Период государственного призрения кратко
Обновлено: 05.07.2024
Развитие мер общественного призрения в определенную системупринадлежит уже Петру Великому. Им были затронуты все важнейшие и основные вопросы призрения. Он подробно останавливается на необходимости различать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь в соответствии с этой нуждой. Он указывает на предупреждение нищеты, как на лучший способ борьбы с ней; выделяет из нуждающихся работоспособных, профессиональных нищих.
Он принимает решительные меры к урегулированию частной благотворительности, определяет организованную помощь общества, устанавливает органы призрения и необходимые для развития дела средства.
В 1700 году Петр I пишет Указ о постройке по всем губерниям богаделен для старых и увечных.
Позже, Петр I повелел учредить в городах госпитали для незаконнорожденных, а затем, и общие сиротские дома.
Число принимаемых младенцев возрастало, например, в 1724 г. в одной Московской губернской канцелярии их находилось 865 человек в возрасте не старше 8 лет. Под влиянием такого переполнения по отношению к безродным детям состоялось распоряжение, чтобы их раздавать на воспитание с вечным за воспитателями укреплением, а достигших 10 лет — определять в матросы.
Таким образом, заслуга в становлении и развитии государственной системы общественного призрения Петра I может быть представлена следующим образом:
во-первых, он устанавливал деление нуждающихся на категории и виды призрения в соответствии с нуждами этих категорий;
во-вторых, он отрицал безразборную раздачу милостыни, принимая на себя и на государство законодательное упорядочение призрения и поручая выполнение его части организованным общественным силам.
При Екатерине II были приняты:
меры к учреждению в каждой епархии по одной богадельне;
составлены правила об устройстве безумных;
предписано не пропускать нищих через городские заставы;
подтверждены запрещения уличного нищенства;
принято постановление об учреждении Вдовьей ссудной и сохранной казны.
Крупнейшим делом периода царствования Екатерины Великой было учреждение двух заведений для призрения незаконнорожденных детей. Так, в 1763 г. основан в Москве Воспитательный дом. Создание этих домов, равно как принятие и других указанных выше мер, служило лишь к развитию и упрочению системы призрения.
1) народными школами;
2) сиротскими домами для призрения и воспитания сирот мужского и женского пола;
3) госпиталями, больницами;
4) за богадельнями для убогих, увечных и престарелых;
5) за особыми домами для неизлечимо больных;
6) за работными домами;
7) за смирительными домами.
Таким образом, была заложена основа государственной системы общественного призрения. Законодательство Екатерины II переориентировало призрительную деятельность от земского общественного принципа (помощь бедным, оказываемая земскими людьми на общественные средства) в сторону централизации на государственной бюрократической основе (призрением занимались чиновники полиции и приказов).
Вопрос №20 Государственная, частная, приходская благотворительность в Российской империи в конце XIX века. Вопрос №21 Деятельность благотворительных обществ и союзов в социальной сфере в России в XIX веке.
Во время Крымской, Русско-турецкой и Русско-японской войн в стране повсеместно стали возникать общества сестер милосердия. Великая княгиня Елена Павловна и известный хирург Пирогов создали самое знаменитое из подобных обществ – Крестовоздвиженское.
В 1846 году при Николае I в Петербурге было создано знаменитое общество посещения бедных.
В 60-х годах, едва ли не ежедневно в России возникали новые благотворительные общества и фонды, появились организации, объединявшие людей по профессиональным признакам, уровню образования, месту проживания, склонностям. Широкое распространение получили бесплатные учебные заведения для малообеспеченных, где педагоги работали безвозмездно – например, воскресные школы.
В 80-х годах при Александре III помещица Анна Адлер построила типографию для слепых, где в 1885 году впервые была напечатана шрифтом Брайля первая книга для незрячих на русском языке.
К концу XIX века социальная помощь в России отличалась многообразием форм и уровней: общественным призрением занимались городские благотворительные общества, деревенские, земства. В деревнях открывались общества призрения для крестьян и ясли-приюты. В городах была налажена система попечительства о бедных. В рамках городского самоуправления создавались специальные комитеты.
К концу XIX века благотворительность в России стала настолько масштабным общественным явлением, что в 1892 году была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности.
Важнейшим итогом работы комиссии можно считать обеспечение прозрачности благотворительной деятельности в России, открытости и доступности всей информации, включая финансовую, для всех слоев общества.
Развитие мер общественного призрения в определенную системупринадлежит уже Петру Великому. Им были затронуты все важнейшие и основные вопросы призрения. Он подробно останавливается на необходимости различать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь в соответствии с этой нуждой. Он указывает на предупреждение нищеты, как на лучший способ борьбы с ней; выделяет из нуждающихся работоспособных, профессиональных нищих.
Он принимает решительные меры к урегулированию частной благотворительности, определяет организованную помощь общества, устанавливает органы призрения и необходимые для развития дела средства.
В 1700 году Петр I пишет Указ о постройке по всем губерниям богаделен для старых и увечных.
Позже, Петр I повелел учредить в городах госпитали для незаконнорожденных, а затем, и общие сиротские дома.
Число принимаемых младенцев возрастало, например, в 1724 г. в одной Московской губернской канцелярии их находилось 865 человек в возрасте не старше 8 лет. Под влиянием такого переполнения по отношению к безродным детям состоялось распоряжение, чтобы их раздавать на воспитание с вечным за воспитателями укреплением, а достигших 10 лет — определять в матросы.
Таким образом, заслуга в становлении и развитии государственной системы общественного призрения Петра I может быть представлена следующим образом:
во-первых, он устанавливал деление нуждающихся на категории и виды призрения в соответствии с нуждами этих категорий;
во-вторых, он отрицал безразборную раздачу милостыни, принимая на себя и на государство законодательное упорядочение призрения и поручая выполнение его части организованным общественным силам.
При Екатерине II были приняты:
меры к учреждению в каждой епархии по одной богадельне;
составлены правила об устройстве безумных;
предписано не пропускать нищих через городские заставы;
подтверждены запрещения уличного нищенства;
принято постановление об учреждении Вдовьей ссудной и сохранной казны.
Крупнейшим делом периода царствования Екатерины Великой было учреждение двух заведений для призрения незаконнорожденных детей. Так, в 1763 г. основан в Москве Воспитательный дом. Создание этих домов, равно как принятие и других указанных выше мер, служило лишь к развитию и упрочению системы призрения.
1) народными школами;
2) сиротскими домами для призрения и воспитания сирот мужского и женского пола;
3) госпиталями, больницами;
4) за богадельнями для убогих, увечных и престарелых;
5) за особыми домами для неизлечимо больных;
6) за работными домами;
7) за смирительными домами.
Таким образом, была заложена основа государственной системы общественного призрения. Законодательство Екатерины II переориентировало призрительную деятельность от земского общественного принципа (помощь бедным, оказываемая земскими людьми на общественные средства) в сторону централизации на государственной бюрократической основе (призрением занимались чиновники полиции и приказов).
Вопрос №20 Государственная, частная, приходская благотворительность в Российской империи в конце XIX века. Вопрос №21 Деятельность благотворительных обществ и союзов в социальной сфере в России в XIX веке.
Во время Крымской, Русско-турецкой и Русско-японской войн в стране повсеместно стали возникать общества сестер милосердия. Великая княгиня Елена Павловна и известный хирург Пирогов создали самое знаменитое из подобных обществ – Крестовоздвиженское.
В 1846 году при Николае I в Петербурге было создано знаменитое общество посещения бедных.
В 60-х годах, едва ли не ежедневно в России возникали новые благотворительные общества и фонды, появились организации, объединявшие людей по профессиональным признакам, уровню образования, месту проживания, склонностям. Широкое распространение получили бесплатные учебные заведения для малообеспеченных, где педагоги работали безвозмездно – например, воскресные школы.
В 80-х годах при Александре III помещица Анна Адлер построила типографию для слепых, где в 1885 году впервые была напечатана шрифтом Брайля первая книга для незрячих на русском языке.
К концу XIX века социальная помощь в России отличалась многообразием форм и уровней: общественным призрением занимались городские благотворительные общества, деревенские, земства. В деревнях открывались общества призрения для крестьян и ясли-приюты. В городах была налажена система попечительства о бедных. В рамках городского самоуправления создавались специальные комитеты.
К концу XIX века благотворительность в России стала настолько масштабным общественным явлением, что в 1892 году была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности.
Важнейшим итогом работы комиссии можно считать обеспечение прозрачности благотворительной деятельности в России, открытости и доступности всей информации, включая финансовую, для всех слоев общества.
Читайте также: