Периодизация искусства древнего рима кратко

Обновлено: 28.06.2024

История римской культуры делится на периоды, соответствующие основным этапам истории Древнего Рима:

1. Ранний или царский Рим (VIII√VI вв. до н.э.).

2. Римская республика (VI в. до н.э. √ нач. I в. н.э.):

√ От упразднения царской власти до объединения Италии под владычеством Рима. (510 г. до н.э. √ нач. III в. до н.э.)

√ Образование римской державы. Кризис республики. (II в. до н.э. √ 150 г. до н.э.)

√ Падение сенатской республики. Основание военной монархии. (150 г. до н.э. √ нач. I в. н.э.).

3. Рим эпохи империи (I√V вв.):

√ Ранняя империя или принципат (27 √ 193 гг.)

√ Смутное время (193 √ 284 гг.)

√ Поздняя империя или доминат (284 √ 476 гг.).

В период поздней империи Рим постепенно теряет роль центра, и в 330 г. имп. Константин объявил новой столицей Константинополь; в 395 г. империя раскололась на Западную и Восточную. В IV в. усиливается натиск варваров на Римскую империю. В 476 г. Рим захватывают германцы, и именно этот год считается годом падения Западной Римской империи и концом античного мира; осуществилось предсказание, данное Ромулу, о двенадцати веках славы Рима.

Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства италийских племен и народов, среди которых особое место занимали этруски, обладатели высокоразвитой самобытной и древней художественной культуры. Именно этруски познакомили римлян с искусством градостроения, настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом. Большой вклад в формирование римской культуры внесли греческие колонисты Южной Италии и Сицилии, никогда не порывавшие культурных связей с метрополией. Именно греческая архитектура и греческие ордерные системы и принципы декора перерабатывались римлянами.

Не меньшее значение позже приобрело для римской культуры и эллинистической искусство, склонное к грандиозности и масштабности. Вбирая разнообразные и наиболее ценные для него элементы римская художественная культура сохраняла, тем не менее свою самобытность и оригинальность.

Особенности исторического развития определили важнейшие отличия искусства римского от греческого. В художественном наследии Рима едва ли не первое место завоевал скульптурный портрет, к котором проявился особый интерес к проблеме личности и ее судьбе, представление о конкретно-историческом характере рядового человека - гражданина римского государства, сознающего свое значение как самоценной личности.

История римской культуры делится на периоды, соответствующие основным этапам истории Древнего Рима:

1. Ранний или царский Рим (VIII√VI вв. до н.э.).

2. Римская республика (VI в. до н.э. √ нач. I в. н.э.):

√ От упразднения царской власти до объединения Италии под владычеством Рима. (510 г. до н.э. √ нач. III в. до н.э.)

√ Образование римской державы. Кризис республики. (II в. до н.э. √ 150 г. до н.э.)

√ Падение сенатской республики. Основание военной монархии. (150 г. до н.э. √ нач. I в. н.э.).

3. Рим эпохи империи (I√V вв.):

√ Ранняя империя или принципат (27 √ 193 гг.)

√ Смутное время (193 √ 284 гг.)

√ Поздняя империя или доминат (284 √ 476 гг.).

В период поздней империи Рим постепенно теряет роль центра, и в 330 г. имп. Константин объявил новой столицей Константинополь; в 395 г. империя раскололась на Западную и Восточную. В IV в. усиливается натиск варваров на Римскую империю. В 476 г. Рим захватывают германцы, и именно этот год считается годом падения Западной Римской империи и концом античного мира; осуществилось предсказание, данное Ромулу, о двенадцати веках славы Рима.

Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства италийских племен и народов, среди которых особое место занимали этруски, обладатели высокоразвитой самобытной и древней художественной культуры. Именно этруски познакомили римлян с искусством градостроения, настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом. Большой вклад в формирование римской культуры внесли греческие колонисты Южной Италии и Сицилии, никогда не порывавшие культурных связей с метрополией. Именно греческая архитектура и греческие ордерные системы и принципы декора перерабатывались римлянами.




Не меньшее значение позже приобрело для римской культуры и эллинистической искусство, склонное к грандиозности и масштабности. Вбирая разнообразные и наиболее ценные для него элементы римская художественная культура сохраняла, тем не менее свою самобытность и оригинальность.

Особенности исторического развития определили важнейшие отличия искусства римского от греческого. В художественном наследии Рима едва ли не первое место завоевал скульптурный портрет, к котором проявился особый интерес к проблеме личности и ее судьбе, представление о конкретно-историческом характере рядового человека - гражданина римского государства, сознающего свое значение как самоценной личности.

Хронологические рамки искусства Древнего Рима охватывают почти тысячелетие - от его зарождения в конце VIII века до н.э. до конца V века н.э.. Это тысячелетие в истории римского государства делится на несколько больших периодов, из которых наиболее значительные республиканский и императорский, названные так по характеру политического устройства. Соответственно этому выделяют искусство периода Республики (IV - I века до н.э.) и искусство периода Империи (I - V века н.э.).

Период развития италийских племён, этрусская культура: VIII - II века до н.э. От этрусков сохранилось много исторических памятников: остатки городов, некрополи, оружие, домашняя утварь, фрески, статуи, следы этрусского влияния в римской культуре. В античной традиции этруски считались превосходными инженерами — они прославились созданием сложных ирригационных и мелиоративных систем в виде открытых и подземных каналов. Самым знаменитым сооружением такого рода явилась римская Большая клоака (Клоака Максима), облицованный камнем подземный сточный канал для отвода в Тибр воды из болот между холмами Рима, — этот канал до сих пор действует безотказно. Этруски внесли свой вклад в градостроительство Италии.

Республиканский период Древнего Рима: V - I века до н.э. Изгнав царей (в конце 6 в. до н. э.), римское общество вступает в длительную полосу войн, сначала в Италии, а затем и за ее пределами, пока, наконец, с разгромом Карфагена (146 г.до н. э.). не становится сильнейшей державой средиземноморья. Нуждами войны объясняется строительство в этот период Аппиевой и, позже, Фламиниевой дорог. Ведется каменное строительство и в Риме (сохранились храм Весты, здание Сенатской Курии, Форум), но город еще оставался по преимуществу деревянным.

Период Римской империи: I - V века н.э.Весь период римской империи может быть разделен на период Юлиев-Клавдиев и Флавиев (ранняя империя, 31 г. до н. э. — 96 г. н. э.), империю Антонинов-Северов (расцвет империи, 96 г. до н. э. — 284 г. н .э.) и на империю периода домината (позднюю империю, 284 г. н. э. — 395 г. н. э.). Становление культуры ранней Римской империи было одновременно и формированием имперской идеологии, подчеркивающей величие и вечность Рима, а также его историческую миссию в отношении народов мира.

Как сама римская империя, ставшая для потомков образцом государственного устройства, так и рожденные ею идеи прогресса, политического устройства, сочетающего власть одного и участие во власти всех, вдохновляли людей во все исторические эпохи, включая современную.

Статья подготовлена с использованием материалов из следующих источников:

История римской культуры делится на периоды, соответствующие основным этапам истории Древнего Рима:

1. Ранний или царский Рим (VIII√VI вв. до н.э.).

2. Римская республика (VI в. до н.э. √ нач. I в. н.э.):

√ От упразднения царской власти до объединения Италии под владычеством Рима. (510 г. до н.э. √ нач. III в. до н.э.)

√ Образование римской державы. Кризис республики. (II в. до н.э. √ 150 г. до н.э.)

√ Падение сенатской республики. Основание военной монархии. (150 г. до н.э. √ нач. I в. н.э.).

3. Рим эпохи империи (I√V вв.):

√ Ранняя империя или принципат (27 √ 193 гг.)

√ Смутное время (193 √ 284 гг.)

√ Поздняя империя или доминат (284 √ 476 гг.).

В период поздней империи Рим постепенно теряет роль центра, и в 330 г. имп. Константин объявил новой столицей Константинополь; в 395 г. империя раскололась на Западную и Восточную. В IV в. усиливается натиск варваров на Римскую империю. В 476 г. Рим захватывают германцы, и именно этот год считается годом падения Западной Римской империи и концом античного мира; осуществилось предсказание, данное Ромулу, о двенадцати веках славы Рима.

Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства италийских племен и народов, среди которых особое место занимали этруски, обладатели высокоразвитой самобытной и древней художественной культуры. Именно этруски познакомили римлян с искусством градостроения, настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом. Большой вклад в формирование римской культуры внесли греческие колонисты Южной Италии и Сицилии, никогда не порывавшие культурных связей с метрополией. Именно греческая архитектура и греческие ордерные системы и принципы декора перерабатывались римлянами.

Не меньшее значение позже приобрело для римской культуры и эллинистической искусство, склонное к грандиозности и масштабности. Вбирая разнообразные и наиболее ценные для него элементы римская художественная культура сохраняла, тем не менее свою самобытность и оригинальность.

Особенности исторического развития определили важнейшие отличия искусства римского от греческого. В художественном наследии Рима едва ли не первое место завоевал скульптурный портрет, к котором проявился особый интерес к проблеме личности и ее судьбе, представление о конкретно-историческом характере рядового человека - гражданина римского государства, сознающего свое значение как самоценной личности.

История римской культуры делится на периоды, соответствующие основным этапам истории Древнего Рима:

1. Ранний или царский Рим (VIII√VI вв. до н.э.).

2. Римская республика (VI в. до н.э. √ нач. I в. н.э.):

√ От упразднения царской власти до объединения Италии под владычеством Рима. (510 г. до н.э. √ нач. III в. до н.э.)

√ Образование римской державы. Кризис республики. (II в. до н.э. √ 150 г. до н.э.)

√ Падение сенатской республики. Основание военной монархии. (150 г. до н.э. √ нач. I в. н.э.).

3. Рим эпохи империи (I√V вв.):

√ Ранняя империя или принципат (27 √ 193 гг.)

√ Смутное время (193 √ 284 гг.)

√ Поздняя империя или доминат (284 √ 476 гг.).

В период поздней империи Рим постепенно теряет роль центра, и в 330 г. имп. Константин объявил новой столицей Константинополь; в 395 г. империя раскололась на Западную и Восточную. В IV в. усиливается натиск варваров на Римскую империю. В 476 г. Рим захватывают германцы, и именно этот год считается годом падения Западной Римской империи и концом античного мира; осуществилось предсказание, данное Ромулу, о двенадцати веках славы Рима.

Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства италийских племен и народов, среди которых особое место занимали этруски, обладатели высокоразвитой самобытной и древней художественной культуры. Именно этруски познакомили римлян с искусством градостроения, настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом. Большой вклад в формирование римской культуры внесли греческие колонисты Южной Италии и Сицилии, никогда не порывавшие культурных связей с метрополией. Именно греческая архитектура и греческие ордерные системы и принципы декора перерабатывались римлянами.




Не меньшее значение позже приобрело для римской культуры и эллинистической искусство, склонное к грандиозности и масштабности. Вбирая разнообразные и наиболее ценные для него элементы римская художественная культура сохраняла, тем не менее свою самобытность и оригинальность.

Особенности исторического развития определили важнейшие отличия искусства римского от греческого. В художественном наследии Рима едва ли не первое место завоевал скульптурный портрет, к котором проявился особый интерес к проблеме личности и ее судьбе, представление о конкретно-историческом характере рядового человека - гражданина римского государства, сознающего свое значение как самоценной личности.

Если говорить кратко об искусстве Древнего Рима — это эпоха ряда значимых художественных нововведений, дошедших до наших дней. К примеру, во времена Царского периода римляне создали собственный алфавит. Учёный Птолемей предложил геоцентрическую систему мира. Очень многое в искусстве было заимствовано у греков. Римляне переняли у этого народа ряд мифов и верований. Отдельно следует отметить великие достижения архитектуры.

Искусство древнего рима

Становление государства

  • жёсткая дисциплина войска;
  • твёрдые законы в стране.

Если обобщить кратко о культуре Древнего Рима, для каждой эпохи правления характерны свои культурные особенности. История Древнего Рима подразделяется на три периода:

  1. VIII — VI века до нашей эры — Царский;
  2. VI — I века до нашей эры — Республиканский;
  3. I век до нашей эры — V век — Имперский.

Особенности архитектуры

Технология возведения куполов, каменных арок, простых сводов первоначально зародилась в греческом государстве. Сооружения стали более разнообразными. В качестве примера следует привести круглый Пантеон, перекрытый огромным куполом, диаметр которого превышал 40 метров.

Круглый Пантеон

Пантеон возводился в 117−138 годах. Материалами для возведения храма служили камень, бетон и кирпич. Высота здания — 42,7 метра, диаметр купола — 43,2 метра. Сооружение декорировано портиком с коринфскими колоннами из красного гранита. Напольные поверхности выполнены из мраморных плит.

Другим заимствованием у греческого народа стало построение колонн. В честь полководцев возводились триумфальные арки. Римские акведуки строились в три уровня арок, нагроможденных друг на друга. Здания для развлечения знатных сословий отличались особой величественностью.

Колизей — главное наследие архитектуры того времени, огромный амфитеатр, который мог вместить около полусотни тысяч зрителей. На его арене размещались 3000 пар гладиаторов. Во время разыгрывания морских боёв арена полностью затапливалась.

Помимо этого, в Риме строились типичные для этого города здания и сооружения с разными назначениями:

  • Терма — традиционная римская баня. В просторных залах с мраморной облицовкой размещались помещения для банных процедур, раздевалки, прогулочные и библиотечные залы, спортплощадки.
  • Базилика представляла собой судебное или торговое здание, чаще всего сооружаемое на краю площади.
  • Атриум — это открытый двор с фонтаном и колоннами, окружающий жилую постройку. Инженерно-технические системы выполнялись из туфа, смешанного со строительным раствором.

Скульптура и живопись

Древнеримские скульптуры использовались главным образом для украшения зданий. Императоры, генералы и сенаторы изображались скульпторами весьма реалистично. Для скульптур Древнего Рима характерно изображение статуи с физическими изъянами. Изготавливались они из следующих материалов:

Древнеримские скульптуры

Живопись выполняла декоративную функцию.

Жители Помпеи украшали свои дома росписью по сырой штукатурке. Нередко при помощи фресок помещениям придавалась иллюзия глубины, визуальное увеличение. Комнаты без окон расписывались пасторальными пейзажами.

Различные элементы декора нередко раскрашивались. Среди наиболее используемых цветов следует выделить:

  • бело-кремовый;
  • черный;
  • красный.

Для древнеримского изобразительного искусства характерен выраженный натурализм, который достигался использованием светотеней. Среди самых частых сюжетов было создание природных пейзажей, написание портретов и тема религии.

Древнеримское изобразительное искусство

В сфере искусства древние римляне очень многое переняли у античной Греции. Самыми значительными считаются архитектурные достижения. Из различных докладов, научных характеристик и конспектов на сегодня известно 60 имён архитекторов того времени. Руины некоторых построек являются материальным культурным наследием, в сохранности дошедшим до наших дней.

Читайте также: