Военное положение это кратко обж

Обновлено: 02.07.2024

Воинская обязанность — это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооруженных сил и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны.

Согласно статье 59 Конституции РФ защита Отечества яв­ляется долгом и обязанностью гражданина Российской Фе­дерации.

Воинская обязанность предусматривает:

обязательную подготовку к военной службе;

призыв на военную службу;

прохождение военной службы по призыву;

пребывание в запасе;

Воинский учет — это составная часть воинской обязан­ности граждан. Воинскому учету подлежат все граждане муж­ского пола, достигшие призывного возраста, а также воен­нообязанные по месту жительства.

Все граждане Российской Федерации обязаны состоять на воинском учете. Исключение составляют граждане:

отбывающие наказание в виде лишения свободы;

лица женского пола, не имеющие военно-учетной спе­циальности или категории воинского учета, указываю­щей военную специальность (получаются при оконча­нии определенного образовательного учреждения);

граждане, постоянно проживающие за пределами Рос­сийской Федерации.

Воинский учет призван определить возможности государ­ства по обеспечению комплектования Вооруженных сил личным составом.

Воинский учет граждан Российской Федерации осущест­вляется по месту жительства военными комиссариатами. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, пер­вичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления.

Закон определяет, что в документах по воинскому учету должны содержаться следующие сведения о гражданине:

фамилия, имя, отчество;

годность к военной службе по состоянию здоровья;

профессиональная пригодность к подготовке по военно- учетным специальностям и к военной службе на воин­ских должностях;

основные антропометрические данные: рост, вес, окруж­ность грудной клетки, мышечная сила кисти, жизнен­ная емкость легких (спирография);

прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы;

прохождение военных сборов;

наличие военно-учетных и гражданских специальностей;

владение иностранными языками;

наличие первого спортивного разряда или спортивного звания;

возбуждение или прекращение в отношении граждани­на уголовного дела;

сведения о бронировании гражданина, пребывающего в запасе, за органом государственной власти, органом самоуправления или организацией на период мобили­зации и в военное время.

Первоначальная постановка на воинский учет граж­дан мужского пола осуществляется в год достижения ими возраста 17 лет (это мероприятие проводится с января по март включительно). Первоначальную постановку на воин­ский учет осуществляет специальная комиссия по постанов­ке граждан на воинский учет, создаваемая в районе, городе или другом административном образовании.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специ­альности, а также лиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется военным комиссариатом в тече­ние всего календарного года.

Медицинское освидетельствование граждан при перво­начальной постановке на воинский учет проводят врачи- специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, отоларинголог, стоматолог, а в случае необходи­мости (по направлению военкомата) — врачи других спе­циальностей.

На основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет допризывник может быть направлен в ме­дицинское учреждение государственной или муниципальной системы здравоохранения на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза либо для лечения заболевания. В настоящее время прорабатывается вопрос о том, чтобы обследование проводилось в военных гос­питалях.

В случае если допризывник или юноша призывного воз­раста нуждается в продолжительном (свыше трех месяцев) медицинском обследовании (лечении), выносится заключение о его временной негодности к военной службе на срок от ше­сти до двенадцати месяцев. После завершения медицинского обследования (лечения) необходимо пройти повторное осви­детельствование.

Для граждан, признанных годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничения­ми, определяется показатель предназначения для прохожде­ния военной службы.

По результатам профессионального психологического от­бора, проводимого при первоначальной постановке на воин­ский учет, гражданам могут выдаваться рекомендации для подготовки в военно-учебные заведения Министерства оборо­ны РФ. Выявляются также качества, необходимые для служ­бы в определенных районах.

После выполнения всех мероприятий, связанных с пер­воначальной постановкой на воинский учет, председатель комиссии (или по поручению председателя — секретарь ко­миссии) обязан сообщить допризывнику решение комиссии и разъяснить его обязанности по воинскому учету. Допри­зывнику выдается Удостоверение гражданина, подлежа­щего призыву на военную службу. С этого момента статус допризывника меняется: он сможет осуществить свою кон­ституционную обязанность, связанную со службой в ар­мии.

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

состоять на воинском учете по месту жительства в во­енном комиссариате, а в населенном пункте, где нет во­енных комиссариатов, — в органах местного самоуправ­ления;

явиться в установленное время и место по вызову (по­вестке) в военный комиссариат или иной орган, осу­ществляющий воинский учет, по месту жительства или места временного пребывания;

при увольнении с военной службы в запас Вооружен­ных сил РФ явиться в двухнедельный срок со дня ис­ключения из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляю­щий воинский учет, по месту жительства для поста­новки на учет;

сообщить в двухнедельный срок в военный комиссари­ат или иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления;

сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из страны на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жи­тельства, место временного пребывания или при возвра­щении в Российскую Федерацию;

бережно хранить военный билет, а также Удостовере­ние гражданина, подлежащего призыву на военную службу;

в случае утраты указанных документов следует в двух­недельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, для реше­ния вопроса о получении документов взамен утраченных.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, вы­езжающие в период проведения призыва с места жительства на срок более трех месяцев, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет.

В период мобилизации, военного положения, а также в во­енное время воинская обязанность определяется соответству­ющими законами и нормативно-правовыми актами Россий­ской Федерации.

Мобилизация — это комплекс мероприятий по перево­ду на военное положение Вооруженных сил, экономики государства и органов государственной власти страны.

Военное положение— это особый правовой режим

в стране или отдельной ее части, устанавливаемый ре­шением высшего органа власти при исключительных обстоятельствах; выражается в расширении полномочий военных властей и возложении на граждан ряда допол­нительных обязанностей и определенных ограничений.

Военное время — это период фактического нахождения государства в состоянии войны; характеризуется суще­ственными изменениями во всех сферах жизни госу­дарства и межгосударственных отношений, введением законов военного времени.

Одной из составляющих воинской обязанности является обязательная подготовка граждан к военной службе. Обязательная подготовка к военной службе предусматривает:

получение начальных знаний в области обороны;

подготовку по основам военной службы в государствен­ных, муниципальных или негосударственных образова­тельных учреждениях среднего (полного) общего обра­зования, образовательных учреждениях начального про­фессионального и среднего профессионального образо­вания и на учебных пунктах организаций;

подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению воен­ного комиссариата;

медицинское освидетельствование и медицинское обсле­дование;

проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Условно обязательную подготовку граждан к военной службе можно разделить на два периода.

Первый период — подготовка к военной службе граждан допризывного возраста.

Второй период — подготовка к военной службе граждан призывного возраста, состоящих на воинском учете (до мо­мента отправки со сборного пункта к месту прохождения во­енной службы).

Призыву на военную службу подлежат граждане мужско­го пола в возрасте от 18 до 27 лет.

В первый период подготовка граждан к военной службе в основном направлена на достижение общеобразовательного уровня, определяющего пригодность к исполнению воинской обязанности. Работа идет по следующим направлениям: со­вершенствование физических качеств; выработка необходи­мых психологических качеств, умения работать в коллекти­ве и малых группах; определение индивидуальных наклон­ностей и возможностей; первоначальный профессиональный отбор (определение склонностей и предрасположенности к определенным профессиям). В этот период юноши получают начальные знания в области обороны.

Подготовка граждан призывного возраста строится с уче­том рекомендаций по результатам профессионального психо­логического отбора во время первоначальной постановки на воинский учет. В этот период каждый призывник должен развить в себе необходимые Качества, характерные для вы- бранной (рекомендованной) военной специальности. Кроме того, целесообразно детально ознакомиться с основами воен­ной службы по призыву (контракту), узнать о требованиях к уровню здоровья при службе в определенных войсках. Важ­но спланировать систему индивидуальной подготовки так, чтобы максимально подготовиться к будущей службе.

Вопросы для самоконтроля

2. Что составляет правовую основу воинской обязанности и воен­ной службы в Российской Федерации?

3. Что предусматривает воинская обязанность?

4. Какие категории граждан должны состоять на воинском учете?

5. Как осуществляется воинский учет граждан в Российской Фе­дерации?

6. Каковы обязанности граждан по воинскому учету?

7. Что такое мобилизация, какие виды мобилизации различают и в каких случаях она объявляется?

8. Что предусматривает обязательная подготовка граждан к воен­ной службе?

ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, особый правовой режим, вводимый высшей государственной властью в стране или на отдельных ее территориях при чрезвычайной обстановке (война, восстание и т.п.). В РФ согласно Конституции В.п. вводится указом Президента РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной ее угрозы с немедленным уведомлением Совета Федерации и Госдумы РФ. При В.п. функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности переходят к военным властям, на граждан возлагаются дополнительные обязанности и ограничения.

При наступлении определенных негативных обстоятельств, угрожающих существованию государства или безопасности его граждан, согласно законодательству большинства стран мира может быть применено военное положение. Что это такое? При каких конкретных условиях оно может быть введено? Как себя при этом нужно вести? В общем, давайте выясним, что значит военное положение.

военное положение в стране

Общая суть термина

Военное положение – это введение специального режима правовых отношений в стране, которые предназначены для обеспечения сохранения жизнеспособности государства и защиты его граждан в определенных чрезвычайных условиях.

военное положение что это такое

Чаще всего поводом для введения данной меры является внешняя агрессия или её угроза. Но в истории известна и масса случаев, когда при внутренних беспорядках вводился режим военного положения. Это объяснялось необходимостью защиты мирных жителей или обеспечением сохранения конституционного строя. Подобные прецеденты имели место как в США, так и во многих европейских государствах.

В большинстве современных стран за введение военного положения отвечает не армейское руководство, а глава государства. Но чаще всего с обязательным одобрением данного решения парламентом страны. В некоторых случаях законодательный орган берет инициативу введения особого режима на себя.

Зачастую условия военного положения предусматривают предоставление дополнительных полномочий центральной власти для обеспечения более оперативного руководства ситуацией, а также определенное сокращение перечня прав и свобод граждан.

Это наиболее типичные причины и следствия ввода военного положения, которые являются идентичными для большинства стран мира. Теперь же взглянем на условия введения и действия военного положения в отдельных государствах, узнаем, в чем состоят их нюансы, а также остановимся на конкретных исторических прецедентах.

Военное положение в законодательстве Российской Федерации

В данном акте оговаривается весь механизм введения военного положения в России, основание, причины, порядок его действия, а также условия снятия.

Когда вводится военное положение в России?

Закон о военном положении предусматривает введение данного режима только в случае внешней агрессии иностранного государства или угрозы нападения. Внутренние причины как повод для применения данного инструмента исключаются. Для этого случая предусмотрен режим чрезвычайного положения.

военное положение это

Право ввести военное положение в стране в случае существования необходимых оснований имеет президент Российской Федерации. Делает он это путем издания указа. С ним в обязательном порядке немедленно должны быть ознакомлены парламентская Дума и Совет Федерации. СовФед должен утвердить указ либо отклонить его.

Обязательными атрибутами данного документа является причина введения военного положения, территория, на которую его действие распространяется, точная дата начала действия режима.

Что предусматривает военное положение в России?

С момента, который обозначен в указе, начинает действовать военное положение. Что это значит для обычных россиян? О чем они должны знать?

Прежде всего военное положение - это ограничение некоторых прав и свобод человека. А именно: начинает действовать запрет собраний, митингов, забастовок. Запрещается деятельность партий и других политических организаций на территории, где введено военное положение. Кроме того, вводится ограничение на право перемещения граждан и передвижение с помощью транспортных средств, применяется режим комендантского часа, вплоть до полного запрета въезда на определенные территории. Срок задержания до выяснения обстоятельств увеличивается до 30 суток. Правда, дольше этого времени вас никто не имеет права держать.

Но не только подобные действия подразумевает под собой введение военного положения. Что это не просто ряд мер, связанных с ограничением свобод граждан, доказывает присутствие в законе и других пунктов. Прежде всего - установление специальных режимов на стратегически важных объектах, а в случае надобности - и эвакуация последних.

Также предусмотрена изоляция граждан воюющего с Россией государства, находящихся на момент боевых действий на её территории. Причем это делается не только в целях государственной безопасности, но и для обеспечения неприкосновенности самих иностранцев.

введение военного положения

Кроме того, вводится цензура, а в отдельных случаях ограничивается выезд россиян за рубеж.

Но главным пунктом данного закона является возможность привлечения вооруженных сил для обеспечения правопорядка.

Отмена военного положения в России

Военное положение в Российской Федерации, как и его введение, может быть отменено указом президента страны. Это осуществляется в том случае, если глава государства решит, что обстоятельства, вынудившие пойти на введение особого режима, устранены. Также военное положение отменяется, если его не утвердил Совет Федерации. Других способов снятия особого режима законодательство не представляет.

Прецеденты введения военного положения на территории России

военное положение что это значит

Случаи применения военного положения в Российской Федерации

С момента образования Российской Федерации до нынешнего времени на её территории военное положение никогда не вводилось. Даже во времена Чеченской войны на территориях, охваченных боевыми действиями, было введено только чрезвычайное положение и режим контртеррористической операции. Правда, на контролируемой боевикам территории военное положение вводил Джохар Дудаев, но делал он это не как глава субъекта Российской Федерации, а как президент независимой Ичкерии.

Военное положение в Украине

Теперь давайте взглянем, при какой ситуации в других странах вводится военное положение. Что это такое, например, для Украины?

что значит военное положение

Нововведения в украинском законодательстве

Итак, по украинскому законодательству военное положение может быть введено не только по причине внешней агрессии, но и в связи с обстоятельствами, угрожающими независимости или территориальной целостности страны.

Решение о введении данного режима принимает президент, но утверждает его в обязательном порядке Верховная Рада. Действие военного положения может распространяться как на всю страну, так и на её отдельную часть.

Согласно данному закону, при введении режима возможно существенное ограничение прав и свобод человека. В первую очередь ограничивается право на свободу передвижения, вводится жесткий паспортный режим и комендантский час. Также при необходимости может быть введена обязательная трудовая повинность на нужды оборонной промышленности.

Законодательно предусматривается возможность запрета действия политических партий, работы интернета, телевидения и других источников информации.

Кроме того, закреплена возможность эвакуации населения из мест боевых действий и обязанность жителей населенных пунктов, в которые будет производиться переселение, обеспечивать беженцев всем необходимым.

Ограничения прав человека, которые будут происходить в рамках данного законодательства в случае введения особого режима, в международных судах оспорены быть не могут.

Вот что значит военное положение по законодательству Украины.

Военное положение в Беларуси

Теперь взглянем, как законодательство Республики Беларусь смотрит на военное положение. Что это такое по законам данной страны?

Военное положение вступает в силу на основании указа президента, но с обязательным одобрением в трехдневный срок Советом Республики. В первой же статье закона указывается, что в случае введения данного режима предусматривается определенное ограничение прав и свобод человека и возложение на граждан дополнительных обязанностей.

Отмена военного положения следует после издания президентом соответствующего указа.

Военное положение в других странах мира

До сих пор мы говорили только о странах постсоветского пространства. Но как в дальнем зарубежье применяют военное положение? Что это такое, например, для жителей Испании или США?

Нужно сказать, что законодательство о военном положении у большинства демократических стран очень схоже. Так что нет принципиальной разницы, при сравнении с законами России, Украины и Беларуси. Так же и в остальных странах: в случае введения военного положения предусматривается урезание прав и свобод человека. Разница только в величине этих ограничений.

Единственное принципиальное отличие в законодательствах различных стран – это возможность применять военное положение в случае внутригосударственного конфликта. Законы одних стран разрешают это, а других допускают введение данного режима только при существовании внешней агрессии. Так, военное положение в различное время вводилось при внутренних протестах в США, Франции, Польше.

закон о военном положении

Если же говорить о странах, где существует жесткая диктатура, то там процесс введения военного положения намного проще и зависит фактически от воли одного человека. Да и ограничения прав и свобод при введении подобного режима намного жестче, чем в демократических странах.

Общие итоги

Конечно, лучше бы закон о военном положении применять никогда не пришлось. Но, как показывает практика, стоит перестраховаться и иметь в наличии уже готовый план действий на случай угрозы независимости и целостности страны, чем потом принимать в спешке соответствующие законы.

Конечно, закон о введении военного положения практически каждой страны предполагает определенные ограничения прав и свобод своих граждан, но это все-таки неизбежный шаг при внешней агрессии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Военное положение – это особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии.

Характеристика военного положения Военное положение характеризуется введением в действие специальных (чрезвычайных) мер в интересах защиты государства. Характерные черты : 1) расширение полномочий органов военного управления; 2)возложение на граждан дополнительных обязанностей, связанных с обороной страны; 3)ограничение прав и свобод гражданина и человека.

Характеристика военного положения

Военное положение характеризуется введением в действие специальных (чрезвычайных) мер в интересах защиты государства. Характерные черты : 1) расширение полномочий органов военного управления; 2)возложение на граждан дополнительных обязанностей, связанных с обороной страны; 3)ограничение прав и свобод гражданина и человека.

 Все функции государственной власти в области обороны, обеспечения общественной безопасности и порядка в местностях Органы военного управления регулировать общественный порядок в соответствии с требованиями обстановки право возлагать на физических и юридических лиц дополнительные обязанности За неподчинение власти, за преступления, направленные против безопасности страны и наносящие ущерб обороне, виновные привлекаются к ответственности по законам военного времени. привлекать к трудовой повинности, производить реквизицию и изъятие транспортных средств для нужд обороны и др.

Все функции государственной власти в области обороны, обеспечения общественной безопасности и порядка в местностях

Органы военного управления

регулировать общественный порядок в соответствии с требованиями обстановки

право возлагать на физических и юридических лиц дополнительные обязанности

За неподчинение власти, за преступления, направленные против безопасности страны и наносящие ущерб обороне, виновные привлекаются к ответственности по законам военного времени.

привлекать к трудовой повинности, производить реквизицию и изъятие транспортных средств для нужд обороны и др.

Введение и отмена военного положения Военное положение в России или в отдельных её местностях вводится указом президента, который должен быть немедленно обнародован по радио и телевидению и официально опубликован. Кроме того, президент должен немедленно сообщить о введении военного положения Совету Федерации и Государственной думе. Совет Федерации в течение 48 часов решает, утвердить ли президентский указ — и если указ не утвержден, он теряет силу.

Введение и отмена военного положения

Военное положение в России или в отдельных её местностях вводится указом президента, который должен быть немедленно обнародован по радио и телевидению и официально опубликован. Кроме того, президент должен немедленно сообщить о введении военного положения Совету Федерации и Государственной думе.

Совет Федерации в течение 48 часов решает, утвердить ли президентский указ — и если указ не утвержден, он теряет силу.

Основанием для введения военного положения являются акты агрессии: вторжение иностранных войск или нападение иностранных войск на российские, где бы они ни находились; бомбардировка иностранными войсками или другое применение оружия против России; засылка иностранными государствами агрессивных вооруженных групп в Россию; блокада российских портов или берегов иностранными войсками; разрешение иностранного государства использовать свою территорию для атаки на Россию.

Основанием для введения военного положения являются акты агрессии:

Непосредственной угрозой агрессии закон считает действия иностранного государства в нарушение международного права, которые непосредственно указывают на подготовку к агрессии. В качестве примера закон приводит объявление войны. Введение военного положения предполагает мобилизацию и организацию территориальной обороны, а также установление трудовой обязанности.

После отражения агрессии или устранения её угрозы военное положение отменяется.

Допустимые ограничения Закон предполагает две группы ограничений, которые могут быть введены в условиях военного положения. 1. Ограничения в зоне военного положения: эвакуация важных объектов и людей; ограничение въезда, выезда и свободы передвижения, досмотр, ограничение выбора места жительства; комендантский час; военная цензура в сфере коммуникаций; ограничение продажи оружия, опасных веществ, наркотиков, лекарств и алкоголя, их временное изъятие у граждан; запрет митингов и забастовок; изъятие частного имущества с последующей компенсацией;

Закон предполагает две группы ограничений, которые могут быть введены в условиях военного положения.

1. Ограничения в зоне военного положения:

2. Общие ограничения, которые могут быть установлены даже там, где военное положение не введено:

При введении военного положения не проводятся выборы и референдумы, полномочия выборных органов власти, органов местного самоуправления и должностных лиц автоматически продлеваются на тот же срок.

Основные полномочия по обеспечению военного положения сосредоточены в руках президента. Парламент принимает необходимые для обеспечения военного положения законы и растрогает договоры с государствами-агрессорами.

Судебная система и прокуратура в условиях военного положения действуют в прежнем виде, создание чрезвычайных судов в России запрещено.

Прецеденты в России Институт военного положения появился в СССР в 1938 году. Ввести особый режим мог Верховный совет. Фактически он вводился всего раз, когда страна находилась в состоянии войны. Статистика военного положения показывает, что особый режим был объявлен на оккупированных/прифронтовых территориях и стратегических объектах. Его нарушение строго каралось, вплоть до расстрела на месте. Больше особый режим не вводился. В период Чеченской войны президент ограничился объявлением чрезвычайного положения и режима контр террористической операции.

Прецеденты в России

Институт военного положения появился в СССР в 1938 году. Ввести особый режим мог Верховный совет. Фактически он вводился всего раз, когда страна находилась в состоянии войны.

Статистика военного положения показывает, что особый режим был объявлен на оккупированных/прифронтовых территориях и стратегических объектах. Его нарушение строго каралось, вплоть до расстрела на месте.

Больше особый режим не вводился. В период Чеченской войны президент ограничился объявлением чрезвычайного положения и режима контр террористической операции.

Читайте также: