Европейская счетная палата кратко

Обновлено: 30.06.2024

Европейская счетная палата, созданию которой предшествовало подписание в июле 1975 года Брюссельского договора, начала свою работу в октябре 1977 года. Штаб-квартира Европейской счетной палаты находится в Люксембурге.[1]
По Маастрихтскому договору 1992 года Европейская счетная палата стала институтом Европейского сообщества, что еще более укрепило ее независимость и авторитет. Договором предусматривается ежегодная публикация Палатой З

Содержание

1. Историческая справка……………………………………………………..3
2. Понятие, состав и структура счетной палаты……………………………4
3. Полномочия и методы проверки счетной палаты……………………….7
4. Сотрудничество с другими институтами и организациями…………. 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………

Работа содержит 1 файл

счетная палата.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кафедра международного и европейского права

студентки 3 курса очной

формы обучения гр.11-34

2. Понятие, состав и структура счетной палаты……………………………4

3. Полномочия и методы проверки счетной палаты……………………….7

4. Сотрудничество с другими институтами и организациями…………. 10

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….12

Европейская счетная палата, созданию которой предшествовало подписание в июле 1975 года Брюссельского договора, начала свою работу в октябре 1977 года. Штаб-квартира Европейской счетной палаты находится в Люксембурге.[1]

По Маастрихтскому договору 1992 года Европейская счетная палата стала институтом Европейского сообщества, что еще более укрепило ее независимость и авторитет. Договором предусматривается ежегодная публикация Палатой Заявления о гарантиях (DAS, от французского declaration d'assurance) о достоверности состояния счетов стран-членов Сообщества, законности и правильности соответствующих операций.

Амстердамский договор 1997 года расширил полномочия Счетной палаты, распространив их на вторую и третью "опоры" ЕС (внешняя политика и политика безопасности и сотрудничество в области правосудия и внутренних дел). Это еще более укрепило роль Палаты в борьбе с преступностью и другими правонарушениями. Договор подтвердил право Счетной палаты обращаться в Суд первой инстанции с юрисдикцией на территории стран-членов ЕС для защиты своих прерогатив от посягательств других институтов ЕС.

Ниццский договор, вступивший в силу 1 февраля 2003 года, подтвердил принцип формирования состава Палаты - по одному аудитору от каждого государства-члена. Договор предусматривает возможность увеличения роли Бригад аудиторов Палаты (см. раздел "Организационное устройство" ниже) в утверждении некоторых видов отчетов и заключений, с тем, чтобы Палата имела возможность не собираться в полном составе. Договор подтвердил предусмотренную ранее публикацию DAS с оценкой результатов, достигнутых на основных направлениях деятельности Европейского Союза. Еще раз была подчеркнута необходимость сотрудничества между Палатой и высшими контрольными органами стран-членов ЕС.

ПОНЯТИЕ, СОСТАВ И СТРУКТУРА СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ

Чтобы начать рассмотрение выбранной нами темы, необходимо определить, что же такое счетная палата в ее классическом понимании, и только потом раскрыть ее в понимании Европейского Союза. Ниже в соответствующем порядке даны определения.

Счетная палата — высший орган для осуществления финансового контроля, функционирующий в ряде стран.[2]

Счетная палата — специализированный институт фи­нансового контроля Европейского Союза.[3]

Сегодня Счетная палата ЕС расположена в Люксембурге.

Договор о Европейском Союзе определяет состав Европейской счетной палаты, которая формируется из представителей стран-членов ЕС, по одному от каждой страны, то есть 27 человек. Аудиторов назначает Совет Европейского Союза после консультаций с Европейским парламентом по кандидатурам, предложенным странами-членами ЕС. Договором предусматривается, что кандидатами могут стать лица, работающие или работавшие в органах внешнего аудита, или имеющие необходимую квалификацию для того, чтобы занять этот пост. Пребывание на посту ограничивается шестью годами и может быть продлено. От членов Палаты требуется выполнение своих обязанностей, будучи ни от кого не зависимыми, они исходят исключительно из интересов Европейского Союза. Решения членами Палаты принимаются коллегиально. Каждый член Палаты несет ответственность за выполнение задач, внесенных в его ежегодный план работы. В работе им помогает имеющий специальную подготовку персонал.

Возглавляет Европейскую счетную палату Президент (с 2008 года Vitor Manuel da Silva Caldeira, в 2011 года избран на второй срок), избираемый членами Палаты из своего числа на три года. Президент является primus inter pares - первым среди равных. Он председательствует на заседаниях Палаты, следит за исполнением принятых Палатой решений, обеспечивает компетентное управление самой организацией и ее деятельностью. Президент представляет Палату во всех ее внешних сношениях, в частности, c организациями с правом принятия решения об исполнении бюджета, другими институтами ЕС и странами, получающими средства от ЕС.

Самым высокопоставленным чиновником является назначаемый Палатой Генеральный секретарь (с 2009 года Eduardo Ruiz Garcia), который отвечает за функциональное руководство, ведение хозяйственных дел и работу секретариата.

Кадровый состав Европейской счетной палаты насчитывает 760 человек - это ревизоры, переводчики и работники администрации. Ревизоры Счетной палаты имеют самую разную профессиональную подготовку и опыт работы, полученный как в государственном, так и в частном секторе, бухгалтерском учете, внешнем и внутреннем аудите, юриспруденции и экономике. В Палате работают граждане из стран-членов ЕС, что обеспечивает ее потребности в знании иностранных языков и профессиональной подготовке кадров.[4]

Счетная палата представляет собой коллегиальный орган, утверждающий отчеты и заключения о проведенных проверках большинством голосов. Заседания Палаты закрыты для широкой публики. Палата самостоятельно разрабатывает правила внутреннего распорядка и процедуры и направляет на утверждение Советом ЕС.

В мае 2004 года в структуре Палаты были созданы аудиторские группы, объединяющие несколько специализированных отделов, отвечающих за различные направления работы с бюджетом. Группа CEAD (Координация, оценка, гарантии и разработки) отвечает за подготовку Документа о гарантиях, обеспечение качества и разработку методологии проведения проверок.

Члены Палаты распределяются между группами, по одному в каждой. Возглавляет группу избираемый ее членами Председатель, срок исполнения обязанностей которого составляет два года и может быть продлен. Председатель обеспечивает слаженную работу группы и относящихся к ней отделов, принимаемые им решения должны быть поддержаны другими членами группы.

Имеется также формируемый из представителей всех групп Административный совет, который отвечает за административные вопросы, требующие принятия Палатой официального решения.

Начиная с 2004 года, Палата может утверждать документы без обсуждения, если за это решение проголосует две трети членов аудиторской группы или Административного совета.

Палата назначает внутреннего аудитора, который отвечает перед Ревизионным комитетом, в состав которого входят три члена Палаты и один внешний эксперт.[5]

Европейская счетная палата создана в 1977 г. в качестве единого органа финансового контроля Европейских сообществ. В 1992 г. поправками Договора о Европейском Союзе ее статус был повышен: Счетная палата была признана в качестве пятого института Союза наряду с Европарламентом, Советом, Комиссией и Судом.

Образована для аудиторской проверки бюджета ес и его учреждений, заседает в Люксембурге, состоит из 28 человек.

Главная задача: внешний финансовый контроль – контроль за правильностью и эффективностью расходования бюджета Евросоюза. Внутренний осуществляет Комиссия.

Главная функция — ежегодный доклад для Европарламента, по поводу как, где и когда какие средства были использованы. Счетная палата проводит аудиторские проверки как на основе бухгалтерской документации, так и непосредственно на месте, в частности в помещениях других институтов и органов Сообщества, физических и юридических лиц, получающих средства из союзного бюджета. По результатам проверок Счетная палата представляет доклады (специальные и ежегодные), а также выносит заключения.

Двадцать восемь членов Счетной палаты (по одному от каждого государства-члена) назначаются на должность Советом Европейского Союза после консультации с Европейским парламентом, сроком на шесть лет. Из своего состава они избирают Председателя Счетной палаты (на три года).При осуществлении полномочий члены Счетной палаты полностью независимы и могут быть отрешены от должности только Судом Европейских сообществ. Члены СП не могут заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью. Счетная палата функционирует на постоянной основе и располагает собственным аппаратом около 500 человек.

СП не обладает полномочиями по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушениях финансовой дисциплины. Возбудить уголовное дело могут только национальные органы, хотя отчет СП будет поводом.

Консультативные органы Европейского союза: общая характеристика, примеры

Работа этих органов в значительной степени влияет на текущую деятельность Союза и процесс интеграции в целом.

· Европейский экономический и социальный комитет.

- консультативный орган ЕС, который обеспечивает ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНТЕРЕСОВ РАЗНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП.

- 350 ЧЛЕНОВ, назначают на 4 года Совет ЕС по рекомендации национальных правительств

Формируется на основе КОРПОРАТИВНОГО ПРИНЦИПА: в нем должны быть представлены различные группы экономически активного населения страны, вычленяемые в основном по профессиональному признаку.

Работу Комитета определяют:

1) Пленарная ассамблея

2) Бюро или 3 группы

3) шесть секций (для детального и углубленного изучения основных проблем ЕС

4) Генеральный секретариат

Однако иногда есть проблема. В стране может быть несколько конкурентных общественных и профессиональных объединений, в таком случае обычно рекомендуются в состав ЕЭСК те кандидаты, которые поддерживаются правительством.

· Комитет регионов.

- консультативный орган, который служит гарантом того, что местные и региональные власти принимают непосредственное участие в деятельности институтов организации.

- цель – приблизить Европу к гражданам + дать возможность выразить свое мнение на европейском уровне представителям местных и региональных объединений.

- состоит из ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ, т.е. административно-территориальных образований внутри государств-членов на разных уровнях. (области, провинции, коммуны и т.д.), которые становятся членами Комитета на четыре года с правом переизбрания на второй срок.

Как консультативному органу Комитету регионов предписано объединять региональные и локальные интересы и представлять их в законадательном процессе ЕС.

Также задачей Комитета региона – КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КОМИССИИ И СОВЕТА ЕС при разработке законопроектов.

Работа Комитета регионов происходит по 6 основным комиссия (направлениям):

- экономическое и социальное единство

- политика трудовой занятости, профессиональное обучение и социальная политика

- образование, молодежь, культура

- телекоммуникация, энергетические сети.

Европейская счётная палата — один из семи институтов, управляющих Европейским союзом. Палата создана в 1975 году для аудиторской проверки бюджета Cоюза и его учреждений.

Штаб-квартира счетной палаты находится в Люксембурге.

Функции

Функции счётной палаты имеют следующие направления:

  1. проверка отчетов о доходах и расходах Европейского союза и всех его институтов и органов, имеющих доступ к фондам Европейского союза;
  2. контроль качества управления финансами;
  3. составление доклада о своей работе после завершения каждого финансового года, а также представление Европарламенту и Совету заключения или замечания по отдельным вопросам;
  4. помощь Европарламенту в контроле исполнения бюджета Европейского союза.

Организация

Счётная палата состоит из 27 представителей (по одному от каждого государства-члена), которые исполняли или исполняют в своих странах соответствующие функции внешнего контроля или имеют специальную квалификацию для занятия этой должности. Они назначаются Советом единогласным решением на шестилетний срок и полностью независимы в исполнении своих обязанностей. Председатель счётной палаты избирается из числа ее членов на трехлетний период с правом возобновления мандата.

Ссылки

  • Аудит
  • Институты Европейского союза
  • Финансовый контроль

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Европейская счётная палата" в других словарях:

Европейская гражданская инициатива — Европейская гражданская инициатива это одно из нововведений Лиссабонского договора, направленное на усиление прямой демократии в Европейском союзе. Инициатива позволяет одному миллиону граждан ЕС, являющихся гражданами как минимум четверти… … Википедия

Европейская система центральных банков — Европейский союз Эта статья часть серии … Википедия

Европейская комиссия — Европейский союз Эт … Википедия

Институты Европейского союза — Институты Европейского союза учреждения Европейского союза, представляющие и обеспечивающие интересы, общие для всех стран членов ЕС. На данный момент по всем соглашениям, связывающим все страны члены на общих основаниях, сформировались… … Википедия

Копенгагенские критерии — Европейский союз Эт … Википедия

Европейский парламент — на официальных языках … Википедия

Совет Европейского союза — В этой статье речь идет о совете министров правительств стран членов ЕС. О встрече глав государств и правительств стран членов ЕС см. Европейский совет. О международной организации, состоящей из 47 европейских стран см. Совет… … Википедия

Политика Евросоюза — Политика Портал:Политика Европейский союз Эта статья часть серии: Политика и правительство Европейского союза Договоры … Википедия

Евро-парламент — Европейский парламент был создан в 1957. Первоначально члены назначались парламентами государств членов Евросоюза. C 1979 избирается населением. Выборы в парламент проводятся каждые 5 лет. Депутаты Европарламента делятся на партийные фракции,… … Википедия

Официальное наименование. В переводе названия этого института на русский язык отсутствует единообразие. Это объясняется тем, что, и отличие, например, от Совета или Комиссии, Европейская Счет­ная палата не имеет достаточно единообразного названия на всех официальные языках ЕС. В результате ее наименование с равными основаниями можно перевести как счетная палата, счетный суд, палата аудиторов, суд аудиторов и т.д.

Местонахождение. Счетная палата находится в г. Люксембурге. Отдельный офис Счетной палаты расположен в г. Брюсселе.

1. Состав и порядок формирования

Статья 247 Договора предусматривает, что Счетная палата состоит из 27 членов (аудиторов). В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 247 Договора Ниццким договором 2001 г., каждое из государств-членов должно быть представлено в Счетной палате одним своим гражданином.

Срок полномочий аудиторов—шесть лет, т.е. значительно мень­ше, чем это предусмотрено для аудиторов счетных палат Западной Европы, и может быть продлен.

В соответствии с п. 3 ст. 247 аудиторы назначаются Советом по предложению государств-членов и после консультации с Европейским парламентом. После ратификации Ниццкого договора, Совет должен принимать решение о назначении аудиторов Счетной палаты квалифицированным большинством голосов. При этом, принимая решение о назначении аудиторов, Совет голосует не по каждой кан­дидатуре в отдельности, но за весь список.

Следует отметить, что Европейский парламет очень активно использует свое право давать консультации по предлагаемым канди­датурам аудиторов и не стесняется выражать свое неудовольствие, если та или иная кандидатуры кажутся ему неподходящими.

Как показывает практика, подавляющее большинство аудиторов Счетной палаты обладают большим опытом участия в государствен­ном (парламентском, со стороны органов исполнительной власти или счетных палат) внешнем аудите и контроле за расходованием бюджетных средств идо своего назначения на должность аудиторов Счетной палаты имели значительной опыт государственной службы. Случаи назначения на должность аудиторов Счетной палаты лиц с высоким профессиональным уровнем и соответствующей квали­фикацией, но не имеющих опыта государственного финансового контроля, крайне редки.

2. Внутренняя организация

Счетную палату возглавляет ее председатель. В соответствии с п. 3 ст. 247 ДЕС председатель Счетной палаты избирается самими ау­диторами из своего состава. Срок полномочий председателя — три года, т.е. половина от общего срока полномочий аудиторов. Договор позволяет переизбирать председателя на новый срок.

К обязанностям председателя относится координация и контроль за деятельностью Счетной палаты. Кроме того, председатель кон­тролирует раооту юридической службы Счетной палаты и возглав­ляет группу . функции которой описаны ниже. Председатель представляет Счетную палату при работе с институтами ЕС, а также н международных организациях.




Каким образом оформляются результаты контрольных меро­приятий, проводимых Счетной палатой? Статья 248 предусматривает следующие формы предоставления информации о контрольных ме­роприятиях Счетной палаты: годовые отчеты, специальные отчеты и декларации.

Существенный блок полномочий Счетной палаты связан с предо­ставлением этому институту права на подачу исков в Суд. Так, Счет­ная палата имеет право подавать иски из бездействия, а также иски об аннулировании.

В соответствии с указанной статьей Счетная палата осуществляет аудит в государствах-членах во взаимодействии с национальными аудиторскими учреждениями. Однако такие учреждения имеют право отказаться от участия в проверках, проводимых Счетной палатой. На практике Счетная палата и счетные палаты государств-членов взаимодействуют по двум направлениям.

Во-первых, эти органы сотрудничают при разработке общих ме­тодологических основ своей деятельности.

Во-вторых, Счетная палата и счетные палаты государств — чле­нов ЕС не только периодически проводят совместные проверки, но и постоянно координируют свои усилия для того, чтобы избежать слишком частых либо, наоборот, слишком редких проверок тех или иных вопросов.

Взаимоотношения между Счетной палатой и счетными палатами субъектов федеративных государств-членов значительно менее раз­виты, они сводятся исключительно к информационному обмену и, в некоторой степени, к координации проверок. В настоящий момент основное взаимодействие между этими счетными палатами, а также иными региональными счетными палатами государств членов ЕС со Счетной палатой осуществляется через Европейскую организацию высших контрольных органов и Европейскую организа­цию региональных контрольных органов. 4. Ответственность В соответствии с п. 4 ст. 247 ДЕС Счетная палата яплятся незави­симым институтом. Это обусловило то, что Счетная палата не несет никакой политической ответственности перед другими институтами и органами ЕС и государств-членов. Счетная палата не отчитыва­ется перед ними о своей деятельности, в случае исполнения своих обязанностей и соблюдения ограничений, указывавшихся выше, полномочия аудиторов Счетной палаты не могут быть досрочно прекращены. Единственная форма юридической ответственности, существую­щая для аудиторов Счетной палаты, заключается в возможности быть досрочно освобожденными от должности в случае установления на­рушения ограничений, содержащихся в ст. 247. Однако и эта форма юридической ответственности крайне ограниченна, поскольку соот­ветствующий иск в Суд может подать только Счетная палата.

65. Омбудсман Европейского союза: порядок избрания, полномочия. Европейский контролер по защите данных.Должность специального парламентского уполномоченного по контролю за административными органами появилась в средневековой Швеции, а в XX в. была заимствована большинством современных государств, в том числе Россией. В 1992 г. аналогичный пост введен и в Европейском Союзе.

Европейский омбудсман - единоличный орган, который избирается Европарламентом сроком на пять лет (выборы всегда альтернативные). В своей деятельности Омбудсман полностью независим, в том числе от самого Европарламента. Его полномочия могут быть досрочно прекращены лишь в судебном порядке (Судом Европейских сообществ).

Задача Омбудсмана - расследовать дела по жалобам на "случаи нарушения порядка управления в деятельности институтов или органов Сообщества", кроме судебных (ст. 195 Договора о ЕС)*(80). С жалобами к Омбудсману могут обращаться граждане Союза, а равно любое юридическое или физическое лицо, проживающее (имеющее местонахождение) на его территории. Омбудсман вправе проводить расследования также по собственной инициативе.

Институты и органы ЕС должны предоставлять Омбудсману любые необходимые сведения, а их сотрудники могут быть приглашены для дачи показаний. Обязанность предоставлять информацию Омбудсману распространяется и на все государства-члены (кроме сведений, которые в соответствии с законодательством страны носят секретный характер).

Если в ходе рассмотрения жалобы подтвердится, что конкретный институт или орган допустил нарушение, то Омбудсман сначала пытается достичь "полюбовногоурегулирования" (франц. solution a l'amiable), которое позволит устранить нарушение и удовлетворить справедливые требования лица, обратившегося с жалобой*(81).

Когда достичь примирения сторон не удается, Омбудсман готовит доклад, содержащий проекты критических рекомендаций*(82). Институт или орган, в адрес которого направлен доклад, обязан в течение трех месяцев дать на него свой ответ Омбудсману (подробное заключение) с возможным указанием мер, принятых во исполнение критических рекомендаций.

Если ответ института/органа признан Омбудсманом неудовлетворительным, то он направляет специальный доклад Европейскому парламенту. Этот доклад завершает рассмотрение жалобы. В дальнейшем Европарламент может принять соответствующие меры в рамках своих полномочий.

Срок давности для направления жалобы Европейскому омбудсману - два года с момента, когда лицу стало известно о фактах, послуживших ее основанием. Подаче жалобы должно предшествовать обращение к заинтересованному институту или органу. С целью облегчить данную процедуру Омбудсман утвердил типовой формуляр жалобы, опубликованный в Официальном журнале Европейского Союза*(83).

В 2000 г., исходя из потребности обеспечить более эффективную защиту прав личности при обработке институтами и органами Союза информации об их частной жизни, была введена должность специального информационного омбудсмана, который официально именуется Европейский контролер по защите данных. Правовой статус этого нового органа Союза закреплен в Регламенте Европейского парламента и Совета от 18 декабря 2000 г. "О защите физических лиц в отношении обработки данных личного характера институтами и органами Сообщества и о свободном обращении таких данных".

Со временем в составе единого Комитета выделились и органи­зационно оформились в качестве структурных подразделений три самостоятельные группы интересов:

Всего в составе Экономического и социального комитета рабо­тают 344 человека. Их называют советниками. Общее количество членов ЭКОСОК согласно ст. 258 Договора о ЕС не должно превышать 350. В процессе формирования Комитета учитываются не только социально-экономические, но и демографические различия внутри Сообщества, численность населения его государств-членов.

В каждом государстве кандидатуры в Комитет выдвигаются обще национальными объединениями профсоюзов, союзами работодателей, другими общественными объединениями.

Внутренняя структура, руководящие органы, их полномочия и по­рядок работы определяются внутренним регламентом, принимаемым Комитетом. Комитет возглавляет избираемый его членами на срок два с половиной года председатель и бюро. В составе ЭКОСОК могут образовываться специализированные секции и подсекции, помогаю­щие в эффективном осуществлении его деятельности.

Эта цель достигается путем включения Комитета в число участ­ников законодательного процесса ЕС, обладающего в нем, однако, не властными, а консультативными полномочиями. С ЭКОСОК изна­чально могли консультироваться Совет как законодательный орган и Комиссия как исключительный субъект законодательной инициати­вы. Амстердамский договор предоставил право запрашивать мнение Комитета также Европейскому парламенту (ст. 292).

Является запрос и получение консультативного заключения ЭКОСОК правом или обязанностью? Ответ на этот вопрос носит двой­ственный характер: наряду с факультативной консультацией, которую Парламент, Совет и Комиссия могут проводить с Комитетом во всех случаях, которые они считают уместными, Договор о ЕС по многим вопросам, преимущественно в области социально-экономических отношений, придает ей обязательный характер.

Читайте также: