Принятие христианства аланами кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проекно - исследовательская работа

Работа ученика

МБОУ СОШ №2 г.Ардона РСО-Алания

Дзасохова Алана

Руководитель учитель истории и обществознания Плиева Ирина Эдуардовна

Основная часть стр. 4-6

2.1. Из истории зарождения христианства в Алании

2.2. Перемена судьбы.

2.3. Возрождение христианства. Учреждение епархии.

2.4. Народное христианство

3. Заключение. стр. 7

4. Список используемой литературы. стр.8

Актуальность исследовательской работы :

У многих народов самые разные религии. Наиболее распространённые в мире религии – это христианство, ислам, буддизм. Они тесно связаны с культурой, национальными особенностями народов России. Каждый народ привносит долю в общую сокровищницу духовных ценностей человечества: свой язык, свои традиции и обычаи. Христианство преобразило быт и нравы наших предков.

Задачи исследования :

1. определить, что именно можно считать начальным этапом христианизации населения Алании?

2. уточнить, когда и как началось его приобщение к христианству;

3. анализировать события, составить представление о значении данного события в дальнейшей истории нашей Родины.

Объект исследования:

Духовная составляющая осетинской традиционной культуры. Степень и формы воздействия мировой религии на осетинскую традицию.

Цель исследовательской работы :

понять, что послужило причиной и какого было значение принятие христианства в Алании

1Что дало Алании принятие христианства?

2 в наше время люди начали больше интересоваться историей, и хочется привлечь внимание своих сверстников к изучению данной темы.

Предположим, что христианство стало проникать в Аланию из Древней Руси и Алания была крещена намного позже.

В окружающей нас действительности можно найти множество исторических фактов, забытых и утраченных.

Исследование может позволить улучшить кругозор, узнать историю. Тем самым можно сделать выводы:

Человек должен узнавать новое для себя в родном крае.

Всегда и во все времена исторические памятники будут представлять интерес, особенно те, которые сохранились с далеких времен (IX-XI вв.).

Практическая значимость результатов заключается в том, что данное исследование может использоваться на уроках краеведения

Мы живем в прекрасном уголке России Северной Осетии- Алании. Северная Осетия - многонациональная республика, расположенная на Северном Кавказе. Большую часть населения составляют осетины, исповедующие христианство и ислам.

На уроках историях мы изучали историю принятия христианства Древней Руси. Меня заинтересовала эта тема. И стало интересно, от куда в Аланию стало проникать эта религия? Чему она способствовало?

1.Из истории зарождения христианства в Алании.

Алания – Осетия – одна из древнейших колыбелей христианства. Предки осетин – скифы, сарматы, аланы – были одними из первых, услышавших благую весть. Учение Христа на нашу землю принесли апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Другой апостол, Матфей, проповедовавший в Персии и Мидии, зная о приближающейся смерти, прибыл в Аланию и был похоронен на ее территории.

В 916 году состоялось великое крещение Алании, а позже, в 988 году, было крещение Руси. Массовое крещение алан проходило в Нижне-Архызском городище (недалеко от станицы Зеленчукской, Карачаево-Черкесия). Таинство совершалось в трех аланских храмах: Северный храм (Святого великомученика и Победоносца Георгия); Средний храм (Пресвятой Троицы); Южный храм (пророка Илии). Следует отметить, что эти три аланских храма (IХ–Х), сохранившиеся до наших дней, являются древнейшими христианскими храмами на территории России. В храме Святого Георгия Победоносца (Северном) сохранилась также самая древняя купель в России, где принимали святое крещение наши предки аланы.

Неоценимый вклад в укрепление христианства в Осетии оказала святая благоверная царица Тамара, царствовавшая в Грузии в конце XII – начале XIII столетия. Она стремилась к широкому распространению христианства в Алании. Свидетельством этому служат остатки храмов, построенных ею в горах и ущельях Осетии. Так же ей был выстроен женский монастырь, до конца дней опекала его, и сама часто здесь бывала. Там она учила осетинских монахинь разным наукам. Прочитанные ею греческие и грузинские книги она переводила на осетинский язык. Выстроенным храмам и монастырям покровительствовали царица Тамара и Давид Сослан, но в конце ХIII века монастырь был разрушен монголо-татарами .

2. Перемена судьбы.

Почти пятивековое существование Великой аланской митрополии говорит о том, что христианство имело здесь прочные корни. Отторгнутые от своих христианских святынь, потомки алан – осетины, загнанные в горы, спасаясь от поголовного истребления (население Алании сократилось с нескольких миллионов до десятков тысяч), перенесли в горы современной Осетии дорогие для них христианские святыни.

События 13-14 вв. стали трагедией осетинского народа. Гибель в войнах и истребление населения Алании привели к полной потере равнинных территорий. С утратой равнины погибла идея возрождения Аланского царства.

Небольшие по численности группы осетин, сохранившие жизнь и надежды на будущее, укрепились в горных ущельях. Первоочередной задачей и главной целью людей стало выживание.

Но, тем не менее, в высокогорной Алании продолжалось строительство храмов. Этому свидельствуют и многочисленные руины некогда величественных сооружений Алан, которые в конце 14 века отстояли горную часть своей родины, сохранили язык и культуру, в исторической науке чаще называют осетинами.


3. Возрождение христианства. Учреждение епархии.

В XVIII веке наступает эпоха сближения Осетии с единоверной Россией. После нашествия монголо-татар и истребления аланского (осетинского) народа осетины пережили очень трудные времена. Но с добровольным вхождением в состав России начинает возрождаться осетинская нация, и в Осетии пламенный светоч христианства возгорается с новой силой.

Весной 1745 г. во главе с архимандритом Пахомием русская православная духовная комиссия прибыла в Осетию. Новое крещение осетин стало политическим актом лояльности к России.

С приходом миссионеров возрождалась и письменная культура осетин. В 1952г. в ауле Дзивгис открылась первая в Осетии частная школа. В следующем 1753 г. такие школы стали открываться и в других аулах Осетии. Одна из них была открыта в Зарамаге Зурабом Магкаевым.

В 1793 году российским правительством была учреждена Моздокско-Маджарская епархия, которая в 1799 году была упразднена. В 1875 году была учреждена викарная Владикавказская епархия при Грузинском экзархате, которая с 1894 года обрела самостоятельность.

Перевод Евангелий на осетинский язык появился в 1861 году.

Создание собственной письменности и открытие школ в Осетии свидетельствовало о высоких политических и культурных запросах осетинского общества.

Но, нужно сказать, что, не смотря на столь многовековую историю христианства в Алании, а затем уже и в Осетии, она значительно отличается от православия.
Несмотря на планомерную и непрерывную работу на протяжении более чем столетия, Русской православной церкви, осетины, в основе своей, лишь формально относили себя к христианам. На самом же деле они продолжали отдавать предпочтение своим святым местам - дзуарам. Место духовенства у них занимали свои жрецы-дзуарылаг, приносившие жертвы дзуарам и совершавшие кувды - молитвы.

4.Народное христианство

В центре религиозных церемоний была семейная трапеза, где роль молитв выполняли тосты и застольные песни религиозного характера.

Особая роль отводилась святилищам ( дзуар ), где совершались моления, жертвоприношения и торжества ( куывд ). Жрецом дзуара (дзуари-лаг) прежде всегда был старший в роде. Когда приходят к месту дзуара, мужчины отделяются от женщин и говорят между собою сначала не иначе как шепотом.

Изучив историю принятия христианства в Алании можно сделать вывод, что обращение алан к христианству произошло не сразу

Принятие православной веры имело большое историческое значение, так как Алания вошла в систему христианских стран Европы с их культурными достижениями, которые обогатили осетинскую культуру. Культура Алании наполнилась достижениями цивилизации Византии, Древней Греции. Православие изменило международное положение Алании: окрепли политические и экономические связи с западными народами.

Появились сдвиги в культуре: в Аланию пришла письменность, появились школы при церквях. В монастырях зарождалось летописание, жития. Появились переводы Евангелия и служебных книг, развивалось зодчество. Развивалась живопись, появилось иконописание.

Моя гипотеза не подтвердилась. Древние аланы познакомились с христианством на 2 века раньше Руси. А массово крестились на 100 лет раньше.

Вера помогала людям в трудных жизненных обстоятельствах и тогда, и сейчас.

С христианством аланы были давным-давно знакомы. В середине 1 в. Андрей Первозванный (ученик Христа, святой апостол) посещает аланский город Фуст и там проповедует учение Христа. (Аланы-христиане. Осетины их наследники?)

Есть сведения о том, что аланы начинают принимать христианство ещё при дворе императоров Византии, царей Армении, даже во владениях арабских халифов. К тому же аланы, попавшие в Западную Европу, также становятся христианами.

Но широкое распространение новой религии в Алании относится к 7 в.

В первом десятилетии 10 в. создаётся епархия в Алании, происходит христианизация аланского населения. Алания выбрала для себя и своего народа восточную ветвь мировой религии, а именно православие. Аланская епархия принадлежала Константинопольской патриархии. Со 2-ой половины 10 в. глава епархии, которого назначал патриарх, получал сан митрополита (высочайший сан после патриарха – главы церкви).

Центр Аланской епархии был в Нижнем Архызе, а в период феодальной раздробленности кафедра митрополитов Алании переместилась за пределы державы.


Владимир Путин поздравил Линду Кумаритову с 8 марта



Общество



Бынаты хицауы æхсæв


Победа российской дипломатии

В мире


Владимир Путин поздравил Линду Кумаритову с 8 марта



Гергиеву закрыт путь на западные площадки? Считайте, что это наши санкции в отношении Запада – Меняйло

Диаспоры



Предложили присвоить звание Героя России Лазарю Дзотову


Публикации



Вручение государственных наград

Фотогалерея


Осетия и Россия: мы вместе!


Никто не забыт, ничто не забыто!


С Крещением Господним!

Видео


Заседание Совета безопасности


Новогоднее обращение к народу Республики Южная Осетия


Итоговая пресс-конференция Президента Анатолия Бибилова

Инфографика


Великая Отечественная война



В районах Южной Осетии: Объекты строительства в рамках реализации инвестпрограммы на 2019-2020гг.

Из истории зарождения христианства в Алании


Алания – Осетия – одна из древнейших колыбелей христианства. Предки осетин – скифы, сарматы, аланы – были одними из первых, услышавших благую весть. Учение Христа на нашу землю принесли апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Другой апостол, Матфей, проповедовавший в Персии и Мидии, зная о приближающейся смерти, прибыл в Аланию и был похоронен на ее территории.

Древняя Скифия состояла из двух частей – Малой Скифии и Тавроскифии. Первые семена христианства были занесены сюда еще в I веке, в 40-м году н. э., когда апостол Андрей проповедовал христианское вероучение среди предков осетин. В Малой Скифии была только одна епархия – Скифская или Томитанская, а в Тавроскифии известно до пяти епархий: Херсонская, Готская, Сроская, Фульская и Боспорская. Резиденцией Скифской епархии был знаменитый торговый город Толен.
До 451 года, то есть до Халкидонского собора, скифские епископы (их известно 12) были независимы в управлении своей епархией. Этот Собор подчинил Константинопольскому патриарху и Скифскую кафедру. Отсюда и объяснение, почему святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, принимал живое участие в просвещении верою скифов, посылая к ним пастырей и учителей.

В 916 году состоялось великое крещение Алании, а позже, в 988 году, было крещение Руси. Массовое крещение алан проходило в Нижне-Архызском городище (недалеко от станицы Зеленчукской, Карачаево-Черкесия). Таинство совершалось в трех аланских храмах: Северный храм (Святого великомученика и Победоносца Георгия); Средний храм (Пресвятой Троицы); Южный храм (пророка Илии). Следует отметить, что эти три аланских храма (IХ–Х), сохранившиеся до наших дней, являются древнейшими христианскими храмами на территории России. В храме Святого Георгия Победоносца (Северном) сохранилась также самая древняя купель в России, где принимали святое крещение наши предки аланы.

Также крещение многих алан совершалось в проточной воде. Это река Большой Зеленчук, протекающая между древнейшими нижне-архызскими храмами и наскальным аланским образом Иисуса Христа.

Почти пятивековое существование Великой аланской митрополии говорит о том, что христианство имело здесь прочные корни. Отторгнутые от своих христианских святынь, потомки алан – осетины, загнанные в горы, спасаясь от поголовного истребления (население Алании сократилось с нескольких миллионов до десятков тысяч), перенесли в горы современной Осетии дорогие для них христианские святыни.

Нашествие полчищ Тимура опустошило Осетию. Большой вред целостности Осетии нанесли междоусобные войны, расчленив Осетию на Южную и Северную. После этого несчастья Осетия еще раз на какое-то время получает самостоятельность и приходит в цветущее состояние. В конце XII века в Алагирском ущелье в древнем аланском роде родился Ос-Багатар… Как сам Ос-Багатар, так и его братья, получили воспитание в христианском духе. Видя своих соотечественников в сильном угнетении от Тимура, Ос-Багатар задумал освободить Осетию от тяжкого иноплеменного ига и соединить северных и южных осетин в одно государство.

Проповедуя усердно Евангелие, Ос-Багатар и его братья Исаак, Роман и Василий действительно успели соединить северных и южных осетин в одно государство и восстановить христианство как государственную религию Осетии.

Неоценимый вклад в укрепление христианства в Осетии оказала святая благоверная царица Тамара, царствовавшая в Грузии в конце XII – начале XIII столетия. С мудростью государственного управления она соединила святую ревность о распространении и утверждении христианской веры в Грузии и Осетии. Памятниками этой древности доселе служат остатки храмов, построенных ею в горах и ущельях Осетии. Тамара была дочерью осетинской княгини Бурдухан (дочери знаменитого осетинского царя и военачальника Худана, близкого друга царя Грузии Димитрия и его сына Георгия Куратпалата. Георгий женился на дочери Худана Бурдухан).
Бурдухан открыла в Осетии женский монастырь, до конца дней опекала его и сама часто здесь бывала. Там она учила осетинских монахинь разным наукам. Прочитанные ею греческие и грузинские книги она переводила на осетинский язык. После смерти Бурдухан этому монастырю покровительствовали царица Тамара и Давид Сослан, а в конце ХIII века монастырь был разрушен монголо-татарами.

В храм Рождества Пресвятой Богородицы в селении Майрамыкау в Куртатинском ущелье (храм сохранился до наших дней, в трех километрах от Аланского Свято-Успенского мужского монастыря у с. Хидикуса) царица Тамара принесла икону Иверской Божией Матери. Икона эта впоследствии прославилась чудесными знамениями. Шесть веков чудотворная икона находилась в Куртатинском ущелье в с. Майрамыкау, оберегая осетинскую землю.

В ХVIII веке наступает эпоха сближения Осетии с единоверной Россией. После нашествия монголо-татар и истребления аланского (осетинского) народа осетины пережили очень трудные времена. Но с добровольным вхождением в состав России начинает возрождаться осетинская нация, и в Осетии пламенный светоч христианства возгорается с новой силой.

В ХVIII веке куртатинцы переселяются на равнину в районе Моздока. Уезжая, они забирают с собой и свою любимую святыню – икону Божией Матери. Прибыв к Моздоку, куртатинцы-переселенцы остановились на ночлег в его предместьи. В сумерках они увидели, что от той арбы, в которой находилась икона Богородицы, исходит какой-то чудный свет, освещающий всю окрестность, свет этот не переставал сиять целую ночь. Поутру куртатинцы запрягли своих волов в арбу, в которой была икона, но несмотря на все понуждения и побои, животные не двигались с места. Народ начал стекаться к иконе Богородицы, люди станицами и селами шли, чтобы приложиться к чудотворной иконе.

Прибыл и епископ Владикавказский и Моздокский Гаий, который отслужил молебен. Пресвятая Богородица чудным образом известила епископа, что она желает пребывать своею иконою на том месте, где икона остановилась, и провела ночь в осетинской арбе. Преосвященнейший поспешил построить здесь часовню и велел поставить в ней святую икону…

Вера помогала людям в трудных жизненных обстоятельствах и тогда, и сейчас.

Иеромонах Георгий (Айларов),
священник Аланского Свято-Успенского мужского монастыря.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Крещение Алании


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Христианство является одной из трех основных мировых религий. Принятие любой религии как национальной и государственной отражается в различных сферах жизни. Очень важным фактором, который обусловил своеобразие формирования российской культуры, стало утверждение на Руси православия в качестве особой ветви христианства, которая была сосредоточена на духовности, приверженности устоявшимся традициям.С самых древних времен религия – носитель культурных ценностей, важный элемент истории любого народа. Если взять хотя бы один аспект принятия христианства на Руси, то можно констатировать, что оно содействовало развитию архитектуры, искусства, появлению первых летописей, школ, созданию крупных литературных и художественных ценностей. А какова роль принятия христианства для Осетии? На данный вопрос я и постараюсь ответить.

Через два года наша республика будет отмечать знаменательное событие – 1100-летие со дня крещения Алании. Указ о праздновании президент Владимир Владимирович Путин подписал 14 октября 2017 года. Узнав о данном событии из средств массовой информации, я решила подробнее изучить процесс крещения Алании.

Была поставлена следующая цель – определить, чем обусловлен выбор православной веры Аланией и каково значение данного события для её истории.

- определить причины выбора христианства Аланией;

- найти истоки проникновения христианской веры на землю Алании;

- выявить роль исторических деятелей, способствовавших выбору православия;

- выяснить значение принятия христианства для Алании;

-узнать о подготовительных работах, связанных с празднованием 1100-летия крещения Алании.

Гипотеза – бережное отношение к духовному наследию своего народа - неотъемлемая часть сохранения его идентичности.

1. Этапы христианизации Алании

Ранние сведения о православном христианстве

Таким образом, несмотря на то, что письменные свидетельства истории христианства немногочисленны и отрывочны, можно сделать вывод о раннем знакомстве алан с христианством.

1.2. Великое крещение

Широкая миссионерская деятельность среди алан началась только в начале X века при патриархе Николае Мистике (901–907 и 912–925 гг). Этому способствовали тесные союзнические отношения с Византией и заинтересованность империи в сильном союзнике на Кавказе. Принято считать, что крещение алан относится ко второму патриаршеству Николая Мистика (912–925), между 912–916 годами. Ряд исследователей предполагают, что процесс активной христианизации Алании начался раньше, в первое патриаршество Николая Мистика.

История крещения алан известна из переписки патриарха Николая Мистика. В частности известно, что просвещению алан способствовали правители авазгов (абхазов) Константин III и сменивший его Георгий II. Патриарх Николай в письме к Константину благодарит его за крещение аланского князя. На основании этого можно сделать вывод, что крещение аланского князя произошло до 916 года, когда Константин умер, но после 912 года, когда при восстановлении патриаршества Николая Мистика возобновились миссионерские усилия в Алании. Таким образом, можно говорить об образовании Аланской епархии в это время, которая, очевидно, имела статус автокефальной архиепископии.

Точно неизвестно, когда Алания вернулась к православию. Безусловно, это происходило после того, как распался вынужденный алано-хазарский союз и восстановились отношения с Византией. Эти рамки не столь уж широки. В 945 году аланы вместе с хазарами участвуют в походе на Бердаа. Но вскоре Константин Багрянородный в их вражде к хазарам. Таким образом, верхний предел восстановления Православия в Алании не может превышать 959 года.

Массовое крещение алан проходило в Нижне-Архызском городище (недалеко от станицы Зеленчукской, Карачаево-Черкесия). Таинство совершалось в трех аланских храмах: Северный храм (Святого великомученика и Победоносца Георгия) (Приложение № 1); Средний храм (Пресвятой Троицы) (Приложение № 2);Южный храм (пророка Илии). (Приложение № 3)

Следует отметить, что эти три аланских храма (IХ–Х вв.), сохранившиеся до наших дней, являются древнейшими христианскими храмами на территории России. В храме Святого Георгия Победоносца (Северном) сохранилась также самая древняя купель в России, где принимали святое крещение наши предки аланы.Также крещение многих алан совершалось в проточной воде. Это река Большой Зеленчук, протекающая между древнейшими нижне-архызскими храмами и наскальным аланским образом Иисуса Христа.

1.3. Восстановление христианства

Нашествие полчищ Тимура опустошило Осетию. Большой вред целостности Осетии нанесли междоусобные войны, разделив Осетию на Южную и Северную. После этого несчастья Осетия еще раз на какое-то время получает самостоятельность и приходит в цветущее состояние.

1.4. Последствия принятия православия для Алании

Принятие христианства, произошедшее между 912 и 925 гг., способствовало централизации Аланского государства, вхождению его в ареал высокоразвитой византийской цивилизации, появлению и широкому распространению собственной письменности на основе греческого алфавита. С принятием христианства Алания становится могущественной державой, имевшей значительное влияние среди окружающих ее стран и народов.

Аланский православный царский дом занял высокое место в политической иерархии Византийского мира, были построены многочисленные храмы, которые (за исключением греческих храмов Крыма) являются древнейшими на территории Российской Федерации.Христианские монастыри, храмы стали центрами грамотности. Представители высшей аланской знати могли получать образование в Византии.

В целом же история христианизации алан показывает, что, несмотря па все трудности и поверхностный характер этого процесса, главная цель Византией была достигнута - союзнические отношения с аланами были укреплены и освящены церковью. Греко-византийское православное христианство оставило на территории Алании многочисленные материальные следы (монументальные купольные храмы, небольшие приходские церкви, христианские могильники, греко-язычные надписи, большое количество находок византийских крестов и т. д.), полностью согласующиеся со сведениями письменных источников. Совокупная картина алано-византийских связей настолько широка, что возможно предположение о более или менее постоянном присутствии каких-то групп византийцев среди местного населения.

Таким образом, крещение привело к культурному и социально-экономическому расцвету, распространению письменности, росту политического влияния Аланского государства.

2. Роль женщины в христианизации Алании

Общеизвестно, что первой из правителей Древнерусского государства добровольно приняла христианство княгиня Ольга, правившая Русью с 945 по 960 годы. Интересно, что и в истории Алании были женщины, способствовавшие распространению православной веры. В этой связи невольно ловишь себя на мысли, как тесно переплетается история православных государств – России, Алании, Грузии…

Первой хочется упомянуть родственницу святого Георгия Победоносца, равноапостольную Нину (племянницу иерусалимского патриарха и воина Максимилиана), просветительницу Кавказа, которая появилась здесь в начале IV века и способствовала укреплению христианства, особенно в Грузии и Осетии. Она была прислана по просьбе грузинского правителя Мириана и его супруги Наны византийским императором Константином Великим. После проповеди христианской веры в Грузии святая Нина из Мцхеты отправилась в Осетию, где обратила многих ко Христу. Проповедь святой Нины сопровождалась массовым исцелением больных и страждущих.

Воодушевленная успехом своей миссионерской деятельности, Нина отправилась наставлять и другие области, от аланских ворот и Каспия до пределов территории маскутов. Таким образом, святая Нина распространяла христианство до пределов Массагетии (Закаспия и Приаралья). Вследствие усиления персидского влияния на восточную часть Кавказа, грузинская миссионерская деятельность среди народов Кавказа и Закавказья постепенно была ослаблена.

Неоценимый вклад в укрепление христианства в Осетии оказала царица Тамара, правившая в конце XII – начале XIII веков, время царствования которой считалось вершиной расцвета политических и культурных сил Грузинского царства..

Тамара была дочерью осетинской княгини Бурдухан (дочери знаменитого царя и военачальника Худана, близкого друга царя Грузии Димитрия и его сына Георгия Куратпалата). Бурдухан была столь просвещенной, что, о ней было известно далеко за пределами Осетии. Она знала, кроме осетинского, греческий, латинский, грузинский языки. И все эти знания приобрела в Осетии при царском дворе.

Давид-Сослан, сын осетинского царя Джандероза, знал осетинский, греческий, латинский, татарский и другие языки. Его просвещенность и образованность сделали его достойным царицы Тамары.

Бурдухан открыла в Осетии женский монастырь и до конца дней опекала его. Там она учила осетинских монахинь разным наукам. Прочитанные греческие и грузинские книги она переводила на осетинский язык. После смерти Бурдухан этому монастырю покровительствовали царица Тамара и Давид-Сослан, а в конце XIII века монастырь был разрушен монголо-татарами.

В храм Рождества Пресвятой Богородицы в селении Майрамыхъау (поселение Марии Богородицы) в Куртатинском ущелье (храм сохранился до наших дней) царица Тамара прислала икону Божией Матери Иверскую. Она была написана придворным иконописцем, приготовлявшимся к своему труду шестинедельным постом. Икона эта впоследствии прославилась чудесными знамениями. Церковь три раза подверглась огню, а святую икону каждый раз после пожара находили целой на горе возле церкви. Происходили массовые исцеления от душевных и телесных недугов с верою притекающих к иконе богомольцев. Шесть веков чудотворная икона находилась в Курта-тинском ущелье, в с. Майрамыхъау, оберегая осетинскую землю.

В заключении нельзя не сказать о княгине Марии Ясыне, о жизни и деятельности которой повествуют Лаврентьевская и Троицкая летописи. Известно, что родилась благоверная княгиня в Западной Осетии, вышла замуж за русского князя Всеволода Большое Гнездо и подарила ему 12 детей, четверо из которых (Константин, Георгий, Ярослав, Святослав) в дальнейшем были великими князьями Владимирскими. Княгиня Мария покровительствовала иконописцам и художникам-миниатюристам, украшавшим церковные рукописные книги, помогала больным и нищим. Она стала для своего мужа, князя Всеволода, не только любящей женой, но и верной, умной соратницей в делах государственных. Например, пока он находился в военных походах, княгиня лично контролировала строительство городов Тверь и Хлынов.

Многие просветительницы, такие как св. Нина, внесли свою лепту в дело крещения Алании. Славные дочери аланской земли, находясь далеко за пределами малой родины, оставили свой яркий след в православном мире.

3. Подготовка празднования 1100-летия крещения Алании

До наступления знаменательной даты еще 2 года, но уже полным ходом идут подготовительные мероприятия. В перечне планируемых мероприятий не только официальные торжества, которые пройдут в 2022 году во Владикавказе и районах республики. В Северной Осетии в рамках празднования крещения Алании также планируется развитие инфраструктуры исторической части столицы республики. Планируется проведение физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Будут реализованы музейные и выставочные проекты. К знаменательной дате выпустят памятную монету и почтовую марку, создадут документальные, художественный и мультипликационные фильмы, издадут книги об истории крещения Алании. Также в кафедральном соборе Святого Георгия Победоносца во Владикавказе появится уникальная роспись, в которой византийские классические сюжеты переплетаются с национальными орнаментами.

Кстати, уже ведутся работы по реставрации Нузальской церкви (Приложение № 4) на территории одной из старейших церквей Осетии – Свято-Вознесенского собора Алагира восстанавливают исторически правильно расположенную колокольню (Приложение № 5). Планируется открытие храма во имя святого благоверного князя Александра Невского, который станет крупнейшим в северокавказском регионе. Его строительство уже ведётся. (Приложение № 6)

Мы решили провести соц. опрос среди жителей республики, чтобы выявить,что они знают о планирующемся праздновании 1100 крещения Алании. По результатам опроса было выявлено, что 85% респондентов узнали об этом событии из СМИ(интернет, телевидение), 15% не владеют данной информацией. Также мы хотели выяснить, планируют ли граждане принимать участие в праздничных мероприятиях. Результаты следующие: 78% планируют активно принять участие, 27% пока не определились, у 5% респондентов был отриацательный ответ. (Приложение № 7)

– Этот праздник должен стать серьезным культурным событием, – считает заместитель председателя правительства Ольга Голодец. – Широкое празднование станет данью уважения республике и напомнит об очень серьезных духовных основах. В эти дни во Владикавказ съедутся представители всех регионов России и делегации многих стран мира.

В соответствии с документом уже даны первые необходимые поручения правительству РФ о ремонте и реконструкции ряда объектов культурного наследия и социальных объектов.

Таким образом, совсем скоро нашу республику ждет грандиозное культурное событие всероссийского масштаба.

Социальное развитие алан привело к созданию в степях и предгорьях Северного Кавказа в конце IX в. Аланского государства, союзника и соперника Хазарского каганата. Для молодого государства требовалась новая, объединяющая народ и укрепляющая власть религия. Выбор религии для алан осложнялся геополитическим положением страны, за влияние над которой боролись принявшая иудаизм Хазария, распространявший ислам арабский Халифат и православная Византия.

Правитель Алании и социальные верхи приняли крещение, в христианство была обращена и часть народа, создана Аланская архиепископская кафедра. Крещение алан проходило мирным путем, без обычного для средневековья насилия со стороны государства. Несмотря на татаро-монгольское нашествие, аланский народ сохранял многие элементы христианской культуры, по традиции считая себя частью православного мира, что облегчило в будущем включение Осетии в состав Российской империи.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

– произошло раннее знакомство алан с христианством;

– обращение алан к христианству произошло не сразу;

– приняв христианство, Алания вошла в систему православных стран Европы, окрепли политические и экономические связи с западными народами;

– появились сдвиги в культуре: в Аланию пришла письменность, появились школы при церквях, в монастырях зарождалось летописание, появились переводы Евангелия и служебных книг, развивались зодчество, живопись, появилось иконописание.

Итак, в далёком прошлом Алания сделала свой цивилизационный выбор – приняла православное христианство, что несомненно повлияло на её историю, формирование культурно-национальной идентичности осетинского народа.

Кузнецов В. А. Христианство на Северном Кавказе до ХV века. – Владикавказ: Ир, 2002. – 159 с.

Волхонский М. А., Муханов В. М., Мирзоева А. М., Барабанов О. Н. Из истории христианства на Северном Кавказе. С древнейших времён до начала ХХ в.: научно-популярные очерки. – М.: Архитектура-С, 2014. –336 с.

Тменов В. Х., Бесолова Е. Б., Гонобоблев Е. Н. Религиозные воззрения осетин (история религии – в истории народа): хрестоматия. Владикавказ, 200. – 503 с.

Мамиев М. Э. Аланское православие: история и традиция. Институт истории и археологии РСО-Алания. – М.: СЕМ, 2014. – 264 с.

Калицов Т. С. 30 событий, изменивших Осетию. – Владикавказ: Респект, 2016. – 102 с.

Северная Осетия. Готовимся серьёзно и кропотливо. 20 июня 2019 г., №104.

Северная Осетия. Алания: сквозь прошлое в настоящее. 25 мая 2019 г., №88.

Приложение № 1

Приложение № 2

Приложение № 3

Приложение № 4

Приложение № 5

Приложение № 6

(Приложение 7)

1 Из истории христианства на Северном Кавказе. С древнейших времён до начала ХХ в. Научно-популярные очерки. М.:Архитектура-С, 2014.- C .137.

Читайте также: