Архангельск город воинской славы кратко

Обновлено: 30.06.2024

В соответствии с ним такое звание присваивается городам России, на территории которых или в непосредственной близости от которых в ходе ожесточённых сражений защитники проявили мужество, стойкость и массовый героизм.

Создан охранять северные российские рубежи

Само название города в честь предводителя небесного воинства Михаила Архангела во многом определяло и его назначение: охранять северные российские рубежи.

Положение Архангельска как мощной крепости и крупного (а до основания Санкт-Петербурга – единственного) морского порта России определяло его геополитическое место. Не случайно в военно-стратегических планах России и ее союзников обороне Архангельска всегда отводилось особое место, и его роль резко возрастала именно в военное время.

Практически во всех крупных военных конфликтах со времен основания города противник стремился захватить или уничтожить Архангельск.

Крепость Архангельск

Мужественно сражались северяне в войне за освобождение Украины, равно как и в походах во время русско-польской и русско-шведской войн середины XVII века.

Именно в Архангельске началось строительство военных кораблей для Балтийского флота. С 1693 года по 1862 год на пригородных верфях были построены 506 судов разных типов, включая 160 линейных кораблей, шесть клиперов, 78 фрегатов, составивших основу российского флота.

Через войны, через испытания.

12 (24) июня 1812 года началась Отечественная война, в водоворот которой был втянут и Архангельский Север. Тысячи архангелогородцев записались в народное ополчение уже в первые дни.

Значение Архангельска как морского порта и базы судостроения вновь резко возросло с началом Восточной (Крымской) войны (1853-1856 годы). В стремлении установить блокаду России с севера, уничтожить Архангельск и строящиеся там корабли англичане и французы дважды (в 1854 и 1855 годах) направляли в Белое море свои эскадры. И оба раза неприятельские набеги были успешно отражены.

Стратегический узел

С началом Второй мировой войны роль Архангельска вновь значительно возросла.

Яркую страницу в летопись войны вписали работники Архангельского морского торгового порта. В первые дни войны порт получил ответственное задание организовать прием и переработку стратегических грузов, поставлявшихся по ленд-лизу из США и Англии.

Северный морской коридор в годы войны обслуживали около 800 транспортных судов и десятки боевых кораблей под флагами двенадцати стран: в том числе США, Великобритании, Франции, Норвегии, Польши, а также весь советский Северный военный и транспортный флот.

В 1941-1945 годах в северные порты пришел 41 конвой с грузами, в составе которых были 738 транспортов; убыли на запад 36 конвоев, 726 транспортов. Из 17,5 миллиона тонн различных грузов, доставленных союзниками в СССР через Северную Атлантику, Дальний Восток и Каспийское море, четыре миллиона тонн, то есть одна четвертая часть, прибыли в Архангельск, Молотовск (Северодвинск) и Мурманск.

По неполным данным, на Север были доставлены пять тысяч танков, семь тысяч самолетов, тысячи автомашин, десятки паровозов, сотни зенитных артиллерийских установок, десятки тысяч тонн боеприпасов, авиационного бензина и спирта, продовольствия и снаряжения. Всё это в кратчайшие сроки отправлялось на фронт.

Торговый флот – работа по-военному

Свой вклад в дело разгрома врага внесли моряки Северного морского бассейна. С первого дня войны торговый флот перестроился на работу по-военному. Он пополнился десятками транспортных и рыболовных судов, переведенных в Архангельск из Мурманска, находившегося в зоне активной деятельности вражеской авиации.

Основной задачей транспортного флота в то время являлся подвоз людских резервов, боевой техники, боеприпасов, снаряжения и продовольствия для армии и флота. Не менее важной проблемой была эвакуация морем в Архангельск из фронтовой зоны Мурманска мирного населения и оборудования промышленных предприятий.

Выполнение военных заказов, решение всех сложных проблем происходили в обстановке, когда люди жили впроголодь. Норма выдачи хлеба едва превышала минимальную норму блокадного Ленинграда. Жители Архангельска узнали непривычный вкус кайры и тюленьего жира. По данным органов записи актов гражданского состояния, за 1941-1944 годы в городе умерли 38 тысяч жителей. Из них половина пришлась на голодный цинготный 1942 год.

По смертности среди мирного населения страны Архангельск оказался на втором месте после блокадного Ленинграда, и это при том, что через архангельский порт проходили тысячи тонн продовольствия. Жизнью каждого пятого горожанина, умершего от голода и болезней, заплатил Архангельск за своевременно направленные на фронт ленд-лизовские грузы, за построенные и отремонтированные корабли, за лес, целлюлозу, рыбу – за всё то, что он мог дать стране.

10 мая 1984 года город Архангельск был награжден высшей наградой Родины – орденом Ленина. В Указе Президиума Верховного Совета СССР отмечено, что этой награды город удостоен за большой вклад в развитие морского флота, освоение северных районов страны, заслуги трудящихся города в Великой Отечественной войне, успехи в хозяйственном и культурном строительстве и в связи с 400-летием со времени основания. Государство высоко оценило заслуги Архангельского морского торгового порта в Великой Отечественной войне. 4 мая 1985 года он был награжден орденом Отечественной войны I степени.

Боевые и трудовые свершения северян навсегда останутся в памяти потомков как образец служения своей Отчизне, а имена павших – священными для всех поколений.

Правовой департамент администрации Губернатора и Правительства Архангельской области

Архангельск — город с суровым северным климатом, расположенный в устье Северной Двины. Географическое положение Архангельска сильно повлияло на его роль в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Он стал одним из важнейших портов страны, обеспечивая доставки важных грузов стран-союзников по ленд-лизу водным и земным транспортом.


Первая зима была тяжелой, но в декабре пришла помощь от ВМФ США. В 41-м году была создана Беломорская военная флотилия, подавляющее большинство которой составили торговые и рыбопромышленные суды.


На Архангельск не раз сбрасывали бомбы с вражеских самолетов с 42-го по 44-й г.

Архангельские ученые тоже внесли свой вклад в борьбу с противником. Они изобрели горючую жидкость, которая могла уничтожать танки, специальную пасту, не дающую обмерзать и запотевать оптике, а также вывели новый антибиотик и лекарство от цинги.

Лечением раненых занимались более двадцати госпиталей, кроме них роль больниц также выполняли здания некоторых школ, гимназий и даже Театра Кукол.


Ценой своих жизней архангельцы доставляли на фронт теплую одежду, обувь, еду, целлюлозу, боеприпасы, а также деньги и драгоценные металлы.

Смертностью Архангельск уступил лишь Блокадному Ленинграду. 23052 – столько имен погибших насчитывает областная Книга памяти, а это примерно 10-я часть населения города военного времени.

В послевоенные годы в Архангельске устанавливали памятники погибшим героям Великой Отечественной Войны.



Памятник Соловецким юнгам

Монумент из бронзы 1993 года, посвященный молодым морякам, изображает якорь и тонущего юнгу. В 40-е на Соловецких островах набирали добровольцев-подростков, в основном беспризорников и детей военных, для обучения морской военной профессии. После года обучения выпускники воевали в морях. Многие юноши не вернулись.


Монумент победы

Расположенная на Площади Мира 19-метровая стрела, напоминающая треугольник, и 13-метровое основание, в арке которых полыхает вечный огонь. Рядом со стрелой возвышаются три человеческих фигуры защитников (4,5 метра).


Памятник Адмиралу Кузнецову

Первый в России памятник Адмиралу Кузнецову, командующему ВМФ с 39 по 46 годы, построен в центре города, в начале улицы Садовой.


Памятник тюленю-спасателю

Когда архангельцы умирали от голода, была организована охота на тюленей. Жир, мясо и шкуры спасали от голода и холода в военные времена не только жителей архангельской области, но и Ленинград.

В отдаленных районах Архангельска также имеются памятники, посвящённые героям войны.


Большой вклад внес Архангельск в разгром противника и спасение мирных жителей, принимая грузы из Европы и Америки, производя оружие, боевые и торговые суды, лес, целлюлозу и бумагу, добывая рыбу, мясо и другие продукты. Государство оценило этот вклад в победу и присвоило Архангельску звание города воинской славы в ноябре 2009 года.

Архангельск, город воинской славы – ангел Великой Победы

Когда городом воинской славы стал наш Архангельск, некоторые скептики говорили: да им-то за что? Просто они забыли, что именно столица Поморья была форпостом Отечества не годы и даже не десятилетия, а века! И особенно уместно вспомнить об этом в День Великой Победы.

Такие города, как Архангельск и Молотовск (Северодвинск), были тем самым крепким и надежным тылом, без которого Великая Победа была бы невозможна.

Наверное, излишне подробно напоминать нашей архангельской аудитории, что именно Архангельск всегда имел особое место в военно-стратегических планах нашей страны – остановимся на этом лишь коротко. По указу Ивана Грозного, который опасался нападения Швеции на Поморье, в 1584 году строится военная крепость, северный форпост Государства Российского. Само название города в честь предводителя небесного воинства Михаила Архангела во многом определяло и его назначение: охранять северные российские рубежи.

В 1600-х годах Архангельск был единственным русским морским портом, центром внешней торговли и приносил половины доходов в государственную казну. История военных подвигов жителей города начинается еще в декабре 1613 года. Тогда польско-литовские войска, разбитые Мининым и Пожарским, двинулись на север и решили взять в осаду Холмогоры, однако ни само село, ни заветный Архангельск захватить им не удалось. Времена Петра I -- это особая страница истории России, в которой без Архангельска не обойтись. Точнее, которой без Архангельска и не было бы! Колыбель флота, война со шведами, Новодвинское сражение, героические Соловки, многое другое – все это яркие эпизоды военной истории России.

В годы Первой мировой войны Архангельск был единственным европейским российским портом, через который осуществлялись связи России с союзниками по Антанте. Тогда он и был определён как восточная оконечность Арктического фронта, и через него происходила поставка стратегических грузов.

С первых дней Великой Отечественной войны город оказался в прифронтовом положении, несмотря на отдаленность от самого фронта. Отважные архангельские моряки совместно с союзниками обеспечили доставку в Архангельск 4,2 млн. тонн грузов, половину из которых составили грузы, направленные по ленд-лизу – американской программе помощи союзникам. Среди них 2312 самолетов, 3428 танков, 819 бронемашин, 717 пушек, 49 торпедных катеров. За годы войны в ходе бомбардировок Северное морское пароходство при доставке стратегических грузов потеряло 14 пароходов и более 300 моряков.

С началом военных действий в Архангельске были развернуты 31 эвакогоспиталь, под которые отданы лучшие здания города. Архангельск стал тыловой госпитальной базой Карельского фронта, где за годы войны 73 % раненых и 90 % больных были возвращены в строй.

В общем, Архангельск носит высокое звание Города воинской славы по праву, и пусть в этом больше ни у кого не остается никаких сомнений…

Возможно, для кого-то это будет неким открытием, но первые геройские города официально появились еще до окончания Великой Отечественной войны, перед самой Победой! Впервые городами-героями были названы города Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса в Приказе № 20 Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года. Прошло время, и Киев был назван городом-героем уже после смерти Сталина, это было обозначено в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 года, накануне 20-летия начала той войны.

Люди постарше помнят, как радовались люди, когда их городу присваивали высокое звание. Да, собственно, эта радость и гордость не проходят до сих пор! Это навсегда. В общем, официальных льгот и послаблений для городов-героев практически нет, а вот моральная ответственность -- огромная. Как, впрочем, и у людей-героев…

Теперь Украина: и Одесса, и Киев -- до сих пор города-герои. Но нынешняя Незалежная -- это действительно другая песня, причем отнюдь не победная… Увы, над украинскими городами-героями нависла некая опасность, пока виртуальная, но, кажется, в наше время она может воплотиться – этого высокого звания при нынешнем киевском режиме они вполне могут лишиться.

Нашли ошибку? Выделите текст,
нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.


С предложением ходатайствовать о присвоении этого высокого звания к мэру Виктору Павленко обратилась инициативная группа жителей Архангельска. Обращение поддержали все ветеранские и многие общественные организации нашего города, партии, ассоциации, территориальные объединения, предприятия, образовательные учреждения, советы старшеклассников, учреждений культуры и спорта, здравоохранения и социальной защиты населения, торговли и бытового обслуживания, депутаты городского Совета областного Собрания и Государственной Думы.

31 августа 2011 года на пересечении ул. Свободы и набережной Северной Двины была открыта стела в честь Города воинской славы – Архангельска. В торжественном ритуале приняли участие руководители области и города, представители всех иностранных делегаций, прибывших в Архангельск на празднование 70-летия Северных конвоев, ветераны войны из России и Великобритании, горожане. Место установки памятника было выбрано на общественных слушаниях с учетом мнения ветеранов.

НАША СПРАВКА:

В семье городов российских Архангельск занимает достойное место. Его история отмечена событиями, имевшими большое значение для Европейского Севера и нашего государства.

Само название города в честь предводителя небесного воинства Михаила Архангела во многом определяло и его назначение: охранять северные российские рубежи. На протяжении всей своей истории Архангельск оставался и остаётся форпостом государства российского на Севере.

Основанный в 1584 году по указу Ивана Грозного как торговый порт и оборонительный пограничный пункт на Беломорье, он прошёл большой и славный путь. Положение Архангельска как мощной крепости и крупного (а до основания Санкт-Петербурга — единственного) морского порта России определяло его геополитическое место. Не случайно в военно-стратегических планах России и её союзников обороне Архангельска всегда отводилось особое место, и его роль резко возрастала именно в военное время.

Архангельск на протяжении столетий был гарантом военного присутствия России в Арктике. И в этом качестве наш город в самые сложные для государства периоды неизменно обеспечивал единственный выход в Мировой океан. В Архангельске возникли, а затем веками укреплялись торгово-экономические связи России с европейскими странами. В петровские времена именно здесь зародилось отечественное государственное кораблестроение. Именно здесь для Российского императорского флота строились многочисленные военные корабли. С 1693 года по 1862 год на пригородных верфях было построено 506 судов разных типов, включая 160 линейных кораблей, 6 клиперов, 78 фрегатов, составивших основу российского флота.

Практически во всех крупных военных конфликтах со времени основания города противник стремился захватить или уничтожить Архангельск.

Немалую роль сыграли архангелогородцы в становлении и развитии русской армии в XVII веке. В ходе подготовки к Смоленской войне (1632-1634 годы) многие северяне вошли в полки "иноземного строя", положившие начало русской регулярной армии. Мужественно сражались северяне в войне за освобождение Украины, равно как и в походах во время русско-польской и русско-шведской войн середины XVII века.

Новодвинская крепость-цитадель, заложенная по указу Петра I, сыграла решающую роль в борьбе с морскими силами Швеции в ходе многолетней Северной войны (1700-1721 годы). Под стенами Новодвинской крепости в 1701 году Россия одержала свою первую морскую победу.

Архангельский Север оказался втянутым в водоворот Отечественной войны 1812 года. Тысячи архангелогородцев записались в народное ополчение уже в первые дни.

Значение Архангельска как морского порта и базы судостроения вновь резко возросло с началом Восточной (Крымской) войны (1853-1856 годы). В стремлении установить блокаду России с Севера, уничтожить Архангельск и строящиеся там корабли англичане и французы дважды (в 1854 и 1855 годах) направляли в Белое море свои эскадры. И оба раза неприятельские набеги были успешно отражены.

В ходе Русско-японской войны (1904-1905 годы) архангелогородцы принимали активное участие во всех решающих сражениях как на суше, так и на море.

В Первую мировую войну Архангельск как морской порт и железнодорожный узел был центром грандиозных транспортных операций, через который осуществлялись связи России с союзниками по Антанте. Архангельский порт был призван надёжно обеспечить Вооружённые силы России материально-техническими ресурсами.

С началом Второй мировой войны роль Архангельска вновь значительно возросла. Архангельск был превращён в крупнейший в стране порт. В коалиционной стратегии "периферийной войны" город стал восточным пунктом созданного союзниками "арктического фронта", с которого в 1941-1942 годах предполагалось развернуть наступление на Германию. Именно из Архангельска осуществлялась разнообразная и сложнейшая работа по координации деятельности военных и полувоенных формирований. Город превратился в центр, обеспечивающий надёжность уникальных конвойных операций по переброске из Европы техники, вооружения и продовольствия.

Северный морской коридор в годы войны обслуживали около 800 транспортных судов и десятки боевых кораблей под флагами двенадцати стран: США, Великобритании, Франции, Норвегии, Польши и других, а также весь советский Северный военный и транспортный флот. За 1941-1945 годы во время проводки северных конвоев и доставки импортно-экспортных грузов погибли в Баренцевом, Гренландском и Норвежском морях 13 советских судов Северного морского пароходства: "Поморье", "Родина", "Вишера", "Крестьянин", "Уфа", "Шквал", "Диксон", "Архангельск", "Марина Раскова", "Муссон", "Революция", "Тбилиси", "Онега". В холодных водах арктических морей за годы Великой Отечественной войны погибли 317 членов экипажей.

В годы войны многократно возрос грузооборот архангельского порта (с 80 до 200 тысяч тонн). Мало чем отличалась от боевой работа моряков торгового и тралового флотов. Под бомбёжками и артобстрелами моряки перевезли фронту и народному хозяйству 4,2 миллиона тонн грузов. Рыбаки добыли свыше 600 тысяч центнеров рыбы. При этом погибло 33 советских транспорта и 104 более мелких судна. От работы архангельских железнодорожников во многом зависела скорость прохождения на фронт танков и самолётов.

В городе работало более 20 госпиталей. За годы войны медики Архангельска вернули в строй столько бойцов и командиров, что на фронте они составили бы 10 полнокровных дивизий.

Город подвергался массированным бомбардировкам, особенно интенсивным летом и осенью 1942 года. Более 30 тысяч горожан доблестно защищали важнейшие стратегические объекты, портовые и транспортные сооружения от разрушения. В городе был установлен строжайший военный порядок: комендантский час и тщательная светомаскировка, строительство оборонительных сооружений, укрепление местной ПВО. За годы войны было построено 938 земляных укрытий, в каменных домах оборудованы подвальные убежища, в черте и в окрестностях города возведены десятки дотов и других военных сооружений, проложены автомобильные и железные дороги, уложено 8 км водопроводных труб, вырыто несколько десятков пожарных водоёмов. Тем не менее городу был причинён громадный ущерб.

10 мая 1984 года город Архангельск был награжден высшей наградой Родины - орденом Ленина. В Указе Президиума Верховного Совета СССР отмечено, что этой награды город удостоен за большой вклад в развитие морского флота, освоение северных районов страны, заслуги трудящихся города в Великой Отечественной войне, успехи в хозяйственном и культурном строительстве и в связи с 400-летием со времени основания.

Государство высоко оценило заслуги Архангельского морского торгового порта в Великой Отечественной войне. 4 мая 1985 года он был награжден орденом Отечественной войны I степени.

Боевые и трудовые свершения северян навсегда останутся в памяти потомков как образец служения своей Отчизне, а имена павших - священными для всех поколений. Ратный подвиг архангелогородцев заслужил высокую оценку Родины. Десятки тысяч участников войны были отмечены орденами и медалями Советского Союза и других стран.

30 жителей города Архангельска удостоены звания Героя Советского Союза: Агафонов С.М., Бакрадзе Д.И., Буров Г.П., Волосатов В.А., Галушин П.И., Дядицын Д.С., Катарин Г.И., Коржавин Ф.И., Кувика И.И., Кудашов Г.М., Кузнецов Н.Г., Латухин С.Н., Макаров А.Т., Михалько В.П., Норицин П.М., Орешков С.Н., Петров В.М., Полянский А.А., Пономарёв Д.Г., Родионов М.Е., Савченко А.П., Синников А.С., Твердохлебов И.И., Теплов М.Ф., Тимушев Г.Ф., Токуев Г.А., Торцев А.Г., Усов П.В., Чугаев А.С., Шарыпов Н.С.

Дважды звания Героя Советского Союза были удостоены Н.Д. Гулаев, И.Д. Папанин и А.О. Шабалин. Ерин З.А. и Мошков С.Л. являются кавалерами ордена Славы трёх степеней.

Мы должны сделать все возможное для того, чтобы подвиг предков остался в памяти наших потомков, чтобы современная молодежь не забывала, благодаря чьему героизму и мужеству они живут сейчас на этом свете. Нынешнее молодое поколение стало достойными преемниками славных боевых и трудовых традиций своих предков, отстоявших свободу и независимость нашей Родины. Высокого звания Героя Советского Союза в послевоенное время удостоен Леонов Д.В. (1969 г.); звания Героя Российской Федерации — Анощенков А.И. (1999 г.). В 2009 году одной из самых почётных государственных наград России — Георгиевским крестом — награждён Роман Набок за мужество, отвагу и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе. Присвоение Архангельску почетного звания "Город воинской славы" стало достойной наградой подвигам жителей города в борьбе за свободу и независимость нашей Родины.

Читайте также: