Периодизация первобытной культуры кратко

Обновлено: 07.07.2024

Первобытный период культурной истории продолжался по меньшей мере 35 тыс. лет, пока не возникли первые государства Древнего Востока в III тысячелетии до н. э. Все это время человеческая культура накапливала силы, чтобы сделать рывок в своем культурном развитии. Данные археологии дают основание полагать, что стремительное развитие культуры носило локальный характер, охватывая отдельные территории земного шара. Остальная часть населения Земли включалась в культурный прогресс под воздействием соседства с развивающимися культурными анклавами и благодаря ему.

Основными источниками изучения первобытной культуры являются наблюдения за образом жизни и поведением традиционных обществ и археологические находки и открытия. Еще в XIX в. многие народы сохранили элементы первобытной культуры. Сегодня носителями этой культуры являются немногочисленные архаичные племена, укрывшиеся от цивилизации в самых отдаленных и труднодоступных местах планеты. Кроме того, до нас дошли останки первобытных людей, их орудия труда, кости животных, на которых они охотились, засохшие семена и плоды, которыми они питались, предметы быта и украшения, остатки сакральных сооружений, жилищ и захоронений.

В исторической науке существуют два пути изучения первобытной культуры:

1) первобытная культура разделяется по социальному признаку на несколько эпох: первобытное человеческое стадо, родовой строй (включающий в себя матриархат и патриархат) и высшую демократию;

2) первобытная культура разделяется на исторические эпохи по такому признаку, как материалы, из которых изготовлялись орудия труда и оружие: каменный век, в свою очередь подразделяющийся на древнекаменный (палеолит) – 12 тыс. лет назад, среднекаменный (мезолит)–9 тыс. лет назад, новокаменный (неолит)–6 тыс. лет назад; бронзовый век – 3 тыс. лет до н. э.; железный век – 1 тыс. лет до н. э.

Кроме того, для более полного понимания первобытной истории в науке выделяют этапы первобытного человеческого стада, первобытной родовой общины и первобытной соседской общины.

В соответствии с первым подходом первобытная история начинается с эпохи первобытного человеческого стада (праобщины). Эта эпоха открывается появлением древнейших архантропов, образовавших неустойчивые сообщества людей. На всем ее протяжении происходило преодоление остатков животного состояния, унаследованных от стад человекообразных обезьян, упрочение социальных связей, а вместе с ними и завершение биологического развития самого человека. Эпоха первобытной родовой общины открылась возникновением первых упорядоченных форм социальной организации и родовой общины. Именно тогда получили полное выражение основные черты первобытного строя – коллективизм в производстве и потреблении, общая собственность и уравнительное распределение. Эпоха первобытной соседской общины стала временем распада первобытнообщинного строя и ознаменовалась развитием всех отраслей хозяйственной деятельности. Общая собственность рода была вытеснена обособленной собственностью отдельных индивидов, общинно-родовые связи уступили место общинно-соседским. Тогда же появились первые формы эксплуатации, зародились частная собственность, общественные классы и государственность. Данная эпоха завершилась приблизительно 5 тыс. лет назад.

Среди всех эпох и этапов развития первобытной культуры особое место занимает верхний (поздний) палеолит. Только применительно к этому этапу можно с определенностью говорить о человеческой культуре, как материальной, так и духовной. В это же время были созданы первые дошедшие до нас изображения. Исторической наукой доказано, что вначале позднего палеолита родились почти все виды художественной деятельности – росписи на стенах и потолках пещер, рельеф и объемная скульптура, гравированный рисунок на камне, кости, роге.

История культуры первобытного общества охватывает громадный промежуток времени – от возникновения человека и до сегодняшнего дня, так как и сейчас на земле существуют народы, ведущие первобытный образ жизни. В современной науке принято различать собственно первобытную культуру, существовавшую до возникновения цивилизации, т.е. примерно до III тыс. до н.э., и традиционную первобытную культуру, существующую одновременно с цивилизациями разного типа и уровня.

Первобытная культура во всех ее аспектах изучается археологией, традиционная – этнографией. Все, что мы точно знаем о первобытной культуре, связано только с сохранившимися материальными предметами: орудиями труда, постройками, захоронениями и т.д.

Несомненно, что в эпоху первобытного общества зарождаются основные виды духовной культуры: возникают религиозные представления и мифология, музыка, танцы, театрализованные действия, архитектура и изобразительное искусство. Но за исключением двух последних, обо всем остальном можно только строить догадки. Так, обнаружив, что глиняное изображение медведя носит следы ударов копьем, можно предположить, что мог иметь место быть некий магический обряд, предопределявший удачу на охоте. Захоронения, где покойник лежит в позе эмбриона, а тело его натерто красной краской, позволяет предположить наличие веры в посмертное существование или в перерождение. Основной материал для подобных реконструкций дает изучение традиционной культуры, осуществляемое этнографией. Ее исследования позволяют во многом понять и первобытную культуру, однако, не следует забывать, что, несмотря на всю консервативность традиционной культуры, она за многие тысячелетия тоже претерпела ряд изменений со времен собственно первобытной культуры.

Периодизация первобытной культуры

По современным данным, время возникновения нашего биологического вида – Homo Sapiens (Человека разумного) – относится к периоду от 40 000 до 100 000 лет назад. На основании имеющихся сейчас материалов предполагается, что местом возникновения человека были районы северо-восточной Африки. И оттуда человек постепенно распространился по всей земле. Весь доцивилизационный период развития Homo sapiens называют каменным веком, в нем выделяют три периода (все даты достаточно условны, и споры по этому поводу продолжаются среди ученых и в настоящее время):

палеолит (древний каменный век: палео – древний, лит – камень) – от возникновения человека и примерно до XII тысячелетия до новой эры; палеолит делится еще на древний (или нижний), средний и верхний (или поздний) палеолит; мезолит (средний каменный век) – от XII-X до YIII тыс. до н.э.; неолит(новый каменный век) – от VII и до III тыс. до н.э.

Затем наступил бронзовый век (IY-III тыс. до н.э.), в начале I-го тыс. до н.э. его сменил железный век.

Окончание первобытной культуры связано с возникновением древних цивилизаций. Но и после возникновения на земле цивилизации у многих народов вплоть до наших дней – продолжала существовать культура первобытного типа. Такую культуру принято называть традиционной

Каждую из названных эпох, характеризуют определенные процессы, имевшие место быть, в тот или иной период. Так, уже в эпоху палеолита появляется членораздельная речь, человек овладевает огнем, строит первые жилища, в период позднего палеолита появляется изобразительное искусство – скульптура и живопись.

В эпоху мезолита человек приручает собаку, изобретает лук и стрелы, лодку, осваивает плетение и изготавливает корзины и рыболовные сети.

История культуры первобытного общества охватывает громадный промежуток времени – от возникновения человека и до сегодняшнего дня, так как и сейчас на земле существуют народы, ведущие первобытный образ жизни. В современной науке принято различать собственно первобытную культуру, существовавшую до возникновения цивилизации, т.е. примерно до III тыс. до н.э., и традиционную первобытную культуру, существующую одновременно с цивилизациями разного типа и уровня.




Первобытная культура во всех ее аспектах изучается археологией, традиционная – этнографией. Все, что мы точно знаем о первобытной культуре, связано только с сохранившимися материальными предметами: орудиями труда, постройками, захоронениями и т.д.

Несомненно, что в эпоху первобытного общества зарождаются основные виды духовной культуры: возникают религиозные представления и мифология, музыка, танцы, театрализованные действия, архитектура и изобразительное искусство. Но за исключением двух последних, обо всем остальном можно только строить догадки. Так, обнаружив, что глиняное изображение медведя носит следы ударов копьем, можно предположить, что мог иметь место быть некий магический обряд, предопределявший удачу на охоте. Захоронения, где покойник лежит в позе эмбриона, а тело его натерто красной краской, позволяет предположить наличие веры в посмертное существование или в перерождение. Основной материал для подобных реконструкций дает изучение традиционной культуры, осуществляемое этнографией. Ее исследования позволяют во многом понять и первобытную культуру, однако, не следует забывать, что, несмотря на всю консервативность традиционной культуры, она за многие тысячелетия тоже претерпела ряд изменений со времен собственно первобытной культуры.

Периодизация первобытной культуры

По современным данным, время возникновения нашего биологического вида – Homo Sapiens (Человека разумного) – относится к периоду от 40 000 до 100 000 лет назад. На основании имеющихся сейчас материалов предполагается, что местом возникновения человека были районы северо-восточной Африки. И оттуда человек постепенно распространился по всей земле. Весь доцивилизационный период развития Homo sapiens называют каменным веком, в нем выделяют три периода (все даты достаточно условны, и споры по этому поводу продолжаются среди ученых и в настоящее время):

палеолит (древний каменный век: палео – древний, лит – камень) – от возникновения человека и примерно до XII тысячелетия до новой эры; палеолит делится еще на древний (или нижний), средний и верхний (или поздний) палеолит; мезолит (средний каменный век) – от XII-X до YIII тыс. до н.э.; неолит(новый каменный век) – от VII и до III тыс. до н.э.

Затем наступил бронзовый век (IY-III тыс. до н.э.), в начале I-го тыс. до н.э. его сменил железный век.

Окончание первобытной культуры связано с возникновением древних цивилизаций. Но и после возникновения на земле цивилизации у многих народов вплоть до наших дней – продолжала существовать культура первобытного типа. Такую культуру принято называть традиционной

Каждую из названных эпох, характеризуют определенные процессы, имевшие место быть, в тот или иной период. Так, уже в эпоху палеолита появляется членораздельная речь, человек овладевает огнем, строит первые жилища, в период позднего палеолита появляется изобразительное искусство – скульптура и живопись.

В эпоху мезолита человек приручает собаку, изобретает лук и стрелы, лодку, осваивает плетение и изготавливает корзины и рыболовные сети.

Читайте также: