Перевозка нефтепродуктов железнодорожным транспортом плюсы и минусы кратко

Обновлено: 30.06.2024

Функционирование и развитие предприятий различных отраслей промышленности и производства зависит от регулярных своевременных поставок нефтепродуктов. Осуществляются они различными способами. Выбор вида транспорта зависит от множества факторов:

  • разновидность и объемы перевозимого груза;
  • местоположение потребителя;
  • развитость транспортной инфраструктуры и пр.

Каждый из видов транспорта имеет свои достоинства и недостатки, которые учитываются при выборе. Например, перевозка нефтепродуктов водным транспортом – самый дешевый вариант, но существенным недостатком этого варианта доставки является сезонность. В некоторых случаях бесперебойную доставку обеспечивают исключительно смешанной транспортировкой.

Особенности железнодорожных перевозок

Основной разновидностью транспорта, используемого для транспортировки, являются вагоны-цистерны. Доставляться нефтепродукты могут также в грузовых крытых вагонах, для чего используются контейнеры, бочки и бидоны. Маленькие цистерны объемами 2,5 тонн и 5 тонн надежно закрепляются на железнодорожных платформах.

Современный вагон-цистерна для нефтепродуктов обеспечивает безопасную транспортировку горючих жидкостей благодаря надежной системе защиты и использованию при изготовлении цистерны современных высокопрочных материалов.

Преимущества ж/д перевозок

Основным преимуществом применения железнодорожного транспорта для перевозки продуктов переработки нефти является всесезонность. Транспортировка может быть выполнена своевременно независимо от времени года и климатических условий. Среди преимуществ следует также отметить такие моменты:

  • большая территория доставки, вплоть до самых отдаленных районов;
  • краткосрочность доставки благодаря высокой скорости транспорта;
  • довольно большие объемы.

Для получения оптимального результата следует серьезно отнестись к выбору компании, которая вам предоставит качественные услуги. Задайте специалистам все интересующие вас вопросы. Они вам расскажут об особенностях тех или иных услуг. Это позволит вам определиться с наиболее выгодным для вас решением. Цена услуг в этом случае будет доступной.

Транспортировка нефтепродуктов железнодорожным транспортом

Транспортировка нефтепродуктов железнодорожным транспортом

Объем таких емкостей может составлять пятьдесят и даже более ста тонн. Топливо заливают внутрь цистерны через люк, который расположен наверху. А в нижнюю часть бака вмонтирован кран, с помощью которого извлекается помещенное вещество.Особенности доставки нефтепродуктов железнодорожным транспортом.

Техника безопасности при перевозке нефтепродуктов

Нефтепродукты (например, дизельное топливо) являются взрывоопасным грузом. Поэтому каждая цистерна имеет маркировку, где указана категория опасности. Выделяют несколько положительных причин, по которым необходимо воспользоваться железнодорожным транспортом при перевозке нефтепродуктов.

Преимущества транспортировки железнодорожным транспортом

Первое преимущество - это возможность транспортировки груза в не зависимости от времени года (плохая погода не сможет воспрепятствовать доставить груз в срок). Следующая причина это высокая скорость железнодорожного транспорта (получатель получит свой груз в течение короткого времени). Также положительным моментом является то, что железные дороги проложены по всем уголкам стран СНГ.

Недостатки при перевозке нефтепродуктов

Конечно же, имеются и отрицательные моменты, связанные с перевозкой нефтепродуктов с помощью железнодорожного транспорта:

Как транспортируют нефть?

Топливно-энергетический комплекс — основа экономики России. Бесперебойная работа предприятий во многом зависит от регулярных поставок сырья. По этой причине нефть нуждается в правильной транспортировке. Каким бы методом ни производилась перевозка, цель остается одна — минимизировать затраты и сроки поставок.

Подготовка к транспортировке

Нефть никогда не залегает в земле в чистом виде. Она представляет собой сложную смесь на основе различных жидкостей и газов. Кроме этого, в составе смеси могут присутствовать глинистые частицы или растворенные соли.

Каждое месторождение содержит в себе пластовые воды, которые различаются между собой по химическому составу. В связи с этим требуется технологическая оснастка, позволяющая очищать нефть и подготавливать ее к перевозке.

Первым делом нефтепродукт освобождают от ненужных примесей путем сепарации. Для этого используют центробежные либо гравитационные устройства. В результате из нефтяной жидкости отделяется вода.

Следующий этап — дегазация. Из очищенной нефти выделяют растворенные в ней газы, только потом производят обезвоживание. В конечном итоге остается провести обессоливание — удаление из нефти лишних солей путем отстаивания.

Иными словами, подготовка нефти к транспортировке — это процесс удаления из сырья всех ненужных компонентов, которые могут затруднить его переработку и перевозку. Качественно обработанное сырье не оказывает негативного влияния на оборудование.

Нефтепродукты подразделяются на виды, для каждого из которых предусмотрены свои условия хранения и перевозки.

Для транспортировки бензина, а также печного и дизельного топлива используют специальные цистерны. Они должны иметь систему контроля давления, воздушные клапаны и устройства нижнего слива и залива. Перевозка топлива в малых объемах допускается в полимерных бочках и канистрах.

Транспортировка густого топлива осуществляется в цистернах, а также в металлических и полимерных баках. Для обеспечения безопасности емкость должна герметично закрываться.

Что касается перевозки смазочных материалов, то здесь допускается использование полимерных упаковок, автомобильных цистерн, бочек и канистр. Тару подготавливают в зависимости от степени вязкости жидкости.

Для транспортировки битумов допускается применение автомобильных и железнодорожных бункерных емкостей. Некоторые виды твердых нефтепродуктов перевозят в неспециализированной таре. Например, в бумажных барабанах или картонных ящиках.

Перед подготовкой к транспортировке важно соблюсти требования по заполнению тары. Жидкие нефтепродукты разрешено заполнять на 95% объема, а густое топливо — на 100%.

Требования к водителям

Водители, осуществляющие транспортировку нефтепродуктов, должны в обязательном порядке пройти специализированный курс обучения. Далее им выдается удостоверение, разрешающее перевозить опасные грузы.

Помимо общего инструктажа, перед каждым выездом проводится дополнительный (по ТБ). Все сотрудники, выходя в рейс, должны знать, как вести себя в той или иной нештатной ситуации.

Кроме этого, на каждом этапе погрузки и разгрузки сырья водителям следует соблюдать правила технической и пожарной безопасности. Особое внимание обращают на использование индивидуальных защитных средств.

Документы

Главным документом, необходимым при перевозке, служит наличие договора перевозчика и грузоотправителя. Также нужна накладная, отечественная или зарубежная, и полный пакет сопроводительных документов.

В пакет входят следующие виды документов:

  • путевой лист с соответственной маркировкой;
  • Европейское соглашение ДОПОГ;
  • водительское удостоверение о допуске к транспортировке опасного груза;
  • маршрут передвижения;
  • письменные инструкции;
  • информационный лист с указанием телефонов ответственных лиц;
  • копия договора с грузоотправителем.

Транспортировка груза — опасная и ответственная работа, требующая от водителя внимательности и дисциплинированности.

Основные способы

Транспортировка — это доставка сырой нефти от места производства до пункта потребления. На сегодняшний день перевозка осуществляется посредством автомобильного, железнодорожного, морского транспорта. Способ доставки определяется на основе объема и типа продуктов.

Автомобильные перевозки

Сегодня автомобильная транспортировка нефти — достаточно популярный метод. Для осуществления правильной доставки водитель должен соблюдать меры предосторожности.

Перевозка осуществляется с помощью автомобилей, оснащенных специальным оборудованием. Такой транспорт по-другому называют специальным подвижным составом (СПС).

Выделяют следующие типы СПС:

  • Бензовоз — сюда относят автомобильные цистерны, которые осуществляют перемещение жидких масел, моторного горючего и растворителей.
  • Битумовоз — необходим для перевозки горячего битума. Конструкция оснащена специальным устройством для подогрева НП.
  • Топливозаправщики — оборудованная машина, оснащенная насосом для принудительного слива горючего.

Иногда для транспортировки используют обычные грузовые машины. В таких автомобилях разрешено перевозить до 1000 л дизельного топлива и до 33 л бензина.

Перевозить нефтепродукты транспортом удобно, когда необходимо доставить небольшое количество топлива. Главное, чтобы маршрут следования не пролегал около густонаселенных городов, заповедников, лечебных заведений, школ и т. д.

Трубопроводная транспортировка

Осуществляется с помощью трубопроводов от места производства до точки потребления. Движение нефтепродуктов по трубам происходит при помощи насосных станций. Главным преимуществом данного метода является дешевая эксплуатация и отсутствие нужды в большом количестве работников.

Сегодня Россия — один из самых крупных поставщиков нефти. С помощью трубопроводов есть возможность поставлять сырье практически в любом направлении. Работа не останавливается ни при каких условиях, на перевозку не влияют климат, время года и географическое положение.

К особенностям трубопроводного транспорта относят:

  • сроки постройки не занимают много времени;
  • в процессе перекачки не происходит существенных потерь НП;
  • есть возможность перекачивать сразу несколько видов продукции.

К числу недостатков относят невозможность изменить маршрут перевозки. После прокладки трубопровода скорректировать направление доставки уже будет невозможно.

Жидкие и газообразные НП доставляют к потребителю через магистральные трубопроводы. Это позволяет своевременно провозить сырье на сотни километров.

Как транспортируют нефть?

Железнодорожные перевозки

Способ перевозки нефти по железной дороге существует более 150 лет. За этот период увеличилась грузоподъемность и мощность локомотивов, а также возросла безопасность. Однако данный метод имеет свои преимущества и недостатки.

К плюсам относят:

  • Возможность совершения грузоперевозок в любое время года. Доставка нефтепродуктов осуществляется одинаково быстро и летом, и зимой.
  • Скорость. Железнодорожный транспорт выигрывает у водного, а иногда и у грузовых машин.
  • География. Железная дорога располагается практически на всей территории страны. Это позволяет осуществлять доставку на дальние расстояния.
  • Объем. Ж/д состав имеет возможность тянуть за собой огромное количество цистерн с сырьем.

Что касается недостатков, то у железнодорожного транспорта нередко случаются утечки сырья из цистерн. Такое явление считается нормальным, поэтому расчеты НП всегда производятся с учетом возможных потерь.

При невозможности осуществить доставку по железной дороге прибегают к другим методам транспортировки. Иногда в качестве альтернативного решения предлагают совместить два вида транспорта. Иными словами, осуществляют мультимодальную транспортировку.

Водным транспортом

Сегодня одним из методов перевозки нефтепродуктов является доставка водным транспортом.

Нефтеналивные суда подразделяются на самоходные и несамоходные. К первым относят речные и морские танкеры, а ко вторым — морские баржи или лихтеры.

Основными преимуществами перевозки водным транспортом являются:

  • Возможность доставлять сырье на дальние расстояния и в больших объемах.
  • Разрешено перевозить нефтепродукты в любом агрегатном состоянии и без ограничений.
  • Транспортировка может осуществляться не только по большим водоемам. Доставку также производят по рекам и озерам.
  • Благодаря системе подогрева в процессе перевозки высоковязкой нефти есть возможность поддерживать правильную температуру сырья.

К недостаткам водного транспорта относят сезонность работы водоемов. В зимнее время вода замерзает, а значит доставка НП невозможна. Кроме этого, существует риск возникновения кораблекрушения. Разлив нефти в водоем представляет собой экологическую катастрофу, которая вызывает загрязнение большого количества пресной воды.

Требования по безопасной транспортировке нефти

Определены требования транспортировки нефтепродуктов каждого вида НП, они имеют свои правила безопасности:

  • Нефтепродукты разных марок перевозятся отдельно друг от друга.
  • Сырье допускается к транспортировке при условии, что оно упаковано надлежащим образом, имеет маркировку и сопроводительные документы.
  • Перед наливом топлива необходимо провести тщательный осмотр автомобильных и железнодорожных цистерн. При обнаружении в таре посторонних примесей или воды перевозку отменяют.
  • Высоковязкие и высокозастывающие НП рекомендуется перевозить в судах, оборудованных устройствами для подогрева.

Транспортировка нефти должна осуществляться автомобильным, железнодорожным, речным и трубопроводным транспортом, а иногда воздушным в соответствии с требованиями, установленным ФЗ.

Нефтетрейд

Нефтетрейд

Нефтетрейд запись закреплена

Плюсы и минусы разных способов транспортировки нефти

У каждого способа транспортировки нефти есть свои достоинства и недостатки. Ими и определяется, какой способ будет использоваться в том или ином случае.

✅

Транспортировка нефти по трубопроводу имеет следующие плюсы:

- Её стоимость ниже, чем при использовании других способов.
Поставка не зависит от климатических условий и может вестись бесперебойно весь год.

- Потери нефти во время перекачки незначительны.
По одному и тому же трубопроводу могут перекачиваться нефть и нефтепродукты разных сортов.

- Для обслуживания трубопроводной системы требуется сравнительно мало работников, многие операции автоматизированы.

- Проложить трубы можно по кратчайшему пути или максимально близкому к нему, так что приходится преодолевать гораздо меньшее расстояние, чем при доставке между теми же населёнными пунктами по дорогам или рекам.

⛔

Но имеет основной способ транспортировки нефти и недостатки:

- Поначалу необходимо серьёзно вложиться в строительство трубопровода.

- При его вводе в эксплуатацию потребуется потратить большой объем нефти на заполнение.

- В некоторых районах проложить трассу оказывается сложнее, нужны куда большие материальные и временные затраты, чем обычно.

- Аварии при транспортировке нефти могут нанести ущерб окружающей среде, в особенности если нефтепровод подводный.

✅

Перевозка нефти водными путями имеет несколько ключевых преимуществ:

- Необходимо не так много дорогостоящих сооружений.
- Транспортировка обходится сравнительно дёшево, причём чем больше перевозимый за раз объём, тем дешевле.
- Доставлять грузы можно в те места, куда по суше сделать это невозможно.
- Маршруты можно менять без больших затрат.
- Пропускная способность пути практически не ограничена.

⛔

Но есть и проблемы:

- Ограничения на транспортируемый объём накладывают грузоподъёмность судов и производительность берегового нефтебазового хозяйства.
- В некоторых регионах водный транспорт может использоваться только в подходящий сезон.
- Разлив нефти, которую вёз только один танкер, может загрязнить огромный объём воды и уничтожить множество её обитателей. Как результат: необходимость проходить множество согласований и соответствовать очень жёстким нормам.
- Доставка водным транспортом не отличается быстротой.
Плюсы доставки автотранспортом:

Хорошо подходит для небольших партий, для которых нерентабельно задействовать состав или баржу.

На машине можно добраться в населённые пункты, располагающиеся не у судоходных рек или железных дорог.
Скорость доставки на грузовых автомобилях выше, чем на морском транспорте, и часто выше, чем по железной дороге.
Минусы:

Высокие затраты – чтобы перевезти сопоставимый объём нефти, потратить придётся в среднем в 15 раз больше, чем при доставке по железной дороге.

Низкая грузоподъёмность автотранспорта в сравнении с другими видами.

✅

У перевозки по железным дорогам также есть преимущества:

- Может без помех осуществляться круглогодично.
- В одном составе могут перевозиться различные виды нефти и нефтепродуктов.
- Возможна транспортировка в любой пункт, соединённый железными дорогами с местом погрузки.
- Скорость в два-три раза выше, чем при использовании речного транспорта.
- Перевозить можно большие объёмы – в этом отношении железные дороги уступают только трубопроводам.

⛔

Что до минусов, среди них стоит выделить:

- Высокую стоимость прокладки.
- Увеличение загрузки железных дорог.
- Высокие потери при транспортировке, наливе и сливе.
- Необходимость устраивать наливно-сливные пункты и пункты зачистки вагонов.

В обратном направлении цистерны приходится везти пустыми.

✅

Плюсы транспортировки по воздуху:

- Очень высокая скорость.
- Возможность доставлять нефть в труднодоступную местность.

⛔

Минусы таковы:

- Низкая грузоподъёмность воздушного транспорта.
- Зависимость от погодных условий.
- Стоимость транспортировки нефти этим способом слишком высока, чтобы применять его постоянно.

Читайте также: