Периодизация творчества мольера кратко
Обновлено: 05.07.2024
Молье́р (фр. Molière , настоящее имя Жан Батист Поклен; фр. Jean Baptiste Poquelin ; крещён 15 января 1622, Париж — 17 февраля 1673, там же) — комедиограф Франции и новой Европы, создатель классической комедии, по профессии актёр и директор театра.
Содержание
Ранние годы. Начало актёрской карьеры
Труппа Мольера в провинции. Первые пьесы
Парижский период
Ранние фарсы
Комедии воспитания
Зрелые комедии. Комедии-балеты
Если в своих ранних комедиях Мольер проводил линию социальной сатиры сравнительно осторожно и касался преимущественно второстепенных объектов, то в своих зрелых произведениях он берёт под обстрел самую верхушку феодально-аристократического общества в лице его привилегированных классов — дворянства и духовенства, создавая образы лицемеров и развратников в поповской рясе или в пудреном парике.
Хотя Тартюф и не является в ней духовным лицом, последняя редакция вряд ли мягче первоначальной. Расширив очертания образа Тартюфа, сделав его не только ханжой, лицемером и развратником, но также предателем, доносчиком и клеветником, показав его связи с судом, полицией и придворными сферами, Мольер значительно усилил сатирическую остроту комедии, превратив её в негодующий памфлет на современную Францию, которой фактически заправляет реакционная клика святош, в чьих руках находится благосостояние, честь и даже жизнь скромных буржуа. Единственным просветом в этом царстве мракобесия, произвола и насилия является для Мольера мудрый монарх, который и разрубает затянутый узел интриги и обеспечивает, как deus ex machina, счастливую развязку комедии, когда зритель уже перестал верить в её возможность. Но именно в силу своей случайности развязка эта кажется чисто искусственной и ничего не меняет в существе комедии, в её основной идее.
Но образ Дон-Жуана соткан не из одних отрицательных черт. При всей своей порочности Дон-Жуан обладает большим обаянием: он блестящ, остроумен, храбр, и Мольер, обличая Дон-Жуана как носителя пороков, одновременно любуется им, отдает дань его рыцарскому обаянию.
Поздние пьесы
Характеристика
Оценивая Мольера как художника, нельзя исходить из отдельных сторон его художественной техники: языка, слога, композиции, стихосложения и т. д. Это важно только для понимания того, в какой мере они помогают ему выражать образно свое понимание действительности и отношение к ней. Мольер был художником поднимавшейся в феодальном окружении французской буржуазии эпохи первоначального капиталистического накопления. Он был представителем самого передового класса своей эпохи, в интересы которого входило максимальное познание действительности с целью укрепления в ней своего бытия и господства. Потому Мольер и был материалистом. Он признавал объективное существование независимой от человеческого сознания материальной действительности, природы (la nature), которая определяет и формирует сознание человека, является для него единственным источником истины и блага. Всей силой своего комического гения Мольер обрушивается на тех, кто мыслит иначе, кто пытается насиловать природу, навязывая ей свои субъективные домыслы. Все выводимые Мольером образы педантов, учёных-буквоедов, врачей-шарлатанов, жеманниц, маркизов, святош и т. д. смешны прежде всего своим субъективизмом, своей претензией навязывать природе собственные представления, не считаться с её объективными законами.
Материалистическое мировоззрение Мольера делает его художником, кладущим в основу своего творческого метода опыт, наблюдение, изучение людей и жизни. Художник передового восходящего класса, Мольер имеет относительно большие возможности и к познанию бытия всех других классов. В своих комедиях он отразил почти все стороны французской жизни XVII века. При этом все явления и люди изображаются им с точки зрения интересов его класса. Эти интересы обусловливают направление его сатиры, иронии и буффонады, которые являются для Мольера средствами воздействия на действительность, её переделки в интересах буржуазии. Таким образом комедиографическое искусство Мольера пронизано определённой классовой установкой.
Это отразилось, естественно, и в художественном методе Мольера. Для него характерны:
- резкое разграничение положительных и отрицательных персонажей, противопоставление добродетели и порока;
- схематизация образов, унаследованная Мольером от commedia dell’arte склонность оперировать масками вместо живых людей;
- механическое развёртывание действия как столкновения внешних по отношению друг к другу и внутренне почти неподвижных сил.
Значение творчества Мольера
Не менее плодотворным было влияние Мольера за пределами Франции, причём в различных европейских странах переводы пьес Мольера явились мощным стимулом к созданию национальной буржуазной комедии. Так было прежде всего в Англии в эпоху Реставрации (Уичерли, Конгрив), а затем в XVIII веке Фильдинг и Шеридан. Так было и в экономически отсталой Германии, где ознакомление с пьесами Мольера стимулировало оригинальное комедийное творчество немецкой буржуазии. Ещё более значительным было влияние комедии Мольера в Италии, где под непосредственным воздействием Мольера воспитался творец итальянской буржуазной комедии Гольдони. Аналогичное влияние оказал Мольера в Дании на Гольберга, создателя датской буржуазно-сатирической комедии, а в Испании — на Моратина.
В честь Мольера назван кратер на Меркурии.
Легенды о Мольере и его творчестве
Произведения
Первое издание собрания сочинений Мольера осуществили его друзья Шарль Варле Лагранж и Вино в 1682 году.
Пьесы, сохранившиеся до наших дней
Несохранившиеся пьесы
- Влюбленный доктор, фарс (1653)
- Три доктора-соперника, фарс (1653)
- Школьный учитель, фарс (1653)
- Казакин, фарс (1653)
- Горжибюс в мешке, фарс (1653)
- Брехун, фарс (1653)
- Ревность Гро-Рене, фарс (1663)
- Гро-Рене школьник, фарс (1664)
Другие сочинения
- Благодарность Королю, поэтическое посвящение (1663)
- Слава собора Валь-де-Грас, поэма (1669)
- Разные стихотворения, в том числе
- Куплет из песенки д’Ассуси (1655)
- Стихи для балета г-на Бошана
- Сонет г-ну ла Мотт ла Вайе на смерть его сына (1664)
- Братство невольничества во имя милосердной Богоматери, четверостишия, помещенные под аллегорической гравюрой в Соборе Матери Божьей Милосердной (1665)
- Королю на победу во Франш-Конте, поэтическое посвящение (1668)
- Буриме на заказ (1682)
Экранизации произведений
-
Школа жён, реж. Макс Офюльс, в главных ролях — Луи Жуве, Мадлен Озере, Морис Кастель Дон Жуан, реж. Марсель Блюваль, в главных ролях — Мишель Пикколи, Клод Брассёр, Анук Ферьяк, Мишель Лёруае Скупой, телеспектакль, реж. Рене Люко, в главных ролях — Мишель Омон, Франсис Юстер, Изабель Аджани Школа жён, реж. Раймон Руло, в главных ролях — Изабель Аджани, Бернар Блие, Жерар Лартиго, Робер Рембо Скупой, реж. Жан Жиро и Луи де Фюнес, в главных ролях — Луи де Фюнес, Мишель Галабрю, Франк Давид, Анн Кодри Мнимый больной, реж. Леонид Нечаев, в главных ролях — Олег Ефремов, Наталья Гундарева, Анатолий Ромашин, Татьяна Васильева, Ролан Быков, Станислав Садальский, Александр Ширвиндт Тартюф, телеспектакль, реж. Анатолий Эфрос, в главных ролях — Станислав Любшин, Александр Калягин, Анастасия Вертинская Скупой, реж. Тонино Черви, в главных ролях — Альберто Сорди и др. Тартюф, реж. Ян Фрид, в главных ролях — Михаил Боярский, Игорь Дмитриев, Ирина Муравьева, Анна Самохина, Игорь Скляр, Владислав Стржельчик, Лариса Удовиченко Дон Жуан, реж. Жак Вебер, в главных ролях — Жак Вебер, Мишель Бужена, Эммануэль Беар, Пенелопа Крус Скупой, реж. Кристиан де Шалонь, в главных ролях — Мишель Серро, Сирил Тувнен, Луиза Моно, Жаки Беруаер
Примечания
Библиография
Ссылки
- Персоналии по алфавиту
- Писатели по алфавиту
- Родившиеся 15 января
- Родившиеся в 1622 году
- Родившиеся в Париже
- Умершие 17 февраля
- Умершие в 1673 году
- Умершие в Париже
- Драматурги по алфавиту
- Драматурги Франции
- Драматурги XVII века
- Актёры по алфавиту
- Актёры Франции
- Актёры XVII века
- Выпускники лицея Людовика Великого
- Персоналии:Франция
- Французские драматурги
- Умершие от туберкулёза
- Персоналии, известные под литературными псевдонимами
- Умершие на сцене
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Мольер" в других словарях:
Мольер Ж. — Мольер Molière Французский драматург, актёр Дата рождения: 15 января 1622 … Википедия
Мольер Ж. Б. — Мольер Molière Французский драматург, актёр Дата рождения: 15 января 1622 … Википедия
Мольер — (настоящая фамилия Поклен) Жан Батист (Jean Baptiste Poquelin, dit Moliere, 1622 1673) величайший комедиограф Франции и новой Европы, создатель классической комедии, по профессии актер и директор театра. Происходил из старинной буржуазной семьи,… … Литературная энциклопедия
Мольер — (Жан Батист Поклен) (1622 1673 гг.) комедиограф, актер, театральный деятель, реформатор сценического искусства Бессильна с клеветой бороться добродетель. Благоразумие просвещает, а страсть ослепляет. В любви притворство очень похоже на правду.… … Сводная энциклопедия афоризмов
Мольер — Мольер. Портрет работы Н. Миньяра. 17 в. МОЛЬЕР (Moliere) (настоящие имя и фамилия Жан Батист Поклен) (1622 1673), французский комедиограф, актер, реформатор сценического искусства. Служил при дворе Людовика XIV. Опираясь на традиции народного… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Мольер — (Moliere) (Жан Батист Поклен, Poquelin) (1622 1673). Французский комедиограф, актер, театральный деятель, реформатор сценического искусства. Сочетал традиции народного театра с достижениями классицизма, создал жанр социально бытовой комедии … 1000 биографий
мольер — а, м. Molière. В театральном обиходе название парика аллонж. Сыромятникова … Исторический словарь галлицизмов русского языка
МОЛЬЕР — (Moliere; настоящее имя Жан Батист Поклен, Jean Baptiste Poquelin) МОЛЬЕР в роли Цезаря. Смерть Помпея П.Корнеля. (1622 1673), французский драматург и актер. Он был крещен в Париже 15 января 1622; семья его принадлежала к обеспеченному торговому… … Энциклопедия Кольера
Читайте также: