения на процесс развития ребенка. Согласно одной из них этот процесс непрерывен, согласно другой - дискретен.
Согласно теории непрерывного развития, развитие идет не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь, поэтому каких-либо четких границ, отделяющих один этап развития от другого, не существует.
Согласно теории дискретного развития, развитие идет неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь, и это дает основание для выделения стадий или этапов в развитии, качественно отличающихся друг от друга. На каждой стадии существует какой-либо главный, ведущий фактор, определяющий собой процесс развития на этой стадии.
Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются наиболее важными, существенными сторонами детского развития в каждый рассматриваемый период. Л. С. Выготский различал три группы периодизаций такого типа: по внешнему критерию, по одному внутреннему, непосредственно связанному с развитием, признаку и по нескольким внутренним признакам детского развития.


1. Периодизации детского развития по внешнему критерию

Периодизации этого типа построены на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить:


1.1. Периодизация В. Штерна


В. Штерн - один из сторонников теории рекапитуляции, перенесшей в возрастную психологию биогенетический закон Геккеля. Согласно этой позиции, онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. Поэтому процесс индивидуального развития ребенка В. Штерн представляет как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества.
Согласно В. Штерну, ребенок в первые месяцы младенческого периода с еще неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением находится на стадии млекопитающего. Во втором полугодии благодаря развитию схватывания предметов и подражанию он достигает стадии высшего млекопитающего - обезьяны. В дальнейшем, овладев вертикальной походкой и речью, ребенок достигает начальных ступеней человеческого состояния. В первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов. Начиная с поступления в школу, ребенок усваивает человеческую культуру. В первые школьные годы детское развитие, по мнению В. Штерна, соответствует развитию человека античного и ветхозаветного мира. Средний школьный возраст носит черты фанатизма христианской культуры, пубертатный возраст В. Штерн называет возрастом просвещения, и только в периоде зрелости человек поднимается до уровня культуры Нового времени.


1.2. Периодизация С. Холла


1.3. Периодизация Р. Заззо


В периодизации Р. Заззо этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. После стадии раннего детства (до 3 лет) начинается стадия дошкольного возраста (3-6 лет), основное содержание которой составляет воспитание в семье или дошкольном учреждении. Далее следуют стадия начального школьного образования (6-12 лет), на которой ребенок приобретает основные интеллектуальные навыки; стадия обучения в средней школе (12-16 лет), когда он получает общее образование; позже - стадия высшего или университетского образования.
Так как развитие и воспитание взаимосвязаны, а структура образования создана на базе большого практического опыта, границы периодов, установленных по педагогическому принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитии.


1.4. Периодизация А. В. Петровского


В периодизации А. В. Петровского в качестве внешнего критерия, определяющего процесс детского развития, выступают различные социальные группы, с которыми ребенок вступает во взаимодействие по мере своего взросления. Наиболее значима для ребенка, по сравнению с остальными, референтная группа, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения. На каждом возрастном этапе ребенок включается в новую референтную группу. Сначала это семья, потом группа детского сада, школьный класс и неформальные подростковые объединения. Для любой такой группы характерна своя деятельность и особый стиль общения. Деятельностно-опосредованные взаимоотношения ребенка с группой являются фактором формирования личности ребенка.


2. Периодизации детского развития по внутреннему критерию


В этой группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например развитие костных тканей у П. П. Блонского, развитие детской сексуальности у З. Фрейда, развитие морального сознания у Л. Колберга и т. п.


2.1. Периодизация П. П. Блонского


П. П. Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак - появление и смена зубов. Поэтому детство делится на три эпохи: беззубое детство (от рождения до 8 месяцев), детство молочных зубов (примерно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).


2.2. Периодизация З. Фрейда


2.3. Периодизация Л. Колберга


2.4. Периодизация Ж. Пиаже


3. Периодизации детского развития по совокупности внутренних критериев


В третьей группе периодизаций предпринята попытка выделить периоды психического развития ребенка на основе существенных особенностей этого развития. Это периодизации Э. Эриксона, Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина.


3.1. Периодизация Э. Эриксона


3.2. Периодизация Л. С. Выготского


3.3. Периодизация А. Н. Леонтьева


В основе периодизации А. Н. Леонтьева лежит ведущий вид деятельности, он описывает:
1) младенчество с непосредственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого;
2) раннее детство с предметной деятельностью;
3) дошкольное детство с игрой;
4) школьный возраст с учением;
5) подростковый возраст с общественно полезной деятельностью и общением со сверстниками;
6) юношеский с учебно-профессиональной деятельностью.


3.4. Периодизация Д. Б. Эльконина


Периодизация Д. Б. Эльконина - наиболее распространенная в отечественной психологии. Даниил Борисович Эльконин развил представления Л. С. Выготского о детском развитии и предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев: 1) социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях; 2) ведущий тип деятельности; 3) основные новообразования развития; 4) кризис. В детском развитии Д. Б. Элькониным были выделены три основных периода. Рассматривая каждый период как состоящий из двух стадий, Д. Б. Эльконин считал, что на первой стадии осуществляются изменения потребностно-мотивационной сферы личности, а на второй происходит освоение операционально-технической (интеллектуальной) сферы. Им был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности на каждом этапе: за деятельностью одного типа, ориентирующей субъекта в системе отношений между людьми, в нормах и правилах взаимодействия в социуме, обязательно следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Границами возрастов служат кризисы - переломные моменты в развитии ребенка.


3.5. Периодизация В. И. Слободчикова

Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются наиболее важными, существенными сторонами детского развития в каждый рассматриваемый период. Л.С. Выготский различал три группы периодизаций такого типа: по внешнему критерию, по одному внутреннему признаку и по нескольким внутренним признакам детского развития.

Периодизации детского развития по внешнему критерию.

Периодизации этого типа построены на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу (периодизация Штерна), или более поздние периодизации, основанные на ступенях воспитания и обучения детей (периодизации Р.Заззо, А.В.Петровского).

В. Штерн - один из сторонников теории рекапитуляции, перенесшей в возрастную психологию биогенетический закон Геккеля. Согласно этой позиции, онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. Поэтому процесс индивидуального развития ребенка Штерн представляет как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества.

Согласно В. Штерну, ребенок в первые месяцы младенческого периода с еще неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением находится на стадии млекопитающего. Во втором полугодии благодаря развитию схватывания предметов и подражанию, он достигает стадии высшего млекопитающего — обезьяны. В дальнейшем, овладев вертикальной походкой и речью, ребенок достигает начальных ступеней человеческого состояния. В первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов. Начиная с поступления в школу, ребенок усваивает человеческую культуру. В первые школьные годы детское развитие, по мнению Штерна, соответствует развитию человека античного и ветхозаветного мира. Средний школьный возраст носит черты фанатизма христианской культуры, пубертатный возраст Штерн называет возрастом просвещения и только в периоде зрелости человек поднимается до уровня культуры Нового времени.

Периодизация Р. Заззо.

Еще один пример — периодизация Рене Заззо. В ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. После стадии раннего детства (до 3 лет) начинается стадия дошкольного возраста (3-6 лет), основное содержание которой составляет воспитание в семье или дошкольном учреждении. Далее следуют стадия начального школьного образования (6—12 лет), на которой ребенок приобретает основные интеллектуальные навыки; стадия обучения в средней школе (12-16 лет), когда он получает общее образование; и позже — стадия высшего или университетского образования.

Так как развитие и воспитание взаимосвязаны, и структура образования создана на базе большого практического опыта, границы периодов, установленных по педагогическому принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитии.

Периодизация А.В. Петровского.

В периодизации Артура Владимировича Петровского в качестве внешнего критерия, определяющего процесс детского развития, выступают различные социальные группы, с которыми ребенок вступает во взаимодействие по мере своего взросления.

Формирование личности ребенка определяется, по Петровскому, особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы. Референтная группа наиболее значима для ребенка по сравнению с остальными, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения.

На каждом возрастном этапе ребенок включается в новую социальную группу, которая становится для него референтной. Сначала это семья, потом группа детского сада, школьный класс и неформальные подростковые объединения. Для любой такой группы характерна своя деятельность и особый стиль общения. Деятельностно-опосредованные взаимоотношения ребенка с группой, по Петровскому, являются тем фактором, который участвует в формировании личности ребенка.

5.Периодизации возрастного развития второй группы (П.П. Блонский, З. Фрейд, Л. Колберг)

Периодизации детского развития по внутреннему критерию.

В этой группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например, развитие костных тканей у П.П.Блонского, развитие детской сексуальности у 3.Фрейда, развитие морального сознания у Л.Колберга.

Периодизация П.П. Блонского.

Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак — появление и смену зубов. Детство делится поэтому на три эпохи: беззубое детство (от рождения до 8 месяцев), детство молочных зубов (примерно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).

Периодизация З. Фрейда.

Зигмунд Фрейд считал главным двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, по Фрейду, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации.

Стадии развития детской сексуальности определяются, по Фрейду, смещением эрогенных зон — тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие.

Периодизация Л. Колберга.

Примером частной периодизации, отражающей отдельные стороны детского развития, являются представления Лоренса Колберга о становлении морального сознания ребенка.

Л. Колберг рассматривает развитие морального сознания как последовательный прогрессивный процесс, выделяя в нем 6 стадий развития, объединяющихся в три уровня.

Второй уровень — конвенциональная мораль (конвенция – договоренность, соглашение). Источник моральных предписаний для ребенка остается внешним. Но он уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми. Ориентация в своем поведении на оправдание ожиданий и одобрение других характерна для 3 стадии, на авторитет — для 4. Этим определяется неустойчивость поведения ребенка, зависимость от внешних влияний.

Все дошкольники и большинство семилетних детей (примерно 70%) находятся на доморальном уровне развития. Этот низший уровень развития морального сознания сохраняется у части детей и позже — у 30% в 10 лет и 10% в 13-16 лет.

Многие дети к 13 годам решают моральные проблемы на втором уровне, им присуща конвенциональная мораль. Развитие высшего уровня морального сознания связано с развитием интеллекта: осознанные моральные принципы не могут появиться раньше подросткового возраста, когда формируется логическое мышление.

Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии ребенка на протяжении детства, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту

Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются наиболее важными, существенными сторонами детского развития в каждый рассматриваемый период. Л.С. Выготский различал три группы периодизаций такого типа: по внешнему критерию, по одному внутреннему признаку и по нескольким внутренним признакам детского развития.

Периодизации детского развития по внешнему критерию.

Периодизации этого типа построены на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу (периодизация Штерна), или более поздние периодизации, основанные на ступенях воспитания и обучения детей (периодизации Р.Заззо, А.В.Петровского).

В. Штерн - один из сторонников теории рекапитуляции, перенесшей в возрастную психологию биогенетический закон Геккеля. Согласно этой позиции, онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. Поэтому процесс индивидуального развития ребенка Штерн представляет как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества.

Согласно В. Штерну, ребенок в первые месяцы младенческого периода с еще неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением находится на стадии млекопитающего. Во втором полугодии благодаря развитию схватывания предметов и подражанию, он достигает стадии высшего млекопитающего — обезьяны. В дальнейшем, овладев вертикальной походкой и речью, ребенок достигает начальных ступеней человеческого состояния. В первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов. Начиная с поступления в школу, ребенок усваивает человеческую культуру. В первые школьные годы детское развитие, по мнению Штерна, соответствует развитию человека античного и ветхозаветного мира. Средний школьный возраст носит черты фанатизма христианской культуры, пубертатный возраст Штерн называет возрастом просвещения и только в периоде зрелости человек поднимается до уровня культуры Нового времени.

Периодизация Р. Заззо.

Еще один пример — периодизация Рене Заззо. В ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. После стадии раннего детства (до 3 лет) начинается стадия дошкольного возраста (3-6 лет), основное содержание которой составляет воспитание в семье или дошкольном учреждении. Далее следуют стадия начального школьного образования (6—12 лет), на которой ребенок приобретает основные интеллектуальные навыки; стадия обучения в средней школе (12-16 лет), когда он получает общее образование; и позже — стадия высшего или университетского образования.

Так как развитие и воспитание взаимосвязаны, и структура образования создана на базе большого практического опыта, границы периодов, установленных по педагогическому принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитии.

Периодизация А.В. Петровского.

В периодизации Артура Владимировича Петровского в качестве внешнего критерия, определяющего процесс детского развития, выступают различные социальные группы, с которыми ребенок вступает во взаимодействие по мере своего взросления.

Формирование личности ребенка определяется, по Петровскому, особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы. Референтная группа наиболее значима для ребенка по сравнению с остальными, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения.

На каждом возрастном этапе ребенок включается в новую социальную группу, которая становится для него референтной. Сначала это семья, потом группа детского сада, школьный класс и неформальные подростковые объединения. Для любой такой группы характерна своя деятельность и особый стиль общения. Деятельностно-опосредованные взаимоотношения ребенка с группой, по Петровскому, являются тем фактором, который участвует в формировании личности ребенка.

5.Периодизации возрастного развития второй группы (П.П. Блонский, З. Фрейд, Л. Колберг)

Периодизации детского развития по внутреннему критерию.

В этой группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например, развитие костных тканей у П.П.Блонского, развитие детской сексуальности у 3.Фрейда, развитие морального сознания у Л.Колберга.

Периодизация П.П. Блонского.

Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак — появление и смену зубов. Детство делится поэтому на три эпохи: беззубое детство (от рождения до 8 месяцев), детство молочных зубов (примерно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).

Периодизация З. Фрейда.

Зигмунд Фрейд считал главным двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, по Фрейду, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации.

Стадии развития детской сексуальности определяются, по Фрейду, смещением эрогенных зон — тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие.

Периодизация Л. Колберга.

Примером частной периодизации, отражающей отдельные стороны детского развития, являются представления Лоренса Колберга о становлении морального сознания ребенка.

Л. Колберг рассматривает развитие морального сознания как последовательный прогрессивный процесс, выделяя в нем 6 стадий развития, объединяющихся в три уровня.

Второй уровень — конвенциональная мораль (конвенция – договоренность, соглашение). Источник моральных предписаний для ребенка остается внешним. Но он уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми. Ориентация в своем поведении на оправдание ожиданий и одобрение других характерна для 3 стадии, на авторитет — для 4. Этим определяется неустойчивость поведения ребенка, зависимость от внешних влияний.

Все дошкольники и большинство семилетних детей (примерно 70%) находятся на доморальном уровне развития. Этот низший уровень развития морального сознания сохраняется у части детей и позже — у 30% в 10 лет и 10% в 13-16 лет.

Многие дети к 13 годам решают моральные проблемы на втором уровне, им присуща конвенциональная мораль. Развитие высшего уровня морального сознания связано с развитием интеллекта: осознанные моральные принципы не могут появиться раньше подросткового возраста, когда формируется логическое мышление.

Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии ребенка на протяжении детства, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Немецкий психолог и философ Вильям Штерн предложил теорию конвергенции (она же теория двух факторов), в которой делалась попытка снять односторонность крайних точек зрения на предмет. Эти крайние точки зрения иногда называются преформизм (нативизм) и сенсуализм (эмпиризм). В первой предопределяющее значение в психическом развитии придавалось внутренним условиям - фактору наследственности. Во второй - внешним условиям.

Теория конвергенции В. Штерна

Штерн рассматривал среду как фактор, ускоряющий или тормозящий реализацию наследственно предопределенных свойств и особенностей психики. Психическое развитие в теории конвергенции сводится к внутреннему созреванию заложенных в организме свойств. Внешней среде придается лишь роль катализатора, фактора, который может ускорить или замедлить темп развития, но не вносящего ничего качественно нового в психическое развитие.

Штерн анализирует конвергенцию внешнего фактора и внутреннего на примере игры. Он выделил содержание и форму игровой деятельности, доказывая, что форма является неизменной и связана с врожденными качествами, для упражнения которых создана игра. В то же время содержание задается средой, помогая ребенку понять, в какой конкретно деятельности он может реализовать заложенные в нем качества.

Штерн предложил свою схему периодизации детского развития, в основу которой заложил как теорию конвергенции, так и биогенетическую концепцию (в онтогенезе как бы повторяется филогенез).

Когда человек впервые появляется на свет, то есть вступает в контакт с окружающим миром, его потенциал в этот момент не определен. Еще несколько лет ребенок не будет себя осознавать, понимание своих способностей и склонностей происходит еще позже. Окружающая среда, и в первую очередь социум, постепенно помогает ребенку осознать себя и свои особенности. Она помогает осознавать свой внутренний мир, придает ему четкую, оформленную и осознанную структуру. При этом ребёнок старается взять из среды все то, что соответствует его потенциальным склонностям, ставя барьер на пути тех влияний, которые противоречат его внутренним наклонностям.

Штерн утверждал, что существует не только общая для всех детей определенного возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая конкретного ребёнка. В числе важных индивидуальных свойств он называл индивидуальные темпы психического развития, которые проявляются в скорости обучения.

В. Штерн, как и многие другие ученые того времени, был сторонником концепции рекапитуляции:

- содержание античного и ветхозаветного мира наиболее адекватно первым школьным годам;

- средние годы носят черты фанатизма христианской культуры;

- в периоде зрелости достигается духовная дифференциация, соответствующая состоянию культуры нового времени (этап просвещения).

4. Теория развития В.Штерна. Современное продолжение двухфакторных исследований развития в психогенетике.

Штерн считал, что потенциальные возможности ребенка при рождении достаточно неопределенны, он сам еще не осознает себя и свои склонности. доказывал, что существует не только общая для всех детей определенного возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая данного конкретного ребенка. Он также был одним из инициаторов экспериментального исследования детей, тестирования и, в частности, усовершенствовал способы измерения интеллекта детей, предложенные А. Бине, предложив измерять не умственный возраст, по коэффициент умственного развития (IQ).

Теория конвергенции: Психическое развитие — результат конвергенции (схождение, сближение) внутренних задатков с внешними условиями жизни.

Рассматривал варианты развития одаренных детей: несоответствие генетических данных и среды — интроцепция (если ребенку навязывают темп развития, то возникает напряжение; пример: ребенок не хочет убирать игрушки). Эти напряжения дают толчок росту сознания и самосознания.

Процесс развития обусловлен биологически наследуемыми и средовыми факторами.

Штерн был сторонником концепции рекапитуляции (ход человеческого развития включает повторение стадий развития эволюционных предков).

Начальная школа – античность, ветхозаветный мир (овладение высокими социальными понятиями);

Средняя школа — черты фанатизма христианской культуры (еще и возраст просвещения);

Период зрелости — состояние культуры Нового времени (духовная стадия).

Значение теории: объясняет закономерности развития; заложены основы генетики поведения.

Читайте также: