Марийская свадьба традиции кратко

Обновлено: 05.07.2024

Фотографии из фонда Национального музея Республики Марий Эл им. Т. Евсеева демонстрируют обычаи и обряды национальной марийской свадьбы с конца ХIХ до 70-х годов ХХ века, сохранившиеся до сегодняшнего дня. Часть фотографий сделана первым марийским этнографом Тимофеем Евсеевым.

Луговые мари — этническая общность, проживающая на территории Марий Эл компактными территориальными группами, каждая из которых имеет локальные особенности говора, традиционного костюма, календарных и семейно-обрядовых практик. Локальная группа сернурских (луговых) мари расселена в Сернурском, Новоторъяльском, Параньгинском, Мари-Турекском, Куженерском (частично) районах, Шоруньжинском и Шиньшинском сельских советах Моркинского района Республики Марий Эл; Байсинском, Уржумском и Изморском сельских советах Лебяжского района Кировской области.

Cама свадьба (сyан) проходит в доме жениха и в доме невесты. Утром в день свадьбы родители жениха оповещали всю деревню об этом и собирали свадебный поезд, который состоял из 20 и более подвод. Участниками свадебного поезда являлись родственники, представленные соответствующими свадебными чинами — сÿанвуй, кугу веҥе, пурашвате и другими. Девушек на эту церемонию никогда не брали. Отец жениха мог также ехать за невестой, но мать обычно оставалась дома. Случалось, свадебный поезд собирался не в доме жениха, а у его крестного отца, если он из этой же деревни, или у дяди жениха. Крестный отец получал свадебный чин сÿанвуй, которому обязывалось водить участников свадебного поезда по домам и угощать их, он являлся распорядителем, главой поезда. В обязанность свадебных чинов пурашвате и пурашмарий, назначаемых родителями жениха, входило уберечь жениха и невесту.Пока свадебный поезд собирается в дорогу, двигается и останавливается в доме свата, в доме невесты идут соответствующие приготовления к встрече свадебного поезда: сбор невесты и подготовка подарков. Как только они услышат звук барабанного боя (тÿмыр йÿк) или мелодии гармони, то две подруги невесты начинают укладывать в сундук приданое. При исполнении этого обряда ни в коем случае не должны были присутствовать сестры невесты. Это делалось из опасения, чтобы младшие дочери не засиделись в девушках. На крышке сундука оставляли ленточку, половина которой завязывается с внешней стороны в бантик. Лента предназначена для подруги невесты (ончыч шогышо) со стороны жениха.

Невесту одевали в традиционный костюм: платье с вышивкой (тувыр), поверх платья надевали кафтан черного цвета (шем шовыр), затем завязывали пояс (ÿштö) и передник (запон). Кроме всего этого использовали набор серебряных украшений. Голову повязывали платком, это означало, что она еще девушка, пока не принадлежащая и не зависящая от своего будущего мужа, и что еще не стала женой. Встречает свадебный поезд так называемый торышт шинчыше — специально назначенный для этого обряда родственник невесты пожилого возраста. Невеста с подругой располагались по правую руку от него. Первыми в дом невесты заходят: дружка жениха (изи веҥе), жених, пурашмарий и пурашвате. У моркинских марийцев дружку жениха называли наоборот — кугу веҥе (большой зять). Отведав хлеб с солью, жених становится между невестой и ее пожилым родственником, сидевшим вначале за столом. Чтобы не было порчи со стороны злых духов, ончыч шогышо (подруга невесты) должна идти по следам невесты. После этого жениха с невестой и ончыч шогышо отводят в специально отведенное для них помещение.Затем свадебный поезд возвращается в дом невесты. Все поезжане начинают собираться в обратный путь. В это же время собирают в дорогу невесту. Но прежде чем на нее надеть свадебный кафтан (сывын), угощали молодых парней-односельчан (ÿдыр арака йÿмаш). Исполняли этот обряд двоюродный брат, а иногда родной брат невесты, надевая ее свадебный кафтан и имитируя тем самым невесту. Затем мать и отца невесты, а также ее крестных родителей, сажали за стол и одаривали подарками; следующими усаживались за стол жених и невеста, получая благословение от матери, отца и крестных родителей. Рядом с ними присаживались посаженная мать (пурашвате), которая под мышкой держит подушку, и подруга (ончыч шогышо). Все четверо они три раза обходят вокруг стола (по солнцу) и быстро направляются к переднему тарантасу. "Когда невеста выходит из родительского дома, чтобы ехать в дом жениха, она не сразу садится в экипаж жениха, три раза заносит ногу, чтобы сесть, и три раза отступает назад, до тех пор, пока к ней не подойдет распорядитель свадебного поезда и не ударит ее трижды кнутом".

По пути в дом родителей жениха свадебный поезд должен был останавливаться в заранее назначенном доме, где невесту переодевали уже в соответствующий женский головной убор. Это означало, что с данного дня она является женой своего мужа, должна слушаться и не перечить ему. С этим головным убором она уже больше не должна была расставаться. Далее свадебный поезд направлялся прямо к дому жениха, где уже все были готовы к встрече. У входа во двор на дорогу стелили старую овчину, а под нее клали железный предмет, через который должна была пройти эта тройка — посаженная мать и жених с невестой. Совершался этот обряд с целью оберега, чтобы не пропустить в дом злых духов. Невесту с женихом усаживали сразу за стол и угощали горячими блюдами. Тем временем свадебный поезд снаряжали родственники невесты. Если свадебный поезд со стороны жениха называли сÿан, то этот назывался почеш толшо. Чтобы вести этот поезд к дому жениха, специально оставляли кого-то из родственников со стороны жениха. Он же должен был выкупать приданое невесты. Название этого обряда — шондык ÿмбак шинчаш, т.е. "сесть на сундук". Садились на этот сундук младшие братья или сестры и племянники невесты, которые назначали и сумму выкупа.

После выкупа приданого участники свадебного поезда со стороны невесты направлялись в дом жениха. По их прибытии выставляли на стол хлеб-соль, блины (команмелна), пироги (подкогыльо), кашу, брагу, пиво и т.д. и приступали к угощению гостей. Здесь же происходило одаривание родственников жениха. Одаривали мать и отца жениха, братьев, снох, крестных, младших сестер и братьев, близких родственников и музыкантов. Предметами одариваний обычно являлись рубахи и вышитые полотенца.Вручала подарки сама невеста. Поблагодарив за подарки, те дружно вставали и начинали пляс. Затем пускались в пляс родственники невесты. Они также обходили все дома, принимая угощение. Вернувшись в дом родителей жениха, участники свадьбы продолжали свадебный церемониал, исполняя песни.Завершив гулянье в деревне жениха, свадебный поезд отправлялся в обратный путь. В отдельных случаях участники его оказывали помощь молодым в устройстве их хозяйства, давая им домашнюю птицу, мелкий скот, зерно и т.п. Проводить родственников невесты выходили в первую очередь жених с невестой, а также близкие родственники жениха.

Свадебные пиры в доме жениха и в доме невесты являлись кульминационными моментами всего ритуала, но на этом он не заканчивался. Обряды, проводившиеся после пиров, были направлены на утверждение и дальнейшее закрепление отношений между породнившимися семьями, вхождение невестки в семью мужа, включение её в трудовой процесс новой семьи.

Церковь долго боролась против этого обычая, но безуспешно. По обычному праву, проведение свадьбы рассматривалось марийцами в качестве официального акта заключения брака. За годы советской власти марийская свадьба претерпела некоторые изменения, однако не потеряла своей значимости и этнического своеобразия. Сроки проведения ее ныне не ограничиваются только летним периодом; сократилась доля свадеб со сватовством, исчез обычай уплаты калыма, но сохранилась традиция одаривания подарками невестой родственников мужа и своих родителей. В современной свадьбе магические обряды совершаются зачастую в игровой форме. Значительно утратилось понимание роли традиционных участников свадьбы. Тем не менее, марийская свадьба и по сей день играет важную роль в формировании этнического самосознания, является важным институтом укрепления национального менталитета.

Молодые супруги. Посещение родительского дома невесты. Казанская губ., Царевококшайский у.

Невеста в свадебном костюме. Казанская губ., Царевококшайский у., Моркинская вол. 1912 г.



Свадьба едет по деревне 1933г.

Свадьба — это самая значимая веха в жизни человека. Во все времена, любое человеческое общество придавало свадебным обрядам особое, сакральное значение. Марийская свадьба не являлась исключением. Удивительное сочетание религии, народных верований и сугубо бытовых вопросов делали брачные торжества марийцев зрелищным и наполненным смыслом событием.

Сватовство. История

Читая краеведческие материалы по луговым и горным марийцам, практически, не увидишь разницы в старинном свадебном обряде XIX века. О свадьбе договаривались старшие родственники. При этом парней старались женить как можно раньше, уже с 16 лет, а девушек выдавать замуж как можно позже. Невеста могла быть старше жениха на 3-6 лет.

Свадьба. История


В доме невесты в это время идут приготовления к свадьбе. Невесту одевали в традиционный марийский костюм. Голову повязывали платком, это означало, что она еще невеста, а не жена. В это время подруги невесты укладывали в сундук приданое, которое готовилось заранее, но укладывалось только в день свадьбы. К этому действу сестры невесты не допускались. Это делалось из опасения, чтобы младшие дочери не засиделись в девушках.

Традиционно, первыми порог переступали саву́ш, затем жених (качымари́й) и два его родственника. Молодому преподносили хлеб и соль. Чтобы не было порчи со стороны злых духов, подруга невесты должна идти по следам невесты. После этого нареченные уходили вглубь дома вместе с подругой невесты, пока не закончится преподнесение даров родителям невесты. Одной из традиций было одаривание матери невесты: сÿанву́й клал на грудь матери серебряные монеты за хорошее воспитание дочери.

Благословленные жрецом (карт) молодые усаживались за стол, и начинался пир. Пока старшие родственники пируют, молодые развлекаются. Прежде, чем на невесту надеть свадебный кафтан (сывын) поверх праздничного платья для вхождения в дом жениха, угощали молодых парней из деревни (ÿдыр арака йÿмаш). Исполнял этот обряд молодой родственник невесты, надевая ее свадебный кафтан и имитируя тем самым невесту. После пира в доме невесты свадебный поезд жениха направлялся в дом жениха. Но по дороге обязательно заезжали в специально оговоренный дом, где невеста снимала платок и надевала женский головной убор.

Обряды


Сватовство. Современность


Свадьба. Современность

Сейчас марийские свадьбы играют в любое время года, а не только летом и осенью. Но обряд празднования сохранился: свадьба или дневная, с утра до вечера, или ночная, которая празднуется сутки. Со стороны жениха собирается свадебный поезд, понятно, что не из подвод, а из машин. В состав поезда входят родственники жениха, но опять мать жениха не берут. А незамужних девушек - вперед и с песней! Обязательно присутствуют сÿанва́те, наряженные в традиционные марийские костюмы.

В доме невесты уже не укладывают приданое. Все наряжаются в марийские наряды, современная цена которых не меньше, чем цена свадебного платья. Когда приезжает жених с родственниками, то происходит выкуп невесты, вполне себе современный: с конкурсами кто во что горазд. После выкупа все садятся за стол и угощаются. Стоит отметить, что обычай одаривания матери невесты сохранился в Медведевском районе.

свадьба у марийцев

Далее следуют марийские пляски и песни в исполнении сÿанва́те. Следующий этап — это поездка в загс, в которой участвуют только родственники жениха. Родители невесты остаются дома. Но не везде. Этот обычай используется только в Новоторъяльском районе. Сейчас, в основном, родители вместе с родней и приданым приезжают в дом жениха чуть позже родни жениха. После загса родственники молодого мужа отправляются в его дом, где их встречает с хлебом/солью мать молодого мужа. И вот там уже молодая жена надевает или платок (а ведь в старину снимала его), или головной марийский убор. Традиция стелить старую овчину видоизменилась. Отныне используют новый ковер, по которому должна пройтись только невеста.

За стол по-прежнему садятся поочередно: сначала родственники жениха, потом — невесты. Традиция одаривание родственников жениха превратилась в обязательное одаривание свекрови. Молодая супруга должна одеть мать мужа с ног до головы.

марийские танцы

В заключении стоит отметить, что данные традиции сохранились, в основном, у луговых марийцев. У горных только присутствуют сÿанва́те, и гости, поочередно садящиеся за стол. Да, и к тому же у горных марийцев появилась новая традиция со времен Великой Отечественной войны: приходить на свадьбу со своим самогоном и едой.

Напомним, ранее сообщалось о том, как живут Нижегородские марийцы, а также о том, как живут марийцы в Башкирии.

Заглянула в историю обрядов марийского народа, которую частично знала. Знала что? Что марийцы — последние язычники Европы, и все обряды построены именно на язычестве. В том числе и свадебные обряды. Заглянем в историю.

Замечу, что мариец марийцу рознь. На территории Марий Эл проживают луговые и горные марийцы, говорящие на разных диалектах. Это связано с историей Руси: горные марийцы находились под сильным влиянием Московского княжества, а луговые марийцы долго зависели от Казанского ханства. Поэтому даже приобщение к христианству горных марийцев произошло раньше, чем луговых. И именно часть луговых марийцев, проживающих в Марий Эл и Кировской области, до сих пор являются язычниками. Утверждаю уверенно, так как знакома лично. Сейчас современные марийские язычники, большей частью, двоеверы. То есть после праздничного моления в церкви они идут в Священную рощу и совершают благодарственные моления там с обязательным жертвоприношением животных.

Традиционный праздничный наряд марийцев ХIХ века:



Праздничные наряды марийцев начала ХХ века:


В доме невесты в это время идут приготовления к свадьбе. Невесту одевали в традиционный марийский костюм. Голову повязывали платком , это означало, что она еще невеста, а не жена. В это время подруги невесты укладывали в сундук приданое, которое готовилось заранее, но укладывалось только в день свадьбы. К этому действу сестры невесты не допускались . Это делалось из опасения, чтобы младшие дочери не засиделись в девушках.

Встречал свадебный поезд один из старших родственников невесты (торышт шинчыше). Невеста ( оръеҥ) с подругой ( ончыч шогышо) располагались по правую руку от него. Отведав хлеб с солью, жених становится рядом с невестой.


Традиционно, первыми порог переступали саву́ш, затем жених (качымари́й) и два его родственника. Молодому преподносили хлеб и соль. Чтобы не было порчи со стороны злых духов, подруга невесты должна идти по следам невесты . После этого нареченные уходили вглубь дома вместе с подругой невесты, пока не закончится преподнесение даров родителям невесты. Одной из традиций было одаривание матери невесты : сÿанву́й клал на грудь матери серебряные монеты за хорошее воспитание дочери.

Благословленные жрецом (карт) молодые усаживались за стол, и начинался пир. Пока старшие родственники пируют, молодые развлекаются. Прежде, чем на невесту надеть свадебный кафтан (сывын) поверх праздничного платья для вхождения в дом жениха, угощали молодых парней из деревни (ÿдыр арака йÿмаш). Исполнял этот обряд молодой родственник невесты, надевая ее свадебный кафтан и имитируя тем самым невесту. После пира в доме невесты свадебный поезд жениха направлялся в дом жениха. Но по дороге обязательно заезжали в специально оговоренный дом, где невеста снимала платок и надевала женский головной убор .


У входа во двор жениха на дорогу стелили старую овчину , а под нее клали железный предмет, через который должны были пройти жених с невестой . Совершался этот обряд с целью оберега, чтобы не пропустить в дом злых духов. Невесту с женихом усаживали сразу за стол и угощали горячими блюдами. А в это время один из родственников жениха, оставшийся в доме невесты, выкупал ее приданое. Название этого обряда — шондык ÿмбак шинчаш, т.е. "сесть на сундук". Садились на этот сундук младшие братья или сестры невесты, которые назначали и сумму выкупа. Параллельно с выкупом родственники невесты собирали свадебный поезд невесты . Если свадебный поезд со стороны жениха называли сÿан, то этот назывался почеш толшо. После выкупа приданого участники свадебного поезда со стороны невесты направлялись в дом жениха. При этом родители невесты оставались дома , то есть в дальнейших празднествах не участвовали. По прибытии родственников невесты выставляли на стол хлеб-соль, блины (команмелна), пироги (подкогыльо), кашу, брагу, пиво и т.д. и приступали к угощению гостей. За стол садились поочередно: сначала родственники жениха, потом — невесты. Здесь же происходило одаривание родственников жениха. Предметами одариваний, обычно, являлись рубахи и вышитые полотенца. Вручала подарки сама невеста. Поблагодарив за подарки, те дружно вставали и начинали пляс. Затем пускались в пляс родственники невесты. Завершив гулянье в деревне жениха, свадебный поезд невесты отправлялся в обратный путь. Проводить родственников невесты выходили в первую очередь молодые супруги .

Молодые марийские супруги конца ХIХ-начала ХХ века:



Следующий день после свадьбы тоже имеет свои традиции. Утром молодые мылись в бане. После этого новобрачную водили за водой, где она должна была поклониться богине воды Вÿд ава. Утренняя церемония завершалась демонстрацией кулинарного мастерства молодой жены. Она в присутствии гостей пекла блины и угощала ими присутствующих.

Выделю ОСОБЕННОСТИ старинного марийского свадебного обряда:

- Приданое невесты должны были укладывать подруги, но ни в коем случае не сестры.

- Голова девушки покрывалась платком в знак того, что она еще невинна, а украшения были только из серебра.

- Переезжая в дом жениха, невеста не сразу садилась в повозку. Она трижды заносила ногу и трижды опускала ее. Пока сÿанву́й не ударит ее трижды плетью.

- Девушка преподносила сделанные своими руками подарки, в ответ родственники жениха выделяли молодым скот и птицу для их хозяйства.

- Невеста сама готовила мясную лапшу или блины, а родственники мужа оставляли в ответ в оговоренном месте подарки и монеты.

- Выкуп приданого невесты в доме девушки проходил с веселым размахом, но после того, как уезжали невеста с женихом .

Сейчас марийские свадьбы играют в любое время года, а не только летом и осенью. Но обряд празднования сохранился: свадьба или дневная, с утра до вечера, или ночная, которая празднуется сутки. Со стороны жениха собирается свадебный поезд, понятно, что не из подвод, а из машин. В состав поезда входят родственники жениха, но опять мать жениха не берут. А незамужних девушек - вперед и с песней! Обязательно присутствуют сÿанва́те, наряженные в традиционные марийские костюмы.



Про сÿанмари́й я услышала только от одного человека, настоящего язычника и, что меня очень поразило, достаточно молодого. Современные сÿанмари́й:


Очень улыбнуло, когда на вопрос, что такое саву́ш, мне ответили, что это палка с разноцветными лентами и монетками в навершии, которую используют на свадьбе при марийских плясках. То есть был мужчина - распорядитель свадебного поезда, а стал свадебным атрибутом. Распорядителя свадьбы (сÿанву́й) тоже нет. Всем действом заправляют, в основном, сÿанва́те.

В доме невесты уже не укладывают приданое. Все наряжаются в марийские наряды, современная цена которых не меньше, чем цена свадебного платья (я узнавала!). На голове невесты или современная фата, или ничего. Когда приезжает жених с родственниками, то происходит выкуп невесты, вполне себе современный: с конкурсами кто во что горазд. После выкупа все садятся за стол и угощаются. Обычай одаривание матери невесты сохранился в Медведевском районе. Далее следуют марийские пляски и песни в исполнении сÿанва́те. Следующий этап — это поездка в загс, в которой участвуют только родственники жениха. Родители невесты остаются дома. Но не везде. Этот обычай используется только в Новоторъяльском районе. Сейчас, в основном, родители вместе с родней и приданым приезжают в дом жениха чуть позже родни жениха. После загса родственники молодого мужа отправляются в его дом, где их встречает с хлебом/солью мать молодого мужа. И вот там уже молодая жена надевает или платок (а ведь в старину снимала его), или головной марийский убор. Традиция стелить старую овчину видоизменилась в стелить новый ковер, по которому должна пройтись только невеста.

За стол по-прежнему садятся поочередно: сначала родственники жениха, потом — невесты. Традиция одаривание родственников жениха превратилась в обязательное одаривание свекрови. Молодая супруга должна одеть мать мужа с ног до головы. Обязательным атрибутом является женское марийское платье.

Следующий день после свадьбы так же сохранил определенные традиции. Молодая жена печет блины, но уже не одна. Ей помогают подруги. Друзья молодого супруга приносят в дом мусор, монетки и кидают на пол. Так проверяется чистоплотность и хозяйственность молодой жены. А молодая жена должна все это подметать. Не знаю, откуда этот обычай. Но раньше он точно не использовался. Возможно, переняли от других народов. В этом действе участвовала лично в качестве подруги.

В заключение могу сказать, что данные традиции сохранились, в основном, у луговых марийцев. У горных только присутствуют сÿанва́те, и гости поочередно садятся за стол. Да, еще у горных марийцев появилась новая традиция со времен Великой Отечественной войны: приходить на свадьбу со своим самогоном и едой.

Переведите нам любую сумму нажав на кнопку. Деньги пойдут на на оплату услуг провайдера, программиста и дизайнера, организацию поездок, очных встреч, фото-видеосъёмку и другие текущие расходы, необходимые для полноценной работы проекта.

Командный раздел

Марий Эл

Татарстан

Регионы

Окно в природу

Блог от Лоцмана

Последние комментарии


    3 часа 44 минуты назад
    1 день 7 часов назад
    1 день 14 часов назад
    1 день 14 часов назад
    2 дня 4 часа назад
    2 дня 9 часов назад
    2 дня 14 часов назад
    2 дня 23 часа назад
    5 дней 6 часов назад
    5 дней 13 часов назад

Популярное содержимое

За сегодня:

За всё время:

Марийская свадьба

Марийская свадьба, пожалуй, самый примечательный из марийских обрядов!

Именно на свадьбу марийцы надевают самые красивые одежды и украшения, поют народные песни и исполняют народные танцы, используют народные инструменты, готовят марийские блюда, по-марийски и молятся – вобщем, свадьба настоящий кладезь обрядов и фольклора для этнографа, да и просто для любителя путешествий и краеведения!
Инесса Куляжева (интересные статьи которой уже были на нашем сайте!) побывала на марийской свадьбе в деревне Шоруньжа в Моркинском районе РМЭ! Её фотоотчет мы прилагаем к этой статье!

Марийская свадьба

моление карта перед иконой Николая чудотворца (сам карт объяснял, что молится огню)

Марийская свадьба

Марийская свадьба

Особенности марийской свадьбы.

Cама свадьба (сÿан) проходит в доме жениха и в доме невесты. Утром в день свадьбы родители жениха оповещали всю деревню об этом и собирали свадебный поезд, который состоял из 20 и более подвод. Участниками свадебного поезда являлись родственники, представленные соответствующими свадебными чинами — сÿанвуй, кугу веҥе, пурашвате и другими. Девушек на эту церемонию никогда не брали.
Отец жениха мог также ехать за невестой, но мать обычно оставалась дома. Случалось, свадебный поезд собирался не в доме жениха, а у его крестного отца, если он из этой же деревни, или у дяди жениха.
Крестный отец получал свадебный чин сÿанвуй, которому обязывалось водить участников свадебного поезда по домам и угощать их, а также следить за дисциплиной и порядком в свадебном поезде — то есть он являлся распорядителем, главой поезда.
В обязанность свадебных чинов пурашвате и пурашмарий, назначаемых родителями жениха, входило уберечь жениха и невесту. Это объясняется тем, что в прошлом, по-видимому, довольно распространенным было похищение невест. И. Н. Смирнов в своей монографии "Черемисы" пишет, что "там, где похищение невесты уже не практикуется, свадебный обряд заключает в себе значительное количество его следов из прошлого. На него указывает прежде всего отправление за невестой организованного поезда, в котором принимает участие вся деревня с распорядителем во главе, затем остановка поезда в доме сватуна, а не у родителей невесты, указывает на то, что они чувствуют себя в нем завоевателями; глава поезда устраивает на дворе столы для своей команды, распоряжается вином, пивом и кушаньями".
Пока свадебный поезд собирается в дорогу, двигается и останавливается в доме свата, в доме невесты идут соответствующие приготовления к встрече свадебного поезда: сбор невесты и подготовка подарков. Здесь очень чутко прислушиваются к звуку свадебного поезда, выехавшего от жениха. Как только они услышат звук барабанного боя (тÿмыр йÿк) или мелодии гармони, то две подруги невесты начинают укладывать в сундук приданое. При исполнении этого обряда ни в коем случае не должны были присутствовать сестры невесты. Это делалось из опасения, чтобы младшие дочери не засиделись в девушках. На крышке сундука оставляли ленточку, половина которой завязывается с внешней стороны в бантик. Лента предназначена для подруги невесты (ончыч шогышо) со стороны жениха.
Невесту одевали в традиционный костюм: платье с вышивкой (тувыр), поверх платья надевали кафтан черного цвета (шем шовыр), затем завязывали пояс (ÿштö) и передник (запон). Кроме всего этого использовали набор серебряных украшений. Голову повязывали платком, это означало, что она еще девушка, пока не принадлежащая и не зависящая от своего будущего мужа, и что еще не стала женой.
Встречает свадебный поезд так называемый торышт шинчыше — специально назначенный для этого обряда родственник невесты пожилого возраста. Невеста с подругой располагались по правую руку от него.
Первыми в дом невесты заходят: дружка жениха (изи веҥе), жених, пурашмарий и пурашвате. У моркинских марийцев дружку жениха называли наоборот — кугу веҥе (большой зять). Так об этом писал И. Н. Смирнов: "В дом невесты являются таким образом два жениха-зятя: один фиктивный, но пользующийся преимуществами, другой — фактический, но в обряде играющий второстепенную роль. Этот факт может сделаться для нас понятным только в том случае, если мы будем рассматривать его, как переживание от той эпохи, когда невеста бралась для всех братьев и права на нее определялись возрастом. Кугу веҥе, избираемый отцом жениха, является носителем братских прав на невесту. В доме невестиного отца он является как бы главным женихом. С ним вступают родители невесты в общение. Он вводит невесту в родной дом и, засвидетельствовавший символически свои жениховские права на нее, уступает ее постоянному жениху в последний момент брачного обряда".
Отведав хлеб с солью, жених становится между невестой и ее пожилым родственником, сидевшим вначале за столом. Чтобы не было порчи со стороны злых духов, ончыч шогышо (подруга невесты) должна идти по следам невесты. После этого жениха с невестой и ончыч шогышо отводят в специально отведенное для них помещение.

Марийская свадьба

мать жениха в свадебном наряде

Тем временем участники свадебного поезда празднуют в деревне, восхваляя в своих песнях жениха и невесту, благодаря их родителей:
Корным йодын толын онал,
Пöртдам йодын пурен онал.
Шкендан сайдам, ÿдырдан моторжым
Ужын-колде толын онал.
Ужар выньыкым конден улына,
Кудо каштадам пуэда?
Волгенче гай качым конден улына,
Кудо ÿдырдам пуэда?
Ачаж ден аважым
Устел покшек шындена,
Изаж ден енгажым
Почеш мияш ужына.

Дорога к вам и дом ваш
Известны без расспросов.
О вашей доброте и дочери красоте
Видано и слышано.
Доставили зеленые веники,
Которую жердь отведете?
Доставили жениха пригожего —
Которую дочь выдадите?
Отца и мать (невесты)
Приглашаем за стол,
Старшего брата с супругой
Зовем вслед за поездом ехать.

Марийская свадьба

перед свадьбой, в доме жениха

Затем свадебный поезд возвращается в дом невесты. Все поезжане начинают собираться в обратный путь. В это же время собирают в дорогу невесту. Но прежде чем на нее надеть свадебный кафтан (сывын), угощали молодых парней-односельчан (ÿдыр арака йÿмаш). Исполняли этот обряд двоюродный брат, а иногда родной брат невесты, надевая ее свадебный кафтан и имитируя тем самым невесту. Затем мать и отца невесты, а также ее крестных родителей, сажали за стол и одаривали подарками; следующими усаживались за стол жених и невеста, получая благословение от матери, отца и крестных родителей. Рядом с ними присаживались посаженная мать (пурашвате), которая под мышкой держит подушку, и подруга (ончыч шогышо). Все четверо они три раза обходят вокруг стола (по солнцу) и быстро направляются к переднему тарантасу. "Когда невеста выходит из родительского дома, чтобы ехать в дом жениха, она не сразу садится в экипаж жениха, три раза заносит ногу, чтобы сесть, и три раза отступает назад, до тех пор, пока к ней не подойдет распорядитель свадебного поезда и не ударит ее трижды кнутом". По мнению И. Н. Смирнова, автора монографии "Черемисы", "мы имеем здесь дело с символом, который указывает на род насилия в деле приобретения невесты. С похищением же несомненно связан обычай вводить невесту в дом жениха за полотенце, которое она держит в руках, но которое прежде, вероятно, связывало ей руки. "

Марийская свадьба

Марийская свадьба
Но в объяснении этого обряда существует еще и второе мнение. Вот как писал в своей заметке, опубликованной в "Известиях по Казанской епархии за 1896 год", священник Н. Д. Тихомиров: "По нашему предположению, это связано с поверьем, чтобы не увезти с собой в деревню жениха духов рода невесты, которые всегда являлись враждебными духам рода жениха". По нашим же полевым материалам следует, что когда невеста садилась в тарантас, ее ударял кнутом не глава свадьбы, а сам жених.
По пути в дом родителей жениха свадебный поезд должен был останавливаться в заранее назначенном доме, где невесту переодевали уже в соответствующий женский головной убор. Это означало, что с данного дня она является женой своего мужа, должна слушаться и не перечить ему. С этим головным убором она уже больше не должна была расставаться.

Далее свадебный поезд направлялся прямо к дому жениха, где уже все были готовы к встрече. У входа во двор на дорогу стелили старую овчину, а под нее клали железный предмет, через который должна была пройти эта тройка — посаженная мать и жених с невестой. Совершался этот обряд с целью оберега, чтобы не пропустить в дом злых духов. Невесту с женихом усаживали сразу за стол и угощали горячими блюдами.
Тем временем свадебный поезд снаряжали родственники невесты. Если свадебный поезд со стороны жениха называли сÿан, то этот назывался почеш толшо. Чтобы вести этот поезд к дому жениха, специально оставляли кого-то из родственников со стороны жениха. Он же должен был выкупать приданое невесты. Название этого обряда — шондык ÿмбак шинчаш, т.е. "сесть на сундук". Садились на этот сундук младшие братья или сестры и племянники невесты, которые назначали и сумму выкупа.
После выкупа приданого участники свадебного поезда со стороны невесты направлялись в дом жениха. По их прибытии выставляли на стол хлеб-соль, блины (команмелна), пироги (подкогыльо), кашу, брагу, пиво и т.д. и приступали к угощению гостей. Здесь же происходило одаривание родственников жениха. Одаривали мать и отца жениха, братьев, снох, крестных, младших сестер и братьев, близких родственников и музыкантов. Предметами одариваний обычно являлись рубахи и вышитые полотенца.
Вручала подарки сама невеста, которой помогали в этом родственники с той и с другой стороны. Она подходила к сидящим гостям и, угощая каждого из них, спрашивала, довольны ли они подарком. Поблагодарив за подарки, те дружно вставали и начинали пляс. Затем пускались в пляс родственники невесты. Они также обходили все дома, принимая угощение. Вернувшись в дом родителей жениха, участники свадьбы продолжали свадебный церемониал, исполняя песни, в которых восхвалялась красота невесты и достоинства жениха.

Марийская свадьба

жених и невеста, деревня Шоруньжа

Шият, шият ший огыл,
Шöртнят, шöртнят шöртньо огыл.
Ой пеш шерге, пеш шерге
Мемнан шкенан шÿжарна.
Кудывече ÿштмö шÿкдажым
Уремыш луктын ида кудалте.
Мемнан поро ÿдырнажым
Еҥ лÿмдылтышыш ида лук.
Чевер ÿдыр, мотор каче,
Ваш йöратен илыза.
Ваш йöратен илыза да
Кужу ÿмыран те лийза!

Не дорого серебро,
Не дорого золото.
Очень дорога, дорога
Наша родная сестра.
Мусор со двора
Не выметайте на улицу.
Нашу добрую девушку
Не превращайте в посмешище.
Невеста красива, жених пригож,
Живите, друг друга любя.
Живите во взаимной любви
На долгие годы!

Завершив гулянье в деревне жениха, свадебный поезд отправлялся в обратный путь. В отдельных случаях участники его оказывали помощь молодым в устройстве их хозяйства, давая им домашнюю птицу, мелкий скот, зерно и т.п. Проводить родственников невесты выходили в первую очередь жених с невестой, а также близкие родственники жениха.

Марийская свадьба

Старшая из женщин на свадьбе, определяется по самой широкой вышивке

После этого выясняли согласие невесты на брак. С этой целью ей предлагали выпить вместе с женихом вина из одной стопки. Это был один из ответственных моментов в ее жизни. В случае своего нежелания выйти замуж за сватающего жениха, она пряталась так далеко, что любые попытки ее разыскать оказывались безуспешными. В таком случае сватовство отменялось, сваты уходили домой, забрав с собой принесенные гостинцы. Чаще всего девушка уходила к соседям, где ее легко находили и начинали уговаривать [Яковлев, 1887. С. 52].

Марийская свадьба

моление карта в доме жениха перед свадьбой, свадебная свеча

Жена свата или родная мать, каждая по своему, убеждали девушку согласиться с выгодным предложением. Они настаивали не перечить отцу. Девушка редко осмеливалась ослушаться воли родителей. После некоторого колебания, она соглашалась и выпивала несколько глотков вина, трижды обменявшись рюмкой с женихом. Это означало ее согласие на замужество [Шестаков, 1866. С.148].
В некоторых случаях (если жених и невеста давно дружили и об этом знали ее родители) сватовство начинали с угощения вином молодых. Родители молодых садились за стол, а будущие молодожены становились напротив стола и менялись кольцами, а затем, трижды передавая друг другу рюмку, пили вино. Вопрос о размерах выкупа (олно) и приданого (кузык) обсуждали через несколько дней путем совместного принятия ритуальной пищи. В XIX веке существовал обычай освящения брачного договора молодых.

Марийская свадьба

Марийская свадьба

Марийская свадьба

марийская свадьба

Марийская свадьба

проводы жениха, карт и мать жениха

Марийская свадьба

свадебный барабанщик - тумырзо

Девушек на свадьбу не брали. Женщин было немного, обычно в нечетном количестве. Отец жениха мог поехать на свадьбу, но мать оставалась дома. Жених (каче, оръең) от остальных участников свадьбы выделялся скромным поведением, нарядным костюмом (надевал суконный кафтан, сапоги, шапку или картуз). По обычаю, ему не полагалось снимать головной убор даже за столом. Свадьба в Казанской губернииУчастники свадьбы запрягали в тарантасы или свадебные кибитки лучших своих жеребцов, надевали праздничные костюмы, а женщины – свадебные наряды и подъезжали к дому жениха. Каждая этнографическая группа имела свои отличительные свадебные наряды. Молодежь ехала верхом на лошадях. Звон свадебных бубенцов и колокольчиков, прикрепленных к дугам, яркие наряды и вычищенные до блеска украшения женщин резко выделяли их от остальных. Все это создавало атмосферу радостного настроения. Вся деревня в этот день жила ожиданием предстоящего веселья, а по возвращении свадьбы в дом жениха все моментально шли поглядеть на свадьбу, чтобы самому увидеть и оценить, какую невесту привез жених.
В доме жениха собравшиеся под руководством местного карта молились богам, родители благословляли сына на женитьбу, наказывая ему быть счастливым, иметь добрую и любящую жену, много детей, жить в достатке и изобилии. Горные марийцы, по примеру русских, зажигали свечи перед иконами, читали молитву, а затем давали наказ своему сыну оставаться и впредь любящим и верным помощником отца и матери. В случае исполнения этого наказа они клялись, что выделят молодым лошадь, корову и даже все свое хозяйство [Кырык мары, 1991. С. 7].

Марийская свадьба

вынос свадебного хлеба, старшая на свадьбе, Шоруньжа

За невестой участники свадьбы выезжали после обеда или в вечернее время. Перед выездом со двора савуш трижды крест на крест ударял своим кнутом, символически отгоняя нечистую силу. Поезжане всю дорогу ехали с песнями. Если им приходилось проезжать через чужую деревню, то их останавливали. Чтобы получить разрешение проехать через селение, горные марийцы отдавали молодежи немного вина. У луговых марийцев родственники жениха, наоборот, встречали свадьбу со своим вином и угощением [НФ МарНИИ, МЭЭ–61, № 9, л. 50 об.].

Марийская свадьба

Марийская свадьба

В доме невесты между тем шла подготовка к встрече свадьбы: везде наводили чистоту и порядок. Во дворе делали шелык, где, как и во дворе жениха, выставляли два стола, на один из которых ставили ритуальные блюда, а возле другого – березку. Невесту одевали в традиционный свадебный костюм и украшения. Голову повязывали платком, это означало, что она еще девушка. Задолго до приезда свадебного поезда к невесте собирались родственники, которые приносили с собой напитки, ритуальные кушанья. Дружка невесты под руководством старших, резал принесенные гостями хлеб, лепешки, пироги и приглашал родственников отведать гостинцы. Те, прежде чем садиться, клали в блюдечко деньги, высказывая добрые пожелания невесте. За сбором денег следила специально назначенная девушка или женщина чаза корка кучышо ўдыр или чаза кучышо вате. Подъехав к дому невесты, поезжане останавливались возле дома свата. Во двор невесты свадьба могла заехать только после окончательного взноса выкупа. Денежные дела решал отец жениха или сўанвуй. После этого участники свадьбы ехали к дому невесты. Здесь их не сразу соглашались пускать во двор. Чтобы заехать на территорию невестиного двора, требовалось продемонстрировать свое доброе отношение к ее родне, задобрить духов жилища и получить разрешение у представителей старшего поколения.

Марийская свадьба

свадебные обряды моркинских марийцев

Читайте также: