Перезагрузка российско американских отношений кратко

Обновлено: 04.07.2024

Сокращение ядерного оружия

Как следствие, Россия и США начали охотнее работать друг с другом в атомной сфере, и уже в 2011 году в силу вступило соглашение о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии.

Афганский вопрос

Начал действовать договор, по которому США получили возможность перебрасывать через территорию России грузы для проведения военных операций в Афганистане. И если в отношении транзитных маршрутов противоречий не было, то сельское хозяйство на территории исламской республики вызывало вопросы. Вашингтон поддерживал афганских аграриев, для которых производство опиатов было одним из важнейших способов добычи средств. Россия же считала это решение недальновидным: в связи с увеличением наркоугрозы Кремль предложил уничтожать посевы опиумного мака и рекомендовал жителям сфокусироваться на развитии других отраслей сельского хозяйства. Однако Афганистан по-прежнему считается одним из основных поставщиков наркотических веществ на территорию нашей страны.

Россия в ВТО

Сирийский вопрос

Резкое обострение российско-американских отношений вызвал сирийский вопрос. Позиции Москвы и Вашингтона разошлись по всем основным пунктам борьбы с терроризмом в этой стране. Российская сторона оказала поддержку официальным сирийским властям во главе с президентом Башаром Асадом, США же начали финансировать оппозицию, что привело к усилению позиции исламских радикалов.

Шпионские скандалы

Весной 2013 года ФСБ задержала сотрудника ЦРУ Райана Фогла, пытавшегося завербовать одного из представителей российских спецслужб, занимавшегося борьбой с терроризмом на Кавказе. Но и без того сложные отношения между странами ухудшил другой шпионский скандал. В начале июня того же года Эдвард Сноуден передал СМИ секретную информацию АНБ, согласно которой американские спецслужбы вели массовую слежку за гражданами по всему миру. После публикации материалов Сноуден был вынужден покинуть США и скрываться в других странах. Россия согласилась предоставить ему убежище, но такое решение в США посчитали враждебным.

Президентские выборы США и кибератаки

В ноябре 2016 года в США состоялись президентские выборы, в результате которых к власти неожиданно для многих пришел кандидат от Республиканской партии, миллиардер Дональд Трамп. После его избрания был рассекречен совместный доклад ЦРУ, ФБР и АНБ, в котором говорилось о российских кибератаках, якобы повлиявших на исход этих выборов. Представители Кремля все обвинения опровергли.

Вслед за США о хакерских атаках со стороны РФ объявили Германия, Голландия, Италия, Франция, Норвегия и другие страны. Россия, в свою очередь, заявила, что сама постоянно становится целью киберпреступников. По словам секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева, число хакерских атак на российские серверы выросло за год более чем в три раза — с 14,4 млн до 52,2 млн.

Надежда на будущее


Такая политика в отношении России была отражением общего курса Вашингтона на установление безраздельного американского доминирования в мировой политике. Отсюда вызывающее пренебрежение политики США к ООН и другим многосторонним институтам, к основополагающим нормам международного права, отсюда упор на силу и односторонние действия, стремление грубо навязывать свои взгляды и решения другим государствам и народам. Односторонний выход США из Договора по ПРО 1972 года, вооруженное вторжение в Ирак в обход СБ ООН, неприкрытое вмешательство во внутренние дела России и ее ближайших соседей, открытое пренебрежение интересами России на международной арене - все это не могло не сказаться негативно на состоянии российско-американских отношений.

Такая политика в отношении России была отражением общего курса Вашингтона на установление безраздельного американского доминирования в мировой политике. Отсюда вызывающее пренебрежение политики США к ООН и другим многосторонним институтам, к основополагающим нормам международного права, отсюда упор на силу и односторонние действия, стремление грубо навязывать свои взгляды и решения другим государствам и народам. Односторонний выход США из Договора по ПРО 1972 года, вооруженное вторжение в Ирак в обход СБ ООН, неприкрытое вмешательство во внутренние дела России и ее ближайших соседей, открытое пренебрежение интересами России на международной арене - все это не могло не сказаться негативно на состоянии российско-американских отношений.

Столкнувшись с целым комплексом внешнеполитических и внутренних проблем, администрация Б.Обамы была вынуждена начать пересмотр многих основ внешней политики республиканцев. Этот пересмотр, конечно же, не ограничивался только российско-американскими отношениями. Вашингтон стал нащупывать новые подходы к отношениям с традиционными союзниками, усиливая акцент на диалог и разделение ответственности за принимаемые решения. Было объявлено об ускоренном выводе американских войск из Ирака, изменении стратегии в Афганистане. Стала меняться риторика Вашингтона - основной упор делался на желательность многосторонних, коллективных действий, на необходимость поиска компромиссов с оппонентами, на уважение к незападным ценностям. Вашингтон стал подавать сигналы о готовности возобновить процесс ядерного разоружения.

В геополитическом плане наметившийся поворот России в сторону Азии начинал вызывать озабоченность в Вашингтоне. В первую очередь это касалось тенденции к углублению российско-китайского сотрудничества. При всей своей либеральной риторике администрация Обамы с самого начала рассматривала КНР в качестве основного глобального соперника Америки, и возможность формирования антиамериканского российско-китайского альянса не могла не беспокоить Вашингтон. В этом контексте американская дипломатия стала уделять больше внимания и таким многосторонним механизмам регионального сотрудничества, как ШОС и БРИК.

Мотивы Москвы

Во-первых, осенью 2008 года Москва оказалась перед угрозой внешнеполитической изоляции. Российскую политику на Южном Кавказе (признание Южной Осетии и Абхазии) не поддержало ни одно сколько-нибудь значимое государство. Не поддержали в том числе и российские партнеры в СНГ, ШОС и БРИК. Уровень напряженности в российско-американских отношениях достиг критической отметки: враждебная риторика с обеих сторон стала напоминать времена холодной войны. Замороженными оказались отношения между Россией и НАТО. Усилилась антироссийская риторика в Европе. Российское руководство не могло не отдавать себе отчета в рисках, сопряженных с этой тенденцией.

Кто выиграл?

Президент Б.Обама провозгласил более гибкий подход к развитию противоракетной обороны, вызывающей резкую критику со стороны Москвы. Этот жест, не меняющий существа американской позиции, был призван продемонстрировать готовность новой администрации США к диалогу с Россией по проблемам международной безопасности.

Более систематическим стало сотрудничество по противодействию терроризму и наркотрафику.

Что дальше?

Сказанное, разумеется, не означает, что Россия и США возвращаются к конфронтационным отношениям времен холодной войны. Как показал опыт администрации Президента Дж.Буша, в современных условиях существуют объективные пределы возможного ухудшения российско-американских отношений. Например, очень трудно представить себе возобновление масштабной гонки вооружений между США и Россией: финансовые, экономические и политические ограничители неизбежно будут сдерживать реализацию подобного сценария. Также маловероятно, что Россия и США будут сознательно раскачивать региональную стабильность, чтобы подорвать позиции друг друга, или использовать для этой цели угрозу распространения ядерного оружия. Москва и Вашингтон по-прежнему нуждаются друг в друге, а потому соперничество, скорее всего, будет носить ограниченный характер.
Итоги состоявшейся 18 июня 2012 года в Лос-Кабосе встречи Президента России В.Путина и Президента США Б.Обамы продемонстрировали стремление двух стран продолжить курс на поступательное развитие отношений. Разумеется, предстоящие в ноябре этого года президентские выборы в США могут внести определенные коррективы, однако они вряд ли будут носить драматический характер, так как в этом не заинтересован сам Вашингтон.

Прогнозируя развитие российско-американских отношений на ближайшее время, можно высказать следующие предположения.

Во-первых, и Россия, и США будут избегать в своих действиях шагов, способных привести к острому кризису в отношениях между ними. Такое развитие не соответствовало бы их долгосрочным интересам. Наличие разногласий и проблем будет признаваться, но это не будет вести к бесконтрольной эскалации напряженности. Существующие инструменты сотрудничества, скорее всего, будут сохранены, а формальные и неформальные каналы взаимодействия будут работать и дальше.

Во-вторых, российско-американские отношения будут испытывать на себе растущее давление внешних факторов, в частности таких, как ситуация в различных регионах мира. Продолжение гражданской войны в Сирии будет, по всей видимости, дополнительным осложняющим фактором в отношениях между Москвой и Вашингтоном. Точно также негативное воздействие на двусторонние отношения может оказать обострение ситуации вокруг Ирана, тем более - военная акция против иранских ядерных объектов. Сползание мировой экономики в новый кризис усилит протекционистские и националистические настроения в обеих странах, что будет вести к дополнительным осложнениям в отношениях.

В-четвертых, в ближайшие годы нет оснований ожидать каких-либо прорывов в двусторонних отношениях, так как ни в США, ни в России еще не сформировалось устойчивое осознание того, что долгосрочным интересам двух стран отвечает решительный переход на новые принципы сотрудничества, предполагающего учет и уважение интересов друг друга и партнерское взаимодействие в решении острых проблем современного мира. Путь к такому сотрудничеству предстоит долгий и тернистый.

Вырваться из порочного круга

В-третьих, на качественно новый уровень и принципы необходимо перевести сотрудничество по линии гражданского общества. Патернализм, который нередко проявляется с американской стороны и встречает объяснимое отторжение в российском обществе, должен уступить место равноуважительному диалогу, учитывающему особенности исторического и культурного развития, политические реалии. Для этого потребуются усилия с обеих сторон, направленные на преодоление бюрократической инерции и привычных стереотипов мышления.

В-четвертых, настало время переходить к внедрению в практику двусторонних отношений современных механизмов сотрудничества, которые были бы продиктованы не политической конъюнктурой, а долгосрочными интересами двух стран. Для этого имеются все необходимые возможности. Дело за политической волей.



Краткий медовый месяц

В этой ситуации две страны пошли навстречу друг другу и за относительно короткое время смогли добиться впечатляющих успехов.

Вскоре наши государства начали сотрудничать друг с другом и в Афганистане, где с 2001 года продолжалась военная операция США против террористов. Страны обменивались данными, США получили возможность перебрасывать военные грузы через территорию России.

В 2012 году Россия после 18 лет ожидания вступила во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Переговоры шли очень долго, и без поддержки США они могли затянуться на неопределенный срок.


Начало конца

К 2011 году Штаты начали приходить к выводу, что Россия для продвижения американских интересов больше не нужна. Усиливались и разногласия по разным вопросам. Например, признавая, что в целом американская военная операция в Афганистане нужна, в Москве считали, что она попустительствует беспрецедентному росту производства наркотиков в этой стране, большая часть которых оседает именно в России. Интерес Вашингтона к развитию отношений с Москвой начал снижаться.



Наконец, между двумя странами прошла целая череда шпионских скандалов. В 2010 году в США была задержана группа российских разведчиков-нелегалов, в том числе Анна Чапман. В России в 2013 году был задержан агент ЦРУ Райан Фогл, который пытался завербовать сотрудников российских спецслужб, занимавшихся борьбой с терроризмом на Кавказе. А в июне 2013 года сотрудник АНБ Эдвард Сноуден передал СМИ данные о массовой слежке американской разведкой за людьми по всему миру. В России Сноудену дали политическое убежище, которым он пользуется по сей день.

И снова враги?


Обе стороны были готовы к улучшению отношений, которые в конце правления президента США Джорджа Буша-младшего переживали не лучшие времена. Кульминацией стало столкновение России и Грузии во время грузино-осетинского конфликта, который в США, не обращая внимания на действия Тбилиси, считали агрессией Москвы.

В свою очередь, США способствовали принятию России во Всемирно-торговую организацию (хотя многие сегодня называют этот шаг спорным), внесли определенные изменения в планы развертывания ПРО в Европе, сняли санкции с ряда российских оборонных компаний, а также перестали столь навязчиво продвигать планы по расширению НАТО на постсоветском пространстве.

При этом в американском экспертном сообществе начали появляться доклады, в которых говорилось, что США должны перестать пытаться переделывать Россию, а сотрудничать с ней на взаимовыгодной основе. Один из них был подготовлен группой американских политологов под руководством бывшего сенатора от республиканцев Чака Хейгела, в дальнейшем главы Пентагона.

В противовес этому они предлагали признать, что интересы США не всегда идентичны интересам России, а также предупреждали Обаму о необходимости избегать превращения США в инструмент шантажа Москвы со стороны постсоветских государств.

Сегодня этот доклад выглядит почти как фантастический роман, но тогда стороны действительно были готовы перейти к большему сотрудничеству.

Читайте также: