Военно учетные признаки граждан пребывающих в запасе кратко

Обновлено: 02.07.2024

Порядок пребывании граждан РФ в воинском запасе, зачисления военнообязанных граждан в воинский запас вооруженных сил и разделение граждан, пребывающих в воинском запасе на разряды, регламентируется:

Пребывание граждан РФ в воинском запасе

пребывание военнообязанных граждан в воинском запасе,

призыв военнообязанных запаса на военные сборы и

прохождение военных сборов в период пребывания военнообязанных граждан в воинском запасе.

Законодательством предусматривается создание:

воинского запаса Вооруженных Сил РФ,

воинского запаса Службы внешней разведки РФ и

воинского запаса Федеральной службы безопасности РФ.

уволенных с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;

успешно завершивших обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончивших эти образовательные учреждения;

непрошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванных на военную службу по каким-либо другим причинам по достижении ими возраста 27 лет;

уволенных с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленных на воинский учет в военкоматах;

военнообязанных женского пола, имеющих военно-учетную специальность.

Воинский запас Службы внешней разведки РФ и воинский запас Федеральной службы безопасности РФ:

  • создаются в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами.

Порядок присвоения воинских званий военнообязанным запаса

Военнообязанным гражданам, пребывающим в воинском запасе, присваиваются воинские звания в порядке, определенном Федеральным законом № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе":

военнообязанным гражданам, пребывающим в воинском запасе, могут быть присвоены первые и очередные воинские звания, но не выше воинского звания полковника или капитана 1-го ранга;

при зачислении в воинский запас военнообязанному гражданину, успешно завершившему обучение по программе военной подготовки офицеров запаса в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования, воинское звание офицера присваивается Министром обороны РФ;

при зачислении в воинский запас военнообязанному гражданину, успешно завершившему обучение в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования или в военной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса, воинское звание сержанта или старшины присваивается военным комиссаром;

при зачислении в воинский запас военнообязанному гражданину, успешно завершившему обучение в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования или в военной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки солдат, матросов запаса, воинское звание рядового или матроса присваивается военным комиссаром;

при зачислении в воинский запас военнообязанному гражданину, не прошедшему военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу или предоставлением ему отсрочки, а также гражданину, лишенному воинского звания по решению суда, одновременно с зачислением в воинский запас присваивается воинское звание рядового или матроса военным комиссаром либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет.

Очередное воинское звание военнообязанным запаса, может быть присвоено, если:

военнообязанный запаса приписан или может быть приписан к воинской части (предназначен или может быть предназначен в специальное формирование) для призыва на военную службу по мобилизации

на должность, для которой штатом военного времени предусмотрено воинское звание равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнообязанному гражданину, пребывающему в воинском запасе;

по истечении установленного срока пребывания в предыдущем воинском звании.

При этом военнообязанному запаса, воинское звание может быть присвоено:

после прохождения им военных сборов и сдачи соответствующих зачетов

либо в аттестационном порядке.

Медицинское освидетельствование военнообязанных запаса

Военнообязанные граждане, пребывающие в воинском запасе, проходят медицинское освидетельствование:

военнообязанный запаса в возрасте от 18 до 27 лет, освобожденный от призыва на военную службу по призыву в связи с признанием его ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья и зачисленный в воинский запас Вооруженных Сил РФ, вправе пройти медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе;

в случае признания военнообязанного запаса годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями он переводится военкоматом на воинский учет военнообязанных граждан, не пребывающих в воинском запасе, и подлежит призыву на военную службу по призыву на общих основаниях.

Составы запаса и разряды граждан, пребывающих в воинском запасе

Военнообязанные запаса, подразделяются на три разряда запаса по предельным возрастам пребывания в воинском запасе:

Военнообязанные граждане, пребывающие в воинском запасе и достигшие предельного возраста пребывания в воинском запасе или признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья:

переводятся военным комиссаром либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, в отставку и

снимаются с воинского учета.

Военнообязанные женщины, пребывающие в воинском запасе:

относятся к третьему разряду,

при этом женщины имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до достижения ими возраста 50 лет,

а остальные женщины — до достижения ими возраста 45 лет.

Для подготовки к военной службе военнообязанные запаса, могут призываться на военные сборы, которые подразделяются:

на учебные военные сборы и проверочные военные сборы;

проведение военных сборов в иных целях не допускается.

Продолжительность военных сборов:

не может превышать 2-х месяцев;

общая продолжительность военных сборов, к которым привлекаются военнообязанные запаса за время пребывания в воинском запасе, не может превышать 12 месяцев;

периодичность призыва военнообязанных запаса на учебные сборы не может быть чаще одного раза в 3 года.

На проверочные сборы военнообязанные запаса, призываются независимо от прохождения ими учебных сборов.

Военнообязанным гражданам, пребывающим в воинском запасе:

как уже говорилось выше, могут быть присвоены по представлению должностного лица, руководившего военными сборами, очередные воинские звания,

но не выше воинского звания полковника или капитана 1 ранга.

Отметка о категории воинского запаса, группе учета и категории годности к военной службе военнообязанных запаса в военном билете

В зависимости от состава воинского запаса (воинского звания) военнообязанным запаса выдаются различные по форме военные билеты:

военный билет солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана (военный билет) и

военный билет офицера запаса.

В военном билете офицера запаса информация о пребывании офицера запаса в воинском запасе размещена на 3-ей странице:

Категории воинского запаса

В том случае, когда военнообязанный запаса достигает предельного возраста пребывания в воинском запасе или признается не годным к военной службе по состоянию здоровья, он навсегда выводится из воинского запаса. Годность к военной службе определяется на основании медицинского освидетельствования, которое проводят члены специальной комиссии в военкомате.

Категории воинского запаса определяются в соответствии с составом воинского запаса (воинским званием), возрастом и полом военнообязанных запаса:

1 категория воинского запаса (первая волна мобилизации)

Основной мобилизационный людской резерв Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований — это первая категория воинского запаса. Именно эта категория запаса призывается в числе первых, так как сюда зачисляются военнообязанные запаса, которые принимали непосредственное участие в боевых действиях либо проходили срочную службу.

Если военнообязанный запаса не знает, какая у него категория воинского запаса, то он может обратиться по этому вопросу в военкомат и уточнить информацию там.

Первая категория воинского запаса включает в себя находящихся в запасе рядовых и сержантов, а также прапорщиков и мичманов в возрасте до 35 лет, офицеров и высший руководящий состав до 50 - 65 лет (в зависимости от звания).

К этой категории относятся все военнообязанные запаса, полностью прошедшие военную службу по призыву, и военнообязанные запаса, имеющие опыт реальных боевых действий:

Поскольку при продолжительных боевых действиях людские потери неизбежны, то рано или поздно, будут мобилизованы военнообязанных запаса и следующих категорий воинского запаса.

2 категория воинского запаса (вторая волна мобилизации)

Во вторую категорию воинского запаса входят военнообязанные запаса старшей возрастной группы, либо военнообязанные запаса, которые по здоровью в первую волну мобилизации не вошли.

По возрасту, ограничения здесь действуют такие:

Если и военнообязанных запаса данной категории будет недостаточно, то может потребоваться призвать на военную службу последний резерв - военнообязанных запаса 2-ой категории воинского запаса.

3 категория воинского запаса (третья волна мобилизации)

Эта категория воинского запаса остается на самый крайний случай. Здесь нет высших офицерских званий, а возраст военнообязанных запаса увеличен, в сравнении с прошлыми волнами мобилизации.

Третья категория воинского запаса по резервному учету включает военнообязанных запаса, не имеющих офицерского звания, которым исполнилось 45, но еще нет 50 лет, а также офицеров, находящиеся в возрасте от 55 до 65 лет. К этой категории относятся также женщины, имеющие опыт военной службы или военное образование, в возрасте до 45-50 лет.

Данные резервисты, находящиеся в воинском запасе, призываются по мобилизации только в том случае, если боевые действия будут вестись на протяжении одного года и более:

Группа учета и ВУС в военном билете

Военнообязанным запаса, проходившим военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и таможенных органах РФ на должностях рядового (младшего) и начальствующего состава, а также проходившим военную службу в органах принудительного исполнения РФ:

Конюхова Е. В.

Все организации независимо от форм собственности обязаны вести воинский учет. Долгое время штрафы за нарушения в этой области были небольшие — 300 руб. С мая 2020 года штрафы выросли в 10 раз. Расскажем, как вести общий воинский учет в 2021 году

Какие законы регулируют воинский учет

Воинский учет граждан ведут по месту их работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением и методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

Какие бывают виды воинского учета

  1. Специальный — на таком учете состоят военнообязанные, кто пребывает в запасе на периоды мобилизации и военного положения, а также те, кто служат в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава.
  2. Общий — на таком учете состоят остальные военнообязанные.

Дальше в статье речь пойдет об общем воинском учете и о том, что нужно знать работодателям.

С чего и как начать воинский учет

Поставьте организацию на воинский учет в территориальном военном комиссариате или органе местного самоуправления:

  1. Подготовьте приказ об организации ведения воинского учета, в котором пропишите ответственное лицо.
  2. Согласуйте ответственного в военном комиссариате. Для этого лично придите в районный военный комиссариат вместе с приказом и планом работы по ведению воинского учета на год. Форма плана работ — это приложение № 17 к методическим рекомендациям генерального штаба.
  • Совет: заполняйте сразу две или три карточки по форме 18. Требования в регионах разные, поэтому где-то карточка будет предоставляться только в районную комиссию, а где-то еще и в военный комиссариат.
  • Обратите внимание: организации присваивают регистрационный номер. Его проставляют в правом верхнем углу карточки по форме 18. Если вы увидите в номере индекс Б, то это означает, что в организации надо вести еще и специальный воинский учет. Всю информацию о нем можно получить только в военном комиссариате.

Теперь подробно рассмотрим каждый этап.

Шаг 1. Выбираем ответственных за ведение воинского учета

Количество ответственных работников определяем, опираясь на нормы численности военнообязанных работников в организации:

  • менее 500 — один ответственный;
    Вариант 1. Оформляем совмещение. Работник выполняет обязанности в течение установленной продолжительности рабочего времени и оформлен по правилам ст. 60.2 ТК РФ — с письменного согласия работника и с доплатой за совмещение.
    Вариант 2. Оформляем совместительство. Принимаем на работу по трудовому договору по совместительству. Работник выполняет обязанности в свободное от основной работы время;
  • от 500 до 2 000 — один освобожденный работник;
  • от 2 000 до 4 000 — два освобожденных работника;
  • свыше 4 000 — на каждые последующие 3 000 граждан — один освобожденный работник.

Освобожденный работник — тот, для которого ведение воинского учета по должностной инструкции — это основная обязанность. Если в организациях воинский учет осуществляют два и более работников, то их объединяют в отдельное подразделение — военно-учетный стол (п. 12 Положения о воинском учете)

Шаг 2. Издаем приказ об организации ведения воинского учета в компании

Приказ издает руководитель организации. В нем нужно определить, кто будет ответственным за ведение воинского учета и кто будет его исполнять, если нет ответственного (п. 22 методических рекомендаций).

Проект приказа нужно согласовать:

  • с военным комиссаром муниципального образования территории, на которой расположена организация или ее структурное подразделение;
  • с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет, если вы работаете в местности, где нет военных комиссаров.

Приказ утверждается по форме, которая приведена в приложении № 4 Методических рекомендаций Генерального штаба.

Для работников, ответственных за воинский учет, руководитель обязан выделить специально оборудованные помещения и железные шкафы (п. 21 методических рекомендаций).

  • Совет 1: последующие перемещения и увольнение ответственных лиц проводите по согласованию с военным комиссариатом муниципального образования. Исключение — организации, имеющие мобилизационные органы. Вопрос согласования обязательно поднимается при проверке военными комиссариатами организаций.
  • Важно: при временном убытии ответственного за воинский учет в организации работника руководитель должен издать приказ о назначении на этот участок работы другого работника. Такой сотрудник обязан принять по акту документы для работы по воинскому учету и бронированию граждан.
  • Совет 2: утвердите форму акта приема-передачи дел по вопросам организации и ведения воинского учета.

Кто подлежит воинскому учету

Один из самых важных вопросов — как определить, кто из работников подлежит постановке на воинский учет. Работодателю нужно знать, что существует две категории:

  1. Призывники — граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
  2. Граждане, пребывающие в запасе, — военнообязанные:
  • граждане мужского пола;
  • уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
  • успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
  • успешно завершившие обучение в военной образовательной организации высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
  • не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
  • не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
  • не подлежавшие призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет;
  • не прошедшие военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
  • уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • граждане женского пола с военно-учетной специальностью (приложение к Положению о воинском учете).

В конце статьи есть шпаргалка

Не подлежат воинскому учету граждане:

Документы для ведения воинского учета

Воспользуйтесь чек-листом, чтобы убедиться, правильно ли организован воинский учет в компании:

  1. Проверьте наличие документов воинского учета у работников. Сведения в них и в личной карточке Т-2 должны совпадать.
  2. Для этих целей подготовьте проект приказа, которым руководитель установит обязанность для работников, подлежащих воинскому учету, приносить ответственному лицу документы для проведения сверок. Обратите внимание: желательно не забирать у работников документы воинского учета, а проводить сверки в их присутствии. Если вы все же берете на время документы — заполняйте расписки и ведите журнал учета приема таких расписок. Это рекомендуют сами военкоматы.
  3. Запросите документы:
    • у призывников — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
    • военнообязанных — военный билет или справку взамен военного билета, временное удостоверение, выданное взамен военного билета.
  • Справка взамен военного билета. Выдается по заключению призывной комиссии после достижения 27 лет гражданам, которые без законных оснований уклонились от военной службы. Документ указывает на то, что такой гражданин все же находится в запасе.
  • Временное удостоверение. Выдается для установления личности военнообязанных, у которых нет необходимых документов для оформления и выдачи им военных билетов. А также для проверки и подтверждения подлинности предъявленных ими документов, для запроса и получения военных билетов, которые были сданы на хранение в военный комиссариат муниципального образования по прежнему месту их жительства. На удостоверении должна быть подпись военного комиссара и гербовая печать.
  • Обратите внимание: отказать в приеме на работу в связи с отсутствием документов воинского учета нельзя.

Организация отдельного делопроизводства

Работодатель обязан организовать служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (п. 39 Методических рекомендаций).

Для этих целей создаются папки. Как правило, их четыре, иногда пять. Ответственный за ведение воинского учета работник на этапе постановки организации на учет в районном военном комиссариате может уточнить названия и количество таких папок для целей отдельного делопроизводства.

Например, это могут быть:

Вся переписка с военными комиссариатами регистрируется отдельно и хранится в отдельной папке. В каждой папке рекомендуется хранить опись вложенных документов.

Ведение общего воинского учета

Работу в рамках общего воинского учета можно разделить на три этапа:

  1. Учетная работа при приеме документов.
  2. Ведение личных карточек Т-2.
  3. Отчетность.

1. Учетная работа при приеме документов

Принимая на работу граждан, ответственный за ведение воинского учета должен:

  • определить тех, кто подлежит постановке на воинский учет по месту работы, учебы или по месту жительства, месту пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства или месту пребывания;
  • принять необходимые меры к постановке их на воинский учет;
  • проверить наличие и подлинность военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов), справок взамен военных билетов или удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также подлинность записей в них;
  • проверить наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах или в справках взамен военных билетов отметок об их вручении);
  • проверить наличие персональных электронных карт (при наличии в документах воинского учета отметок об их выдаче);
  • проверить наличие отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности, жетонов с личными номерами ВС РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки об их вручении).

Что делать, если выявлены нарушения:

  • Ситуация 1: в документах обнаружены неоговоренные исправления, неточности и подделки, неполное количество листов, а также обнаружены случаи неисполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Обратите внимание: форма направления для вручения работникам, уклоняющимся от воинского учета, не утверждена. Минобороны РФ в Письме от 01.03.2019 № 315/4/1023 рекомендовало использовать форму, утвержденную приложением № 3 Приказа Министра обороны РФ № 366, МВД РФ № 789, ФМС РФ № 197 от 10.09.2007.

  • Ситуация 3: на работу устраивается гражданин, который подлежит воинскому учету и у которого нет регистрации по месту жительства и месту пребывания, или гражданин, прибывший на место пребывания на срок более 3 месяцев и у которого нет регистрации по месту пребывания.

2. Ведение личных карточек Т-2

Организации и их должностные лица обязаны собирать, вести, обрабатывать и хранить сведения из учетных документов граждан, поставленных на воинский учет. Порядок определен Министерством обороны РФ. Пока такая учетная форма — личная карточка работника (форма Т-2) или личная карточка государственного (муниципального) служащего (Унифицированная форма № Т-2ГС(МС).

Как вести воинский учет: в личной карточке Т-2 для кадрового делопроизводства или карточке формы ВУР

В конце статьи есть шпаргалка

3. Отчетность

У организации должен быть план, чтобы с его помощью согласовывать отчетность и сроки ее представления по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе (приложение № 17 Методических рекомендаций).

План необходимо ежегодно согласовывать с военным комиссариатом не позднее даты, которую устанавливает военный комиссариат (в 2019 году план предоставляли на согласование не позднее 15 ноября). Также ежегодно не позднее 31 декабря текущего года предоставляется карточка на организацию по форме 18.

К сведению: в воинском учете многое происходит не по нормативным актам, а именно по неофициальным разъяснениям военкоматов. Учитывайте это в работе.
Например, раньше план на согласование всегда сдавали в декабре. В 2019 году по просьбе военкоматов этот срок был сдвинут на ноябрь.

Дату, до которой нужно согласовать план на 2021 год, рекомендуем самостоятельно обсудить со своим военным комиссариатом.

Виды и сроки отчетов (п. 32 Постановления Правительства РФ № 719)

2 недели (Приложение № 9)

Впервые граждан мужского пола ставят на воинский учет в год достижения ими 17 лет.

Ответственность. Новые штрафы за нарушения ведения воинского учета

Изменения законодательства: в десять раз увеличены размеры административного штрафа за нарушения ведения воинского учета. Срок исковой давности за нарушения увеличен с двух месяцев до трех лет (Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ, ст. 4.5 КоАП РФ).

С 5 мая 2020 года для руководителей или других должностных лиц организации или органа местного самоуправления, ответственных за военно-учетную работу, действуют штрафы:

  • Не представили в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списки граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет: от 1000 до 3000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ).
  • Не оповестили граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, и не обеспечили им возможность своевременной явки по вызову: от 1000 до 3000 руб . (ст. 21.2 КоАП РФ)
  • Не сообщили в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведения о принятых на работу, учебу либо об уволенных с работы, отчисленных из образовательных организаций гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете: от 1000 до 5000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).


Подведем итоги

В статье мы рассмотрели, как организовать в компании ведение общего воинского учета, что нужно знать об отчетности и ответственности, какие документы и как проверять, как определять, кто подлежит воинскому учету.

Рекомендую внимательно изучить в Методических рекомендациях Генштаба правила проведения сверок сведений, содержащихся в личных карточках Т-2, с документами воинского учета работника, а также обратить внимание на перечень основных вопросов, по которым проверяется работа по ведению воинского учета. Работайте без нарушений!

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Как вести воинский учет в организации. Самое полезное из статьи. Методичка‑шпаргалка 785.4 КБ

Граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда по предельным возрастам:

  • первый разряд — солдаты, старшины, прапорщики и мичманы — до 35 лет, младшие офицеры — до 45 лет;
  • второй разряд — солдаты, старшины, прапорщики и мичманы — до 45 лет, младшие офицеры — до 50 лет;
  • третий разряд — солдаты, старшины, прапорщики и мичманы — до 50 лет, младшие офицеры — до 55 лет.

Гражданин, пребывающий в запасе и достигший предельного возраста пребывания в запасе или признанный не годным к военной службе по состоянию здоровья, переводится военным комиссаром либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, в отставку и снимается с воинского учета.
Женщины-военнообязанные, пребывающие в запасе, относятся к третьему разряду, при этом имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до достижения ими возраста 50 лет, а остальные — до достижения ими возраста 45 лет.
Для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы. Военные сборы подразделяются на учебные и проверочные. Проведение военных сборов в иных целях не допускается. Продолжительность военного сбора не может превышать двух месяцев. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев. Периодичность призыва граждан на учебные сборы не может быть чаще одного раза в три года. На проверочные сборы граждане, пребывающие в запасе, призываются независимо от прохождения ими учебных сборов.
Гражданам, пребывающим в запасе, могут быть присвоены по представлению должностного лица, руководившего военными сборами, очередные воинские звания, но не выше воинского звания полковника или капитана 1 ранга.

Предыдущая
глава
Содержание Следующая
глава

Нормативно-правовые акты и прочие документы на которые ссылается раздел:

Воинский учет предусматривается воинской обязанностью граждан и обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном.

Организация воинского учета в органах государственной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления поселений и организациях входит в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОИНСКОГО УЧЕТА

Основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:

а) потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;

б) потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.

Основными задачами воинского учета являются:

а) обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;

б) документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;

в) анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;

г) проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно-обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время, в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;

б) граждане, пребывающие в запасе:

мужского пола, пребывающие в запасе;

уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации;

успешно завершившие обучение в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса или в военных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;

успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;

не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;

уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;

прошедшие альтернативную гражданскую службу;

женского пола, имеющие военно-учетные специальности согласно приложению.

НЕ ПОДЛЕЖАТ ВОИНСКОМУ УЧЕТУ В ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТАХ, ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯХ ГРАЖДАНЕ:

а) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе";

б) проходящие военную службу;

в) отбывающие наказание в виде лишения свободы;

г) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

д) постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;

е) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН ПО ВОИНСКОМУ УЧЕТУ

Граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны:

а) состоять на воинском учете по месту жительства или месту пребывания в военном комиссариате, а в поселении или городском округе, где нет военных комиссариатов, - в органах местного самоуправления. Граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, состоят на воинском учете в указанных федеральных органах исполнительной власти;

б) являться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту пребывания, имея при себе военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также паспорт гражданина Российской Федерации и водительское удостоверение при его наличии;

в) явиться при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации в 2-недельный срок со дня исключения из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для постановки на воинский учет;

г) сообщать в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования;

д) сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок более 6 месяцев и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства, место пребывания или возвращении в Российскую Федерацию;

е) бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в 2-недельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.

НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ВОИНСКОГО УЧЕТА

Граждане и должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ДОКУМЕНТЫ ВОИНСКОГО УЧЕТА И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ

Документы воинского учета должны содержать сведения о гражданах, предусмотренные Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Перечень, формы документов воинского учета, порядок их хранения, заполнения, выдачи и замены устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации.

В паспортах граждан Российской Федерации военными комиссариатами и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации (только при замене в установленном порядке паспортов граждан Российской Федерации) производятся отметки об их отношении к воинской обязанности в порядке и по образцам, которые установлены Министерством обороны Российской Федерации.

ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СБОРОВ

Порядок прохождения военных сборов гражданами, пребывающими в запасе, определяется Положением о проведении военных сборов, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, осуществляется в порядке и размерах, которые определяются Положением о прохождении военных сборов.

Читайте также: