Пергамент это история 6 класс кратко

Обновлено: 18.05.2024

В этой статье вы узнаете много нового об истории создания пергамента и первых книг. Кто, где и когда придумал пергамент? Чем это было обусловлено? Об этом и многом другом в нашей статье.

По началу в качестве первых книг выступали мокрые глиняные таблички, на которых текст царапался стилосом. Около 3000 г. до н.э. египтяне изобрели папирус и примерно к 500 г. до н.э. большинство людей в Западной Азии и Средиземноморье использовали папирус для письма. Однако, они не могли производить папирус самостоятельно, так как папирусный тростник не произрастал в их странах, поэтому им приходилось покупать его у египтян. При этом папирус оказывался очень дорогим. Для обычных писем — списки продуктов, квитанции — люди использовали сломанные куски керамики, деревянные или восковые таблички, так как это было дешевле.

Примерно около 150 г. до н.э. фараон Птолемей V из Египта отказывается продавать папирус королю Эвмену II (в Западной Азии), потому что Птолемей опасался, что библиотека Эвмена станет такой же великой, как и его собственная. Это вынудило Эвмен разработать технологию изготовления книг из пергамента.

Пергамент производился из шкур животных. Обычно для производства пергамента использовались шкуры овец или коров, потому что эти животные были довольно распространены в Западной Азии и Европе. Обработка шкур проходила по следующему сценарию: бралась кожа; с кожи соскабливались все наружные волосы и вес жир изнутри; затем кожу пропитывали мелованной водой (или использовали вместо мела муку с солью), чтобы поверхность для записи была гладкой; в конце кожу пропитывали танином из дубового ореха, чтобы сохранить её свойства. Именно поэтому слово пергамент происходит из царства Эвмена, а именно от названия города Пергама (греч. Пергамон).


Писари Западной Азии обнаружили, что пергамент плохо подходит для производства свитков, в отличие от папируса. Листы папируса вы можете склеивать между собой и получать настолько длинное полотно, насколько хотите, а затем свернуть его в свиток. Пергамент же, произведённый из кожи, плохо соединялся друг с другом, а его размер было трудно регулировать, поэтому вместо свитков к 50 г. н.э. люди изобрели книги. Позже оказалось, что книги имеют намного больше преимуществ в сравнении со свитками, так как вы можете удобно двигаться назад и вперёд в ходе чтения, перелистывая страницы, а также отмечать место последнего чтения закладкой. Изобретение книг позволило сделать научные исследования ещё проще!

Но были у пергамента и минусы. Пергамент был дороже папируса, поэтому папирус продолжал использовать вплоть до падения Западной Римской Империи около 400 года н.э. После падения Рима торговые связи Европы и Египта оборвались, и пергамент стал использоваться чаще папируса, но при этом европейцы в целом перестали так много писать как раньше, так как стоимость пергамента делала его менее доступным для большинства людей.

Примерно к 800-му году египтяне перестают использовать папирус, так как к ним пришло китайское изобретение бумаги, которая оказалась намного дешевле. Но европейцы так и оставались со своим пергаментом, либо приобретали его по сверхвысоким ценам бумагу у торговцев Шёлкового пути и старались писать как можно меньше.

К 1200 году европейцы осваивают производство бумаги, а итальянцы сумели удешевить её производство и заполнить все европейские рынки своей бумагой. Пергамент постепенно выходил из обращения и оставшиеся 200 лет своего существования использовался при написании дипломов, либо писем между королями.

материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных (до изобретения бумаги) . Также древняя рукопись на таком материале.

Кожа? Кожа. . раньше бумага была в дефиците. . хотя это тоже можно назвать пергаментом. Короче пергамент это либо бумага либо кожа, невыдубленная, или как это правильно называется. Тоненькая в общем.
Гугли.

Перга́мент (в работах по истории и источниковедению обычно перга́мен) [1] (нем. Pergament, от греч. Πέργαμον, Пергамон) — материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных (до изобретения бумаги). Также древняя рукопись на таком материале.

Был рас­про­стра­нён в Древ­ней Пер­сии (упо­ми­на­ет­ся с V века до нашей эры; древ­ней­шая на­ход­ка - в Ду­ра-Ев­ро­пос, III-II веках), Гре­ции (δέρμα , σωμάτιον , διφθέρα ). Во II веке до нашей эры, по­сле за­пре­та египетскими фа­рао­на­ми вы­во­за из Егип­та па­пи­ру­са, был усо­вер­шен­ст­во­ван в Пер­гаме.

Пергамен имел многие пре­иму­ще­ст­ва пе­ред па­пи­ру­сом: он по­зво­лял пи­сать с обе­их сто­рон лис­та, смы­вать и пе­ре­пи­сы­вать текст (смотри Па­лим­псест) и др.; од­на­ко слож­ность из­го­тов­ле­ния и до­ро­го­виз­на пергамена за­труд­ня­ли его рас­про­стра­не­ние. Пер­вые пер­га­мен­ные кни­ги по­вто­ря­ли фор­му па­пи­рус­но­го свит­ка, но с на­ча­ла нашей эры рас­про­стра­ня­ет­ся бо­лее ра­цио­наль­ная фор­ма ко­дек­са. С IV века нашей эры и до рас­про­стра­не­ния бу­ма­ги в позд­нем Сред­не­ве­ко­вье пергамен - основной ма­те­ри­ал для пись­ма.

Палимпсе́ст (греч. παλίμψηστον, от πάλιν — опять и ψηστός — соскобленный, лат. Codex rescriptus) — в древности так обозначалась рукопись, написанная на пергаменте, уже бывшем в подобном употреблении. Позже это понятие было распространено и на наскальные росписи первобытного искусства, когда на стенах с полустершимися от времени росписями наносили новые изображения. Этот принцип использовали и средневековые мастера, когда по старым росписям в храмах или иконным изображениям писали новые.

Упоминания в литературе

Технология создания средневековой книги представляла собой трудоемкий и очень долгий процесс: одни занимались выделкой кожи для пергамента , другие – переписыванием текстов, третьи – нанесением различных украшений и рисунков, четвертые – переплетом, пятые – разработкой определенного шрифта для письма и т. д. Писали гусиными перьями. Изготовленные таким образом фолианты представляли большую ценность. Поэтому их как дорогие подарки дарили друг другу знатные люди и вельможи.

Пергамент был дороже папируса, но зато прочнее и мог исписываться с обеих сторон. Вследствие дороговизны пергамента нередко случалось, что с него смывали или соскабливали ранее написанное и принимались писать снова. Чтобы вытравить старинный текст, пергамент подвергали даже кипячению – для нового употребления. Подчас смывание и скобление было настолько несовершенно, что под новыми строками виднелись ранее написанные. Варварскому обычаю старинных писцов обязаны своим происхождением так называемые палимпсесты, которые сохраняются теперь в разных европейских библиотеках.

Первобытные люди рисовали на скалах. В Древнем Вавилоне использовали для письма глиняные дощечки. Древние египтяне сумели изготовить первый тонкий материал для письма – папирус из прессованного болотного растения с тем же названием. В Европе с древности писали на пергаменте – особо обработанной тонкой телячьей коже. А в Древней Руси использовали бересту – верхнюю часть березовой коры.

Связанные понятия (продолжение)

Пурпу́рные перга́ментные ру́кописи (в единственном числе лат. Codex Purpureus) — разновидность манускриптов, выполненных в технике хризографии на особо выделанных сортах пергамента (веллум), окрашенных пурпуром, иногда с иллюстрациями. Все пурпурные рукописи — исключительно духовного содержания, преимущественно это Четвероевангелие, реже — Септуагинта и (отдельно) Псалтирь. Изготавливались в эпоху поздней Римской империи и Византии, а также на варварском Западе вплоть до правления Карла Великого.

Унциа́л (от лат. uncialis — равный по длине одной унции) — вид письма преимущественно маюскульного типа, распространённый в латинских и греческих рукописях IV—IX вв.

Папи́рус (др.-греч. πάπῡρος, лат. papyrus), или би́блиос (др.-греч. βιβλίος) — писчий материал, в древности распространённый в Египте, а позднее — на всём пространстве античного мира. Для изготовления папируса использовалось одноимённое водно-болотное растение (Cyperus papyrus), принадлежащее семейству Осоковые. Использовался в Египте по меньшей мере с III тысячелетия до н. э., в античном мире появился примерно с VII века до н.э . Был в употреблении до XII века, вплоть до вытеснения бумагой. На бумагу.

Свиток — длинный лист писчего материала (папируса, пергамента или бумаги), сматываемый для хранения в рулон, на таком листе писали поперек его длины.

Ко́птская кни́жная культу́ра — прямое продолжение древнеегипетской и греческой античной книжных традиций в позднеантичном и средневековом Египте. Коптский язык и литература фиксируются с конца III века — в связи с появлением письменных памятников, — и существовали в непрерывном развитии по крайней мере до XIV века. После этого копты переходят на арабский язык, хотя в официальное делопроизводство он был введён ещё в 706 году. Несмотря на то, что коптский язык включает более десяти диалектов и субдиалектов.

Иллюминирование, иллюминация (от лат. illumino — освещаю, делаю ярким, украшаю) — процесс выполнения цветных миниатюр (иллюминаций) и орнаментации в средневековых рукописных книгах.

Александрийский кодекс (греч. Αλεξανδρινός Κώδικας, лат. Codex Alexandrinus; условное обозначение: А или 02) — одна из древнейших унциальных рукописей Библии на греческом языке, датируемая V веком. Наряду с другими древнейшими рукописями Александрийский кодекс используется текстологами для конструктивной или сводной критики в целях восстановления первоначального греческого текста Библии.

Уста́в или уставное письмо — почерк с чётким угловато-геометрическим рисунком, при котором буквы пишутся в строке, без наклона, практически вписываются в квадрат, с малым числом выступающих вниз и вверх элементов и большей частью раздельно друг от друга. Медленное и торжественное письмо тщательного каллиграфического исполнения, с малым числом сокращений. В русском языке этот термин применяется к различным письменностям.

Гига́нтский ко́декс (лат. Codex Gigas, каталожное обозначение MS A 148) — пергаментный иллюминированный рукописный свод начала XIII века, созданный, по-видимому, в бенедиктинском монастыре чешского города Подлажице (ныне — часть города Храст). Вероятно, вся работа была проделана одним человеком, на что потребовалось от 20 до 30 лет; по косвенным данным, манускрипт был окончен к 1230 году. Формат листов — 89 см в высоту, 49 см в ширину (переплёт 91,5 × 50,1 см); включает 310 пергаментных листов, текст.

Сере́бряный ко́декс (лат. Codex Argenteus) — манускрипт перевода Библии на готский язык, сделанного несколькими переводчиками под руководством епископа Вульфилы, датируется IV веком. Написан на пурпурном пергаменте серебряными чернилами и хранится в Швеции, в Уппсале. Первоначально содержал 336 листов, из которых сохранилось 188, включая обнаруженный в Шпайере. Содержит текст Четвероевангелия.

Миниатюра (от лат. minium — красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг) — в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.

Александрийский тип текста (также называемый нейтральным или Египетским) — это один из четырёх главных типов новозаветного текста. Основные рукописи этого типа датируются концом II века (p66, p75).

Рукописи Нового Завета поделены на пять групп (категории). Эту систему предложили в 1981 году Курт Аланд и Барбара Аланд в Der Text des Neuen Testaments. Эти категории базируются на отношении рукописей к вариантам новозаветного текста. Рукописи, отражающие александрийский тип текста, отнесены к I категории, а рукописи, отражающие византийский тип текста — к V категории.

Западный тип текста — это один из четырёх главных типов новозаветного текста. Название введено Землером (1725—1791).

Библия Гутенберга (также 42-строчная Библия; B42) — издание Вульгаты, выпущенное Иоганном Гутенбергом в первой половине 1450-х годов. Традиционно считается точкой отсчёта истории книгопечатания в Европе. Хотя это не первая инкунабула, среди других первопечатных изданий её выделяет исключительное качество оформления.

Переплёт — совокупность элементов бумажного издания, предназначенных для объединения отдельных страниц в единый блок, их защиты от механических повреждений, а также для наружного художественного оформления издания при помощи обложки. Также переплётом называют деятельность по его созданию, точнее переплётным делом.

Полуустав — форма кириллицы, возникшая во второй половине XIV века. По сравнению с уставом полууставные почерки мельче и округлее.

Книгопечатание — процесс создания печатной продукции (книг). Термин обычно употребляют в историческом контексте.

Фронтиспи́c (фр. frontispice, от лат. frons, родительный падеж frontis — лоб, перед и лат. specio, spicio — смотрю; буквально — смотрю в лоб) — рисунок, размещаемый на одном развороте с титулом на чётной полосе.

Спи́сок (от спи́сывать) — списанный откуда-либо текст, а также документ, содержащий такой текст. В текстологии Нового времени списком называют документ, созданный в результате рукописного или машинописного воспроизведения текста первоначального документа (произведения, протографа данного списка), если воспроизведение осуществлено не автором первоначального документа, а другим лицом, в отличие от автографа (текста, принадлежащего руке автора первоначального документа). В текстологии древних и средневековых.

Воскова́я табли́чка (це́ра от лат. tabula cerata; греч. κηρωμένη πινακίδα) — дощечка из твёрдого материала (самшит, бук, кость) с выдолбленным углублением, куда заливался тёмный воск. На дощечке писали, нанося на воск знаки острой металлической, деревянной либо костяной палочкой — стилусом (др.-греч. στῦλος, лат. stilus). В случае необходимости надписи можно было стереть, загладить, и воспользоваться дощечкой многократно. Восковые таблички служили для ежедневных записей, напоминали о делах, о долгах.

Ленингра́дский ко́декс (лат. Codex Leningradensis, сигла L) — старейший полностью сохранившийся манускрипт масоретского текста Танаха, датированный по колофону 1008 годом. Был изготовлен в Каире по рукописям Моше бен Ашера. Обнаружен (вероятно, в Крыму) Авраамом Фирковичем, который в 1838 году вывез его в Одессу. После смерти учёного, в 1865 году кодекс поступил в Императорскую публичную библиотеку в Санкт-Петербурге, где находится по настоящее время (каталожное обозначение Firkovich B 19 A). По.

Лекциона́рий — богослужебная книга, сборник фрагментов текстов Священного Писания, расположенных согласно порядку церковного года и применяемая во время богослужений для библейских чтений Литургии слова, в восточной традиции именуемой литургией оглашенных. Возникновение лекционариев различные исследователи относят к III—VIII векам, предшественниками полноценных лекционариев были лекционарные заметки на полях манускриптов священного писания.

Удостоверяющая печать, Гербовая печать — инструмент для заверения подлинности документов, а также оттиск, полученный с помощью этого инструмента.

Евангелиа́рий (евангелиста́рий; лат. Evangeliarium) — одна из литургических книг латинского обряда, употребляемая в богослужении Римско-католической церкви.

Островно́й по́шиб (островной минускул, гиберно-саксонское письмо) — тип почерка, распространённый в Средние века в Ирландии и Британии, а позже употреблявшийся в религиозных центрах на континенте, подвергшихся влиянию так называемой кельтской церкви.

Успе́нский сбо́рник — древнерусская пергаменная рукопись южнорусского происхождения конца XII — начала XIII века из собрания Государственного исторического музея (шифр: ГИМ, Усп. 4 перг.); своё название получила по месту обнаружения в 1840-е годы в Успенском соборе Московского Кремля. До 1895 г. рукопись входила в состав библиотеки Успенского собора, затем вместе с другими рукописями Успенской библиотеки была передана в Синодальную библиотеку и присоединена к Синодальному собранию рукописей, вместе.

Каля́м или кала́м (араб. قلم‎) — основной инструмент, используемый для каллиграфии в арабской письменности и основанных на ней прочих письменностях: персидской, урду, дари, пушту и других. Калям представляет собой тростниковый стержень с заострённым концом, который окунается в чернила. Основным отличием каляма от пера, карандаша или ручки является косой заострённый конец. Обычно в работе используется сразу несколько калямов, отличающихся толщиной и углом среза заострённого конца.

Упоминания в литературе (продолжение)

Во II в. до н. э. у папируса появился конкурент – пергамент . Его стали производить в Малой Азии в городе Пергаме (от города пергамент и получил свое название). Пергамент служил прекрасным материалом для письма. Ввиду того, что изготавливали его из кожи молодых животных, он был намного прочнее, эластичнее и долговечнее своего конкурента. Да и в использовании он был гораздо удобнее и практичнее. В случае необходимости на нем можно было писать с обеих сторон, смыть ненужный или ошибочный текст. У такого материала был только один недостаток – довольно трудоемкое производство, что отражалось в свою очередь на его цене.

Пергамент представляет собой специально обработанную и подготовленную для письма кожу. Для него использовали кожу различных животных – телят, овец, коз, свиней, ослов, кроликов и даже белок. Но особенно ценным считался пергамент из кожи нерожденных животных. Изготовление пергамента требовало длительной и тщательной ручной работы, поэтому во все времена он был достаточно дорогим.

Записи на глиняных табличках из Греции и Крита и несколько табличек, обнаруженных на Кипре, являются единственными письменными документами, которые остались от эгейского мира 2-го тысячелетия. Возможно, в то время для письма использовались и другие материалы, например дерево, кожа, пергамент , пальмовые листья или папирус, но ни один из них не сохранился бы до нашего времени даже при нормальных условиях.

Бумага, несмотря на относительную дешевизну, далеко не сразу вытеснила из употребления кожаный пергамент : он долго еще оставался главным материалом для книг и государственных документов.

Но весь этот материал использовался для относительно кратких записей. Что же касается целых книг, то они, как я уже говорил, записывались на пергаменте , или выделанной коже животных. На таком материале можно было записать весьма длинный текст, а сам этот пергамент легко свернуть в трубку, которую называют пергаментным свитком. Свитки – это обычно длинный лист (до 7-10 метров), который накручивается на один или два ролика и читается путем развертывания этого ролика.

Манускрипт Ираклия[6] – самый ранний из западноевропейских (одни издатели относят его к VIII–IX вв., другие – к X в.) – состоит из трех книг. В этом трактате, посвященном исключительно производству керамики, пергаменту , тканям, только в одной 37-й главе упоминается зеленая краска, пригодная именно для стенной живописи. В других главах есть сведения о красках, которые применялись почти во всех видах средневековой живописи, в том числе и в стенной, к ним относятся ярь-медянка (гл. 38), сажа, киноварь, зеленая земля, азурит (гл. 50, 52, 57, 58).

Можно ли считать подобные суждения принципиально новыми? Опять же, ответ отрицательный. Вспомним средневековые палимпсесты (греч. palipmpseston – вновь соскобленный) – рукописи, написанные на пергаменте , уже бывшем в употреблении. Эта практика была обоснована объективной нехваткой материалов и необходимостью экономии. А вот дальше начались уже типичные выкрутасы моды.

В странах Древнего Востока необходимость расчета при обмене в торговле и в строительном деле приводит к возникновению математики. В Египте математические задачи записывали на папирусе, в Вавилоне – на глиняных дощечках. На сырых глиняных табличках писали, а вернее, чертили трехгранной заостренной палочкой, вдавливая в глину. После этого плитку для прочности и долговечности обжигали. Эти глиняные таблички с клинописью дошли до нашего времени. На папирусе писали чернилами – разведенной в воде сажей, к которой добавляли клей гуммиарабик. Пишущим инструментом служило заостренное и расшепленное на конце, чтобы удерживать капельку чернил, тростниковое перо. На пергаменте , а затем и на бумаге писали уже с помощью птичьих перьев (гусиных или вороньих) чернилами из сока чернильных орешков, железного купороса и гуммиарабика. В пергамент эти чернила впитывались и уже не смывались. Их можно было только соскоблить. На бумаге также писали гусиными перьями, которые нужно было предварительно срезать наискось, заострить и расщепить при помощи перочинного ножа (отсюда произошло и название ножа).

Книги можно поделить на две основные группы: те, что мы кладем на стол, чтобы их изучать, и те, которые мы читаем сидя, откинувшись на стуле, в кресле или в поезде. Настольные книги нужно бы ставить наклонно перед собой. Но на это хватает духу у очень немногих. Склоняться над книгой так же вредно для здоровья, как и писать, сидя за плоским столом. Средневековый писец писал на пюпитре, который и пюпитром-то трудно назвать, настолько он был отвесный (крепился под углом, доходящим до 65 градусов). Пергамент прикреплялся поперечной лентой, и его постепенно протягивали наверх. Линия письма, строго горизонтальная, всегда находилась на уровне глаз, и писец сидел почти прямо перед пергаментом. Еще на рубеже веков священники и чиновники писали стоя за конторкой: здоровая, разумная поза для письма и чтения, которая, к сожалению, сейчас почти не встречается.

Во II веке до нашей эры на смену папирусу пришёл пергамент : в Пергамском государстве выделывали кожу домашних животных. Пергамент был прочнее, эластичнее, долговечнее папируса.

Пергамент , козлиную кожу и шкуры дубили и красили для множества целей, начиная от изготовления материала для письма и обивки мебели и заканчивая конской упряжью и обувью.

Читайте также: