Достоевский и петербург кратко

Обновлено: 03.07.2024

Литературный путь москвича Достоевского начался в 16 лет в Петербурге. Как и многие другие молодые люди Федор приехал учиться, но не особо тяготел к инженерному делу, а все дальше и дальше углублялся в мир писателей и поэтов. К слову сказать, Достоевский практически наизусть читал Пушкина, цитировал Гёте, Лермонтова и Гоголя. И с последнего, по исследованиям некоторых знатоков,поначалу брал пример в письме.

Петербург то и стал знаковым в становлении Достоевского: тут он провел свою молодость, раскрылся как писатель, достиг головокружительного успеха, но так же тут он прожил множество трагических переживаний и утрат.

Петербург Достоевского- феномен, достойный изучения и созерцания. Часто город на Неве выступал в качестве фона в произведениях писателя, но еще чаще сам становился действующим лицом и не отпускал, терзал, давил, но был обожаем. Пожалуй, этот город- лучшая декорация в произведениях Достоевского. Сейчас трудно найти места в городе, которое бы не встречалось в "Преступлении и наказании", "Идиоте" или еще в каком. У Федора Михайловича в Северной столице есть любимое место, любимая погода, время года. И как ни странно это не лето, лето он люто ненавидел, а вот осень была его музой и по-настоящему вдохновляла. По словам автора, именно осень- это начало чего- то нового: нового года, новых людей, новых творений, особенно если осень выдалась ненастной и дождливой.

А все чаще просматриваются таинственные набережные города, каналы, Нева. Водная стихия еще больше добавляет мрачности в город Достоевского. Иногда даже в описаниях взаимодействия города с человеком Достоевский доходил до абсурда, но возможно за это мы любим его произведения, за это мы любим их автора.

Федор Достоевский много лет провел в городе Петербург. Здесь он прославился как писатель, достиг колоссального успеха, пережил не одну трагедию. Он использует образ города во многих шедеврах. Иногда город становится главным действующим лицом, в некоторых произведениях он выступает в роли фона. Практически каждое творение автора рассказывает об определенных местах, улицах, дорогах.

Петербург Достоевского кратко – это скопление больных, нищих, обездоленных людей, воров, преступников. Каждая улица в описании указывает на низкий социальный уровень жизни граждан. Подворотни автор изображает грязными, небо – свинцово-серым. В романе дворы писатель сравнивает с колодцами, которые давят на людей своей убогостью.

Петербург Достоевского кратко

Писатель и его город – Достоевский и Петербург

Современники характеризовали Питер как роскошный, элитный город с величественными замками, фонтанами. Федор Михайлович использует противоположное описание:

  • Образ Петербурга в произведениях Достоевского проявляется во многих эпизодах. Раскольников живет в душной каморке, потолок низкий, обои отстали. В масштабном понимании автор романа указывает на Петербург в целом;
  • Петербург Достоевского – это давящее чувство тоски, теснота, недостаток пространства. Человек ощущает себя одиноким среди сотен спешащих жителей;
  • Создатель романа отмечает нездоровое любопытство к трагедиям, проблемам других людей. Персонажи злорадствуют, не доверяют, подозревают друг друга. Мир для них безысходный, мрачный. Духовное одиночество приводит к потере моральных ценностей;
  • В отличие от других писателей, Достоевский о Санкт-Петербурге отзывается с негативной стороны. Роман рассказывает о реальной жизни простых граждан, пьянстве, нищете, презрении между людьми. Писатель изображает Питер равнодушным, холодным, озлобленным;
  • Достоевский окружает Сенную площадь мрачными закоулками, тоскливыми улочками. Для определения Екатерининского канала он использует слово канава. При описании переполненного рынка автор отмечает грязь, суету, скопление народа;
  • Раскольников становится отражением города. Его размышления объясняются избытком негативных факторов вокруг. Герой смотрит на жизнь людей, основанную на пошлости, позоре, оскорблениях. Он начинает верить, что убийство не будет грехом. Это возможность помочь другим выбраться из нищеты.

Достоевский о Питере – отношение Достоевского к Петербургу

Писатель не описывает красивые стороны города – яркие цветы возле архитектурных шедевров, безмятежные дворы богатых домов. Он выбирает другой образ, наполненный разочарованиями, тоской. Примеры описания Петербурга показывают всю сложность, мрачность бытия:

  • Раскольников, прогуливаясь по помосту, получает удары плетью от управляющего повозкой. Жители раздражительные, озлобленные, готовы в любой момент нанести удар;
  • Жизнь человека в Питере ничего не стоит. Граждане тратят ее на пьянство, болеют, умирают. У персонажа формируется мнение, что, убив старуху, он не совершит преступления;
  • Дети, присутствующие в пьесе, не играю во дворе, отсутствует веселый смех. Они изображены несчастными, вынужденными побираться, воровать, пить алкоголь;
  • Жару писатель характеризует как постоянную. Вместо описания одного жаркого дня он говорит об изнуряющей, удушающей жаре на протяжении всего произведения.

Все эти обстоятельства толкают Раскольникова на преступление. Изматывающий, давящий Петербург характеризуется во многих романах Достоевского.

Прежде чем перейти к описанию Петербурга Достоевского на основе его произведений, стоит обратить внимание на то, каким именно видел его автор, и какое место город занимал в его жизни.

Достоевский раскрывает Петербург

Достоевский, как и многие другие, оценивал Петербург как самое фантастическое, и в тоже время умышленное место на земле. Действия многих произведений автора происходят именно в этом городе. Современный читатель может окунуться в атмосферу столичного быта тех времен. Сейчас они кажутся необычными и даже нереальными, но для того это были обычные серые будни.

Петербург Достоевского
Петербург Достоевского

В любом произведении Достоевский раскрывает Петербург на примере трагических судеб его жителей. В нем царит атмосфера туманов и призрачности. У главных героев начинают зарождаться безумные мысли.

Петербург Достоевского отдает некрасовским городом, в нем создается необычное духовное пространство, жестокий и фантастический мир. Автор описывает его самые ошеломляющие стороны и затрагивает низшие социальные слои населения. Он подчеркивает убогость комнат, обстановку трактиров и распивочных, черные лестницы, на которых постоянно выливают помои.

ВИДЕО: Образ Петербурга Достоевского

В описании Петербурга Достоевский всегда подчеркивал то, что большой город является ничем иным, как сосредоточием дьявольской цивилизации. Он оказывает на человека негативное воздействие. Достоевский чувствовал Петербург, это и помогло ему описать его так ярко и необычно. Стоит отметить, что автор жил именно здесь, и он всегда старался рассмотреть как можно больше контрастов. Он признается, что боялся города с детства, многое казалось ему не совсем понятным и даже странным. Ему хотелось постичь тайну города и понять, как живут обитатели самых нищенских кварталов.

Достоевский постоянно задумывался над жизнью бедных людей, поэтому и рассказывал о ней.

Городской пейзаж Петербурга Достоевский представляет в романе безотрадным и сумрачным. Летний город открывается перед нами глазами бедняков. Автор лишь изредка описывает природу и достопримечательности столицы, и делает это разве что для контраста.

Большинство эпизодов происходят на улице. Здесь, под колесами богатой коляски, погибает Мармеладов. Здесь открывается легочное кровотечение у Катерины Ивановны. Оно становится фатальным. Здесь решает свести счеты с жизнью Свидригайлов…

Дома и обстановка комнат ничем не красочней описания улиц. В Петербурге Достоевского речь идет преимущественно о доходных домах, комнаты которых сдаются самым бедным слоям населения. Грязные и плохо пахнущие дворы, мрачные лестницы – типичное описание Петербурга Достоевского.

В комнатах постоянно царит полумрак, они освещаются или заходящим солнцем, или огарком свечи. Все происходящее кажется обычному читателю грезами безумного. В главных героях прослеживается наивысшая степень отчаяния и беспомощности. Они упали на самое дно.

Петербург Достоевского – это прежде всего человеческие муки, страдания и горе. Его герои протестовали против унижения достоинства и свято верили в высокое призвание Человека на Земле. Достоевский словно подчеркивает, что так никто не может жить, поэтому половина его героев погибает, а половина попадает под суд. Писатель специально не стал создавать уютный семейный очаг или более-менее приспособленное человеческое жилье. Он сравнивает комнаты с гробом, сараем, с чем угодно, но только не с человеческой обителью.

Петербург Достоевского – это город, в котором процветает проституция, полно беспризорных детей. Это город, где мужчины злоупотребляют алкоголем в распивочных и ищут минуты забвения.

Роман пропитан сценами, которые показывают трагизм жизни бедняков тех времен. Ту же семью Мармеладовых можно сравнить с человеческой бездной. Глава семейства и жалок, и отвратителен одновременно. В самом начале романа становится понятно, что его гибель, как духовная, так и физическая – это вопрос времени. Он прекрасно понимает, что виноват в том, что его семья находится на гране нищеты, а дочь пошла по желтому билету. Но Достоевский пытается вызвать чувство жалости к этому герою, так как он все еще способен чувствовать. Он сам бросается под колеса повозки, так как не видит дальнейшего выхода. Рядом с ним – Катерина Ивановна. Ее единственная отрада – воспоминания о прошлой, благополучной жизни.

ВИДЕО: Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского, кратко, сочинение, анализ

Герои Достоевского находятся словно в состоянии приговора, который должен наступить со дня на день.

Петербург Достоевского
Петербург Достоевского

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено–бледный,
Сказка, холод и гранит…
А.С. Пушкин

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/07/11/s_5d270cc8d4658/1182934_1.jpg

В 50-60 е годы Н. Некрасов тоже создает свой образ Петербурга. Это город бедноты. На улицах мы видим горе, холод, смерть, город и его улицы становятся символичными. Некрасов показывает Петербург через уличные сцены, при этом каждая из них является эпизодом из жизни. Пейзаж у Некрасова мрачный.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/07/11/s_5d270cc8d4658/1182934_3.jpg

В каких произведениях известных вам писателей встречается описание города?

А.С. Пушкин “Медный всадник” – воплощение петровского духа, символ созидательных сил России, талантливости ее народа.

Н.В. Гоголь “Петербургские повести”. “Шинель” - великолепен город, но его великолепие отступает перед проблемами обезличивания человека. Город холод-ный, равнодушный, он враждебен человеку.

Ф. М. Достоевский.

А.Блок, А. Ахматова, А.Белый – воспевают дивный и призрачный город.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/07/11/s_5d270cc8d4658/1182934_4.jpg

Исто­рия преступления и наказания Раскольникова про­исходит в Петербурге в 60-е годы XIX века. Город – это строение, здания, дома, улицы, квартиры. Автор, описывая Петербург в своем романе, делает это при помощи:

В мире Достоевского место, обстановка, природа неразрывно связаны с героя­ми. Мы отправляемся вместе с Раскольниковым по улицам Петербурга, трактирам, распивочным, каморкам. Мы видим, как придавлен, унижен, духовно одинок в этом мире человек, как удушливой скучности людей противостоит духовное одиночество человека в толпе.

Городские пейзажи

Одним из средств изображения Петербурга Достоевский выбирает городской пейзаж. Пейзажные описания очень кратки – это особенность пейзажа Достоевского. Пейзаж никогда не нацелен на простое описание обстановки. Он не только создает настроение, усиливает и оттеняет социальную и психологическую характеристику героев, но и выражает то, что внутренне связано с изображаемым человеческим миром.

Внешний облик людей

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/07/11/s_5d270cc8d4658/1182934_6.jpg

· Мармеладов с желтым, отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками и «руками грязными, жирными, красными, с черными ногтями;

Сцены уличной жизни

Сцены уличной жизни:

· пьяный в телеге,

· сцена на Николаевском мосту,

· сцена с пьяной девушкой,

· сцена смерти Мармеладова,

· сцена с шарманщиком и толпой женщин,

· сцена на мосту с утопленницей,

· сцена смерти Катерины Ивановны.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/07/11/s_5d270cc8d4658/1182934_7.jpg

Эти сцены показывают, что Петербург – город униженных, оскорбленных, это город, которому не чуждо насилие над слабыми. Вся уличная жизнь отражает состояние людей, живущих в нем.

Автор не случайно так часто выносит действие романа на улицу, площадь, в распивочные. Он хочет показать одиночество Раскольникова. Но одинок не только Раскольников, одиноки и другие обитатели этого города.

Картины эти, рисующие трагизм нищеты и безмерных страданий людей, проникнуты тоской по гуманности и справедливости. Поэтому страшная жизнь людей пробуждает у читателей и сочувствие, и возмущение, и мысль о том, что так жить человек не может.

Естественные человеческие отношения в обществе искажены: добро по отношению к людям требует зла по отношению к себе. Люди вынуждены переступать моральные нормы, чтобы купить право на существование.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/07/11/s_5d270cc8d4658/1182934_8.jpg

Помещения, интерьеры

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/07/11/s_5d270cc8d4658/1182934_9.jpg

Между обликом комнат и судьбой живших в них людей есть много общего: жилища их убоги и бедны, так же, как и жильцы. Они как бы продолжают петербургские улицы, герои в собственном жилище не могут дать своей душе отдых. По сути, у героев вообще нет дома как такового, это временное пристанище, в котором они чувствуют себя крайне дискомфортно. Но это лучше, чем вообще без крыши над головой.

Символика цвета

В романе преобладает желтый цвет. Этот цвет выбран не случайно. В романе мы находим

1. комнату старухи-процентщицы с желтыми обоями,

2. мебель из желтого дерева,

3. бледно-желтое лицо героя,

4. желтое лицо у Мармеладова,

5. на Петровском острове – ярко-желтые домишки,

7. Соня живет по желтому билету.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/07/11/s_5d270cc8d4658/1182934_10.jpg

Фон большого города в каком-то смысле пре­допределяет характер конфликтов и драм. Только в мрачном и таинственном Петер­бурге могла зародиться безобразная мечта нищего студента, и с этой точки зрения Петербург — не просто место действия, Петербург — соучастник пре­ступления Раскольникова . Город подталкивает Раскольникова на преступление, давит на него. Петербург буквально преследует Раскольникова, как кошмарный сон.

Петербург Достоевского – это город социальных контрастов. Было как бы два Петербурга. Один, созданный прекрасными архитекторами, поражающий нас красотою и стройностью. Но был и другой Петербург, изображенный Достоевским, Гоголем, Некрасовым с такой болью, где страдают и мучаются бедняки. Это город трущоб, до отказа заполненный голытьбой. Эти люди – жертвы капиталистического мира, для которых смерть является спасением. Это все вызывает чувство протеста против насилия и угнетения. О противоречивости Петербурга Достоевского говорят контрасты: голодный студент и разряженные женщины, богатые особняки, широкие проспекты и распивочные, трущобные гостиницы, закоулки и глухие дворы, прекрасный, но холодный фасад города и улицы, прилегающие к Сенной площади, на которых творится зло.

Образ Петербурга приобретает в романе символиче­ское звучание: это душная атмосфера общественного бытия, в которой вызревает преступление Раскольникова. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, как в комнатах без форточек. Мотив духоты, тесноты, толкучки, вони, грязи, который рождается пейзажем, продолжается и усиливается описанием внешнего облика людей, их жизни и каморок, в которых они живут.

Все несет на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования. Атмосфера Петербурга Достоевского – атмосфера тупика и безысходности. Сплошные картины жизни униженных и оскорбленных, страшная нищета, надругательство над человеком, невыносимые страдания обездоленных. Так, как живут эти люди, человек жить не может.


В 1837 году шестнадцатилетний Фёдор Достоевский вместе с братом Михаилом приехал в Петербург поступать в военно-инженерное училище. Особого призвания к военной службе у братьев небыло, Фёдор и Михаил увлекались литературой, но семьяжилабедно, и отец решил, что военная карьера поможет егосыновьям выйти в люди, занять достойное положение в обществе. Однако планы Достоевского-отца пришлось изменить: в училище приняли только Фёдора. Это было тяжёлым ударом для обоих братьев, горячо любивших друг друга.
Инженерное училище, в котором Достоевский должен был прожить долгих пять лет, было расположено в Михайловском замке, одном из самых величественных и мрачных зданий Петербурга, хранившем память о недавнем убийстве здесь императора Павла I.

Вступая в Петербург Достоевского, мы проникаем в чрезвычайно своеобразный, сложный и духовно богатый мир.

По книге Н. П. Анциферова. Душа Петербурга. - СПб. : Бронкгауз и Ефрон , 19 22

Читайте также: