Национальная идея это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

"Национальная идея выражает цель и смысл бытия данного этноса -народа,нации в настоящем и будущем,с учетом прошлого исторического опыта и опыта других народов ".

Национальная идея ,как стратегия выживания, процветания и развития в настоящем и будущем, объединяет народ независимо от личных убеждений и идеологий различных группировок - партий и движений, легитимность которых определяется соответствием их деятельности целям нации,сформулированным в НИ, выражающей волю большей части народа -титульной нации.

Нация не может существовать длительное время без национальной идеи -лишенная такого ориентира интеллектуальная элита и власть неизбежно заведут народ в тупик, часто кровавый, как это произошло в Израиле. Поэтому, разумная власть в первую очередь должна быть заинтересована в наличии ясной, четкой,судьбоносной для нации,понятной и признанной большей частью населения страны национальной идеи , закрепленной в Конституции , Декларации Независимости и в Государственном Гимне.

Эта НИ пропагандируется средствами массовой информации, деятелями литературы и искусства, на ней воспитывается подрастающее поколение в духе патриотизма - любви к своему народу и своей Родине, готовности защищать ее территориальную целостность и способствовать ее процветанию.

Национальная идея неизбежно имеет религиозный аспект, поскольку вероисповедание всегда выступает как один из сильнейших факторов духовного сплочения нации.

Национальная идея меняется с течением времени, когда перед нацией открываются новые перспективы и возможности, возникают новые проблемы,обусловленные внутренними или внешними факторами. В этом случае НИ - корректируется.

Однако когда в жизни нации происходят резкие,часто неожиданные и болезненные перемены, и прежняя НИ становится неприемлемой,тогда возникает, осознанная обществом, необходимость сформулировать новую Национальную идею -новые цель и смысл ее бытия.

Наконец, иногда у народа, нации есть одна, сложившаяся на протяжении веков, судьбоносная НИ, а у ее ВЛАСТНОЙ интеллектуальной элиты другая, прямо противоположная, Национальная идея.

Национальная Идея Российской империи была краткой ,понятной ,мобилизующей народ,способствующей его сплочению и патриотизму - "Православие - Самодержавие - Народность " и в многочисленных войнах русские солдаты сражались - "За Веру , Царя и Отечество ".

После распада Советского Союза была принята, в декабре 1993 года Конституция Российской Федерации, в которой сформулирована новая Национальная идея ,соответствующая новому историческому этапу становления России как демократического государства, ". политика которого направлена на создание условий ,обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека "(Из радела 1,статьи 7). Однако вскоре возникла необходимость расширить (дополнить) эту НИ в связи с новыми реалиями,сложившимися в стране и мире - это, главным образом ,расширение на восток Европейского Сообщества и глобализация. Началом этого процесса - поиска новой НИ стало заявление первого президента России Б. Ельцина в июле 1996 г.,призвавшего общественность, в первую очередь интеллектуальную элиту, ускорить решение этой, жизненно важной для страны, проблемы. Вскоре " Российская газета " объявила конкурс на общенациональную объединительную НИ , в котором приняли участие историки, философы,писатели,политики, деятели культуры и сотни россиян со всех концов страны.

Либеральное направление,сложившееся в 90-е годы,как государственная идеология - это ориентация на западную систему ценностей : соблюдение прав человека и достоинства личности ,плюрализм, свобода предпринимательства , глобализация .

Политико- экономическая элита России уверена,что это направление является оптимальной стратегией развития страны и нации на обозримую перспективу ,создания реальных условий для процветания нации и укрепления ее международного авторитета. Однако за 15 лет реализации, либеральная экономическая модель не дала ожидаемых результатов и ,поэтому, подвергается резкой критике со стороны общественности.

Почвеннический вариант Национальной Идеи России и пути ее реализации предлагает Фонд(движение ) "Единство Нации"

"Национальная Идея - есть выживание России и возрождение ее могущества, величия и славы через создание Государства Единой Нации, основанного на традиционных для нашей цивилизации духовно-нравственных ценностях, социальной солидарности, равных обязанностях и правах граждан (вне зависимости от их этнической принадлеж ности) и противостоящего установлению на Земле губите льного для Человечества мирового порядка>.

Евразийская Национальная идея - достижение процветания и духовного единства нации, возрождение могущества России и сохранение ее статуса Великой державы, в отличие от почвеннической НИ (переустройство государственного строя России), основана на переустройстве мира - разделе его на четыре " геополитических пояса ", в одном из которых, а именно - Евразийском, доминирующая роль будет принадлежать России.

Кратко сформулировал НИ России - Глава государства Владимир Путин: "Основная Национальная идея сейчас в России - это патриотизм и благосостояние , гарантированные государством ".

В жизни каждого народа,нации особое место занимают Гимн и Государственные символы Флаг, Герб и другие. В Гимне нации , как правило,содержится ее Национальная идея, которую Гимн "озвучивает" - благодаря ему НИ у всех на слуху . Ниже, в качестве примера , приведены фрагменты из гимнов ряда стран :

". Не потеряна еще наша надежда Нашей надежде 2000 лет Быть свободным народом на своей земле Земле Сиона и Иерусалима."

Национальная идея в философии — систематизированное обобщение национального самосознания. Национальная идея определяет смысл существования того или иного народа, этноса или нации. Она может выражаться посредством художественных произведений или различных философских текстов [1] .

Национальная идея призвана дать ответ на ряд вопросов, характеризующих народ. В частности, вопрос истории и возникновения нации, а также вопрос об исторической миссии и о смысле существования [1] .

Часто национальная идея имеет религиозный аспект, так как религия является одним из мощных факторов, способствующих объединению народа [1] .

Философ Владимир Соловьёв так определил национальную идею [1] [2] :

Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности.

Примечания

Ссылки

  • Проставить для статьи более точные категории.
  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
  • Проверить достоверность указанной в статье информации.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Национальная идея" в других словарях:

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ — систематизированное, устойчивое ко времени обобщение национального самосознания, представленное чаще всего в форме социально философских или общественно политических, художественных произведений, т. е. могущее иметь как рациональный, так и… … Большая актуальная политическая энциклопедия

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ — систематизированное обобщение национального самосознания в его надвременном бытии, представленное чаще всего в форме социально философских или общественно политических текстов, художественных произведений. Соответственно, Н. и. может иметь как… … Современный философский словарь

Национальная идея — элемент, часть национального сознания в наиболее отчетливом виде прослеживается в новоевропейский период (XVI XIX вв.), т. е. период консолидации европейских наций, формирования национальных государств. Главным содержанием Н.и. является… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

идея — и, ж. idée f, пол. idea <, лат. idea <гр. idea. 1. Первоначально, с посл. десятилетия в сфере школьного образования, где и. общее представление, понятие о предмете (и. общей истории). Бирж. 154. Надлежит Бунонову идеу Гистории общей с… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

национальная культура — совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых данной этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением. Н.к. проявляется в деятельности общества, государства, его социальных… … Этнопсихологический словарь

Идея национальная — см. Национальная идея … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА — совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых данной этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением. Н.к. проявляется в деятельности общества, государства, его социальных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Национальная медицинская премия "Призвание" — Национальная премия Призвание учреждена в декабре 2000 года программой Здоровье Общественного российского телевидения (ОРТ). Идея премии принадлежит ведущей программы Здоровье Елене Малышевой, соорганизатором выступил бывший врач Скорой помощи ,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Национальная премия "Призвание" — Церемония вручения Национальной премии "Призвание" лучшим врачам России состоится в пятницу в Москве в театре "Московская оперетта". Праздничный концерт и сама церемония, которая станет восьмой по счету, традиционно проводятся … Энциклопедия ньюсмейкеров

Общечелове́ческие це́нности — теоретически существующие моральные ценности, система аксиологии, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности. (см. также моральный абсолютизм).

Примордиали́зм (от лат. primordialis — первоначальный) или эссенциали́зм — одно из теоретических направлений в гуманитарных науках, рассматривающее культурно отличительные и социальные группы (например, этнические и расовые) как изначальное, обязательное и всеобщее объединение людей. Получило распространение в антропологии, этнологии и социологии.

Элитари́зм (фр. élitisme, от фр. elite — лучшее, отборное, избранное) — это концепция необходимости разделения общества на элиту и массу.

Плюрали́зм (от лат. pluralis — множественный) — позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр.

Идеологема — политический термин, часть какой-либо идеологии, элемент идеологической системы. У идеологемы, в отличие от термина, нет строго определенного (ограниченного) значения. Эти значения меняются в соответствии с политической прагматикой.

Упоминания в литературе

Две эти рабочие гипотезы могут быть приняты, лишь если мы откажемся от многолетней исследовательской традиции, считающей идеи крупнейших национальных мыслителей первопричиной или хотя бы точкой отсчета исторических процессов. Однако национальное сознание – не теоретическое явление, зародившееся в кабинетах ученых мужей, а затем воспринятое массами, изголодавшимися по идеологии, и оттого ставшее образом жизни[64]. Для того чтобы понять механизм распространения национальных идей , нам следует в первую очередь определить, какую роль сыграли в этом процессе интеллектуалы. Прежде всего необходимо остановиться на различии в социополитическом статусе интеллектуалов в традиционном и современном обществах.

Связанные понятия (продолжение)

Культурная гегемония — понятие марксистской философии, характеризующее господство правящего класса над культурно неоднородным обществом. Воздействуя на совокупность представлений, верований, ценностей и норм, выраженных в культуре общества, правящий класс навязывает собственное мировоззрение в качестве общепринятой культурной нормы и общезначимой господствующей идеологии. Такая идеология узаконивает социальный, политический или экономический статус-кво, на деле являющийся лишь социальным конструктом.

Политическая элита — привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти. К политической элите относят лиц, принадлежащий к так называемому высшему классу и осуществляющих власть в обществе. В состав политической элиты входят люди, обладающие верховно-политической властью в государственных и партийных институтах. Они, как правило, занимаются разработкой стратегии деятельности.

Но́вый мирово́й поря́док (англ. New World Order, лат. Novus ordo mundi) — применяемое в политике обозначение для разнообразных явлений в настоящем и прогнозов на будущее мирового устройства. Общепринятого значения не имеет.

Коне́ц исто́рии — философское предположение о том, что история человечества с какого-то момента станет однообразной, замедлится или закончится (то есть будет достигнут некоторый идеал или конечная точка бытия). Завершение истории связано с идеей цели, по достижении которой исчезают противоречия, которые подталкивали прежнюю историю, а описание нового, неспешного и прямого развития трудно назвать историей в привычном смысле слова.

Глобали́зм — целостная система взаимосвязанных идеологических, политических, экономических, социальных, военных, культурных и других мероприятий, направленных на утверждение в глобальном масштабе господства той или иной социально-экономической, политической, идеологической, религиозной доктрины. Как правило, источником глобализма становится универсальное государство. В человеческой истории имеется ряд примеров глобализма из разных эпох: глобализм империи Александра Македонского и Римской империи.

Демонизация или дегуманизация врага (англ. demonization of the enemy, dehumanization of the enemy) — это технология пропаганды, которая продвигает идею формирования общественного мнения посредством создания образа врага как агрессора, представляющего собой угрозу и преследующего только разрушительные цели. Демонизация направлена на создание устойчивого стереотипа о личности, группе, идеологии или идее, целом государстве, а также на внушение ненависти к врагу, которая необходима для ведения борьбы.

Негативная свобода характеризуется как свобода от насильственного вмешательства других людей и используется в качестве противопоставления позитивной свободе, которая определяется как свобода индивида от ограничений социальной системы внутри общества, таких как классизм, сексизм или расизм.

Политическая идеология — это определенный этический набор идеалов, принципов, доктрин, мифов или символов определённого общественного движения, института, социального класса или же большой группы, которые объясняют, как общество должно быть устроено и предлагают некоторые политические и культурные проекты определённого общественного порядка. Политическая идеология в значительной степени сосредотачивается на вопросах распределения политической власти и вопросу с какой целью она должна быть использована.

Моральный релятивизм, реже этический релятивизм (от лат. relativus – относительный) — принцип, согласно которому не существует абсолютного добра и зла; отрицание обязательных нравственных норм и объективного критерия нравственности. Моральный релятивизм является противоположностью моральному абсолютизму.

Имитационная демократия (управляемая демократия, англ. Guided democracy, манипулируемая демократия, декоративная демократия, квазидемократия, псевдодемократия) — форма устройства политической системы государства, при которой, несмотря на формально демократическое законодательство и формальное соблюдение всех выборных процедур, фактическое участие гражданского общества в управлении государством и влияние общества на власть (обратная связь) мало или минимально. Имитационная демократия, как правило.

Национальный дух (также народный дух, нем. Volksgeist) — ключевое понятие философии истории времён романтического национализма.

Этничность — свойство этнической общности, обозначающее её особенные отличия от других общностей, а также синоним более широко распространённого в российской науке понятия этнос. Термин употребляется в русле представления о полиэтническом характере большинства современных обществ.

Антиинтеллектуализм — отрицание возможности познания при помощи разума, связанное с приматом нерационального познания и восприятия мира (иррационализм и фидеизм).

Русская идея — совокупность понятий, выражающих историческое своеобразие и особое призвание русского народа. Особую актуальность русская идея приобрела после краха СССР и последовавшего за ним духовного вакуума. Русский философ А. В. Гулыга писал: «Сегодня русская идея прежде всего звучит как призыв к национальному возрождению и сохранению материального и духовного возрождения России. Русская идея актуальна сегодня как никогда, ведь человечество (а не только Россия) подошло к краю бездны. Русская.

Массовое общество — теоретическая модель, описывающая социальные преобразования, вызванные модернизацией (прежде всего урбанизацией, развитием СМИ, всеобщим образованием, демократизацией политики и т. п.), которая активно разрабатывалась в 1920—1960-е годы.

Среди специалистов, занимающихся исследованиями национализма, выделяют три ведущие школы: примордиализм, модернизм (конструктивизм) и этносимволизм. Основные различия между этими школами лежат в вопросах о том, когда и почему появились нации и национализм. При этом российские исследователи столкнулись с проблемой националистического дискурса, которая до сих пор не решена.

Индифферентизм — постоянное равнодушие или безразличие к вопросам знания, морали, общественной жизни. Различают индифферентизм философский, этический, религиозный и политический.

Этатизм (фр. Étatisme) или госуда́рственничество, реже статизм (англ. statism), — идеология, утверждающая ведущую роль государства в политической жизни, включая подчинение интересов как отдельных людей, так и групп интересам государства; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни. Идейная противоположность анархизма.

Теория демократического мира (или либеральная демократическая теория, или просто демократический мир) — популярная теория, согласно которой демократические режимы, или в более узкой трактовке либеральные демократические режимы, не воюют друг с другом.

Плюрали́зм (от лат. pluralis — множественный) — философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу основ или форм бытия (онтологический плюрализм), а значит и форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм). Плюрализм занимает оппонирующую позицию по отношению к монизму.

Исламофаши́зм (англ. Islamofascism) — идеологическое клише, термин, служащий для проведения идеологических параллелей между современным исламским экстремизмом и фашизмом или национал-социализмом первой половины XX века.

Открытое общество — демократический тип общества, использующийся для обозначения ряда современных обществ и некоторых обществ античности. Обычно противопоставляется закрытому (традиционному) обществу и различным тоталитарным режимам.

Критика либерализма — совокупность политических, экономических и философских идей, составляющих оппозицию либеральным идеологиям, организациям и правительствам.

Национа́льная иденти́чность или национа́льное самосозна́ние — одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определённому этносу или нации. Национальная идентичность не тождественна понятиям национальности или гражданства, хотя они могут быть факторами, оказывающими на неё сильное влияние.

Солидарность — это единство (группы или класса), которое порождает единство интересов, задач, стандартов и взаимопонимание, или же основывается на них. Данное понятие отсылает к таким связям в обществе, которые объединяют людей в единое целое. Оно используется преимущественно в социологии, а также в иных общественных (социальных) науках или философии.

Харизматическая власть основывается на придании святости выдающемуся героизму или достойному подражания характеру определённой личности, а также нормативным паттернам, приказам, сформулированным либо предписанным этой личностью.

Фашизм (итал. fascismo, от итал. fascio — пучок, связка, объединение) — крайне правая идеология, политическое движение и социальная практика, которые характеризуются следующими признаками и чертами: отрицание демократии и её экономической и политической практики; создание режима, основанного на принципах авторитарно-корпоративной государственности, однопартийности; подавление противников государства и любых форм инакомыслия; создание военизированных формирований и взгляд на войну как на естественный.

Религио́зная иденти́чность — форма коллективного и индивидуального самосознания, построенная на осознании принадлежности к определенной религии и формирующая представления о себе и мире посредством соответствующих религиозных догм. Религиозная идентичность является одной из первых форм самосознания человека и потому находится у истоков формирования других видов идентичностей.

Полити́ческое клише́ (идеологи́ческое клише́, пропагандистское клише) — шаблонное выражение, употребляемое в публицистике, журналистике, публичных выступлениях политических и государственных деятелей, программных документах политических партий с целью в короткой, декларативной форме классифицировать (как правило, однозначно) и дать оценку политическим субъектам или явлениям. Для понимания политического клише нужно обязательно знать контекст, в котором оно употребляется, так как, в зависимости от.

Консервативный либерализм — вариант либерализма, который совмещает либеральные ценности с консервативными позициями по ряду вопросов политики, то есть представляющий правое крыло либерального движения. Иногда его путают с либеральным консерватизмом, но это не так - консервативный либерализм менее консервативен.

На́ция (от лат. natio — племя, народ) — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи.

Социальное равенство — общественное устройство, при котором все члены общества обладают одинаковым статусом в определённой области.

Теория многополярного мира — политологическая концепция, предложенная российским философом, социологом и политическим мыслителем А. Г. Дугиным, и в наиболее полном виде представленная в одноименной монографии, вышедшей в 2012 году. Теория многополярного мира представляет собой альтернативную трактовку широко используемого в теории международных отношений концепта многополярности. Разработанная А. Г. Дугиным концепция сочетает в себе элементы анализа международно-политических реалий, теоретического.

Моральный универсализм (синонимы: моральный объективизм, универсальная мораль) — метаэтическая позиция, согласно которой возможна этическая система, эффективно регулирующая поведение членов любого сообщества, независимо от культуры, расы, пола, религии, национальности, сексуальной ориентации, или каких-либо других отличительных черт. Моральный универсализм противостоит моральному нигилизму и моральному релятивизму. Будучи некоторыми чертами близок к моральному абсолютизму и ценностному монизму, моральный.

Упоминания в литературе (продолжение)

Следующая фаза наступает, когда данная идея (или миф) получает более широкое распространение за счет новых коммуникаций (газет, журналов, издательств, университетов, академий), но также и за счет социально мобильных слоев (чиновников, ученых, студентов), а также развития систем воспитания и передвижения. На данном этапе распространение идеи национального единства происходит среди широких интеллектуальных кругов, которые оказываются более восприимчивы к идее национализма. Историческими формами идеологии национализма служат либеральный национализм эпохи итальянского Рисорджименто; интегральный национализм как попытка объединения идеологии с концепцией сильного национального государства (Германия) и, наконец, так называемый народный национализм конца XIX в. с социал-дарвинизмом, антисемитизмом и идеей сильного государства.

Наиболее теоретически и практически состоятельным ответом на эту разрушительную интерпретацию национальной идеи является доказательство того, что продолжавшийся несколько столетий процесс роста и укрепления России к XX веку привел к несомненному результату: состоялось создание российской, а затем советской нации-цивилизации (ядром которой является русская культура, общность исторических судеб славянских и тюркских народов и т. д.). Этот результат был доказан, в частности, двумя тяжелейшими войнами – гражданской и Отечественной. Если бы Сталину за десятилетие тридцатых годов не удалось оживить идеи и символы российского многонационального единства, победа в войне с фашизмом была бы гораздо более трудной и даже проблематичной. На это и рассчитывали Гитлер и его идеологи.

Развитие общества немыслимо без согласия по общим целям. И эти цели – не только материальные. Не менее важные – духовные и нравственные цели. (…) Не нужно специально искать национальную идею . Она сама уже вызревает в нашем обществе. Главное – понять, в какую Россию мы верим и какой хотим мы эту Россию видеть.

В курсе, в котором излагается идеология какого-либо государства, в качестве основных выступают такие понятия, как общество, этнос, народ, нация, государство, нация-государство, национальное самосознание, национальная идея , национальные интересы, политическое сообщество, политическая власть, политика, группа, класс, социальный слой, индивид, личность, развитие, стратегия, революция, эволюция, цивилизация и многие-многие другие.

Ровно то же самое я должен сказать про левый либерализм, мне лично не близкий. Он должен строиться по тому же принципу: левее нас может быть только стена. Как идею национального достоинства, так и идею социальной справедливости нельзя отдавать на откуп тем, кто в принципе не способен думать о чем-либо, кроме сиюминутных выигрышей, кто готов ради своих целей на любую демагогию. Мы очень долго это делали. Как те, кто находится на левом фланге, так и те, кто находится на правом фланге.

Таким образом, общественные идеалы декабризма содержали в себе европейские стандарты с элементами российской специфики и выражали интересы прозападной части общества. Декабризм побудил славянофилов к формированию национальной идеи , осмыслению общественного идеала России на основе ее самобытности. Исходным пунктом в образовании кружка славянофилов стали прозападные воззрения П.Я. Чаадаева, которым славянофилы противопоставили безусловную любовь к своему отечеству, проявившуюся в поиске внутренних источников прогрессивного пути России. Общественные идеалы славянофильства явились, таким образом, выходом из идеологического кризиса постдекабристского периода.

а) современными экономическими и политическими условиями жизнедеятельности этноса. На степени выраженности этнических чувств сказываются в первую очередь межнациональные отношения, войны, национальная экспансия, экономические кризисы, идеи национального развития;

Национальная идея России: что это такое и зачем она нужна

Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

Взгляд из прошлого


Большинство учёных-философов полагают, что национальная идея содержится в массиве художественных произведений, общественно-политических и философских текстов. Несмотря на это, многие стремятся уместить искомый смысл бытия в ёмкую фразу, лозунг. Но за долгие века поисков даже коротких высказываний накопилось столь великое множество, что современной России приходится выбирать свою истину из целого вороха идей.

Современные идеи

В новой истории России попытки сформулировать национальную идею продолжаются, причём весьма активно. Едва ли не каждый политический или общественный деятель публично высказывал своё мнение на этот счёт.

Национальная идея растёт из русской почвы, из русского сердца. Её не нужно выдумывать в кабинетах и спускать сверху, зафиксировав на бюрократических бумажках.

Довольно ёмкий рецепт национальной идеи в 2016 году предложил президент Владимир Путин. По мнению главы государства, смысл бытия русского народа состоит в любви к Родине, приоритете интересов общего над частным.

Как только есть идея — начинается насилие. Не нужна России национальная идея! Она опасна.

Зачем нужна национальная идея?

Безыдейный народ, к сожалению, ничего не построит и, скорее всего, будет завоёван.

совокупность важнейших, ключевых представлений о целях, задачах и перспективах развития личности, общества и государства.

Смотреть что такое НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ в других словарях:

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

систематизированное обобщение национального самосознания в его надвременном бытии, представленное чаще всего в форме социально-философских или общественно-политических текстов, художественных произведений. Соответственно, Н. и. может иметь как рационализированный, так и образно-типизационный способ своего выражения. Суть Н. и. составляет проблема смысла бытия данного народа-этноса. Смысложизненная проблематика конкретизируется целым рядом вопросов, характеризующих содержание Н. и. Среди них вопросы о *начале* исторической судьбы народа, о его генетических истоках, об историческом будущем, о целях его существования, об исторической и культурной миссии, о его месте в мире, об отношениях с соседями, об основаниях его уникальности, об особенностях национального характера и др. Н.и. неизбежно имеет религиозный аспект, поскольку вероисповедание всегда выступает одним из мощных этноконсолидирующих факторов. В этом плане сформулированные выше проблемы осмысливаются как промысел Божий в отношении того или иного народа, и *. идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности* (Вл. Соловьев). Отсюда инвариантом Н. и. всегда является мессианская идея, основанная на тезисе о богоизбранности данного народа и о его особой роли в истории человечества, хотя сама концепция богоизбранности имеет различные инварианты в зависимости от особенностей религиозной догматики, от культурно-исторической традиции. Так, русская православная традиция обусловливает идею о том, что русский народ является единственным хранителем и проповедником православной веры, призванным к страданию во имя очищения всего человечества. Н. и. от своих философских и религиозно-мистических оснований рано или поздно всегда переходит к социально-ситуативному, даже к конкретно-политическому аспекту своего существования. В таком виде она формулируется уже не как идея о вневременном смысле бытия народа-этноса, а как вопрос о конкретно-историческом предназначении тех социально-культурных форм (общественных систем, институтов), которые были созданы народом в ходе его исторической судьбы. Так возникает идея державности (например, *Москва Третий Рим* в русской культуре), идея национального миссионизма как *экспорта* этносом своей культуры (идеал германизма) и т. д. Как правило, происходит своеобразное *включение* идеи нации в контекст геополитических теорий. На этом уровне осуществляется осмысление места данного народа и его государственности в системе стратегических интересов государств того или иного региона или общемировых. Таковым было, в частности, обращение русских философов различных направлений (от славянофильских до западнических) к конкретной политической ситуации второй половины XIX в., к месту России в системе европейских держав, к проблеме Константинополя. Известный тезис о России как своеобразном *щите*, разделяющем Восток и Запад, и в то же время как о начале, объединяющем в себе Восток и Запад, имеет не только философский, социокультурный, образно-поэтический, но и конкретный геополитический смысл. Если сама Н. и. носит вневременной характер, то конкретные формы ее выражения всегда историчны. Так, мы можем проследить временную трансформацию, например, российского славянофильства от классических его форм, содержащих весьма сильные ориентации на традиционную православную культуру и традиционные (времен представительной монархии) общественные структуры, до современных, весьма идеологизированных, *патриотических* концепций. В. А. Алексеева. смотреть

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

элемент, часть национального сознания в наиболее отчетливом виде прослеживается в новоевропейский период (XVI-XIX вв.), т. е. период консолидации ев. смотреть

Читайте также: