Период партнерства и соперничества между ссср и сша 1960 1970 кратко

Обновлено: 02.07.2024

1. Тема урока: Период партнерства и соперничества между СССР и США

2. План:

1950-е гг. – новый этап в гонке вооружений:
– водородные бомбы;
– МБР;
– стратегические бомбардировщики с большой дальностью
полёта;
– атомные подводные лодки – носители баллистических
ракет.
ИТОГ: в 1960 г. США – 4000 боеголовок, СССР – 500;
в 1980 –е гг. – 15 тыс., 10 тыс.
(для непоправимого урона цивилизации – 300 ядерных
боеприпасов)
Общий интерес в предотвращении ядерной катастрофы

4. Общий интерес в предотвращении ядерной катастрофы!

5. Разрядка и её перспективы

1963 г. – договор между СССР, США,
Великобританией о запрете ядерных
испытаний в 3-х сферах;
1970 г. – прямая связь между столицами
ядерных держав, договорённости о
сотрудничестве в деле нераспространения яд.
орудия.
1972 г. – ОСВ-1
1979 г. – ОСВ-2 (ограничения на качественные
параметры совершенствования яд. ор.; Д.
Картер)
ОСВ - ОГРАНИЧЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
ВООРУЖЕНИЯ (был введен предел)

6. Проблема безопасности в Европе (проблема 2-х Германий)

1955 г. – дип. отношения между СССР и
ФРГ
1971 г. – компромиссное соглашение СССР,
США, Великобритании, Франции по Зап.
Берлину (что СССР не признаёт его частью
ФРГ)
1972 г. – дип. отношения между ГДР и ФРГ
(приняты в ООН)

7. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе известный как Хельсинкский заключительный акт

подписанный главами 35 государств в столице
Финляндии Хельсинки 30 июля - 1 августа
1975 года.
Совещание было созвано по предложению
(1965) социалистических государствучастников Варшавского договора.

8. Кризис разрядки: последствия

1) Уменьшен риск третьей мировой войны;
возможность развития торговоэкономических отношений Востока и
Запада;
2) Уменьшение бремени гонки вооружений;
3) Придание динамизма во
взаимоотношениях СССР и стран ОВД

9. Однако!

СССР и страны ОВД реализацию
Хельсинского Заключительного акта лишь
на сферу внешней политики – борьба с
диссидентством (А.И. Солженицын)
Запад – новая волна недоверия к СССР и
соцстранам:
1979 г. – война в Афганистане;
1979 г. – СССР поддержал революцию в
Никарагуа

10. Афганская война 1979-1989 гг.

40-й президент США
(1981-1985 и 19851989 годы), от
Республиканской
партии.
33-й губернатор
штата Калифорния
(1967-1975).

12. Контроль!

Разрядка – это политика,
направленная на снижение
агрессивности противостояния
стран социалистического и
капиталистического лагерей.

14. Общим мотивом в стремлении руководства США и СССР к разрядке было:

А) придание динамизма во
взаимоотношениях СССР и стран ОВД;
Б) предотвращение ядерной катастрофы;
В) идея выхода из Варшавского договора;

15. Общим мотивом в стремлении руководства США и СССР к разрядке было:

А) придание динамизма во
взаимоотношениях СССР и стран ОВД;
Б) предотвращение ядерной катастрофы;
В) идея выхода из Варшавского договора;

1960—1970-е гг. Двухполюсная система международных отношений утвердилась в первое послевоенное десятилетие. Началось глобальное противоборство двух сверхдержав — СССР и США — и противостояние двух военнополитических блоков — Организации Североатлантического договора (НАТО) и Организации Варшавского договора (ОВД). Это определялось идеологическими причинами: СССР руководствовался идеями мировой революции и смены капитализма социализмом, а США действовали во имя укрепления капиталистической системы и распространения либеральной демократии, конечно же в американской версии.

Гонка ядерных вооружений. Угроза самоуничтожения удерживала две сверхдержавы на уровне балансирования на грани войны. Создание тактического ядерного оружия привело к исчезновению преграды, отделяющей местный конфликт с применением такого оружия от мировой ядерной войны.

Карибский кризис 1962 г. и его мирное разрешение имели большое значение для перелома в международных отношениях. Во взаимоотношениях сверхдержав начался переход от конфронтации к переговорам и соглашениям. Этот перелом отмечен подписанием в августе 1963 г. Московского договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах: в атмосфере, в космосе и под водой (Франция и Китай не присоединились к договору). Это было первое соглашение по ограничению гонки вооружений.

Тем не менее соревнование в создании и совершенствовании ракетно-ядерного оружия продолжалось. В 1970 г. Советский Союз заявил, что стране удалось добиться паритета, т. е. создать равенство ядерных зарядов, с США (примерно по 10 тыс. боеголовок).

Это было следствием чисто количественного подхода к пониманию национальной безопасности.

Медленно пришло осознание того, что накопленное количество ядерного оружия во много раз превышало так называемый уровень достаточности. К тому же появилась угроза распространения ядерного оружия. Чтобы предотвратить такой ход событий, к 1970 г. удалось согласовать Договор о нераспространении ядерных вооружений, который впоследствии подписали 100 государств.

В 1972 г. во время визита президента США Р. Никсона в Москву были подписаны важные документы о принципах взаимоотношений двух держав, а также документы, фиксирующие паритет в ядерных вооружениях и ограничивающие гонку вооружений. Среди этих договоренностей между СССР и США — Соглашение (ОСВ-1) об ограничении стратегических наступательных вооружений и Договор о противоракетной обороне (ПРО).

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Угроза военного столкновения особенно ощутима была в Европе, где скопились монбланы оружия, особенно ракетно-ядерного, а территории стран, входивших в противостоящие блоки, географически примыкали друг к другу. Обеспокоенные этой опасностью, ряд европейских стран, в том числе социалистических, высказались за созыв Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) для обсуждения проблем европейской безопасности.

После нескольких лет переговоров в июле—августе 1975 г. в Хельсинки собрались главы 33 европейских государств, США и Канады и подписали Заключительный акт СБСЕ. Этот документ стал основой последующих контактов европейских стран по вопросам укрепления доверия и безопасности в Европе. В последующем СБСЕ получило название Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Движение неприсоединения. Конфликты между сверхдержавами и попытки вовлечь в противоборство европейские нейтральные страны и государства Азии, Африки и Латинской Америки побудили большую группу стран определить свою позицию в международных отношениях (Бандунгская конференция, 1955).

По инициативе премьер-министра Индии Дж. Неру, президента Югославии И. Броз Тито, президента Египта А. Насера и другие в сентябре 1961 г. в Белграде состоялась конференция неприсоединившихся государств. Так было положено начало Движению неприсоединения. Большинство участников Движения считали, что США и СССР несут равную ответственность за международную напряженность и гонку вооружений.

Гонка вооружений оказалась непосильной для СССР и неразумной с точки зрения безопасности народов мира.

Здравый смысл одержал верх. Была возобновлена практика переговоров. В Рейкьявике в ноябре 1986 г. состоялась встреча глав государств СССР и США — М. С. Горбачева и Р. Рейгана, которая открыла путь для последующих переговоров о сокращении и уничтожении части накопленного ракетно-ядерного оружия. СССР и США подписали в 1987 г. соглашение об уничтожении ракет малой и средней дальности, затем в 1991 г. соглашение о сокращении сторонами на одну треть стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), которое начало реализовываться с 1994 г.

Международные и региональные конфликты. Крупнейшими международными конфликтами второй половины XX в. явились корейская война (1950—1953) и войны во Вьетнаме, которые вели Франция (1946—1954) и США (1965—1973) при символическом участии войск ООН.

Эти войны выходили за рамки региональных конфликтов. Фактически сталкивались две мировые системы. Победителей не было, были миллионные жертвы. В конечном итоге благодаря международным соглашениям, принятым на Женевских совещаниях при участии представителей США, СССР, ряда европейских государств, представителей Северной и Южной Кореи, разделенного Вьетнама, эти войны закончились.

В 1970-е гг. благодаря достигнутым договоренностям число конфликтов на европейском континенте значительно уменьшилось. Однако это не означало распространения политики разрядки на другие регионы. Напротив, зона конфликтов переместилась на периферию, в развивающиеся страны, где для этого были немаловажные причины.

Главным центром конфликтов в послевоенные десятилетия оставался Ближний Восток. Нерешенность палестинской проблемы (вопрос о создании арабского государства на территории бывшей Палестины) и агрессивная политика Израиля в отношении соседних арабских государств (Сирия, Ливан, Трансиордания, Египет), а также террористические акты экстремистских мусульманских организаций будоражили мир и создавали постоянную угрозу безопасности. С 1948 г. насчитывается пять арабо-израильских войн.

Международное значение на Ближнем и Среднем Востоке приобрели несколько других военных конфликтов (индо-пакистанская война 1971 г., междоусобные войны в Афганистане в 1970—1990-х гг., в Эфиопии и Эритрее и др.). В 1980-е гг. в центре ближневосточных конфликтов оказался Ирак.

Ирано-иракская война (1980—1988) возникла из-за старого пограничного спора. В войне погибли сотни тысяч в основном молодых людей.

Война, прекращенная при посредничестве ООН, закончилась безрезультатно для обеих сторон.

Зоной конфликтов остается и Африка, где пограничные, территориальные, племенные и этнические конфликты привели к громадным человеческим жертвам и разорению. В Африке около трех миллионов беженцев вынуждены были покинуть родные места и спасаться от племенных и прочих междоусобиц. Многие годы шла борьба группировок за власть в Анголе, в других африканских странах. Многие конфликты не остаются без внимания и вмешательства США, Франции (в Чаде, Мавритании, присахарских государствах).

Роль Организации Объединенных Наций. В ООН входит ныне около 200 государств мира. Авторитет этой организации, созданной с целью поддержания мира и развития международного сотрудничества, возрастает. Особенно важна была практическая деятельность различных миротворческих миссий и вооруженных сил ООН в разрешении региональных конфликтов, разделении враждующих сторон. Они действовали в самых различных районах — Корее, Вьетнаме, Камбодже, Ливане, других странах Ближнего и Среднего Востока, Конго, некоторых районах Африки и Азии, на Балканах. ООН принимала важные резолюции, осуждающие конфронтацию, гонку вооружений, выдвигала предложения о разоружении, о демократизации международных отношений, осуждала колониализм и политику апартеида.

Германия, Япония, Индия и Бразилия в 2004 г. выступили с предложением об их включении в постоянные члены Совета Безопасности ООН. Реформа ООН должна отразить новую ситуацию в мировой политике.

Западноевропейская интеграция началась с создания в 1951 г. Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), затем в 1957 г. Римский договор шести стран (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург) учредил Европейское экономическое сообщество.

Решение правительств Западной Европы о быстром расширении Европейского союза вызвало неприятие у народов Франции и Нидерландов, проголосовавших в 2005 г. против Конституции Евросоюза. Эти события показали, что народы Западной Европы не желают растворения своей самобытности в таком широком объединении, что интеграция имеет свои пределы.
















Эмиль Нольде. Море и облака. Около 1935 г. Частное собрание

Марсель Дюшан. Велосипедное колесо. 1964 г. Повторение оригинала 1913 г. Частное собрание

Виктор Вазарелли. Вега-Дьондь-2. 1917 г. Частное собраниеПауль Клее. Восход луны и закат солнца. 1919 г. Частное собрание

Тенденция к возрождению национальной идентичности, национального самоопределения, являющаяся составной частью процесса глобализации, ярко проявилась в этих событиях.

Североамериканская интеграция в отличие от европейской не имеет наднациональных органов и развивалась как взаимопроникновение экономик на уровне взаимодействия частных хозяйственных субъектов рынка. К соглашению о свободной торговле между США и Канадой (1988) присоединилась Мексика (1993). На встрече в Квебеке в 2001 г. все страны Северной и Южной Америки, за исключением Кубы, пришли к соглашению о создании общей свободной зоны торговли с 2005 г.

Расширение и трансформация НАТО. Распад СССР и революции в странах Восточной и Центральной Европы 1989—1990 гг. изменили геополитическую ситуацию в Европе и мире. Распалась Организация Варшавского договора (1991). Образовался целый ряд независимых государств, стремившихся дистанцироваться от России и примкнуть к ЕС и НАТО. Взаимоотношения России и НАТО были определены Основополагающим актом России и НАТО (1997), в котором стороны отказались рассматривать друг друга в качестве врага. Страны НАТО взяли курс на расширение влияния на восток. С марта 1999 г. в члены НАТО приняты Польша, Чехия и Венгрия, с мая 2004 г. — Румыния, Болгария, Словакия, Словения, Эстония, Латвия, Литва.

Конфликты на Балканах. Распад Югославии сопровождался кровавыми войнами и этническими чистками. На межэтнические противоречия накладывались противоречия межрелигиозные: между мусульманами (боснийцы, албанцы и др.), католиками (словенцы, хорваты и др.), православными (сербы, черногорцы, македонцы и др.).

Босния и Герцеговина стала независимым государством (в его составе была образована сербская республика и мусульмано-хорватская федерация) после соглашений в 1995 г. в Дейтоне (США). Этому предшествовали межэтнические кровавые столкновения с тысячами убитых и беженцев.

Действия США против Сербии в 1999 г., игнорирование международных организаций (ООН, ОБСЕ) свидетельствовали о том, что США начали силой утверждать новый миропорядок, основанный на собственном исключительном положении единственной сверхдержавы.

К концу 1990-х гг. в американо-российских отношениях выявились серьезные противоречия по целому ряду вопросов. Расширение НАТО на восток, решение США о создании национальной противоракетной обороны (ПРО), действия США в Югославии в период обострения конфликта вокруг Косово осложнили американо-российские отношения. При этом США выступили с осуждением антитеррористической операции федеральных войск в Чечне.

Ситуация изменилась после событий 11 сентября 2001 г., когда в результате террористической атаки самолетов на Всемирный торговый центр и Пентагон погибли тысячи жителей Нью-Йорка и Вашингтона.

Был разблокирован процесс разоружения. В. Путин и Дж. Буш подписали в мае 2002 г. договор о сокращении наступательных потенциалов (СНП) до 1700—2000 боезарядов на стратегических ракетах для каждой из сторон. Однако формальное равенство стратегических вооружений (в условиях выхода с июня 2002 г. США из договора по противоракетной обороне и при ограниченных экономических возможностях России) не меняет нынешний статус США как единственной сверхдержавы. Россия не только подтвердила свой статус единственной страны, имеющей с США равный ядерный потенциал, но и закрепила положение государства, ядерное оружие которого призвано и способно обеспечить сдерживание любой возможной агрессии со стороны кого бы то ни было.

В 2002 г. была определена и новая формула взаимоотношений России с НАТО (равноправное сотрудничество в отдельных областях на уровне созданного постоянного совета Россия — НАТО): борьба против международного терроризма, распространения оружия массового уничтожения, предотвращение конфликтов и др.

1. Какие причины обусловили формирование двухполюсной системы международных отношений? 2. Какие факторы подталкивали гонку ядерных вооружений, какие сдерживали и способствовали переговорам? 3. Что такое общеевропейский процесс?

4. Какие цели преследовало Движение неприсоединения? 5. Каковы причины обострения международных отношений в 1980-е гг. и как решалась в эти годы проблема сокращения вооружений? 6. Назовите главные зоны региональных конфликтов. 7. Какова роль ООН в урегулировании конфликтов? 8. Чем отличается экономическая интеграция в Европе от североамериканской? 9. Каковы последствия распада СССР и социалистического лагеря? Выскажите свое мнение. 10. Подумайте, каким образом отдельные государства могут обеспечить национальную и международную безопасность, когда мир оказался перед лицом единственной сверхдержавы — США. 11. Как менялись американо-российские отношения в конце XX в. и на рубеже двух веков? Выделите главные факторы, которые обусловили эти изменения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Период партнерства и соперничества между СССР и США ? Разрядка (на рубе.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема: Период партнерства и соперничества между СССР и США ? Разрядка (на рубе.

Тема: Период партнерства и соперничества между СССР и США ? Разрядка (на рубеже 1960-70-х гг.) Домашнее задание: § 40, глава 7 – к/з § 41, №5 в тетради.

Разрядка — политика, направленная на снижение агрессивности противостояния с.

Разрядка — политика, направленная на снижение агрессивности противостояния стран социалистического и капиталистического лагерей. Применительно к политическим процессам во взаимоотношениях СССР и США с начала 1960-х до конца 1970-х годов (1979 г., Афганистан).

Общий интерес в предотвращении ядерной катастрофы (В чём проявился кризис пол.

СЕАТО Организация Договора Юго-Восточной Азии, военно-политический блок стран.

СЕАТО Организация Договора Юго-Восточной Азии, военно-политический блок стран Азиатско-Тихоокеанского региона, существовавший в 1955-77 годах. Флаг СЕАТО

СЕНТО - Организация Центрального Договора, в 1955-58 годах также часто исполь.

СЕНТО - Организация Центрального Договора, в 1955-58 годах также часто использовалось название Багдадский пакт (Багдадский договор), военно-политическая группировка на Ближнем и Среднем Востоке, созданная по инициативе Великобритании, США, а также Турции, и существовавшая в 1955-79 годах. Флаг СЕНТО

2. Разрядка и её перспективы 1950-е гг. – СССР сокращение численности ВС, про.

2. Разрядка и её перспективы 1950-е гг. – СССР сокращение численности ВС, пропагандистский х-р; 1963 г. – договор между СССР, США, Великобританией о запрете ядерных испытаний в 3-х сферах; 1970 г. – прямая связь между столицами ядерных держав, договорённости о сотрудничестве в деле нераспространения яд. орудия. 1972 г. – ОСВ-1, договорённости по ПРО, договор об основах взаимоотношения между СССР и США (Р. Никсон) 1979 г. – ОСВ-2 (ограничения на качественные параметры совершенствования яд. ор.; Д. Картер)

Дж. Картер и Л. И. Брежнев подписывают договор об ограничении стратегических.

Дж. Картер и Л. И. Брежнев подписывают договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-II), Вена, 18 июня 1979 г.

Проблема безопасности в Европе (проблема 2-х Германий) 1955 г. – дип. отношен.

Проблема безопасности в Европе (проблема 2-х Германий) 1955 г. – дип. отношения между СССР и ФРГ 1971 г. – компромиссное соглашение СССР, США, Великобритании, Франции по Зап. Берлину (что СССР не признаёт его частью ФРГ) 1972 г. – дип. отношения между ГДР и ФРГ (приняты в ООН) Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе – 1975 г. – Хельсинский Заключительный акт

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе извест.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе известный как Хельсинкский заключительный акт, подписанный главами 35 государств в столице Финляндии Хельсинки 30 июля - 1 августа 1975 года. Совещание было созвано по предложению (1965) социалистических государств-участников Варшавского договора.

Г.Киссинджер, Л.Брежнев, Г.Форд, А.Громыко в Хельсинки

Г.Киссинджер, Л.Брежнев, Г.Форд, А.Громыко в Хельсинки

Генри Альфред Киссинджер американский государственный деятель, дипломат и экс.

Генри Альфред Киссинджер американский государственный деятель, дипломат и эксперт в области международных отношений. Советник по национальной безопасности США в 1969-1975 годах и Государственный секретарь США с 1973 по 1977 год. Лауреат Нобелевской премии мира (1973).

Текст заключительного акта доступен на многих языках, и, в частности, на русс.

Текст заключительного акта доступен на многих языках, и, в частности, на русском. Межгосударственные договорённости, сгруппированные в несколько разделов: в международно-правовой области: закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ; территориальная целостность государств; невмешательство во внутренние дела иностранных государств; в военно-политической области: согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях); мирное урегулирование споров; в экономической области: согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки и техники и защиты окружающей среды; в гуманитарной области: согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание.

Афганская война 1979-1989 гг. - многолетнее политическое и вооружённое проти.

Афганская война 1979-1989 гг. - многолетнее политическое и вооружённое противостояние сторон: правящего просоветского режима Демократической республики Афганистан (ДРА) при военной поддержке Ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВА) - с одной стороны, и моджахедов - душманов с сочувствующей им частью афганского общества, при политической и финансовой поддержке зарубежных стран и части исламского мира - с другой. ИТОГ: погибло 14 тыс. советских военнослужащих

Новая тенденция недооценённая США и СССР – исламский фундаментализм в Азии –.

Новая тенденция недооценённая США и СССР – исламский фундаментализм в Азии – мировой терроризм

Контроль 1. Периодом разрядки международной напряжённости были: A) 1950-е гг.

Контроль 1. Периодом разрядки международной напряжённости были: A) 1950-е гг. Б) 1960-е гг. В) 1970-е гг. Г) 1980-е гг.

2. Общим мотивом в стремлении руководства США и СССР к разрядке было: А) Прид.

2. Общим мотивом в стремлении руководства США и СССР к разрядке было: А) Придание динамизма во взаимоотношениях СССР и стран ОВД; Б) предотвращение ядерной катастрофы; В) идея выхода из Варшавского договора; Г) рост в странах соцлагеря диссидентского движения.

3. Антивоенное общественное движение, противодействующее войне и насилию мирн.

3. Антивоенное общественное движение, противодействующее войне и насилию мирными средствами – это… А) Движение неприсоединения; Б) диссидентское движение; В) пацифизм; Г) Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе

4. Решение СССР о вводе войск в Афганистан было принято 12 декабря А) 1970 г.

4. Решение СССР о вводе войск в Афганистан было принято 12 декабря А) 1970 г.; Б) 1976 г.; В) 1979 г.; Г) 1989 г.

Вывод: Разрядка – это…

Вывод: Разрядка – это…

Задание к главе 7 Заполнить В качестве вывода: Проследите взаимосвязь между в.


Холодная война — это термин, который используется для описания военного, экономического и политического противостояния двух военно-политических блоков во главе с СССР и США во второй половине XX века. В прямом смысле войной это нельзя назвать, так как непосредственного военного столкновения между участниками конфронтации не было, что не мешало им поддерживать враждующие стороны в череде конфликтов по всему земному шару. Соперничество между двумя сверхдержавами сопровождалось гонкой вооружений — как обычного, так и ядерного, — периодически ставившей мир на порог Третьей мировой войны. Также в противостоянии большое значение придавалось идеологии — в борьбе за гегемонию в мире столкнулись коммунизм и капитализм.

Причины холодной войны

Формальным же началом холодной войны можно назвать знаменитую речь уже бывшего на тот момент премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля в городе Фултон в штате Миссури, произнесенную 5 марта 1946 года, в которой он во многом вторил Кеннану.

Фултонская речь Черчилля / Фото: svyazepoh.ru

Руководство СССР также с недоверием относилось к западным союзникам.

Этапы холодной войны

Начало холодной войны

Гарри Трумэн представляет представляет свою доктрину Конгрессу США / Фото: ptisidiastima.com

После окончания Второй мировой войны Европа лежала в руинах. В 1947 году для восстановления экономики европейских стран в США американским генералом Д. Маршаллом был разработан план по оказанию помощи странам, пострадавшим во время войны (план Маршалла). Изначально на конференцию в Париже, где обсуждались условия предоставления финансирования, были приглашены СССР и страны просоветской ориентации. Но, узнав, что одним из главных условий плана Маршалла было исключение из правительств дотируемых государств коммунистов, делегации Советского Союза с союзниками покинули заседание по указанию из Москвы.

Страны Западной Европы получили в сумме около 13 миллиардов долларов США (в пересчете на современные деньги — 150 миллиардов), а позиции коммунистов в этих странах сильно пошатнулись.

В ответ на план Маршалла СССР создал Коминформ — международную организацию, призванную координировать действия коммунистических партий разных стран Европы для лучшего противодействия США и странам Запада.

В 1948–1949 годах разразился Первый Берлинский кризис. На Ялтинской конференции Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем было принято решение разделить Германию по итогам войны на четыре зоны оккупации между СССР, США, Великобританией и Францией. То же самое касалось и Берлина. Вопреки договоренностям Потсдамской конференции о совместном решении вопросов послевоенного устройства Германии западные союзники в 1948 году объединили свои зоны оккупации в так называемую Тризонию и провели там денежную реформу.

В ответ на это в июне 1948 года Советский Союз начал транспортную блокаду Западного Берлина, который вплоть до мая 1949 года снабжался по воздуху американскими и британскими самолетами.

Берлинцы наблюдают за посадкой американского транспортного самолета / Фото: dw.com

Итогом этого противостояния стало резкое ухудшение отношений между СССР и Западом, а также ускорение процесса объединения западных зон оккупации в ФРГ, которое произошло 24 мая 1949 года. Советский Союз ответил на это созданием из своей зоны оккупации ГДР в октябре 1949 года.

К концу Второй мировой войны Соединенные Штаты обладали монополией на атомное оружие, что ставило их в выигрышное положение в случае потенциального конфликта. Демонстрацией военного превосходства стали бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, совершенные в августе 1945 года. Ввиду этого обстоятельства СССР приложил все усилия, чтобы создать ядерный паритет.

29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне было проведено успешное испытание советской атомной бомбы.

Первая советская атомная бомба РДС-1 / Фото: m.gazeta.ru

В 1950 году победой войск Коммунистической партии Китая под руководством Мао Цзэдуна завершилась гражданская война в Китае, длившаяся с 1927 года. Гоминьдановское правительство Чан Кайши бежало на Тайвань.

В 1959 году Хрущев первым из советских лидеров совершил поездку в США, после которой он восторженно отзывался о президенте Эйзенхауэре.

Н. С. Хрущёв в США / Фото: ridus.ru

Страны НАТО и ОВД / Фото: znakka4estva.ru

Но ситуация кардинально изменилась в 1957 году, когда СССР испытал межконтинентальную баллистическую ракету, имевшую возможность для удара по территории США.

В том же году в Советском Союзе на воду была спущена первая атомная подводная лодка. Таким образом, прямой военный конфликт между странами стал бы войной на взаимное уничтожение.

Сильным ударом по имиджу СССР в мире и коммунистическому движению в целом стало подавление Венгерского восстания 1956 года советскими войсками. Одновременно с этими событиями разразился Суэцкий кризис, в ходе которого войска Великобритании, Франции и Израиля вторглись на территорию Египта, поддерживаемого Советским Союзом, с целью установления контроля над Суэцким каналом.

Еще больше отношения между двумя противоборствующими блоками ухудшились в результате шпионского скандала 1960 года.

В небе над Уралом ракетой был сбит американский самолет-разведчик U-2, пилотируемый Фрэнсисом Гари Пауэрсом. США сначала заявили, что был сбит самолет метеорологической службы, но доказательства шпионажа были неопровержимыми. К тому же показания дал сам Пауэрс, обменянный спустя два года на советского разведчика Рудольфа Абеля.

В ответ на размещение в 1960 году американских ракет с ядерными боеголовками в Турции советское руководство решило установить свои ракеты на Кубе, где к власти в результате революции в 1959 году пришел Фидель Кастро. США отреагировали на это введением блокады Кубы и привели свои войска в боеготовность для вторжения на остров. После череды напряженных переговоров между США и СССР сторонам удалось договориться о выводе советских ракет с Кубы, а американских — из Турции.

Карибский кризис / Фото: cf2.ppt-online.org

Карибский кризис показал: мир настолько хрупок, что любой инцидент может привести к необратимым последствиям. Поэтому ведущие державы сели за стол переговоров. В августе 1963 года Соединенными Штатами, Советским Союзом и Великобританией был подписан договор о запрете испытаний атомного оружия в атмосфере и под водой, а спустя пять лет — договор о нераспространении ядерного оружия.

Сменивший в 1964 году Н.С. Хрущёва на посту Генсека ЦК КПСС Л.И. Брежнев наладил отношения с главами ведущих западных держав.

Особенно доверительные отношения сложились у Брежнева с президентом США Ричардом Никсоном, во время президентства которого между странами был подписан ряд важных документов: договоры об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1), о неприменении атомного оружия и другие.

Леонид Брежнев и Ричард Никсон / Фото: pbs.twimg.com

Одним из знаковых событий периода стало подписание главами 35 государств 30 июля — 1 августа 1975 года в столице Финляндии так называемых Хельсинкских соглашений.

Подписавшие соглашения страны признавали территориальную целостность государств, нерушимость послевоенных границ, декларировали мирное урегулирование споров, сотрудничество в сфере экономики, прав человека, защиты окружающей среды и многого другого.

Несмотря на все усилия по снижению напряженности в мире, наращивание и разработка новых видов вооружений продолжались. Также никуда не исчезли и военные конфликты по всему миру.

В 1965 году американские войска вторглись в Южный Вьетнам, оказывая поддержку его правительству в войне против южновьетнамских партизан (вьетконг). В дальнейшем война перекинулась на коммунистический Северный Вьетнам, который поддерживали СССР и КНР.

Война во Вьетнаме / Фото: wykop.pl

Война во Вьетнаме / Фото: wykop.pl

Не добившись поставленных целей, уничтожив миллионы мирных жителей и потеряв десятки тысяч своих солдат, Соединенные Штаты в 1973 году начали вывод своих войск из Вьетнама. Итогом войны стало объединение Вьетнама под властью коммунистов.

Усиление противостояния (1979–1987)

Поводом для нового витка противостояния стало введение советских войск в конце 1979 года в Афганистан для поддержки дружественного правительства в их борьбе с моджахедами. США это расценили как стремление к экспансии и нарушение геополитического равновесия. Страны Запада осудили действия СССР и бойкотировали московскую летнюю Олимпиаду 1980 года, в ответ страны восточного блока не участвовали в Олимпийских играх 1984 года в Лос-Анджелесе.

Советские войска в Афганистане / Фото: cdn1.img.sputnik-news.ee

Советские войска в Афганистане / Фото: cdn1.img.sputnik-news.ee

В этот период было несколько случаев ложного срабатывания систем оповещения о ядерном ударе, что могло в сложившихся условиях привести к глобальной катастрофе.

Завершение холодной войны (1987–1991)

Начался вывод советских войск из Европы. В ноябре 1989 года Берлинская стена была разрушена, а в октябре 1990 года произошло объединение Германии.

Падение Берлинской стены / Фото: wikiway.com

1 июля 1991 года была распущена ОВД, а в декабре 1991 года прекратил свое существование и Советский Союз. Подписание 1 февраля 1992 года в Кэмп-Дэвиде декларации Россией и США стало формальным завершением холодной войны.

Итоги холодной войны

Крушение социалистического блока и Советского Союза стало главным итогом холодной войны. Биполярная система мира превратилась в однополярную. Как следствие, в мире осталась одна сверхдержава — Соединенные Штаты Америки, которые, потеряв противовес, стали проводить более агрессивную внешнюю политику, развязав череду войн по всему миру.

Также к итогам холодной войны можно отнести серию гражданских войн, вспыхнувших на территории бывшей Югославии и в странах постсоветского пространства.

Страны бывшего соцблока оказались новым рынком сбыта для экономик Запада, что стало катализатором для их роста. Страны бывшего Советского Союза, наоборот, столкнулись с тяжелейшими экономическими и социальными потрясениями и демографическим кризисом.

Разрядка международной напряженности. Прежде всего обе сверхдержавы приступили к осуществлению согласованных мер по понижению риска ядерной войны. Первым шагом в этом направлении было подписание соглашения (1963) о прекращении ядерных испытаний в трех сферах — воздушной, водной и на земле. Были установлены системы прямой связи между столицами ядерных держав, достигнуты договоренности о сотрудничестве в деле нераспространения ядерного оружия (1970). Договор о нераспространении ядерного оружия уменьшал риск его появления в зонах конфликта. СССР и США пришли к соглашению об установлении потолка на число носителей ядерного оружия (договор ОСВ-1) и ограничении систем противоракетной обороны (1972). Договор об основах взаимоотношений между СССР и США (1972) зафиксировал признание двумя державами недопустимости возникновения ядерной войны, их обязательство проявлять сдержанность во взаимоотношениях. Наконец, в 1979 г. был подписан договор ОСВ-2, установивший ограничения на качественные параметры совершенствования ядерного оружия. Вошли в постоянную практику встречи руководителей СССР и США на высшем уровне.

Большое значение для понижения риска ядерного конфликта имело снижение уровня напряженности на европейском континенте, где основные силы двух военных блоков непосредственно противостояли друг другу. В 1971 г. было подписано компромиссное соглашение СССР, США, Великобритании и Франции по Западному Берлину, неопределенность статуса которого служила источником постоянной напряженности. Это дало возможность начать совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, работа которого позволила подписать в 1975 г. в Хельсинки его Заключительный акт. Документ зафиксировал взаимные обязательства стран Европы, США и Канады уважать целостность существующих границ государств, их суверенитет, базовые права человека, принимать меры по укреплению безопасности и взаимного доверия в Европе, развивать взаимовыгодное сотрудничество.

Локальные конфликты в 1970-е гг. С середины 1960-х гг. на протяжении почти десятилетия наибольшее внимание мировой общественности привлекала война в Юго-Восточной Азии. Попытки союзного СССР Северного Вьетнама объединить страну методами поддержки революционного, партизанского движения побудили диктаторский южновьетнамский режим обратиться за помощью к США.

Опасаясь, что переход Южного Вьетнама под контроль коммунистов вызовет цепную реакцию в соседних странах и приведет к полному подрыву влияния США в Юго-Восточной Азии, Вашингтон перешел от поставок оружия к прямому военному вмешательству. Война распространилась на Лаос и Камбоджу. Авиация США подвергала бомбардировке города Северного Вьетнама.

Война во Вьетнаме осложнила и замедлила развитие советско-американского диалога. Однако руководство СССР, учитывая уроки Карибского кризиса, оказывая военную, экономическую помощь Вьетнаму, избегало прямого военного столкновения с США.

Значительное влияние на международную обстановку оказали арабо-израильские конфликты. С момента создания государства Израиль (1948) вспыхнула война между ним и соседними арабскими странами, которые долгое время отрицали право Израиля на существование. С приходом к власти в Египте и Сирии националистически ориентированных военных режимов, стремящихся с помощью СССР решить задачи развития, Израиль стал основным союзником США на Ближнем Востоке. Войны 1967 г. и 1973 г. между Израилем и его соседями закончились поражением арабских стран. СССР и США оказывали военно-техническую помощь своим союзникам. В то же время они сотрудничали в ограничении масштабов конфликта, используя механизмы ООН.

Итогом явились вовлечение СССР и Кубы в конфликт между Сомали и Эфиопией, во внутренние конфликты Анголы и Мозамбика, демонстрации солидарности с освободительными движениями на юге Африки, с революционным движением в Никарагуа.

Попытки США и их союзников добиться от СССР разграничения сфер влияния, распространения разрядки на весь мир были отвергнуты советским руководством. США пытались оказывать давление на СССР ограничениями на торговлю, методами военного давления. В США этот курс определяли как партнерство и соперничество, ставя на первый план то первое, то второе, в зависимости от ситуации.

В 1983 г. обострение отношений достигло своего апогея. Высадка войск США на Гренаде, небольшом островном государстве в Карибском море, где у власти находился союзный Кубе режим, стала демонстрацией решимости Вашингтона идти на прямое применение силы.

Поиск возможностей диалога начался со встреч лидеров СССР и США — М.С. Горбачева и Р. Рейгана в Женеве (1985) и в Рейкьявике (1986). Они не завершились конкретными договоренностями, но зафиксировали стремление сторон к исключению риска ядерной войны из жизни народов.

Во-первых, предполагалось признать, что ядерная война будет катастрофой для всего человечества, что угрозы применения ядерного оружия, равно как и обладание им, перестали служить достижению рациональных политических целей. Этот вывод стал основой выдвижения далеко идущих программ сокращения вооружений, вплоть до ликвидации ядерного оружия к 2000 г.

Во-вторых, новое политическое мышление определяло высшим приоритетом обеспечение выживания человечества, решение глобальных проблем, связанных с ядерной, экологической угрозой, развитием освободившихся стран. Учитывая, что эти проблемы можно решить только объединенными усилиями всех народов, главной целью политики становилось взаимодействие государств, создание между ними атмосферы доверия.

В-третьих, предлагалось отказаться от логики и идеологии противостояния, найти баланс интересов на основе взаимных уступок, строгого соблюдения международно-правовых норм, в том числе и относящихся к соблюдению гражданских прав и свобод.

Еще более значительные перемены произошли в сфере взаимоотношений СССР с союзными ему режимами. СССР вывел войска из Афганистана, обязался уважать свободу социального и политического выбора народов, что сняло преграды на пути демократических революций в странах Восточной Европы, в том числе и в ГДР. В вопросе объединения Германии, что отвечало стремлениям подавляющего числа немцев, СССР также отказался от каких-либо предварительных условий, дал согласие на вывод своих войск с территории бывшей ГДР.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Из Делийской декларации о принципах свободного от ядерного оружия и ненасильственного мира от 27 ноября 1986 г., подписанной руководителями СССР и Индии:

«Сегодня человечество находится на решающем поворотном этапе своей истории. Ядерное оружие грозит уничтожить не только все, что было создано человеком на протяжении веков, но и самого человека и даже жизнь на Земле. В ядерную эпоху человечество должно выработать новое политическое мышление, новую концепцию мира, дающую надежные гарантии выживания человечества. Люди хотят жить в более безопасном и более справедливом мире. Человечество достойно лучшей участи, чем быть заложником ядерного ужаса и отчаяния. Необходимо изменить сложившуюся мировую ситуацию и построить мир, свободный от ядерного оружия, свободный от насилия и ненависти, страха и подозрительности. Мир, доставшийся нам в наследство, принадлежит нынешнему и грядущим поколениям. И это требует, чтобы приоритет отдавался общечеловеческим ценностям. Должно признаваться право каждого народа и каждого человека на жизнь, свободу, мир и стремление к счастью. Необходимо отказаться от применения силы и угрозы применения силы. Должно уважаться право каждого народа на собственный выбор — социальный, политический, идеологический. Должна быть отвергнута политика, рассчитанная на превосходство одних над другими. Наращивание ядерных арсеналов, разработка космических вооружений подрывают общепризнанное убеждение, что ядерная война никогда не должна быть развязана и в ней не может быть победителей

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Охарактеризуйте значение советско-американских соглашений по стратегическим вооружениям, значение разрядки в Европе.

2. Какие причины вызвали обострение советско-американских отношений в конце 1970-х — начале 1980-х гг.? Чем оно было опасно для мира и человечества?

3. Объясните, как вы понимаете смысл концепции нового политического мышления? Каково ее значение в преодолении противостояния СССР и США?

Читайте также: